Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S12. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75189.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятие «отношение», его структурные компоненты, типы, факторы, механизмы формирования отношений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75189. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75189.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

1

ART75189УДК 159.9

Неверова Анастасия Александровна,педагогпсихолог МКДОУ «Д/с №2 “Родничок”», г. Шадринскnazarnastik@mail.ru

Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «отношение», его структурные компоненты, типы, факторы, механизмы формирования отношений.Ключевые слова: отношение, компоненты, критерии и типыотношений.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблемы, связанные с категорией «отношение» всегда были значимы как для социологии, педагогики, так для психологии и являлись отправной точкой при решении различных вопросов жизни общества, поэтому исследование отношений, как психологической категории, открывает значительные перспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания. Изучением проблемы отношений занимались как зарубежные ученые (К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни), так и отечественные (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн). Данными исследователями рассмотрены понятие «отношение», структурные компоненты, типы, факторы, детерминирующие развитие отношения к другому, и механизмы его формирования. Впервые о феномен «отношение» был запечатлен в трудах Аристотеля, который понимал данную категорию как «способ бытия и познания», в которомвзаимосвязаны все предметы и явления (Аристотель [2]). В психологопедагогической литературе, посвященной проблемам отношения к другому, указывается на то, чтоотношение –это взаиморасположение объектов и их свойств (А. В. Петровский); многоуровневая система межличностных связей, система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (В. Н. Мясищев); индикатор и средство выражения, объективации всех действий человека (Б. Г. Ананьев). Следует также отметить, что понятие «отношение» несколько отличается от близких ему понятий «взаимоотношения», «межличностные отношения» и «межгрупповые отношения». В частности, термины «отношение» и «взаимоотношение» применяют для обозначения стадий динамикиотношений. Л.Я.Гозман [3] показал, что в процессе становления отношение представляет собой «индивидуальный феномен», который включает в себя направлениеот субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается вовзаимоотношение, или «диадическое отношение». Т.А.Репина [5] в своем исследовании описывает, что взаимоотношения − это многообразная и устойчивая система избирательных взаимодействий между членами контактной группы, которая определяются в совместной деятельности. Взаимоотношениявыражаются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов контактной группы.Рассматривая межличностные отношения, Г.М.Андреева [1] утверждала, чтоэто вид отношений личности, раскрывающийся в субъектсубъектном отношении, коНеверова А. А. Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75189. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75189.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

2

торое является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Из этого следует, что «отношение» отражаетвсе стороны объективной действительности; взаимоотношения и межличностные отношения передают лишь одну сторону этой действительности, а именно отношения между людьми, то есть субъектсубъектные отношения.В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между специальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп» [6].

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким являетсяпонятие «отношение», как связь субъекта с объектом, где объектом может выступать другой человек, предмет или явление окружающего мира. Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» − между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности [6]. В современной науке существует значительное количество типологий отношения. Исследователи выделяют:1.Познавательные отношения − другой человек выступает как предмет восприятия, понимания или познания (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломински, В.А. Лабунская, А.А. Реан).2.Эмоциональные отношения –другой человек, как предмет симпатии или других эмоций (Л.Я. Гозман, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Т. Рибо, К. Роджерс). 3.Практические отношения − субъект–субъектная модель воздействия на другого (Б.C.Братусь, Л.М. Митева, А.В. Петровский)4.Развивающие отношения − другой человек рассматривается как неотъемлемая часть мираи условие человеческого существования (М. Бубер, К.Ж.П.Сартр, И. Ялом).В.П. Куницына и В.П. Панферов[6] представилисвою классификацию типов отношений людей, в которой выделяют:Психические отношения, отражающие притягательность объекта взаимодействиядля человека в «избирательной объективной направленности его психической активности».Психологические отношения –совокупность индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которые включаютпотребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.Социальнопсихологические отношения −взаимосвязь людей в совместной жизнедеятельности на основе общения.Взаимоотношения −отношения людей, проявляющиеся в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи.Личные отношения −связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношениек личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.По мнению В. А. Лабунской [6],существуют критерии, на основе которых выделяются виды отношений:Первая группа критерии−формальнодинамические параметры отношений: знак, интенсивность, направленность: выделяются позитивные,негативные и безразличные отношения или положительные, отрицательные, нейтральные отношения, амбивалентные (наличие как позитивного, так и негативного отношения к одноНеверова А. А. Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75189. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75189.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

3

му и тому же явлению). Выделяются три вида направленности отношения; 1) отношение к предметам внешнего мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отношение к себе. По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые, по критерию прочности − на прочные и непрочные, по степени глубины−на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности − на индивидуализированные и стереотипные отношения. Вторая группа критериев − это содержательные характеристики отношений, их качество или модальность:выделяются отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти.К третьей группе критериев относятся этические критерии. По этическому критерию устанавливают отношения кооперации, обмена, объединения личностей (индивидуальностей); высший тип отношений − утверждение вдругом человечности.Четвертая группа критериев связана с этапами развития личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отношения, складывающиеся в течение сознательной жизни человека.К пятой группе относятся состоящие из деятельности человека и структуры его личности, в связис чемзафиксированы предметнопрактические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистические отношения. К шестой группе относятся те критерии, фиксирующие степень близости или дистантности между партнерами; валентность, т.е.позитивность —негативность отношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в процессе общения. Выделяют близкие отношения (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); негативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты). К седьмой группе принадлежат критерии, указывающиена степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения.К восьмой группе относятся критерии взаимности отношений (симметричные —асимметричные), степени их субъектности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие, симбиотические отношения) [6].Таким образом, существуетнесколько групп критериев, которые классифицируют отношения по разным аспектам.На современном этапе развития впсихологии существуют два основных направления в исследовании отношений личности: динамическое, которое рассматривает отношения как процесс с момента появления и доего разрушения (В.Н.Мясищев, К.А.АбульхановаСлавская); структурное − исследует разные элементы отношения, проводит диагностическое измерение «отношения». В структуре отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (А.А.Бодалев, Я.Я. Коломинский, С.Л. Рубинштейн).Гностический или когнитивный компонент отношенийвключает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, воображение, мышление, память, представление, восприятие), и наиболее ярко проявляется в феномене понимания и взаимопонимания партнеров по отношениям(В.Н.Мясищев, А.Л.Попов);Эмоциональный компонентотношений проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и реакциях, проявляется в виде положительных и отрицательных эмоций, конфликтности (внутриличностной и межличностной), эмоциональной Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75189. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75189.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

4

чувствительности, удовлетворенности собой и партнером (В.Н.Мясищев, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин).Поведенческий компонент отношенийспособствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность, указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание па способ достижения этого предмета (В.Н.Мясищев); реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным, а если наоборот, тоинтерактивная сторона общения будет затруднена (В.А. Лабунская).Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязидруг с другом, постоянно воздействуют друг на друга, регулируют отношения между субъектами.Кроме видов, структуры отношения к другому в литературе рассматриваются механизмы его формирования.По мнению многих исследователей (К. Роджерс, К. Хорни, К.А. АбульхановаСлавская, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин), отношение к другому неразрывно связано с отношением к себе и самооценкой. Считается, что отношение к себе, несмотря на возможные различия в содержанииэтого понятия и противоречивые традиции в его измерении, имеет вполне определенный объект, а именно: самого себя. В то же время объект измерения «отношений к другому» в разных исследованиях может быть совершенно различным по смыслу. Это либо некий обобщенный другой, и тогда изучается обобщенная установка на людей, причем в основном ее когнитивный аспект, либо конкретный индивид, незнакомый для испытуемого или знакомый, с которым он вовлечен в определенныеотношения. (Ю.В. Александрова, Л.Я. Гозман, В.В.Столин).В.В. Столин [6] полагает, что отношение к себе проецируется в форме отношения к другому, и выделяет разные уровни самопринятия субъекта. Первый уровень − развитая личность, у которой симпатия и уважение к себе сочетаются с симпатией и уважением к другому. Второй уровень − менее развитая личность, у которой симпатия и уважение к себе сочетаются с отсутствием симпатии и уважения к другому. Третий уровень − противоречивая личность, у которой отсутствие уважения к себе сочетается с антипатией к другому. Четвертый уровень − глубоко конфликтная личность, у которой бессознательное неприятие себя сочетается с преувеличенным пиететом в адрес других, олицетворяющих неЯ черты. С точки зрения ученого, уровень самопринятия определяется уровнем самосознания личности, который не только детерминирует отношения к окружающим, но и обусловливает стиль и характер общения с ними, то есть поведенческий аспект отношений. Собственное «Я» также может восприниматься как совокупность конкретных качеств, которые могут быть определены и оценены. Именно в этом контексте, как правило, изучается самосознанием ребенка, понимаемое как «образ себя» или «самооценка» (В.Г. Щур). Однако, данное понимание с нашей точки зрения, не исчерпывает всей действительности самосознания. Собственное «Я» всегда является незавершенным; до конца не определенным и приобщенным к другим людям изнутри. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими двумя пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем, в сознании человека всегда живет другой, который делает возможным осознание себя, т.е.самосознание.М. Бубер [6] также подчеркивает необходимость взаимопереходов двух позиций «ты» и «я»: каждому Ты в этом мире по сути своей предписано превратиться в вещь или вновь и вновь возвращаться в вещность. Отношение к Ты может существовать в Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75189. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75189.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

