Значение спорта в системе образования и возможности пропаганды здорового образа жизни через произведения живописи

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошкина А. А. Значение спорта в системе образования и возможности пропаганды здорового образа жизни через произведения живописи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75250.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы физического воспитания молодого поколения, выявляется значимость влияния спорта на формирование нравственных установок личности. Исследуется роль темы спорта в искусстве на примере произведений советских мастеров, рассматриваются возможности популяризации здорового образа жизни через произведения живописи.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кошкина Анастасия Александровна,студенткафакультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировclaire1912s@mail.ru

Значение спорта в системе образования и возможности пропаганды здорового образа жизни через произведения живописи

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы физического воспитания молодого поколения, выявляется значимость влияния спорта на формирование нравственных установок личности. Исследуется роль темы спорта в искусстве на примере произведений советских мастеров, рассматриваются возможности популяризации здорового образа жизни через произведения живописи.Ключевые слова:спорт, роль спорта в искусстве, пропаганда здорового образа жизни в школах,спорт на уроках изобразительного искусства.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Известно, что спорт является притягивающим внимание объектом во всём мире. Физическоевоспитание здоровой нации образуетна сегодня одно из наиболее значимых направлений образовательной системы в России. Возвращаясь к истории нашей страны, мы можем отметить, что советская система физического воспитания являласьсущественнойсоставляющей государственной системы. При помощи разнообразных методов шла активная пропаганда здорового образа жизни,что в сочетании с всевозможными оздоровительными мероприятиями способствовало укреплению здоровья, правильному физическому развитию, закаливанию организма, повышению выносливости, формированию жизненно нужных двигательных навыков. Кроме того, занятия спортом являлись весьма эффективным средством формирования морального и духовного образа советского человека, основополагающим считалось гармоничное развитие тела и духа.В начале XXI века снова стал проявляться повышенный интерес ктеме спорта в стране. С одной стороны, это несомненно связано с проведением в России Олимпиады 2014 года, что послужило укреплению национальной гордости и самосознания. С другой –внимание к спорту связано сосознанием необходимости взращивать здоровые идеалы у молодого поколения. Сейчас во многих школах основным приоритетом ставится воспитание поколения, которому бы с детства прививались принципы здорового образа жизни.Сегодня спорт пронизывает многие уровни жизни современного человека, оказывая ощутимое влияние на различные стороны социальной деятельности. Спортоказывает воздействие на взаимоотношения между нациями, деловую жизнь, общественное положение, вносит новые тенденции развития, меняет моду и образ жизни, формирует нравственные и этические ценности[1].Спорт часто называют идеальной моделью жизни. В первую очередь занятия спортом нацелены на оздоровление организма, укрепление иммунитета, общее повышение выносливости организма. Хорошее здоровье на всю жизнь легче всего дать ребёнку ещё в детстве с помощью формирования правильных привычек. Помимо того, что спорт способствует укреплению здоровья, правильному формированию растущего организма, у ребёнка вырабатывается правильнаяосанка. Это очень важный показатель в пользу сторонников спорта, ведь правильная осанка –залог будущего здоровья и успеха. Сегодня каждый второй ребёнок страдает от нарушений позвоночника, сколиоза, сутулости. В этом нет ничего удивительного, поскольку объём информации, которую должен усваивать современный школьник, с каждым годом увеличивается, дети очень сильно нагружены, времени на какоелибо движение остаётся всё меньше, и это не может не отражаться на здоровье. Малоподвижный образ жизни, постоянное сидение за учёбой или компьютером нарушают многие функции организма. Это может привести к раннему остеохондрозу, неправильному расположению внутренних органов, их зажатости, недостаточному их функционированию. В будущем относительно небольшие проблемы со здоровьем могут вылиться в серьёзные заболевания. Осанку лучше всего формировать в детстве. Правильная осанка не только послужит основой здоровья для всего организма, но и поспособствует повышению самооценки, уверенности в себе. Помочьв развитии красивого,здорового, гармоничного тела –это лишь малая часть того, что на самом деле даёт спорт. Самое важное воздействие –это воспитание духа ребенка, становление его характера, воли, упорства. Спорт здесь просто необходим. Безусловно, есть дети очень умные, очень талантливые, но чтобы реализовать все эти качества и найти им применение, нужно иметь ещё волю к победе,уметь добиваться цели.Ведь при отсутствии соревновательного духа все таланты останутся невостребованными, нераскрытыми.Именно спорт помогает развить важнейшие качества характера: ответственность, дисциплинированность, силу воли, выносливость, и что немаловажно –умение терпеть поражение. Ведь в жизни, как правило, настоящего успеха добиваются те, кто научился идти дальше после падения.Очень полезныколлективные виды спорта –это позволяет научиться работать в команде, чувствовать и понимать других людей, видеть свою роль в достижении общей цели. Спорт –это практически всегда игра в команде. Даже одиночные виды спорта подразумевают участие в соревнованиях, где спортсмен защищает свою команду. Тесная сплочённость, приложение абсолютного максимума своих усилий в достижении общей цели служат своеобразной моделью, прототипом жизни. Как и в спорте, практически каждый из нас каждый день отдаёт свои силы какомулибо важному для общества делу. И умение работать в командесообща с другими людьми необходимо развивать с детства[2].