Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кугушева В. Н. Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S20. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75319.htm.
Аннотация. Статья исследует феномен детского праздника, его влияние на развитие личностных качеств ребенка. Автор раскрывает задачи праздника, формы и виды деятельности детей, включенных в действие. На основе проведенного праздника «Международный День защиты детей» проводится анализ и выявляются факторы, воздействующие на личность ребенка, его творческие качества, определяется степень участия учреждения дополнительного образования в досуговой деятельности школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кугушева В. Н. Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75319. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75319.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75319УДК379.8

Кугушева Виктория Николаевна,

заведующаяхудожественным отделом, педагогорганизатор МБОУДОД Центр внешкольной работы «Парус», г. о. Самараkv1402@yandex.ru

Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника

Аннотация.Статья исследует феномендетского праздника, его влияние на развитие личностных качеств ребенка. Автор раскрывает задачи праздника, формы и виды деятельности детей, включенных в действие. На основе проведенного праздника «Международный День защиты детей» проводится анализ и выявляются факторы, воздействующие на личность ребенка, его творческие качества, определяется степень участия учреждения дополнительного образования в досуговой деятельности школьников.

Ключевые слова: понятие «праздник», досуг школьников, этапы подготовки детского праздника, личностные качества воспитанников.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Праздник является неотъемлемой частью духовной культуры общества и от того, насколько человек продуктивно проводит свой досуг, может зависеть и его деятельность в целом. Праздник для детей это, прежде всего, игры, развлечения, хорошее времяпрепровождение, веселье и радость. Ребенок существует в предлагаемых обстоятельствах «здесь» и «сейчас», не задумываясь о роли праздничного действа. Профессиональные педагоги осознают огромную силу воздействия праздника как инструмента формирования и развития личностных качеств детей. Праздник воспитывает у ребенка интерес к творчеству, формирует определенные знания, умения и навыки, развивает эстетическийвкус и идеал прекрасного. Анализ различных источников литературы: труды режиссеровпостановщиков в сфере праздничного досуга в целом и детского досуга в частности, а также литература в области возрастной психологии и педагогики позволяет увидеть предметно и конкретно цель, задачи, особенности праздничного действия в отношении детей. По мнению профессора, режиссера О.Л. Орлова,«значительное место в истории занимает проблема возникновения и развития праздника как феномена, представляющего ценность для исследования материальной и духовной культуры народа. Праздник‬явление всеобщее и постоянное именно в социальнокультурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социальнокультурные качества. Анализ социальнокультурных факторов раскрывает сущность праздника как коллективного действа и коллективного переживания, как особой, противостоящей будням фазе общественной жизнедеятельности, как источнике и факторе творчества, особенно художественного»[1].Режиссерпостановщик В. Браво в статье «Блеск и нищета российских праздников» характеризует праздник как социальный феномен, оказывающий огромное влияние на массы. Автор разбирает смысловое содержание государственных праздников в России с режиссерской точки зрения и сравнивает современные праздники с проводимыми ранее массовыми мероприятия в Советском Союзе: «Молодые люди новой России совершенно не представляют, какой потрясающий каскад обрушивало Кугушева В. Н. Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75319. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75319.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

