Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Меркулова Н. А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75001.htm.
Аннотация. В статье представлены приоритетные направления государственной социальной политики в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены основные формы устройства осиротевших детей, рассмотрено понятие приемная семья. Дана характеристика разработанности данной проблемы на уровне научной литературы, представлены различные точки зрения на заданную тематику психологов и ученых. Определены психологические особенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются дети и их приемные родители при внутрисемейном взаимодействии.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Меркулова Наталья Анатольевна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск natalya_merkulova@mail.ru

Психологические проблемы воспитания детейсирот в приемных семьях

Аннотация.В статье представлены приоритетные направления государственной социальной политики в сфере жизнеустройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены основные формы устройства осиротевших детей, рассмотрено понятие приемная семья. Дана характеристика разработанности данной проблемы на уровне научной литературы, представлены различные точки зрения на заданную тематику психологов и ученых. Определены психологические особенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются дети и их приемные родители при внутрисемейном взаимодействии.Ключевые слова: детисироты и дети, остававшиеся без попечения родителей, форма устройства, замещающая семья, приемная семья, межличностное взаимодействие, эмоциональная привязанность, психологическая готовность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Приоритеты государственной политики в области социального сиротства определены в указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [10]. В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным кодексом введены такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: опека, попечительство, приемная семья, усыновление, детский дом семейного типа, а также государственныеучреждения (дом ребенка, школаинтернат, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и т.д.). Формы жизнеустройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Воспитание детей в интернатных учреждениях не может в полной мере обеспечить удовлетворение основных потребностей ребенка, и накладывает негативный отпечаток на психологическое, педагогическое и социальное развитие детей. Об этом свидетельствуют такие показатели как: отставание в развитии, несформированность Формы жизнеустройства детей–сиротОпека, попечительствопопечительствоУсыновление (национальное, международное)Приемная семьяГос. учреждения (детские дома, интернаты, и т.д.)бытовых навыков, трудности в общении со сверстниками, недостаток конструктивных поведенческих установок. На сегодняшний день решение вышеизложенных проблем кроется в развитиитакого жизнеустройства детейсирот, какприемная семья, опека, попечительство, усыновление, где условияпроживания максимально приближены к семейным. Одним из приоритетных направлений современной государственной социальной политики является уменьшение численности брошенных детей, которое предполагает решение следующих задач: организация выявления на ранних этапах социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними по предотвращению распада семьи и лишения, родительских прав; усовершенствование работы по профилактике отказов от детей при рождении; введение запрета на лишение родительских прав и изъятие детей из семьи без предварительного проведения психолого –социальной реабилитации, а так же не исключая возможность замены лишения родительских прав, ограничением на определенный промежуток времени, в который будет осуществлена работа квалифицированных кадров с семьей; уменьшение численности детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в государственных учреждениях (центры, приюты, детские дома), путем развития института замещающей семьи [10].В связи с обострением проблемы сиротства, заметным увеличением числа осиротевших детей, снижением количества усыновлений и ростом отказов от детей, обостряется вопрос о необходимости искать эффективные пути, способы и возможности для оказания действенной помощи ребенкусироте. Ведущим направлением деятельности становится передача детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные (замещающие) семьи. Необходимость развития института приемной семьи подтверждается данными Министерства образования РФ, согласно которым, из 100 тысяч ежегодно выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения, 70% передаются в замещающие семьи, 30%–в детские интернатные учреждения.Развитие института приемной семьи является одним из путей оказания социальнопсихологической поддержки детей, лишенных возможности жить и воспитываться в родной семье. Приемная семья способна обеспечить оптимальные возможности для формирования психологически здоровой личности ребенка, постепенно вводя его в социальные отношения, создаются предпосылки для вступления ребенка в будущую самостоятельную жизнь [5]. Понятие «замещающая семья» не является юридическим термином, оно применяется для обозначения различных типов семейного жизнеустройства детей (опека, попечительство, приемная семья, усыновление). На основании ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приемная семья определяется как форма устройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании договора о передаче ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем [9].Анализируя воспитание детей в приемных семьях нами выявлены психологические и педагогические особенности и проблемы приемных детей, степень усвоения нравственных ценностей и моральных норм, нарушения в поведении. Ученые отмечают, что развитие ребенка, потерявшего семью, идет по трудному пути. У ребенка формируются такие черты личности как: отчужденность от взрослых, негативизм, сложности в самоутверждении в труде, неумение планировать свою деятельность, несамостоятельность, инфантилизм, равнодушное отношение к себе и своей судьбе (Ослон В.И., [8]).