Гармонично развитая личность –это три составляющих: тело, интеллект и дух. Следовательно, полноценное развитие подразумевает около30% времени уделять на каждую составляющую, в том числе и на тело.Природа в целом сама позаботилась о детях –они подвижны сами по себе, постоянно находятся в движении, и смысла в длительных тренировках нет. Но определённо есть смысл в том, чтобы выбратьребёнку какойлибо вид спорта и содействовать тем самым укреплению его здоровья.В спорте необходимо целенаправленно прилагать большое количество усилий, выдерживать физические нагрузки на грани возможного, что высвобождает все имеющиеся резервы, учить использовать и знать пределы своих сил. Самое главное, чтобы ребёнок сам выбрал для себя тот вид спорта, который ему по душе. Родители часто настаивают на том, чтобы ребёнок занимался тем, что им кажется полезным, однако, не обнаруживая искреннего желания у ребёнка, польза таких занятий может сойти на нет.Если же ребёнок испытывает настоящий интерес к занятиям, он скорее всего будет выкладываться на полную, что позволит ему и укрепить здоровье, и закалить характер. Смысл не в том, чтобы вырастить чемпиона или профессионального спортсмена, главное–это дать необходимый для развития внутренний толчок.К сожалению, расписание в школе и институте составлено так, что занятиям физической культурой времени уделено очень мало –примерно 2 урока в неделю. Для формирования здорового физически и духовно организма этого явно недостаточно. А ведь быть здоровым, сильным, гармонично развитым нужно каждому человеку на протяжении всей его жизни.Дети –наше будущее. Почему же наше будущее должно быть хилым, недоразвитым, должно знать очень много исторических дат и химических формул, но ничего не знать о том, как быть абсолютно здоровым?Необходимо искать возможность уделять время занятиям спортом, подвижными играми около 30% времени в день. Если бы это стало возможно, дети могли бы развиваться намного активнее, из них вырастали бы другие люди, с повышенными умственными способностями и более высокой эффективностью в труде.Исследованиями учёных уже давно доказано, что движение напрямую способствует развитию интеллекта[3]. Развитаямоторикадетских пальцев повышаетвозможности развития речи, исследовательскуюфункциюмозга. Подвижные веселые дети, как правило, активнее осваивают окружающий мир, раньше других обнаруживают таланты, и именно из них вырастают новаторы, способные принести в мир новые идеи.Дети, привыкшие соревноваться с детства, с гораздо большей вероятностью будут нацелены на большие достижения в будущем.В условиях необходимости прививать молодому поколению позитивное отношение к занятием спортом, необходимо использовать разные способы воздействия. Важно формировать правильные идеалы, устои, ведь сейчас идёт настоящая битва за детские умы. Значительную роль в этом могут сыграть уроки изобразительного искусства. Показывая различные иллюстрации на уроках изо, украшая портретами спортсменов и произведениями живописи территорию у спортзала,мыможемстимулировать интерес учащихся к данной теме, прививать им идеалы здорового, развитого тела. Это особенно важно в целях борьбы с различными вредными привычками, такими как курение, алкоголь и наркотики, что, к сожалению, не так редко встречается среди учащихся в школах. Так или иначе, во многом виновато окружение, ведь детское сознание обязательно впитывает в себя информацию, хорошую и плохую. Пустота не остаётся незаполненной –если вокруг нет хороших примеров, дети примут за образец то, что есть. Поэтому большую ответственность за то, какими будут идеалы будущего поколениянесут преподаватели, школа, где учащиеся проводят достаточно много времени.Одним из методов формирования у молодого поколения представлений о необходимости ведения здорового образа жизни является метод пропаганды через искусство. Неслучайно данная тема является привлекательной для многих художников. Помимо привлекательной возможности изображать в своих произведениях совершенные фигуры спортсменов, улавливать грациозность и лёгкость их движений, художник также передаёт весь накал эмоций и чувств, внутренние переживания спортсмена, ведь спорт предполагает наличие сильной воли и готовность к борьбе. В России тема спорта раскрылась наиболее полным образом только в 20м векес утверждением гуманистических идеалов в обществе. Это можно связать и с массовым культурным просвещением, становлением общедоступной системы образования. В первой половине 20го века спорт начинает набирать популярность и находит отклик у студентов. Правительство содействует организации различных спортивных кружков для занятий физическими упражнениями в высших учебных заведениях. Крупные города отмечены появлением первых студенческих спортивных лиг, что даёт дополнительный толчок к развитию и повышению интереса к спорту в России. В основном становятся популярны такие виды спорта, как фехтование, гимнастика, силовая борьба, гребля, плавание, легкая атлетика, конькобежный и лыжный виды спорта. Так,за достаточно короткий промежуток времени спорт в СССР становится массовым, а физическая культура всёбольше проникает в жизни людей, в результате чего романтика спортивных достижений довольно быстро находит отражение в искусстве. Наиболее значимым направлением спортивной темы становятся портреты известных атлетов, где ярко выражено стремление к индивидуальности, характерное для этого периода времени.Спорт, говоря словами поэта и спортсмена Роберта Рождественского, остается «великолепным сюжетом для искусства». Для ряда мастеров того времени именно спорт становится основной идеей, музой для творчества,возможностью раскрыть своётворческое «Я», реализовать свои творческие возможности[4]. Одним из наиболее выдающихся примеров может послужить творчествоА.А.Дейнеки, творческая деятельность которого приходится на 2060ыегоды.

