Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнес-структур в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S16. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75221.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оправданной в современных условиях поддержки малых бизнес-структур в регионах России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе // Концепт. –2015.–Спецвыпуск №16.–ART75221. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75221.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75221УДК 332.12

Бондаренко Виктория Андреевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Купчинский Александр Васильевич,аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуkupchina@mail.ru

Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы оправданной в современных условиях поддержки малых бизнесструктурв регионах России.

Ключевые слова:малые бизнесструктуры, поддержка, государственночастное партнерство, особые экономические зоны. Раздел: (04) экономика.

В сложившихся условиях хозяйствования, во многом усугубляющихся изза кризисных явлений в экономике и введенных против России секторальных и иных санкций США и Европейским союзом, бизнесу в России, в особенности, малому, обладающему меньшим «запасом прочности» сложно выстоять в развиваемой рыночной нише и быть успешным. В этой связи для эффективного функционирования малых бизнесструктур целесообразной представляется адаптивная к отмеченным реалиям государственная поддержка, в том числе в рамках государственночастного партнерства. В России среди различной хозяйственной практики наибольшее распространение получил вариант государственночастного партнерства, осуществляемого в форме концессионных соглашений. В данных соглашениях одна сторона (концессионер) берет на себя обязательства по созданию или воссозданию какоголибо объекта, на который далее право собственности остается за второй стороной, передающей концессионеру права владения и пользования этим объектом в его хозяйственных целях некий продолжительный срок [1]. Следует отметить, что преимущество концессионной модели перед другими формами государственночастного партнерства состоит в том, что, будучи закрепленной на федеральном уровне, концессионная схема взаимодействий предоставляет ряд зримых преимуществ таких как: возможность привлечения средств институциональных инвесторов на достаточнольготных условиях, а также исключение из процесса налогообложения ряда операций с передаваемым в результате соглашения имуществом. Однако Закон о концессионных соглашениях предусматривает закрытый перечень объектов, в отношении которых могут быть такие соглашения, в частности здесь имеются ограничения, сопряженные с вовлечением в концессионные соглашения инновационных объектов, в том числе и инфраструктурных, что препятствует использованию концессионной модели в инновационной сфере [2].Как известно, необходимость перехода российской экономической системы, формируемой из экономических потенциалов ее регионов, на инновационный путь Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе // Концепт. –2015.–Спецвыпуск №16.–ART75221. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75221.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

развития представляется определяющей стратегической задачей, что предполагает поиск механизмов обеспечения данного процесса. Всвязи с этим можно отметить, что устойчивое развитие регионов России тесно связано с осуществлением концепции регионального зонирования для адекватного времени управления региональной и, в итоге, национальной экономикой. В целях эффективного привлечения инвестиционных ресурсов, формирования базовых предпосылок для развития инновационной активности региона, расширения его хозяйственных взаимосвязей во многих государствах широко используется механизм создания особых организационноправовых режимов ведения хозяйственной деятельности на определенных преференционных условиях, в рамках отдельных территориальных образований [3].

Соответственно, целесообразно упомянуть особые экономические зоны, концентрирующие в себе «приложение усилий» науки, бизнеса и государства на обособленных территориях, что позволяет в современных условиях стремиться к обеспечению экономического роста, решению ряда социальных проблем и наращиванию преимуществ в рамках локальных экономических задач конкретного региона. Представляется, что создание и функционирование особых экономических зон в нашей стране является весьма перспективным направлением для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, в том числе и малых бизнесструктур [4], и, конечно, роста конкурентоспособности российской экономики на мировой арене. В настоящее время многие современные рыночные модели хозяйственной деятельности опираются на инновационные источники экономического роста, которыми можно вполне признать особые экономические зоны. В особые экономические зоны проявили себя в ряде промышленно развитых стран в качестве ведущего импульса роста профессионального и интеллектуального уровня населения, внедрения инноваций в производстве и торговле, современных методов работы в региональной и национальной экономике [5]. Важно понимать, что особая экономическая зона представляет собой форму государственночастного партнерства, организационноэкономический механизм которой, направлен на создание комфортной предпринимательской среды для малых бизнесструктур, предусматривающей формирование таких экономических и организационных условий, при которых внутренние экономические агенты особой экономической зоны имеют возможность решать многие проблемы, непосредственно связанные с собственной предпринимательской и инновационной деятельностью внутри региона локализации бизнеса. Получается, что государство, как публичный партнер, обязуется создать инфраструктуру особой экономической зоны, предоставить ее резиденту (частному партнеру) налоговые и таможенные льготы, а также другие преференции, создать благоприятный режим администрирования, гарантировать защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве, а резидент, в свою очередь, обязуется осуществлять определенную деятельность в зависимости от типа особо экономической зоны. В соответствии с положениями Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в России особые экономические зоны могут создаваться четырех типов: промышленнопроизводственные, техниковнедренческие, туристскорекреационные и портовые [6].

В настоящее время в России свою деятельность осуществляют:Промышленнопроизводственные зоны [7]: «Моглино» (специализация: железнодорожное обеспечение, коммунальное и сельскохозяйственное оборудование, авБондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе // Концепт. –2015.–Спецвыпуск №16.–ART75221. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75221.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

токомплектующие, электротехника и бытовая электроника, строительные материалы, логистика и упаковка); «Людиново» (производство медицинского оборудования, производство автокомпонент, приборостроение); «Липецк» (производство электрического оборудования, элементов и систем альтернативной энергии, машин, оборудования, автокомпонентов, бытовой техники, медицинского оборудования, строительные материалы, биои наноматериалов); «Тольятти»; «Алабуга» (производство автомобилей и автокомпонент, строительные материалы, химическая и нефтехимическая продукция, товары повседневного пользования); «Титановая долина» (производство продукции авиастроения, атомной энергетики, оборудования для добычи углеводородов, электрооборудования и контрольноизмерительной техники, железнодорожное машиностроение, производство лекарственных средств и препаратов, медицинское оборудование, химическое производство); «Владивосток».Техниковнедренческие зоны [8]: «СанктПетербург» (информационные технологии и телекоммуникации, фармацевтика и медицинские технологии, энергоэффективность, точное приборостроение); «Зеленоград»(микроэлектроника, энергосберегающие технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, лазерные и плазменные технологии); «Дубна» (разработка программных продуктов и оказания услуг, электронное приборостроение и элементы электронной техники, производство технологий энергосбережения, медицинской техники и материалов); «Иннополис» (информационнокоммуникационные технологии, электронные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии); «Томск» (информационные технологии и электроника, нанотехнологии и новые материалы, медицина и биотехнологии, ресурсосберегающие технологии).Туристскорекреационные зоны [9]: «Курорты Северного Кавказа»; «Бирюзовая Катунь»; «Долина Алтая»; «Ворота Байкала»; «Байкальская Гавань»; «Остров Русский».Портовые зоны: «Мурманск»; «УльяновскВосточный»; «Советская Гавань».Как правило, потенциальные инвесторы отечественных особых экономических зон указывают, что в качестве ключевого интереса к этому организационноэкономическому механизму является возможность решения инфраструктурных вопросов, а именно выделение резиденту территории, полностью обеспеченной инженерной и транспортной инфраструктурой. В этом случае необходимо констатировать, что развитие особых экономических зон особенно важно не только для привлечения инвестиций на крупные федеральные и региональные проекты, но и еще для успешного развития малых бизнесструктур региона, которые могут выступать проводниками различных, в том числе маркетинговых инноваций [10].

При правильно выстроенной стратегии развития малых бизнесструктур, особые экономические зоны открывают огромные возможности, связанные с осуществлением предпринимательской и инновационной деятельности в пределах особых экономических зон, финансовоправового характера: государственное финансирование инфраструктуры, финансовые гарантии, налоговые и таможенные преференции, а также льготы страховых взносов [11]. Важным представляется обеспечение возможности доступа к инфраструктурному обеспечению в особых экономических зонах для малых бизнесструктур [12].

Малые бизнесструктуры при осуществлении хозяйственной деятельности в особых экономических зонах, в первую очередь заинтересованы в благоприятным налоговых и таможенных режимах, в целях минимизации налогообложения производимой продукции и снижении административного давления на их экономическую деятельность. Успешно функционируя в особых экономических зонах, субъекты малых Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе // Концепт. –2015.–Спецвыпуск №16.–ART75221. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75221.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

и средних бизнесструктур совершенствуют деловой климат этих зон. Осуществляя хозяйственную деятельность, в особых экономических зонах, малые бизнесструктуры весьма часто являются не только конкурентами в рамках конкурентной кооперации, но и потенциальными партнерами, в вопросах разработки и осуществления различных бизнеспроектов, региональной, федеральной и международной значимости [13].

