Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иовлева Е. А. Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусства по теме «Дымковская игрушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75249.htm.
Аннотация. В статье приводится пример использования комплекта наглядного пособия и нетрадиционного наглядного материала для проведения урока изо на тему «Дымковская игрушка». Даётся анализ декоративной композиции по мотивам росписи дымковской игрушки.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иовлева Екатерина Алексеевна,студенткафакультета технологии и дизайнаФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировIovlewa_93@mail.ru

Эффективность использования нетрадиционного наглядного материала на уроках изобразительного искусствапо теме«Дымковскаяигрушка»

Аннотация.В статье приводится пример использованиякомплекта наглядного пособия и нетрадиционного наглядного материала для проведения урока изона тему «Дымковская игрушка». Даётся анализ декоративной композиции по мотивам росписи дымковской игрушки.Ключевые слова:система дополнительного образования, дымковская игрушка, орнамент, роспись, наглядность, наглядное пособие.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Дополнительное образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социальнокультурных и образовательных потребностей детей. Для этого по художественному и декоративному искусству организуются кружки, центры и секции.Таким образом,система дополнительного образования подходит для полного разбора материала по видам народных промыслов родного края[1].Известным и уникальным промыслом на Вятке считается дымковская игрушка, так как её создание и роспись–процесс увлекательный и нравится школьникам. Учителя, работающие в системе дополнительного образования, проводят уроки на тему «Знакомство с дымковской игрушкой». Для данной темы разработано большое количество пособий в виде тетрадки, альбома, раскрасок которыми педагоги пользуются на своих занятиях. Чтобы разнообразить наглядный материал предлагается использовать комплект наглядных пособий и нетрадиционный наглядный материал по теме «Роспись дымковской игрушки». Это облегчит восприятие материала, школьники приобретут навыки правильного поэтапного выполнения элементов росписи, а также сформируют устойчивое представление о росписи дымковской игрушки. Наглядность является одним из принципов обучения. Учитель использует вспомогательный материалпри обучении школьников на уроках изобразительного искусства по изучению промысла дымковской игрушки[2].Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, формируется правильное восприятиеи представление обизделии и самой росписи.В распоряжении педагога по изобразительному искусству имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, разработанные самими педагогом таблицы, схемы этапов выполнения элементов орнамента дымковской игрушки, плакаты, изделия,расписанные по мотивам дымковской игрушки, кинофильмы, а также эскизные композиционные разработки орнамента самого учителя.Широко используются изобразительные наглядные материалы, которыеделятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся:плакаты, с элементами росписи дымковской игрушки;фотографии игрушек и мастериц;сравнительные таблицы;схемы поэтапного выполнения элементов игрушки и росписи орнамента;различные предметы,расписанные под дымку, а также дымковская игрушка в натуральную величину. Их целью является развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, книги с иллюстрациями, альбомы, раскраски, учебные пособия. Цель этих наглядных материалов–помочь школьникам самостоятельно выполнять задания по созданиюигрушки из глины или пластилина; помочь правильно и поэтапно выполнить роспись дымковской игрушки;определится с цветовой гаммой и составить декоративную композицию по мотивам росписи дымковской игрушки[3].Проанализировав виды наглядности,намибыл разработан наглядный материал, выполненный в виде триптиха из деревянных тарелок,расписанных под дымку.Триптих –это произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и т.п., объединенных общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом[4].При разработке наглядного материала ввиде трех деревянных тарелочек был проведен анализ орнамента дымковской игрушки.Так как на Вятке дымковская игрушка считается брендом Кировской области, то по мотивам дымковской игрушки создавали декоративный узор для экстерьеров и интерьеров города Киров(см. Таблица 1). Таблица 1Ппредприятияи объектыс узорамидымковской игрушки

№п/пНазвание объектов с использованием дымковской росписиОписание объектов1Памятник Дымковской игрушке –композиция «Семья»

Памятник Дымковской игрушке –главномубрендуКировской области расположен у Театра кукол им. Афанасьева на ул. Спасской,22. Появилась чудесная скульптурная композиция «Семья», состоящая из дымковских персонажей, в Кирове осенью 2010 года. Такой памятный подарок с любовью к Вятским традициям нашгород получил от компании «Мегафон».2Стелла «Киров» на въезде в город, со стороны Победилово, расписали дымковским орнаментомЭто мероприятие прошло в рамках проекта «Дымка», созданном по инициативе кировского Клуба маркетологов. На покраску букв потребовалось 60 литров краски.3Дома на Привокзальной площадиПроект «Дымка». Цель –сделать город ярким и позитивным.4Вход в парк им.Кирова7 июля 2014 года на улице Горького ворота в парк им. Кирова раскрасили под дымку.5Подземный переход г.КироваНа улице Воровского, 135. 9 июня творческая группа молодых инициативных кировчан оформилаподземный пешеходный переход напротив «Макдональдса» в стиле граффити. Этот проект под названием «ГдеДымкаНеБывала» стал подарком молодежи Кирова ко дню рождения города. В оформлении «подземки» будут использоваться приемы стилизации дымковской игрушки, а также элементы, отражающие тематику 640летия областного центра.Новогодние скульптуры и площадкиНа театральной площади города Кирова в2014 годубыли построены ледяные горки расписанные под дымку. А Дымковский индюк украшал одну из горок.7Музей «Вятские народные промыслы»Ул. Свободы, 67. Можно посетить магазин и увезти сувенир на память, а также можно сходить с экскурсией к мастерице, где вам покажут мастеркласс. Посетить музей дымковской игрушки.

