Восьмой Вселенский собор: проблемы и пути решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кириченко Е. В. Восьмой Вселенский собор: проблемы и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S26. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75351.htm.
Аннотация. В статье анализируются понятие и смысл Вселенских соборов и проводится параллель с современной проблематикой православия. Особое внимание уделяется вопросам, которые будет решать новый собор 2016 г.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириченко Е. В. Восьмой Вселенский Собор: проблемы и пути решения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75351. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75351.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75351УДК261.7

Кириченко Евгений Викторович,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Армавире, г. Армавир

evgenvkir@mail.ru

ВосьмойВселенский собор: проблемы и пути решения

Аннотация. В статье анализируются понятие и смысл Вселенских соборови проводится параллель с современной проблематикой православия. Особое внимание уделяется вопросам, которые будет решать новый собор 2016г.

Ключевые слова: Вселенскийсобор, православие, католицизм, каноны, догматы, богословие, европравославие.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

История Вселенскихсоборов начинается с того момента, как возникла необходимость упорядочить основы христианского учения и предать ему каноничнодогматичную форму.Христианская Церковь,получившая легитимность при императоре Константине приняла статус «государственной религии». С этого времени прекратились гонения на верующих, и церковь вышла из тяжёлого полулегального положения, однако перед ней постепенно, но неумолимо появлялись искажённые трактовки основных вероучительных текстов и Священного Предания. Понимая всю сложность ситуации церковь для сохранения чистоты учения созывает Вселенский Собор. Вселенским он был назван по причине понимания того, что на нём должны были присутствоватьепископы всей римской империи. Церковь ещё не была разделена на западную и восточную ветви, поэтому эпитет «вселенский » был вполне уместен [1] . Первый собор был созван в 325г.вг.Никее. Все последующие 6 соборов будут собираться с интервалом 50–100 лет на протяжении всего первого тысячелетия. Характерно, что уже тогда западные епископы склонные к богословию моральнопрактическому не всегда разделяли теологические споры своих восточных братьев. Если на Востоке стремились объяснить всю глубину тайны спасения соборно, то на Западе, благодаря централизующему авторитету римской кафедры такой формат богословия более раздражал, нежели призывал к действию. Несмотря, однако, на западное снисходительное участие, соборы проходили, и правила сформулированные их решениями не изменяемы до сегодняшнего дня. У христиан имеется несколько различных видов Соборов. Есть Апостольские, Вселенские, Поместные и Межправославные. Все они обладают тем же авторитетом, что и Вселенские, поскольку Церковь признает их как законные.Церковь Христова высказывается соборно. С самого начала и до сего дня. Однако с того момента, когда Римская империя заключила в свои объятия Церковь, и её соборные определения стали законами государства, они приобрели понимание как «Вселенские Соборы» [1].Вселенским Собором является такой, который:1.Был созван императором Римской империи в пределах ойкумены (римского мира), но реально имели всехристианский характер.2.Его решения были всецело приняты Православной Церковью во всем мире, и носят вневременной характер.Кириченко Е. В. Восьмой Вселенский Собор: проблемы и пути решения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75351. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75351.htm. –ISSN 2304120X. 2

3.Его решения сформулированы богодухновенными мужами.4.Его решения подписаны патриархами римской империи.5.Они занимались важными богословскими вопросами [2].I Вселенский собор (в 325г.) состоялся в Никее Вифинской. Он был созван императором Константином Великим. В нем приняло участие 318 епископов. Он занимался богохульным учением пресвитера Ария, что якобы Сын и Бог Слово является творением и не единосущен Отцу. Собор установил правило для празднования пасхи. Тогда было начато написание Символа веры.II Вселенский собор (381г.) в Константинополе. Он был созван императором Феодосием Великим. В нём приняло участие 150 епископов православных и 36 македониандухоборов. На нём председательствовал свт. Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Вновь был осуждён Арий и ересь Македония, которая учила о том, что Святой Дух является Божьим творением.III Вселенский собор (431г.) в Эфесе. Он был созван императором ФеодосиемII. Этот собор рассматривал вероучение Нестория в храме Богородицы в составе 200 епископов. Собор осудил Нестория, епископа Константинопольского, и принял догмат, что Пречистая Дева может именоваться Богоматерью.IV Вселенский собор (451г.)в Халкидоне Малоазийском. Заседали 630 епископов. Был созван императором Маркианоми императрицей Пульхерией. На соборе было осуждено монофизитство.V Вселенский собор (553г.)при 165 отцах. Он был созван императором Юстинианом и императрицей Феодорой. Собор осудил Оригена, несторианство, монофизитство, северианство и другие ереси.

