Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киприянова Е. А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75032.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психолого-педагогического формирования навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киприянова Екатерина Александровна,магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскkotenok181990_9@mail.ru

Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В статье обсуждаются возможностипсихологопедагогического формирования навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Ключевые слова: конструктивное общение, семья, ребенок с ОВЗ, программа по формированию навыков конструктивного общения, технологическая карта. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Семья занимает особое место в жизни человека. В семье ребенок получает первые навыки общения с людьми, воспринимает образцы поведения и в дальнейшем во многом следует им. Поскольку семья –это составляющая часть социума, то успешное развитие и воспитание ребенка может служить основой для его дальнейшей успешной социализации. В обществе каждый человек занимает определённое место, следовательно, всегда находится в межличностном взаимодействии с окружающими. В процессе этого взаимодействия личность начинает понимать себя и других людей, оценивает их поступки, чувства и эмоции. Отвергает или принимает нравственные эталоны, что приводит, в свою очередь, к возможности лучшей реализации себя и шансу достичь больших успехов в жизни (Долгова В. И.,Ефимова Н. С.,Овчарова Р. В.[1, 2, 3, 4]). Особое место в этой системе общения отводится детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Большую часть данной категории занимают дети с интеллектуальной недостаточностью. Главными, а чаще всего, и постоянными помощниками в успешной социализации для них являются родители. Семья для такого ребёнка –это микросоциум, в котором формируются его устойчивые представления о взаимодействии между людьми и его отношение к обществу (Зальцман Л. М.,Мамайчук И. И.[5, 6]). Но, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ–это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное –специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его заболеванием. Исходя из этого, можно говорить о том, что общение между членами большинства семей, в которых воспитывается ребёнок с ОВЗ, не является конструктивным. Оно не учит ребенка выражать свои мысли, слушать и слышать, смотреть и видеть. Не закладывает основу для умения управлять своими эмоциями и работать с собственной реакцией на сказанное или увиденное. Вот эта тема работы достаточно актуальна в настоящее время. Объект исследования: семейное воспитание ребёнка с ОВЗ. Предмет исследования: формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель по формированию навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенкас ОВЗ. Гипотеза исследования: формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возможно при применении соответствующей программы развития. В процессе исследования нами определены основные теоретические и методологические подходы к изучению проблемы конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ в психологопедагогической литературе, определены особенности формирования навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, теоретически обоснована модель психологопедагогического формирования навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Модель психологопедагогического формирования навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ состоит из четырех блоков: теоретического, диагностического, коррекционноразвивающего и аналитического. Модель психолого–педагогического формирования призвана помочь семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, повысить уровень сформированности навыков конструктивного общения. Исследование особенностей общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ проходило в несколько этапов:Поисковоподготовительный этап (20122013 г.)Диагностикоаналитический этап (сентябрь –октябрь 2013 г.)Теоретикоэкспериментальный (ноябрь 2013–октябрь 2014 г.)Контрольнообобщающий (ноябрь –декабрь 2014 г.). В исследовании были использованы следующие методы и методики:1.Теоретический метод: анализ и обобщение психологопедагогической литературы, моделирование. 2.Эмпирический метод: эксперимент (констатирующий и формирующий), методики: методика Рене Жиля (для младших школьников и подростков), методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова (для младших школьников и подростков), адаптированная методика «Рисунок семьи» (для младших школьников), «поведение родителей и отношение подростков к ним», Е.Шафер (для подростков), анкета «Определение воспитательских умений у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» B. B. Ткачевой, опросник «Лики родительской любви», тестопросник «Родительского отношения». А. Я. Варга и В.В.Столина для родителей. 3.Математикостатистический метод: ТКритерий Вилкоксона.Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат VIII вида»г.