Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S12. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75187.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию результатов исследования гендерного аспекта ценностного опыта в юношеском возрасте в контексте регуляторного опыта человека.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75187УДК 159.9

Истомина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

istominasv@mail.ru

Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте

Аннотация. Статья посвящена описанию результатов исследования гендерного аспекта ценностного опыта в юношеском возрасте в контексте регуляторного опыта человека.Ключевые слова: регуляторный опыт, ценностный опыт, гендерные различия, юношеский возраст. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Индивидуальный опыт каждогочеловека уникален и неповторим. Прошлый опыт в той или иной степени определяет как поведение человека и его действия в настоящем, так и его актуальный опыт, восприятие событий здесь и сейчас. Исследования индивидуального опыта человека получили широкое распространение в педагогической психологии, психологии личности, возрастной педагогике в связи с исследованием возможностей использования опыта с целью оптимизации процесса интеллектуального и личностного развития. В данной работе уделяется внимание ценностному опыту, который связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений и ориентирует усилия человека. Система жизненных ценностей и целей определяет содержательную сторону личности. Она составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Жизненные цели и ценности составляют опору человека, без которой он просто не может полноценно жить, взаимодействовать с миром. Юношество как особая социальная группа постоянно находится в поле исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом дальнейший процесс развития общества. Неизбежная, в условиях ломки сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Исследование духовных ориентаций, жизненных приоритетов современных юношей и девушек весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень их адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни.Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Целесообразно различать ценности двух типов: ценности общества и социальных групп (социальные ценности); ценности личности (индивидуальные ценности).

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации ‬это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях. Благодаря опыту ценности становятся фактом сознания и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, образуя содержательную структуру направленности, выражая внутреннюю основу ее отношения к действительности [1].Т.А. Серебрякова считает, что «ценности представляют собой культурноисторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, опыт «складывающийся» в процессе жизнедеятельности личности», ценности «тесно взаимосвязаны с такими нравственными категориями, как убеждения, отношения, ответственность ит. д.». Ученый считает, что «общественные отношения, в которые вступает человек, требуют от него соответствия целому ряду моральных, нравственных, этических нормативов, которые и находят проявление, отражение в системе ценностных ориентаций и установок» [2].В качестве одного из компонентов регуляторного опыта А.К. Осницкий рассматривает ценностный опыт человека. Ценностный опыт связан с формированием интересов, ценностных норм и предпочтений, идеалов, убеждений и ориентирует усилия человека. А. К. Осницкий предлагает при изучении субъектности в рамках исследования ценностного компонента регуляторного опыта три группы ценностей:ценности, прямо связанные с витальными и псевдовитальными потребностями, находящие свое выражение в форме влечений; как правило, ценности эти «выражены для человека» или субъективно представлены общими понятиями; общие понятия‬предметно не определены, неконкретны (человек, доведенный до крайности, пытается любыми средствами удовлетворить свою потребность: жует все‬древесину, кожу...; пьет морскую воду); по существу эти ценности «замкнуты» на удовлетворение «горящей» потребности, но в обычной жизнедеятельности состояние неудовлетворенной потребности редко доводится до крайности, чаще включается в сценарий, заранее предвидимый и планируемый;ценности, связанные с предметным миром, с той или иной технологией их преобразования; разумеется, ценности предметов соотносятся с потребностями, но замкнуты они на предметнопреобразующую деятельность человека;ценности, прямо связанные с кооперацией межличностных отношений, с «чувством долга»; многие из этих ценностей относятся к нравственным ценностям, но к ним не сводятся; могут быть групповые (узкоклановые) ценности, например, чувство долга у представителей клана, вступающее в конфликт с общечеловеческими ценностями.Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

С одной стороны многообразные проявления опыта человека (в том числе и ценностного) проявляются внешне в различных состояниях, действиях, поведении, с другой стороны, они, приводя к неизбежному преобразованию и обогащению опыта. Мера этого преобразования и обогащения в значительной степени определяется активностью самого человека, его субъектной позиции. Личность смотрит на мир через призму своих ценностных представлений, и эти представления в значительной степени определяют направление активности человека[3].А.И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами: система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности; система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности ‬это ценностные ориентации личности; совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях [4].Иной точки зрения придерживается М. Рокич. Ценностная иерархия в его теории отражает сравнительную значимость ценностей для личности. При этом под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Характеризуя человеческие ценности, Рокич отмечает:истокиценностей прослеживаются в культуре, обществе, самой личности человека;влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах.общее число ценностей невелико;все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;ценности организованы в системы.М. Рокич проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностейцелей и ценностейсредств. Соответственно выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности (ценностицели) ‬это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности (ценностисредства) ‬это убеждения в том, что определенный образ действий, является предпочтительным в любых ситуациях [5]. Ш. Шварц с У. Билски указывают на следующие основные характеристики ценностей:1.Ценности ‬это убеждения.2.Ценности ‬желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей.3.Ценности не ситуативны, они проявляются в различных сферах жизни и в различныхситуациях.4.Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, событий, людей.5.Ценности упорядочены по важности.Наиболее разработанной является структура ценностей, рассматриваемая в теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварца. Он исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями ‬тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому Шварц сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей, в соответствии с общностью их целей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформость, безопасность.Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Не все ценности осознаваемые человеком руководят и определяют его поведение. Поэтому Шварц предполагает существование их на двух уровнях: уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Первый уровень стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, и соотносится с конкретными поступками человека [6]. В процессе развития человека ценности не просто познаются и безоговорочно принимаются человеком, они пристрастно им оцениваются, активно переживаются и после этого принимаются. Субъект познания устанавливает значимость тех или иных убеждений, мнений, приоритетов, после чего ценность становится ценностностью. Ценностность определяет значимость, важность происходящих с человеком событий и его последующую деятельность. Система ценностей человека так же изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и активностью человека, актуальным уровнем развития личности.С одной стороны,многообразные проявления опыта человека (в том числе и ценностного) проявляются внешне в различных состояниях, действиях, поведении, с другой стороны, они, приводят к неизбежному преобразованию и обогащению опыта. Мера этого преобразования и обогащения в значительной степени определяется активностью самого человека, его субъектной позиции [7].Исследование ценностного опыта юношеского возраста должно показать значимость тех или иных ценностей в процессе изменения духовных и материальных ценностей современного общества. Сегодняшние юноши и девушки через год, другой окончательно выработают свою систему ценностей, которую должны будут воспринимать уже следующие поколения. Важно именно сейчас обозначить негативные проблемные тенденции, и, пока еще есть время, попытаться направить процесс формирования ценностных представлений по пути освоения положительных ценностей, выработанных предшествующими поколениями. Однако гендерный аспект приоритета тех или иных ценностей в юношеском возрасте изучен недостаточно, что иобусловило интереск теме исследования.Исследованием опыта в практической деятельности занимались многие психологи, изучая его с разных точек зрения.В отечественной психологии сложилось два подхода к изучению категории опыта. Первый подход заключается в анализе процесса жизни, его структуры, рассмотрении социокультурологических и социальнопсихологических аспектов жизненного пути и их влияния на личность, когда «субъективная картина жизненного пути человека» строится на «внутренней работе индивидуальности»‬переработке опыта [8]. При втором подходе исследуются свойства личности в их развитии, анализируются когнитивные и иные структуры человека, предметом изучения является взаимодействие человека с окружающим миром, которое определяется уровнем развития личности и способом построения человеком своей жизни [9].Мы рассматриваем опыт человека как динамическую систему, хранящуюся в памяти, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственночувственным и опосредствованным путем, наполненную личностным смыслом и определяющую направленность активности человека [10]. Обращение к данной категории связано с ее значимостью для современной науки и одновременной недостаточной изученностью, как в теоретическом, так и в практическом плане.А.К. Осницкий ввел понятие регуляторного опыта (опыта осознанной саморегуляции), который представляет собой определенным образом структурированную сиИстомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

стемузнаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения. Автор рассматривает субъектный опыт с точки зрения его направленности на социальный аспект и выделяет в его структуре пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: 1) ценностный опыт, связанный с формированием интересов, нравственных критериев, норм и предпочтений, идеалов, убеждений; 2)опыт рефлексии, связанный с соотнесением человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в окружающем мире и самом себе с требованиями о выполняемой деятельности, а также с анализом своих действий с точки зрения их обоснованности и успешности; 3) опыт привычной активизации, связанный с ориентацией в собственных возможностях (определённые условия работы, определённые усилия и определённый уровень достижения успеха); 4) операциональный опыт, связанный с конкретными умениями, чётко сформированными способами действий; опыт сотрудничества, обеспечивающий согласование усилий в достижении общей цели [11].В данной работе мы остановимся на описании результатов изучения ценностного опыта юношей и девушек. Исследование проводилось на базе МКУ «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» с февраля 2013 года по февраль 2014 года. В опросе принимали участие 80 учащихся колледжейгорода Шадринска Курганской области в возрасте от 15 до 22 лет. В исследовании применялась методика изучения индивидуальных ценностей Ш. Шварца (в модификацииВ.Н. Карандашева). При анализе данных по методике изучения индивидуальных ценностей Ш.Шварца для всех испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из десяти типов ценностей по всей выборке в целом и для юношей и девушек в отдельности. Далее каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых. В итоге, науровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для испытуемых юношей и девушек, по результатам всей выборки, значимыми являются такие ценности, как универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы), самостоятельность (самостоятельность мысли и действия), доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей), безопасность (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя).На уровне индивидуальных приоритетов (то есть конкретных поступков) в наибольшей степени проявляются опять же ‬универсализм, безопасность, самостоятельность, доброта. Наименьшей значимостью на уровне нормативов отмечены следующие ценности: стимуляция (волнение и новизна), гедонизм (наслаждение и чувственное удовольствие), власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами); на уровне индивидуальных приоритетов ‬власть, стимуляция, гедонизм. Первое место по значимости и у юношей и девушек на уровне убеждений и конкретных поступков занимает такой тип ценности как универсализм, то есть молодые люди одинаково считают, что у всех людей должны быть равныевозможности, что надо защищать слабых и беречь природу, они готовы помогать окружающим и заботиться о них.Второе место по значимости на уровне нормативных идеалов у юношей занимает самостоятельность, а девушек ‬доброта. А на уровне конкретных действий у юношей самостоятельность стоит на третьем месте, а доброта ‬на пятом.На втоИстомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

ром месте, на уровне индивидуальных приоритетов для юношей и девушек важна безопасность страны и общества, отношений и самих себя. А на уровне убеждений безопасность у молодых людей одинаково занимает третье место.На уровне нормативных идеалов и у юношей и у девушек стимуляция находится на последнем месте, а на уровне индивидуальных приоритетов у юношей на предпоследнем месте, а у девушек на седьмом.Наименьшую значимость на уровне конкретных поступков занимает власть, как у юношей, так и у девушек. Низкую значимость на уровне индивидуальных приоритетов у девушек (9 ранг) занимают традиции, у юношей эта ценность по значению занимает среднюю позицию (7 ранг).Таким образом, для девушек наиболее значимыми ценностями на уровне убеждений являются универсализм (1), доброта (2), безопасность (3), самостоятельность (4). Для юношей на данном уровне важны те же самые ценности: универсализм (1), самостоятельность (2), безопасность (3), доброта (4). На уровне конкретных действий у девушек занимают важное место следующие ценности: универсализм (1), безопасность (2), доброта (3), самостоятельность (4); у юношей ‬универсализм (1), безопасность (2), самостоятельность (3), достижения (4). Получается, что на уровне поведения для девушек важнее сохранение и повышение благополучия близких людей, а для юношей ‬самостоятельность мыслей и действий. Для современных юношей и девушек важна социальная справедливость, равенство, личная безопасность и безопасность страны, стабильность общества, Им важно ощущать себя независимыми, самим решать, что делать и быть свободными в планировании и выборе своей деятельности. Только вот готовность оказать помощь для девушек важнее, чем для юношей.На уровне индивидуальных приоритетов юноши и девушки единодушно не хотят быть лидерами и иметь много денег, не стремятся к наслаждению и получению удовольствий. Ихне привлекает новизна и приключения.Сравнивая ранговые значения, видим, что гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте незначительные, но есть.Для подтверждения нашей гипотезы и для выявления гендерных различий ценностного опыта по полученным результатам исследования использовался параметрический критерий tСтьюдента. Результаты представлены в таблице.

Результаты статистических расчетов по критерию Стьюдента

Типы ценностейНа уровненормативных идеаловНа уровне индивидуальных приоритетовКонформность0,5840,941Традиции0,4960,079Доброта0,0610,061Универсализм0,0340,251Самостоятельность0,9510,417Стимуляция0,2520,794Гедонизм0,0510,055Достижения0,1960,661Власть0,6740,109Безопасность0,2610,765

По результатам проведенного исследования можно говорить об отсутствии Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

значимых гендерных различий ценностного опыта в юношеском возрасте. Изучение проблемы ценностного опыта в юношеском опыте позволил сделать следующие выводы:1.Для девушек наиболее значимыми ценностями на уровне убеждений являются универсализм (1), доброта (2), безопасность (3), самостоятельность (4). Для юношей на данном уровне важны те же самые ценности: универсализм (1), самостоятельность (2), безопасность (3), доброта (4). 2.На уровне конкретных действий у девушек занимают важное место следующие ценности: универсализм (1), безопасность (2), доброта (3), самостоятельность (4); у юношей ‬универсализм (1), безопасность (2), самостоятельность (3), достижения (4).3.Для современных юношей и девушек важна социальная справедливость, равенство, личная безопасность и безопасность страны, стабильность общества, Им важно ощущать себя независимыми, самим решать, что делать и быть свободными в планировании и выборе своей деятельности. Только вот готовность оказать помощь для девушек важнее, чем для юношей.4.На уровне индивидуальных приоритетов юноши и девушки единодушно не хотят быть лидерами и иметь много денег; не стремятся к наслаждению и получению удовольствий. Их не привлекает новизна и приключения.5.Применение методов математической статистики показало отсутствие значимых гендерных различий в юношеском возрасте.

Ссылки на источники1.КарандашевВ.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. ‬СПб.: Речь,2004. ‬70 с.2.Серебрякова Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной // Наука и школа. ‬2006. ‬№3. ‬С. 50‬54.3.Диагностика ценностного опыта человека: психологопедагогический практикум / Н.В. Бякова, С.В. Истомина. ‬Шадринск: Шадринский дом печати, 2009. ‬124 с.4.ДонцовА.И. Психологияколлектива: (Методологическиепроблемыисследования).‬М.: ИздвоМоск. унта, 1984.‬208 с.

5.РокичМ. Природачеловеческихценностей.‬N.Y.:Свободная пресса, 1973.‬153 с.6.Карандашев, В. Н. Указ. соч.7.БелинскаяЕ.П.,ТихомандрицкаяО.А. Социальная психология личности: для студ.учреждений высшего профессионального образования. ‬М.: Академия, 2009. ‬304 с.8.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. ‬СПб.: Питер, 2001.‬310 с.9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‬2е изд.‬СПб.: Питер, 2002.‬720 с. 10.ОсницкийА.К.,БяковаН.В., ИстоминаС.В.

Роль регуляторного опыта на разных этапах профессионального становления //Вопросы психологии.‬2009.‬№1.‬С.3‬12.11.ОсницкийА.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. … дра психол. наук: 19.00.01.‬М., 2000. ‬370 с.

Svetlana Istomina, Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk

istominasv@mail.ru Gender differences valuable experience in adolescenceAbstract. The article describes the results of research of gender aspects of value experience in young adulthood in the context of regulatory experience.Keywords:regulatory experience, valuable experience, gender, youth age.

Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75187. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75187.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review22.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication22.02.2015ОпубликованаPublished08.04.2015

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Истомина С. В., 2015www.ekoncept.ru