Особенности единого сельскохозяйственного налога
Выпуск:
ART 85048
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шафигуллина
И.
Э.,
Иргалин
Э.
А.,
Валиев
Э.
М. Особенности единого сельскохозяйственного налога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
236–240. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85048.htm.
Аннотация. В статье рассматривается один из режимов налогообложения для сельхозтоваропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог; совершенствование системы налогообложения.
Ключевые слова:
сельхозтоваропроизводители, налоговая система, налоговая ставка, единый сельскохозяйственный налог, режим налогообложения, сельскохозяйственная отрасль
Текст статьи
Шафигуллина Ингрида Эдуардовна, студент гр.ОО4110, гр.6507 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистополь
Иргалин Эдуард Айратович,студент гр.ОО4110, гр.6507 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистополь
Валиев Эрнест Маратович,студент гр.ОО4110, гр.6507 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе,г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru
Особенности единого сельскохозяйственного налога
Аннотация.В статье рассматривается один из режимов налогообложения длясельхозтоваропроизводителейединыйсельскохозяйственныйналог; совершенствование системы налогообложения.Ключевые слова:единый сельскохозяйственныйналог, налоговая система,сельхозтоваропроизводители, режим налогообложения, сельскохозяйственная отрасль, налоговая ставка.
Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно –климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли. Все это предполагает и определенную систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимость исследования государственного регулирования аграрной сферы обусловлена тем, что сельское хозяйство в силу своей специфики не может существовать без поддержки государства. Важнейшим инструментом участия государства в регулировании и поддержке сельского хозяйства, обеспечении устойчивости развития производства и сельской местности является система налогообложения.
Налоговая система
это вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории Российской Федерации, а также полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений [1,2].В России для сельхозтоваропроизводителей применяются два режима налогообложения
общая система и специальный режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Они имеют определённые льготы. По налогу на прибыль организаций при общем режиме налогообложения установлена нулевая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведённой сельскохозяйственной продукции.Общий режим налогообложения возлагает самый большой объем налогового бремени на налогоплательщика и часто является обременительным для организации. В целях поддержки отдельных налогоплательщиков разработаны специальные налоговые режимы, одним из них является единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который мы и рассмотрим далее.Системаналогообложениядлясельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) –этоспециальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции[3].Применять систему налогообложения в виде ЕСХН вправе организации и предприниматели, отвечающие следующим требованиям :Вопервых, это организации и индивидуальные предприниматели, которые производят с/х. продукцию, осуществляют ее первичную и последующую обработку и переработку, реализуют эту продукцию[2,4].Вовторых, доход от реализации сельскохозяйственной продукции таких организаций или предпринимателей в общей доледолжен составлять не менее 70%[2,5].Права перехода на уплату ЕСХНне имеют:организации и индивидуальные предприниматели,которыезанимаютсяпроизводством подакцизных товаров[2];организации и индивидуальные предприниматели,которыепереведенына систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ[4].Таким образом, законодатель запрещает одновременное применение систем налогообложения в виде уплаты ЕНВД и уплаты ЕСХН;организации, имеющие филиалы и (или) представительства.Учитывая, что бюджет страны нуждается в налоговых поступлениях, нужно использовать лояльную систему налогообложения. Она сведена до минимума и исключает все ранее установленные налогиза исключением земельного, водного, а также сборов за пользование объектами животного мира, биологическими ресурсами. Обязательные платежи включают платежи в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования и взносы на страхование по травматизму[6,7,8].Внедрение новшества, связанное с совершенствованием налоговой системы, связано с рядом трудностей.Вопервых, исполнителям требуется время для осмысления механизма вводимой системы налогообложения. Вовторых, нововведение не должно сопровождаться снижением налоговой нагрузки, поскольку налоговые поступления формируют государственный бюджет. Поэтому методические указания по упрощению системы налогообложения должны быть понятны всем исполнителям и стимулировать экономический ростсельскохозяйственных предприятий.Согласно Федеральному закону от 02.10.2012 г. № 161ФЗ, вступившемув силу с начала 2013 года,устанавливается бессрочная нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей и соответствующие суммы остаются в распоряжении сельхозтоваропроизводителей [6,9].Ранее налоговая ставка по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН), в 20042012 годах составляла 0%, в 20132015 годах 18%; начиная с 2016 года 20%.Федеральный закон № 161ФЗ также устанавливает льготную налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость (НДС) в размере 10% при ввозе на территорию России семенного материала и эмбрионов отдельных видов племенного скота для сельхозпроизводителей. Применение пониженной ставки НДС позволит сельхозпроизводителям в 20132015 годах сэкономить порядка 75,4 млрд. рублей, т.е. по 25 млрд. рублей ежегодно.Одновременно указанным законом освобождаются от налогообложения НДФЛ субсидии и гранты, полученные из государственного бюджета главами крестьянских (фермерских) хозяйств после 1 января 2012 г. Под льготу подпадают гранты, предоставленные на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера. В результате применения указанных льгот в распоряжении фермеров в 20132015 годах останется ежегодно порядка 455 млн. рублей.Федеральным законом № 161ФЗ организациям потребкооперации без учета ограничений по среднесписочной численности работников предоставлено право применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 января 2018 года. В других отраслях по этой налоговой схеме могут работать только небольшие предприятия с численностью менее 100 человек.Данные меры позволят планомерно снижать нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, направлять дополнительные средства на развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции. Таким образом, внесенные изменения, безусловно, снизят налоговую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей, однако данная господдержка АПК явно недостаточна для российских производителей сельскохозяйственной продукции.Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйствеВ процессе проведения исследования выявлены следующие проблемные зоны:1.Ограничение применения системы налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, а тем более не выдерживают указанныйсемидясетипроцентный.
Если сельскохозяйственные организации в первый год своей деятельности не имеют права применять ЕСХН, то они будут вынуждены применять общий режим налогообложения. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общий режим налогообложения, предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль
в 2004 –2012 годах –0 процентов, в 2013 –2015 годах –18%, начиная с 2016 года –20 процентов (ФЗ от 06.08.01 № 110 –ФЗ). Таким образом, с начала 2013 года налог на прибыль будет уплачиваться по ставке 18%, что не намного ниже ставки в 20%, установленной для остальных категорий налогоплательщиков, размер прибыли которых несравнимо выше, чем прибыль, получаемая сельскохозяйственными организациями. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость разработки предложений по его снижению для вновь созданных сельскохозяйственных организаций[5].Предлагаю внести ряд поправок в статью 346.2 НК РФ:На мойвзгляд, можно было бы продлить применение льготы по налогу на прибыль в размере 0%, действующей с 2004 по2012 год для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, необходима разработка механизма дифференциации обложения ЕСХН в зависимости от вида экономической деятельности. Специальный режим должен учитывать как особенности растениеводства, так и животноводства в связи с отличиями образования финансового результата деятельности в данных отраслях.Вместе с тем, необходимо максимально упростить администрирование ЕСХН, процедуру перехода на специальный режим налогообложения. При этом необходимо изыскать возможности перехода с налогообложения выручки к налогообложению земельных угодий, что, безусловно, возможно после совершенствования методик оценки земельных угодий.2.Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Однако отмена НДС не всегда является положительным моментом. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельскохозяйственным товаропроизводителям на 18 процентов дороже, по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения такие организации имеют к зачету НДС по закупаемым товарам по ставке, как правило, 18 процентов, а ставка НДС по реализуемой продукции составляет 10 процентов. При ЕСХН данная положительная разница при уплате налога исчезнет. Таким образом, возникает необходимость решения и данной проблемы.Варианты решения: Одним из направлений решения проблемы НДС может выступать разработка пониженных ставок НДС для покупателей сельскохозяйственной продукции, произведенной организациями плательщиками ЕСХН, а также предоставление организациям, применяющим общую систему налогообложения, возможности учитывать «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организацийплательщиков ЕСХН; предоставить организациям –плательщикам ЕСХН право выбора статуса плетельщика НДС либо право предъявлять к вычету НДС (НДС включается в стоимость товара).3. Еще одной проблемой сельскохозяйственных товаропроизводителей, на мойвзгляд, является отсутствие какого –либо учета специфических особенностей данной отрасли, к которым, относятся природно –климатические условия, уровень плодородия почв. Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства). Варианты решения.На мой взгляд, региональными органами власти субъектов РФ можно было бы разработать и ввести корректирующий коэффициент для каждой природной экосистемы, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от природно –климатической зоны и состава почв. А сельскохозяйственные организации, применяющие общий режим налогообложения могли бы корректировать на данный коэффициент налогооблагаемую базу по налогу на прибыль[5].
В части стимулирования инвестиций в сельское хозяйство сделать акцент на регулирующую и стимулирующую функции, а не на фискальную. К числу стимулирующих налоговых мер на селе можно отнести: снижение налогового бремени и формирование благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе (табл. 1).Таблица 1Предлагаемые стимулирующие налоговые меры в сельском хозяйстве[5]
Основные направления налогового стимулированиесельскохозяйственногопроизводстваОсновныенаправления налогового стимулирования с целью повышения инновационноинвестиционной активности АПКЦель №1Снижение налогового бремениЦель №2Привлечение инвестиционных и инновационных проектов.Льготное налогообложение совместного дохода для организацийпартнеровНалоговые льготы для инвесторов, инвестирующих в природоохранные и энергосберегающие проектыДиверсификация налоговых льгот по размеру и продолжительности льготного периода в зависимости от объема инвестиций, срока окупаемости проекта и т.д.Налоговые льготы для предприятий других отраслей, инвестирующих в развитие сельского хозяйстваУсреднение налогов за ряд лет для малых предприятийРасширение круга сельхозтоваропроизводителей, для которых разрешено применение повышающих амортизационных коэффициентовУменьшение налогооблагаемой базы в периоды высокого уровня доходовДополнительная амортизация при инвестировании в инновационные проектыПеренос убытков на будущие периодыНалоговая льгота на прибыль, полученную от продажи активов, которая используется для приобретения новых активовНалоговый кредитИнвестиционный кредит в инновационные проекты инновационные проекты
В заключении хотелось бы отметить, что применение рассмотренных налоговых стимулов и регуляторов возможно только после проведения оценки эффекта, которое они оказывают на экономическое состояние сельхозтоваропроизводителей и ситуациюв аграрном секторе. Таким образом, существует необходимость предварительной оценки эффективности и экономического эффекта введения новых налогов и внесения изменений в налоговое законодательство с целью предотвращения негативных эффектов их практической реализации, а также выбора наиболее эффективных инструментов для достижения первоначально заявленных целей.
Ссылки на источники1.Домашняя правовая энциклопедия.[Электронный ресурс]
Режим доступа: Гарант2.Единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН).[Электронный ресурс] Режим доступа:http://slobexpert.ru3.Единый сельскохозяйственныйналог (ЕСХН). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.ru4.Налоговый кодекс РФ (НК РФ)[Электронный ресурс]:[ред.от24.11.2014].
Режим доступа:КонсультантПлюс5.Налоговое право. Учебное пособиеПод ред. Ашмариной Е.М.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://books.google.ru6.Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 161ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"[Электронный ресурс] Режим доступа: «Гарант»7.Палладина М.И., Жаворонкова Н.Г. Аграрное право.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://books.google.ru8.Субаева, А. К., Постнова М.В. Экономика отрасли. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2014. 182с.9.Субаева, А. К. Экономика предприятия. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2015. –300с.
Иргалин Эдуард Айратович,студент гр.ОО4110, гр.6507 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистополь
Валиев Эрнест Маратович,студент гр.ОО4110, гр.6507 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе,г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru
Особенности единого сельскохозяйственного налога
Аннотация.В статье рассматривается один из режимов налогообложения длясельхозтоваропроизводителейединыйсельскохозяйственныйналог; совершенствование системы налогообложения.Ключевые слова:единый сельскохозяйственныйналог, налоговая система,сельхозтоваропроизводители, режим налогообложения, сельскохозяйственная отрасль, налоговая ставка.
Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно –климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли. Все это предполагает и определенную систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимость исследования государственного регулирования аграрной сферы обусловлена тем, что сельское хозяйство в силу своей специфики не может существовать без поддержки государства. Важнейшим инструментом участия государства в регулировании и поддержке сельского хозяйства, обеспечении устойчивости развития производства и сельской местности является система налогообложения.
Налоговая система
это вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории Российской Федерации, а также полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений [1,2].В России для сельхозтоваропроизводителей применяются два режима налогообложения
общая система и специальный режим в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Они имеют определённые льготы. По налогу на прибыль организаций при общем режиме налогообложения установлена нулевая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведённой сельскохозяйственной продукции.Общий режим налогообложения возлагает самый большой объем налогового бремени на налогоплательщика и часто является обременительным для организации. В целях поддержки отдельных налогоплательщиков разработаны специальные налоговые режимы, одним из них является единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), который мы и рассмотрим далее.Системаналогообложениядлясельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) –этоспециальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции[3].Применять систему налогообложения в виде ЕСХН вправе организации и предприниматели, отвечающие следующим требованиям :Вопервых, это организации и индивидуальные предприниматели, которые производят с/х. продукцию, осуществляют ее первичную и последующую обработку и переработку, реализуют эту продукцию[2,4].Вовторых, доход от реализации сельскохозяйственной продукции таких организаций или предпринимателей в общей доледолжен составлять не менее 70%[2,5].Права перехода на уплату ЕСХНне имеют:организации и индивидуальные предприниматели,которыезанимаютсяпроизводством подакцизных товаров[2];организации и индивидуальные предприниматели,которыепереведенына систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ[4].Таким образом, законодатель запрещает одновременное применение систем налогообложения в виде уплаты ЕНВД и уплаты ЕСХН;организации, имеющие филиалы и (или) представительства.Учитывая, что бюджет страны нуждается в налоговых поступлениях, нужно использовать лояльную систему налогообложения. Она сведена до минимума и исключает все ранее установленные налогиза исключением земельного, водного, а также сборов за пользование объектами животного мира, биологическими ресурсами. Обязательные платежи включают платежи в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования и взносы на страхование по травматизму[6,7,8].Внедрение новшества, связанное с совершенствованием налоговой системы, связано с рядом трудностей.Вопервых, исполнителям требуется время для осмысления механизма вводимой системы налогообложения. Вовторых, нововведение не должно сопровождаться снижением налоговой нагрузки, поскольку налоговые поступления формируют государственный бюджет. Поэтому методические указания по упрощению системы налогообложения должны быть понятны всем исполнителям и стимулировать экономический ростсельскохозяйственных предприятий.Согласно Федеральному закону от 02.10.2012 г. № 161ФЗ, вступившемув силу с начала 2013 года,устанавливается бессрочная нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей и соответствующие суммы остаются в распоряжении сельхозтоваропроизводителей [6,9].Ранее налоговая ставка по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН), в 20042012 годах составляла 0%, в 20132015 годах 18%; начиная с 2016 года 20%.Федеральный закон № 161ФЗ также устанавливает льготную налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость (НДС) в размере 10% при ввозе на территорию России семенного материала и эмбрионов отдельных видов племенного скота для сельхозпроизводителей. Применение пониженной ставки НДС позволит сельхозпроизводителям в 20132015 годах сэкономить порядка 75,4 млрд. рублей, т.е. по 25 млрд. рублей ежегодно.Одновременно указанным законом освобождаются от налогообложения НДФЛ субсидии и гранты, полученные из государственного бюджета главами крестьянских (фермерских) хозяйств после 1 января 2012 г. Под льготу подпадают гранты, предоставленные на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера. В результате применения указанных льгот в распоряжении фермеров в 20132015 годах останется ежегодно порядка 455 млн. рублей.Федеральным законом № 161ФЗ организациям потребкооперации без учета ограничений по среднесписочной численности работников предоставлено право применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 января 2018 года. В других отраслях по этой налоговой схеме могут работать только небольшие предприятия с численностью менее 100 человек.Данные меры позволят планомерно снижать нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, направлять дополнительные средства на развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции. Таким образом, внесенные изменения, безусловно, снизят налоговую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей, однако данная господдержка АПК явно недостаточна для российских производителей сельскохозяйственной продукции.Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйствеВ процессе проведения исследования выявлены следующие проблемные зоны:1.Ограничение применения системы налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, а тем более не выдерживают указанныйсемидясетипроцентный.
Если сельскохозяйственные организации в первый год своей деятельности не имеют права применять ЕСХН, то они будут вынуждены применять общий режим налогообложения. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общий режим налогообложения, предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль
в 2004 –2012 годах –0 процентов, в 2013 –2015 годах –18%, начиная с 2016 года –20 процентов (ФЗ от 06.08.01 № 110 –ФЗ). Таким образом, с начала 2013 года налог на прибыль будет уплачиваться по ставке 18%, что не намного ниже ставки в 20%, установленной для остальных категорий налогоплательщиков, размер прибыли которых несравнимо выше, чем прибыль, получаемая сельскохозяйственными организациями. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость разработки предложений по его снижению для вновь созданных сельскохозяйственных организаций[5].Предлагаю внести ряд поправок в статью 346.2 НК РФ:На мойвзгляд, можно было бы продлить применение льготы по налогу на прибыль в размере 0%, действующей с 2004 по2012 год для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, необходима разработка механизма дифференциации обложения ЕСХН в зависимости от вида экономической деятельности. Специальный режим должен учитывать как особенности растениеводства, так и животноводства в связи с отличиями образования финансового результата деятельности в данных отраслях.Вместе с тем, необходимо максимально упростить администрирование ЕСХН, процедуру перехода на специальный режим налогообложения. При этом необходимо изыскать возможности перехода с налогообложения выручки к налогообложению земельных угодий, что, безусловно, возможно после совершенствования методик оценки земельных угодий.2.Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Однако отмена НДС не всегда является положительным моментом. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельскохозяйственным товаропроизводителям на 18 процентов дороже, по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения такие организации имеют к зачету НДС по закупаемым товарам по ставке, как правило, 18 процентов, а ставка НДС по реализуемой продукции составляет 10 процентов. При ЕСХН данная положительная разница при уплате налога исчезнет. Таким образом, возникает необходимость решения и данной проблемы.Варианты решения: Одним из направлений решения проблемы НДС может выступать разработка пониженных ставок НДС для покупателей сельскохозяйственной продукции, произведенной организациями плательщиками ЕСХН, а также предоставление организациям, применяющим общую систему налогообложения, возможности учитывать «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организацийплательщиков ЕСХН; предоставить организациям –плательщикам ЕСХН право выбора статуса плетельщика НДС либо право предъявлять к вычету НДС (НДС включается в стоимость товара).3. Еще одной проблемой сельскохозяйственных товаропроизводителей, на мойвзгляд, является отсутствие какого –либо учета специфических особенностей данной отрасли, к которым, относятся природно –климатические условия, уровень плодородия почв. Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства). Варианты решения.На мой взгляд, региональными органами власти субъектов РФ можно было бы разработать и ввести корректирующий коэффициент для каждой природной экосистемы, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от природно –климатической зоны и состава почв. А сельскохозяйственные организации, применяющие общий режим налогообложения могли бы корректировать на данный коэффициент налогооблагаемую базу по налогу на прибыль[5].
В части стимулирования инвестиций в сельское хозяйство сделать акцент на регулирующую и стимулирующую функции, а не на фискальную. К числу стимулирующих налоговых мер на селе можно отнести: снижение налогового бремени и формирование благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе (табл. 1).Таблица 1Предлагаемые стимулирующие налоговые меры в сельском хозяйстве[5]
Основные направления налогового стимулированиесельскохозяйственногопроизводстваОсновныенаправления налогового стимулирования с целью повышения инновационноинвестиционной активности АПКЦель №1Снижение налогового бремениЦель №2Привлечение инвестиционных и инновационных проектов.Льготное налогообложение совместного дохода для организацийпартнеровНалоговые льготы для инвесторов, инвестирующих в природоохранные и энергосберегающие проектыДиверсификация налоговых льгот по размеру и продолжительности льготного периода в зависимости от объема инвестиций, срока окупаемости проекта и т.д.Налоговые льготы для предприятий других отраслей, инвестирующих в развитие сельского хозяйстваУсреднение налогов за ряд лет для малых предприятийРасширение круга сельхозтоваропроизводителей, для которых разрешено применение повышающих амортизационных коэффициентовУменьшение налогооблагаемой базы в периоды высокого уровня доходовДополнительная амортизация при инвестировании в инновационные проектыПеренос убытков на будущие периодыНалоговая льгота на прибыль, полученную от продажи активов, которая используется для приобретения новых активовНалоговый кредитИнвестиционный кредит в инновационные проекты инновационные проекты
В заключении хотелось бы отметить, что применение рассмотренных налоговых стимулов и регуляторов возможно только после проведения оценки эффекта, которое они оказывают на экономическое состояние сельхозтоваропроизводителей и ситуациюв аграрном секторе. Таким образом, существует необходимость предварительной оценки эффективности и экономического эффекта введения новых налогов и внесения изменений в налоговое законодательство с целью предотвращения негативных эффектов их практической реализации, а также выбора наиболее эффективных инструментов для достижения первоначально заявленных целей.
Ссылки на источники1.Домашняя правовая энциклопедия.[Электронный ресурс]
Режим доступа: Гарант2.Единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН).[Электронный ресурс] Режим доступа:http://slobexpert.ru3.Единый сельскохозяйственныйналог (ЕСХН). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.ru4.Налоговый кодекс РФ (НК РФ)[Электронный ресурс]:[ред.от24.11.2014].
Режим доступа:КонсультантПлюс5.Налоговое право. Учебное пособиеПод ред. Ашмариной Е.М.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://books.google.ru6.Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 161ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"[Электронный ресурс] Режим доступа: «Гарант»7.Палладина М.И., Жаворонкова Н.Г. Аграрное право.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://books.google.ru8.Субаева, А. К., Постнова М.В. Экономика отрасли. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2014. 182с.9.Субаева, А. К. Экономика предприятия. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2015. –300с.