Осуществление общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников средствами музейной педагогики

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Берлизова Д. А. Осуществление общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников средствами музейной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85014.htm.
Аннотация. В статье раскрыты вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, а также практической реализации общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников посредством музейных занятий. Пособие будет интересно преподавателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Берлизова Дарья Александровна,Студентка 3 курса Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», г.Таганрогberlizowa1994@mail.ru

Осуществлениеобщекультурного направления внеурочной деятельности младших школьниковсредствами музейной педагогики

Аннотация.Встатье раскрыты вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, а также практической реализации общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников посредством музейных занятий. Пособие будет интересно преподавателям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.Ключевые слова:общекультурная направленность воспитания, общекультурное развитие личности, музейная педагогика, внеурочная деятельность, музейные занятия.

В научных исследованиях отмечается духовный кризис в нашем обществе: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых (жестокость, вещизм и др.). В настоящеевремя проявляется упадок духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо.У детей, отсутствует вера, чувство коллективизма,они не знают и не хотят знать своих корней, у детей нет стремления помочь друг другу, нет доброты и сострадания к товарищу, по отношению к детям из малообеспеченных семей проявляется жестокость, нежелание дружить с ними.Академик Б.С. Гершунский в статье «Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры» отмечает, что образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества».Для этого образование необходимо направить на «воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворенного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания» [1].Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайноважно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны ‬впитавших её ценности, историю и традиции.Учителю необходимо овладеть новой воспитательной практикой, найти средства развития личности в контексте культуры. Используя разнообразные этические беседы, учитель не достигает реализации задач по общекультурному развитию школьников. И это понятно, так как только просвещение учащихся об общекультурных нормах поведения не обеспечивает развитие их личности в этом направлении.В связи с введением нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) уточнены направления и обозначены приоритеты в воспитании современных детей. Так, во ФГОС НООсказано, что «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей»[2].Кроме этого, во ФГОС НОО указывается, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):‬любящий свой народ, свой край и свою Родину; ‬уважающий и принимающий ценности семьи и общества;‬любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;‬владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ‬готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; ‬доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; ‬выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [3]. Все это указываетна общекультурную направленность воспитания младших школьников.Общекультурная направленность воспитания определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Общекультурное развитие личности должно базироваться на принципе создания целостного культурнообразовательного пространства и быть сориентировано на комплексное развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным богатством, которое призвано обеспечить сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с природой, обществом и государством.Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития младших школьников.Согласно ФГОС, внеурочная деятельность учащихся ‬это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения(экскурсии, секции, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, научные исследования, соревнования и т.д.); позволяющая в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего и начального образования [2].Через организацию внеурочной деятельности, которая трактуется как понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию (духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), также осуществляется саморазвитие и самосовершенствование ребенка [4].Традиционно выделяют пять типов форм внеурочной деятельности младших школьников: ‬к словеснологическому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, лекции,конференции и пр. Главное здесь ‬обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем; ‬образнохудожественные объединяют в себе дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, схожие с теми, которые люди испытывают на праздниках, в театре, в иных сходных ситуациях. В этой связи большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.‬трудовые формы представляют собой разные виды работ в школе (ежедневная уборка класса, уход за пришкольным участком, шефство надптицами зимой и др.). Совместный труд зачастую вдохновляет не меньше эстетического зрелища,театра или праздника.‬игровые формы внеурочной деятельности кроме самих игр включают совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными или конкурсными. Все они, как и остальные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, чувства,образ, работу.‬в формах психологического типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, дискуссии, беседы, психологические упражнения, консультации, требующиеот учителя или воспитателя некоторых специальных знаний и умений.Необходимо отметить, что внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в развитии общекультурных интересов обучающихся и способствует решению задач их нравственного воспитания.На современном этапе развития российского общества основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять во внеурочной деятельности, представляющей собой сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Таким образом, во ФГОС НОО большое внимание уделяется общекультурному развитию личности младшего школьника, которое должно осуществляться на основе историкокультурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурноисторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.Важным звеном внеурочной деятельности в современной образовательной организации является реализация общекультурного направления. Роль и значение культурнообразовательной работы в современном обществе все возрастает, что, в первую очередь, объяснятся ростом ценности гуманитарного образования. В этой связи музей располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, является идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности» [5].Особая роль в этом процессе отводится специальной отрасли педагогики на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему ‬музейной педагогике. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.Цель музейной педагогики ‬создание условий для развития личности путемвключения ее в многообразную деятельность музея.Однако включение музеев в образовательновоспитательный процесс ‬дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Учителя, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают, порой недоумения. Почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих учеников в музей достаточно часто. Дети продолжают скучать в музее и, естественно, не усваивают «вкладываемую» в них информацию. Ученые и методисты отмечают, что дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что младший школьник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла, окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога помочь ему в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. И реализовать это возможно посредством проведения музейных занятий во внеурочной деятельности[Ган].Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:а) научить ребенка видеть историкокультурный контекст окружающих его вещей;б) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;в) формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем;г) развивать способность к эстетическому созерцанию;д) формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие [6].Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее:‬вопервых, каждоепосещениемузея ‬этозанятие,и оно должно иметь конкретную учебную, воспитательную или развивающую цель;‬вовторых, учитель и дети должны осознавать, что посещение музея ‬это серьезная работа, к которой нужно готовиться. Поэтому посещать музей нужно лишь после предварительной подготовки;‬втретьих, экспонаты для экскурсионного показа нужно отбирать на основе возрастных интересов ребенка;‬вчетвертых, итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.) [7].А.В. Караманов указывает, что при разработке и проведении как культурномассовых мероприятий, таки просто уроков в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы: интерактивность, комплексность, предполагающую включение всех типов восприятия; программность, обеспечивающую усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ [8].Одной из форм культурнообразовательной деятельности музея является музейная экскурсия, основанная на коллективном осмотремузея под руководством специалиста или учителя по заранее намеченнойтеме и специальному маршруту [9].Особенностью музейной экскурсииявляется сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия.В детских музейных экскурсиях используется вопросноответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование и др.).Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий:а) интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;б) занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин;в) занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок любви, урок мужества);г) занятия с использованиемфантазии (уроксказка);д) занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (уроксуд, дебаты и др.)[10].Музейные занятия активно внедряются в школьную практику, используются учителем в рамках предметов гуманитарноэстетического и естественнонаучного профиля. Главная их задача ‬развитие эмоциональнопознавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Для этого необходимо создавать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразныеявления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.Музейное занятиеоблает большим потенциалом в реализации общекультурной направленности развития личности младшего школьника и также требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.Музейные занятия обладают многими значениями и смыслами. С их помощью происходит погружение ребенка в историческое прошлое родного города, края, страны. Музейные занятия должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям облегчает ребенку нелегкий путь познания окружающего мира. Беседы о культуре развивают творческие способности ребенка, формируют у него интерес к разнообразным областям знаний, потребность в более глубоком познании окружающего мира. При этом важно понимать, что учитель не просто посредник между объектами музейной педагогики и учеником, а соавтор, творческий интерпретатор, проводник в мир культуры.

Ссылки на источники1.Гершунский Б.С. Философскометодологическая основа стратегии развития образования в России. М., 1993.2. Ганина Т.В., МожароваА.С. Профессиональная компетентность педагога в условиях современного общества. В сборнике: Формирование личности педагогапрофессионала в условиях многоуровневого образования. Материалы Международной научнометодической конференции. Отв. Ред.: Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2009. С.107110.3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2010.3.Акутина С.П. Развитие творческих способностей школьников через систему внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Педагогика и современность.Таганрог, 2014. Т. 1. 4.Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России // Автореф. дисс. … культурологи. СПб., 2006. 5.Попова Т.Н. Повышение профессионального мастерства педагогов средствами музейной педагогики // Образовательное пространство музея искусств в художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста. Монография / Под.ред. Н.В. Бутенко. М., 2013.6.Шляхтина Л.М. Музейнопедагогическая мысль в России: Исторические очерки. СПб., 2006.7.Караманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6).8. Ганина Т.В. Становление системы внешкольного образования в России. В сборнике: Педагогика социальнокультурной сферы: история, теория, практика. Под науч. Ред. Н.Н. Ярошенко, Е.В. Литовкина. Рязань, 2001. С.2030.9. Мартишина Н.В., Ганина Т.В. Фестиваль учителей: возможности совершенствования профессионального образования и самообразования педагогов. С сб. Пути и педагогические условия модернизации современного образования. Материалы Международной научнопрактической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина». 2013. С.4046.10. Виневская А.В. К проблеме профессиональной мобильности педагога.//Инновации в образовании. 2012. №8. С.4959.