Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85012.htm.
Аннотация. Статья посвящена разновидности психологической зависимости – компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость бывает двух видов: кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость). Данные виды аддикций развиваются вследствие депривации потребностей (см. иерархию потребностей по А. Маслоу [1]). Средством профилактики компьютерной зависимости у подростков могут служить меры, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей (потребность принадлежности к группе, потребность в уважении) и интеллектуальных потребностей подростков. В статье приводятся методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости подростков, включающие тренинги, конкурсы и психологическое сопровождение социализации подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хилько Ольга Владимировна,кандидатпсихологическизнаук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ, г.Ставропольolia.hilcko@yandex.ru

Практическийподход к профилактике компьютерной зависимости у подростков

Аннотация.Статья посвящена к разновидности психологической зависимости ‬компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость бывает двух видов: кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернетзависимость).Данные виды аддикций развиваются вследствие депривации потребностей(см.иерархию потребностей по А. Маслоу[1]).Средством профилактики компьютерной зависимости у подростков могут служить меры, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей (потребность к принадлежностик группе, потребность в уважении) и интеллектуальных потребностей подростков. В статье приводятся методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости подростков,включающие тренинги, конкурсы и психологическое сопровождение социализации подростков.Ключевые слова:аддикция, кипераддикция, сетеголизм, аддиктивное поведение, компьютерная зависимость, потребности, фрустрация потребностей.

Компьютер ‬неотъемлемый атрибут современного мира. Компьютеры необходимы в делопроизводстве и в быту. Они помогают хранить, обрабатывать, находить и передавать информацию. Компьютеры настолько необходимы в учебе, работе, досуге и личной жизни, что с их участием начинают формироваться аддиктивные схемы поведения.

Аддиктивные схемы или паттерны поведения развиваются в следствиедепривации потребностей (см.иерархию потребностей по А. Маслоу[1]), начиная от физиологических,заканчивая депривацией потребности в самоактуализации. Компьютерная зависимость, как и прочие психологические зависимости, является результатомнеуспешной социализации личности или ее десоциализации.Компьютерная зависимость бывает двух типов. Зависимость от Интернета (сетеголизм)[2]:Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

СетеголизмСетеголиками (зависящими от Интернет) называют людей, которые проводят в Интернет большую частьсуток. Зачастуюони находятся в виртуальном мире по 1214 часов в сутки, скачивая музыку,заводя виртуальные знакомства,общаясь в чатах.Существуютнекоторые признаки сетеголика:предвкушение следующего сеанса онлайн;навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;увеличение количества денег, расходуемых онлайн;увеличение времени, проводимого онлайн.Второй вид компьютерной зависимости кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

1.Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

2.Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели ‬пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).Признаки компьютерной зависимости[2].Улучшение настроения во время работы за компьютером;Отказпрерывать работу на компьютере;Демонстрация раздражения и агрессии при попытках оторвать аддикта от компьютера;Неспособность запланировать время окончания работына компьютере;Пренебрежение деламии гигиенойв пользуувеличения времени работы за компьютером;Пренебрежение сноми приемом пищив пользу компьютера;Сведение любого разговора к компьютерной тематике;Отказ от непосредственного общения с друзьями.Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:снижениезрения;понижениеиммунитета;мигрени;повышение утомляемости;инсомния (бессонница) и расстройства сна (проблемы с засыпанием, прерывистый сон);заболевания позвоночника;туннельный синдром (боли в запястье) [2].Подростки, проходящие переломный период перехода от детства к взрослости составляют группу риска в отношении возможностей развития компьютерной зависимости. Общение онлайн и компьютерные игры дают возможность создать иллюзию удовлетворения потребностей. Основным видом деятельность в подростковом возрасте является общение, прежде всего общения со сверстниками. Золотое правило работы практического психолога с психологическими зависимостями гласит: ©Легче предотвратить развитие психологической зависимости, чем осуществлять профилактику с уже состоявшейся зависимостьюª. По данным Computer Economics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый … Большая часть пользователей ПК и Интернета ‬подросткового и юношеского возраста.

Причиной развития компьютерных зависимостей (сетеголизм и кибераддикция) у подростков является ряд возрастных и индивидуальных особенностей подростков: эффект непреодолимости (низкий самоконтроль), трудности социалиации и десоциализация, связаннаяс наличием психологических комплексов (дисморфофобия). Перечисленные факторы ведут к депривации потребностей подростков: к депривации потребности в принадлежности и любви, депривации потребности в уважении.

Посредством работы с компьютеромможно получить суррогат, который вызывает иллюзию удовлетворения потребностей. В дальнейшем при увеличении времени, проводимого за компьютером, депривируются как высшие потребности: познательные и эстетические потребности и потребность к самоактуализации, так и низшие физиологические. Трудности с удовлетворением потребностей у подростков (их депривация) приводит к попытке удовлетворить депривированные потребности посредством суррогата (общения в чатах, в социальных сетях), достижения успеха в компьютерных играх, что ведет в последствии к еще большей депривации потребностей.Уходу подростка в компьютерный мир могут предшествовать некоторые проблемы социализации. Ведущим видом активности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В подростковом возрасте при успешной социализации и при нормальном психическом развитии происходит реализация потребности в принадлежности к группе (потребности в признании, любви и дружбе). Социализация подростка может происходить неуспешно при наличии виктимогенных факторов: К первой группе виктимогенных факторов возможно отнести неуспешное прохождение подростком психополовой идентификации, что может быть связано с факторами:Подросток является единственным ребенком в семье или у него нетстаршего сиблинга противовположного пола.

Наличие уподростка старшего сиблинга противоположного пола ускоряет психополовую социализацию подростка, поскольку подросток имеет возможность хотя бы косвенно общаться с друзьями своего старшего сиблинга противоположного пола, наблюдать процесс общения юношей и девушек друг с другом, получать от старшего сиблинга советы, связанные с установлением взаимоотношений с противоположным полом.Подросток воспитывается в неполной семье.Во многих случаях воспитание одним родителем связано с недостатком свободного времени для общения со своим подросшим ребенком. Как правило, единственному родителю в семье приходится работать больше, чтобы обеспечить сына или дочь. Ситуация отягощается, если в семье есть младший ребенок или дети. В таком случае на старшего из детей в семье ‬подростка возлагаются обязанности по уходу за младшим ребенком / детьми. Если учитывать материальный фактор, то в тех случаях, когда неполная семья находится за чертой бедности, персональный компьютер или планшет появиться в доме не может, и такой подросток в случае неуспешной социализации может прибегать к более доступным для него видам аддикции (любовная зависимость, разные виды токсикомании). В случае, если финансовое положение в неполной семье на среднем или высоком уровне за счет того, что родитель старается добиться себе и сыну или дочери высокого социального положения и уважения в обществе с помощью повышения материального достатка, у подростка высокие шансы получать подарки от родителя в виде персонального компьютера и других электронных гаджетов. В сочетании с недостатком свободного времени для осуществления контроля за подростком,у единственного родителя, который практически все время проводит на работе, у подростка появляются благоприятные условия для формирования компьютерной аддикции. Родитель, который сам,как правило,занятсублимацией (перенаправлением своей созидательной и сексуальной энергии либидо на работу, а, точнее, подавлением собственной сексуальной энергии) с последующим возможным развитием невроза, абсолютно невнимателен к своему подросшему ребенку. Для единственного родителя, страдающего комплексами, связанными с собственной неудавшейся семейной жизнью, воспитание подростка сопряжено с непониманием вреда для психополовой социализации подростка, который исходит от негативных оценочных высказываний родителя о другом родителе и о представителях пола, к которому принадлежит родитель, по тем или иным причинам выбывший из семьи и не общающийся со своим сыном или дочерью подросткового возраста или общающийся со своим ребенком от случая к случаю.Ситуация условий для психополовой социализации подростка в неполной семье еще более отягощается, если единственный родитель и подросток разного пола. Подросток не имеет возможности общаться с родителем противоположного пола (смерть родителя, психическое заболевание родителя, уклонение родителя от исполнения родительских обязанностей).У подростка мужского пола, воспитываемого одной матерью или подростка женского пола, воспитываемого одним отцом, нет объекта одного с ним пола для психополовой идентификации и, как правило, нет объекта противоположного пола (отчима или мачехи или нет систематического контакта с бабушкойи дедушкой) для интериоризации гендерных паттернов поведения. То есть, отсутствие у единственного родителя подростка систематического общения с представителем противоположного пола, который будет вхож в дом, в котором проживает подросток, приводит к отсутствию представлений о том, как нужнообщаться с представителем противоположного пола. Ситуация также отягощается негативной установкойна противоположный пол, которую передает неуспешный в семейной жизни родитель подростку. Полная семья, родители в которой находятся в конфлите / в состоянии развода. В условиях открытого конфликта родителей или в том случае, когда конфликт латентный, иподросток может наблюдать эмоциональную холодность родителей по отношению друг к другу, а зачастую и к нему, потребность в безопасности у подростка фрустрируется.

Вторая группа факторов ‬внешние факторы, к которым виктимологически чувствителен подросток, лишенный психологического комфорта в семье, связана с неблагоприятными условиями, складывающимися вне семьи, в других социальных институтах:Эмоционально неблагополучная обстановка школе.Как правило, подросток, воспитывающийся в неполной семье, имеет меньше шансов занять в социальной иерархии класса или группы ровесников вне школы. Причинами непопулярности подростка у сверстников может быть невысокое материальное положение родителей, но эта причина не столь существенна. Фактором, который провоцирует сверстников на отторжение одноклассникаподростка, является его неуверенность в себе (вынесенная из семьи вследствие отсутствия психополовой идентификации), дисморфофобия, которая развивается из за отсутствия эмоциональной близости с родителями, когда они непринимают подростка таким, каков он есть, подчеркивают его мнимые или имеющиеся недостатки или особенности внешности.

Важнейшим средством профилактики компьютерной зависимости у подростков является психологическое сопровождение, включающее меры по психологической поддержке социализации подростков. Избавить от необходимости ухода в виртуальный мир подростков можно только прочно укоренив их в реальных, а не косвенных отношениях со сверстниками. ©Уходª подростков в компьютерные игры возможно предотвратить только обеспечив им возможность получения опыта достижений в реальной жизни.Наиболее действенными мерами профилактики компьютерной зависимости у подростков являются:проведение тренингов общения;создание дискуссионных клубов;создание кружков по интересам, не связанных с компьютерными играми (театральные студии, спортивные клубы, исторические клубы реконструкторов, музыкальные кружки по интересам);создание туристических клубов при школах и пропаганда туризма;введение в школах регулярных ©Дней без гаджетовª: дней, когда все ученики и учителя обязуются отключить мобильные телефоны и оставить планшеты и ноутбуки дома;Введение тренингов перевоплощения (включающих представление себя кем то или неким предметом с демонстрацией своего перевоплощения перед аудиторией);Проведение конкурса шарад (включающих демонстрацию загаданных частей слов в виде пантомимы);Проведение конкурса сочинений ©Чего меня может лишить компьютерª. Психологическое сопровождение процесса социализации подростков, осуществление вспоможенияв овладении подростками навыками, которые помогут удовлетворить потребности, будет являться эффективной профилактикой компьютерной зависимости. Если свести профилактику психологической компьютерной зависимости только к предоставлению информации о вреде слишком сильного увлечения компьютерными играми и социальными сетями в Интернет, положительных результатов добиться невозможно. Необходимо научить подростков быть успешными в удовлетворении потребностей в реальном мире.

Ссылки на источники

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_потребностей_по_Маслоу / 10.10.2014 / 14.002.http://www.computertimer.ru/компьютерная_зависимость / 10.10.2014 / 13.40