Микрообраз «звезда» в лирике Николая Гумилева: коммуникативный аспект
Выпуск:
ART 85031
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова
Л.
А.,
Добрычева
И.
В. Микрообраз «звезда» в лирике Николая Гумилева: коммуникативный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
151–155. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85031.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию микрообраза звезды в лирике Н.С. Гумилева. Материалом исследования данной работы являются стихотворения Н.С. Гумилева из книг и сборников одна тысяча девятьсот пятого – одна тысяча девятьсот двадцать первого годов: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Шатер», «Фарфоровый павильон», «Костер», «Огненный столп»; сборники «Стихотворения», «К синей звезде», а также стихотворения, не вошедшие ни в один сборник. Основными методами исследования был метод моделирования межтекстовых ассоциативно-смысловых полей ключевых слов и концептуальный анализ.
Текст статьи
Добрычева Ирина Викторовна,Ассистент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинский технологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаdobrycheva@tpu.ru
Холопова Любовь Алексеевна,Кандидат педагогических наук,доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинский технологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаkholopova_53@mail.ru
Микрообраз «звезда» в лирике Николая Гумилева: коммуникативный аспект
Аннотация.Статья посвящена исследованию микрообраза звезды в лирике Н.С. Гумилева. Материалом исследования данной работы являются стихотворения Н.С. Гумилева из книг и сборников одна тысяча девятьсот пятого одна тысяча девятьсот двадцать первого годов: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Шатер», «Фарфоровый павильон», «Костер», «Огненный столп»; сборники «Стихотворения», «К синей звезде», а также стихотворения, не вошедшие ни в один сборник.Основными методами исследования был метод моделированиямежтекстовых ассоциативносмысловых полей ключевых слов и концептуальный анализ.Ключевые слова:звезда, концепт, ассоциация, космический микрообраз, микротема.
В 80х годахдвадцатого века мы узнали много новых имён в литературе, стали появляться исследования творчества И. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой и незаслуженно забытого Н.Гумилёва. Однако упор в работах о Гумилёве был сделан на особенностях его творчества врамках акмеизма, но не было целостного подхода к рассмотрению моделиего поэтического мира, в основе которого образность. В работах Слободнюк С.Л., Смелова М.В., Зобнин Ю.В., а также Мстиславской Е.П., Беренштейн Е.П. сделана попытка показать своеобразие поэтической модели Н.С. Гумилёва. В рамках коммуникативной стилистикипоявляются работы Тюриной Р.Я., Сыпченко С.В, Карпенко С.М.В названных исследованиях в аспекте идиостиля поэта рассматриваются конкретные регулятивные средства и структуры, ассоциативные связи слов, развертывание ключевых концептов лирики Гумилева.Космические микрообразы особенно яркий аспект лирики поэтов Серебряного века: звезды, луна, небо, заряу каждогоиз поэтовпредставляют из себя развернутуюсеть ассоциативносмысловых полейуказанных концептов. Цельюисследования являетсяпопытка выделитьмикрообраз«звезда» в творчестве Н. Гумилева.Поэзии Гумилева, особенно последнему периоду его творчества, свойственны космогонические мотивы.Языковая картина мира автора представлена множеством микрообразов, нов лирических произведениях Гумилева образ звезды один из доминирующих. Частота использования данного микрообраза представлена нами в таблице 1.
