Детское музыкальное народное творчество Самарской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старостина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S20. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75327.htm.
Аннотация. Статья включает в себя жанровое разнообразие детского фольклора Самарской области и состоит из трёх разделов. В первый включен календарный фольклор. Второй раздел составляет потешный фольклор. Третий раздел детского творчества представляет игровой фольклор.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Старостина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75327. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75327.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75327УДК371.39:398

Старостина Татьяна Леонтьевна,

педагог дополнительного образованияМБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус», г. о. Самара

sidorov07031970@mail.ru

Детское музыкальное народное творчество Самарской области

Аннотация. Статья включает в себя жанровое разнообразие детского фольклора Самарской области и состоит из трёх разделов. В первый включен календарный фольклор. Второй раздел составляет потешный фольклор. Третий раздел детского творчества представляет игровой фольклор. Ключевые слова:Самарская область, жанровое разнообразие, детский музыкальный фольклор, календарный фольклор, потешный фольклор, игровой фольклор.

Раздел: (01) педагогика; история педагогикии образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Самарская область–богатейший песенный край. Особые исторические условия заселения, этническая пестрота населения, накладывают определённый отпечаток не только на содержание, но и на стиль местного музыкальнопоэтического фольклора, на особенность его бытования.

Жанровое разнообразие песен Самарской области велико, однако распространение фольклорной песни здесь неоднородно. В настоящее время хорошо сохранились повсеместно исторические песни, солдатские, игровые, плясовые. Лирические песни весьма популярны в области, однако наибольшее количество их записано в северных и западных районах. Лирические песни исполняются здесь многоголосно и сольно. Первый собиратель Самарских песен–это В.Г.Варенцов –преподаватель Самарских гимназий. Он создал «Сборник песен Самарского края». Жестокие романсы и баллады семейнобытовой тематики широко распространены в области, поют их небольшими ансамблями, дуэтами и сольно, распространение получили хороводные песни. Из всего разнообразия календарнообрядовой песенности наиболее широко бытуют в области весенние заклички, колядки и песни, исполнявшиеся на святки. Также важное место занимает свадебный обряд в Самарской области. Изучая песенный фольклор Самарской области, нельзя не коснуться очень значительного раздела в фольклоре, как детское музыкальное народное творчество Самарского края. Играя в детстве в разные игры, дразня друг друга, пение колыбельных песен своим куклам, и есть, тот называемый детский фольклор. Словесный мир сказок, песен, заговоров, быличин обильно насыщает обыденную речь людей. В этой языковомузыкальной среде сформировалась и бытует детская музыкальнопоэтическая и игровая культура.Детскому фольклору в нашей, богатой традициями, русской фольклористике никогда особенно не везло, его начали изучать лишь в 20–30е годы нашего века замечательные учёные Виноградов и Капица. Также в Самарской области детский фольклор начали собирать сравнительно недавно, и то только записывали детские игры, колыбельные песни и т.д. с языка взрослых. На этой основе начали появляться различные сборники и методички о детском музыкально народном творчестве разных областей, в том числе и Самарской области, где мы узнаём, что детский фольклор живёт со своими потешками, дразнилками, песнями, и не будь его, не быСтаростина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75327. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75327.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

ло бы того душевного открытого русского человека [1]. Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Таким образом, детские песни и игры составляют неразрывное целое. Они охватывают два главных периода: младенческий, когда песня, слово, усваиваются малышом пассивно от взрослых или от старших детей. Второй период–отроческий, когда дети играют самостоятельно. Он делится приблизительно на 3 части: от 4до 7лет, затем до 12–13 лет, и старший уже вплоть до вступление в юношество, а хороводные игры входят уже в репертуар «старшей» группы, т.е. женихов и невест.Педагог, работающий над единой местной традицией Самарской области и других областей, может более точно освоить сосвоими учениками местный диалект, музыкальный язык, даже понять характер местных жителей.В живой традиции Самарской области репертуар исполнялся подростками (исполнения колыбельных песен и пестушек входило в обязанности девочек –нянек). Младшие дети могли исполнять простейшие колыбельные песни в играх с куклами. Хороводы водили в Самарской области старшие, хотя некоторые хороводы исполнялись маленькими детьми летом. Ни одно событие в семье или на селе не обходилось без участия детей. Неважно даже было,принимают ли они в нём активное участие или нет. И в том и в другом случаях идёт процесс фиксации услышанного, запоминание, оценка происходящего. Основу жизни ребёнку в семье в Самарском крае составлял труд. Дети рвали траву для скота, посуду мыли, поливали грядки. Дети учились очень рано байкать, потому что они играли с куклами и своих кукол байкали. Собирая грибы и ягоды,ребята нередко напевали множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись. Порой заговорные песенки припевали во время посадки овощей: капусты, репы, гороха. Тут вокруг эти песни, тут присказки всякие, пословицы, поговорки –всё ведь это на каждом шагу было...Детский музыкальный фольклор Самарской и других областей состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкальнопоэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей,–колыбельная песня, потешки, прибаутки, сказки с напевами, и традиционное устное творчество самих детей: заклички, считалки, дразнилки, игры с припевами [2].Опыт экспедиционной работы показывает, что в настоящее время именно дети порой являются единственными хранителями отголосков тех или иных календарных праздников, песен и т.д.Синтез масштабной экспедиционной работы представлен в исследовании Б.И.Борисенко [3]. Первый раздел составляет календарный фольклор. В него входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами. Детский народный календарь представлен преимущественно песнями, приуроченными к какимлибо приметным дням в году. В прежнее время всюду были известны новогодние посещения детьми соседских домов с «посеванием» (разбрасыванием по полу хлебных зёрен) и пениемпоздравленийблагожеланий хозяевам; столь же известны были рождественские припевы стихотворные прибавления к церковной праздничной песни, колядки или рацейки, которые исполнялись детьми при посещении домов односельчан.Песня, записанная в Самаре от Барсуковой Кати (9 лет), которая слышала от бабушки, проживавшей в селе Старосемейкино Красноярского района Самарской области:Старостина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75327. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75327.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Ходила колядаНакануне РождестваИскала колядаБоярского двора.На семи столбахНа восьми воротахСтолбы точёныеПозолоченные.

Хозяин в домуЧто соколик в теремуХозяюшка в домуКак оладушка в медуМалы детушкиЧасты звёздочки.

Можно наблюдать, как многие обычаи, обряды и песни уходят из обихода взрослых и составляют содержание детской обрядовой поэзии. С переходом в детскую среду обряд или песня упрощались, относящиеся к нему словесные произведения соответствующим образом видоизменились, принимая меньший объём и более простую форму.

К собственно календарному фольклору непосредственно примыкают так называемые магические произведения детского фольклора. Детские песенные заговоры или заговоры–обращения исполняются с целью вызвать желаемое действие со стороны животного мира,растения, явления природы. Известны в разных вариациях обращения к божьей коровке, жучкам, воронам, к солнышку, дождику, ветру, радуге. Песня, записанная в с. Покровка Нефтегорского района Самарской области от Юнатовой Оли (9 лет):

Радугадуга,Не давайдождя,Давай солнышкоИз оконышко.

Вс. Гарькино Приволжского района Самарской области от Шпилько Оли (6 лет):

Дождик, дождик, посильней.Не пугай моих гусейМои гуси домаНе боятся грома.

Магические формулы представляют собою краткие словесные произведения, которые произносятся то пением –речитативом, то говорком про себя. Второй раздел детского музыкального творчества составляет потешный фольклор, который выражает стремление ребят позабавится, рассмешить себя и своих сверстников, высмеять когонибудь или чтонибудь. К нему относятся весёлые прибаутки, забавные небылицы, дразнилки. Все они имеют самостоятельное значение и с играми не связаны. По форме–это краткие (в основном из 4–8 строф) песенки с забавным содержанием. Как правило, в них отражено какоелибо яркое событие или стремительное действие. В детских прибаутках передан в основном какойлибо один эпизод.Прибаутка, записанная в селе Гарькино Приволжского района Самарской областиот Шпилько Оли (6 лет):

Старостина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75327. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75327.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

ПтичкасиничкаХвостиком махалаХвостиком махалаДеток созывала.

Приговорка, записанная в Самаре от Оли Козиной(8 лет):

Тише Леночка не плачьЯ куплю тебе калачА если будешь плакатьКуплю тебе лапоть.

Дразнилки, также проявление детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечают какойлибо порок, недостаток или слабость человека.Дразнилка, записанная в с. Гарькино Приволжского района Самарской области от Шпилько Ольги(6 лет):

Жирная бочкаРодила сыночкаНе успела пятогоРодила десятого.

Запись в селе Кошки Кошкинскогорайона Самарской области от Молчанова Лёши (12 лет):Коля, КоляНиколай,Сиди дома,не гуляй,А то девочки придут,Поцелуют и уйдут.

Дети, как только начнут свободно владеть своим языком, уже поют. Они поют всё–были и небылицы постоянно: весною и летом, по целым дням с утра до вечера, поют везде в лесочке, на улице и т.д.Голос детей всегда весёлый, радостный. Тужить то было не о чём, так кактяжёлой работы они ещё не знали, ни вражды, ни зла, просто довольны жизнью.

Третий раздел детского творчества представляет собой игровой фольклор, в который входят напевно интонируемые считалки, которые помогают распределить роли между участниками игры, выбрать водящего. Игровые прелюдии–это жеребьёвки и считалки.Они играют большую роль в игре детей.Считалка, записанная в селе Екатериновка Красноярского района Самарской области от Ишмель Димы (6 лет):

Топор, топорСиди как ворНе выглядывайВо двор.

Записана в г. Самаре от Даниловой Оли (9 лет):

Дора, дорапомидора.Мы вчера поймали вораСтали думать и гадатьКак бы вора наказать.

Игры у детей были только в пределах деревни или же недалеко от деревни. В лесу и на берегу реки играть запрещалось. Зимой и осенью дети играли дома, собираясь по несколько человек. Играли дети в простые прятки, жмурки, игрыугадывания. Эти игСтаростина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75327. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75327.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

ры и до сих пор сохранились в Самарском крае. Также были и спортивные состязания, такие как бег, жонглирование, игра в мяч. Хороводы занимали не малое место в жизни детей. Мелодия хороводных песен подчинялась законам песенной формы,и их интонация резко отличалась от интонаций «игровых прелюдий». В жизни девочки большое значение имела игра в куклы, игра в свадьбу, игра в гости. Вот такие детские игры были в Самарской области, которые дошли до наших дней. Поэтические произведения, созданы взрослыми специально для детей–это колыбельные песни. В частности колыбельные песни Самарской области.Знакомство с народной поэзией начинается с самого детства. Младенца с колыбели убаюкивало ласковое пение матери или же песни няни. Если эти песни не помнились самими детьми, то может быть, их запомнили, когда пели младшим братьям и сёстрам родители. В колыбельных песнях не много напевов, которые поются для детей, потому что тут важно не содержание песни, ни слова её, которых ребёнок ещё не может понимать –важны одни только звуки, нежные, ласкающие слух.Записанав г. Самаре от Оли Назаркиной (8 лет):

Баюбаюшкибаю,Не ложися на краю,Придёт серенький волчокИ укусит за бочок.

Записана в селе Елховка Кошкинского района Самарской области от Самохваловой Кати (11 лет):Люли, люли, люленькиПрилетели гулинькиСтали гули ворковатьИ Танюшеньку качать.

На примерах мы действительно видим, какой мягкостью и лиричностью пронизаны песни Самарского края, которые могли так скоро и легко успокоить. Почти в каждом цикле колыбельных присутствует тема оживляющего, благодатного, спокойного сна, помогающее ребёнку вырасти здоровым и красивым. Важный раздел тематики колыбельных –взаимоотношения в семье, место в ней ребёнка –сейчас и в скором будущем. В песнях поющих матерью или няней, подчёркивается то, что ребёнок должен наследовать лучшие качества своего рода. Таким образом,колыбельные песни пелись, передавая ласку и любовь родителей, уже с колыбели прививая ребёнку лучшие качества человека.Ещё один из интереснейших разделов детского народного творчества–это частушка. Из всех фольклорных жанров–самый молодой, в том числе и у детей. Частушка, как правило создаётся из жизни, т.е.о колхозной жизни крестьян, о нашем быте, о недостатках человека. Также есть частушки, которые прославляют людей, совершивших какойнибудь подвиг и т.д.Много частушекнапример в Самарской области сложилось о Волги, Самарской ГЭС и Жигулёвском море.

Эх берёзынька, берёзкаРаскудрякудрявая.Хороша ты,Волга наша,Волга величавая.

Детские частушки, именно Самарской области не о прославлении героя, а наоборот о высмеивании недостатков конкретного лица.Записана в селе Гарькино Приволжского района Самарской области от Шпилько Ольги (6 лет):Старостина Т. Л. Детское музыкальное народное творчество Самарской области// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75327. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75327.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Колькадурак,Любит девок,Любит баб.А я ему говорю:Люби бабушку мою.

Эти частушки простые, построены на секундовых и терцовых интонациях. Текст помогает конкретно понять, о ком и о чём идёт речь. Дети в своих частушках стыдят человека. Поют весело и шуточно. В свою же очередь критика в частушках помогает исправиться ребёнку в лучшую сторону. Таковы жанры детского фольклора, собранные в Самарской области [4].Для изучения детского музыкального фольклора принципиально важно знать, от кого именно записан тот или иной материал –сделана ли запись от исполнителя –ребёнка или же от взрослого человека. Дело в том, что исполнительская манера каждого поколения к поколению подвергается более или менее значительным изменениям. К сожалению,в городе детский календарный жанр вымер. Так как взрослыенепели детям колыбельных песен, не справляли календарных праздников. Значит,и детям не у кого было учиться. И только сейчас, совсем недавно в музыкальных школах, в музыкальных студиях, общеобразовательных школах детям преподают фольклор, где они учатся петь колыбельные песни, изучают обряды, танцы русского народа На базе МБОУ ДОД ЦВР «Парус» существует ансамбль «Соловушка», который занимается возрождением детского фольклора. Педагоги фольклористы пытаются воссоздать силами участников коллектива высокохудожественные образцы народнопесенного творчества, изучения его особенностей и приёмов художественного выражения.

Ссылки на источники1.Капица Ф.С.,Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб.пособие.–М.: Наука, 2002.2.Русский фольклор: сб. / отв. ред. Рейли; РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом). –СПб.: Наука, 2011.3.Борисенко Б. С любовью к детям. –Волгоград, 2012.4.Борисенко Б.Детский потешный фольклор. –Волгоград, 2011.

Tatyana Starostina,

teacher of additional education,educational center “Parus”, Samarasidorov07031970@mail.ru Children musical folklore in Samarskaya oblastAbstract.The article includes a big diversity genres of children folklore in Samarskaya oblastand consist of 3 parts: Calendars folklore.The funny folklore.The folklore of the games. This article addressed to the teachers, managers of the creation groups and to thewicl range of music society.Keys words:Samarskaya oblast, diversity genres, children music folklore, the calendars folklore, the funny folklore, the folklore of the games.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Старостина Т. Л., 2015www.ekoncept.ru