Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Тема пушкинского окружения была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении. Точно так же, как биография А.С.Пушкина неотделима от его творчества и не может изучаться в отрыве от него, личность поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Знакомясь с лирикой А.С.Пушкина, мы обратили внимание на то, что поэт достаточно часто обращался в своих стихотворениях к конкретным лицам, то есть прибегал к жанру стихотворного послания. Именно этот жанр позволяет, на наш взгляд, глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта. К кому же обращался Александр Сергеевич в своих произведениях? Что это за люди?
Ключевые слова: лирика, адресаты, жанр послания.

Цель: провести исследование лирических посланий поэта и составить каталог «Адресаты лирики А.С.Пушкина» в печатном и интерактивном электронном варианте, содержащий в себе хотя бы краткие сведения о всех людях, которым посвящал поэт свои стихи.

Задачи:

1.познакомиться с литературой, рассказывающей об окружении А.С.Пушкина;

2.выявить все стихотворные послания, написанные поэтом;

3.определить круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических произведений; познакомиться с биографиями адресатов;

4.установить, в какие годы и почему А.С.Пушкин чаще обращался к жанру послания;

5.систематизировать сведения о лицах, которым поэт посвящал стихотворения.

Объект исследования: лирика А.С.Пушкина.

Предмет исследования: лирические послания А.С.Пушкина.

В своей работе мы использовали следующие методы:

- теоретический  и обобщающий анализ;

- сравнение;

-систематизация, каталогизация собранного материала, его статистическая обработка.

Новизна: впервые в истории пушкиноведения создан каталог «Адресаты лирики А.С.Пушкина».

Практическая значимость: представленные в каталоге материалы помогут сформировать у учащихся представление об окружении А.С.Пушкина, глубже понять и почувствовать лирику поэта, а также расширить читательский кругозор. Каталог способствует развитию интереса к изучению литературы и может быть представлен на уроках литературы, а также внеклассных мероприятиях, в целях ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.

Работа носит теоретическую и практическую направленность. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя три главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список используемой литературы и приложения.

Выводы:

1.Выявили 290 стихотворных посланий, написанные в разные годы и обращенные к 134 адресатам.Выяснили, кому адресованы эти произведения и составили диаграмму «Адресаты лирики А.С.Пушкина».

2. Рассмотрели круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических посланий.

3. Составили график зависимости количества написанных стихотворных посланий от года их создания.

4. Систематизировали сведения о лицах, которым А. С. Пушкин посвящал свои стихи, и создали каталог «Адресаты лирики Пушкина» в печатном и интерактивном электронном варианте, который рекомендуем использовать как наглядное пособие при изучении творчества поэта.

Ссылки на источники

  1. Ю.М.Лотман. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. - М: Просвещение, 1981.
  2. В.Кулешов. Жизнь и творчество А.С.Пушкина.- М.: Художественная литература, 1987.
  3. Н.Эйдельман. «Прекрасен наш союз...»- М.: Молодая гвардия, 1982.
  4. К.Я.Грот. Пушкинский лицей.- Гуманитарное агентство «Академический проект».- С.-П.:1998.
  5. М.Басина. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести.- Л.: Детская литература, 1988.
  6. В.Вересаев. Спутники Пушкина. М.: Советский спорт, 1993.
  7. П.Е.Щеголев,П.К.Губер,А.Н.Вульф,Е.Ф.Атачкин.«Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы».«АСТ, Астрель, Полиграфиздат», 2010.
  8. Д.М.Климова. Утаенная любовь Пушкина.- Гуманитарное агентство «Академический проект».- С.-П.:1997.
  9. Л.А.Черейский. Пушкин и его окружение. Л.:Наука,1988.
  10. Л.А.Черейский. Современники Пушкина: Документальные очерки.- Л.: Детская литература, 1999.
  11. Л.А.Черейский. Пушкин и Тверской край. Документальные очерки. Калинин: Моск. рабочий,1985.
  12. С.Н.Клюквина. Литература.-Пособие для поступающих в ВУЗы.-М.: Аквариум, 1997.
  13. А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах.Т.1. Стихотворения 1813-1824 годов. Т.2.Стихотворения 1825-1836 годов.- М: Художественная литература, 1974.