5

реальной и в латентной форме и в смене этих форм суть его осуществления. Ту же двойственность в человеческих отношениях подчеркивает С.Л. Франк,который считает, что эта двойственность вытекает из самой природы человека, который, с одной стороны, есть телесное, эмпирическое существо, живущее в материальном мире, а с другой –существо духовное, изнутри приобщенное к другим и к абсолюту. Человеческая личность есть с одной стороны, как она осознает себя во внутреннем самопереживании, бесконечно живой внутренний мир, изнутри связанный с бытием и укорененный в нем в целом, а с другой –«извне» она является душой единичного тела.Исходя из сказанного выше, линия человеческих отношений, которая выражается в терминах «я –ты», или персонификация, или внутренняя духовная слитность, в принципе не поддается традиционному научному анализу. Вместе с тем можно полагать, что она заключает в себе не только суть и смысл человеческих отношений, но и возможность развития индивидуального сознания. Мы считаем, что онтогенетическое развитие самосознания ребенка можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал в отношении ребенка к себе и к другому (сверстнику).Анализируя исследование В. А. Лабунской [6] по проблеме отношений, позволяет выделить факторы, которые влияют на формирование и изменение системы отношений личности: К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе: способностьустанавливать взаимоотношения с другими людьми, нормы, традиции, возрастные кризисы развития человека.К второй группе «личностных» факторов относятся социальнодемографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания); социальные характеристики (образование, профессия); индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Важное место среди «личностных факторов занимают личностные особенностисубъектов: статус, роль, самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, социальная смелость.Третья группа «ситуативных» факторов включает в себя время; экологический фактор (физические условия общения); пространственную близость;влияние культурных норм и ценностей.Четвертая группа факторов формирования и динамики отношений содержит процессы групповой динамики, т.е.образование малой группы, лидерство и руководство, принятие решений, сплоченность, контроль, групповые конфликты, е цели и задачи совместной групповой деятельности.Обзор психологопедагогических источниковпоказывает, что решающий фактор в формировании отношения и действительности, когда высокие человеческие ценности становятся его собственными ценностями, является отношение как к нему, так и к окружающему его миру, в положительном смысле субъективно значимых для него людей и общностей. При формировании отношения человека к людям, важно, чтобы это отношение было гуманным в своей основе.Теоретикопоисковый анализ литературы о феноменологии «отношения» подвел нас к следующим выводам:«отношение» − это взаимосвязь личности и среды, которая проявляется в действиях, поступках, поведении человека в целом, составляют структуру личности;существуют два направления в исследовании отношений личности: динамическое и структурное;Неверова А. А. Проблема отношения к другому в психологопедагогической литературе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75189. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75189.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

6

механизмами формирования отношения к другому являются сопоставление воспринятых с общепринятыми нормами себя с другими людьми, идентификация себя с другим человеком, сличение и прогнозирование, самоидентификация и обратная связь;на формирование отношений личности оказывают влияние факторы: социальнодемографические характеристики, социальные характеристики, экологические факторы, факторы пространственной близости, культурноисторические факторы, особенности вербального и невербального поведения; индивидуальные психологические особенности людей.

Ссылки на источники1.АндрееваГ. М. Психология социального познания. − М.: Аспект Пресс,2000. − 288 с.2.Аристотель.Поэтика. Риторика. −СПб.: Азбука, 2000. − 119 с.3.ГозманЛ. Я. Психология эмоциональных отношений / под ред. Л.Я.Гозмана. − М.: МГУ, 1987.–175с.4.Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева. –М.; Воронеж,2004.5.РепинаТ. А. Социальнопсихологическая характеристика группы детского сада. − М.: Педагогика, 1988. –231с.6.Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие/ под ред. проф. В. А. Лабунской. − М.: Гардарики, 2001. –397с.

Anastasia Neverova,

educational psychologist MKDOU “Rodnichok”,

Shadrinsknazarnastik@mail.ruThe problem of attitude in psychological and pedagogical literatureAbstract.The article discusses the concept of “attitude”,its structural components,types, factors, mechanisms of its formation relations.Key words:attitude, components, criteria and types of relationships.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук



Поступила в редакциюReceived20.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review22.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication22.02.2015ОпубликованаPublished08.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Неверова А. А., 2015www.ekoncept.ru