Сегодня наиболее действенным методом помощи детям, оставшимся безпопечения родителей–является приемная семья, так как ее отличают высокие компенсаторные возможности последствий депривации, экономичность, доступность психологическому сопровождению и вовлечение широких слоев населения. При включении ребенка в приемную семью, он получает возможность перенять положительный опыт семейного взаимодействия и впоследствии реализовать его в своей собственной семье и стать эффективным родителем. Вместе с тем, возможен и негативный опыт пребывания ребенка в приемной семье. Психологопедагогическая неграмотность и неумение приемного родителя справляться с трудностями в воспитании детей, переживших травму «сиротства», приводит к возврату ребенка в государственное учреждение и расторжение договора о приемной семье с органами опеки и попечительства [7].Проблемы, с которыми сталкиваются дети в приемной семье, убеждают в том, что воспитанники специализированных учреждений нуждаются в подготовке к жизни в приемной семье, которая включает: психолого–педагогическое изучение ребенка на начальном этапе работы с ним, коррекционноразвивающую деятельность, направленную на компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи, а так же нравственного благополучия ребенка. Помещение ребенка в приемную семью, как всякое изменение условий жизни, может привести в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем к возникновению сензитивности к жизни, что может стать причиной интенсивного психического и нравственного развития ребенка (Долгова В.И., Журбенко С.С., Овчарова Р.В., [4, 5, 6]).Одним из препятствий при создании приемной семьи является формирование обоюдной эмоциональной привязанности детей и будущих родителей. В тех случаях, когда речь идет о родных детях, эмоциональная близость междуними формируется естественным и неосознанным путем. Если же речь идет о приемных детях, то здесь формирование и развитие отношений между ребенком и родителем является осознанным и сложным процессом. В таких условиях проблемы, связанные с необходимостью формирования эмоциональной привязанности и преодолением ранее пережитых ребенком психических травм, приобретают первоочередное значение. Формирование у приемного ребенка любви и привязанности к новым родителям чрезвычайно важно и бывает крайне затруднено [5]. Для детей, с несформированным чувством привязанности к приемным родителям характерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости, что так же травмирует родителей как и самого ребенка, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен себя вести. В этом случае у родителей возникает внутренний конфликт между ожиданиями и установками о семейных взаимоотношениях и реальным поведением ребенка. Такая ситуация осложняет установление эмоционального контакта между ребенком и приемными родителями и может привести к отвержению ребенка. Так же процесс формирования эмоционального контакта между ребенком и родителем может быть осложнен в таких семьях, для которых характерны симбиоз (сверхвключенность) или разобщенность. Попав в приемную семью ребенок стремятся удовлетворить свою потребность близости с новыми мамой и папой. Однако невозможность удовлетворения этой потребности может стать причиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система может вытолкнуть ребенка. В других семьях может наблюдаться другая дисфункция –разобщенность. Она также негативно влияет на процесс адаптации, так как члены семьи сами не могут установить эмоциональный контакты между собой и сами страдают от ощущения внутренней изоляции [2].Существуют психологические проблемы и у самого приемного родителя, например,отсутствие эмоционального контакта с ребенком, преувеличение ответственности за то, что происходит с приемным ребенком на том или ином этапе жизни; неумение приемного родителя воспринимать ребенка таким, каков он есть; высокий уровень требовательности родителей к приемному ребенку; ярко выраженная контролирующая стратегия поведения; отсутствие сотрудничества между родителем и ребенком; нетерпимость и непримиримость родителей к ошибкам ребенка.Успешное развитие и функционирование ребенка в приемной семье напрямую зависит от качества психологопедагогической готовности будущих родителей к воспитанию ребенка в условиях приемной семьи [3].Вместе с тем, обнаруживаются недостатки в работе, направленной на подготовку родителей к воспитанию приемного ребенка: недостаточное первичное обследование кандидатов в приемные родители; недостаточный анамнестический сбор данных о ребенке; низкий уровень психологопедагогической подготовки кандидатов в приемные родители; сопровождение приемной семьи происходит не на всех этапах развития; отсутствие устойчивого взаимодействия с психологами, воспитателями и социальными работниками из детских садов, школ, поликлиник и других межведомственных сотрудников.ВыводыНа гармоничное воспитание ребенка в условиях приемной семьи влияют все аспекты выделенные учеными. Личность ребенка и его особенности, необходимо учитывать при подборе для него приемного родителя, его психологические качества и социальный опыт. Личность приемного родителя так же немаловажный фактор для проведения работы поподготовке его, как кандидата в приемные родители, его желание к безусловному принятию ребенка, понять ситуацию, в которой был, или все еще находится малыш, примирение с особенностями ребенка, степень усвоения и принятия приемным родителем программы, по которой происходит подготовка [1]. Немаловажный фактор отношения приемного родителя и ребенка, которые формируют благоприятную психологическую среду в семье. Внутрисемейные взаимоотношения также нуждаются в психологическом и педагогическом сопровождении на всех этапах развития ребенка и приемной семьи. Ведь неумение приемных родителей общаться со своим ребенком, понимать ребенка и воспринимать его таким, каков он есть, приводит к возврату ребенка в государственное учреждение, что накладывает еще больший отпечаток на психологическое состояние ребенка на всю оставшуюся жизнь. Поэтому очень важно снизить процент возврата детей и расторжения договоров с приемными родителями, а для этого необходимо усовершенствовать процесс психологопедагогической подготовки кандидатов в приемные родители, как фундамента укрепления и развития института приемной семьи.

