Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чеботарёва И. В. Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S11. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75180.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к оценке стоимости многопрофильного бизнеса, и мотивация менеджмента на стоимостные методы управления
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75180УДК 338.24

Чеботарёва Инга Валерьевна,магистрант ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Ярославский филиал, г. Кировchbinga@yandex.ru

Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к оценке стоимости многопрофильного бизнесаи мотивация менеджмента на стоимостные методы управления.Ключевые слова: бизнес,многопрофильная компания, стоимостной подход.Раздел: (04) экономика.

Истинная стоимость бизнеса –это именно тот показатель, который отражает результат работы компании. Знание величины цены бизнеса позволяет понять, насколько эффективен менеджмент компании и определить дальнейшие направления развития. Не смотря на то, что процедура определения истиной стоимости бизнеса не проста, имеет смысл рассчитывать её регулярно и оценивать в динамике. Такой подход позволяет мотивировать менеджмент, ориентировать его на стоимостной подход управления, искать новые пути развития, в том числе помочь собственникам решить, оставить все как есть, двигаться дальше в выбранном направлении или вообще продать бизнес. Чтобы понять, как создается стоимость необходимо:1)мыслить долгосрочными категориями;2)управлять всеми денежными потоками;3)уметь сравнивать между собой денежные потоки за различные периоды времени с поправкой на соответствующий риск.Эффективный финансовый менеджмент формируется там, где реализуется комплексное управление рыночной, операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью [1]. Основной целью любого бизнеса является увеличение его капитала, вложенного владельцами, и таким образом, прирост стоимости этого бизнеса и значит увеличение благосостояния владельцев. Роль финансового менеджмента в формировании стоимости бизнеса представлена на рис. 1.

Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Рис.1. Финансовый менеджмент в процессе формирования стоимости

Почти невозможно принимать правильные решения, не обладая всей полнотой информации, а ведь ни один другой показатель результатов деятельности компании не содержит столь полной информации как стоимость.Концепция управления стоимостью предполагает, что менеджеры компании нацелены на действия и управленческие решения, которые увеличивают не столько текущие, планируемые на ближайший период доходы, сколько создают фундамент для получения гораздо больших, четко не прогнозируемых в более отдаленном будущем, прибылей, что способно резко повысить текущуюстоимость компании уже сегодня [2].Управление на основе стоимостного подхода требует совершенно иного мышления, отличного от того, какое присуще большинству менеджеров. Управлять эффективно–это значит сменитьприоритеты и сосредоточится на долгосрочных денежных потоках, а не на ежеквартальных изменениях прибыли на акцию. Кроме того, следуетисходя из стоимостных показателей, видеть в компании именно то, что она представляет собой на самом деле: инвестиции в производственные мощности, которые или генерируют прибыль, превышающую альтернативные издержки привлечения капитала, или нет. Оценивая стоимость бизнеса необходимо понимание вообще того, что мы оцениваем.Бизнес–этопредпринимательскаядеятельность, осуществляемаявопределенныхорганизационныхформах. Собственностьикапиталформируютсяииспользуютсяврамкахопределенныхорганизационныхструктур–предприятий, организаций, компаний, фирм. Бизнес–этоконкретнаядеятельность, организованнаяврамкахопределеннойструктуры. Приоценке бизнеса надоучитывать, чтопредприятие, будучиюридическимлицом, одновременноявляетсяихозяйствующимсубъектом(ст. 48 ГК), поэтомуегостоимостьдолжнаучитыватьналичиеопределенныхорганизационныхформиюридическихправ. ПосколькубизнесвсоответствиисГКРФнеявляетсяобъектомгражданскихправ, приоценкеегостоимостиобъектомоценкиявляетсявещноеправо(правособственности) напакетакцийАО, надолюучредителяООО, напай(приоценкепроизводственногокооператива) [3]. Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Вкаждомконкретномслучаенеобходимоидентифицироватьобъектоценки: «бизнескомпании» или «бизнес акционеров (учредителей)»[4], азатем–доливэтихвариантахоценкистоимостибизнеса. Кроме того, бизнес может быть представлен многопрофильной компанией, которая представлена разнообразными организационноправовыми формами и структурами. И в этом случае его оценка стоимости полезна в нескольких смыслах, и не в последнюю очередь для понимания сути бизнеса вообще. Бизнесобладаетполезностью, удовлетворяяпотребностисобственникавдоходахнавложенныйкапитал. Дляполучениядоходазатрачиваютсяопределенныересурсы. Такимобразом, бизнесобладаетвсемипризнакамитовара, нотовараособогорода:этотоваринвестиционный, получениедоходовожидаетсявбудущем. Ожидаемыедоходыносятвероятностныйхарактер, подверженырискампосрокамполучения, поразмерамидр.;бизнесявляетсясистемой, нопродаватьсяможеткаквсясистемавцелом, такиотдельныеподсистемыидажеэлементы, атакжедоли, паи, акции;длябизнесахарактернанеустранимаянеопределенностьбудущегофункционированиябизнесаподвлияниемэкономическойиправовойсреды. Отсюдавозникаетсоответствующаянеопределенностьоценокстоимостибизнеса;управляемыйхарактерстоимостибизнеса, возможностьпринятиятакихуправленческихрешений, которыебудутувеличиватьилиуменьшатьстоимость.Оценкабизнеса изначальнозависитоттого, врасчетенакакойсценарийегоразвития, т.е.накакойвариантрешенияпоповодуегодальнейшейсудьбы, онаделается[5, с.37]. Поэтомуграмотныйподходкбизнесуоднозначнотребует, чтобылюбаяегооценкаделаласьврасчетенаизначальноуказываемыеопределения стоимости компании, которыхвпринципеможетбытьдва(сучетомпромежуточныхрешений): оценкакомпании какдействующей;оценкаликвидационнойстоимостикомпании (врасчетенапрекращениебизнеса).Алгоритм оценки бизнеса представлен на рис.2.

Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Рис. 2. Последовательностьвыбораиреализацииподходовкоценкебизнеса

Приоценкебизнеса используютсяметодыдоходного, сравнительногоизатратногоподходов. Есликомпания оцениваетсякакдействующая, тоеё естественнооцениватьврамкахдоходного подхода. Этотподходпредполагает, чторыночнаястоимостьбизнесаопределяетсябудущимидоходами, которыеможнополучить, продолжаябизнес. Наиболее сложным в данном подходе считается метод дисконтированного денежного потока, однако при правильном подходе он дает хорошие результаты.Оценкакомпании какдействующей реализуетсяиврамкахсравнительного подхода. Онсводитсяктому, чтодляоценкирыночнойстоимостизакрытойилинеимеющейразмещенныхнафондовомрынкеакцийоткрытойкомпаниисредиоткрытыхкомпанийсдостаточноликвиднымиакцияминаходяткомпании–аналоги(тойжеотрасли, тогожеразмера, использующуютужесистемубухгалтерскогоучетавчастиметодовучетатоварноматериальныхценностейиметодовамортизации, тогожевозрастаипр.), которыеоцениваетсамфондовыйрынок, и, ссоответствующимикорректировками, переносятэтуоценкунарассматриваемую компанию.Затратный подход используетсяобычнодляоценкиконтрольногопакетаакцийдействующей компании. Оценкакомпании какдействующей применительнокоценкеимущественногокомплексапредполагает, чтовесьимущественныйкомплексостанетсяводнихруках, ибудетпродолжатьиспользоватьсядлявыпускапродукцииопределенноготипа.Бизнес оценивают по множеству критериев, каждый из которыхсущественно влияет на конечную стоимость. Качество менеджмента–один из важнейших критеЧеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

риев. Целесообразно в ходе оценки определить, как поставлено управление в компании, выяснить квалификацию менеджеров, проанализировать их опыт работы и достигнутые имирезультаты. Очевидно, что бизнес достигает высоких результатов, в том числе благодаря менеджерам. Финансовому менеджеру под силу улучшить уровень менеджмента и в первую очередь это зависит от качества финансового контроля. На основе прогнозов и бюджетов, которые составляет финансовый менеджер, руководство компании принимает управленческие решения.Еще одним критерием, существенно влияющим на стоимость бизнеса, является прозрачность компании. Поскольку финансовые менеджеры готовят документы для получения банковских займов, то именно они способствуют созданию публичной кредитной истории компании, тем самым снижают риски бизнеса.Мы уже отмечали, что оценка бизнеса не простое дело, но финансовый менеджер должен уметь оценивать компанию, несмотря на то, что на рынке существует достаточное количество профессиональных оценщиков. Однако они в силу требований законодательства не могут быть заинтересованными в результатах оценки лицами, и,следовательно,не могут быть ни сотрудниками компании, ни аффилированными лицами. Именно сотрудник компании наиболее проинформирован о деятельности бизнеса, и только он, обладая достаточной квалификацией в сфере оценки, сможет определить истинную стоимость бизнеса. Кроме того, привлекая сторонних специалистов, всегда существует вероятность, что произойдет утечка информации.Таким образом, менеджмент компании, поддерживающий стоимостные методы управления бизнесом должны руководствоваться следующими принципами[6]:1.Денежный поток, генерируемый компанией, –самый достоверный показатель для адекватной оценки стоимости и управления ею.2.Выбор только тех инвестиционных проектов, которые обеспечивают создание новой стоимости компании.3.Динамизм инвестиционного портфеля (бизнеспортфеля) компании.4.Ориентация стоимостного менеджмента на долгосрочный период.5.Спецификация конкурентных стратегий как на уровне корпорации, так и на уровне дочерних обществ. 6.Сочетание финансовых и нефинансовых ключевых показателей эффективности деятельности компании.Итак, переход на стоимостные принципы управления имеют два аспекта. Вопервых, нужно осуществить структурную перестройку, чтобы высвободить стоимость заключенную в компании. Последствия этой меры могут иметь весьма широкий диапазон–от весьма скромных, до двухтрех кратного роста цен на акции за коротких период в несколько месяцев. Иногда подобные результаты обходятся компании неоднозначно и ведут к реорганизациикомпании или даже расформированию отдельных бизнесединиц. Вовторых, следует придерживаться стоимостного подхода в управлениии после реорганизации, а это в свою очередь предполагает выбор приоритетов исходя из принципов создания стоимости; переориентацию систем планирования, оценки результатов деятельности и материального поощренияна показатель стоимости для акционеров; установление взаимоотношений с инвесторами на основе стоимости.Оценка фактической стоимости многопрофильной компании по своей сути ничем не отличается от стоимостной оценки компании, занимающейся какимто одним бизнесом. Как уже отмечалось выше один из методов определения стоимости–метод дисконтированного денежного потока достаточно информативен и пригоден для Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

оценки многопрофильных компаний. Однако, определение стоимости многопрофильной компании осложняется несколькими обстоятельствами:1)у каждой бизнесединицы собственная структура капитала и затраты на капитал;2)у каждой бизнесединицы своя система налогообложения;3)бизнесединицы зачастую делят между собой денежные потоки;4)каждая бизнесединица генерирует свой специфический уровень риска;5)

издержки и выгоды, связанные с содержанием головного офиса вызывают трудности в оценке.На рис.3 представлены этапы оценки фактической стоимости многопрофильной компании, сформированные по рекомендации авторов исследования [7].

Рис. 3. Этапы оценки фактической стоимости многопрофильной компании

Деловые бизнесединицы определяются как отдельные экономические субъекты, а также выделяется головной офис.Далее определяются сопоставимые объекты и собираются данные, используются финансовые отчеты неконсолидированных подразделений.Проводя стоимостную оценку для бизнесединиц необходимо определить отдельно для каждой: денежные потоки, налоговые ставки, структуры капитала, ставки дисконтирования; а для головного офиса дополнительно издержки и выгоды. Далее следует продисконтировать денежные потоки бизнесединиц и головного офиса. Для того чтобы свести воедино стоимости бизнесединиц необходимо прибавить издержки и выгоды головного офиса к стоимости бизнесединиц, уточнить величину долга, риск и статьи накладных расходов. И в заключении следует сопоставить результаты с совокупной стоимостью дисконтированного денежного потока компании.Результаты оценки можно представить пентограммой рис.4, позволяющей строить рассуждения о создании стоимости многопрофильной компании на доступной информации из внутренних источников. Вопервых, фактическую стоимость дисконтированного денежного потока надо сравнить с текущей рыночной стоимостью, тем самым поняв текущий разрыв восприятия. В случае,когда определяемая рынком стоимость для акционеров меньше фактической стоимости, то менеджерам необходимо улучшить взаимодействие с рынком, с целью увеличения рыночной стоимости. Еще одна возможность –осуществить выкуп собственных акций. В самом худшем варианте отрицательный разрыв восприятия может означать, что компания представляет собой потенциальный объект поглощения.Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

Рис. 4. Пентаграмма определения возможностей структурной перестройки

Способом устранить отрицательный разрыв восприятия является необходимость внутренних улучшений(сокращение оборотных средств, ускорение роста объема продаж, повышение нормы прибыльности). Найдя благоприятные стратегические и оперативные возможности, компания в состоянии реализовать свою потенциальную стоимостькак портфеля активов. Еще одним шагом в определении потенциала приращения стоимости, порождаемого внешними возможностями должно стать сокращение компании путем распродажи активов, ее расширения за счет поглощения либо осуществление этих мер одновременно. Реализация активов, или даже отдельных бизнесединиц может привести к росту стоимости для продавца, который впоследствии сумеет перераспределить полученные средства для совершенствования основного бизнеса. Максимальная стоимость компании, с учетом внутренних и внешних улучшений, а также преимуществ финансового конструирования, представляет собой оптимальную реструктурированную стоимость. Разница между этой величиной и рыночной стоимостью компании представляет собой стоимость, которую и необходимо создать усилиями менеджмента.Наибольшую пользу оценка стоимости бизнеса многопрофильной компании приносит как метод определения возможностей для структурной перестройки на основе всех предполагаемых приращений стоимости за счет внутренних и внешних улучшений.

Чеботарёва И. В.Оценка стоимости бизнеса как инструмент повышения его эффективности, или Менеджмент, ориентированный на стоимость многопрофильной компании // Концепт. –2015. –Спецвыпуск№11.–ART75180. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75180.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8

Ссылки на источники1.Когденко В.Г. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. –М.:ЮНИТИДАНА,2011.–471с.2.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия.–М.: ЮНИТИДАНА, 2008. –720с.3.Косорукова И.В. Влияние организационноправовой формы предприятия на идентификацию и описание бизнеса как объекта оценки// Вопросы оценки.–2011.–№2.4.Козырь Ю.В. Идентификация объектов оценки в процедурах оценки бизнеса // Вопросы оценки. –2011.–№3.5.Садаков Б.Е. Методы оценки бизнеса. Теория и практика реализации.–Киров, 2012–265с.6.Лознев Т.Г. Стоимостной менеджмент –современная теория стратегического управления стоимостью компании // Сибирская финансовая школа.Экономика. –2006. –№2. –С.9–13.7.Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д.Стоимость компаний: оценка и управление/Пер. с англ. –2е изд., стер.–М.: ЗАО «Олимп –Бизнес», 2004. –576с.

Inga Chebotareva,undergraduate, Financial University under the Government of the Russian Federation, Yaroslavl branch, Kirovchbinga@yandex.ruThe valuation as a tool to enhanceits effectiveness, or managementoriented costdisciplinary companyAbstract.The article considers approaches to the valuation of diversified business, and motivation of management on cost control methodsKey words:business, diversified company, cost approachReferences:1.Kogdenko, V. G. (2011) Century, Longterm and shortterm financial policy, UNITYDANA, Moscow,p.471(in Russian).2.Valdice,C. C. (2008) Business Valuation and cost management enterprise,UNITYDANA,Moscow, p.720(in Russian).3.Kosorukova, I. V. (2011)“And. Century Influence of the organizationallegal form of the enterprise on the identification and description of the business as of the object of valuation”,Evaluation questions, №2(in Russian).4.Trump,Y. C.(2011)“Identification of objects of evaluation in the evaluation procedures of the business”,Evaluation questions, №3(in Russian).5.Sudakov,B. E.(2012)Methods of business valuation. Theory and practice of implementation,Kirov, p.265(in Russian).6.Lotnew,T. G. (2006)“The Value management –the modern theory of strategic management of the company's value”,Siberian financial school, the Economy, №2, pp. 9–13(in Russian).7.Copeland, T., Koller, T.& Murrin, J. (2004) Value: assessment and management,2nd ed., wiped.,ZAO "Olympus Business,Moscow, p.576(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Караниной Е.В., доктором экономических наук



Поступила в редакциюReceived16.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review18.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication18.02.2015ОпубликованаPublished03.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Чеботарёва И. В., 2015www.ekoncept.ru