государство в народные массы, чтобы завладеть умами и сердцами своих сограждан и показать всему миру величие и красоту завоеваний революции» [2]. По мнению В.Браво,на сегодняшний день содержание праздничного события не несет должной смысловой нагрузки и в стране «…наблюдается тотальное падение культуры в целом и праздничной культуры в частности, которая должна по идее нести в массы не только развлекательную функцию, но и раскрывает людям целую сокровищницу народных обрядов и ритуалов» [2]. Нельзя оставить без внимания работы крупнейшего советского педагога С.А.Шмакова ‬профессора, педагога в сфере детского досуга. Ведь основной объект исследования его работ ‬теория и практика игры, как источника культуры и средства раскрытия творческого потенциала ребенка. «Игра‬это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже, поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное… В игровом самовыражении школьника проявляется его разум, его подсознание, его фантазия. Таким образом, можно рассматривать игровую деятельность как своеобразную сферу человеческой жизнедеятельности, имеющую свои особые формы и проявляющуюся в других видах деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что игра служит, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости; с другой‬источником веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, мажорного тонуса жизни. Удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации» [3]. Игра, всвою очередь, является одним из важнейших составляющих детского праздника. Рассматривая детский праздник, как одну из форм досуга, следует помнить, что он несет в себе не только развлекательные, но и воспитательные, развивающие и обучающие функции. В процессе подготовки и проведения праздника дети усваивают новые знания, нормы поведения в обществе и взаимоотношения внутри коллектива, проявляются личностные качества, формируется их самооценка. Опираясь на труды вышеназванных педагогов, режиссеровпостановщиков мы решили применить полученные знания на практике. Мной был подготовлен, организован и проведен праздник «Корабль детства» на базе МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус» г.о. Самара, посвященный Международному Дню защиты детей. Аудитория‬школьники Железнодорожного района города Самара. В празднике принимали участие детские творческие коллективы Центра, актерами были воспитанники театрастудии «Зерцало». Благодаря тому, что весь праздник был подготовлен «детьми для детей», появилась возможность проследить весь процесс влияния праздника как на детскую аудиторию, так и на непосредственных актеровучастников. Мы смогли проанализировать весь период подготовки и проведения мероприятия, то, как раскрывается личность ребенка и каким образом такая форма досуга, как массовый праздник, способствует личностному и творческому развитию детей. Тематическое содержание сценария мы попытались наполнить романтическим духом открытий новых стран, новых смыслов ‬это и есть сокровенная «тайна» детства, с которой нехочет расставаться ребенок и в которую всегда хочет вернуться взрослый человек. Проводилось все в игровой форме. Хотелось донести до зрителя очень важные, на наш взгляд, и нужные понятия ‬дружба, взаимовыручка, смелость, целеустремленность. В качестве концепциипроведения праздника была выбрана тема морского путешествия с действующими лицами‬командой Пиратов и противостоящему им Маленькому Капитану. Участникам было предложено отправиться в увлекательное плаванье, но прежде пройти испытания Пиратов и посвящение в моряки. В начале праздника для детей была организована концертная программа из вокальных и танцевальных номеров, и номеров оригинального жанра. Основная часть праздника это театрализованное представление с элементами интерКугушева В. Н. Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75319. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75319.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

актива, также работа игровых площадок и мастеркласс. Завершился праздник подведением итогов и награждением экипажей грамотами и памятными подарками.Для постановки концертной программы были просмотрены художественные номера детских творческих коллективов. Среди них образцовый ансамбль танца «Карнавал», вокальная студия «Фьюжн» и вокальные ансамбли «Надежда» и «Капитошки». Было принято решение взять самые яркие и интересные номера, которые бы понравились детям младшего школьного возраста и хорошо смотрелись на открытой площадке. Отбор игрового материала для детей был произведен в соответствии с заданными условиями: лето, открытое пространство парка, дневное время. Также игры должны соответствовать заявленной тематике и в полной мере удовлетворять потребностям аудитории. Репетиции праздника проводились по блокам: театрализованное представление с главными героями, концертная программа с выходами ведущих, блок игровой программы, сводные репетиции в помещении и на открытой площадке. Перед каждой репетицией ставились определенные задачи, которые реализовывались путем проб и ошибок, проводился анализ проделанной работы. Это позволило последующие репетиции проводить более качественно с учетом сделанных замечаний. В ходе репетиции игровой программы мы пытались создать условия для проигрывания разных ситуаций реагирования детей. Ведь никогда не знаешь, как ребенок откликнется на то, или иное театрализованное действие, он может включиться в процесс постановки, выйти на сценическую площадку и тогда актер должен отреагировать молниеносно. С одной стороны, выход из ситуации можно было бы зарепетировать, но для нас важна живая реакция актера и атмосфера сиюминутного создания данной игровой ситуации. Наконец, наступил день праздника 2 июня. Погода удалась, было тепло, солнечно, ясное небо без единого облачка. За полчаса до начала мероприятия заиграла музыка, которая созывала гостей на праздник. Около центральной площадки детей и взрослых встречали персонажи праздника ‬моряки, они приветствовали гостей, поздравляли с Днем защиты детей, тем самым создавая праздничную атмосферу.В назначенное время началось представление. Аудитория восторженно воспринимала выступление юных артистов, поддерживала их бурными аплодисментами, что повышало эмоциональный настрой. После небольшой праздничной концертной программы началось театрализованное представление. Сюжет был достаточно незатейлив: капитан Вовка пригласил детей отправиться в путешествие, но на своем пути они встретили преграду ‬команду Пиратов, которые поставили условие: выполните задания, отпустим в плаванье. Важно то, что Капитан ‬это маленький мальчик, ровесник ребят, который мечтает об открытии новых стран и с надеждой смотрит в будущее. В театрализованном представлении ребята активно принимали участие и каждое выполненное задание, это поднятый якорь,а значит мы еще ближе к нашей цели. Несмотря на трудности, которые встают на пути юных моряков, они справляются с ними благодаря дружбе и взаимовыручке. Якорь поднят, Пираты больше не строят козни, и ребята отправляются в путь! Далее дети поделились на команды и проходили испытания на игровых площадках. Они соревновались в силе, сноровке, ловкости,проявляли упорство, свои лидерские качества. Завершился праздник подведением итогов и вручением памятных подарков. Хотелось бы остановить внимание на отдельных недостатках прошедшего мероприятия, которые неизбежно имеют место в практической деятельности. Их анализ чрезвычайно важен для того, чтобы в будущем не допускать увиденных ошибок.Актерами театрализованного представления были обучающиеся театрастудии ‬школьники 7‬10хклассов. Во время проведения конкурсов актеры не всегда могли Кугушева В. Н. Активизация процесса воспитания ребенка через подготовку и проведение детского праздника// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75319. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75319.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

