Модель организации внеучебной воспитательной работы в вузе (на примере СФ МГГУ им. М.А. Шолохова)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Виксниньш О. В. Модель организации внеучебной воспитательной работы в вузе (на примере СФ МГГУ им. М.А. Шолохова) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85008.htm.
Аннотация. Статья посвящена созданию в вузе модели организации воспитательной работы, состоящей из ряда взаимосвязанных звеньев, решению задач обеспечения комплексного планирования внеучебной работы, контролю за реализацией планов, проведению мониторинга интересов, ценностных ориентаций студентов, методическому и практическому обеспечению работы по организации культурно-досуговой деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Виксниньш Ольга Владимировна,Доцент кафедры «Психологопедагогическогои естественнонаучного образования»СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Ставрополь

Модель организации внеучебной воспитательной работы в вузе (на примере СФ МГГУ им. М.А. Шолохова)

Аннотация. Статья посвящена созданию в вуземодели организации воспитательной работы, состоящей из ряда взаимосвязанных звеньев, решению задач обеспечения комплексного планирования внеучебной работы, контроль за реализацией планов, проведение мониторинга интересов, ценностных ориентации студентов, методическое и практическое обеспечение работы по организации культурнодосуговой деятельности.Ключевые слова:модель создания педагогически воспитывающей среды, управление воспитательной работой в вузе, формированиеорганов студенческого самоуправления, региональные особенности в содержании воспитания.

