Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью определения умений школьников управлять своим временем. Выявлена необходимость овладения школьниками основных принципов тайм-менеджмента для успешной учебной деятельности.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, самоменеджмент, самомотивация. 

Если спросить любого человека, какова его цель в жизни, то большинство ответит, что хочет быть счастливым. Во многом счастье зависит от того, каким делом занимается человек, любимым или нет. Как правило, мы любим делать то, что у нас получается, на что есть способности, и откладываем во времени те дела, которые нам не нравятся. Но жизнь в XXI веке, веке стремительно меняющихся технологий, веке глобализации и информатизации, такова, что нужно успевать делать и то, что нам нравится, и то, что от нас требуется «по долгу службы». Поэтому современным школьникам для того, чтобы хорошо учиться, часто приходится выполнять огромное количество домашних заданий, проектов, читать не только учебники, но и дополнительную литературу. Кроме этого, многие из них посещают всевозможные кружки и секции, занимаются с репетиторами и ходят на различные учебные курсы с целью подготовки к поступлению в вуз. К сожалению, получается так, что на развлечения и отдых практически не остается времени. Отсюда стрессы, плохие отношения с родителями, и, как следствие, отсутствие желания учиться и ухудшение качества знаний. Таким образом, причиной тому является неумение управлять своим личным временем, планировать свои дела и расставлять приоритеты.

Наиболее оптимальным инструментом обучения навыкам управления своей деятельностью является техника «time management» (управления временем, организации времени), под которой следует понимать не просто набор техник планирования, но комплексную систему управления персональной деятельностью, т.е. самоменеджмент.

Самоменеджмент — это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире).

Л. Зайверт, немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени (г. Хайдельберг, Германия), дает такое определение самоменеджменту: «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время» [1].

В.Е. Ланкин считает, что «самоменеджмент, а более правильно самоуправление – это самостоятельность и личное управление самим собой» [2].

В.Н. Куликова сводит самоменеджмент к управлению собственным временем — тайм-менеджменту — и определяет его как «динамично развивающуюся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем» [3].

Чтобы научиться управлять самостоятельной учебной деятельностью, школьникам необходимо соблюдать три принципа:

1. Правильное распределение своего времени.

2. Постоянное повышение эффективности учебного процесса.

3. Повышение личной мотивации.

Первый принцип может быть реализован с помощью методики Time Management Matrix (или Матрицы Эйзенхауэра). Ее суть состоит в том, чтобы распределить все предстоящие дела по четырем квадратам, получающимся при пересечении двух осей: «важно - не важно» и «срочно - не срочно». Образуются следующие группы дел: важные и срочные; важные, но не срочные; дела не важные, но срочные; не важные и не срочные дела. Данная методика может помочь школьникам эффективно систематизировать свою предстоящую самостоятельную работу.

Также для реализации первого принципа можно предложить закон Парето, который заключается в следующем: 20 % усилий дают 80 % результата, тогда как оставшиеся 20 % результата дают остальные 80 % усилий. Разумеется, этот закон действует не на все случаи жизни. К примеру, спортсмен на олимпиаде должен выкладываться на все сто процентов, но никак не на 20. Однако при выполнении домашнего задания такая методика может серьезно помочь сэкономить и время, и усилия ученика.

Реализуя второй принцип, школьники могут воспользоваться полезным опытом бизнеса, в частности, так называемой методикой «5S». 5S — это система организации и рационализации рабочего места, которая была разработана в Японии после второй мировой войны.

В рамках данной системы для повышения эффективности самостоятельной работы школьникам нужно овладеть 5 понятиями:

Сэири («сортировка») — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.

Сэитон («соблюдение порядка», аккуратность) — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.

Сэисо («содержание в чистоте», уборка) — соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности.

Сэикэцу («стандартизация», поддержание порядка) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.

Сицукэ («совершенствование», формирование привычки) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Можно отметить, что использование данного инструмента на различных предприятиях во всем мире дает ощутимые результаты в области повышения качества продукции и производительности труда. И поэтому нам представляется возможным использовать данную методику и в учебной деятельности, которая является для школьников настоящим трудом.

И, наконец, для реализации третьего принципа «Повышение личной мотивации» мы рекомендуем самомотивацию, так как это одна из важнейших составляющих тайм-менеджмента. Человек, которым движет мотивация, а не принуждение, гораздо в большей степени заинтересован в успешном решении поставленной задачи.

Существует несколько способов самомотивации, которые можно применять современным школьникам:

-               ежедневное планирование дел с разбивкой их на этапы;

-               абстрагирование от мешающих работе факторов;

-               поощрение себя чем-либо за вовремя выполненные дела.

Школьникам можно посоветовать использовать такие средства как наручные часы, ежедневник (дневник), яркие канцелярские принадлежности: разноцветные клейкие листочки, закладки, стикеры (для выделения главного). Не стоит забывать о таком универсальном средстве тайм-менеджмента как телефон, в котором есть календарь и будильник.

В рамках данной работы нами было проведено исследование по подсчету количества времени, затрачиваемого учениками на домашнюю работу. Исследование проводилось методом анкетирования. Опрос проводился среди учащихся 6-х и 7-х классов школы № 199 г. Москвы в период с 18.11.2014 по 11.12.2014. Нами был опрошен 21 ученик. Для обработки данных использовалось программное средство Microsoft Excel.

В ходе проведенного исследования мы установили, что количество учащихся, продемонстрировавших безупречный контроль своего времени, составило 5 человек (24 % от общего числа опрошенных). У 76 % опрошенных неучтенное время варьируется от 30 минут до 5 часов в день.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что менее одной четвертой от числа школьников, принявших участие в проведенном опросе, умеют правильно распоряжаться своим временем. Остальные учащиеся не владеют в достаточной̆ степени навыками контроля и правильного распределения своего личного времени.

Некоторые учащиеся уделяют подготовке домашнего задания так много времени (4–5 часов в день), что в их распорядке дня не остается места ни для посещения кружков, ни для занятий в спортивных секциях, что отрицательно сказывается на их общем физическом и моральном состоянии.

Полученные данные подтверждают актуальность и полезность освоения учащимися навыков эффективного управления временем. Надеемся, что предложенные инструменты тайм-менеджмента позволят учащимся без ухудшения качества подготовки по школьным предметам добиться уменьшения количества времени, затрачиваемого на домашнюю работу. 

Ссылки на источники 

  1. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. - М. : Интерэксперт : ИНФРА-М, 1995. - 183 с.
  2. Маркетинг : учеб. пособие / под общ. ред. В. Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006. - 304 с.
  3. Куликова В.Н. Заставьте время работать на вас. - М. : Центрполиграф, 2008. - 192 с.
  4. Моргенстерн Дж. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. – М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2006. – 256 с.