Таблица 1Частота использования микрообразов космосав стихотворенияхН.С.Гумилева
Название сборникаКоличество проанализированных лирических произведений текстовЧастотность употребления микрообраза «звезда»Жемчуга234Колчан185Костер112Не вошедшие в сборники стихотворения17
Огненный столп95Путь конквистадоров155Романтические цветы136сб. К синей звезде65сб. Стихотворения165Фарфоровый павильон60Чужое небо171Шатер122Итого22840
Примечательно, чтоизначально звезды
это устойчивый знак символистов. Но, начиная со сборника «Жемчуга»,перечень микросмыслов в данной теме расширяется,а звездыстановятся ориентирамиследующихлирических героев Гумилева: мудрецов, капитанов, воинови,собственно,поэтов. Звезды в поэзии Гумилева принадлежность далекого и холодного мира. Сам Гумилев писал: «Вся красота, все священное значение звезд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе» 1.Если звезды, ясны и горды,Отвернутся от нашей земли… 2., 291Художник одушевляет звезды, подчеркивает их красоту и недоступность.Над ним ослепительных звезд трепетанья,Лиловые тени скользят по лугам… 2., 170
Звезды, по Гумилеву, выше человека, они вознесены над землей, ослепительные и недоступные. Их «трепетанье» мерцание, видимоегероем с земли.И счастием душа обожжена…… о Боге …
Со звездами беседует она…2., 217
По словам Анны Гумилевой, поэт «много говорил о своих душевных переживаниях и о тех минутах одиночества, когда, уйдя в себя, он думал о Боге» 3.Для того, кто на земле родился,Потому что столькими очамиНа него взирает с неба черный……Только небоВогнутое, черное, пустое,И на небе огоньки повсюду,Как цветы весною на болоте. Это просто золотые пальцы……Небо черное, где блещутНедоступные, чужие звезды…2., 345347Звезды очи, холодные и безразличные, потому что «чужие». Для старика (одного из лирических героев) звезды чужеродны, и тем самым они порождают ужас в его душе. Детское же сознание воспринимает их как нечто близкое, родственное теплым земным огням. Звездыу Гумилева также уподобляются и цветам (которые являются земнымиреалиями), схожимис ними по форме и цвету.
Сопоставление звезд с пальцами уникально и загадочно: мотивировано выражением «путеводная звезда», то есть «звезда, которая указывает путь подобно руке или пальцу».…каково мне с этой бесноватой…Смотреть на мелочь звезд, ведь очень небогатоИ просто разубрал Всевышний небеса… 2., 215
Звездыассоциируютсяс блестящими мелкими монетамии просто с мелкими по объему предметамитак реализуется микросмысл дешевой суетности, никчемности бытия.В дневниках Гумилев писал: «…Ночь еще более чудесна и зловеща. Южный Крест както боком висит на небе, которое, словно пораженное дивной болезнью, покрыто золотистой сыпью других бесчисленных звезд»4.Но лишь на миг к моей стране от вашейОпущен мост.Его сожгут мечи, кресты и чашиОгромных звезд… 2., 221
Автор описываетчужое небо, на котором «огромные» звезды собраны в «страшные» созвездия.Ночью звездный дождь над головою, И звон, и стон…2., 222
В лирике Гумилеваочень много звукообразов. Звездызвенят и стонут ведь человек и звезды близки друг к другу.Ты помнишь, у облачных впадинС тобою нашли мы карниз,Где звезды, как горсть виноградин,Стремительно падали вниз?2., 153
С «руин Турецкой башни», где было свидание с Анной Ахматовой, звезды запомнились автору как «горсть виноградин»,рассыпанных по небосклону и падающих с него. Ассоциация основана на сходстве формы.Как любил я бродить по таким же дорогам,Видеть вечером звезды, каккрупный горох… 2., 313.Звезды ассоциируются с «горохом». Они беспорядочно разбросаны по небосклону, созвездиястерты. Ассоциация возникает также на основе сходства формы и цвета: крупный горох вызревший, спелый (т.е. желтоватого цвета). Яркость звезд передана через указание на их величину «крупный» горох.Там, в твоих садах, ночное небо, Звезды разбросались, как в бреду … 2., 127
У Гумилева все просто и зримо: небо это «сад», где растут «звезды». Они разбросаны «как в бреду» в хаотичности, беспорядке. Образ неба, как сада для звезд, встречается неоднократно:Нам чужие созвездья, кресты, топорыНад тобой загорятся в небесных садах … 2., 302
Иль между звезд, так низко были звезды,Похожие на спелый барбарис …2., 292Звезды близкие, крупные, оранжевого оттенка. Ассоциация строится на сходстве формы и цвета.Вообще, цветовая палитра микрообраза «звезда» ограничена двумя цветами: синим и золотым.