В России разрабатываются и начинают реализовываться различные государственные программы, направленные на развитие научнотехнического потенциала страны, а также программы, предусматривающие комплексы мер по поддержке и активизации инновационной деятельности малых бизнесструктур региона. В этой связи, создание особых экономических зон и их развитие, как эффективного организационноэкономического механизма поддержки малых бизнесструктур региона, не является исключением, а скорее, примером подобных инициатив.Можно констатировать, что разработка эффективных организационноэкономических мер обеспечения хозяйственной деятельности малых бизнесструктур в особых экономических зонах, с учетом индивидуальной специфики и ресурсного потенциала региона, является мощным ускорителем экономики региона, активно формируя экономические отношения на основе рыночных структур и различных форм хозяйствования, тем самым содействуя положительному влиянию региональной экономики на национальную [14]. При создании особых экономических зон непосредственно в качестве наиболее популярных и современных методов организационноэкономического стимулирования деятельности малых бизнесструктур в отечественной практике применяются несколько основных механизмов реализации налоговой политики:Налоговые льготы:ставка по налогу на прибыль установлена не выше 13,5% при уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации;Инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет 2,2%);резиденты освобождаются от уплаты налога на землю(около 1,5%) и налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности, в различных регионах ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб./л.с.);понижены тарифы страховых взносов для техниковнедренческих, промышленнопроизводственных ОЭЗ, осуществляющих техниковнедренческую деятельность, и резидентов туристического кластера. На период с 2012 по 2017 годы тарифы страховых взносов составят 14%, в 2018году ‬21%, в 2019 году ‬28%;инвесторы промышленнопроизводственных и туристскорекреационных ОЭЗ вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам (но не более 2).Налоговые кредиты:сохранение всей суммыналогов и иных бюджетных платежей, собранных на территории ОЭЗ, в распоряжении органов управления ОЭЗ;реинвестирование данных средств в развитие ОЭЗ.Таможенные преференции:ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.Кроме налоговых и таможенных льгот, особые экономические зоны, предоставляют своим резидентам особый административный режим:Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе // Концепт. –2015.–Спецвыпуск №16.–ART75221. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75221.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

особый административный режим на территории ОЭЗ предоставляет арендаторам земельных участков ‬собственникам объектов недвижимости право выкупа расположенных под этими объектами земельных участков;в соответствии с Федеральным законом об особых экономических зонах малым бизнесструктурам ‬резидентам ОЭЗ предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах.Стоит обратить внимание, что все процессы в особых экономических зонах прозрачны, что способствует возникновению нового уровня предпринимательской культуры и социальной ответственности регионального бизнеса. С помощью особых экономических зон, малые бизнесструктуры имеют возможность развиваться на базе готовой инфраструктуры, сниженных административных барьеров, льготных налоговых и таможенных условий.Создание льготных условий, режима в осуществлении предпринимательской деятельности не только придает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где непосредственно расположена особая экономическая зона, но и привлекает предпринимателей из соседних и более удаленных территорий [15].

Для выработки эффективного механизма, действующего в особых экономических зонах, нужно четкоопределить: какова реальная перспективная специализация региона и на каких направлениях можно сосредотачивать внимание и акцентировать имеющиеся ресурсы. В этом случае необходимо констатировать, что величина воздействия особой экономической зоны на успешное развитие отдельно взятых регионов неоднозначны, и зачастую, зависят от многих внутренних факторов и целей, стоящих перед этими регионами, и эффективности их деятельности. Обратим внимание на то, что сами по себе особые экономические зоны не способны стать универсальным способом решения всех насущных проблем, стоящих перед экономикой региона и страны в целом, но могут служить «точкой роста» ускоренного перехода регионов на современные рыночные отношения и вариантом адаптивной поддержки малых бизнесструктур региона, что будет способствовать росту конкурентоспособности российской экономики и, в идеале, создавать базис для ее инновационной направленности.

