Осуществление общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников средствами музейной педагогики
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85014
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Берлизова
Д.
А. Осуществление общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников средствами музейной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
66–70. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85014.htm.
Аннотация. В статье раскрыты вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, а также практической реализации общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников посредством музейных занятий. Пособие будет интересно преподавателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, музейная педагогика, музейные занятия, общекультурная направленность воспитания, общекультурное развитие личности
Текст статьи
Берлизова Дарья Александровна,Студентка 3 курса Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», г.Таганрогberlizowa1994@mail.ru
Осуществлениеобщекультурного направления внеурочной деятельности младших школьниковсредствами музейной педагогики
Аннотация.Встатье раскрыты вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, а также практической реализации общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников посредством музейных занятий. Пособие будет интересно преподавателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.Ключевые слова:общекультурная направленность воспитания, общекультурное развитие личности, музейная педагогика, внеурочная деятельность, музейные занятия.
В научных исследованиях отмечается духовный кризис в нашем обществе: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых (жестокость, вещизм и др.). В настоящеевремя проявляется упадок духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо.У детей, отсутствует вера, чувство коллективизма,они не знают и не хотят знать своих корней, у детей нет стремления помочь друг другу, нет доброты и сострадания к товарищу, по отношению к детям из малообеспеченных семей проявляется жестокость, нежелание дружить с ними.Академик Б.С. Гершунский в статье «Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры» отмечает, что образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества».Для этого образование необходимо направить на «воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворенного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания» [1].Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайноважно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны впитавших её ценности, историю и традиции.Учителю необходимо овладеть новой воспитательной практикой, найти средства развития личности в контексте культуры. Используя разнообразные этические беседы, учитель не достигает реализации задач по общекультурному развитию школьников. И это понятно, так как только просвещение учащихся об общекультурных нормах поведения не обеспечивает развитие их личности в этом направлении.В связи с введением нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) уточнены направления и обозначены приоритеты в воспитании современных детей. Так, во ФГОС НООсказано, что «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей»[2].Кроме этого, во ФГОС НОО указывается, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [3]. Все это указываетна общекультурную направленность воспитания младших школьников.Общекультурная направленность воспитания определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Общекультурное развитие личности должно базироваться на принципе создания целостного культурнообразовательного пространства и быть сориентировано на комплексное развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое призвано обеспечить сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с природой, обществом и государством.Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития младших школьников.Согласно ФГОС, внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения(экскурсии, секции, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования, соревнования и т.д.); позволяющая в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования [2].Через организацию внеурочной деятельности, которая трактуется как понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию (духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), также осуществляется саморазвитие и самосовершенствование ребенка [4].Традиционно выделяют пять типов форм внеурочной деятельности младших школьников: к словеснологическому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, лекции,конференции и пр. Главное здесь обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем; образнохудожественные объединяют в себе дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, схожие с теми, которые люди испытывают на праздниках, в театре, в иных сходных ситуациях. В этой связи большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.трудовые формы представляют собой разные виды работ в школе (ежедневная уборка класса, уход за пришкольным участком, шефство надптицами зимой и др.). Совместный труд зачастую вдохновляет не меньше эстетического зрелища,театра или праздника.игровые формы внеурочной деятельности кроме самих игр включают совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными или конкурсными. Все они, как и остальные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, чувства,образ, работу.в формах психологического типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, дискуссии, беседы, психологические упражнения, консультации, требующиеот учителя или воспитателя некоторых специальных знаний и умений.Необходимо отметить, что внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в развитии общекультурных интересов обучающихся и способствует решению задач их нравственного воспитания.На современном этапе развития российского общества основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять во внеурочной деятельности, представляющей собой сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Таким образом, во ФГОС НОО большое внимание уделяется общекультурному развитию личности младшего школьника, которое должно осуществляться на основе историкокультурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурноисторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.Важным звеном внеурочной деятельности в современной образовательной организации является реализация общекультурного направления. Роль и значение культурнообразовательной работы в современном обществе все возрастает, что, в первую очередь, объяснятся ростом ценности гуманитарного образования. В этой связи музей располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности» [5].Особая роль в этом процессе отводится специальной отрасли педагогики на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему музейной педагогике. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.Цель музейной педагогики создание условий для развития личности путемвключения ее в многообразную деятельность музея.Однако включение музеев в образовательновоспитательный процесс дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Учителя, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают, порой недоумения. Почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих учеников в музей достаточно часто. Дети продолжают скучать в музее и, естественно, не усваивают «вкладываемую» в них информацию. Ученые и методисты отмечают, что дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла, окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. И реализовать это возможно посредством проведения музейных занятий во внеурочной деятельности[Ган].Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:а) научить ребенка видеть историкокультурный контекст окружающих его вещей;б) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;в) формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем;г) развивать способность к эстетическому созерцанию;д) формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие [6].Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее:вопервых, каждоепосещениемузея этозанятие,и оно должно иметь конкретную учебную, воспитательную или развивающую цель;вовторых, учитель и дети должны осознавать, что посещение музея это серьезная работа, к которой нужно готовиться. Поэтому посещать музей нужно лишь после предварительной подготовки;втретьих, экспонаты для экскурсионного показа нужно отбирать на основе возрастных интересов ребенка;вчетвертых, итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.) [7].А.В. Караманов указывает, что при разработке и проведении как культурномассовых мероприятий, таки просто уроков в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы: интерактивность, комплексность, предполагающую включение всех типов восприятия; программность, обеспечивающую усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ [8].Одной из форм культурнообразовательной деятельности музея является музейная экскурсия, основанная на коллективном осмотремузея под руководством специалиста или учителя по заранее намеченнойтеме и специальному маршруту [9].Особенностью музейной экскурсииявляется сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия.В детских музейных экскурсиях используется вопросноответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование и др.).Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий:а) интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;б) занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин;в) занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок любви, урок мужества);г) занятия с использованиемфантазии (уроксказка);д) занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (уроксуд, дебаты и др.)[10].Музейные занятия активно внедряются в школьную практику, используются учителем в рамках предметов гуманитарноэстетического и естественнонаучного профиля. Главная их задача развитие эмоциональнопознавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создавать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразныеявления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.Музейное занятиеоблает большим потенциалом в реализации общекультурной направленности развития личности младшего школьника и также требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.Музейные занятия обладают многими значениями и смыслами. С их помощью происходит погружение ребенка в историческое прошлое родного города, края, страны. Музейные занятия должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям облегчает ребенку нелегкий путь познания окружающего мира. Беседы о культуре развивают творческие способности ребенка, формируют у него интерес к разнообразным областям знаний, потребность в более глубоком познании окружающего мира. При этом важно понимать, что учитель не просто посредник между объектами музейной педагогики и учеником, а соавтор, творческий интерпретатор, проводник в мир культуры.
Ссылки на источники1.Гершунский Б.С. Философскометодологическая основа стратегии развития образования в России. М., 1993.2. Ганина Т.В., МожароваА.С. Профессиональная компетентность педагога в условиях современного общества. В сборнике: Формирование личности педагогапрофессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы Международной научнометодической конференции. Отв. Ред.: Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2009. С.107110.3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2010.3.Акутина С.П. Развитие творческих способностей школьников через систему внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Педагогика и современность.Таганрог, 2014. Т. 1. 4.Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России // Автореф. дисс. … культурологи. СПб., 2006. 5.Попова Т.Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста. Монография / Под.ред. Н.В. Бутенко. М., 2013.6.Шляхтина Л.М. Музейнопедагогическая мысль в России: Исторические очерки. СПб., 2006.7.Караманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6).8. Ганина Т.В. Становление системы внешкольного образования в России. В сборнике: Педагогика социальнокультурной сферы: история, теория, практика. Под науч. Ред. Н.Н. Ярошенко, Е.В. Литовкина. Рязань, 2001. С.2030.9. Мартишина Н.В., Ганина Т.В. Фестиваль учителей: возможности совершенствования профессионального образования и самообразования педагогов. С сб. Пути и педагогические условия модернизации современного образования. Материалы Международной научнопрактической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина». 2013. С.4046.10. Виневская А.В. К проблеме профессиональной мобильности педагога.//Инновации в образовании. 2012. №8. С.4959.
Осуществлениеобщекультурного направления внеурочной деятельности младших школьниковсредствами музейной педагогики
Аннотация.Встатье раскрыты вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, а также практической реализации общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников посредством музейных занятий. Пособие будет интересно преподавателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.Ключевые слова:общекультурная направленность воспитания, общекультурное развитие личности, музейная педагогика, внеурочная деятельность, музейные занятия.
В научных исследованиях отмечается духовный кризис в нашем обществе: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых (жестокость, вещизм и др.). В настоящеевремя проявляется упадок духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо.У детей, отсутствует вера, чувство коллективизма,они не знают и не хотят знать своих корней, у детей нет стремления помочь друг другу, нет доброты и сострадания к товарищу, по отношению к детям из малообеспеченных семей проявляется жестокость, нежелание дружить с ними.Академик Б.С. Гершунский в статье «Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры» отмечает, что образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества».Для этого образование необходимо направить на «воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворенного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания» [1].Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайноважно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны впитавших её ценности, историю и традиции.Учителю необходимо овладеть новой воспитательной практикой, найти средства развития личности в контексте культуры. Используя разнообразные этические беседы, учитель не достигает реализации задач по общекультурному развитию школьников. И это понятно, так как только просвещение учащихся об общекультурных нормах поведения не обеспечивает развитие их личности в этом направлении.В связи с введением нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) уточнены направления и обозначены приоритеты в воспитании современных детей. Так, во ФГОС НООсказано, что «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей»[2].Кроме этого, во ФГОС НОО указывается, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [3]. Все это указываетна общекультурную направленность воспитания младших школьников.Общекультурная направленность воспитания определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Общекультурное развитие личности должно базироваться на принципе создания целостного культурнообразовательного пространства и быть сориентировано на комплексное развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое призвано обеспечить сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с природой, обществом и государством.Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития младших школьников.Согласно ФГОС, внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения(экскурсии, секции, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования, соревнования и т.д.); позволяющая в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования [2].Через организацию внеурочной деятельности, которая трактуется как понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию (духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), также осуществляется саморазвитие и самосовершенствование ребенка [4].Традиционно выделяют пять типов форм внеурочной деятельности младших школьников: к словеснологическому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, лекции,конференции и пр. Главное здесь обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем; образнохудожественные объединяют в себе дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, схожие с теми, которые люди испытывают на праздниках, в театре, в иных сходных ситуациях. В этой связи большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.трудовые формы представляют собой разные виды работ в школе (ежедневная уборка класса, уход за пришкольным участком, шефство надптицами зимой и др.). Совместный труд зачастую вдохновляет не меньше эстетического зрелища,театра или праздника.игровые формы внеурочной деятельности кроме самих игр включают совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными или конкурсными. Все они, как и остальные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, чувства,образ, работу.в формах психологического типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, дискуссии, беседы, психологические упражнения, консультации, требующиеот учителя или воспитателя некоторых специальных знаний и умений.Необходимо отметить, что внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в развитии общекультурных интересов обучающихся и способствует решению задач их нравственного воспитания.На современном этапе развития российского общества основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять во внеурочной деятельности, представляющей собой сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Таким образом, во ФГОС НОО большое внимание уделяется общекультурному развитию личности младшего школьника, которое должно осуществляться на основе историкокультурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурноисторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.Важным звеном внеурочной деятельности в современной образовательной организации является реализация общекультурного направления. Роль и значение культурнообразовательной работы в современном обществе все возрастает, что, в первую очередь, объяснятся ростом ценности гуманитарного образования. В этой связи музей располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности» [5].Особая роль в этом процессе отводится специальной отрасли педагогики на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему музейной педагогике. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.Цель музейной педагогики создание условий для развития личности путемвключения ее в многообразную деятельность музея.Однако включение музеев в образовательновоспитательный процесс дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Учителя, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают, порой недоумения. Почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих учеников в музей достаточно часто. Дети продолжают скучать в музее и, естественно, не усваивают «вкладываемую» в них информацию. Ученые и методисты отмечают, что дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла, окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. И реализовать это возможно посредством проведения музейных занятий во внеурочной деятельности[Ган].Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:а) научить ребенка видеть историкокультурный контекст окружающих его вещей;б) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;в) формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем;г) развивать способность к эстетическому созерцанию;д) формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие [6].Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее:вопервых, каждоепосещениемузея этозанятие,и оно должно иметь конкретную учебную, воспитательную или развивающую цель;вовторых, учитель и дети должны осознавать, что посещение музея это серьезная работа, к которой нужно готовиться. Поэтому посещать музей нужно лишь после предварительной подготовки;втретьих, экспонаты для экскурсионного показа нужно отбирать на основе возрастных интересов ребенка;вчетвертых, итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.) [7].А.В. Караманов указывает, что при разработке и проведении как культурномассовых мероприятий, таки просто уроков в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы: интерактивность, комплексность, предполагающую включение всех типов восприятия; программность, обеспечивающую усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ [8].Одной из форм культурнообразовательной деятельности музея является музейная экскурсия, основанная на коллективном осмотремузея под руководством специалиста или учителя по заранее намеченнойтеме и специальному маршруту [9].Особенностью музейной экскурсииявляется сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия.В детских музейных экскурсиях используется вопросноответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование и др.).Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий:а) интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;б) занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин;в) занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок любви, урок мужества);г) занятия с использованиемфантазии (уроксказка);д) занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (уроксуд, дебаты и др.)[10].Музейные занятия активно внедряются в школьную практику, используются учителем в рамках предметов гуманитарноэстетического и естественнонаучного профиля. Главная их задача развитие эмоциональнопознавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создавать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразныеявления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.Музейное занятиеоблает большим потенциалом в реализации общекультурной направленности развития личности младшего школьника и также требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.Музейные занятия обладают многими значениями и смыслами. С их помощью происходит погружение ребенка в историческое прошлое родного города, края, страны. Музейные занятия должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям облегчает ребенку нелегкий путь познания окружающего мира. Беседы о культуре развивают творческие способности ребенка, формируют у него интерес к разнообразным областям знаний, потребность в более глубоком познании окружающего мира. При этом важно понимать, что учитель не просто посредник между объектами музейной педагогики и учеником, а соавтор, творческий интерпретатор, проводник в мир культуры.
Ссылки на источники1.Гершунский Б.С. Философскометодологическая основа стратегии развития образования в России. М., 1993.2. Ганина Т.В., МожароваА.С. Профессиональная компетентность педагога в условиях современного общества. В сборнике: Формирование личности педагогапрофессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы Международной научнометодической конференции. Отв. Ред.: Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2009. С.107110.3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2010.3.Акутина С.П. Развитие творческих способностей школьников через систему внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Педагогика и современность.Таганрог, 2014. Т. 1. 4.Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России // Автореф. дисс. … культурологи. СПб., 2006. 5.Попова Т.Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста. Монография / Под.ред. Н.В. Бутенко. М., 2013.6.Шляхтина Л.М. Музейнопедагогическая мысль в России: Исторические очерки. СПб., 2006.7.Караманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6).8. Ганина Т.В. Становление системы внешкольного образования в России. В сборнике: Педагогика социальнокультурной сферы: история, теория, практика. Под науч. Ред. Н.Н. Ярошенко, Е.В. Литовкина. Рязань, 2001. С.2030.9. Мартишина Н.В., Ганина Т.В. Фестиваль учителей: возможности совершенствования профессионального образования и самообразования педагогов. С сб. Пути и педагогические условия модернизации современного образования. Материалы Международной научнопрактической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина». 2013. С.4046.10. Виневская А.В. К проблеме профессиональной мобильности педагога.//Инновации в образовании. 2012. №8. С.4959.