Приграничное сотрудничество как реализация вопросов национальной безопасности на государственной границе в приграничном регионе Российской Федерации – Республике Тыва

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хайманов В. Г. Приграничное сотрудничество как реализация вопросов национальной безопасности на государственной границе в приграничном регионе Российской Федерации – Республике Тыва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 241–245. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85049.htm.
Аннотация. В статье представлен теоретико-правовой анализ общих систем правовых официально принятых в государстве и обществе взглядов на приграничное сотрудничество, государственную и национальную безопасность, а также приоритеты Российской Федерации по охране государственных границ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хайманов Владимир Геннадьевич,

аспирант юридического факультета ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», Республика Тыва, г. Кызылkhajvladimir@yandex.ru

Приграничное сотрудничествокак реализация вопросов национальной безопасности на государственной границе в приграничном регионе Российской Федерации Республике Тыва

Аннотация.В статье представлен теоретикоправовой анализ общих систем правовых официально принятых в государстве и обществе взглядов на приграничное сотрудничество, государственную и национальную безопасность, а также приоритеты Российской Федерации по охране государственных границ.Ключевые слова:безопасность государства, правовая система, вооруженные силы, нормы международного права, стратегическое планирование, государственноеуправление, государственная граница.

С образованием Российской Федерации и Содружества Независимых Государств произошли существенные изменения в статусе, прохождении, договорноправовом закреплении и обустройстве Государственной границы. Иными стали режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу и условия служебнобоевой деятельности Пограничных войск. Нарушились целостность системы охраны границы и пограничная инфраструктура. Образование 12 июня 1992 года Пограничных войск Российской Федерации заложило основу обеспечения безопасности России на Государственной границе.Концепция охраны Пограничными войсками Российской Федерации Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ (на переходный период) от 24 марта 1994 года определяет в наиболее общем виде замысел охраны Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и участие Пограничных войск Российской Федерации в охране внешних границ государств СНГ на переходный период, который характеризуется укреплением российской государственности, расширением интеграции государствучастников Содружества, формированием новой системы межгосударственных отношений, разрешением споров с сопредельными странами, как правило, мирными средствами1.Российская Федерация, имеющая самую протяженную в мире государственную границу более 61 тыс. км, а также наибольшее количество странсоседей 16, обладает уникальным потенциалом для развития приграничного сотрудничества с сопредельными государствами. Приграничное или прибрежное положение занимают 48 ее субъектов, а 37 из них имеют сухопутную границу с 14 странами. Однако эти уникальные возможности остаются практически незадействованными, российское приграничье, как отмечают специалисты, в экономическом смысле пока выполняет скорее барьерные, чем контактные функции.2 1Минаев А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века.(статья). Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. –С. 1720.2Абухба И.Л. Приграничное сотрудничество как фактор развития муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010г. №4. С. 17.Наиболее характерная черта приграничных территорий относительно более низкий уровень социальноэкономического развития по сравнению с другими регионами Российской Федерации3.Наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии.Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию.Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативноправовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консальтинговые и посреднические компании и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация ускорило формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений.Правовую основу развивающегося в настоящее время приграничного сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами образуют нормативные правовые акты, регулирующие отношения на трех уровнях4. Первый составляют федеральные правовые акты, устанавливающие правовой режим международных связей и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ее субъектов. Второй правовой уровень создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. К третьему правовому уровню актов относятся соглашения и договоры о партнерстве и сотрудничестве, заключаемые региональными и местными органами власти с аналогичными территориальными образованиями соседних стран. При этом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не являются субъектами международного права, все соглашения международного характера заключаются в рамках их компетенции с обязательным участием специально уполномоченного на то федерального органа государственной власти Министерства иностранных дел России.5 3Минаев А.В. Основные направления российской политики по правовому закреплению государственной границы Российской Федерации (статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Издво: Самарский государственный университет, 2011, №34, С.127132.4Минаев А.В. Соглашения о приграничном сотрудничестве в Российской Федерации, заключенные муниципальными образованиями (статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Издво: Самарский государственный университет, 2011, №78, С.148153.5Бочарников И.В. Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве // Аналитический вестник Совета Федерации. 2009г. №12(379), http://www.budgetrf.ru.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обозначены стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.6В Стратегии особое внимание уделяетсяпограничной безопасности. Проблема обеспечения национальной безопасности России в пограничной сфере (пограничной безопасности России) относится к числу приоритетных направленийдеятельности руководства страны, органов государственной власти России, находится в поле зрения отечественных ученых, научноисследовательских центров Федеральной службы безопасности России (далее –ФСБ России). Так, В.В. Путин, выступая в феврале 2006 г.на заседании Коллегии ФСБ России, подчеркнул, что обеспечение внутренней и внешней безопасности России невозможно без надежной охраны государственных границ. Ранее, выступая на Всероссийском совещании руководящего состава ФСБ России по вопросам пограничной деятельности, он сказал: «Любой просчет на границе отражается на всей системе национальной безопасности, поэтому решения, принимаемые в пограничной сфере, должны быть взвешенными и просчитанными».Под пограничной безопасностью России понимается состояниезащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве, которое зависит, с одной стороны, от характера и масштаба угроз, присутствующих в нем, с другой стороны, от возможностей государства противодействовать им и создавать органы надежной защиты государственной границы и приграничной территории.7В настоящее время закона регулирующего областьприграничного сотрудничестванет. Вместе с тем, распоряжением Правительства Российской 6Минаев А.В.;Эртине К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности (статья). Королев: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2013г., № 9 (105). –С.129.7Минаев А.В. Актуальные проблемы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. // Сборник статей 6 Международная научнопрактической конференции «Федерализм. Гражданское общество. Государство: политические и правовые аспекты.», 2010г.С.32.

