Социально-демографические характеристики целевой аудитории микрофинансовой организации на примере г. Мурманска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Денисюк А. В. Социально-демографические характеристики целевой аудитории микрофинансовой организации на примере г. Мурманска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85024.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования целевой аудитории микрофинансовых организаций. Автор описывает особенности экономического поведения данной категории граждан, факторы выбора микрокредита как формы займа, а также размышляет на тему социальных процессов в обществе, способствующих развитию данной отрасли предпринимательства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Денисюк Анастасия Владимировна,ФГБО УВПО Мурманский государственный гуманитарный университет, факультет истории и социальных наук, кафедра философии и социологии, специалист, ООО «Корпорация монет» юрист, социолог antifrau@yandex.ru

Социальнодемографические характеристик целевой аудитории микрофинансовой организации на примере г. Мурманска

Аннотация.В статье представлены результаты социологического исследования целевой аудитории микрофинансовых организаций. Автор описывает особенности экономического поведения данной категории граждан, факторы выбора микрокредита как формы займа, а также размышляет на тему социальных процессов в обществе, способствующих развитию данной отрасли предпринимательства. Ключевые слова:экономическое поведение, целевая аудитория микрофинансовой организации, социальнодемографический портрет.

За последние 5 лет число организаций, предоставляющих населению микрокредиты, возросло в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится и на ближайшую перспективу. Согласно официальной статистике на 1 августа 2014 года в государственном реестре было зарегистрировано 4289 микрофинансовых организаций(МФО). Такая ситуация свидетельствует о возрастающем спросе у населения. В связи с этим особый интерес представляет изменяющееся экономическое поведение отдельных слоев населения. Почему становится популярным обращаться за денежными средствами именно в такие организации, а не в банк или «к соседу»?Какие категории граждан и почему отдают предпочтение таким организациям, а не банкам? Анализ теоретических источников по данному вопросу позволил выделить ряд особенностей современной российской действительности, которые способствуют росту числа МФО.Вопервых, за последние два десятилетия изменилась общая экономическая система страны, кредиты стали поведенческой стратегией, кредиты стали нормой жизни. Вовторых, около 80% заемщиков имеют кредитную историю, 2% заемщиков имеют более 5 непогашенных кредитов [1]. Это говорит о том, что банкам стала доступна информация о своих клиентах, шанс получить отказ возрастает. Тогда как МФО требует только паспорт. Втретьих, известно, что в малых городах и сельской местности микрокредиты выдаются в разы чаще, чем в крупных городах. В общей структуре выданных в 2013 году микрозаймов, 67% пришлось именно на сельскую местность [2]. Это обусловлено двумя причинами. Более низкий уровень экономической грамотности населения и неразвитая банковская сфера. Таким образом, ситуация указывает на дальнейший рост числа компаний, выдающих микрокредиты. Мы решили выяснить, кто и почему чаще обращается в МФО. В июнеиюле 2014 года было проведено социологическое исследование целевой аудиторий микрофинансовых организаций. Случайным образом были отобраны 5 МФО г. Мурманска, в течение месяца всем посетителям данных компаний было предложено заполнить небольшую анкету. Тип выборки –сплошная. В опросе приняли участие 485 человек. Анализ не только позволил описать портрет клиента МФО, но и выделить особенности целевой аудитории. Прежде всего, стоит отметить, что 69% респондентов являются повторными клиентами данных компаний. 22% из них причислили себя к постоянным клиентам, то есть пользовались микрокредитами больше 6 раз. 31% опрошенных впервые обратился за данной услугой. Такие данные свидетельствуют о том, что услуга микрокредитования пользуется большим спросом среди изучаемой аудитории –высока доля лояльных потребителей. Интересными оказались результаты демографических характеристик респондентов. Анализ показал, что среди заемщиков преобладают женщины старше среднего возраста. Каждый третий заемщик старше 56 лет. Средний возраст заемщика по выборке составляет 47 лет. Медиана1равна 50 лет, то есть половина заемщиков до 50 лет, а половина, соответственно, старше. Если провести условную границу возраста 40 лет, то можно заметить такую особенность: в группе заемщиков до 40 лет доля мужчин и женщин примерно равна; в группе старше 40 лет доля женщин в 2,5 раза превышает долю мужчин. Примечательно и то, то 68% женщин, старше 40 лет, отметили, что они одиноки. То есть не состоят в браке, либо разведены, либо вдовы. Возможно, это косвенно указывает на их бедственное материально положение. Мужчина позднее выходит на пенсию, зачастую мужской труд более высокооплачиваем. Супружеской паре проще формировать семейный бюджет, тогда как одинокая женщинапенсионерка может рассчитывать только на себя. Еще одной важной характеристикой является уровень образования. Опрос показал, что подавляющее большинство заемщиков имеют среднее профессиональное образование –69%. Каждый третий имеет диплом о высшем образовании. Что касается сферы занятости, то аналогичное исследование, проведенное компанией «МагКредит» показывает, что треть заемщиков является работниками сферы торговли и услуг. 22% относятся к офисным сотрудникам; 15% люди рабочих специальностей; 13% бюджетники [1]. И последняя характеристика, к которой мы обратимся, это материальная обеспеченность. Опрос показал, что 60% заемщиков имеют доход свыше 21000 рублей в месяцна каждого члена семьи. Каждый четвертый заемщик отметил, что его доход составляет 1100015000 рублей в месяц. Но данный показатель стоит рассматривать с осторожностью, зачастую респонденты увеличивают свой доход, это так называемый «эффект социальной желательности». Подведем итог данному разделу. Типичным заемщиком является женщина старше среднего возраста, преимущественно пенсионного. Как правило, у нее среднее специальное образование, не оченьвысокий декларируемый доход, она одинока и при этом она регулярнопользуется займами. Мужчиназаемщик имеет аналогичные социальнодемографические характеристики, однако его отличает более молодой возраст, как правило, до 40 лет. На наш взгляд, полученные результаты являются несколько неожиданными. Так почему же всетаки респонденты отдают предпочтение МФО, а не банкам? В ходе исследования участникам опросапредлагалось ответить на вопрос о том, почему они обратились именно в компанию, предлагающую займы. Опрошенныемогли выбрать любое количество вариантов, поэтому итоговая сумма процентов превышает 100%. Полученные данные представлены на рисунке 1. 1Медиана –условная граница, значение, делящее выборку пополам.