Педагогически воспитывающая среда понятие сложное и многогранное. Вместе с тем некоторые основные составные части этой среды могут и должны стать важными элементами в создании системы внеучебной воспитательной работы в вузе, основными конструктивными элементами модели ее организации.Предлагаемая нами модель организации воспитательной работы, модель создания педагогически воспитывающей среды состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, первым из которых является внеучебная работа кафедр по профилям (развивитие кругозора и профессиональных умений и навыков студентов, проведение конкурсов, игр, олимпиад, мастерклассови т.д.) и обязательная работа кураторов студенческих групп, работа по адаптации первокурсников, выявлению интересов, творческого потенциала и способностей. Здесь на первый план должны выходить не массовые, а индивидуальные формы работы со студентами во внеурочное время, во многом утраченные в настоящий период, или охватывающие ограниченное число студентов.Второе звено в этой системе формирование органов студенческого самоуправления, проведению «фирменных» факультетских мероприятий, праздников, конкурсов и координационной работы кафедр по адаптации первокурсников, проведению «Недели первокурсника» на факультетах, конкурса «Университет глазами первокурсника», ознакомление их с историей университета, правовым и социальным статусом студента, элементарными сведениями об организации учебной деятельности, культуре умственного труда, изучение бюджета времени студентов, устранение перегрузок в учебном расписании. Руководство всей работой на факультетах осуществляет заместитель директора по воспитатательной работе в соответствии с Положением о должностных обязанностях. Особая роль здесь отводится Объединению постоянных творческих коллективов университета, основной задачей которого является развитие профессиональных умений и навыков студентов, практическая подготовка их к ведению работы по организации детского и молодёжного досуга в университете и учреждениях дополнительного образования с учётом личностного интереса и личностного потенциала каждого.Третье звено предлагаемой модели Совет по воспитательной работе, специально созданная профессиональная структура для решения задач воспитательной работы со студентами по реализации системы мероприятий, формирующих у студентов представление о престижности выбранной профессии, вуза, развитию чувства общности. К числу этих мероприятий относится проведение торжественных ритуалов: посвящение в студенты; День знаний; кросс первокурсника; День учителя; юбилей университета (факультетов); День здоровья; вручение дипломов; День российского студенчества (Татьянин день); создание общества, объединяющего выпускников СФ МГГУим. М.А. Шолохова разных лет; разработка специальной атрибутики (нагрудного знака, флага, гимна университета и др.).Четвёртым важным звеном в системе воспитательной работы в университете является работа спортклуба при кафедре физического воспитания по формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом, разработка системы общеуниверситетских мероприятий.При планировании воспитательной работы мы учитывали и региональные особенности в содержании воспитания.Модернизация общества и образования предполагает становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы. /105/Проблема воспитания детей и молодежи волновала общество всегда. Отечественная культурнопедагогическая традиция свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни».Отдавая должное демократическим преобразованиям, открывшим широкую возможность выбора содержания, форм, методов и способов воспитания, основанных на местных социокультурных региональных особенностях и педагогических традициях, и признавая, что установление конкретных целей и задач воспитания сфера самоопределения самих педагогических коллективов, центр воспитательной работы в вузе видит необходимость в выявлении общих региональных подходов к пониманию проблемы создания в вузе гуманитарной воспитывающей среды, выработке стратегии ее реализации педагогическими средствами.Разработанная в вузе концепция воспитательной работы содержит совокупность идей и положений, определяющих мировоззренческие основы, цель, содержание, задачи и основные принципы воспитания, сущность которого определяется, с одной стороны, интересами и требованиями общества к личности, а с другой интересами самой личности и ее отношением к обществу и государству.К важнейшим принципам государственной политики вобласти образования отнесены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, духовнонравственного и трудового воспитания, воспитания гражданственности и любви к Родине. Социальнозначимые идеалы воспитания гуманизм, нравственность, патриотизм, гражданственность личности, и они адресованы всему педагогическому сообществу России /104/.Ядро воспитательного процесса составляют региональные особенности в воспитании, отражающие культурноисторическое своеобразие развития края, они наполняют его богатым содержанием и своеобразием педагогических подходов.Ставропольский край имеет уникальное культурноисторическое наследие, которое на протяжении многих лет служит неиссякаемым источником педагогического вдохновения для разных поколений учителей и воспитателей. Поэтому в основу регионального компонента воспитания положены культурноисторические традиция края, условно объединённые по двум основаниям: по педагогическим традициям и по содержанию. В крае проживают люди многих национальностей, их культурное взаимообогащение позволяет говорить о наличии самобытного сознания жителей края, определяет своеобразие традиций, обычаев, особенно ярко получивших выражение в казачьей культуре.В крае сложилась новая образовательновоспитательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации в обучении и воспитании. Современные педагогическиесистемы требуют учета этнокультурного фактора, создавая при этом благоприятные условия для принятия, познания культур других народов, воспитания толерантности в отношениях между людьми, принадлежащих к разным этносам, конффессиям, народностям.Общая неблагополучная социальноэкономическая ситуация отрицательно сказалась на семьях жителей края. В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания, родители ослабили свое воспитательное воздействие, утратили духовный контакт с детьми. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует различным формам асоциального поведения. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди молодежи /99/.Органическое включение местных материалов в живую ткань воспитательного процесса осуществляется на двух уровнях: познание истории и культуры края и сознательным, активным участием студенческой молодежи в его преобразованиях.Культурнохудожественное наследие Ставропольского края, связанное с творчеством Л.Н.Толстого, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.открывает широкие возможности для приобщения молодёжи к освоению ценностей национальной культуры, формированию стремления к сохранению и приумножению ценностей духовной культуры, участия в культурной жизни общества.Богатейшие исторические традиции, связанные с освоением территорий Предкавказья и защиты ее с тех времен до Великой Отечественной, являются духовным стержнем, на котором должны базироваться чувства патриотизма, любви и уважения к предкам, национального самосознания, долга перед Отечеством.Не менее важно деятельное участие студенческой молодежи в сохранении исторического наследия и преобразованиях своего края: массовые трудовые акции по восстановлению святынь, Вахты памяти, музейные экспозиции, историкоэкологические и археологические экспедиции, перезахоронение останков воинов Великой Отечественной войны и установление памятных знаков, исследования источников загрязнения окружающей среды, ученические производственные бригады все то, что рождается в результате сотворческой деятельности преподавателей и студентов.Управление воспитательной работой в СФ МГГУ им. М.А. ШолоховаТеоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее уровень и содержание.Управление ВС рассматривается нами как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.Функции управления ВС разнообразны: психологопедагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебновоспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); развитие гуманистических отношений в студенческом коллективе.Теория становления, развития и управления воспитательной системой свидетельствует о ее целесообразности, суть которой заключается в следующем:

при использовании системного подхода в воспитании происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационнодеятельного, технологического, оценочнорезультативного). Важно подчеркнуть, что всестороннее и гармоничное развитие личности может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс, который предполагает:

создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность;

воспитательная система позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять особое внимание формированию традиций, они придают устойчивость системе, повышают её жизнеспособность;

