Здравоохранение как элемент социальной сферы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S13. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75193.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности здравоохранения как одного из основных элементов социальной сферы. Особое внимание обращается на значимость системы здравоохранения с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75193УДК 614.2

Вицелярова Карина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавирvkarina007@mail.ru

Басанова Ксения Леонидовна, студентка IIIкурса направления подготовки «Менеджмент» филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавирbaks.senias@yandex.ru

Здравоохранение как элемент социальной сферы

Аннотация. В статье рассматриваются особенности здравоохранения как одного из основных элементов социальной сферы. Особое внимание обращается на значимость системы здравоохранения с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций. Ключевые слова:охрана здоровья, социальная сфера, социальный институт, отраслевое хозяйство.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Отрасль здравоохранения является одним из основных элементов структурысоциальной сферы. Имея своей «целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений» [1].Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается в Преамбуле и ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [2], а ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Граждане РФ в соответствии с программой обязательного медицинского страхования имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, дополнительные услуги–на основании программ добровольного страхования и иных источников. При этомстатья 1 Основ «под охраной здоровья граждан понимает совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарногигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [2].Необходимо отметить, что охрана здоровья является важнейшей задачей государственной политики. К основным задачам государства в области охраны здоровья граждан следует отнести: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения; соВицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

здание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.Длярешения перечисленных задач, государство разрабатывает и финансирует многочисленные федеральные программы, приоритетными направлениями в которых являются охрана и укрепление здоровья нации; принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; всячески поощряет деятельность, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарноэпидемиологическому благополучию; обеспечивает формирование единого правового пространства системы здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан; осуществляет управление по созданию единой системы здравоохранения без ведомственных и территориальных разграничений. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление (Ст. 41 Конституции РФ).Примечательно,что термин «здравоохранение» употребляется практически во всех нормативных актах, регулирующих сферу охраны здоровья [1], однако, несмотря на это, он не имеет легального определения, а в общепринятом смысле используется без единообразного понимания. Доктринальное толкование этого термина позволяет обнаружить различные его значения. Поэтому в юридической литературе можно встретить множество определений понятия «здравоохранение».В этой связи, следует уточнить, что в теории государства и права здравоохранение –это функция государства. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политикоправового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства в целом, правительства, министерства, других государственных органов. При этом «государственная функция охраны здоровья населения страны может включать в себя здравоохранение в широком социальноорганизационном смысле и здравоохранение в узком собственно отраслевом смысле» [2].В медицинской и юридической литературе «здравоохранение рассматривается как система общественных и государственных социальноэкономических и социальных мероприятий, обеспечивающих высокий уровень охраны и улучшения здоровья народа» [3].Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов определяют здравоохранение как совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера, а именно: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера, такие, какповышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды ит.п., а такжемеры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней и активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья [2].Как правило, здравоохранение относится к социальной сфере. Однако существует точка зрения, согласно которой здравоохранение –это не социальная сфера. Опыт показывает, чтои население, и правительство относят здравоохранение к социальному институту, ставя медицину в один ряд с культурой, образованием, спортом. Однако ее следует рассматривать и с другой стороны, как систему жизнеобеспечения, один из важнейших институтов безопасности нации, так как речь идет о поистине самом бесценном в мироздании –здоровье и жизни человека [2]. Подобный Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

взгляд на понятие «здравоохранения» позволяет сделать вывод: коллектив авторов под редакцией Д.В. Валового утверждают, что здравоохранение, являясь социальным институтом, институтом социальной сферы, представляет собой систему жизнеобеспечения, и в этом смысле здравоохранение необходимо рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны. Данное утверждение подчеркивает важность рассматриваемой отрасли в организации и методическом обеспечении государственных структур, ведомств и организаций охранными и профилактическими мероприятиями в области здравоохранения.Ю.П. Лисицын и Н.В. Полунина полагают, что здравоохранение отнесеноименно к отраслям социальной сферы экономики и представляет собой систему лечебнопрофилактических, противоэпидемических, реабилитационных, медицинских мер, а также учреждений государственной и муниципальной собственности, и имеет отраслевую структуру. Поэтому здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике, и предлагается признать здравоохранение –по аналогии с агропромышленным, топливноэнергетическим, военнопромышленным –медикопроизводственным комплексом.Таким образом, управление здравоохранением является управлением обособленным отраслевым хозяйством. Здравоохранение необходимо признать, прежде всего, отраслью экономики, отраслью социальной сферы экономики.Необходимо сформулироватьпризнаки здравоохранения как отрасли государственного управления:1)здравоохранение является частью социальной сферы управления;2)цель здравоохранения состоит в сохранении и укреплении здоровья населения посредством как проведения эффективной государственной политики,так и профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений;3)основными задачами здравоохранения являются: более полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи; создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебнопрофилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения;4)к сфере административноправового регулирования здравоохранением относятся медицинские учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и органы управления здравоохранением.В содержательном значении здравоохранение –это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства, представляющий собой, с организационноправовой точки зрения, неоднородную систему.В юридической литературе говорится, что в систему здравоохранения входят лечебные, лечебнопрофилактические, научноисследовательские, санитарноэпидемиологические, аптечные, родильные, образовательные учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией. Каждая из систем здравоохранения РФ (государственная, муниципальная и частная) имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Рассмотрим их подробнее.В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относятся:Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

