Экономическая сторона интеллектуального труда в глобальном информационном обществе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горюнов В. С. Экономическая сторона интеллектуального труда в глобальном информационном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 301–305. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85061.htm.
Аннотация. В статье исследуется экономическая составляющая интеллектуального труда в глобальном информационном обществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горюнов Владимир Сергеевич,преподаватель,НОУВПО «Северный институт предпринимательства», г.АрхангельскVladGor2909@yandex.ru

Экономическая сторона интеллектуального труда в глобальном информационном обществе

Аннотация.В статье исследуется экономическая составляющая интеллектуального труда в глобальном информационном обществеКлючевые слова:интеллектуальный труд, глобальное информационное общество, экономика интеллектуального труда, научные знания, правообладатель результатов интеллектуальной деятельности.

В глобальном информационномобществена первый план выходит такая разновидность труда, как интеллектуальный труд. Что же подразумевает под собой такая дефиниция, как «интеллектуальный труд»? Интеллектуальный труд в условиях формирующегося глобального информационного общества представляет собой систему организации труда, которая наделена творческим характером деятельности, где основным затратным элементом является умственная энергия, сопряженная с информационным процессом и формированием нового научного знания. Сформировавшееся новое научное знание подлежит применению в сфере открытия новых направлений высокоэффективного и высокотехнологичного производства, системы образования, управленческой деятельности,системы здравоохранения, управления культурой и искусством. В центре интеллектуальной системы организации труда располагается ядро, основным элементом которого является исследовательский блок, так как гносеологические процессы являются отличительным признаком интеллектуальной системы организации труда–рисунок 1.









Рис.1. Основной элемент интеллектуальной системы организации труда

Открытие новых граней познания является результатом применения интеллектуальных возможностей человека. Сформированная система новых научных знаний является результатом деятельности интегрированной системы общественного и специализированного научного труда.

Если рассматривать результаты интеллектуального труда в условиях глобального информационного общества в аспекте формирования нового научного Интеллектуальная система организации трудаГносеологические процессызнания, то в этом случае образуется строго иерархичная структура, которая содержит информационный блок о: основополагающих законах функционирования информационных систем и их трансформации в условиях сформировавшегося глобального информационного общества; результатах практического воплощения положений основополагающих законов.Сформированное новое научное знание в условиях глобального информационного общества может быть представлено в виде различных информационных средств, которые склонны к постоянному видоизменению и совершенствованию.Отличительной чертой результатов интеллектуальной системы организации труда в условиях глобального информационного общества является то обстоятельство, что строго иерархичная система знаний не может быть без автора. Первым шагом на пути обладания информационным ресурсом как источником знания является момент создания соответствующего информационного материала в сознании человека, являющегося субъектом интеллектуальной собственности в условиях глобального информационного общества. Но при этом надо иметь ввиду то, что далеко не каждый информационный ресурс, рассматривающийся в призме дефиниции «знание», является объектом собственности. Если рассматривать интеллект с точки зрения способности кмышлению, то различные хаотичные движения мысли в сознании человека могут носить случайный характер, то есть в ходе мыслительного процесса мысль на какойлибо предмет может появиться внезапно и также внезапно пропасть, не внося при этом какоголибо новогознания.Для успешного прохождения процесса создания нового научного знания в условиях глобального информационного общества необходимо заложить в основу соответствующее ресурсное обеспечение, то есть нематериальные блага. В качестве нематериального блага могут выступать проецируемые образы природных компонентов, объектов материального мира, связей и закономерностей. Если указанные объекты рассматривать с точки зрения ресурсного обеспечения мыслительного процесса человека, то они одновременно будут являться еще и предметами мыслительного процесса человека. Объекты и предметы мыслительного процесса человека подразделяются на две группы:

кпервой группе относятся фактический материал, который был накоплен в ходе исторического развития человечества. Первая группа объектов и предметов мыслительного процесса человека формирует первую ступень в структуре гносеологического процесса, являющееся фундаментальной. В содержание второй группы объектов и предметов мыслительного процесса человека конкретные факты об исследуемом объекте: о его происхождении, свойствах, характеристиках, т.е. все то, что подпадает под информационный процесс в ходе интеллектуального труда человека;

вторая группа объектов и предметов мыслительного процесса человека формируют вторую ступень в структуре гносеологического процесса, которая по сути служит посылом для создания нового научного знания. Процесс создания нового научного знания формирует систему взаимоотношений между ними и их авторами. Автор нового научного знания является его собственником. Авторысобственники новых научных знаний становятся обладателями нематериальных активов, распоряжаться которыми он правомочен по своему усмотрению. При этом доступ других субъектов к данному интеллектуальному продукту невозможен, его пространство ограничено сознанием человека, его владельца. Новые научные знания как нематериальные активы не нуждаются в какойлибо правовой защите, так как они еще не появились в материальном мире[1]. В этом субъектнообъектные отношения представляют собой замкнутую систему, в которой все подконтрольно субъекту. Но в большинстве случаев новые научные знания создаются не для персонального пользования со стороны автора, а для пользования неограниченным числом людей, которых эти знания заинтересовали. Новые научные знания в условиях глобального информационного общества формируют интеллектуальную собственность автора, основное предназначение которой сводится к созданию такой ситуации, когда у члена глобального информационного общества проявится интерес к исследуемому объектуили явлению. Эта ситуация будет являться логическим завершением успешно проведенного гносеологического процесса, проводимого в рамках научной деятельности. Проводимое научное познание финансируется как из общественных источников, так и за счет поступлений от частных лиц, которые заинтересованы в появлении новых научных знаний в глобальном информационном обществе и их коммерциализации. Но коммерциализация новых научных знаний и технологий в глобальном информационном обществе не может выступать в качестве основной цели создания, так как в этом случае смысл существования науки теряется и это может привести к ее полному разрушению. В процессе создания нового научного знания в условиях глобального информационного общества на передний план выходит принцип кооперативности, который проявляется в установившейся системе норм и правил, действующих в пределах научного сообщества. Основными постулатами установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества являются: универсализм коллективизм бескорыстность объективный анализ Первый постулат установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества –универсализм–проявляется в обезличенномхарактере научныхзнаний, т.е. научные знанияявляется истинныминезависимо от ихавтора. Если подходить к научному знанию в глобальном информационном обществе с точки зрения систематизации, то сформированная система научных знаний и технологий в глобальном информационном обществе существует независимо от личности ученого, сделавшего шаг в сторону развития науки глобального информационного общества, т.е. на лицо проявление принципа универсализма. Второй постулат установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества –коллективизм –проявляется в совершении ученым ряда действий по опубликованию своих научных достижений как в периодической печати, так и в качестве издания монографий, т.е. результаты проведенных научных изысканий передаются в общее пользование. Третий постулат установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества –бескорыстность –проявляется в стремлении ученого к построению системы научных знаний, в основе которой будет заложено только достижение истины. С точкизрения данной нормы ученому не полагается извлекать из своей деятельности личную выгоду, т.е. ученый не должен в своей деятельности ставить во главу угла коммерческую выгоду[2]. Если провести анализ исторического пути науки, то можно сделать вывод о том, что наука соответствует требованиям нормы бескорыстности..Четвертый постулат установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества –объективный анализ –заключается в постоянном и тщательном анализе результатов научной деятельности ученых в глобальном информационном обществе и построение системы высказывания критических замечаний к их авторам. Существование данного постулата позволяет сформировать у ученого ответственное отношение и честность по отношению к результатам научных изысканий, что подчеркивает в очередной раз соблюдение нормы бескорыстного отношенияк самим научным изысканиям и их результатам. Если в ходе научного познания были соблюдены все постулаты установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества, то результат научных изысканий является достоверным. Таким образом, постулаты установившейся системы норм и правил научного сообщества глобального информационного общества формируют систему этических норм, безоговорочное следование которым гарантирует наличие в представленных результатах научного познания рационального зерна и признание со стороны остальных членов научного сообщества глобального информационного общества. Привлечение в процесс научного познания в глобальном информационном обществе такого инструмента, какинформационнокоммуникационные технологии позволяетоткрывать новые грани и горизонтыдлягносеологического процесса ипредставлениярезультатов гносеологическогопроцессадлявсеобщегообозрения и осмысления,а такжеоткрытого доступа к эмпирическимданным ивсеобщему интеллектуальному наследию. В последнее время на общемировом уровне развития наблюдается тесная взаимосвязь научнотехнологического прогресса, экономического роста. и достижения соответствующего уровня благосостояния человекакак члена глобального информационного общества. В качестве фундаментадлядостижения соответствующего уровня благосостояния человекакак члена глобального информационного обществаикачественно нового уровняпродукции и услуг, экономически целесообразного подхода к трудовыми материальнымзатратам, повышения уровняпроизводительности труда, преобразования производственных процессовв глобальном информационном обществевыступают:

вопервых, результаты гносеологического процессапроводимого научногоисследования, вовторых, вовлечение информационнокоммуникационных технологий в гносеологический процесс проводимого научного исследования.Если инновационное предприятие будет использовать результаты и научных исследований и эффективно применять информационнотелекоммуникационные технологии в производственном процессе,то это будет служить гарантией повышенияконкурентоспособности инновационного предприятия в глобальном информационном обществеи его продукции на масштабном рынке глобального информационного общества. Интеллектуальная составляющая деятельностив глобальном информационномобществе выступаетв качестве благой целидля глобальногоинформационного общества и еерезультаты адресованы всем членамглобального информационного общества. Для достижения определенных успехов впроцессе интеллектуальной составляющей деятельности член глобального информационного обществаполагается на результатынаучных исследований, полученные учеными прошлогои настоящего, применение которых позволит направить совершенствование технологических процессов и умственного развития самого члена глобального информационного общества в правильном направлении. Интеллектуальный аспект деятельности человекавыступает в роли фундаментальной основы в глобальном информационном обществе. Если подходить к глобальному информационному обществус точки зрения социологии, то для социолога будет представлять интерес исследованиепроблематики интеллектуальнойсоставляющей деятельности и еесоциальнойприроды. Вкачестве приоритетногонаправленияразвития глобального информационного общества будет выступать создание условий для эффективного ретранслирования важных для образования, наукии культурызнаний, повышения качественной составляющейобразовательного процесса. Обеспечение доступностиинформационных ресурсови формирование соответствующей среды для эффективного процесса приобретения соответствующего уровня знаний иобладания определенными навыкамичерез призму образовательного процесса в условиях глобальногоинформационного общества обретает особый смысл. Для достижения баланса в сфере социального воспроизводства в глобальном информационном обществе принято использоватьтакой исторический способ актуализации гуманистических идеаловкаксправедливость, независимость от исторического пути развития которогодоказано временем. В роли основного критерия оптимизации справедливости может выступатьспособность глобального информационного обществанаходиться в состоянии самосохранения в условияхгармоничногодинамическогоравновесия. В глобальном информационномобществе имеется проблемадисбаланса междувозрастающейролью сферы нематериальныхактивови существующей ограничительной линией интеллектуальнойсобственностикак преградойна пути следования к гармоничному развитиюсоциума, как выразитель укрепления неравенства в сфере движения знаний, информации и образования. Исходя из этого обстоятельства, можно сделать вывод о том, что способностьчлена глобального информационного общества к мобильной адаптациик быстро изменяющимся условиямбудет выступать в качестве залога успешного развитияв условиях глобального информационного общества. Основным фактором успешного развития члена глобального информационного общества будет выступать способность к поиску и своевременной обработки информации.

Постоянное технологическое совершенствованиеявляется необходимым элементом в условиях глобального информационного общества. Нопри этом встает проблемныйвопрос доступностьинформационнотелекоммуникационныхтехнологийдля всех членов глобального информационного общества. Для того, чтобы решить вопрос о доступности информационных ресурсов всем членам глобального информационного общества, в 2001 году Организация Объединенных Наций создает рабочую группу по преодолению цифрового неравенства[3].Стратегическими целямисоздания Организацией Объединенных Наций рабочей группы по преодолению цифрового неравенства является гармонизация информационнотехнологического развития между членами глобального информационного обществаи обеспечение доступности информационных ресурсов всем членам глобального информационного общества.Однако всеобщая доступность информационных ресурсов членам глобального информационного общества еще должна включать меры по обеспечению законодательной защиты интеллектуальной собственности автора.

Научноесообщество в глобальном информационном обществеисследовалоотрицательные стороны, связанные с ростомэкономических, политических, культурных проблемфункционирования свободногоинформационного обмена. Кроме указанного ряда проблем, имеются и другие:

возможность установления системы мониторинга за всеми членами глобального информационного общества;

возможность превращенияинформации в такой инструмент как цензура или манипулированиесознанием членов глобального информационного общества в корыстных целях заинтересованного круга членов глобального информационного общества, т.е. использование эффекта 25 кадра;

отсутствие территориальных ограничений кругооборота информации в глобальном информационном обществе, т.е. кругооборот информации в глобальном информационном обществе имеет трансграничный характер;наличие возможности возникновения дисбалансирующей линиимеждуразличнымисоциальными слоями глобального информационногообщества. Для того, чтобы свести негативные проявления к минимуму, надо стремиться к повышению уровня интеллектуального развития членов глобального информационного общества, трансформацииустановившегося мирового порядка к болеесправедливому,направлению мировых тенденций развитиянаучнотехнологического процесса вположительное русло и придания им глобального характера. Все указанные процессы в качестве основной цели ставят всестороннее развитие членов глобального информационного общества, объединение всех членов глобального информационного общества на основе общей идеи, повысить общественнуюактивность каждого члена глобального информационного общества. Если будет достигнуто единство между научным сообществом и остальными членами глобального информационного общества, то на любое новое для общества явлениебудет продемонстрирована единодушная реакция. В качестве примера единодушия была проявлена реакциянапопытку ограничить открытыйдоступ к данным со стороны частного сектора экономикии в результате было акцентировано внимание наактуальных проблемах доступности информационных ресурсов всем членам глобального информационного общества без исключения. Единство между научным сообществом и остальными членами глобального информационного обществасформировалооткрытую информационнуюсреду, котораяустанавливаетединые нормыи правиладля всех проектовинформационных решений, представленныхна судученых, и организованы общественные доменные зоны, предоставляющиесвободныйдоступ. В открытой информационнойсреде появилась возможностьпроводить широкомасштабныенаучныеи образовательныепроекты, участие в которых принимаютисследователииз различных уголков глобального информационного общества. Практическое воплощение открытой информационной среды в глобальном информационном обществе произошло приразработке и реализации таких проектов каквиртуальнаялабораторияизвестная под названием«Линокс», проект Калифорнийского университета под названием «Домашние сети», Канадская коалиция создателей музыки, которая предоставляет возможность прослушивания музыкальных произведений, что является противоположностью по отношениюкмонополистамсегмента рынка глобального информационного общества, отвечающего за осуществление и распространениезвукозаписывающей продукции, Фонд свободного программного обеспеченияи т.д.