при построении воспитательной системы специально моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что, несомненно, способствует саморазвитию, творческому самовыражению, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.Для определения уровня сформированности воспитательной системы в вузе исследователи используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить навопрос, есть ли в данном вузе воспитательная система. Вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.Внедрение предлагаемой модели в практику воспитательной работы в вузе, координация деятельности всех ее звеньев возлагается на центр воспитательной работы, возглавляемый заместителем директора по воспитательной работе.Центр воспитательной работы является органом, задачей которого является поиск и разработка модели внеучебной воспитательной работы в вузе и ее экспериментальная отработка, разработка стратегии и координации в подразделениях филиала. В состав совета по воспитательной работе входят заведующие кафедрами филиала, представители библиотеки, руководители постоянных творческих коллективов, представители студенческого коллектива.На втором этапе, после апробации модели воспитательной работы, встают задачи обеспечения комплексного планирования внеучебной работы, контроль за реализацией планов, проведение мониторинга интересов, ценностных ориентации студентов, методическое и практическое обеспечение работы по организации культурнодосуговой деятельности, координация воспитательной работы в университете с отделами по делам молодежи при администрации города, организации кураторов 1х курсов. Для организации этой работы необходимо создать социальноадминистративное подразделение вуза.Создание профессиональной структуры, занимающейся организацией и координацией внеучебной работы, является одним из главных условий, обеспечивающих ее эффективность.Формирование необходимых компетенций современной личности.Серьезные изменения во всех сферах жизни, происходящие в России в последние годы, с одной стороны, предусматривают предоставление человеку широкого спектра возможностей для реализации своего личностного потенциала,сдругой значительно повышают меру ответственности человека за результаты его деятельности в преобразовании существующей действительности. Процессы, затронувшие российское общество, разворачиваются в контексте перехода цивилизации к новому состоянию и сопровождаются существенной трансформацией социальных ценностей. В этой связи чрезвычайно важным становится вопрос о выборе российским гражданским обществом мировоззренческих идеалов, способствующих укреплению престижа России как державы, обладающей мощными экологическими, природнотерриториальными, социальнокультурными, научными, духовнонравственными и, что особенно важно, образовательными данными для определения своего достойного места. Современное образование становится активным участником процесса становления нового всемирного общества и связанного с ним развития личности субъекта сообщества людей, живущих на одной земле. Для многих государств актуальной становится задача развития способностей личности в плане общения, обмена и сопоставленияпозиций, принятия различия, умения «жить вместе» в одном городе, на одной улице, в дном дворе, а также на одной планете. «Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить основные значения, фундамент компетенций, к которыми должны обладать воспитываемые, чтобы подготовиться,либо к самостоятельной жизни, либо к получению образования» / 48/.Особое значение придается следующим группам ключевых компетенций, которыми должно владеть подрастающее поколение:1.Политические и социальные компетенции, связанные способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.2.Компетенции жизни в многокультурном обществе, связанные с пониманием различий между расами, этносами и культурами, уважением друг к другу, способностью жить с людьми других культур, языков и религий.3.Компетенции, определяющие уровень устного и письменного общения. Владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни.4.Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, значение области их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информации рекламе.5.Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.6.Обретение подрастающим поколением данных компетенций неразрывно связано с изменением содержания и структуры взаимодействия образовательных программ через государственную поддержку взаимодействия, сочетания, интеграции различных источников общего образования, их практического воплощения в вариативную систему образования.Накоплен некоторый опыт педагогического осмысления проблем компетентности и в российской педагогической науке. /76, 89/Серьезную педагогическую проблему представляет определение и обоснование тех компетенций, которые обеспечат становление компетентной личности. Такие компетенции получили название ключевых, однако вопрос, какие именно компетенции являются таковыми, требует целенаправленных исследований. Очевидно, определение ключевых компетенций следует осуществлять с учетом структуры личности, структуры современного научного знания, основных достижений человеческой культуры в целом, а в системе высшего образования с учетом уровня развития той профессиональной сферы, к которой ведется подготовка специалиста.При этом возможна вариативность состава ключевых компетенций.Применительно к высшему педагогическому образованию выявляются следующие компетенции, владение которыми является необходимым условием успешного осуществления педагогической деятельности: общекультурная (отражающая глубину духовного развития педагога), ценностносмысловая (связанная со способностью понимания окружающего мира исвоего места в нем), компетенция личностного самосовершенствования (реализация потребностей в саморазвитии и личностном росте) и др.Внеучебный образовательновоспитательный комплекс СФ МГГУим. М.А. Шолохова.Внеучебный образовательновоспитательный комплекс СФ МГГУим. М.А. Шолохова включает в себя:

центр творчества студентов и сотрудников (команда КВН, студенческий театр, театр авангардной моды «Стиль», творческие досуговые объединения и т.д..);

художественноэстетический центр;

библиотека;

музеи;

спортивный клуб (спортивнооздоровительные секции и группы, туристскокраеведческое направление);

центр психологической разгрузки и реабилитации;

центр социальноправовой защиты;

центр национальных культур;

Ссылки на источники1.Айбазова М.Ю. Нравственноэстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северного Кавказа. М.: 2003, 272 с.2.Концепция развития образования в Ставропольском крае. Ставрополь, 1997.35с.3.Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия//Классный руководитель2002, с.44.Щербаков Ю.И. Некоторые проблемы совершенствования системы управления в современном открытом педагогическом университете. Ставрополь, 2002. 13 с.5.Экономика и организация управления вузом /Под ред. В.В.Глухова. СПб., 1999. С. 6674.