Ссылки на источники

1.АбросоваЛ.М., Игнатьева Н.Д. и др.Настольнаякнигаприёмногородителя.–СПб.: Врачи детям, 2007. –122с.2.Гордон Т. Курс эффективного родителя.–М: Ломоносовъ, 2010 –92 с.3.Дивицына Н.Ф. Семьеведенье: Краткий курс лекций для ВУЗОВ.М.: ВладосПресс, 2006. –С.112116.Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телеснопсихического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 4 (24). С. 6062. 5.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 4048.6.Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191196.7.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.–М.: Издво Института Психотерапии, 2003.–319 с.8.Ослон В.И. Жизнеустройство детей –сирот: профессиональная замещающая семья: монография. –М.:Генезис, 2006.–368с.

Нормативные документы9.Федеральный закон № 159ФЗ от 21 декабря 1996 года "Одополнительных гарантиях по социальной защите детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122ФЗ.10.Указ президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы».

Natalia Merkulova,

graduate student in the psychology Department,Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk natalya_merkulova@mail.ruPsychological problems of education of childrenorphans in foster familiesAbstract.The article presents the priority directions of the state social policy in the sphere of life of orphans and children left without parental care, as well as basic form of the device of orphaned children, considered the concept of a foster family. The characteristic elaboration of this problem at the level of the scientific literature cited by Lena different points of view on any given topic psychologists and scientists. Identify certain psychological characteristics of childrenorphans and children left without onchip cookies parents, and discussed the difficulties faced by children and their adoptive parents in family interaction.Key words:childrenorphans and children, remained without parents ' care, the form of the device, foster family, foster family, interpersonal, interaction, emotional attachment, and psychological readiness.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук