Управление образованием в условиях модернизации. Дополнительное образование и творческое развитие

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Т. А. Управление образованием в условиях модернизации. Дополнительное образование и творческое развитие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75317.htm.
Аннотация. В статье раскрываются специфические черты управления учреждением дополнительного образования детей, раскрыто динамическое измерение процесса внедрения инноваций. Обоснованы необходимость и содержательный план тематического выпуска научно-методического журнала «Концепт», отражающего технологии развития творческого потенциала учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Т. А. Управление образованием в условиях модернизации.Дополнительное образование и творческое развитие// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75317. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75317.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75317УДК37.014.5:371.398

Кондрашова Татьяна Александровна,

директор МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус», г. о. Самараcvr.secretar@yandex.ru

Управление образованием в условиях модернизации.

Дополнительное образование и творческое развитие

Аннотация.В статье раскрываются специфические черты управления учреждением дополнительного образования детей, раскрыто динамическое измерение процесса внедрения инноваций. Обоснованынеобходимость и содержательный план тематического выпуска научнометодического журнала «Концепт», отражающего технологии развития творческого потенциала учащихся. Ключевые слова:модернизация, инициатива, творческие способности, технологии, методы. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система образования является одним из самых динамично развивающихся социальных институтов. Любые преобразования в обществе начинаются и отражаются именно в деятельности системы образования, поскольку она готовит участников любых иных социальных изменений. Вместе с тем, равнозначной функцией системы образования является определенная консервативность, поскольку в задачи образования входит не только подготовка адекватных времени и обстоятельствам индивидов, но и трансляция культурных образцов, ценностей, установок, позволяющих обществу осознать свое единство и целостность.Особенность заключается в том, что социальный запрос на актуальность и одновременно консерватизм образования исходит от одних и тех же лиц –заказчиков образовательных услуг, предоставляемых системой образования, отродителей учащихся. Они, с одной стороны, отмечают необходимость изменений, требуют «успевать за временем», предоставлять такие услуги, которые бы отвечали потребностям общества.С другой стороны, родители не готовы к тому, чтобы эксперименты в образовательном пространстве проводилисьбы на их собственных детях. В практике педагогической работы постоянно слышны сравнения с той системой образования,которая функционировала однодва поколения назад. Это объясняется фактором времени, человеческой памяти, которая оставляет общий положительный абрис прошедших событий и принимает их за фактическое положение дел.Таким образом, внедрение инноваций, модернизация системы образования сталкивается не только с объективными сложностями в вопросах финансирования, технологической грамотности, методических компетенций, но и с субъективными факторами восприятия прошлого. Отсюдав проведении модернизации образования, создании и внедрении новшеств любого рода возникает особая ответственность педагогов, непосредственно предоставляющих образовательные услуги и управленческого корпуса организующего этот процесс.Любое нововведение–от психологических тестов и компьютерных технологий до оформления кабинетов для занятий должно отвечать на запросы общества и вместе с тем беречь и сохранять лучшие элементы прежнего состояния образовательного пространства. В этом отношении особенное место принадлежит системе дополнительного образования детей.В отличиеот общеобразовательной школы, учащийся приходит в Кондрашова Т. А. Управление образованием в условиях модернизации.Дополнительное образование и творческое развитие// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75317. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75317.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

учреждение дополнительного образования добровольно, исключительно для реализации уже сложившихся интересов и продолжает оставаться в учреждении, накапливать различные знания, умения и навыки, развивать те или иные компетенции также на добровольных началах. Это накладывает особую ответственность на педагогов, требует от них применения самых актуальных технологий, методов, приемов и содержательного наполнения образовательных услуг. Другими словами, если педагог дополнительного образования не будет постоянно укреплять и поддерживать интерес учащихся в реализации той или иной образовательной программы, то ему в итоге будет просто не с кем заниматься. Показательным является рост количества и качества образовательных услуг в сфере дополнительного образования, рост заинтересованности родителей и самих учащихся в услугах, четко сформулированное требование государственных органов власти на расширение и рост спектра образовательных услуг, а также на вовлеченность подрастающего поколения в их потребление. Концепция развития системы дополнительного образования детей прямо требует, чтобы к 2020 году количество детей и подростков, получающих дополнительные образовательные услуги,составляло до 80% от общего числа населения этого возраста [1]. Таким образом, «успевать за временем» является прерогативой дополнительного образования, его насущной необходимостью. В функционировании конкретного учреждения системы дополнительного образования как в зеркале отражаются все аспекты и задачи дополнительного образования в целом. Насущной потребностью является нахождение баланса между инновациями и базой их осуществления, между желаемым и возможным, между новым и старым. Точками отсчета для нахождения необходимого равновесия выступают несколько моментов. Вопервых, исходные ресурсы учреждения, непосредственно имеющаяся материальнотехническая база. Вовторых, педагогический коллектив со сложившимися традициями, приоритетами и установками. Втретьих, имидж учреждения во внутренней и внешней проекциях. То есть авторитет учреждения в образовательном пространстве, среди профессионального педагогического сообщества и имидж учреждения в глазах потребителей в социальной среде, среди учащихся и их родителей. Таким образом, баланс инноваций и их фундамента должен быть найден в каждом из названных направлений. Логично, что ориентиром в эффективном функционировании и проектах развития служит программный документ учреждения. Для Центра внешкольной работы «Парус» г.о.Самара таким документом является Программа развития, в которой утверждается, что «Стратегической целью учреждения является развитие свободной, творческой, социальноориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации» [2]. Структурирование деятельности в соответствии с поставленной целью позволяет утверждать необходимость настоящего специального выпуска научнометодического журнала «Концепт». Этот шаг ЦВР «Парус» в полной мере выражает принципы открытости, публичности, демократизма и системности работы учреждения. Динамично развивающаяся практика предполагает, что внедряемые инновации должны получить также и теоретическое описание, осмысление, оценку и перспективы. Чаще всего в педагогике можно столкнуться с ситуацией, когда прекрасно практикующий педагог, интересный для учащихся и заинтересованной в своей работе,активно развивающий содержательный и технологический аспекты своей деятельностиникак не находит времени и сил для описания и детализации своего профессионального движения. Другими словами, успешная практика не всегда находится в единстве с теорией. Однако, этот этап –описание и осмысление, оценка Кондрашова Т. А. Управление образованием в условиях модернизации.Дополнительное образование и творческое развитие// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75317. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75317.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

и критика совершенно необходимы для действительного профессионального роста. Подготовка публикаций о проделанной работе позволяет занять определенную дистанцию, объективно оценить те процессы и события, которые составляют ткань ежедневной профессиональной деятельности. Образноговоря, описание и осмысление проводимых инноваций позволяет «выдохнуть» практикам и набраться сил для новых шагов. Работа над публикациями для журнала позволила педагогам определить место учреждения дополнительного образования в отношении к системе внеурочной занятости учащихся, формируемой в школьном образовании. Характеристика собственного места и значения в развитии способностей учащихся, в их социализациии профессиональном самоопределении является чрезвычайно важным делом. В условиях, когда растет конкуренция на рынке образовательных услуг, когда в направлении дополнительного образования все ярче и сильнее обозначается деятельность общеобразовательных учреждений, через требование организации внеурочной занятости учащихся, четкое, озвученное, принципиально выстроенное представление о роли учреждений дополнительного образования в творческом развитии учащихся становится крайне актуальным. Определенность места не в географическом, но в смысловом отношении, является своеобразной точкой отсчета, якорем, придающим устойчивость педагогам в их деятельности. Помимо теоретического описания, анализа собственной деятельности, выходящего за рамки стандартных форм отчетов и статистических сведений, настоящий выпуск журнала, в котором авторыпедагоги ЦВР «Парус», решает целый ряд задач. Среди них: публичный обмен опытом, критический анализ литературы, представление и защита новейших методов педагогической работы, аспекты внедрения современных технологий в стабильно работающие образовательные программы, разработка психологического блока образовательных услуг, практический материал для организации детских праздников, познавательноразвлекательных мероприятий. Особое место в настоящем издании занимает презентация уникального проекта ЦВР –Городского Фестиваля юных экскурсоводов. Эта инициатива родилась из практики–из развития традиционных для многих учреждений дополнительного образования детей краеведческого и туристического направлений. Работа в рамках проектных площадок по реализации Стратегии развития городского округа Самара на период до 2025 года [3] позволила увидеть перспективы объединения усилий активистов городского сообщества, бизнессообщества и коллегпедагогов других образовательных учреждений в образовательной и воспитательной деятельности. Открытый фестиваль юных экскурсоводов нашел поддержку в социальном окружении и был встречен с энтузиазмом всеми членами педагогического коллектива. Обретенная поддержка прямо демонстрирует жизнеспособность идеи Фестиваля, подтверждает тот факт, что Фестиваль отвечает потребностям городского сообщества, отвечает его надеждам, открывает интересные и значимые перспективы. Он позволяет справиться скомплексом задач. Вопервых,повышать уровень знаний, умений и навыков в предпрофессиональной подготовке историков, краеведов, туристов, экскурсоводов, вовторых, совершенствовать навыки организации и проведения массовых открытых мероприятий, втретьих, укреплять и развивать связи между потенциальными работодателями и выпускниками специализированных образовательных программ учреждений дополнительного образования детей. Без сомнения, Фестиваль способствует профессиональному самоопределению учащихся, позволяет создавать единое образовательное пространство взрослых и детей, педагогов, родителей и учащихся. Как оригинальная авторская форма краеведческой и образовательной работы Фестиваль формирует Кондрашова Т. А. Управление образованием в условиях модернизации.Дополнительное образование и творческое развитие// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75317. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75317.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

лицо города для его жителей, превращает место повседневных забот и транспортных потоков в родное, близкое, культурно значимое место. История города, раскрываемая через мероприятия Фестиваля, становится ценной и осмысленной, привязанной к конкретным местам и культурным объектам.