Федерации от 09.02.2001 года № 196рутверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации.Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованныедействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.Так, одной из задач приграничного сотрудничества в Российской Федерации является содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.Стимулирование развития приграничной территории осуществляется с учетом интересов населения этой территории и всего населения Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств путем8:укрепления нормативной правовой базы приграничного сотрудничества;последовательного завершения международно правового оформления государственной границы Российской Федерации;формирования нормативной правовой базы по вопросам развития приграничного сотрудничества;достижения совместимости законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;укрепления экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными государствами;определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской Федерации; 8Минаев А.В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации(статья). Краснодар: // «Общество и право», Издво: Краснодарский университет МВД России, № 4(31), 2010.–С.3439.регулирования ставок местных налогов, и т.д.Контроль зареализацией идеятельностью участников приграничного сотрудничества осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.9

Таким образом, документом были определены: понятие приграничного сотрудничества в Российской Федерации, под которым стали понимать согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.10В рамках реализации полномочий предусмотренных Концепции приграничного сотрудничества, Правительством Республики Тыва принято Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2007 года № 867 (ред. от 09.11.2012) «Об утверждении Положения о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва»11, в котором утверждено Положение, а такжесоставКоординационного совета по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва.При этом контроль за исполнением постановления возложен на Министерство экономики Республики Тыва.

Согласно Положению о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва, Координационный совет по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва (далее Совет) создается с целью повышения эффективности международных, внешнеэкономических связей, социальноэкономического развития Республики Тыва, определения приоритетных направлений в сфере международного сотрудничества и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления республики со специализированными структурами, предприятиями и организациями всех форм собственности в этой сфере.Основными задачами и функциями которого являются:

Оценка состояния и динамики развития международных, внешнеэкономических и приграничных связей республики.

Определение приоритетных для Республики Тыва направлений, стран и регионов в сфере внешнеэкономического и приграничного сотрудничества.

Выработка мероприятий по развитию приграничных территорий, в том числе приграничной инфраструктуры и торговли. 9Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 г. № 196р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества», Собрание законодательства Российской Федерации, 19.02.2001г., № 8, С. 764.10Абухба И.Л. Приграничное сотрудничество как фактор развития муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010г. №4. С. 18.11Минаев А.В. Историкоправовые аспекты становления и обустройства государственной границы в Туве (статья). Королёв: // «Право и государство:теория и практика». Издательский дом «Право и государство пресс», 2012, № 6 (90). –С.95102.

Разработка рекомендаций к программам развития международных, внешнеэкономических, приграничных связей Республики Тыва.

Разработка мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в экономику и формирование благоприятного инвестиционного климата республики дляиностранных инвесторов.

Разработка предложений по созданию и совершенствованию законодательной и нормативной базы в сфере международных, внешнеэкономических связей, а также приграничного сотрудничества.

Разработка предложений по взаимодействию государственных органов исполнительной власти республики с федеральными органами власти, их подразделениями на территории республики, а также с межрегиональными организациями и представительствами, организациями зарубежных стран по важнейшим направлениям осуществления международных, внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества.

Разработка комплекса мер по установлению на долгосрочной основе международных, внешнеэкономических связей в социальной, торговой, научной, образовательной, культурной, спортивной, гуманитарной и других сферах деятельности, в том числе и с учетом приграничной специфики региона (развитие приграничной инфраструктуры).

Поиск способов повышения эффективности внешнеэкономической и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов республики.

Рассмотрение предложений хозяйствующих субъектов республики по развитию международных, внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества.

Содействие разработке мероприятий по продвижению на внешний рынок новых технологий и товаропроизводителей республики.

Содействие в реализации международных региональных проектов и программ, в расширении контактов с регионами, организациями и фирмами зарубежных стран (в первую очередь стран АТР и Монголии).

Содействие в проведении международных выставокярмарок в республике.Разработка предложений по обучению и подготовке для хозяйствующих субъектов республики квалифицированных кадров в сфере международных, внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества.12Приграничное сотрудничествоимеет особенное значение всовременных международных условиях, именно на границе непосредственно пересекаются многие важные проблемы государства в целом так и субъектов Российской Федерации, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. При помощи механизмов, отраженных в правовых актах по Приграничномусотрудничествурешаютсяотдельные вопросы межгосударственных отношений.Важнуюроль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей большойпограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории13.Субъекты Российской Федерациииграют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом, 12Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2007 г.№ 867 «Об утверждении Положения о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва», «Тувинская правда», № 16, 2008 г., 14 февраля.

13Минаев А.В. Новое в законодательстве о правилах пограничного режима Российской Федерации (статья). Москва: // «Таможенное дело». Издательская группа «Юрист», 2013, № 1. –С.2128.

сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания субъекта.

Ссылки на источники1.Минаев А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века.(статья). Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. –С. 1720.2.Абухба И.Л. Приграничное сотрудничество как фактор развития муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010г. № 4. С. 17 20.3.Минаев А.В. Основные направления российской политики по правовому закреплению государственной границы Российской Федерации (статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Издво: Самарский государственный университет, 2011, №34, С.127132.4.Минаев А.В. Соглашения о приграничном сотрудничестве в Российской Федерации, заключенные муниципальными образованиями (статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Издво: Самарский государственный университет, 2011, №78, С.148153.5.Бочарников И.В. Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве // Аналитический вестник Совета Федерации. 2009 г. № 12(379), http://www.budgetrf.ru.6.Минаев А.В.; Эртине К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности (статья). Королев: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2013г., № 9 (105). –С.129133.7.Минаев А.В. Актуальные проблемы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. // Сборник статей 6 Международная научнопрактической конференции «Федерализм. Гражданское общество. Государство: политические и правовые аспекты.», 2010 г.С.3235.8.Минаев А.В. Процесс правового закрепления объявленных государственных границ Российской Федерации(статья). Краснодар: // «Общество и право», Издво: Краснодарский университет МВД России, № 4(31), 2010. –С.3439.9.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 г. № 196р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества», Собрание законодательства Российской Федерации, 19.02.2001 г., № 8, С. 764.10.Минаев А.В. Историкоправовые аспекты становления и обустройства государственной границы в Туве (статья). Королёв: // «Право и государство: теория и практика».Издательский дом «Право и государство пресс», 2012, № 6 (90). –С.95102.11.Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2007 г. № 867 «Об утверждении Положения о Координационном совете по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при Правительстве Республики Тыва», «Тувинская правда», № 16, 2008 г., 14 февраля.12.Минаев А.В. Новое в законодательстве о правилах пограничного режима Российской Федерации (статья). Москва: // «Таможенное дело». Издательская группа «Юрист», 2013, № 1. –С.2128.