ориентироваться на месте, вовремя реагировать на настроение детей. На помощь юным артистам пришли опытные педагогиорганизаторы, таким образом данная ситуация разрешилась. К концу театрализованного представления внимание детей ‬младший школьников ‬было ослаблено, дети устали. Однако в игру они включались активно, исходя из этого можно сделать вывод, что в будущем следует сокращать театрализованную часть, делать ее более компактной, а в игровом блоке больше использовать массовых игр, максимально задействовать всех участников праздника, строго придерживаясь хронологического режима каждой игры.Праздник «Корабль детства» позволил создать всеобщую атмосферу радости, веселья, беззаботности, удовольствия. Завершилось мероприятие на хорошей праздничной ноте, что подтвердила реакция наших зрителей. К нам подходили благодарные родители и педагоги, подоброму отзывались о проведенном празднике. Но главной наградой были не их слова, а отклик детей, их радостные лица и лучезарные улыбки.Все вышесказанное позволяет сформулировать следующие рекомендации для режиссеров, работающих с детской аудиторией:1.Организация и управление вниманием детей осуществляется с помощью четко выстроенной композиции праздника. А именно завязка праздника включает детей в действие, концентрирует их внимание, эмоционально захватывает. 2.Развитие действия должно разнообразить эмоциональные впечатления и позволить детям активно проявлять себя.3.Кульминация должна объединять аудиторию и отличается повышенной эмоциональностью и яркостью.4.Финал праздника предполагает подведение смыслового итога всего действия.

Ссылки на источники1.ОрловО.Л. Российский праздник как историкокультурный феномен: дис. дра культурол.наук.‬СПб., 2004. ‬335 c.‬URL: http://www.dslib.net. 2.БравоВ. Блеск и нищета российских праздников //Праздник. ‬2011.‬№ 7. ‬С. 4‬11.3.ШмаковС.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дис. … дра пед. наук. ‬М., 1997. ‬409 c.‬URL: http://www.naukapedagogika.com.

Viktoriya Kugusheva,

Head of the Art Department, Teacherorganizer, educational center ‮Parus , Samarakv1402@yandex.ru

The influence of the preparation and holding children's parties on the development of the child's personalityAbstract.The article is devoted to the study of children's holiday, its influence on the development of personal qualities of the child. The author reveals the problems of the holiday, forms and activities of children included in the action. On the basis of the festival "International Children's Day" examines and identifies the factors that influence on the child's personality, his creative qualities, determined by the degree of participation in the institutions of further education and leisure activities of students.Key words: the concept of "holiday", leisure schoolchildren stages of preparation of the holidays, the personal qualities of pupils.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Кугушева В. Н., 2015www.ekoncept.ru