Особенности субъективного благополучия молодых людей в возрасте 20–25 лет
Выпуск:
ART 85035
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдеева
Т.
Г. Особенности субъективного благополучия молодых людей в возрасте 20–25 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
171–175. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85035.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию субъектиной картины благополучия молодых людей. Выделяются и описываются характерные особенности психологического благополучия и смысложизненных ориентаций юношей и девушек. Данная проблема мало изучена и требует далнейших исследований.
Ключевые слова:
чувство ᅟсубъективного ᅟ ᅟблагополучия, психологическоеᅟпсихологическое ᅟблагополучие, ᅟ смысложизненные ориентации, ᅟюноши, ᅟᅟдевушки. ᅟ
Текст статьи
АвдееваТатьянаГеннадьевна,Кандидатпсихологическихнаук,доценткафедрысоциальнойпсихологииФГБОУВПО«Красноярскийгосударственныйпедагогическийуниверситетим.В.П.Астафьева»,г.Красноярскavd_2005_61@mail.ru
Особенностисубъективногоблагополучиямолодыхлюдейввозрасте2025лет
Аннотация.Статья посвящена исследованию субъектиной картины благополучия молодых людей. Выделяются и описываются характерные особенности психологического благополучия и смысложизненных ориентаций юношей и девушек.Данная проблема мало изучена и требует далнейших исследований.Ключевыеслова:чувствосубъективного
благополучия,психологическоеблагополучие,
смысложизненные ориентации, юноши,девушки.
Проблема
счастья,удовлетворенностисобственнойжизньюимеетглубокие
корни
вистории
философии,
психологии,
социологии
и
других
наук,толькосравнительнонедавноваппаратпсихологическойнаукивошлопонятие«психологическоеблагополучие»личности.Однакосовременнаяотечественнаяпсихологиянерасполагаетегообщепризнаннымопределением.Субъективноеблагополучиескладываетсяизсоциальногоблагополучия,духовного,физического(телесного),материального,психологического(душевного)комфорта.
Перечисленныевышесоставляющиестойилиинойстепеньюуспешностимогутбытьописаныобъективнымихарактеристиками[1].Однакодляпредметанашегоисследованияосновноезначениеимеетсубъективнаякартинаблагополучностиличности.Крометого,данныесоставляющие,посамойприродепсихики,немогутдействоватьнепосредственнонапереживаниеблагополучия(илинеблагополучия).Васпектеихвлиянияпервостепенноезначениеимеетименносубъективнаясторонаанализируемыхпроцессов.Впоследниегодынаблюдаетсяповышенныйинтересисследователейкпсихологическимкатегориям,описывающимусловияихарактеристикигармоничногосуществованияличности:психологическоездоровье,счастье,эмоциональныйкомфорт,зрелаяличность,самоактуализирующаясяличность.Рядавторовиспользуюткатегориюсубъективноеблагополучие,каккомплекснуюхарактеристику,описывающуюобщеепозитивноефункционированияличности[2].Изучаютсяразличныефакторы,влияющиеналичность,однако,изучениевлияниянасубъективноеблагополучиегендерныхособенностей,повышающихкачествожизнииспособствующихболееполномуразвитиюличности,неизучалось,вэтомиестьновизнаиинтерескданнойработе.
Актуальностьнастоящегоисследованияобусловленанеобходимостьюобобщенияисистематизациитеоретическизнаний,различийчувствасубъективногоблагополучияюношейидевушек,вразличныаспектахжизни.Цельюнашего
исследования
явилосьизучениеособенностейсубъективногоблагополучиямолодыхлюдейввозрасте2025лет.Висследованиипринималиучастиедевушкииюноши,студентызаочнойформыобученияИнститутапсихологопедагогическогообразования
КГПУим.В.П.Астафьевав
количестве
50человек.Дляпроведенияэмпирическогоисследованиябыливыбраныследующиестандартизированныепсиходиагностическиеметодики:«Шкалапсихологическогоблагополучия»К.Рифф;тестсмысложизненныхориентаций(СЖО)ДжеймсКрамбоиЛеонардМахолик,адаптацияД.А.Леонтьева.Рассмотримрезультатытестированияпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»покаждойшкалеотдельно.Данныепошкале«Позитивноеотношениесокружающими»предоставленынарисунке1.Присравнениипоказателейдевушекиюношейпошкале«Позитивноеотношениесокружающими»,можносказать,чтоколичествоюношейсвысокимипоказателямисоставляет8%,инетниоднойдевушки.Средниепоказателиудевушексоставляет80%,чтоговоритобумениидевушек
сопереживать,бытьоткрытымивобщении,устанавливать
Рис.1Показатели(в%)пошкале«Позитивноеотношениесокружающими»уюношейидевушек
иподдерживатьконтактысдругимилюдьми,юноши,обладающиетакимижекачествами,имеютменьшийпроцент–56%.Неспособностьустанавливатьиподдерживатьдоверительныеотношения,нежеланиеискатькомпромиссы,замкнутость–проявляетсяу
5девушек(20%)и9юношей(36%).Можнопредположить,чтоданнаяхарактеристика,котораявключаетвсебяжеланиебытьгибкимвовзаимодействиисокружающими,умениеподдерживатьконтактыиприходитьккомпромиссувбольшейстепениприсутствуетудевушек.Выявленныеразличия,междудевушкамииюношами,пошкале«Автономия»представленынарисунке2.
Рис.2Показатели(в%)пошкале«Автономия»у
юношейидевушек
Высокиепоказателипошкале,уюношей32%иудевушек20%,обозначают,чточеловекспособенбытьнезависимым,оннебоитсяпротивопоставитьсвоёмнениемнениюбольшинства.Низкиепоказателипо16%изкаждойгруппы,указываетнаконформизм,излишнююзависимостьотмненияокружающих.Поданнойшкалеуюношейнаблюдаютсяболеевысокиепоказатели,чемудевушек,мыможемсделатьвыводотом,чтоюношичувствуютсебяболеенезависимымиимогутпозволитьсебенестандартноемышлениеиповедение,ониоцениваютсебяисходяизсобственныхпредпочтений.
Повсемшестишкалам,самыевысокиебаллыуюношей,пошкале«Управлениесредой»
10человек(40%),аудевушек–1человек(4%,)(см.рис.3).
Рис.3Показатели(в%)пошкале«Управлениесредой»уюношейидевушек
Этоговоритотом,чтоуюношейимеютсякачества,которыеобуславливаютуспешноеовладениеразличнымивидамидеятельности,способностьюдобиватьсяжелаемого,преодолеватьтрудности.Относительнопоказателейдевушекэтахарактеристикауказываетнабессилиевуправлениеокружающиммиром,некомпетентностью,неспособностьючтотоизменитьилиулучшить,чтобыдобитьсяжелаемого.
Такжебольшойпроцентюношейобладаютвысокимипоказателямипошкале«личностныйрост»
36%,этоуказываетнастремлениеразвиваться,учитьсяивосприниматьновое,атакженаличиеощущениясобственногопрогрессаи40%юношейсосреднимипоказателямиподаннойшкале,такжеговорятоналичииданныхкачеств,ноужевменьшейвыраженности(см.4).
Рис.4Показатели(в%)пошкале«Личностныйрост»у
юношейидевушек
Естьитакойпроцентмужчинкоторыенечувствуютличностногоразвития–это6человек(24%),утакихлюдейможетнаблюдатьсячувствоскуки,отсутствиеверывсвоиспособностикпеременам,овладениюновымиумениямиинавыками,девушекснизкимипоказателями–5(20%),чтоприводиткуменьшениюинтересакжизни.Девушкивменьшейстепеничувствуютвысокоестремлениекразвитию(12%),нососреднимипоказателямиподаннойшкалеколичестводевушексоставляет17человек(68%),чтоговоритнамотом,чтостремлениексаморазвитиюиощущениепрогресса,присутствует.Рассмотрим
далееполученныеданныепошкале
«Целивжизни»(см.рис.5).
Рис.5Показатели(в%)пошкале«Целивжизни»у
юношейидевушек
Наличиежизненныхцелейпорождаетчувствоосмысленностисуществования,ценноститого,чтобыловпошлом,происходитвнастоящемибудетпроисходитьвбудущем.Таквотмынаблюдаем,высокиепоказателипошкалеуюношей–24%,втовремякогдавысокийбаллимеетвсегооднадевушка(4%),чувствоосмысленностисуществованияуюношейвыше,чемудевушек.Хотяумужчинбольшеколичествочеловекснизкимипоказателями–8(32%),удевушек–5(20%),этоуказываетнаотсутствиецелейвжизни,котороевлечётощущениебессмысленности,тоски,скуки.
Шкала«Самопринятие»,отражаетчувствонеудовлетворенностьюсобойисвоимпрошлымудевушек–20%,уюношей–12%(см.рис.6),характеризующеесянеприятиемопределённыхкачествсвоейличности,неудовлетворённостисвоимпрошлым.
Рис.6Показатели(в%)пошкале«Самопринятие»у
юношейидевуше
Напротив,респонденты,имеющиепозитивнуюсамооценкусебяисвоейжизнивцеломсоставляют6юношей(24%)иниоднойдевушки.Даннаяшкалапоказывает,чтоюношиоцениваютсебяисвоюжизньболеепозитивно,чемдевушкиивбольшейстепениосознаютипринимаютнетолькосвоиположительныекачества,ноисвоинедостатки.Еслирассматриватьсредниепоказателиповсемшкалам,томыполучаемследующуюкартину(см.таблица1).Таблица1Своднаятаблицасреднихпоказателейпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»уюношейидевушек№п/пНаименованиешкалСредниепоказатели
пометодикевбаллахдевушкиюноши1Позитивноеотношениесокружающими61,6459,282Автономия
57,3659,043Управлениесредой55,4059,694Личностныйрост65,0866,655Целивжизни62,7262,656самопринятие57,0060,287Общийпоказатель357,48366,68
Данные,представленныевтаблице1,позволяютконстатировать:уровеньсубъективногоблагополучиявышеуюношей,какпообщемупоказателю,такипоотдельнымпараметрам,вчастности«автономия»,«управлениеокружающейсредой»,«личностныйрост»,«самопринятие».Пошкале«целивжизни»уобеихгруппреспондентовпоказателипрактическиравны.Исходяизэтогоможнозаметить,чтоуюношейвысокиепоказателиимеютсяпотакимшкаламкак«Автономия»,«Управлениесредой»,«Личностныйрост»,этотешкалы,которыеуказываютнаощущениеблагополучияюношейвовнешнеммире.Субъективноеощущениенезависимости,саморазвития,стремлениекжелаемому,реализацияцелей.Удевушекповсемшкалам,средниепоказатели,нотакжеимеетсябольшойпроцентснизкимибалламипотакимшкаламкак«Личностныйрост»,«Управлениесредой»,«Автономия»,«Самопринятие».Здесьмыможемговоритьонеудовлетворенностисобой,ощущениибессмысленности,отсутствииверывсвои
способностикпеременам.Этоможетбытьсвязаноснаправленностьюженщинывовнутренниймир,отсюдабольшеевниманиеуделяетсясамоотношениюиотношениямсдругимилюдьми,нежеливнешнимпроцессамиобъектам.Проанализируемрезультаты,полученныеприпроведениитестасмысложизненныхориентаций.Длябольшейнаглядностииболеетщательногоанализарассмотримкаждуюшкалутеста
вотдельности.Данныепошкале«Целивжизни»предоставленынарисунке7.
Рис.7
Показатели(вбаллах)пошкале«Целивжизни»
у
юношейидевушек
Высокийпоказательподаннойшкале,характеризуетналичиевжизнииспытуемогоцелейвбудущем,которыепридаютжизниосмысленность,
направленностьнавременнуюперспективу.Количествореспондентов–юношейсвысокимипоказателямисоставляет3человека(12%),количестводевушек–4человека(16%).Низкиепоказателисвидетельствуютобобратном,отсутствиецелей,осмысленности.Такимиявляютсядевушкивколичестве5человек(20%)и4юноши(16%),можносказать,чтоэтилюдине
имеютреальнойопорывнастоящеминеподкрепляютсяличнойответственностьюзаихреализацию.«Процессжизни»,илиинтересиэмоциональнаянасыщенностьжизни.Этотпоказательговоритотом,воспринимаетлииспытуемыйсампроцесссвоейжизникакинтересный,эмоциональнонасыщенныйинаполненныйсмыслом(см.рис.8)
Рис.8
Показатели(вбаллах)пошкале«Процессжизни»
у
юношейидевушек
Нарисунке8,наглядновидно,чтопроцессжизнидевушкамивоспринимаетсякакболееинтересный,насыщенный,нежелиеговоспринимаютюноши.Низкийпоказательуюношейподаннойшкалесоставляет–11человек(44%),итолько4девушки(16%),этоявляетсяпризнакомнеудовлетворенностисвоейжизньювнастоящем;приэтом,однако,еймогутпридаватьполноценныйсмыслвоспоминанияопрошломилинацеленностьвбудущее.Именносвышесказаннымирезультатами,связанныполученныеданные,прианализешкалы«Результативностьжизни»(см.рис.9).
Рис.9
Показатели(вбаллах)пошкале«Результативностьжизни»
у
юношейидевушек
Показатели,представленныенарисунке9,свидетельствуютотом,что
у6юношей(24%),имеютсявысокиепоказателипошкале«Результативностьжизни»,чтоозначаетудовлетворенностьсамореализацией,хотяраннеемыотметилибольшуюнеудовлетворенностьсвоейжизни(шкала«Процессжизни»).Такое,напервыйвзгляд,кажущеесярасхождениеобъясняетсятем,чтопроцессжизнирассматриваетсякакнастоящее,арезультативность–какпрошлое.Иименнопрошлоепредаетюношамосмысленностьжизнииудовлетворенностьсобойприпрошествииужепройденногоотрезкажизни,ощущениетого,насколькопродуктивнаиосмысленнабылапрожитаяеечасть.Удевушекнетвысокихпоказателейпошкале«Результативностьжизни»,чтопоказываетнамобратное,меньшуюобращенностькпрошлому.Анализируяданныепошкале«Локусконтроля
Я»(см.рис.10)мыпришликвыводу
Рис.10
Показатели(вбаллах)пошкале«Локусконтроля–Я»
у
юношейидевушек
отом,чтопоказателидевушексвысокимбалломсоставляют36%,данныеотражаютпредставлениядевушекосебекакосильнойличности,обладающейдостаточнойсвободойвыбора,чтобыпостроитьсвоюжизньвсоответствиисосвоимицелямиипредставлениямиоеесмысле,ивсегоодинюноша(4%)имееттакиежепредставленияосебе.Большоеколичествоюношей(36%)имеютнизкиепоказатели,этоотражаетсявневериевсвоисилыконтролироватьсобытиясобственнойжизни.«Локусконтроля
жизнь»,илиуправляемостьжизни(см.рис11).
Рис.11Показатели(вбаллах)пошкале«Локусконтроля–жизнь»у
юношейидевушек
Респондентыобоихгруппимеютравноеколичествовысокихпоказателей(16%)поданнойшкале,чтоговоритобубежденииэтихлюдейвтом,чточеловекуданоконтролироватьсвоюжизнь,свободноприниматьрешенияивоплощатьихвжизнь.Авотубежденностьвтом,чтожизньчеловеканеподвластнасознательномуконтролю,чтосвободавыбораиллюзорна,ибессмысленночтолибозагадыватьнабудущее,близкавбольшейстепенидляюношей(36%)ивменьшейдлядевушек(16%).Рассмотримсредниепоказателиповсемшкаламтеста«смысложизненныхориентаций»(см.табл.2).Таблица2Своднаятаблицасреднихпоказателейпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»уюношейидевушек№п/пНаименованиешкалСредниепоказатели
пометодикевбаллахдевушкиюноши1Целивжизни29,631,62Процессвжизни28,8428,083Результативностьжизни23,6824,844ЛокусконтроляЯ19,8819,125Локусконтроля
жизнь28,5628,006Общийпоказатель101,4898,36
Мывидим,чтопообщемупоказателюипотакимшкаламкак,«процессжизни»,«локусконтроля
я»и«локусконтроля
жизнь»удевушекпоказателивыше,чемуюношей.Девушкивоспринимаютпроцесссвоейжизникакинтересный,эмоциональнонасыщенныйинаполненныйсмыслом.Даннуюшкалу«процессжизни»соотносятснастоящим.Именноизнастоящегодевушкичерпаютсмыслсвоегосуществования.Шкалы«локусконтроля
я»и«локусконтроля
жизнь»характеризуютобщеемировоззренческоеубеждениевтом,чтоконтрольвозможениотражаютверувсобственнуюспособностьосуществлятьтакойконтроль(образЯ).Издесьмынаблюдаемпредставлениядевушекосебекакосильнойличности,обладающейдостаточнойсвободойвыбора,чтобыпостроитьсвоюжизньвсоответствиисосвоимицелямиипредставлениямиоеесмысле.
И,наоборот,уюношейвышепоказателипошкалам«целивжизни»и«результативностьжизни»этикатегориисоотносятсбудущим(цели)ипрошлым(результат).Этоговоритнам,чтоюношичерпаютсмыслсвоейжизниизбудущегоилипрошлого,иливэтихдвухсоставляющих.
Придаютсмыслналичиевжизниюношицелейвбудущем,которыепридаютжизниосмысленность,направленностьивременнуюперспективу.Длябольшейдостоверностиполученныхрезультатовнамибылпроведенсравнительныйанализзначимыхразличиймеждуюношамиидевушкамипопараметрам«субъективноеблагополучие»и«смысложизненныеориентации».Пошкалам«субъективноеблагополучие»выявленотолькоодноотличиенауровнедостоверногоразличия,этотпоказательвышеуюношей,чемудевушек.Большеподанномупараметрудостоверныхразличийневыявлено.Пошкаламтеста«смысложизненныхориентации»такжеотсутствуютдостоверныеразличия.Проведенноевышесравнительныйанализбылнаправленнасравнениеуровнейвыраженностипризнаков.Ондемонстрируетуровневыеразличия,нонепоказываетразличийвструктуресубъективногоблагополучияисмысложизненныхориентаций.Поэтомумыпопыталисьпроанализироватьвзаимозависимостьмеждусубъективнымблагополучиемисмысложизненнымиориентациями.
Анализвыявленныхкорреляционныхсвязейпоказалследующее.Дляюношейхарактерныследующиекорреляционныесвязи.Такойпараметркак«управлениесредой»связанс«процессомжизни»(0,41;95%),«результативностьжизни»(0,41;95%),«локусконтроля
я»(0,42;95%)и«локусконтроля
жизнь»(0,39;95%).«Личностныйрост»
«результативностьжизни»(0,41;95%);«самопринятие»
«целивжизни»(0,45;95%)и«результативностьжизни»(0,67;99%).Данныекорреляционныесвязиимеютзначимыйуровеньипрямуюнаправленность.Такжевыделеныпоказателисвысокозначимымуровнемипрямолинейнойнаправленностью:параметр«целивжизни»связанс«процессжизни»(0,62;99%),«результативностьжизни»(0,45;95%),«локусконтроля
я»(0,57;99%)и«локус
жизнь»(0,66;99%).«Самопринятие»
«процессжизни»(0,55;99%),«локусконтроля
я»(0,51;99%)и«локусконтроля
жизнь»(0,53;99%).
Длядевушеквыявленыкорреляционныесвязисозначимымуровнемипрямойнаправленностью:«позитивноеотношениесокружающими»связаннос«результативностьжизни»(0,49;95%)и«локусконтроля
жизнь»(0,43;95%).«Целивжизни»
«процессжизни»(0,48;95%);«самопринятие»
«целивжизни»(0,49;95%),«локусконтроля
я»(0,47;95%).Показателисвысокозначимымуровнемипрямойнаправленностью:«позитивноеотношениесокружающими»
«процессжизни»(0,57;99%);«управлениесредой»коррелируетсовсемипараметрами.«Целивжизни»(0,65;99%)
«результативностьжизни»(0,54;99%),«локусконтроля
я»(0,69;99%)и«локусконтроля
жизнь»(0,64;99%);
«самопринятие»
«процессжизни»(0,67;99%),«результативностьжизни»(0,68;99%),«локусконтроля
жизнь»(0,61;99%).«Автономия»и«личностныйрост»некоррелируютнисоднимизпараметров.
Проведенноеисследованиеиобработкарезультатов,позволяютнамсделатьследующиевыводы.Юношиощущаютблагополучиевтакихпараметрах,которыесвязаннысобъектамиипроцессами
вовнешнеммире,этотакиешкалыкак«Автономия»,«Управлениесредой»,«Результативностьжизни»,
приполученныхданныхунихприсутствуетсубъективноеощущениенезависимости,стремлениекжелаемому,реализацияцелей.Самыенизкиебаллыуюношейпошкале«Позитивноеотношениесокружающими»,отсюда,следует,чтомужчиныменеесклонныксопереживанию,иподдержаниюконтактовсдругимилюдьми,менееоткрытыдляобщения,этовсеможетприводитькзамкнутости,одиночеству,неспособностиустанавливатьиподдерживатьдоверительныеотношения.Такжешкала«Позитивноеотношениесокружающими»ишкала«Самопринятие»,отражаютнезависимостьюношейвоценкеотдругихлюдейиосознание,ипринятиенетолькосвоихположительныхкачеств,ноисвоихнедостатках.
Девушкивысоко оцениваютсебя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии сосвоими целями и представлениями о ее смысле. Но управляемость средой у них состоит в прямой взаимосвязи с такими параметрами как «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», и если по данным параметрам будут низкие показатели, то и управляемость средой будет низкой и наоборот.Уровень субъективного благополучия выше у юношей, как по общему показателю, так и по отдельным параметрам, в частности «Автономия», «Управление окружающей средой», «Личностный рост», «Самопринятие». По шкале «Цели в жизни» у обеих групп респондентов показатели практически равны.У девушек по всем шкалам, в общем, средние показатели, но так же имеется большой процент с низкими баллами по таким шкалам как «Личностный рост», «Управление средой», «Автономия», «Самопринятие». Здесь мы можем говорить о неудовлетворенности собой, ощущение бессмысленности, отсутствие веры в свои способности к переменам. Это может быть связано с направленностью женщины во внутренний мир, отсюда большое внимание и переживание уделяется самоотношению и отношениям с другими людьми, нежели внешним процессам и объектам.Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что у девушек и юношей выявленыособенности переживания субъективного благополучия. Полученныерезультаты по изучению субъективного благополучия личности позволят существенно продвинуться в знаниях, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной самоактуализации личности, конкретно данные знания могут быть применены при индивидуальном психологическом консультировании юношей и девушек данного возраста.
Ссылки на источники1.Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности Психология здоровья. СПб.: 2000. 74с2.Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Г.Л. Пучкова. Хабаровск, 2003. 17 с.
Особенностисубъективногоблагополучиямолодыхлюдейввозрасте2025лет
Аннотация.Статья посвящена исследованию субъектиной картины благополучия молодых людей. Выделяются и описываются характерные особенности психологического благополучия и смысложизненных ориентаций юношей и девушек.Данная проблема мало изучена и требует далнейших исследований.Ключевыеслова:чувствосубъективного
благополучия,психологическоеблагополучие,
смысложизненные ориентации, юноши,девушки.
Проблема
счастья,удовлетворенностисобственнойжизньюимеетглубокие
корни
вистории
философии,
психологии,
социологии
и
других
наук,толькосравнительнонедавноваппаратпсихологическойнаукивошлопонятие«психологическоеблагополучие»личности.Однакосовременнаяотечественнаяпсихологиянерасполагаетегообщепризнаннымопределением.Субъективноеблагополучиескладываетсяизсоциальногоблагополучия,духовного,физического(телесного),материального,психологического(душевного)комфорта.
Перечисленныевышесоставляющиестойилиинойстепеньюуспешностимогутбытьописаныобъективнымихарактеристиками[1].Однакодляпредметанашегоисследованияосновноезначениеимеетсубъективнаякартинаблагополучностиличности.Крометого,данныесоставляющие,посамойприродепсихики,немогутдействоватьнепосредственнонапереживаниеблагополучия(илинеблагополучия).Васпектеихвлиянияпервостепенноезначениеимеетименносубъективнаясторонаанализируемыхпроцессов.Впоследниегодынаблюдаетсяповышенныйинтересисследователейкпсихологическимкатегориям,описывающимусловияихарактеристикигармоничногосуществованияличности:психологическоездоровье,счастье,эмоциональныйкомфорт,зрелаяличность,самоактуализирующаясяличность.Рядавторовиспользуюткатегориюсубъективноеблагополучие,каккомплекснуюхарактеристику,описывающуюобщеепозитивноефункционированияличности[2].Изучаютсяразличныефакторы,влияющиеналичность,однако,изучениевлияниянасубъективноеблагополучиегендерныхособенностей,повышающихкачествожизнииспособствующихболееполномуразвитиюличности,неизучалось,вэтомиестьновизнаиинтерескданнойработе.
Актуальностьнастоящегоисследованияобусловленанеобходимостьюобобщенияисистематизациитеоретическизнаний,различийчувствасубъективногоблагополучияюношейидевушек,вразличныаспектахжизни.Цельюнашего
исследования
явилосьизучениеособенностейсубъективногоблагополучиямолодыхлюдейввозрасте2025лет.Висследованиипринималиучастиедевушкииюноши,студентызаочнойформыобученияИнститутапсихологопедагогическогообразования
КГПУим.В.П.Астафьевав
количестве
50человек.Дляпроведенияэмпирическогоисследованиябыливыбраныследующиестандартизированныепсиходиагностическиеметодики:«Шкалапсихологическогоблагополучия»К.Рифф;тестсмысложизненныхориентаций(СЖО)ДжеймсКрамбоиЛеонардМахолик,адаптацияД.А.Леонтьева.Рассмотримрезультатытестированияпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»покаждойшкалеотдельно.Данныепошкале«Позитивноеотношениесокружающими»предоставленынарисунке1.Присравнениипоказателейдевушекиюношейпошкале«Позитивноеотношениесокружающими»,можносказать,чтоколичествоюношейсвысокимипоказателямисоставляет8%,инетниоднойдевушки.Средниепоказателиудевушексоставляет80%,чтоговоритобумениидевушек
сопереживать,бытьоткрытымивобщении,устанавливать
Рис.1Показатели(в%)пошкале«Позитивноеотношениесокружающими»уюношейидевушек
иподдерживатьконтактысдругимилюдьми,юноши,обладающиетакимижекачествами,имеютменьшийпроцент–56%.Неспособностьустанавливатьиподдерживатьдоверительныеотношения,нежеланиеискатькомпромиссы,замкнутость–проявляетсяу
5девушек(20%)и9юношей(36%).Можнопредположить,чтоданнаяхарактеристика,котораявключаетвсебяжеланиебытьгибкимвовзаимодействиисокружающими,умениеподдерживатьконтактыиприходитьккомпромиссувбольшейстепениприсутствуетудевушек.Выявленныеразличия,междудевушкамииюношами,пошкале«Автономия»представленынарисунке2.
Рис.2Показатели(в%)пошкале«Автономия»у
юношейидевушек
Высокиепоказателипошкале,уюношей32%иудевушек20%,обозначают,чточеловекспособенбытьнезависимым,оннебоитсяпротивопоставитьсвоёмнениемнениюбольшинства.Низкиепоказателипо16%изкаждойгруппы,указываетнаконформизм,излишнююзависимостьотмненияокружающих.Поданнойшкалеуюношейнаблюдаютсяболеевысокиепоказатели,чемудевушек,мыможемсделатьвыводотом,чтоюношичувствуютсебяболеенезависимымиимогутпозволитьсебенестандартноемышлениеиповедение,ониоцениваютсебяисходяизсобственныхпредпочтений.
Повсемшестишкалам,самыевысокиебаллыуюношей,пошкале«Управлениесредой»
10человек(40%),аудевушек–1человек(4%,)(см.рис.3).
Рис.3Показатели(в%)пошкале«Управлениесредой»уюношейидевушек
Этоговоритотом,чтоуюношейимеютсякачества,которыеобуславливаютуспешноеовладениеразличнымивидамидеятельности,способностьюдобиватьсяжелаемого,преодолеватьтрудности.Относительнопоказателейдевушекэтахарактеристикауказываетнабессилиевуправлениеокружающиммиром,некомпетентностью,неспособностьючтотоизменитьилиулучшить,чтобыдобитьсяжелаемого.
Такжебольшойпроцентюношейобладаютвысокимипоказателямипошкале«личностныйрост»
36%,этоуказываетнастремлениеразвиваться,учитьсяивосприниматьновое,атакженаличиеощущениясобственногопрогрессаи40%юношейсосреднимипоказателямиподаннойшкале,такжеговорятоналичииданныхкачеств,ноужевменьшейвыраженности(см.4).
Рис.4Показатели(в%)пошкале«Личностныйрост»у
юношейидевушек
Естьитакойпроцентмужчинкоторыенечувствуютличностногоразвития–это6человек(24%),утакихлюдейможетнаблюдатьсячувствоскуки,отсутствиеверывсвоиспособностикпеременам,овладениюновымиумениямиинавыками,девушекснизкимипоказателями–5(20%),чтоприводиткуменьшениюинтересакжизни.Девушкивменьшейстепеничувствуютвысокоестремлениекразвитию(12%),нососреднимипоказателямиподаннойшкалеколичестводевушексоставляет17человек(68%),чтоговоритнамотом,чтостремлениексаморазвитиюиощущениепрогресса,присутствует.Рассмотрим
далееполученныеданныепошкале
«Целивжизни»(см.рис.5).
Рис.5Показатели(в%)пошкале«Целивжизни»у
юношейидевушек
Наличиежизненныхцелейпорождаетчувствоосмысленностисуществования,ценноститого,чтобыловпошлом,происходитвнастоящемибудетпроисходитьвбудущем.Таквотмынаблюдаем,высокиепоказателипошкалеуюношей–24%,втовремякогдавысокийбаллимеетвсегооднадевушка(4%),чувствоосмысленностисуществованияуюношейвыше,чемудевушек.Хотяумужчинбольшеколичествочеловекснизкимипоказателями–8(32%),удевушек–5(20%),этоуказываетнаотсутствиецелейвжизни,котороевлечётощущениебессмысленности,тоски,скуки.
Шкала«Самопринятие»,отражаетчувствонеудовлетворенностьюсобойисвоимпрошлымудевушек–20%,уюношей–12%(см.рис.6),характеризующеесянеприятиемопределённыхкачествсвоейличности,неудовлетворённостисвоимпрошлым.
Рис.6Показатели(в%)пошкале«Самопринятие»у
юношейидевуше
Напротив,респонденты,имеющиепозитивнуюсамооценкусебяисвоейжизнивцеломсоставляют6юношей(24%)иниоднойдевушки.Даннаяшкалапоказывает,чтоюношиоцениваютсебяисвоюжизньболеепозитивно,чемдевушкиивбольшейстепениосознаютипринимаютнетолькосвоиположительныекачества,ноисвоинедостатки.Еслирассматриватьсредниепоказателиповсемшкалам,томыполучаемследующуюкартину(см.таблица1).Таблица1Своднаятаблицасреднихпоказателейпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»уюношейидевушек№п/пНаименованиешкалСредниепоказатели
пометодикевбаллахдевушкиюноши1Позитивноеотношениесокружающими61,6459,282Автономия
57,3659,043Управлениесредой55,4059,694Личностныйрост65,0866,655Целивжизни62,7262,656самопринятие57,0060,287Общийпоказатель357,48366,68
Данные,представленныевтаблице1,позволяютконстатировать:уровеньсубъективногоблагополучиявышеуюношей,какпообщемупоказателю,такипоотдельнымпараметрам,вчастности«автономия»,«управлениеокружающейсредой»,«личностныйрост»,«самопринятие».Пошкале«целивжизни»уобеихгруппреспондентовпоказателипрактическиравны.Исходяизэтогоможнозаметить,чтоуюношейвысокиепоказателиимеютсяпотакимшкаламкак«Автономия»,«Управлениесредой»,«Личностныйрост»,этотешкалы,которыеуказываютнаощущениеблагополучияюношейвовнешнеммире.Субъективноеощущениенезависимости,саморазвития,стремлениекжелаемому,реализацияцелей.Удевушекповсемшкалам,средниепоказатели,нотакжеимеетсябольшойпроцентснизкимибалламипотакимшкаламкак«Личностныйрост»,«Управлениесредой»,«Автономия»,«Самопринятие».Здесьмыможемговоритьонеудовлетворенностисобой,ощущениибессмысленности,отсутствииверывсвои
способностикпеременам.Этоможетбытьсвязаноснаправленностьюженщинывовнутренниймир,отсюдабольшеевниманиеуделяетсясамоотношениюиотношениямсдругимилюдьми,нежеливнешнимпроцессамиобъектам.Проанализируемрезультаты,полученныеприпроведениитестасмысложизненныхориентаций.Длябольшейнаглядностииболеетщательногоанализарассмотримкаждуюшкалутеста
вотдельности.Данныепошкале«Целивжизни»предоставленынарисунке7.
Рис.7
Показатели(вбаллах)пошкале«Целивжизни»
у
юношейидевушек
Высокийпоказательподаннойшкале,характеризуетналичиевжизнииспытуемогоцелейвбудущем,которыепридаютжизниосмысленность,
направленностьнавременнуюперспективу.Количествореспондентов–юношейсвысокимипоказателямисоставляет3человека(12%),количестводевушек–4человека(16%).Низкиепоказателисвидетельствуютобобратном,отсутствиецелей,осмысленности.Такимиявляютсядевушкивколичестве5человек(20%)и4юноши(16%),можносказать,чтоэтилюдине
имеютреальнойопорывнастоящеминеподкрепляютсяличнойответственностьюзаихреализацию.«Процессжизни»,илиинтересиэмоциональнаянасыщенностьжизни.Этотпоказательговоритотом,воспринимаетлииспытуемыйсампроцесссвоейжизникакинтересный,эмоциональнонасыщенныйинаполненныйсмыслом(см.рис.8)
Рис.8
Показатели(вбаллах)пошкале«Процессжизни»
у
юношейидевушек
Нарисунке8,наглядновидно,чтопроцессжизнидевушкамивоспринимаетсякакболееинтересный,насыщенный,нежелиеговоспринимаютюноши.Низкийпоказательуюношейподаннойшкалесоставляет–11человек(44%),итолько4девушки(16%),этоявляетсяпризнакомнеудовлетворенностисвоейжизньювнастоящем;приэтом,однако,еймогутпридаватьполноценныйсмыслвоспоминанияопрошломилинацеленностьвбудущее.Именносвышесказаннымирезультатами,связанныполученныеданные,прианализешкалы«Результативностьжизни»(см.рис.9).
Рис.9
Показатели(вбаллах)пошкале«Результативностьжизни»
у
юношейидевушек
Показатели,представленныенарисунке9,свидетельствуютотом,что
у6юношей(24%),имеютсявысокиепоказателипошкале«Результативностьжизни»,чтоозначаетудовлетворенностьсамореализацией,хотяраннеемыотметилибольшуюнеудовлетворенностьсвоейжизни(шкала«Процессжизни»).Такое,напервыйвзгляд,кажущеесярасхождениеобъясняетсятем,чтопроцессжизнирассматриваетсякакнастоящее,арезультативность–какпрошлое.Иименнопрошлоепредаетюношамосмысленностьжизнииудовлетворенностьсобойприпрошествииужепройденногоотрезкажизни,ощущениетого,насколькопродуктивнаиосмысленнабылапрожитаяеечасть.Удевушекнетвысокихпоказателейпошкале«Результативностьжизни»,чтопоказываетнамобратное,меньшуюобращенностькпрошлому.Анализируяданныепошкале«Локусконтроля
Я»(см.рис.10)мыпришликвыводу
Рис.10
Показатели(вбаллах)пошкале«Локусконтроля–Я»
у
юношейидевушек
отом,чтопоказателидевушексвысокимбалломсоставляют36%,данныеотражаютпредставлениядевушекосебекакосильнойличности,обладающейдостаточнойсвободойвыбора,чтобыпостроитьсвоюжизньвсоответствиисосвоимицелямиипредставлениямиоеесмысле,ивсегоодинюноша(4%)имееттакиежепредставленияосебе.Большоеколичествоюношей(36%)имеютнизкиепоказатели,этоотражаетсявневериевсвоисилыконтролироватьсобытиясобственнойжизни.«Локусконтроля
жизнь»,илиуправляемостьжизни(см.рис11).
Рис.11Показатели(вбаллах)пошкале«Локусконтроля–жизнь»у
юношейидевушек
Респондентыобоихгруппимеютравноеколичествовысокихпоказателей(16%)поданнойшкале,чтоговоритобубежденииэтихлюдейвтом,чточеловекуданоконтролироватьсвоюжизнь,свободноприниматьрешенияивоплощатьихвжизнь.Авотубежденностьвтом,чтожизньчеловеканеподвластнасознательномуконтролю,чтосвободавыбораиллюзорна,ибессмысленночтолибозагадыватьнабудущее,близкавбольшейстепенидляюношей(36%)ивменьшейдлядевушек(16%).Рассмотримсредниепоказателиповсемшкаламтеста«смысложизненныхориентаций»(см.табл.2).Таблица2Своднаятаблицасреднихпоказателейпометодике«Шкалапсихологическогоблагополучия»уюношейидевушек№п/пНаименованиешкалСредниепоказатели
пометодикевбаллахдевушкиюноши1Целивжизни29,631,62Процессвжизни28,8428,083Результативностьжизни23,6824,844ЛокусконтроляЯ19,8819,125Локусконтроля
жизнь28,5628,006Общийпоказатель101,4898,36
Мывидим,чтопообщемупоказателюипотакимшкаламкак,«процессжизни»,«локусконтроля
я»и«локусконтроля
жизнь»удевушекпоказателивыше,чемуюношей.Девушкивоспринимаютпроцесссвоейжизникакинтересный,эмоциональнонасыщенныйинаполненныйсмыслом.Даннуюшкалу«процессжизни»соотносятснастоящим.Именноизнастоящегодевушкичерпаютсмыслсвоегосуществования.Шкалы«локусконтроля
я»и«локусконтроля
жизнь»характеризуютобщеемировоззренческоеубеждениевтом,чтоконтрольвозможениотражаютверувсобственнуюспособностьосуществлятьтакойконтроль(образЯ).Издесьмынаблюдаемпредставлениядевушекосебекакосильнойличности,обладающейдостаточнойсвободойвыбора,чтобыпостроитьсвоюжизньвсоответствиисосвоимицелямиипредставлениямиоеесмысле.
И,наоборот,уюношейвышепоказателипошкалам«целивжизни»и«результативностьжизни»этикатегориисоотносятсбудущим(цели)ипрошлым(результат).Этоговоритнам,чтоюношичерпаютсмыслсвоейжизниизбудущегоилипрошлого,иливэтихдвухсоставляющих.
Придаютсмыслналичиевжизниюношицелейвбудущем,которыепридаютжизниосмысленность,направленностьивременнуюперспективу.Длябольшейдостоверностиполученныхрезультатовнамибылпроведенсравнительныйанализзначимыхразличиймеждуюношамиидевушкамипопараметрам«субъективноеблагополучие»и«смысложизненныеориентации».Пошкалам«субъективноеблагополучие»выявленотолькоодноотличиенауровнедостоверногоразличия,этотпоказательвышеуюношей,чемудевушек.Большеподанномупараметрудостоверныхразличийневыявлено.Пошкаламтеста«смысложизненныхориентации»такжеотсутствуютдостоверныеразличия.Проведенноевышесравнительныйанализбылнаправленнасравнениеуровнейвыраженностипризнаков.Ондемонстрируетуровневыеразличия,нонепоказываетразличийвструктуресубъективногоблагополучияисмысложизненныхориентаций.Поэтомумыпопыталисьпроанализироватьвзаимозависимостьмеждусубъективнымблагополучиемисмысложизненнымиориентациями.
Анализвыявленныхкорреляционныхсвязейпоказалследующее.Дляюношейхарактерныследующиекорреляционныесвязи.Такойпараметркак«управлениесредой»связанс«процессомжизни»(0,41;95%),«результативностьжизни»(0,41;95%),«локусконтроля
я»(0,42;95%)и«локусконтроля
жизнь»(0,39;95%).«Личностныйрост»
«результативностьжизни»(0,41;95%);«самопринятие»
«целивжизни»(0,45;95%)и«результативностьжизни»(0,67;99%).Данныекорреляционныесвязиимеютзначимыйуровеньипрямуюнаправленность.Такжевыделеныпоказателисвысокозначимымуровнемипрямолинейнойнаправленностью:параметр«целивжизни»связанс«процессжизни»(0,62;99%),«результативностьжизни»(0,45;95%),«локусконтроля
я»(0,57;99%)и«локус
жизнь»(0,66;99%).«Самопринятие»
«процессжизни»(0,55;99%),«локусконтроля
я»(0,51;99%)и«локусконтроля
жизнь»(0,53;99%).
Длядевушеквыявленыкорреляционныесвязисозначимымуровнемипрямойнаправленностью:«позитивноеотношениесокружающими»связаннос«результативностьжизни»(0,49;95%)и«локусконтроля
жизнь»(0,43;95%).«Целивжизни»
«процессжизни»(0,48;95%);«самопринятие»
«целивжизни»(0,49;95%),«локусконтроля
я»(0,47;95%).Показателисвысокозначимымуровнемипрямойнаправленностью:«позитивноеотношениесокружающими»
«процессжизни»(0,57;99%);«управлениесредой»коррелируетсовсемипараметрами.«Целивжизни»(0,65;99%)
«результативностьжизни»(0,54;99%),«локусконтроля
я»(0,69;99%)и«локусконтроля
жизнь»(0,64;99%);
«самопринятие»
«процессжизни»(0,67;99%),«результативностьжизни»(0,68;99%),«локусконтроля
жизнь»(0,61;99%).«Автономия»и«личностныйрост»некоррелируютнисоднимизпараметров.
Проведенноеисследованиеиобработкарезультатов,позволяютнамсделатьследующиевыводы.Юношиощущаютблагополучиевтакихпараметрах,которыесвязаннысобъектамиипроцессами
вовнешнеммире,этотакиешкалыкак«Автономия»,«Управлениесредой»,«Результативностьжизни»,
приполученныхданныхунихприсутствуетсубъективноеощущениенезависимости,стремлениекжелаемому,реализацияцелей.Самыенизкиебаллыуюношейпошкале«Позитивноеотношениесокружающими»,отсюда,следует,чтомужчиныменеесклонныксопереживанию,иподдержаниюконтактовсдругимилюдьми,менееоткрытыдляобщения,этовсеможетприводитькзамкнутости,одиночеству,неспособностиустанавливатьиподдерживатьдоверительныеотношения.Такжешкала«Позитивноеотношениесокружающими»ишкала«Самопринятие»,отражаютнезависимостьюношейвоценкеотдругихлюдейиосознание,ипринятиенетолькосвоихположительныхкачеств,ноисвоихнедостатках.
Девушкивысоко оцениваютсебя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии сосвоими целями и представлениями о ее смысле. Но управляемость средой у них состоит в прямой взаимосвязи с такими параметрами как «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», и если по данным параметрам будут низкие показатели, то и управляемость средой будет низкой и наоборот.Уровень субъективного благополучия выше у юношей, как по общему показателю, так и по отдельным параметрам, в частности «Автономия», «Управление окружающей средой», «Личностный рост», «Самопринятие». По шкале «Цели в жизни» у обеих групп респондентов показатели практически равны.У девушек по всем шкалам, в общем, средние показатели, но так же имеется большой процент с низкими баллами по таким шкалам как «Личностный рост», «Управление средой», «Автономия», «Самопринятие». Здесь мы можем говорить о неудовлетворенности собой, ощущение бессмысленности, отсутствие веры в свои способности к переменам. Это может быть связано с направленностью женщины во внутренний мир, отсюда большое внимание и переживание уделяется самоотношению и отношениям с другими людьми, нежели внешним процессам и объектам.Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что у девушек и юношей выявленыособенности переживания субъективного благополучия. Полученныерезультаты по изучению субъективного благополучия личности позволят существенно продвинуться в знаниях, помогающих сохранению физического и психического благополучия, повышающих качество жизни и способствующих более полной самоактуализации личности, конкретно данные знания могут быть применены при индивидуальном психологическом консультировании юношей и девушек данного возраста.
Ссылки на источники1.Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности Психология здоровья. СПб.: 2000. 74с2.Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. канд. психол. наук / Г.Л. Пучкова. Хабаровск, 2003. 17 с.