Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Парцхаладзе Л. Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75041.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей самооценки младших школьников, а также анализ результатов полученных после проведения коррекционных занятий. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Парцхаладзе Лика Нодариевна, студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскlikaparzhaladze@mail.ru

Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей самооценки младших школьников, а также анализ результатов полученных после проведения коррекционных занятий. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервнопсихического здоровья подрастающего поколения. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности.Ключевые слова: самооценка, младший школьник, стиль семейного воспитания.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Теоретические предпосылки изучения проблемы влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьникамы изучали по многим источникам, но в этой статье ограничимся работами тех авторов, которые указаны в ссылках (АнаньевБ.Г., Аспер К., Бернс Р., Богомолова Н.Н.,Гамезо М.В., Петрова Е.А., ДолговаВ.И., Овчарова Р.В., Цветкова Н.В., Захарова А.В.,Андрушенко Т.Ю., Истратова О.Н., Эксакусто Т.В., Ительсон Л.Б., Липкина А.И.[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]). Анализ этих работ помог нам систематизировать теоретическую базу исследования, которую и представим далее. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств–легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него–значимая деятельности В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности.Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников.Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения –быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя .Занятия в школе порождают и новые переживания –желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечанияучителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок.Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности –и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания, проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах –праве выполнять какието поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогамиВ школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми –это путь к формированию у них общественной направленности личности. «Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок. Какие же изменения происходят в самооценке младшего школьника?С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя.Опираясьна суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя –в отношении всего того, что связанно со школой.Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел.Семья –это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящийиз себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

Материалы и методыЭкспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ гимназии №1 г.Челябинска, в 4мклассе классе в 2014–2015 гг. Общее количество испытуемых –25 человек. Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.В исследовании влияния самооценки младших школьников был использован комплекс методов и методик:1.Теоретические: обобщение и анализ психологопедагогической литературы. 2.Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: «Исследование самооценки и уровня притязаний»Т.Дембо и С.Л.Рубинштейн; опросник «Изучение общей самооценки» Н.Г.Казанцевой, проективная методика «Несуществующее животное».3.Математикостатистический метод Спирмена.Результаты и обсуждениеРезультаты методики «Изучениеобщей самооценки» Н.Г.КазанцевойНаглядно эти данные представлены на рисункеи в таблице.

Исследование уровня самооценки

Мы получили следующие результаты: из общего количества детей–

32%имеют высокий уровень самооценки;56%имеют средний уровень самооценки;12%имеют низкий уровень самооценки.

Результаты исследования самооценки качеств личности (Дембо–Рубинштейн)

Порядковый номерКачества личностиСредний баллУровеньДобротаЧестностьСообразительностьТрудолюбиеЩедростьЛюбознательностьОбщительность142,534,543,553,8Ср243,52,353,50,54,33,3Ср32,5222,31,354,52,8Низ43,532,52,63,51,532,8Низ53,54,22,54,54,354,74,1Выс64,542,64,54,5554,3Выс73,53352,53,253,6Сред832354553,8Сред93,542,74,55454,1Выс102,52243,524,52,9Низ1122,52,552,5353,2Сред124,542,544,54,554,1Выс133,54,55544,554,5Выс1443,52,54,54,53,54,54Выс153,5334,543,54,53,7Сред163,54,654,52,63,533.5Сред173,52,52,54,54,543,53,7Сред183,53352,534,53,5Сред0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%высокийсреднийнизкийКоличество детей в%12%56%32%,52,3354,5353,9Сред2042,5124,5353,1Сред213,523,54,54,5554Выс223,52,5252,5353,4Сред23532,53,52,54,553,7Сред243,52,5344,54,52,53,5Сред254,54,5554,53,754,6Выс

ВыводыСамооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.Так что помимо индивидуальных представлений родителей о том, каков должен быть их ребенок, в их воспитании в той или иной степени реализуется модель, лежащая в окружающей культуре.А когда ребенок подрастает, попадает в школу и движется дальше, дальше от семьи, он испытывает на себе много чужих влияний, которые тоже отражаются на его самооценке.Это отношение учителей, мненияровесников, возникающие новые авторитеты (реальные люди, герои книг или фильмов, музыкальные исполнители), веяния моды...Самооценка–вещь гибкая (недаром такой популярностью пользуются тренинги уверенности в себе).Становясь более зрелым, человек постепенно стряхивает с себя слои семейных и социальных влияний, которые не соответствуют ему самому: он вырабатывает собственную позицию.И именно из нее отвечает на вопрос: кто я в действительности, как я к себе отношусь, что ждет меня в жизни.Отношениек себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –поддержание престижа.В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует –школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.Достаточно равнодушный вопрос: «Что былосегодня в школе?»рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка –то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей.Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.Второй вариант –демонстративность –особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.Третий вариант –«уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности.Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Ссылки на источники1.Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. –М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.2.Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. –М.: Добросвет, 2008.3.Бернс Р. Развитие «Яконцепции» и воспитание. М.: Прогресс,2006.4.Богомолова Н.Н. Социальная психология.2008.5.Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. –М.: Педагогическое общество России, 2008.6.Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12. С. 1724.7.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048.8.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.9.Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М,2007.10.Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности»–Вопросы психологии,2009. №4.11.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.РостовнаДону: Феникс,2003.12.Ительсон Л.Б. Становление личности.–Сыктывкар,2006.13.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,2007.

LikaPartskhaladze, a student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsklikaparzhaladze@mail.ruStudy of the influence of the style of family education on the selfesteem of primary school childrenAbstract. The article presents the analysis of the characteristics of the selfesteem of younger pupils, as well as the analysis of the results obtained after carryingout the correctionment practice. In this case, the level of selfesteem acts as an indicator of mental health of the younger generation. The family in the first place can help the child to overcome the objective difficulties.Keywords: selfesteem, the younger the student, the style of family education.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук