Последний год жизни и творчества П. И. Чайковского: «путь» из будущего

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грушко Г. И. Последний год жизни и творчества П. И. Чайковского: «путь» из будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85021.htm.
Аннотация. В статье рассматривается последний год жизни и творчества П. И. Чайковского, который осмысливается как нелинейный процесс, включающий «каскад» бифуркаций и подразделяющийся на три стадии: порядок – хаос – новый порядок. Речь идет о фракталах-процессах начальной, средней и конечной стадий развития, а также о наличии «точки золотого сечения», что свойственно нелинейным системам самого различного происхождения, обладающим сходными процессами самоорганизации. С позиций синергетики версия гибели композитора предстает в ином свете. Она приобретает четкие контуры, поскольку синергетическое моделирование основывается на конкретных и реальных фактах биографии композитора. Становится ясно: П. И. Чайковский сам «создает» свое будущее, что приводит к перестройке его сознания. Чувство страха смерти исчезает, а усталая душа обретает покой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грушко Галина Игоревна,кандидат искусствоведения, преподаватель музыкальнотеоретическихдисциплин ГБОУ СПО музыкального колледжа им. Ростроповичей, Воронеж grushkogalina@mail.ru

Последний год жизни и творчества П.И. Чайковского: «путь» из будущего

Аннотация.В статье рассматривается последний год жизни и творчества П.И. Чайковского, который осмысливается как нелинейный процесс, включающий «каскад» бифуркаций и подразделяющийся на три стадии: порядок ‬хаос ‬новый порядок. Речь идет о фракталахпроцессах начальной, средней и конечной стадий развития, а также о наличии «точки золотого сечения», что свойственно нелинейным системам самого различного происхождения, обладающим сходными процессами самоорганизации. С позиций синергетики версия гибели композитора предстает в ином свете. Она приобретает четкие контуры, поскольку синергетическое моделирование основывается на конкретных и реальных фактах биографии композитора. Становится ясно: П.И. Чайковский сам «создает» свое будущее, что приводит к перестройке его сознания. Чувство страха смерти исчезает, а усталая душа обретает покой.Ключевые слова:П.И. Чайковский, Д.М. Ратгауз, романсы, колокол, смерть, нелинейный процесс, синергетическое моделирование.

В последние годы П.И.Чайковский много путешествует ‬в России и за границей с триумфом проходят его концерты. В 1892 году он становится членомкорреспондентом Парижской Академии изящных искусств, а в 1893 получает почетную степень доктора Кембриджского Университета. Однако, несмотря на широкое признание и искренние восторги публики, Петр Ильич тяготится жизнью «блуждающей звезды». Композитор чрезмерно устает от непрерывных переездов и «обязательного безделья», а также сложной церемонии возведения в докторское достоинство: «Я так скучаю, так утомляюсь, что иногда так и тянет удрать, но делать нечего: нужно выдержать эту муку до конца», ‬пишет он из Лондона [1, 104]. Как замечает Модест Ильич, личная жизнь его брата идет «спиралью», поскольку проходит одинаковые зоны настроений [2, 533]. Состояние его, преимущественно тревожное и тоскливое, весьма неустойчиво. Минуты «абсолютного счастья» и «приятного состояния духа» кратковременны и часто сменяются разочарованием: «Ничего не хочется писать, кроме слезных излияний. Поистине изумительно, что я не схожу с ума и не заболеваю от феноменальной, чудовищной тоски» [3, 211‬212]. Такое состояние является психологической защитой ‬адаптивным способом переживания мира и своеобразной реакцией на фрустрирующие ситуации, как у пушкинского Моцарта: «Я весел… Вдруг: виденье гробовое, внезапный мрак иль чтонибудь такое» [4, 114]. Астенические личности склонны к повышенной впечатлительности и тревожной мнительности, что компенсируется творчеством.Во время сочинения Шестой симфонии наступает пора успокоения. «Ты не можешь себе представить, ‬пишет Петр Ильич своему племяннику Владимиру (Бобу) Давыдову, ‬ какое блаженство я ощущаю, убедившись, что время еще не прошло и что работать еще можно» [5, 43]. Он становится почти жизнерадостным, будто чтотоосвобождает от страданий и мрачных состояний духа. Настроение его никак не согласуется с ощущениемблизкой смерти, хотя в сочинениях последнего года жизни в различных ипостасях предстает ее образ.Потребность в преодолении смерти через спасение является доминантой христианского сознания. Исток творчества П.И. Чайковского и «точка опоры» ‬музыка «божественного» В.А. Моцарта, которая дарит «несказанное наслаждение» и вызывает «святой восторг». Он делает обработки моцартовских сочинений, чтобы лишний раз дать повод к исполнению музыкальных «жемчужин», непритязательных по форме, но преисполненных недосягаемых высот, и невольно, идентифицирует себя с ним. Таков вокальный квартет «Ночь» на собственный текст «На небе звезды меркнут». Согласно греческой космогонии, Ночь стоит у истока всех вещей мира в преддверии обещанного света Дня и соотносится с пассивным принципом, женским началом и бессознательным, а также ассоциируется с черным цветом и смертью. В романсе «Ночь» на стихи Я.П. Полонского (1886) Ночь ‬«серебряный свет», «тихая», «светлая». Ведь «далек мой покой… я люблю тебя, ночь, так люблю, что, страдая, любуюсь тобой». В опере «Пиковая дама» (1890), как и в Шестой симфонии (1893), обладающих родством «некоторых сюжетных ситуаций», воплощается мысль, что судьба человека трагична. Три действия (картины 2, 3‬4, 5‬7) «Пиковой дамы» ‬три Ночи, стремительно следующие одна за другой: все важные события в опере ‬завязка и развязка драмы, ее кульминация и финал происходят в это время. Герой романса «Ночь» (№ 2) из вокального цикла, ор. 73 (1893) на стихи Д.М. Ратгауза находится в пограничном состоянии ‬между сном и явью, жизнью и смертью, силы его угасают. Он страдает от безысходности: «меркнет слабый свет свечи», «мрак унылый», «с прошедшим… речь душа заводит…». Здесь Ночь ‬синоним смерти. Герой ‬поэт ‬композитор оплакивают друг друга, а также ‬каждый сам себя.Хроматические стоны‬вздохи с мотивом «противления» (зеркальное отражение мелодических оборотов вокальной партии в сопровождении) в сочетании с мерными ударами погребального колокола (их 27) отображают страшноесостояние предсмертного томления (пример 1).

Пример 1. П.И. Чайковский. Романс «Ночь» (№ 2) из вокального цикла, ор. 73

Такое же состояние в финале цикла, в романсе «Снова, как прежде, один» (№ 6), где колокольные звучания (их 25), вначале прерывистые, возвещают о переходе в новое измерение: колокол освящает путь в иной мир (пример 2).

Пример 2. П.И. Чайковский. Романс «Снова, как прежде, один» (№ 6) из вокального цикла, ор. 73

Интересно «цветное» соотношение тональностей в цикле (по К.К. Сараджеву) [6, 68‬69]: 1.«Мы сидели с тобой» (E, cis) ‬синеголубой, стекло, тон женский;

2.«Ночь» (f) ‬темнокоричневый, железо, тон женский;3.«В эту лунную ночь» (As) ‬темнокоричневый, железо, тон женский; 4.«Закатилось солнце» (E) ‬синеголубой, стекло, тон женский;5.«Средь мрачных дней» (As) ‬темнокоричневый, железо, тон женский;6.«Снова, как прежде, один» (a) ‬черный с сероватым оттенком, ничто, тон мужской.Между частями цикла устанавливаются определенные тональные взаимоотношения. Путь тонального развития к → 0, то есть к ‬смерти. Он отражает различные фазы психологических состояний героя ‬поэта ‬ композитора в процессе перехода: Edur(4) → fmoll(4) → Asdur(4) → Edur(4) → Asdur(4) → amoll(0):







I. E(cis) → a

1. «Мы сидели с тобой»4. «Закатилось солнце»6. «Снова , как прежде, один»

Сомнения, предчувствия

Забвение, галлюцинация

Смерть

II. f(As) → a

2. «Ночь»

3. «В эту лунную ночь», 5. «Средь мрачных дней»

6. «Снова, как прежде, один»

Смертная тоска, Страх

Одиночество, бессилие

Смерть

Многие поэты мучительно размышляют о жизни и смерти, например, А.Н.Майков: «Смерть есть тайна, жизнь загадка. Где ж решенье? Цепь? Конец? Впереди ‬исчезновение или бессмертия венец?». Тонкий психолог И.Ф. Анненский трагически переживает ежеминутное убывание жизни и ощущает пограничное состояние ‬«здесь и там»: «О, сердце! Когда, леденея, ты смертный почувствуешь страх, найдется ль рука, чтобы лиру в теле также тихо качнуть, и миру, желанному миру, тебя, мое сердце, вернуть!». Проблема смерти, все разрушающей и обессмысливающей, волнует и И.А. Бунина. Может быть, жизнь какраз и дается для «борения» с ней: «Не рождаемся ли мы с чувством смерти? А если нет… любил бы я жизнь так, как люблю…?». Устами своего героя, Арсеньева, он высказывает предположение: «У нас нет начала и конца». Только память объединяет поколения и противостоит смерти, небытию, одиночеству [7]. Аналогично рассуждает, но с позиций квантовой физики и эзотерики, М. Заречный: «…наше истинное «Я» никогда не рождалось и не умирало… «Я» ‬ не тело и не волна. Это Океан. А переход одной волны в другую, когда ты‬Океан, разве это смерть?» [8, 177]. С чем не соглашается Джон Донн, поскольку «…смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе» [9].В отличие от них, сторонники синергетики полагают, что «среда мозга» человека как самоорганизующейся системыслужит «полигоном» для включения механизмов самоорганизации при взаимодействии с миром [10]. Балансируя между хаосом и порядком, самоорганизующаясясистема попадает в конус аттрактора, что сказывается на ее поведении. При этом не исчезает память ‬она остается и продолжает действовать, ведь память ‬это будущее прошлого [11]. Самоорганизующаяся система стремится к самосохранению, бесконечно возвращается к старому, чтобы «прорваться» к новому, а главное ‬обменивается энергией и информацией с другими системами. Если их параметры совпадают, возникает эффект резонанса, а информация оказывается востребованной. В таком случае действует закон аналогий: подобное притягивается подобным. Поэтому, не удивляет тот факт, что маститый композитор, находящийся на пике творческой славы, невзирая на загруженность, обращает внимание на творчество малоизвестного, но «талантливого поэта», который «склонен к грусти» илучше всего пишет в «тоскливом состоянии», и сочиняет на его стихи романсы.

Беспокойство, постоянные хлопоты, задержка перед отъездом за границу, «чтобы переписать один опус»: «Не знаю, какова будет судьба наших романсов, но знаю, что писал их с большимудовольствием», ‬сообщает Петр Ильич из Парижа своему корреспонденту. А позже уведомляет: «…романсы наши к печати готовы» [12, 92, 111, 135]. Он неоднократно подчеркивает ‬«наши», хотя с поэтом лично знаком не был, ни разу не встречался, а его «портреты» увидел только в июле 1893 года, после написания романсов.

«Я в искренности Вашей нимало не сомневаюсь», но, отчего «тон Ваших стихотворений минорный, лира Ваша настроена на очень печальный лад», а жизнь «горестна и с тоской неразлучна?». Почему склонность к грусти и печали? «Я имею претензию быть в музыке своей очень искренним ‬между тем ведь я тоже преимущественно склонен к песням печальным и тоже, подобно Вам…могу считать себя человеком счастливым!» [13, 135, 153‬154]. Первый набросок к романсу«Закатилось солнце» Петр Ильич делает сразу, на письме своего корреспондента от 26 сентября (1892) [14, 36]. В своих стихах поэт предсказывает свое и его будущее: «Друг! Помолись за меня. Я за тебя уж молюсь!», стремясь «прозреть» себя в нем, а его ‬в себе. Так, П.И. Чайковский получает первый«знак судьбы». В любом тексте может содержаться пророчество, которое само воздействует на события в будущем и предопределяет их (!). Происходит бессознательное ожидание реализации сказанного и его воплощения в жизни. В частности, «практикующий философ жизни» психолог Э.А. Цветков не сомневается: «Мы создаем тексты и плетем ткань своей судьбы» [15, 40]. Каждый сможет запустить программу будущих событий, поскольку слово обладает магической силой. Эта версия имеет научное обоснование. Восприятие (познание) определяет внешнюю реальность через процесс круговой организации нервной системы: познающий творит мир,а изменяя его, он изменяется и сам [16].Поэтому, многие «пророчества» ставятся под сомнение. Возможно, их авторы сами «создают» свое будущее, а не предугадывают его. В бытии личности, нелинейном по всем параметрам, «…прошлое не предопределяет настоящее ‬его определяет неведомое ей будущее…сила притяжения настоящего будущим» [17, 221].Еще в феврале (1893) Петр Ильич сообщает брату: «…я буду сочинять мелкие пиэсы для фортепиано и романсы, потом вновь задуманную симфонию, потом оперу, а потом, пожалуй, и покончу» [18, 34‬35]. Почему «покончу», о чем идет речь? Разве он ощущает «нечто безнадежное, финальное» и переживает «загадочную стадию» на пути к могиле? Или его одолевают роковые предчувствия и мысли о смерти? Сведений об этом нет. Лишь Модест Ильич предполагает, что 1892 и 1893 годы в жизни композитора являются «мрачным кануном нового, светлого обновления» [19,502].Однако негативная установка, содержащаяся в стихах, воздействует на Петра Ильича, и он следует ей ‬«таинственная симпатия», сразу удвоившаяся после созерцания портретов поэта, перерастает в нечто большее. Принимая негативную установку как «проект будущего», композитор начинает готовить его «сценарий» ‬создает цикл романсов (22 апреля ‬5 мая, 1893). Предшествующие небытию, психологические состояния героя ‬поэта он осмысливает как свои собственные. Тогда приходит ощущение спокойствия, и чувство страха исчезает ‬неотвратимость смерти перестает казатьсякатастрофой. Наоборот, смерть становитсяспасением, так как она освобождает от земных страданий (ночь ‬сон ‬смерть). Неслучайно, страстная мольбапризыв, одухотворенное обращение к «светлой» Ночи содержится в вокальном квартете «Ночь» (1893) на музыку В.А. Моцарта: «О, час ночной! Забвенье дай! И ниспошли мне сон блаженный!». Тогда «снисходит в сердце мир» и «усталая душа» обретает «покой». Спустя год после первого «знака судьбы», Петр Ильич получает второй. К.К. Романов обращается с просьбой написать «Реквием» на стихи А.Н. Апухтина (20 сентября, 1893), на что получает отказ (26 сентября, 1893). Композитор ссылается на усталость, а также на близость «Реквиема» и Шестой симфонии, куда «вложил всю свою душу» [20, 186‬187].Это кажется весьма странным, так как автор стихов ‬его близкий друг, недавно ушедший в мир иной. Петр Ильич нетолько не отдает дань его памяти, но заявляет, что многое в этих стихах «музыки не требует», поскольку противоречит ее сущности. Однако евангельский текст, например, слова Христа «придите ко мне все труждающиеся и обремененные, ибо иго мое сладко и бремя мое легко» он озвучил бы с «величайшим восторгом» [21, 193 ‬194].Возможно, стремление уравновесить себя с миром приводит к включению защитных механизмов и перестройке сознания, что, в свою очередь, блокирует программу самоуничтожения. Поэтому, из «плена фатальности» Петра Ильича освобождает индивидуально выработанная психическая защита через колокол, что отражает христианскую синергию ‬единение с Богом.

Однако попытка спасти себя и вступить в новую жизнь, даже, если накоплен достаточный потенциал Божественной Любви, оказывается неудачной. «Чертовская жизнь! Ни одной приятной минуты: только вечная тревога, тоска, страх, усталость…но теперь уж близок час освобождения», ‬жалуется он Модесту Ильичу[22, 400]. Хотя колокол, который оплакивает «исчезнувших» испасает еще «неисчезнувших», сознательно избирается им как средство защиты, но «святые лики скорбны и суровы и колокол гудит, не умолкая… а сердце рвется, а судьба ‬ такая» [23]. Итак, предложена еще одна версия гибели П.И. Чайковского. С точки зрения синергетики, последний год жизни и творчества композитора, нелинейный по всем параметрам процесс, есть «путь» из будущего. Мистическим кажется тот факт, что переломный момент в его судьбе совпадает с «точкой золотого сечения», отделяющей прошлое от будущего, старый порядок от нового порядка, жизнь от смерти. В этот время он и создает вокальный цикл на стихи Д.М. Ратгауза.Как всякий нелинейный процесс, последний год жизни и творчества П.И. Чайковского включает три стадии: начало ‬середина ‬конецили,согласно синергетической терминологии, порядок ‬хаос ‬новый порядок. Речь идет о фракталахпроцессах начальной, средней и конечной стадий развития, свойственных самоорганизующимся системам самого различного происхождения, обладающих сходными процессами самоорганизации. Применительно к «позднему» периоду жизни и творчества П.И. Чайковского эти стадии таковы:

Первая стадия(порядок) ‬прошлое.Судьбоносное «знакомство» с поэтом Д.М. Ратгаузом (август‬сентябрь, 1892) и получение информации из будущего; активная творческая деятельность; создание ряда произведений, в том числе, Шестой симфонии и вокального квартета «Ночь»; Вторая стадия(хаос) ‬переломный момент между прошлым и будущим, старым порядком и новым порядком, жизнью и смертью; симбиоз будущего ‬прошлого ‬настоящего, «точка золотого сечения». Создание романсов как «проекта» будущего (22 апреля ‬5 мая, 1893); отождествление себя с героем ‬поэтом; поиск эволюционных альтернатив и переход в новое состояние; Третья стадия(новый порядок) ‬будущее. Завершение процесса; внезапная болезнь (20 октября, 1893) и смерть (25 октября, 1893). С позиций синергетики новая версия гибели П.И. Чайковского, получает, как нам кажется, достаточно серьезное обоснование, но, конечно, идеальной считаться не может. Благодаря синергетическому моделированию она приобретает четкие контуры, поскольку основывается на конкретных и реальных фактах биографии композитора, а не на вымыслах. П.И. Чайковский получает «знаки судьбы», сам «создает» свое будущее и знает, что его судьба ‬такая. Даже болезнь, которая блокирует «неправильное» поведение и программу самоуничтожения, не помогает ему измениться [24, 25]. Однако «путь» из будущего позволяет преодолеть чувство страха ‬тогда усталая душа обретет покой ‬и ведетк Бессмертию.

Ссылки на источники 1.Чайковский П.И. ПСС. Письма. Т. XVII. ‬М: Музыка, 1981. ‬ 358 С.2.Чайковский М. Жизнь П.И. Чайковского. Т. 3. ‬М.: Алгоритм, 1997. ‬593 С. 3.Чайковский П.И. ПСС. Письма. Т. XVIБ. ‬М: Музыка, 1979. ‬279 С. 4.ПушкинА.С. Избранное: В 2 Т. Т. 2. ‬М.: Терра, 1996. ‬ 495 С.5.Чайковский П.И. ПСС. Т. XVII.Указ. соч.6.Цветаева А.И., Сараджев Н.К. Мастер волшебного звона. ‬М.: Музыка, 1988. ‬ 110 С. 7.Бунин И.А. Суходол. Жизнь Арсеньева. Рассказы. ‬Воронеж: Ц.Ч. кн. изд., 1978. ‬479 С. 8.Заречный М. Квантовомистическая картина мира. Структура реальности и путь человека. ‬СПб: «Весь», 2007. ‬ 224 С. 9.Джон Донн. По ком звонит колокол. Обращение к Господу в час нужды и бедствий. Схватка Смерти, или Утешение душе, ввиду смертельной жизни и живой смерти нашего тела. ‬М.: Энигма, 2012. ‬429 С.10.Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основания синергетики: человек, конструирующий себя и свое будущее. ‬М.: URSSКомКнига, 2006. ‬ 232 С. 11.Князева Е.Н., Курдюмов С.Н. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. ‬М.: URSSКомКнига, 2007. ‬272 С. 12.Чайковский П.И. ПСС. Т. XVII. Указ. соч.13.Чайковский П.И. ПСС. Т. XVII. Указ. соч.

14.Чайковский П.И. ПСС. Т. XVII. Указ. соч.15.Цветков Э.А. Психология пророчества. ‬М.: АстрельАСТ, 2006. ‬313 С. 16.Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. ‬М.: ПрогрессТрадиция, 2001. ‬224 С.17.Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Cинергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. ‬СПб: «ПрогрессТрадиция», 2003. ‬С. 212 ‬227.18.Чайковский П.И. ПСС. Т. XVII. Указ. соч.

19.Чайковский М. Указ. соч.20.Чайковский П.И.ПСС. Т. XVII. Указ. соч. 21.Чайковский П.И.ПСС.Т. XVII. Указ. соч. 22.Неизвестный Чайковский:Последние годы. ‬М.: Эксмо, 2010. ‬432 С.23.Дворяшина Е., Ешурин Р. Полет над бесконечностью. Синергетическая рапсодия. ‬М.: «АСТ‬Принт». ‬32 С.24.Лазарев С.Н. Первый шаг в будущее. ‬СПб: ООО «Глобус», 2008. ‬256 С.25.Познанский А. Чайковский в Петербурге. ‬СПб: композитор, 2011. ‬344 С.