Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье разбираются особенности выбора и организации экскурсий для младшего школьника, проводимые в Москве. Определены наиболее эффективные экскурсионные маршруты, соответствующие уровню подготовленности младшего школьника.
Ключевые слова: младший школьник, экскурсионные маршруты. 

В настоящее время школа должна проводить выходы на экскурсии, как в своем городе, так и в других. Приветствуются также самостоятельные походы учеников с их родителями на каникулах. Очень часто родители стремятся привезти детей в большой город, так как там больше возможностей для путешествия в интересные места. Но многие ученики после некоторых экскурсий остаются недовольны. Причины бывают разные: было скучно, неинтересно, непонятно, слишком долго.

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы выявить наиболее необходимые и интересные экскурсионные маршруты для младшего школьника. Также мы хотим доказать, что не все экскурсии полезны для учеников начальных классов.

Цель работы – выявить особенности выбора и организации экскурсий по Москве для младшего школьника.

Задачи исследования:

1.​ Дать характеристику младшему школьнику.

2.​ Проанализировать учебники «Окружающий мир» для начальных классов.

3.​ Составить наиболее эффективные экскурсионные маршруты для младшего школьника.

Новизна работы состоит в том, что мы проведем исследование особенностей выбора и организации экскурсий по Москве для младшего школьника, составим экскурсионные маршруты и представим отчет о проведенных мероприятиях в Москве на примере учеников 1-3 классов.

Практическая значимость проекта заключается в том, что, анализируя имеющиеся музеи, выставочные центры и другие места, предназначенные для посещения учениками начальных классов, мы составили наиболее эффективные экскурсионные маршруты.

Чтобы составить наиболее интересные и полезные экскурсионные маршруты, нужно знать особенности младших школьников. Это будет первой задачей нашего исследования.

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Это значит, что разнообразные экскурсии будут наиболее эффективно влиять на получение зрительных впечатлений, а вместе ними и новых знаний. Экскурсия позволяют проводить наблюдения, изучать различные предметы, явления и развивают познавательную активность младшего школьника.

В то же время, следует заметить, что не всякая экскурсия интересна ученику начальных классов. Многий материал, который дети получают там, бывает невостребованным, часто забывается. Для решения этой проблемы мы решили проанализировать учебники по окружающему миру авторов А.А. Плешакова и М.Ю.Новицкой. Это будет второй нашей задачей.

Рассматривая страницы учебника «Окружающий мир» для первого класса мы увидели, что дети должны иметь представление о зоопарке, музее (краеведческом музее и музее игрушки), театре, библиотеке. Много внимания уделяется столице нашей родины - Москве.

Во втором классе в учебнике А.А. Плешакова и М.Ю.Новицкой много рассказывается о нашей вселенной и звездах. Информацию об астрономических явлениях можно получить в планетариях.  В данном курсе ученики знакомятся с народными традициями и праздниками, много наблюдают за явлениями природы.

В третьем классе на уроках окружающего мира ученики знакомятся с видами научно-просветительских учреждений: художественными музеями, музеями-квартирами, домами-музеями, краеведческими музеями, а также планетариями и океанариумами. В учебнике предлагается узнать о свойствах воды, воздуха, земли; увидеть разнообразие животного мира. Со второго полугодия дети изучают особенности работы человеческого организма, продолжают расширять знания о своей столице – Москве и знакомиться с другими странами. Очень интересная информация об именах и их святых покровителях.

В четвертом классе продолжается изучение животного мира, его разнообразия. Много внимания уделяется знаменитым людям и событиям нашей страны, памятным датам. Увеличивается информация о других странах.

Данное исследование мы начинали проводить, когда учились во втором классе. На летние каникулы вместе с родителями решили составить экскурсионные маршруты по Москве, которые бы дополняли и расширяли материал, изучаемый в третьем классе. Третьей задачей нашего исследования являлся анализ экскурсионных маршрутов для младших школьников по Москве и составление своего: наиболее эффективного. В сети интернет мы нашли интересные музеи и другие научно-просветительские учреждения в Москве: Третьяковская галерея, зоологический музей при МГУ, Дарвинский музей, музей занимательных наук «Экспериментаниум», океанариум. Планетарий мы не включили в список, так как в предыдущие каникулы посетили его в городе Волгограде  и уже имели представление о нашей вселенной и звездах. Нам была интересна тема о святых, которые являются покровителями имени. Мы нашли интересный храм святого Мартина Исповедника в Москве на улице Солженицина, который решили посетить.