Карабаша. Целью констатирующего эксперимента было исследование уровня сформированности навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ. В исследовании приняло участие 20 семей, в количестве 40 человек. Семьи относятсяк категории неблагополучных. Из 40 человек 20 матерей, 8младших школьников (5 мальчиков и 3 девочки) в возрасте от 7 до 11 лет, 12подростков (10 мальчиков и 2 девочки) в возрасте от 14 до 17 лет. Все дети имеют диагноз интеллектуальная недостаточность лёгкой степени. В ходе исследования была проведена диагностика по всем методикам (отдельно для каждой группы), после чего в каждой семье были получены следующие результаты. В 10 семьях (50%) из 20 низкий уровень сформированности навыков конструктивного общения, в 5 семьях (25%) из 20 средний уровень, и в 5 (25%) из 20 семей высокий уровень сформированности навыков конструктивного общения. Программа по формированию навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ состоит из 16 занятий для младших школьников и их родителей, 16 занятий для подростков и их родителей, также отдельно разработан план работы с родителями. Занятия направлены на гармонизацию детскородительских отношений, снятие эмоциональной напряженности, формирование навыков адекватного реагирования в конфликтной ситуации, формирование навыков безопасного выражения негативных эмоций, развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам. В ходе исследования была проведена диагностика по всем методикам (отдельно для каждой группы), после чего в каждой семье были получены следующие результаты: в 4 (20%) из 20 семей низкий уровень сформированности навыков конструктивного общения, в 11 (55%) из 20 семей средний уровень, и в 5 (30%) из 20семей высокий уровень сформированности навыков конструктивного общения. По сравнению с первичной диагностикой низкий уровень понизился на 30%, средний уровень повысился на 30%, высокий уровень остался без изменений. Анализ данных опытноэкспериментального исследования, полученных в результате проведенных методик, позволил выявить общую картину, в которой видно, что преобладает средний уровень сформированности навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, это проявляется в росте положительного отношения со стороны детей к матери, возникновению эмоционального контакта между членами семей, понимании родителей проблем ребенка. По сравнению с первичной диагностикой, до проведения программы по формированию навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, повторная диагностика показывает значительное снижение низкого уровня сформированности повышения среднего уровня. Достоверность результатов подтверждена методом математической статистики, с помощью Ткритерия Вилкоксона. Получилось, что интенсивность сдвига в сторону повышения уровня сформированности навыков конструктивного общения превышает интенсивность сдвига в сторону снижения уровня сформированности навыков конструктивного общения. ВыводыТаким образом, проведенное опытноэкспериментальное исследование показывает, что, после реализации программы, низкий уровень сформированности навыков конструктивного общения значительно понизился, средний уровень стал значительно выше, так же можно сказатьо том, что высокий уровень остался прежним, что говорит о стабильности взаимоотношений в данных семьях. Для закрепления результатов и дальнейшего формирования навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ были составлены психологопедагогические рекомендации для педагогов, классных руководителей и родителей. Для планирования и регулирования процесса внедрения инновационной технологии по формированию навыков конструктивного общения была разработана технологическая карта, она позволяет контролировать последовательность данных процессов от этапа к этапу.

Ссылки на источники1.Долгова В. И.,Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048. 2.ДолговаВ. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality//Всборнике: Health as a factor of quality and lifetime of biological species/Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012). –London, 2013. –С. 6770. 3.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (2829 марта 2008 г.)/ Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. унт»; [сост.:Долгова В. И.,Долгов П. Т.,Крыжановская Н. В. ]. –Челябинск, 2008. 4.Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н. С. Ефимова. –М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013. –192 c. 5.Зальцман Л. М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта. / Л.М.Зальцман. // Дефектология–№2–2006–с. 31 –35. 6.Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук.–СПб.:Речь, 2001. –220 с.

Ekaterina Kipriyanova,graduate student at the Department of theoretical and applied psychology,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskkotenok181990_9@mail.ruThe skills of constructive communication in the familyraising a child with disabilitiesAbstract.The article discusses the features of psychopedagogical skills of constructive communication in families raising rethechild with disabilities. Keywords:constructive communication, family, child with disabilities, the program on formation of skills of constructive communication, technological map.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук