Искусствоведение как форма самоактуализации личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кизин М. М. Искусствоведение как форма самоактуализации личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85023.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает взаимосвязь искусствоведения как форму самоактуализации с элементами психологии восприятия и с аксиологией. Искусствоведение как форма самоактуализации личности остается востребованной в современных реалиях, в частности, она подходит под описание такой профессиональной деятельности, как искусствознание, она хорошо гармонирует с данной теорией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кизин Михаил Михайлович,кандидат искусствоведения, научный консультант Фонда «Миротворец», г.Москваkizine@bk.ru

Искусствоведение как форма самоактуализации личности

Аннотация.Данная статья раскрывает взаимосвязь искусствоведения как форму самоактуализации с элементами психологии восприятия и с аксиологией.Искусствоведение как форма самоактуализации личности остается востребованной в современных реалиях, в частности, она подходит под описание такой профессиональной деятельности как искусствознание, она хорошо гармонирует с данной теорией.Ключевые слова: искусствоведение, самоактуализация личности, самопознание, гуманистические цели, художественное творчество.

Современное развитие общества ставит новые задачи для развития человеческого потенциала. Психологическая наука ищет ресурсы необходимые для оптимизации жизнедеятельности человека, которые при этом способствовали бы развитию личности в различных областях деятельности, включаю профессиональную деятельность субъекта. Как отмечает Н. В. Самоукина: «…в ходе длительного трудового стажа работника не только формируются отдельные функциональные системы и психические процессы человека, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но и изменяется его личность». [1, 26]Это говорит о том, что профессиональная деятельность и возможность развития личности взаимосвязаны друг с другом. Под влиянием профессиональной деятельности происходит формирование ценностных ориентаций.С точки зрения субъекта личностная характеристика, которая показывает удовлетворенность и успешность профессиональной деятельности является самоактуализацией. «Повидимому, наиболее важным признаком соответствия человека его профессиональной деятельности выступает степень удовлетворенности работника своим трудом, получаемая им радость в процессе труда, преобладание позитивных внутренних состояний человека в ходе выполнения собственной профессиональной деятельности». [1, 28]Профессиональная деятельность выступает одной из важных составляющих человеческой жизнедеятельности. Именно, в профессиональной деятельности субъекта имеется возможность самоактуализироваться. «Вопрос о…самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия "человек профессия"безоговорочно стоит человек». [1, 29]Э. Ф. Зеер под профессиональной самоактуализацией понимает ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявления сверхнормативной профессиональной активности. [2,39]Н.В. Самоукина подчеркивает динамический характер профессиональной самоактуализации.«Самоактуализация взрослого человека в общем виде может быть описанав виде длительного процесса развития отношений человека к самому себе как (потенциальному или реальному) субъекту профессиональной деятельности или профессионалу». [1, 30]Она рассматривает процесс профессиональной самоактуализации в широком контексте, учитывая мотивы самоопределения при выборе профессии. «Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им "своей профессии", соответствующей его склонностям и способностям. Профессиональная самоактуализация это поиск "себя в профессии", собственной профессиональной роли, образа "Я", профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала». [1, 30]

Н. В. Самоукина подчеркивает значение степени осознанности профессионального выбора и возможность будущих перспектив, способность к самооценке. Акцентирует внимание на возможности саморазвития. «…содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности)».[1,3031]Как отмечают А.А. Антоновский, Е.Е. Балакшина включение в любой новый вид деятельности(в том числе в профессиональную деятельность–прим. автора) и дальнейшая самореализация в нем невозможны без процесса самоактуализации (самореализации, личностного развития). В данном случае самоактуализация выступает одновременно и мотивом, побудителем данного процесса, и стимулятором развития мотива. [3, 92]Искусствоведение как профессиональная отрасль достаточна нова. Она появляется в двадцатом веке. Искусствовед –это современная профессия.Профессия искусствоведа подвергается различным видоизменениям. Она является также творческой, учитывая современные тенденции искусства, помимо музейного дела–традиционной профессиональной среды искусствоведов,происходит осуществление проектной деятельности в области искусства кураторами. Куратор –это лицо, котороенесет ответственность за какуюлибо проектную деятельность, являясь ее соавтором. Выступая наравне с автором (художником), оказывается вовлеченным в творческую деятельность.«…искусствоведами, выступающими в особой роли кураторов, создается специфическое культурное пространство –разного рода центры современного искусства, бии триеннале. Трактуя произведение художника как факт искусства, искусствовед тем самым это искусство создает». [4, 109]Таким образом, происходит актуальное сегодня совмещение опыта художника и искусствоведа в одном лице. Как отмечает, А. В. Шило«Субъектность и творческую судьбу искусствоведа надо обсуждать и изучать так же серьезно, глубоко и скрупулезно, как творческую судьбу художника». [4, 110]

В психологической науке самоактулизация стала предметом исследования в середине двадцатого века. Основные исследования в этой области принадлежат представителям гуманистической психологии. Ввел в научный оборот понятие «самоактулизация» К. Гольдштейн.[5]Теория самоактуализации стала активно разрабатываться в США в середине XX в. группой ученых, в которую входили Г. Олпорт[6],Г.А. Маслоу[7], [8],[9]К. Роджерс[10], Р. Мэй[11], К. Гольдштейн[5] и др. В основном теория разрабатывалась американскими учеными А. Маслоу[7], [8],[9]

иК. Роджерсом[10].А. Маслоу[7], [8],[9]определяет потребность в самоактуализации как «полное использование талантов, способностей, возможностей». [7,65]

На сегодняшний день феномен самоактуализации активно изучается в контексте практической области деятельности. Обзор научной литературы демонстрирует рост интереса к данной проблематике. В отечественной психологии следует упомянуть таких авторов занимающихся данной проблемой как Э. Ф. Зеер[12], О.И.Мотков[13], И.А.Акиндинова[14],А.А.Деркач[15],Е.В.Селезнева[16]и др.Темы, связанные с профессиональной принадлежностью и самоактулизацией рассматривались в отечественной научной мысли, сюда можно отнести статью А.В.Антоновского и Е. В. Балакшина«Профессиональная самоактуализация педагогов» [17], она посвящена эмпирическим исследованиям самоактуализации педагогов общеобразовательных школ. Е. В. Киенко и И.С. Морозова[18] в статье «Факторы самоактуализации личности» рассматривают проблемы профессиональной самореализации, актуализации собственного потенциала деятельности, проводят исследование самоактуализации личности в профессиональной деятельности продавцов. Е.М. Галишникова[19]в статье«Самоактуализация –главный мотивационный фактор успеха»рассматривает проблему эмоционального и интеллектуального потенциала специалиста как синергию процесса самоактуализации в контексте преподавания иностранного языка. Связь профессиональной деятельности искусствоведа и феномена самоактулизации рассматривается нами впервые. По отношению к феномену самоактулизации мы опираемся на работы А. Маслоу[7], [8], [9]. Нам представляется важным в данной работе отметить результаты теоретического обобщения, которые предложены Е.Е. Вахромовым[5] в работе «Понятие «самоактулизация» в психологии», в которой он подробно анализирует данный феномен в ряде работ зарубежных и отечественных психологов. На наш взгляд, он делает правильные теоретические обобщения, связанные с феноменом самоактулизации. В данной статье мы будем отталкиваться от его уточняющих определений феномена самоактуализации.Е.Е. Вахромов[5]: «Мы можем определить самоактуализацию как деятельность. Это специфически человеческая, осознанная и целенаправленная деятельность. Особенности этой деятельности заключаются в том, что:1)объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя);2)эта деятельность сопровождается конкретными, описуемымирезультатами в реальности и изменениями в субъекте деятельности, попадающими под определение «развитие», «рост»» [5, 273274]«Понятие «самоактуализация» связано с сознательной целенаправленной деятельностью человека. Цель самоактуализации —самоактуализированная личность, наиболее полное развитие способностей, психологический рост. Цель достигается в социально ориентированной деятельности, связанной с получением материальновещественных, социально значимых результатов». [5, 271]Данное определение нужно дополнить тем, что деятельность может не подразумевать получение явных материальновещественных результатов. Результат может иметь символическознаковую форму как в случае с профессиональной деятельностью искусствоведа.На наш взгляд Е.Е. Вахромов[5]правильно указывает, что « во многих случаях, особенно описанных А.Адлером[20], физические недостатки и болезни не только не мешают, но, наоборот, способствуют самоактуализационной деятельности». [5, 220] В этом смысле это дополнение уточняет теорию самоактулизации А. Маслоу[7], [8], [9],

которая исходит из того, что самоактулизация возможна в основном только после удовлетворения базовых первичных потребностей, а, также, то, что сама его теория основывалась на личностных характеристиках здоровых людей.Тем не менее, в данной статье мы исходим преимущественно из взглядов гуманистической психологии А. Маслоу[7], [8], [9],

так как нам представляется адекватным его теория потребностей, в частности, метапотребностей, одной из которых является самоактуализация. Его взгляды, эстетическая установка на образование дают также основание для того,чтобы связать искусствоведение как форму самоактуализации, именно, основываясьна гуманистической психологии А. Маслоу[7], [8], [9] .Так он отмечает, что: «…художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. Если мы четко ориентируемся на гуманистические цели образования, если надеемся, что наши дети станут в полной мере людьми и будут продвигаться к актуализации своих потенций, то насколько я могу судить, единственный существующий вид образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели –это художественное образование».[8, 60] Основываясь на идеях А. Маслоу[7], [8], [9] ,

мыпредлагаем дать психологическую характеристикуи рекомендацию, которая связана с профессиональной деятельностью искусствоведа как формой самоактуализации. На наш взгляд идеи А. Маслоу [7], [8], [9] органично переплетаются с эстетической деятельностью, куда можно отнести и профессию исскуствоведа в широком смысле этого слова, учитывая специфику данной профессии. «Наука и образование, которые являются слишком абстрактными, вербальными и «книжными», не оставляют достаточно места для непосредственного, конкретного, эстетического переживания, в особенности –субъективных событий внутри индивида». [8, 253]«Эстетическое восприятие и творчество, а также эстетические пиковые переживания представляются центральными, а не второстепенным аспектом человеческой жизни, психологии и образования». [8, 254] Нам представляется важным понимание А. Маслоу[7], [8], [9] метапотребностей и ценностей в контексте его гуманистической психологии, так как в общем виде они пересекаются с профессиональными качествами искусствоведа, которые в свою очередь связаны с

личными качествами, в частности, исходя из психологии восприятия.В первую очередь это отражается на особенностях восприятия произведения искусства. Помимо того, что искусствовед должен дать оценку произведению искусства, он должен изначально иметь определенное восприятие, которое на наш взгляд совпадает с бытийным познанием по А. Маслоу:«профессиональное самоопределение трактуется какпроизводное от личностного» [8, 9] Также значимо, что для профессии искусствоведа важно качественно оценивать произведение искусства, в этом смысле качество самоактулизирующейся личности пересекается с профессиональным требованием. ««Хороший экземпляр» выбирает пути для всех. «высокочувствительные индивиды, меньше подвержены колебаниям моды, чем среднестатистические люди» [8,17] Бытийное познание это есть процесс самоактулизации личности. Теорияметапотребностей и ценностей может служить в качестве теоретической базы для разработки эмпирического исследования. В этом смысле ценности выступают в качестве компонентов самоактулизации. Исскуствовед может ориентироваться на ценности, предложенные А. Маслоу[7], [8], [9] в своей профессиональной деятельности,таким образом, сравнивая свою деятельность с неким идеальным критерием. Целью данной рекомендации будет выяснение мотивов роста профессиональной деятельности, которая подразумевает собой компонентысамоактуализации. В качестве критерия успешности данной рекомендации могут быть использованытеоретические взгляды Маслоу[7], [8], [9] , которые связаны с его взглядами на эмоциональную реакцию, в частности феномен пикового переживания, эстетического пикового переживания.Переживание можно рассматривать в качестве одного из критериев оценки успешности/неуспешностисамоактуализации личности в профессиональной деятельности искусствоведа. В работе «Новые рубежи человеческой природы»А. Маслоу даетразграничение дефицитарного ибытийного познания.[8]Согласно его теории самоактулизирующаяся личность воспринимает мир больше в бытийном аспекте, нежели чем в дефицитарногоаспекте. Бытийный и дефицитарныйаспекты познания предполагают особое восприятие мира, предметных отношений, времени, пространства. На наш взгляд, не все стороны бытийного познания соответствуют именно профессиональной деятельности искусствоведа как формы самоактуализации. Тем не менее, можно выделить некоторые из них, которые на наш взгляд, соответствуют профессиональной деятельности искусствоведа в форме самоактуализации. 1. «Объект воспринимается безотносительно к человеку» 2. «Познание обогащается при повторении опыта. Воспринимается все больше и больше. Достигается «внутриобъектное богатство»».3. «Объект представляется не требующимся, не соответствующим какойлибо цели, не желаемым, его восприятие –немотивированным. Воспринимается как не имеющий отношения к нуждам воспринимающего. Поэтому может рассматриваться как независимый, существующий сам по себе». 4. «Познание центрировано на объекте. Осуществляется самозабвенно, с трансценденцией своего Я, бескорыстно, незаинтересовано». 5. «Объект воспринимается как самодостаточная вещь, как нечто, оправдывающее и обосновывающее само себя, изначально представляющее интерес само по себе, имеющее внутренне присущую ему ценность». 6. «Объект является идеографическим –конкретным, уникальным явлением. Его нельзя классифицировать (разве что в отношении его абстрагированных аспектов), поскольку он является единственным представителем своего класса». [8, 248252]Наша гипотеза такова, что вышеперечисленные положения имеют отношение к психологии восприятия предметов искусства. Если искусствовед обладает подобным типом восприятия, это будет являться свидетельством того, что его профессиональной деятельности присущи компоненты самоактуализации в контексте теории А. Маслоу[7], [8], [9] . Далее, если искусствовед в своей профессиональной деятельности в результате самонаблюдения обнаруживает пиковые переживания, то это также будет свидетельствовать о том, что его профессиональная деятельность влечет за собой компоненты самоактуализации. Это могутбыть ипросто положительныепереживания, радость, удовлетворение от проделанной работы. Таким образом, основываясь на теории А. Маслоу [7], [8], [9] можно сделать вывод, что по существу искусствоведение как форма самоактуализации созвучна некоторым общим положениям его теории. Но при этом нужно учитывать некоторую, вопервых, идеализацию его положений касательно аксиологического аспекта самоактуализации; вовторых, дескриптивность,как известно, методология А. Маслоу[7], [8], [9] имеетифеноменологические аспекты. Таким образом, вданной статье мы связали искусствоведение как форму самоактуализации, вопервых, с элементами психологии восприятия, вовторых, с аксиологией. На наш взгляд, теория самоактуализации А. Маслоу[7], [8], [9] остается востребованной в современных реалиях, в частности, она подходит под описание такой профессиональной деятельности как искусствознание, она хорошо гармонирует с данной теорией.

Ссылки на источники1.Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004. 224 с.2.Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. N 6. С. 35 44.3.Антоновский А.В., Балакшина Е. В. Профессиональная самоактуализация педагогов. М.: Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование №3, 2014. С. 92984.Шило А. В. Искусствоведение –искусствознание –искусствовидение. Критика и семиотика. Новосибирск 2013/2(19) С.1081205.Вахромов Е.Е. Понятие «самоактуализация» в психологии. М.: МПУ, 2000 г. 291 с.6.Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1982. С. 208218.7.Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. А. М. Татлыбаевой. Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2004. [Электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htmДата: 10.11.2014 г.8.Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. –М.: «Рефлбук», К. Валлер, 1997 г. –304 с.9.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. –425 с.10.РоджерсК. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс Общ. ред. Е.И. Есениной. М.: Прогресс; Универс., 1994. 480с.11.Мэй Р. Любовь и воля. М.: Алгоритм, 1997. 309 c.12.Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. N 6. С. 35 44.13.Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности//Магистр, 1995. №6. С. 8495.14.Акиндинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб, 2000. 30 с.15.ДеркачA.A. Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии, 2008, № 1, С. 218229.16.

СелезневаЕ.В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009. № 1. С. 5055. 17.

Антоновский А.В., Балакшина Е. В. Профессиональная самоактуализация педагогов. М.: Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование №3, 2014. С. 929818.Киенко Е.В., Морозова И. С. Профессиональные аспекты самореализации личности. Новосибирск. Философия образования. №2, 2011. С. 25725319.Галишникова Е.М. Самоактуализация –главный мотивационный фактор успеха. М.: AlmaMater, №11. Декабрь, 2011. С. 263020.Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Комплит, 1997. 430 с.