Все запланированные мероприятия нам удалось осуществить и даже больше. В начале учебного года мы составили отчет о своих путешествиях с фотоматериалом.

Мы сообщили, что побывали в Третьяковской галереи и познакомились с работами знаменитых художников: М.Врубеля, И.Левитана, И.Шишкина, В.Васнецова и других. Очень понравилось рассматривать картину А.Иванова «Явление Христа народу» и находить похожие эпизоды на этюдах, которые располагались на соседних стенах. Нам были интересны работы художника Виктора Михайловича Васнецова. Мы решили посетить дом-музей этого художника. Там мы увидели большую мастерскую, где работал художник, и где размещались картины на русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Баба Яга», «Спящая царевна» и другие.

Интересную и увлекательную информацию мы получили в зоологическом музее при МГУ и Дарвинском музее. В зоологическом музее познакомились со способами создания коллекций: в виде чучел, засушенных экспонатов, скелетов, археологических находок, хранения в специальных препаратах. Познакомились с разнообразием животного мира. В Дарвинском музее мы продолжили знакомство с видами животных. Так, в этом музее были представлены животные с разных концов света. Нам было интересно увидеть, как различаются волки или лисы, в зависимости от места проживания: степной волк серый, средних размеров, а вот волки из Сибири больше по размеру и с более пушистым мехом; бывают черные, красные волки, а не только серые. В этих музеях много внимания уделялось и жителям морей и океанов. Но более подробную информацию мы получили в океанариуме. Там впервые нами были увидены акулы, огромные морские черепахи, пираньи, мурены, скаты и другие. Мы смогли погладить спинки морских окуней.

Самые интересные впечатления были получены от посещения музея занимательных наук «Экспериментаниума».  Мы узнали, что такое оптические иллюзии, побывали в залах мыльных пузырей, поэкспериментировали с водой, электричеством, механическими экспонатами. В этом удивительном месте узнали о существовании музея человека «Живые системы» и решили посетить и его, хотя это не было запланировано. Мы помнили, что в третьем классе нам предстоит изучать особенности работы человеческого организма. Так, в музее человека «Живые системы» нам показали, как работает пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы; какие бывают суставы и как они работают; как борется организм с вирусами; какая температура тела у разных живых существ. Все экспонаты можно было не только трогать руками, но и предлагалось совершать с ними эксперименты.

Некоторые незапланированные мероприятия у нас выходили спонтанно. Например, когда мы вышли из зоологического музея при МГУ, то увидели, что находимся недалеко от Манежной площади. Тогда решили изменить свой маршрут и пройтись по этой площади, по Александровскому саду и Красной площади.

Очень интересным было посещение храма святого Мартина Исповедника на улице Солженицина. Мы увидели необыкновенное здание, которое было не похоже по своей архитектуре на другие русские храмы. Мы узнали, что этот храм является православным, и каноны при постройке были сохранены. Внутри было очень спокойно и красиво. Мы приобрели икону этого святого, так как он является моим покровителем. В учебнике «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю.Новицкой для третьего класса на 43 странице написано: «Святое имя каждого человека – его путеводная звезда!». Думаю, что следующим нашим исследованием будет изучение истории моего святого покровителя.

Таким образом, на основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что к любому путешествию нужно готовиться основательно: определить цель, составить план, продумать маршруты. Чтобы экскурсия была полезной и интересной, следует прислушиваться к своим желаниям и обращать внимание на тот материал, который предлагается в учебниках.

Экскурсии - это увлекательная форма познания окружающего мира. Они конкретизируют, углубляют и расширяют наши знания. На экскурсиях мы проверяем на практике многие знания и переводим их в умения и навыки. Выбор и организация экскурсий по Москве для младшего школьника очень кропотливая, но увлекательная работа. 

Ссылки на источники

  1. Краткая характеристика младшего школьного возраста http://khabarovavs.ucoz.ru/publ/informacija_dlja_roditelej/informacija_dlja_roditelej/kratkaja_kharakteristika_mladshego_shkolnogo_vozrasta/3-1-0-4
  2. УМК Перспектива «Окружающий мир»
  3. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27095
  4. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.
  5. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.36-40.
  6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. - М.: Академия, 1999.
  7. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.13-19. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.
  8. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.
  9. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.54-59.
  10. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1-4 классы. В 2-х частях. М. – 2013.