«И светились звезды золотые…, / Словно апельсины восковые» выражено посредством сравнения.«Синяя звезда» стихотворение, в котором образ звездыимплицитно выражает отношения с любимой женщиной, которая для лирического героя оказывается недостижимой и непостижимой.
На основе проведенного анализа микрообраза звезды составленпереченьассоциативных направленийданного образа(таблица 2).Таблица 2Ассоциативные направления исследуемого микрообраза
Предметные ассоциативные параллели микрообраза «звезда»Характеристика различных действий и состоянийСпелый барбарисИстаивают навсегдаГорсть виноградинСжигают мостЦветы на болотеРазбросались, как в бредуОгонькиСтремительно падают внизКрупный горохТрепещутЗолотые пальцыЖмутся в ужасе к лунеМелочьБлещут Апельсины восковыеМерцаютКресты и топорыБледнеютМечи, кресты и чашиВосходят раз в год
Образ звезды упоминается в двадцати трех стихотворениях сорок раз. Для репрезентации данного микрообраза используются сравнения (4раза), метафоры (16раз).Атрибутивная характеристика звезд: синие,золотые, холодные, предрассветные, ясные, гордые, чужие, большие.Вяч. Вс. Иванов писал: « Среди образов, объединявших поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников символистов, особенно заметны астральные, космические звезды, планеты и др. и их «сад» (иногда «зоологический» сад «небесных зверей», как они названы в прозе Гумилева) 5. Мечта, рай, ад, знание, поэзия, творчество все эти смыслы взаимосвязаны между собой и с образом звезды.Звезды, подобные реалиям земного мира, «спелому барбарису», отражают гармонию природы, где человек должен прожить свою жизнь, радуясь красоте мироздания, прийти к мысли, что жизнь «глубже смерти». В процессе исследования выявлены следующие микросмыслы:1.Образ звезды связан с микросмыслом «будущее» 6. Звезда в ранней лирике Гумилева обычно «предрассветная» предвестница новой жизни, а поэт пророк, следовательно, звезда. Поэт обозначается как «покинутый», непризнанный, но все же «бог», способный разглядеть будущее («грядущий чертог»). Поэт должен стать «жертвой», чтобы возвестить близость зари для людей, но эта жертва бескорыстна. 2.В лирических произведениях с помощью образа звезды раскрываетсятема вдохновенияВ самом первом, открывающем сборник «Путь конквистадоров», стихотворении поэт обращается к образу звездыЯ конквистадор в панцире железном,Я весело преследую звезду…И если нет полдневных слов звездам,Тогда я сам мечту мою создамИ песней битв любовно зачарую…Но я вплету в воинственный нарядЗвезду долин, лилею голубую…2.
Несомненно, что звезда в этом сборнике образ, пришедший из символизма. Она символ творчества для поэта. Для лирического героя звезда это мечта, которую он «преследует», «создает». Она важна («вплету в наряд»). Творчество бесконечно и труднопостижимо,нолирический герой уверен, что достигнет высот. Одним из репрезентантов образа звезды является образ «голубой лилеи».
В сборнике «К синей звезде» поэт подводит «промежуточные итоги» своей жизни. Известно, что сборник посвящен девушке, отвергнувшей любовь поэта. Пылкая любовь вдохновила его на создание стихотворений, вошедших в этот цикл. Снова появляются те же образы, что и в «Пути конквистадоров» «звезда», «лилия».Звезда поэзии, голубая лилия, которую искал конквистадор, предстала перед ним в образе прекрасной, недостижимой женщины «синей звезды». 3.Звезда символическое обозначение творца, знак поэзииПоэт, как и звезды, которые «движутся предназначенным движеньем», непрерывно развивается, «горит», давая свет, ощущая любое колебание жизни.Он маг, оживляющий образы.4.Семантика образа звезды соотносится с семантикой образа рая как знания И звезды предрассветные мерцали,Когда забыл великий жрец обет,Ее устане говорили: «нет»,Ее глаза ему не отказали2.Концепт «звезда» соотносим с микросмыслом «знание». Знание может быть мукой, адом, если лирический герой поэт, еслион наделен властью (что тоже является знанием). Но есть другое знание познание любви,становящееся раем для любящих людей, «где их сердца живут любовью». Это познание происходит под «предрассветными звездами», которыеявляются символами новой жизни. Таким образом, звезды в лирике поэтаопределяют одиночество каждого отдельного человека и всего человечества. Но они же, при сравнении с земными реалиями, становятся ближе, «теплее», частью мира природы. Звезда у Гумилева это символ поэзии, творчества, а поэт это маг и звезда среди людей. Очень значим образ предрассветной звезды предвестницы будущего, особенно в ранних сборниках. Звездапоэзия это мечта, всегда недостижимая. Образ, связующий образы звездымечты и звездыпоэзии
синяя звезда. В целом, влирике Н.Гумилева единыобразностьи концептуальность, что отражаетпринцип целостности всего творчества.
Ссылки на источники1. Электронный ресурсРежим доступа: www. http://www.gumilev.ru/biography/1/(дата обращения 05.12. 2014 г.)2. Гумилев Николай. Стихи, Поэмы Серия: ХХ век Россия Грузия сплетение судеб Тбилиси Мерани 1988г. 494с.3. Электронный ресурсРежим доступа: http://www.gumilev.ru/biography/37/(дата обращения 05.12. 2014 г.)4. Гумилёв Н.С., Наследие символизма и акмеизм / Письма о русской поэзии. Сочинения в 3х томах, Том 3, М., «Художественная литература», 1991 г., с. 195. Иванов Вяч.В.С. ст. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.Гумилева) //Избранные труды по семиотике и истории культуры, том 2. М., 2000. С. 220 6. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова и его актуальный смысл (на материале поэзии Н.Гумилева) // Коммуникативные аспекты слова в текстах разной жанровостилевой организации Томск, 1995. с. 230 235
Холопова Любовь Алексеевна,Кандидат педагогических наук,доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинский технологический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаkholopova_53@mail.ru
Микрообраз «звезда» в лирике Николая Гумилева: коммуникативный аспект
Аннотация.Статья посвящена исследованию микрообраза звезды в лирике Н.С. Гумилева. Материалом исследования данной работы являются стихотворения Н.С. Гумилева из книг и сборников одна тысяча девятьсот пятого одна тысяча девятьсот двадцать первого годов: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Шатер», «Фарфоровый павильон», «Костер», «Огненный столп»; сборники «Стихотворения», «К синей звезде», а также стихотворения, не вошедшие ни в один сборник.Основными методами исследования был метод моделированиямежтекстовых ассоциативносмысловых полей ключевых слов и концептуальный анализ.Ключевые слова:звезда, концепт, ассоциация, космический микрообраз, микротема.
В 80х годахдвадцатого века мы узнали много новых имён в литературе, стали появляться исследования творчества И. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой и незаслуженно забытого Н.Гумилёва. Однако упор в работах о Гумилёве был сделан на особенностях его творчества врамках акмеизма, но не было целостного подхода к рассмотрению моделиего поэтического мира, в основе которого образность. В работах Слободнюк С.Л., Смелова М.В., Зобнин Ю.В., а также Мстиславской Е.П., Беренштейн Е.П. сделана попытка показать своеобразие поэтической модели Н.С. Гумилёва. В рамках коммуникативной стилистикипоявляются работы Тюриной Р.Я., Сыпченко С.В, Карпенко С.М.В названных исследованиях в аспекте идиостиля поэта рассматриваются конкретные регулятивные средства и структуры, ассоциативные связи слов, развертывание ключевых концептов лирики Гумилева.Космические микрообразы особенно яркий аспект лирики поэтов Серебряного века: звезды, луна, небо, заряу каждогоиз поэтовпредставляют из себя развернутуюсеть ассоциативносмысловых полейуказанных концептов. Цельюисследования являетсяпопытка выделитьмикрообраз«звезда» в творчестве Н. Гумилева.Поэзии Гумилева, особенно последнему периоду его творчества, свойственны космогонические мотивы.Языковая картина мира автора представлена множеством микрообразов, нов лирических произведениях Гумилева образ звезды один из доминирующих. Частота использования данного микрообраза представлена нами в таблице 1.
Таблица 1Частота использования микрообразов космосав стихотворенияхН.С.Гумилева
Название сборникаКоличество проанализированных лирических произведений текстовЧастотность употребления микрообраза «звезда»Жемчуга234Колчан185Костер112Не вошедшие в сборники стихотворения17
Огненный столп95Путь конквистадоров155Романтические цветы136сб. К синей звезде65сб. Стихотворения165Фарфоровый павильон60Чужое небо171Шатер122Итого22840
Примечательно, чтоизначально звезды
это устойчивый знак символистов. Но, начиная со сборника «Жемчуга»,перечень микросмыслов в данной теме расширяется,а звездыстановятся ориентирамиследующихлирических героев Гумилева: мудрецов, капитанов, воинови,собственно,поэтов. Звезды в поэзии Гумилева принадлежность далекого и холодного мира. Сам Гумилев писал: «Вся красота, все священное значение звезд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе» 1.Если звезды, ясны и горды,Отвернутся от нашей земли… 2., 291Художник одушевляет звезды, подчеркивает их красоту и недоступность.Над ним ослепительных звезд трепетанья,Лиловые тени скользят по лугам… 2., 170
Звезды, по Гумилеву, выше человека, они вознесены над землей, ослепительные и недоступные. Их «трепетанье» мерцание, видимоегероем с земли.И счастием душа обожжена…… о Боге …
Со звездами беседует она…2., 217
По словам Анны Гумилевой, поэт «много говорил о своих душевных переживаниях и о тех минутах одиночества, когда, уйдя в себя, он думал о Боге» 3.Для того, кто на земле родился,Потому что столькими очамиНа него взирает с неба черный……Только небоВогнутое, черное, пустое,И на небе огоньки повсюду,Как цветы весною на болоте. Это просто золотые пальцы……Небо черное, где блещутНедоступные, чужие звезды…2., 345347Звезды очи, холодные и безразличные, потому что «чужие». Для старика (одного из лирических героев) звезды чужеродны, и тем самым они порождают ужас в его душе. Детское же сознание воспринимает их как нечто близкое, родственное теплым земным огням. Звездыу Гумилева также уподобляются и цветам (которые являются земнымиреалиями), схожимис ними по форме и цвету.
Сопоставление звезд с пальцами уникально и загадочно: мотивировано выражением «путеводная звезда», то есть «звезда, которая указывает путь подобно руке или пальцу».…каково мне с этой бесноватой…Смотреть на мелочь звезд, ведь очень небогатоИ просто разубрал Всевышний небеса… 2., 215
Звездыассоциируютсяс блестящими мелкими монетамии просто с мелкими по объему предметамитак реализуется микросмысл дешевой суетности, никчемности бытия.В дневниках Гумилев писал: «…Ночь еще более чудесна и зловеща. Южный Крест както боком висит на небе, которое, словно пораженное дивной болезнью, покрыто золотистой сыпью других бесчисленных звезд»4.Но лишь на миг к моей стране от вашейОпущен мост.Его сожгут мечи, кресты и чашиОгромных звезд… 2., 221
Автор описываетчужое небо, на котором «огромные» звезды собраны в «страшные» созвездия.Ночью звездный дождь над головою, И звон, и стон…2., 222
В лирике Гумилеваочень много звукообразов. Звездызвенят и стонут ведь человек и звезды близки друг к другу.Ты помнишь, у облачных впадинС тобою нашли мы карниз,Где звезды, как горсть виноградин,Стремительно падали вниз?2., 153
С «руин Турецкой башни», где было свидание с Анной Ахматовой, звезды запомнились автору как «горсть виноградин»,рассыпанных по небосклону и падающих с него. Ассоциация основана на сходстве формы.Как любил я бродить по таким же дорогам,Видеть вечером звезды, каккрупный горох… 2., 313.Звезды ассоциируются с «горохом». Они беспорядочно разбросаны по небосклону, созвездиястерты. Ассоциация возникает также на основе сходства формы и цвета: крупный горох вызревший, спелый (т.е. желтоватого цвета). Яркость звезд передана через указание на их величину «крупный» горох.Там, в твоих садах, ночное небо, Звезды разбросались, как в бреду … 2., 127
У Гумилева все просто и зримо: небо это «сад», где растут «звезды». Они разбросаны «как в бреду» в хаотичности, беспорядке. Образ неба, как сада для звезд, встречается неоднократно:Нам чужие созвездья, кресты, топорыНад тобой загорятся в небесных садах … 2., 302
Иль между звезд, так низко были звезды,Похожие на спелый барбарис …2., 292Звезды близкие, крупные, оранжевого оттенка. Ассоциация строится на сходстве формы и цвета.Вообще, цветовая палитра микрообраза «звезда» ограничена двумя цветами: синим и золотым.
«И светились звезды золотые…, / Словно апельсины восковые» выражено посредством сравнения.«Синяя звезда» стихотворение, в котором образ звездыимплицитно выражает отношения с любимой женщиной, которая для лирического героя оказывается недостижимой и непостижимой.
На основе проведенного анализа микрообраза звезды составленпереченьассоциативных направленийданного образа(таблица 2).Таблица 2Ассоциативные направления исследуемого микрообраза
Предметные ассоциативные параллели микрообраза «звезда»Характеристика различных действий и состоянийСпелый барбарисИстаивают навсегдаГорсть виноградинСжигают мостЦветы на болотеРазбросались, как в бредуОгонькиСтремительно падают внизКрупный горохТрепещутЗолотые пальцыЖмутся в ужасе к лунеМелочьБлещут Апельсины восковыеМерцаютКресты и топорыБледнеютМечи, кресты и чашиВосходят раз в год
Образ звезды упоминается в двадцати трех стихотворениях сорок раз. Для репрезентации данного микрообраза используются сравнения (4раза), метафоры (16раз).Атрибутивная характеристика звезд: синие,золотые, холодные, предрассветные, ясные, гордые, чужие, большие.Вяч. Вс. Иванов писал: « Среди образов, объединявших поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников символистов, особенно заметны астральные, космические звезды, планеты и др. и их «сад» (иногда «зоологический» сад «небесных зверей», как они названы в прозе Гумилева) 5. Мечта, рай, ад, знание, поэзия, творчество все эти смыслы взаимосвязаны между собой и с образом звезды.Звезды, подобные реалиям земного мира, «спелому барбарису», отражают гармонию природы, где человек должен прожить свою жизнь, радуясь красоте мироздания, прийти к мысли, что жизнь «глубже смерти». В процессе исследования выявлены следующие микросмыслы:1.Образ звезды связан с микросмыслом «будущее» 6. Звезда в ранней лирике Гумилева обычно «предрассветная» предвестница новой жизни, а поэт пророк, следовательно, звезда. Поэт обозначается как «покинутый», непризнанный, но все же «бог», способный разглядеть будущее («грядущий чертог»). Поэт должен стать «жертвой», чтобы возвестить близость зари для людей, но эта жертва бескорыстна. 2.В лирических произведениях с помощью образа звезды раскрываетсятема вдохновенияВ самом первом, открывающем сборник «Путь конквистадоров», стихотворении поэт обращается к образу звездыЯ конквистадор в панцире железном,Я весело преследую звезду…И если нет полдневных слов звездам,Тогда я сам мечту мою создамИ песней битв любовно зачарую…Но я вплету в воинственный нарядЗвезду долин, лилею голубую…2.
Несомненно, что звезда в этом сборнике образ, пришедший из символизма. Она символ творчества для поэта. Для лирического героя звезда это мечта, которую он «преследует», «создает». Она важна («вплету в наряд»). Творчество бесконечно и труднопостижимо,нолирический герой уверен, что достигнет высот. Одним из репрезентантов образа звезды является образ «голубой лилеи».
В сборнике «К синей звезде» поэт подводит «промежуточные итоги» своей жизни. Известно, что сборник посвящен девушке, отвергнувшей любовь поэта. Пылкая любовь вдохновила его на создание стихотворений, вошедших в этот цикл. Снова появляются те же образы, что и в «Пути конквистадоров» «звезда», «лилия».Звезда поэзии, голубая лилия, которую искал конквистадор, предстала перед ним в образе прекрасной, недостижимой женщины «синей звезды». 3.Звезда символическое обозначение творца, знак поэзииПоэт, как и звезды, которые «движутся предназначенным движеньем», непрерывно развивается, «горит», давая свет, ощущая любое колебание жизни.Он маг, оживляющий образы.4.Семантика образа звезды соотносится с семантикой образа рая как знания И звезды предрассветные мерцали,Когда забыл великий жрец обет,Ее устане говорили: «нет»,Ее глаза ему не отказали2.Концепт «звезда» соотносим с микросмыслом «знание». Знание может быть мукой, адом, если лирический герой поэт, еслион наделен властью (что тоже является знанием). Но есть другое знание познание любви,становящееся раем для любящих людей, «где их сердца живут любовью». Это познание происходит под «предрассветными звездами», которыеявляются символами новой жизни. Таким образом, звезды в лирике поэтаопределяют одиночество каждого отдельного человека и всего человечества. Но они же, при сравнении с земными реалиями, становятся ближе, «теплее», частью мира природы. Звезда у Гумилева это символ поэзии, творчества, а поэт это маг и звезда среди людей. Очень значим образ предрассветной звезды предвестницы будущего, особенно в ранних сборниках. Звездапоэзия это мечта, всегда недостижимая. Образ, связующий образы звездымечты и звездыпоэзии
синяя звезда. В целом, влирике Н.Гумилева единыобразностьи концептуальность, что отражаетпринцип целостности всего творчества.
Ссылки на источники1. Электронный ресурсРежим доступа: www. http://www.gumilev.ru/biography/1/(дата обращения 05.12. 2014 г.)2. Гумилев Николай. Стихи, Поэмы Серия: ХХ век Россия Грузия сплетение судеб Тбилиси Мерани 1988г. 494с.3. Электронный ресурсРежим доступа: http://www.gumilev.ru/biography/37/(дата обращения 05.12. 2014 г.)4. Гумилёв Н.С., Наследие символизма и акмеизм / Письма о русской поэзии. Сочинения в 3х томах, Том 3, М., «Художественная литература», 1991 г., с. 195. Иванов Вяч.В.С. ст. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.Гумилева) //Избранные труды по семиотике и истории культуры, том 2. М., 2000. С. 220 6. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова и его актуальный смысл (на материале поэзии Н.Гумилева) // Коммуникативные аспекты слова в текстах разной жанровостилевой организации Томск, 1995. с. 230 235