VIВселенский собор (680г.)в Константинополе. Он был созван императором Константином Пагонатом. На соборе присутствовало от 150 до 289 епископов. Он осудил ересь монофелитства. Этот собор утвердил, что Христос обладает и Божеской и человеческой волей, которая подчиняется Божественной.VII Вселенский собор (787г.) в Никее Вифинской в храме святой Софии. Об был созван императором Константином и его матерью императрицей Ириной Афинской. На нём приняло участие 367 отцов. Он утвердил почитание икон, анафематствуя иконоборчество и осуждая идею изобразимости видимой Троицы. На соборе было изложено богословие об изображении Христа и святых как о том, что мы можем видеть [3].Следующие два собора вначале были признанны вселенскими, но позднее западная церковь отказалась от их постановлений.Собор 879–880 гг.в Константинополе. Он был созван императором Василием Македонянином. На нём председательствовали легаты папы Римского Иоанна VIII (872882) и патриарх Константинопольский, Нового Рима, свт. Фотий Великий (858867, 877886). Собор утвердил решения VII Вселенского собора, осудил Filioque, которое тогда ещё только начинало вводиться. Осудил еретические соборы Карломангов во Франкфурте (794).

Собор: 1341г.Он догматствовал о нетварной сущности и нетварной энергии Бога, и в тоже время об исихазме, осуждая еретика Варлаама Калабрийца. То есть этот собор занимался богословскими вопросами на котором принял участие свт. Григорий Палама.Постановления 7 Вселенских Соборов, были изданы как римские законы и подписаны императором, поскольку прежде их деяния были подписаны пятью римскими Патриархами, их митрополитами и епископами. Император созвал эти Вселенские Соборы при соучастии пяти патриархов Римской империи: а) Старейшего Рима б) Кириченко Е. В. Восьмой Вселенский Собор: проблемы и пути решения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75351. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75351.htm. –ISSN 2304120X. 3

Константинопольского и Нового Рима, в) Александрийского, г) Антиохийского, к которым был в 451г.причтен д) Иерусалимский.Сегодня среди пяти патриархов отсутствует патриархия Старейшего Рима, которая была захвачена насильно франками и германцами при поддержке норманнов. Он испытал сильное нападение, которое началось в 983 г. и завершилось в 1009–1046гг.После 1045г.Римские папы, кроме Бенедикта X, более никогда не были римлянами, но членами франколатинской аристократии, которая поработила римское население страны.После падения Римской империи в 1453г.четыре римских Патриархии: Константинопольской и Нового Рима, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской и далее созывали соборы с помощью которых продолжали традицию Вселенских Соборов. Единственная причина, по которой они не именовались «Вселенскими», является довольно простой, потому что это имя означает «Императорский», то есть решения этих Соборов становились частью Римского права. С другой стороны, решения римских Соборов после 1453г.составляют часть церковного права, но не являются более частью императорского права. Не существует более Римской империи, и нет более римских императоров, чтобы издавать римские законы. То есть эти семь Вселенских соборов составляли одновременно и церковное законодательство и римское. Соборы, которыесобирались после 1453г.являются частью церковного права и не с меньшим авторитетом нежели Вселенские соборы [4].Последний 7 Вселенский Собор состоялся почти 1200 лет назад и за это время не однократно предпринимались попытки созыва 8 собора. Однако после падения римской империи и разделения церквей собор может иметь статус соборный с очень большой натяжкой, т.к. в нём не будут принимать участие западные церкви. Именно по этой причине собор 2016 г.предварительно называют «всеправославным», а не вселенским.

Нужно принять во внимание и тот факт, что РимскоКатолическая церковьпризнаёт более 20 соборов,неправильно включая туда соборы, проходившие на западе уже после разделения церквей. Протестантская церковь не признаёт соборы вообще.На Всеправославном Соборе, который созывается патриархом Константинопольским Варфоломеем, и пройдёт в Стамбуле, будут участвовать представители и главы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.Для подготовки к данному мероприятию пришлось тщательно подготавливать почву, поэтому в Стамбуле прошло совещание в марте 2014 г где предварительно обсудили вопросы выносимые на обсуждение.Уже прошло 4 Всеправославных предсоборных совещания в Православном центре Константинопольского Патриархата вШамбезиблиз Женевы–в 1976, 1982, 1986 и 2009 гг. Все они шли в рамках 10 основных тем, установленных Вселенским (т.е. Константинопольским) патриархом Варфоломеем в приглашениях на совещания, разосланных всем поместным Православным Церквям [5]:1.Каноническое обустройство православной диаспоры(т.е. определение юрисдикции, подчинения православных приходов за пределами национальных границ их церковных организаций).2.Каноническая процедура признания статусацерковной автокефалии(греч. «самоголовиесамовластие»–полной независимости церковных организаций поместных Православных Церквей).3.Каноническая процедура признания статусацерковной автономии. Это церковные организации, обладающие полной свободой внутреннего самоуправления, Кириченко Е. В. Восьмой Вселенский Собор: проблемы и пути решения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75351. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75351.htm. –ISSN 2304120X. 4