Дейнека сам являлся истовым энтузиастом спорта и активно пропагандировал занятия физической культурой –этот неподдельный интерес воплотился в его художественной реальности, позволил создавать произведения, очень сильные в своей правдоподобности. Дейнека смело выбирает необычные, сложные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. Очень важно, что в каждом полотне чувствуется новизна и современность (рис.1.).

Рис. 1.А.А.Дейнека,«Бег»

«Я люблю спорт, могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. … спорт облагораживает человека, как все красивое», –писал художник [5].Ещё одним выдающимся художником, работавшим над спортивной тематикой, являлся Дмитрий Жилинский.Расцвет его творчества приходится на середину 1960х годов.Наиболее известными произведениями стали «Студенты. В скульптурной мастерской», «У моря. Семья» и, конечно, «Гимнасты СССР», которые быстро разнесли весть о молодом художнике как новаторе своего времени (рис.2.). Жилинский использует множество эффективных приёмов в своих произведениях: активная игра цвета, линейная динамика композиции, монументальность пластического решения, заключённое в силуэте ощущение массы, объема. «Гимнасты СССР» Дмитрия Жилинского –это картинапортрет, где происходит своеобразная индивидуальная настройка мысли, воли, чувства. Это можно прочитать в выражениях лиц, пластике жестов. Композиция построена ясно и чётко, ракурсы переданы остро, цвета очень чистые и психологичные. Изображённые спортсмены –реально существующие герои и чемпионы. Это и Полина Астахова, трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира; и Борис Шахлин, «железный Шахлин», как его прозвали спортсмены и зрители за мужество и волю к победе, трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира; и Юрий Титов, олимпийский чемпион и абсолютный чемпион мира, впоследствии президент международной федерации гимнастики. Индивидуальность и психологизм каждого образа раскрывается в полной мере, что очень характерно для произведений живописи тех лет[6].