Появление воткрытой информационной среде глобального информационного общества указанных проектов является свидетельством того, что интеллектуальный труд членов глобального информационного общества не подпадает под действие традиционных экономических принципов. В качестве доказательства приведенного довода может выступить то обстоятельство, что традиционный экономический принцип равновесности в открытой информационной среде не действует, так какпроцессы поиска, обработки и потребленияинформацииможет в конечном итоге привести кформированию нового информационного ресурса, может привести красширению кругозора члена глобального информационного обществаи саморегулированию этих процессов. Успехи в научнотехнологическомнаправлениидают возможностьнеограниченноготиражированияинформации, воспользоваться которой каждый член глобального информационного обществабез увеличенияматериальных затратпроизводства. Если процесс потребления информации и ее практической реализации в производственных процессах дал положительный эффект,то в этом случае можно говорить об информации как общественном благе.

Таким образом,плоды интеллектуальнойдеятельности членов глобального информационного обществамогут выступить в качестве общественного достояния, если к ним будет открыт общественный доступ. В случае предоставления открытого общественного доступа к результатам интеллектуальной деятельности членов глобального информационного общества, то ни в коем случае при этом не будут ущемленыличныенеимущественные права ихавторов, так как предоставляемаяинформационная свободадает возможностьпревратитьсячленам глобального информационного обществаиз обычных наемных работников в представителей творческой интеллигенции, обретающих масштабный общественный авторитет.

Нопри этом надо иметь в виду то обстоятельство, что представителем творческой интеллигенции может только тот, кто способен трезво оценивать происходящие события в сфере применения результатов интеллектуального труда в различных сегментах экономики глобального информационного общества и обрабатыватьбольшие объемы информационных ресурсов, находящихся в свободном доступе. Если член глобального информационного общества не обладает или не в полной мере способен с обработкой большого объема информационных ресурсов, то и не возникнет потребности в ихполучении. Обработка больших объемов информационных ресурсов возможна при помощи компьютера, однако этого будет недостаточно. Для эффективногопроведения процесса обработки больших объемов информационных ресурсов глобальное информационное общество разрабатывает и внедряет образовательные центры, действующих на принципахуниверсального, фундаментальногои непрерывного образования.

Системаинтеллектуальной собственности в глобальном информационном обществеспособна защитить интересы правообладателейобъектов интеллектуальной собственности, но не их творцов —авторов и изобретателей, или всех остальных членов глобального информационного общества. Если коснуться истории становления института интеллектуальной собственности,то можно прийти к следующему выводу –институт интеллектуальной собственностибыл сформировандля обеспечения монопольного права владельцев такого видасобственности, и вечным спутником этого институтаявляются, к сожалению,проблемыреального обеспечения этих прав.

В одном из разделовэкономической науки есть такая теория, посвященная вопросам дискриминациицен, результатом действиякоторой заключается в следующем:еслипроизводители объектов интеллектуальной собственностибудут использовать стратегию дифференцированных цен,то имеется вероятность получения максимальнойприбыли. Во всех уголках глобального информационного обществацены на лицензионные объекты интеллектуальной собственности находятся на одинаковом уровне, т.е. цены на компьютерные программы, фонограммы, фильмы,книги и т.д. ненаходятся в зависимости от уровня жизни. Если правообладатели воспользуютсяустановлением одинаковых цен во всех субъектах глобального информационного общества без учета уровня жизни членов глобального информационного общества в том или ином регионе, то это будет являться преступлением, так как установленныйзавышенный уровеньцен приведет к роступиратскогопроизводства. При условии установления стоимостиза один экземпляр объекта интеллектуальной собственности,соизмеримого со средним уровнемзаработной платойпо региону глобального информационного общества, тотогдабольшая часть членов глобального информационного обществане сможет осуществить покупкулицензионногообъектаинтеллектуальной собственности. Но, в соответствии сдействующимиэкономическимизаконами, если имеется спрос среди членов глобального информационного обществана те или иные информационные ресурсы, то незамедлительная реакция со стороны предложения будет выражена в виде изготовления и размещения в торговых точках контрафактных экземпляровобъектов интеллектуальной собственностис установлением уровняцен, который будет соответствоватьуровню жизни в томили иномрегионе глобального информационного общества. Процесс появления контрафактных экземпляровобъектов интеллектуальной собственности, тиражирование и распространение посредством торговых точек в глобальном информационном обществеименуется«пиратство». Кроме того, установление уровня высоких и недифференцированныхцен является стимулирующим фактором для развития такого явления, какпиратство интеллектуальной собственности. Решение проблем, связанных с установлением высокого уровня цен на лицензионные объекты интеллектуальной собственности,представляется возможным при условиипризнания общественнойполезноститрудачленов глобального информационного общества, позволившегосоздатьтакого рода продукт, т.е. интеллектуального труда. Общественная полезностьинтеллектуального труда заключается в том, что оннаправлен на удовлетворение потребности в информации всего глобального информационного общества и результатыинтеллектуального трудаадресованы всем членам глобального информационного общества. В ходе осуществления интеллектуальной составляющейдеятельности работник творческого направлениятруда в качестве фундаментальной основы закладываетрезультаты, достигнутые учеными прошлого и настоящего.