например Украинская Православная Церковь (УПЦ)–как часть Русской Православной Церкви (РПЦ), но не имеющие «чести»именоваться поместными и автокефальными.4.Диптих. Канонические правила взаимного признания «чести»Православных Церквей. По действующей сейчас «Пентархии»первая по чести–Константинопольская Церковь (нынешний Стамбул). За ней следуют Церкви: Иерусалимская (Святая Земля), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия) и Русская Православная Церковь (Москва).6.Православный Календарь. Установление общего календаря праздников (видимо фиксация канонического исчисления дней Пасхи и новостильного подхода к другим праздникам, но при временном согласии на календарный разнобой в настоящее время–т.е. сохранение status quo).7.Правила и препятствия для совершениятаинства брака(установление единых практик разрешения и запрета второбрачия и «более»–брачия мирян и священников и межконфессиональных браков христиан).8.Православный пост. Правила пощения в современном мире (ослабление церковных установлений и, скорее всего, объявление постов «личным делом»каждого верующего).9.Связи Православной Церкви с другими христианскими конфессиями (т.е. с протестантами и католиками). Детализация процедур и правила взаимодействия церковных организаций в христианском мире.10.Православная Церковь иэкуменизм. Экуменическое движение–это общественнорелигиозное движение по объединению всех христиан, а также верующих в Бога или богов, но не верящих в Христа, по принципу согласия всех в наименьшей общей части религиозных верований (математически–это пересечение множеств).11.Вклад Православной Церкви в утверждение христианских идеалов любви, мира, справедливости, братства и свободы между народами и ликвидацию расовой и иной дискриминации (Церковь и секулярное общество, взаимовлияние, демократия и толерантность).Нет единства лишь по двум «самым важным вопросам»жизни Церкви: Это вопрос признанияавтокефалии(полной независимости поместной Церкви) и о подчиненности рассеянных по миру приходов определенной церковной организации. Однаконаиболее болезненно может быть принято рядовыми православными возможное рассмотрение догматических вопросов.Существует не подтверждённое официальными органами мнение, что к Собору подготовлены тексты по следующим догматическим вопросам: 1.Определение понятия догмата по взглядам Православия.

2.Источники Божественного Откровения.

3.Богодухновенность Священного Писания.

4.Значение книг Ветхого Завета в Православной Церкви.5.Научное издание византийского текста Нового Завета.6.Священное Предание (определение его сущности и распространение).7.Символические тексты в Православной Церкви.

8.Понятие и значение Церкви.Дело в том, что рассмотрение догматов было согласованно ещё на Всеправославном совещании на Родосе в 1961г.Однако, именно эта тематика может рассматриваться радикально настроенной паствой, как преступление против истинны. Знаменательно, что главы и представители Церквей однозначно поддержали изначально занимаемую Русской Церковью позицию, что все решения будущего Всеправославного Собора должны приниматься на основанииконсенсуса.Кириченко Е. В. Восьмой Вселенский Собор: проблемы и пути решения// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №26.–ART75351. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75351.htm. –ISSN 2304120X. 5

«Это означает, что, если какоелибо решение не поддержит хотя бы одна из Церквей, оно принято не будет, то есть ни одна Церковь не останется в меньшинстве. Это древняя церковная традиция, характеризующая соборность и отличающая последнюю от парламентской демократии, где при принятии решений господствует принцип большинства голосов. Проведение Собора важно, кроме того, и как живой пример восстановления межправославного общения, долгое время осложненного различными факторами», –заявил Владимир Легойда глава Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви [6].Однако в умах многих ортодоксально настроенных россиян существует иное понимание собора. Апокалиптически настроенные верующие видят в наступающих событиях элементы отступления от основ истинной веры.Многие высказывают опасения, что будущий 8й Вселенский Собор узаконит в Православии линию либеральных реформаторов по трансформации Православия в обмирщенное «европравославие», и это вовсе не будет «святой и великий Собор Восточной Православной Церкви». Уже давно существует эсхатологическое мнение, что последний Вселенский собор будет восьмым по счёту и после этого следует ожидать Второе пришествие и Апокалипсис. Нужно отметить, что подобные настроения возникают во все периоды жизни церкви и,как правило,имеют временныйхарактер. Поэтому несмотря ни на что, событие подобного масштаба, современниками которого мы с вами станем,своевременно и крайне актуально, как для церковной организации, так и для простых верующих.

Ссылки на источники1.Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.1–2. –М.,1994.2.СлободскийС. Закон Божий–М.,1995. –С. 497.3.Карташев А. В. Вселенские Соборы. –М.: Библиополис,2002. –С. 3524.Дворкин А. Л. Очерки по историиВселенской Православной Церкви. –Н.Новгород: Христианская библиотека, 2006.5.http://www.sedmitza.ru/ Всеправославный Собор будет созван в Константинополе в 2016г.

6.http://www.orthedu.ru/news/obzorsmi/964514.html В.Р. Легойда: Называть предстоящий Всеправославный собор Вселенским некорректно.

EvgueniKirichenko,Associate Professor of the Department of social stratification, branch of Federal state educational institution of the Kuban State UniversityinArmavir, Armavirevgenvkir@mail.ruCatholic Cathedral: problems and solutionsAbstract.The article deals with the concept and meaning of “Catholic Cathedral” and draws a parallel with the modern issues of orthodoxy. Particular attention is paid to the issues that will be decided by new cathedral in2016.Key words:catholic cathedral, orthodoxy, catholicism, canons, dogma, divinity, evropravoslav.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished01.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Кириченко Е. В., 2015

www.ekoncept.ru