1)федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан;2)находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебнопрофилактические и научноисследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарнопрофилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарноэпидемиологического надзора, учреждения судебномедицинской экспертизы, службы материальнотехнического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации;3)медицинские организации, в том числе лечебнопрофилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные учреждения). При этом к ведомственным учреждениям здравоохранения можно отнести лечебнопрофилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития субъектов в составе РФ.Статус ведомственных учреждений в настоящее время недостаточно регламентирован, и наличие подобных учреждений вызывает до сих пор споры в обществе [19].К муниципальной системе здравоохранения, в соответствие со ст. 13 Основ, могут относиться органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления всфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.На муниципальном уровне обеспечение охраны здоровья населения осуществляется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в пределах своей компетенции. А именно, они несут ответственность за санитарногигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медикосоциальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медикосоциальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторнополиклиническую помощь.Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Перестройка муниципального здравоохранения связана с необходимостью упорядочения (но не ликвидации) ведомственной медицины; правового регулирования статуса медучреждений (сейчас создается много структур с нечетко определенным статусом); решения проблемы обеспечения населения специализированными видами медицинской помощи (по мере расширения практики семейных врачей необходимость в узких специалистах возрастет).В России в качестве гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья предусмотрен такой конституционный институт, как частная система здравоохранения, формирование которой сдерживается за счет коммерциализации государственных лечебных учреждений, прежде всего специализированных и высокотехнологичных центров.К частной системе здравоохранения относятся лечебнопрофилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские идругие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами (ст. 14 Основ).Целью частной системы здравоохранения является оказание платных медицинских услуг. Поэтому в качестве частной системы здравоохранения можно рассматривать не систему субъектов –организаций, основанных на частной форме собственности, а систему отношений по оказанию платных медицинских услуг, возникающих с целью реализации конституционного права граждан на свободное развитие в сфере охраны здоровья. Субъектами таких отношений могут быть как частные организации здравоохранения, так и те из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которым предоставлено право оказывать платные медицинские услуги.В соответствии со ст. 2, 17–19 Конституции РФ государство и муниципальные образования на деле должны принимать меры, способствующие становлению и укреплению частной медицины. В частности, для стимулирования частной инициативы в сфере предоставления медицинских услуг необходимо создание льготных условий. Без наличия соответствующих условий, способствующих развитию частного сектора медицины, государственные медицинские учреждения, для обеспечения реализации гражданами конституционного права на медицинскую помощь, получают возможность оказывать услуги (платные) сверх тех (бесплатных), которые гарантируют право на достойную жизнь. В результате государственные медицинские учреждения на ниве платной медицины получили существенные преимущества по сравнению с частными и, конкурируя с ними, все дальше вытесняют их с рынка при помощи административного ресурса и бюджетных ассигнований [3].Проблема частной системы здравоохранения в настоящее время требует детального изучения. Таким образом, предложенное в проекте федерального закона «О здравоохранении в РоссийскойФедерации» понятие системы здравоохранения применимо к нынешним условиям, однако нуждается в уточнении. Подсистемой здравоохранения Российской Федерациипредлагается понимать совокупность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения посредством профилактики заболеваний, а также оказания медицинской помощи. Принципы охраны здоровья населения сформулированы в «Основах законодательства об охране здоровья граждан»:Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этим государственных гарантий;приоритет профилактических мер;доступность медикосоциальной помощи;социальная защищенность граждан в области охраны здоровья;ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.Важнейшим среди них является принцип приоритета профилактических мер, который может быть реализован не только посредством развития специфической медицинской профилактики, но и формированием здорового образа жизни. Значимость системы здравоохранения может быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций. Правовой характер системы здравоохранения связан с верховенством Конституции РФ и федеральных законов, признанием принятых норм международного права, социальный характер –с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения, государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Экономический характер системы связан с ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с точки зрения его ресурсного обеспечения. Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценностью системы здравоохранения и их признание, соблюдение и защита являются обязанностью рассматриваемой системы.Подводя итог исследованию различных позиций в отношении понятия «здравоохранение», можно сделать вывод, что, рассматривая здравоохранение, как объект государственного управления и регулирования, оно представляет собой с одной стороны, деятельность государства, а с другой, систему социальноэкономических, медикосанитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения. Комплекс мероприятий направлен на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи.Таким образом, под системой здравоохранения Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления здравоохранением и совокупность учреждений здравоохранения, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения посредством профилактики заболеваний, а также оказания медицинской помощи. Таким образом,значимость системы здравоохранения может быть определена с правовой, социальной, экономической и гуманистической позиций:1.Правовой характер системы здравоохранения связан с верховенством Конституции РФ и федеральных законов, с признанием принятых норм международного права. 2.Социальный характер определен обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения, государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан. 3.Экономический характер системы связан с ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с точки зрения его ресурсного обеспечения. Вицелярова К. Н., Басанова К. Л. Здравоохранение как элемент социальной сферы// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №13.–ART75193. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75193.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

4.Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценность системы здравоохранения. И их признание, соблюдение и защита являются обязанностью рассматриваемой системы.

Ссылки на источники 1.Горин Т.Я. Здравоохранение: комплексный подход. –М.: Статистика, 2010. –448с.2.Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. –М.: Медик, 2014. –324 с.3.Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. –М.: Финансы и статистика, 2009. –287 с.

Karina Vitcelyarova,Candidate of EconomicSciences,Associate professor of the Department of Economics and managementbranch of the Kuban State Universityin Armavir, Armavirvkarina007@mail.ruKseniya Basanova,student 3 courses of the direction of preparation management,branch of the Kuban State Universityin Armavir, Armavirbaks.senias@yandex.ruHealth as an element of social sphereAbstract.In article features of health care as one of basic elements of the social sphere are considered. The special attention is paid on the importance of health system from legal, social, economic and humanistic positions.Key words:health protection, social sphere, social institute, branch economy.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived25.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review27.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication27.02.2015ОпубликованаPublished09.04.2015

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Вицелярова К. Н., Басанова К. Л.,2015www.ekoncept.ru