Рис. 2.Д.Д. Жилинский,«Гимнасты»

Спортивная тема занимает значительное место в творчествеА.Н.Самохвалова.Одним их самых ярких символов эпохи стала его«Девушка в футболке»(1932). В 1937 году на Международной выставке в Париже портрет был отмечен золотой медалью, а «Девушку в футболке» назвали «советской Джокондой», образ которой воплотил в себе лучшее целой эпохи, «прекрасной современницы, девушки, каких не было раньше». Этот же прекрасный образ мы можем видеть в его картинах «Физкультурница с букетом» и «Девушка с ядром». В других работах художника –«Советская физкультура»и «С.М. Киров принимает парад физкультурников»отразились важные тенденции советского искусства 1930х годов –стремление к монументальности, изображению нового человека: советского труженикагерояромантика, сильного и красивого, нравственно и физически[7].Сегодня интерес к советскому искусству проявляется даже за пределами России, о чём свидетельствует проведение в 2013 г. тематической выставки в Лондоне. На выставке под названием «Советское искусство. Советский спорт» (SovietArt.SovietSport) собраны более сорока картин искульптур, объединенных спортивной тематикой.«Мы наЗападе сподозрением относимся кконтролируемому государством искусству, ноздесь вы видите, какие шедевры рождались вСССР»,–отметил напресспоказе выставки заместитель главы Sotheby's поевропейскому региону ипредседатель Sotheby'sRussia Марк Полтимор[8].Глава отдела русского искусства Sotheby's Джоанна Викери, всвою очередь, высказала мнение, что нив одной другой области искусства тема спорта небыла раскрыта так широко иполно, какв русском реалистическом искусстве 20го века.На выставке, вчастности, представлены работы Александра Дейнеки, Виктора Попкова, Михаила Изотова, Сергея Лучишкина, Ольги Ваулиной(рис.3). Несмотря на неоспоримый факт, что советская живопись 1930х –1980х годоввнимательно цензурировалась, а все попытки уклонится от трёх заповедей соцреализма —«народность, идейность, конкретность» –жестоко пресекались, спортивные сюжеты были хороши тем, что их лиричность и романтизм передавалиопределённую свободу самовыражения, позволяя незаметно совмещать обязательный партийный пафос с личными эмоциями и переживаниями художника и неоднозначной символикой(рис.3.).



Рис. 3. М.Н. Изотов, «Гимнасты»

Ссылки на источники1.Барчуков И. С., Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. –М., 2007. –584 с.2.Барчуков И. С., Назарова. Ю. А. Физическая культура и физическая подготовка. –М.,2003. –64 с.3.Довгань В. В. Воспитай своего ребёнка миллионером. –М., 2008. –С. 45–47.4.Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. –СПб., 2007. –144с.5.Королёва С. Дейнека.–М., 2011. –24с.(Серия «Великие художники»).6.Павлов П. В. Дмитрий Жилинский. –М., 1974. –73 с.Зингер Л.C. Александр Самохвалов. –М., 1982. –134с.8.Горшкова Д. Советскийспорт на выставке Sotheby's в Лондоне. –2013. –URL: http://www.buro247.ru/culture/arts/sovetskiysportnavystavkesothebysvlondone.html

Anastasia Koshkina,Student, Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirovclaire1912s@mail.ruSignificance of sport in educational system and possibilitiesfor healthy lifestyles promotion through paintingsAbstract. The paperreveales the problems of physical education of the younger generation and finding out the importance of sport in ideological and moral attitudes formation of anindividual. The author analyzes soviet artists‱ works and considerspossibilities for healthy lifestyle promotion through paintings.Keywords:sport, role of sport in art,healthy lifestyle promotion,sports in educational system.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»