Рис.1. Факторы выбора МФО

Анализ показал, что респонденты отдают предпочтение займам, а не банковским кредитам по двум главным причинам: скорость получения займа(63%) иего размер (59%). Иными словами, действует принцип «здесь и сейчас». Каждый третий отметил, что банки отпугивают его необходимостью собирать пакет документов. 15% опрошенных не готовы заниматься сбором документов для получения кредита. Не доверяют банкам или не могут обратиться за кредитом по причине плохой кредитной истории по 1% опрошенных. Из Таблицы 1 видно, что скорость получения займа чуть более актуальна для мужчин изаёмщиков старше 40 лет (на 78%), а женщины апеллируют к простоте его получения(на 11% чаще).Таблица 1Факторы выбора МФО

Скажите, пожалуйста, почему вы предпочли обратиться за займом, а не взять кредит в банке? %МужскойЖенскийДо 40 летСтарше 40 летМне нужна небольшая сумма займа62605860Меня устраивает быстрота выдачизайма67595865Для получения займа не нужно собирать пакет документов, достаточно паспорта.29403535Для меня более понятны условия получения займа, чем кредита в банке12181216Компания, предоставляющая займы, находится рядом с домом1014714Не доверяю банкам4

5

У меня плохая кредитная история2121

Таким образом, за получением займов люди предпочитают обращаться в ситуациях, когда им требуется небольшая сумма денег в кратчайшие сроки. Еще один вопрос, который заинтересовал нас –критерии выбора той или иной МФО. Респонденты могли выбрать любое количество вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%. На рисунке 2 отображены полученные результаты.

Рис. 2. Критерии выбора МФО

Тройку основных факторов составили сервис (49%), скорость выдачи займа (48%) и выгодный процент по кредиту (38%). Примечательно, что сервис по значимости обошел остальные факторы. Это говорит о росте общей культуры потребления. В условиях конкуренции на рынке выбор потребителя падает на ту компанию, которая сверх ожидаемого предоставляет обслуживание высокого качества. Постепенно осуществляется переход к западным стандартам сферы обслуживания –униформа, дежурная улыбка, вежливость. На втором месте –скорость выдачи займа –еще одна особенность современного общества. В условиях очень высокого темпа жизни крайне важно сэкономить время. Как показал опрос, сэкономить время даже важнее, чем сэкономить собственные деньги. Значимых различий по полу и возрасту по данному вопросу мы не обнаружили. Заключительным этапом нашего исследования стало проведение кластерного анализа с целью выделения основных типов заемщиков. Нам удалось определить и описать 3 типа пользователей микрокредитов.Первый тип –58% от общей выборки –преимущественно женщины пенсионного возраста со средним образованием, одинокие, с ежемесячным доходом менее 15 тысяч рублей на одного члена семьи. Они пользуются микрозаймами в основном по причине требуемой небольшой суммы. Они также отмечают, что не готовы собирать пакет документов для получения кредита в банке. Выбор МФО осуществляют полагаясь на рекомендации знакомых. Не менее важным ля них является обслуживание и личное впечатление от компании. Второй тип –26% от общей выборки –молодые люди, в основном мужчины в возрасте от 18 до 35 лет. Их характеризует среднее специальное образование, ежемесячный доход менее 20 тысяч рублей. Этот тип выбирает МФО по двум причинам: скорость выдачи займа и небольшая сумма займа. Среди критериев выбора компании доминирует скорость получения займа. Третий тип16% от общей выборки –смешанный тип. В нем в равных долях представлены мужчины и женщины от 25 до 50 лет. В большинстве случаев они имеют высшее образование, высокий декларируемый доход, состоят в браке. Для них важны проценты по кредиту, скорость получения займа. По всей видимости, это потенциальные «банковские» клиенты. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что банковский сектор и сектор МФО обслуживают разные категории граждан. Мы предполагаем, что целевой аудиторией МФО являются слои населения, близкие к маргинальным –малообеспеченные, не имеющие высшего образования. В условиях напряженной экономической ситуации в стране микрозаймы станут востребованными у более широкой части населения.

Ссылки на источники1.Интерфакс. Рынок микрокредитования будут регулировать. http://www.interfax.ru/340823

2.Российский и мировой рынок микрокредитования. http://web.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rossijskij_i_mirovoj_rynok_mikrokreditovaniyab_20082017_gg/