Этот экскурсионный вариант очень хорошо подходит для учителей, которые проводят уроки по теме роспись или орнамент дымковской игрушки. Рассматривая их,дети могут увидеть стилизованные варианты росписи и новый подход в нанесений узоров.В рамках школы нет возможности и времени провести экскурсионное мероприятие. Педагог может показать фотографии этих мест с дымковской росписью. Более эффективно работать с наглядным материалом, который можно принести на урок и показать ребятам. Например, дымковская игрушка или предметы, расписанные по мотивам дымки. Был проведен анализ таких работ (см. Таблица 2).Таблица 2Наглядныематериалы с использованиемтрадиционного орнаментадымковской игрушки

№п/пВиды наглядных материалов с использованием орнамента дымковской игрушкиОписание работ1ТарелкиТарелки расписанные под дымковский орнамент. Китай. Бумажные пластиковые одноразовые тарелки.2ОдеждаКостюмированныенарядыбарыни или всадника, для выступленияна празднике. ярмарках. Платья состилизованным орнаментом росписи дымковской игрушки. Комбинезон для собачек расписанный узорами дымки.3Кредитные картыБанковская карта Вятка Банк украсила свои карты узором под дымку. 4УпаковкаРЖД предлагает пассажирам поезда упаковку с сахаром с узорами дымки.5ПрограммкиПриглашения на выборы губернатора Кировской области, приглашения были оформлены стилизованными узорами в стиле Дымки.

Следовательно, наглядные материалы способствуют быстромуусвоениюобщепринятыхидеалов, устоявшихсяканонов, схем поэтапного выполненияэлементов росписи,так как деятельность школьникасводится к копированию и имитации видимых или знаемых моделей. Используя наглядные материалы в виде ярких плакатов и предметов, макетов следуетдополнять их речевыми сообщениями. Это формирует у школьников:умение анализировать произведения мастериц дымковской игрушки;умение выражать своё эмоциональное состояние к увиденному;навыки правильного поэтапного выполнения элементов росписи;первичные представления о богатстве и разнообразии промыслов родного края.К поэтапному выполнению элементов орнамента учитель может применять ряд наглядных пособий для воспитания изобразительной грамотности. Наглядные пособия классифицируются на три группы:Демонстрационные изобразительные пособия.К этому виду наглядных пособий относятся картины и учебные таблицы с изображением мастериц, этапами выполнения дымковской игрушки, наборы картинок с элементами росписи, картины со вставками, аппликации. 2.Иллюстрации.Подиллюстрациями обычно понимают помещённые в учебнике рисункии схематические изображения видов игрушки. А также схемы, таблицы поэтапного выполнения орнамента элементов игрушки. При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов.3.Дидактический материал.Для формирования основных понятий о дымковской игрушке, а также для выработки навыков выполнения росписи необходимо использовать разнообразный дидактический материал в виде тетрадей с заданиями, раскраски, альбомы[5]. Исходя из вышесказанного,мыразработаликомплект наглядных пособий по теме: «Приёмы и последовательность выполнения росписи дымковской игрушки». Демонстрационный материал разработан в виде таблиц, а дидактический материал представлен в форме учебной тетради для младших школьников. Это облегчаетвосприятие теоретического материала школьниками и способствует быстрому его запоминанию.Предлагаемый материал и пособия для урока на тему дымковская игрушка легко подготовить педагогу. Так как материал можно найти в любом магазине. Для тетрадки понадобятся листы А4 формата, гуашь и инструменты для поэтапного выполнения росписи. Для нанесения узора можно использовать различные инструменты: кисти разных размеров, ватная палочка, ластикна обратной стороне карандаша. Тетрадку можно проиллюстрировать картинками с игрушками мастериц и рассказать немного о каждой. Так тетрадка будет ещё и познавательной. Для выполнения наглядного материала из трёх тарелочек понадобятся деревянные тарелки,лучше если они будут одинаковые по форме, а по размерам две маленькие,а центральная побольше. Перед тем как расписать тарелочки покройте их с двух сторон акриловым грунтом, после высыхания можно расписать их элементами росписи дымковской игрушки. Узор можно стилизовать, но перед тем как расписать следует разработать композицию, которая будетперенесенана три тарелочки. Это нужно для того чтобы все три предмета были объединеныодним стилем. Приготовив этот комплект наглядного материала,педагог разнообразитурок яркими картинками и заданиями. Педагогу предлагается использовать наглядное пособие и нетрадиционный наглядный материална уроках изобразительного искусствапри знакомстве с историей дымковского промысла, выполнениисамой глиняной игрушки из пластилина или бумажной массы, при изучении росписи дымковской игрушки. Это поможет учителю применить нестандартный подход, а также сформирует у школьников устойчивое представление о дымковской игрушкеи росписи орнамента.

Ссылки на источники1.Информационный портал системы дополнительного образования детей. –URL: http://dopedu.ru/chudozhestvennoesteticheskayanapravlennost/tvorcheskayashkolastudiyaizobrazitelnogoiprikladnogoiskusstva(дата обращения 16.01.2015).2.Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и док./ сост. Г. Г. Виноградова. –М.: Просвещение, 1990. –175 с.3.Социальная сеть работников образования. –URL: http://nsportal.ru(дата обращения 16.01.2015).Википедия свободная энциклопедия. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 16.01.2015).5.ШпикаловаТ. Я Изобразительное искусство. –М.: Просвещение, 2007. –95 с.

EkaterinaIovleva,Student, Technology and DesignDepartment, Vyatka State UniversityofHumanities, KirovIovlewa_93@mail.ruEffective use ofnontraditionalvisual aidsat fine arts lessons, dedicated to Dymkovo toyAbstract. The paper provides an example ofthe set ofvisual aidsandnontraditionalvisual materialforlessonon “Dymkovo toy”.The author analyzescompositionof decorativepaintingsbasedonDymkovo toys.Key words: additional educationsystem, Dymkovo toy, ornament, painting, visual, visual aid.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»