О‏со‏бенно‏сти субъективно‏го‏ благо‏по‏лучия мо‏ло‏дых людей в во‏зрасте 20–25 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдеева Т. Г. О‏со‏бенно‏сти субъективно‏го‏ благо‏по‏лучия мо‏ло‏дых людей в во‏зрасте 20–25 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 171–175. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85035.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию субъектиной картины благополучия молодых людей. Выделяются и описываются характерные особенности психологического благополучия и смысложизненных ориентаций юношей и девушек. Данная проблема мало изучена и требует далнейших исследований.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АвдееваТатьянаГеннадьевна,Кандидатпсихологическихнаук,доценткафедрысоциальнойпсихологииФГБОУВПО«Красноярскийгосударственныйпедагогическийуниверситетим.В.П.Астафьева»,г.Красноярскavd_2005_61@mail.ru

Особенностисубъективногоблагополучиямолодыхлюдейввозрасте2025лет

Аннотация.Статья посвящена исследованию субъектиной картины благополучия молодых людей. Выделяются и описываются характерные особенности психологического благополучия и смысложизненных ориентаций юношей и девушек.Данная проблема мало изучена и требует далнейших исследований.Ключевыеслова:чувствосубъективного

благополучия,психологическоеблагополучие,

смысложизненные ориентации, юноши,девушки.

Проблема

счастья,удовлетворенностисобственнойжизньюимеетглубокие

корни

вистории

философии,

психологии,

социологии

и

других

наук,толькосравнительнонедавноваппаратпсихологическойнаукивошлопонятие«психологическоеблагополучие»личности.Однакосовременнаяотечественнаяпсихологиянерасполагаетегообщепризнаннымопределением.Субъективноеблагополучиескладываетсяизсоциальногоблагополучия,духовного,физического(телесного),материального,психологического(душевного)комфорта.

Перечисленныевышесоставляющиестойилиинойстепеньюуспешностимогутбытьописаныобъективнымихарактеристиками[1].Однакодляпредметанашегоисследованияосновноезначениеимеетсубъективнаякартинаблагополучностиличности.Крометого,данныесоставляющие,посамойприродепсихики,немогутдействоватьнепосредственнонапереживаниеблагополучия(илинеблагополучия).Васпектеихвлиянияпервостепенноезначениеимеетименносубъективнаясторонаанализируемыхпроцессов.Впоследниегодынаблюдаетсяповышенныйинтересисследователейкпсихологическимкатегориям,описывающимусловияихарактеристикигармоничногосуществованияличности:психологическоездоровье,счастье,эмоциональныйкомфорт,зрелаяличность,самоактуализирующаясяличность.Рядавторовиспользуюткатегориюсубъективноеблагополучие,каккомплекснуюхарактеристику,описывающуюобщеепозитивноефункционированияличности[2].Изучаютсяразличныефакторы,влияющиеналичность,однако,изучениевлияниянасубъективноеблагополучиегендерныхособенностей,повышающихкачествожизнииспособствующихболееполномуразвитиюличности,неизучалось,вэтомиестьновизнаиинтерескданнойработе.

Актуальностьнастоящегоисследованияобусловленанеобходимостьюобобщенияисистематизациитеоретическизнаний,различийчувствасубъективногоблагополучияюношейидевушек,вразличныаспектахжизни.Цельюнашего

исследования

явилосьизучениеособенностейсубъективногоблагополучиямолодыхлюдейввозрасте2025лет.Висследованиипринималиучастиедевушкииюноши,студентызаочнойформыобученияИнститутапсихологопедагогическогообразования

КГПУим.В.П.Астафьевав

количестве

50человек.Дляпроведенияэмпирическогоисследованиябыливыбраныследующиестандартизированныепсиходиагностическиеметодики:«Шкалапсихологическогоблагополучия»К.Рифф;тестсмысложизненныхориентаций(СЖО)ДжеймсКрамбоиЛеонардМахолик,адаптацияД.А.Леонтьева.Рассмотримрезультатытестированияпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»покаждойшкалеотдельно.Данныепошкале«Позитивноеотношениесокружающими»предоставленынарисунке1.Присравнениипоказателейдевушекиюношейпошкале«Позитивноеотношениесокружающими»,можносказать,чтоколичествоюношейсвысокимипоказателямисоставляет8%,инетниоднойдевушки.Средниепоказателиудевушексоставляет80%,чтоговоритобумениидевушек

сопереживать,бытьоткрытымивобщении,устанавливать

Рис.1Показатели(в%)пошкале«Позитивноеотношениесокружающими»уюношейидевушек

иподдерживатьконтактысдругимилюдьми,юноши,обладающиетакимижекачествами,имеютменьшийпроцент–56%.Неспособностьустанавливатьиподдерживатьдоверительныеотношения,нежеланиеискатькомпромиссы,замкнутость–проявляетсяу

5девушек(20%)и9юношей(36%).Можнопредположить,чтоданнаяхарактеристика,котораявключаетвсебяжеланиебытьгибкимвовзаимодействиисокружающими,умениеподдерживатьконтактыиприходитьккомпромиссувбольшейстепениприсутствуетудевушек.Выявленныеразличия,междудевушкамииюношами,пошкале«Автономия»представленынарисунке2.

Рис.2Показатели(в%)пошкале«Автономия»у

юношейидевушек

Высокиепоказателипошкале,уюношей32%иудевушек20%,обозначают,чточеловекспособенбытьнезависимым,оннебоитсяпротивопоставитьсвоёмнениемнениюбольшинства.Низкиепоказателипо16%изкаждойгруппы,указываетнаконформизм,излишнююзависимостьотмненияокружающих.Поданнойшкалеуюношейнаблюдаютсяболеевысокиепоказатели,чемудевушек,мыможемсделатьвыводотом,чтоюношичувствуютсебяболеенезависимымиимогутпозволитьсебенестандартноемышлениеиповедение,ониоцениваютсебяисходяизсобственныхпредпочтений.

Повсемшестишкалам,самыевысокиебаллыуюношей,пошкале«Управлениесредой»

10человек(40%),аудевушек–1человек(4%,)(см.рис.3).















Рис.3Показатели(в%)пошкале«Управлениесредой»уюношейидевушек

Этоговоритотом,чтоуюношейимеютсякачества,которыеобуславливаютуспешноеовладениеразличнымивидамидеятельности,способностьюдобиватьсяжелаемого,преодолеватьтрудности.Относительнопоказателейдевушекэтахарактеристикауказываетнабессилиевуправлениеокружающиммиром,некомпетентностью,неспособностьючтотоизменитьилиулучшить,чтобыдобитьсяжелаемого.

Такжебольшойпроцентюношейобладаютвысокимипоказателямипошкале«личностныйрост»

36%,этоуказываетнастремлениеразвиваться,учитьсяивосприниматьновое,атакженаличиеощущениясобственногопрогрессаи40%юношейсосреднимипоказателямиподаннойшкале,такжеговорятоналичииданныхкачеств,ноужевменьшейвыраженности(см.4).









Рис.4Показатели(в%)пошкале«Личностныйрост»у

юношейидевушек

Естьитакойпроцентмужчинкоторыенечувствуютличностногоразвития–это6человек(24%),утакихлюдейможетнаблюдатьсячувствоскуки,отсутствиеверывсвоиспособностикпеременам,овладениюновымиумениямиинавыками,девушекснизкимипоказателями–5(20%),чтоприводиткуменьшениюинтересакжизни.Девушкивменьшейстепеничувствуютвысокоестремлениекразвитию(12%),нососреднимипоказателямиподаннойшкалеколичестводевушексоставляет17человек(68%),чтоговоритнамотом,чтостремлениексаморазвитиюиощущениепрогресса,присутствует.Рассмотрим

далееполученныеданныепошкале

«Целивжизни»(см.рис.5).

Рис.5Показатели(в%)пошкале«Целивжизни»у

юношейидевушек

Наличиежизненныхцелейпорождаетчувствоосмысленностисуществования,ценноститого,чтобыловпошлом,происходитвнастоящемибудетпроисходитьвбудущем.Таквотмынаблюдаем,высокиепоказателипошкалеуюношей–24%,втовремякогдавысокийбаллимеетвсегооднадевушка(4%),чувствоосмысленностисуществованияуюношейвыше,чемудевушек.Хотяумужчинбольшеколичествочеловекснизкимипоказателями–8(32%),удевушек–5(20%),этоуказываетнаотсутствиецелейвжизни,котороевлечётощущениебессмысленности,тоски,скуки.

Шкала«Самопринятие»,отражаетчувствонеудовлетворенностьюсобойисвоимпрошлымудевушек–20%,уюношей–12%(см.рис.6),характеризующеесянеприятиемопределённыхкачествсвоейличности,неудовлетворённостисвоимпрошлым.

Рис.6Показатели(в%)пошкале«Самопринятие»у

юношейидевуше

Напротив,респонденты,имеющиепозитивнуюсамооценкусебяисвоейжизнивцеломсоставляют6юношей(24%)иниоднойдевушки.Даннаяшкалапоказывает,чтоюношиоцениваютсебяисвоюжизньболеепозитивно,чемдевушкиивбольшейстепениосознаютипринимаютнетолькосвоиположительныекачества,ноисвоинедостатки.Еслирассматриватьсредниепоказателиповсемшкалам,томыполучаемследующуюкартину(см.таблица1).Таблица1Своднаятаблицасреднихпоказателейпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»уюношейидевушек№п/пНаименованиешкалСредниепоказатели

пометодикевбаллахдевушкиюноши1Позитивноеотношениесокружающими61,6459,282Автономия

57,3659,043Управлениесредой55,4059,694Личностныйрост65,0866,655Целивжизни62,7262,656самопринятие57,0060,287Общийпоказатель357,48366,68

Данные,представленныевтаблице1,позволяютконстатировать:уровеньсубъективногоблагополучиявышеуюношей,какпообщемупоказателю,такипоотдельнымпараметрам,вчастности«автономия»,«управлениеокружающейсредой»,«личностныйрост»,«самопринятие».Пошкале«целивжизни»уобеихгруппреспондентовпоказателипрактическиравны.Исходяизэтогоможнозаметить,чтоуюношейвысокиепоказателиимеютсяпотакимшкаламкак«Автономия»,«Управлениесредой»,«Личностныйрост»,этотешкалы,которыеуказываютнаощущениеблагополучияюношейвовнешнеммире.Субъективноеощущениенезависимости,саморазвития,стремлениекжелаемому,реализацияцелей.Удевушекповсемшкалам,средниепоказатели,нотакжеимеетсябольшойпроцентснизкимибалламипотакимшкаламкак«Личностныйрост»,«Управлениесредой»,«Автономия»,«Самопринятие».Здесьмыможемговоритьонеудовлетворенностисобой,ощущениибессмысленности,отсутствииверывсвои

способностикпеременам.Этоможетбытьсвязаноснаправленностьюженщинывовнутренниймир,отсюдабольшеевниманиеуделяетсясамоотношениюиотношениямсдругимилюдьми,нежеливнешнимпроцессамиобъектам.Проанализируемрезультаты,полученныеприпроведениитестасмысложизненныхориентаций.Длябольшейнаглядностииболеетщательногоанализарассмотримкаждуюшкалутеста

вотдельности.Данныепошкале«Целивжизни»предоставленынарисунке7.

Рис.7

Показатели(вбаллах)пошкале«Целивжизни»

у

юношейидевушек

Высокийпоказательподаннойшкале,характеризуетналичиевжизнииспытуемогоцелейвбудущем,которыепридаютжизниосмысленность,

направленностьнавременнуюперспективу.Количествореспондентов–юношейсвысокимипоказателямисоставляет3человека(12%),количестводевушек–4человека(16%).Низкиепоказателисвидетельствуютобобратном,отсутствиецелей,осмысленности.Такимиявляютсядевушкивколичестве5человек(20%)и4юноши(16%),можносказать,чтоэтилюдине

имеютреальнойопорывнастоящеминеподкрепляютсяличнойответственностьюзаихреализацию.«Процессжизни»,илиинтересиэмоциональнаянасыщенностьжизни.Этотпоказательговоритотом,воспринимаетлииспытуемыйсампроцесссвоейжизникакинтересный,эмоциональнонасыщенныйинаполненныйсмыслом(см.рис.8)

Рис.8

Показатели(вбаллах)пошкале«Процессжизни»

у

юношейидевушек

Нарисунке8,наглядновидно,чтопроцессжизнидевушкамивоспринимаетсякакболееинтересный,насыщенный,нежелиеговоспринимаютюноши.Низкийпоказательуюношейподаннойшкалесоставляет–11человек(44%),итолько4девушки(16%),этоявляетсяпризнакомнеудовлетворенностисвоейжизньювнастоящем;приэтом,однако,еймогутпридаватьполноценныйсмыслвоспоминанияопрошломилинацеленностьвбудущее.Именносвышесказаннымирезультатами,связанныполученныеданные,прианализешкалы«Результативностьжизни»(см.рис.9).

Рис.9

Показатели(вбаллах)пошкале«Результативностьжизни»

у

юношейидевушек

Показатели,представленныенарисунке9,свидетельствуютотом,что

у6юношей(24%),имеютсявысокиепоказателипошкале«Результативностьжизни»,чтоозначаетудовлетворенностьсамореализацией,хотяраннеемыотметилибольшуюнеудовлетворенностьсвоейжизни(шкала«Процессжизни»).Такое,напервыйвзгляд,кажущеесярасхождениеобъясняетсятем,чтопроцессжизнирассматриваетсякакнастоящее,арезультативность–какпрошлое.Иименнопрошлоепредаетюношамосмысленностьжизнииудовлетворенностьсобойприпрошествииужепройденногоотрезкажизни,ощущениетого,насколькопродуктивнаиосмысленнабылапрожитаяеечасть.Удевушекнетвысокихпоказателейпошкале«Результативностьжизни»,чтопоказываетнамобратное,меньшуюобращенностькпрошлому.Анализируяданныепошкале«Локусконтроля

Я»(см.рис.10)мыпришликвыводу

Рис.10

Показатели(вбаллах)пошкале«Локусконтроля–Я»

у

юношейидевушек

отом,чтопоказателидевушексвысокимбалломсоставляют36%,данныеотражаютпредставлениядевушекосебекакосильнойличности,обладающейдостаточнойсвободойвыбора,чтобыпостроитьсвоюжизньвсоответствиисосвоимицелямиипредставлениямиоеесмысле,ивсегоодинюноша(4%)имееттакиежепредставленияосебе.Большоеколичествоюношей(36%)имеютнизкиепоказатели,этоотражаетсявневериевсвоисилыконтролироватьсобытиясобственнойжизни.«Локусконтроля

жизнь»,илиуправляемостьжизни(см.рис11).

Рис.11Показатели(вбаллах)пошкале«Локусконтроля–жизнь»у

юношейидевушек

Респондентыобоихгруппимеютравноеколичествовысокихпоказателей(16%)поданнойшкале,чтоговоритобубежденииэтихлюдейвтом,чточеловекуданоконтролироватьсвоюжизнь,свободноприниматьрешенияивоплощатьихвжизнь.Авотубежденностьвтом,чтожизньчеловеканеподвластнасознательномуконтролю,чтосвободавыбораиллюзорна,ибессмысленночтолибозагадыватьнабудущее,близкавбольшейстепенидляюношей(36%)ивменьшейдлядевушек(16%).Рассмотримсредниепоказателиповсемшкаламтеста«смысложизненныхориентаций»(см.табл.2).Таблица2Своднаятаблицасреднихпоказателейпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»уюношейидевушек№п/пНаименованиешкалСредниепоказатели

пометодикевбаллахдевушкиюноши1Целивжизни29,631,62Процессвжизни28,8428,083Результативностьжизни23,6824,844ЛокусконтроляЯ19,8819,125Локусконтроля

жизнь28,5628,006Общийпоказатель101,4898,36

Мывидим,чтопообщемупоказателюипотакимшкаламкак,«процессжизни»,«локусконтроля

я»и«локусконтроля

жизнь»удевушекпоказателивыше,чемуюношей.Девушкивоспринимаютпроцесссвоейжизникакинтересный,эмоциональнонасыщенныйинаполненныйсмыслом.Даннуюшкалу«процессжизни»соотносятснастоящим.Именноизнастоящегодевушкичерпаютсмыслсвоегосуществования.Шкалы«локусконтроля

я»и«локусконтроля

жизнь»характеризуютобщеемировоззренческоеубеждениевтом,чтоконтрольвозможениотражаютверувсобственнуюспособностьосуществлятьтакойконтроль(образЯ).Издесьмынаблюдаемпредставлениядевушекосебекакосильнойличности,обладающейдостаточнойсвободойвыбора,чтобыпостроитьсвоюжизньвсоответствиисосвоимицелямиипредставлениямиоеесмысле.

И,наоборот,уюношейвышепоказателипошкалам«целивжизни»и«результативностьжизни»этикатегориисоотносятсбудущим(цели)ипрошлым(результат).Этоговоритнам,чтоюношичерпаютсмыслсвоейжизниизбудущегоилипрошлого,иливэтихдвухсоставляющих.

Придаютсмыслналичиевжизниюношицелейвбудущем,которыепридаютжизниосмысленность,направленностьивременнуюперспективу.Длябольшейдостоверностиполученныхрезультатовнамибылпроведенсравнительныйанализзначимыхразличиймеждуюношамиидевушкамипопараметрам«субъективноеблагополучие»и«смысложизненныеориентации».Пошкалам«субъективноеблагополучие»выявленотолькоодноотличиенауровнедостоверногоразличия,этотпоказательвышеуюношей,чемудевушек.Большеподанномупараметрудостоверныхразличийневыявлено.Пошкаламтеста«смысложизненныхориентации»такжеотсутствуютдостоверныеразличия.Проведенноевышесравнительныйанализбылнаправленнасравнениеуровнейвыраженностипризнаков.Ондемонстрируетуровневыеразличия,нонепоказываетразличийвструктуресубъективногоблагополучияисмысложизненныхориентаций.Поэтомумыпопыталисьпроанализироватьвзаимозависимостьмеждусубъективнымблагополучиемисмысложизненнымиориентациями.

Анализвыявленныхкорреляционныхсвязейпоказалследующее.Дляюношейхарактерныследующиекорреляционныесвязи.Такойпараметркак«управлениесредой»связанс«процессомжизни»(0,41;95%),«результативностьжизни»(0,41;95%),«локусконтроля

я»(0,42;95%)и«локусконтроля

жизнь»(0,39;95%).«Личностныйрост»

«результативностьжизни»(0,41;95%);«самопринятие»

«целивжизни»(0,45;95%)и«результативностьжизни»(0,67;99%).Данныекорреляционныесвязиимеютзначимыйуровеньипрямуюнаправленность.Такжевыделеныпоказателисвысокозначимымуровнемипрямолинейнойнаправленностью:параметр«целивжизни»связанс«процессжизни»(0,62;99%),«результативностьжизни»(0,45;95%),«локусконтроля

я»(0,57;99%)и«локус

жизнь»(0,66;99%).«Самопринятие»

«процессжизни»(0,55;99%),«локусконтроля

я»(0,51;99%)и«локусконтроля

жизнь»(0,53;99%).

Длядевушеквыявленыкорреляционныесвязисозначимымуровнемипрямойнаправленностью:«позитивноеотношениесокружающими»связаннос«результативностьжизни»(0,49;95%)и«локусконтроля

жизнь»(0,43;95%).«Целивжизни»

«процессжизни»(0,48;95%);«самопринятие»

«целивжизни»(0,49;95%),«локусконтроля

я»(0,47;95%).Показателисвысокозначимымуровнемипрямойнаправленностью:«позитивноеотношениесокружающими»

«процессжизни»(0,57;99%);«управлениесредой»коррелируетсовсемипараметрами.«Целивжизни»(0,65;99%)

«результативностьжизни»(0,54;99%),«локусконтроля

я»(0,69;99%)и«локусконтроля

жизнь»(0,64;99%);

«самопринятие»

«процессжизни»(0,67;99%),«результативностьжизни»(0,68;99%),«локусконтроля

жизнь»(0,61;99%).«Автономия»и«личностныйрост»некоррелируютнисоднимизпараметров.

Проведенноеисследованиеиобработкарезультатов,позволяютнамсделатьследующиевыводы.Юношиощущаютблагополучиевтакихпараметрах,которыесвязаннысобъектамиипроцессами

вовнешнеммире,этотакиешкалыкак«Автономия»,«Управлениесредой»,«Результативностьжизни»,

приполученныхданныхунихприсутствуетсубъективноеощущениенезависимости,стремлениекжелаемому,реализацияцелей.Самыенизкиебаллыуюношейпошкале«Позитивноеотношениесокружающими»,отсюда,следует,чтомужчиныменеесклонныксопереживанию,иподдержаниюконтактовсдругимилюдьми,менееоткрытыдляобщения,этовсеможетприводитькзамкнутости,одиночеству,неспособностиустанавливатьиподдерживатьдоверительныеотношения.Такжешкала«Позитивноеотношениесокружающими»ишкала«Самопринятие»,отражаютнезависимостьюношейвоценкеотдругихлюдейиосознание,ипринятиенетолькосвоихположительныхкачеств,ноисвоихнедостатках.

Девушкивысоко оцениваютсебя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии сосвоими целями и представлениями о ее смысле. Но управляемость средой у них состоит в прямой взаимосвязи с такими параметрами как «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», и если по данным параметрам будут низкие показатели, то и управляемость средой будет низкой и наоборот.Уровень субъективного благополучия выше у юношей, как по общему показателю, так и по отдельным параметрам, в частности «Автономия», «Управление окружающей средой», «Личностный рост», «Самопринятие». По шкале «Цели в жизни» у обеих групп респондентов показатели практически равны.У девушек по всем шкалам, в общем, средние показатели, но так же имеется большой процент с низкими баллами по таким шкалам как «Личностный рост», «Управление средой», «Автономия», «Самопринятие». Здесь мы можем говорить о неудовлетворенности собой, ощущение бессмысленности, отсутствие веры в свои способности к переменам. Это может быть связано с направленностью женщины во внутренний мир, отсюда большое внимание и переживание уделяется самоотношению и отношениям с другими людьми, нежели внешним процессам и объектам.Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что у девушек и юношей выявленыособенности переживания субъективного благополучия. Полученныерезультаты по изучению субъективного благополучия личности позволят существенно продвинуться в знаниях, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной самоактуализации личности, конкретно данные знания могут быть применены при индивидуальном психологическом консультировании юношей и девушек данного возраста.

Ссылки на источники1.Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности Психология здоровья. СПб.: 2000. 74с2.Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Г.Л. Пучкова. Хабаровск, 2003. 17 с.