Ссылки на источники 1.Ткаченко М. В., Конгулов А. С., Долгов А. А. Рейтинг регионов ГЧП2014. Развитие государственночастного партнерства в субъектах Российской Федерации/ под общ. ред. к. э. н., доцента кафедры экономической политики и государственночастного партнерства МГИМО (У) МИД России П. Л. Селезнева.‬М.: Центр развития государственночастного партнерства, 2014.2.Методические рекомендации о возможностях использования лучших мировых практик и особенностях российского законодательства в части регулирования деятельности институтов развития Российской Федерации (Государственночастное партнерство) / Материал подготовлен по заказу ОАО «РБК» компанией «Адвокатское бюро «Линия права» с учетом экспертных мнений и комментариев ОАО «РБК». ‬Москва, 2014.3.Дегтярева И., Неучева М. Эффективность функционирования особых экономических зон: международный и российский подходы // Экономика и управление: научнопрактический журнал. ‬2014. ‬№ 1. ‬URL: http://www.bagsurb.ru/journal/261/12536/4.Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационноориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. ‬2015. ‬№ 03 (март). ‬ART 15057. ‬URL: http://ekoncept.ru/2015/15057.htm. 5.Илющенко Н. А. Проблемы и перспективы особых экономических зон как формы государственночастного партнерства.// Вестник Адыгейского государственного университета. ‬2011. ‬№ 2. Серия 5: Экономика. ‬URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemyiperspektivyosobyhekonomicheskihzonkakformygosudarstvennochastnogopartnerstva6.Годовой отчет ОЭЗ Тольятти 2013 год / Строим будущее. ‬URL: http: //www. samregion.ru/external/adm/files/c_59478/Godovoj_otchet_2013.pdfБондаренко В. А., Купчинский А. В. Вопросы содействия эффективному функционированию малых бизнесструктур в регионе // Концепт. –2015.–Спецвыпуск №16.–ART75221. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75221.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

7.Обзор особых экономических зон России промышленнопроизводственного типа. ‬URL: http://hubprom.ru/analytics/articles/1488

8.Техниковнедренческие зоны: мощный локомотив экономического развития ‬электронный ресурс. ‬URL:http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_41EC925C1013402DA5512638B1186FAE.html9.Россия. Особые экономические зоны: электронный ресурс. ‬URL: http://www.russez.ru/oez/tourism/ 10.Бондаренко В. А. Актуальные проблемы создания и внедрения маркетинговых инноваций // Концепт. ‬2015. ‬№ 02 (февраль). ‬ART 15028. ‬URL: http://ekoncept.ru/2015/15028.htm. 11.Батыров М. В. Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон в Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал. ‬2010. ‬№ 2. ‬URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoyanalizpreimuschestvipreferentsiydlyarezidentovosobyhekonomicheskihzonvrossiyskoyfederatsii12.Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансовоправовое регулирование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Специальность 12.00.04 ‬финансовое право, налоговое право, бюджетное право. ‬М., 2014.13.Сидоров Ю. Ю. Развитие предпринимательской деятельности в особой экономической зоне техниковнедренческого типа (на примере СанктПетербурга): автореф. дис. … канд. экон. наук. Специальность 08.00.05 ‬Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство). ‬СПб., 2009. ‬URL: http://economylib.com/razvitiepredprinimatelskoydeyatelnostivosoboyekonomicheskoyzonetehnikovnedrencheskogotipa#214.Передкова И. В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социальноэкономические явления и процессы. ‬2013. ‬№ 11(057). ‬URL: http: //cyberleninka.ru /article /n/ osobayaekonomicheskayazonaieerolvrazvitiiekonomikiregiona15.Павлов П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансовоправовые и организационноэкономические аспекты функционирования. ‬М.: Магистр: ИНФРАМ, 2010.‬256 с.

Victoria Bondarenko, Doctor of Economic Sciences, Professor of Marketing and Advertising, Rostov State University of Economics, RostovonDonb14v@yandex.ruAlexander Kupchinsky, postgraduatestudent of the Department of Marketing and Advertising, Rostov State University of Economics, RostovonDonkupchina@mail.ruThe questions of promotion and effective functioning of small businesses in the regionAbstract.The article considers the issues of the small businesses support in modern conditions in the regions of Russia.

Keywords:small businesses, support, publicprivate partnerships, special economic zones.

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.2015ОпубликованаPublished10.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бондаренко В. А., Купчинский А. В., 2015www.ekoncept.ru