Важно отметить, что Фестиваль организуется в формате доступа и для людей с ограниченными возможностями, для них предполагается проведение специальных экскурсионных маршрутов. Этот момент принципиально важен для организаторов и участников. Такой подход позволяет в действительности, а не на словах воплощать нравственно определенное, гуманное, рефлексивное отношение к жителям города с различными физическими особенностями. Кроме того, у участников формируется ценностное отношение к собственным физическим возможностям и экологичное восприятие городского пространства. В практике реализуется принцип организации городской жизни, отмеченный Д.Харви «право на различие –одно из наиболее ценных прав городских жителей» [4, с.81].Идея Фестиваля в полной мере воплощает все ориентиры, принципы развития дополнительного образования в единстве с новейшими образовательными технологиями. В подготовленном выпуске журнала собрана уникальная комбинация разнообразных материалов. Каждый из авторов, исходя из своей педагогической практики, усвоенных и созданных технологий, приемов раскрывает аспекты общей темы «Роль дополнительного образования в творческом развитии детей». Исходной установкой является понимание творчества как уникального процесса, объединяющего инновации, порыв, инициативу, способности и авторский взгляд собъективными обстоятельствами профессиональной деятельности. Результатом творческого процесса всегда является нечто новое, уникальное, единичное, авторское, вместе с тем, творчество невозможно без определенных условий, средств, технологий, ресурсов самого разного рода (от материальных до интеллектуальных). Колоссальное влияние на развитие творческих способностей оказывает личный пример педагога. Таким образом, творческими субъектами, чьи способности развиваются и инициируют развитие этих способностей в других, оказываются и сами педагоги, и собственно учащиеся ЦВР. В публикациях журнала творческие усилия педагогов имеют две проекции: как авторов статей и как практиков творческого педагогического действия. Важно отметить, что учащиеся в глазах педагогов выступают не абстрактными объектами педагогического влияния, не статичными фигурами, подлежащими усовершенствованию и раскрытию,а полноправными членами творческого процесса, инициаторами и участниками реализации социально значимых и уникальных замыслов. В материалах настоящего выпуска журнала представлено содержательное и технологическое сопровождения процесса развития творческихспособностей в учреждении дополнительного образования, даны конкретные ответы на прямые вопросы. В публикациях предметно сформулировано: что именно развиваем в учащихся, что может служить источниками развития, какими средствами развивать творческий потенциал, какие технологии наиболее эффективны, какими средствами оценить эффективность, какие трудности встречаются в практике предлагаемых мероприятий, праздников, технологий и каким образом возможно их свести к минимуму. Разнообразная деятельность ЦВР «Парус» построена на том, что творческое развитие учащихся является основным средством формирования свободной творческой социальноориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Эти способности могут иметь самые разные сферы воплощения: это и музыкальное направление (академическое, народное, фольклорное, эстрадное), и изобразительное искусство (рисунок, конструирование и дизайн одежды), и историКондрашова Т. А. Управление образованием в условиях модернизации.Дополнительное образование и творческое развитие// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75317. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75317.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

кокраеведческое знание. В названных направлениях и сформулировано основное содержание журнала. Общеизвестно, что для большинства учреждений именно эти направления являются магистральными, ключевыми сферами оказания образовательных услуг и от того, насколько качественно они воплощаются, зависит судьба самих учреждений, их конкурентоспособность, востребованность на рынке и авторитет в социальном окружении. Поэтому представляется обоснованным утверждение о том, что содержание настоящего выпуска может представлять интерес и для педагогов, и для менеджмента большинства учрежденийдополнительного образования. Открытость, готовность авторов к диалогу, целостность предлагаемых методов, концепций, сценариев мероприятий позволяет надеяться на плодотворное сотрудничество в педагогическом пространстве, на развитие творческих способностей учащихся мощными силами учреждений дополнительного образования детей в условиях постоянной модернизации.

Ссылки на источники

1.Концепция развития дополнительного образования детей. –URL:http://edusite.ru/DswMedia/koncepciyadopobrazovaniya.pdf

2.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Парус» г.о.Самара.–URL: http://cvrparus.ru/index.php?categoryid=25

3.Самарские стратегии. Стратегия развития городского округа Самара на период до 2025 года.–URL: http://www.samara2025.ru

4.Харви Д.Право на город // Логос. –2008. –№3.–С.80–95.

Tat'janaKondrashova,Director of educational center “Parus”,Samaracvr.secretar@yandex.ru

Education Management in the modernization.Additional education and creative developmentAbstract.The article describes the specific features of the managing of additional children education, revealed a dynamic dimension of the process of innovation. The author proves the necessity of the thematic issue of scientific and methodological magazine "Concept" reflecting the technology development of creative potential of students and shows it's meaningful plan.Keywords: modernization, initiative, creativity, technology, methods.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Кондрашова Т. А., 2015www.ekoncept.ru