Вглобальном информационномобществепризнание трудаученогодостоянием общественностивозможно в зависимости отполезности полученных результатов интеллектуального труда. При подходе к рассмотрениюданнойпроблемынекоторые представители научного сообщества глобального информационного обществаакцентируют внимание на том, что указанная проблематикавзаимосвязана с различнымикатегориямивоспроизводственных процессов. К примеру, Р.Н. Нижегородцев проводит сравнительную линию между категориями результатов интеллектуального труда итремясоставнымичастями сферы научноисследовательскими и опытноконструкторскими разработками.

Процесспридания научному исследованиюобщественного характера происходитпосредством опубликования ипоэтому он всегда имеетобщественную форму. Информационный продукт, полученный в результате проведенныхфундаментальных исследований со стороны научного сообщества глобального информационного общества, не может выступать в качестве объектакуплипродажи. И в результате информацию можно рассматриватькакитог гносеологического процессафундаментальногонаучного исследования, которая выступаетв качествебезграничного и бесплатногоресурса и ее применение не можетвыражаться вценовом эквиваленте.

Информационный продукт,получаемый в результате проведения прикладных научных исследований,пригоден не только для научных исследований,поэтому его следует рассматриватькак с точки зрения абстрактнотеоретической, так и практическойценности.Впроцессе кругооборота информационных продуктов, получаемых в результате проведения прикладных научных исследований,возникаюттоварноденежныеотношения, где с одной стороны выступаетпроизводительи правообладательинформационных продуктов, а, с другой стороны, любой другой член глобального информационного общества. Если член глобального информационного общества, совершивший сделку по приобретению информационного продукта, который применил в сфере материального производства, т.е. модернизировал материальное производство, то у него появляется шансполучениясверхприбыли, т.е. произошло превышение размерасреднейприбылипо сравнению с вложеннымв производство капиталом. Отношения между правообладателем и приобретателям лицензии на право пользования результатами интеллектуального труда, которое в дальнейшем применяется для модернизации производства, в глобальном информационном обществе возводятся в ранг регулируемых с точки зрения юриспруденции, т.е. этим отношениям придается юридическая форма содержания. И с юридической точки зрения приобретаемые права на результаты интеллектуальной собственностиобретают формы своего выражения —патенты, лицензии, ноухау и проч.

В случае необоснованного завышения цен на результаты интеллектуального труда, есть риск попытки создания со стороны других членов глобального информационного общества альтернативного результата интеллектуальной деятельности, право на пользование которого в стоимостном выражении будет меньше. Выбор в пользу альтернативногорезультата интеллектуальной деятельности происходит тогда, когда в глобальном информационном обществе проявляются кризисные явления. Но данная ситуация чревата тем, что затраты на техническое совершенствованиепроизводственных процессоврастут, а темпыпроизводственных процессовпадают. Таким образом, в любых правоотношениях правообладатель на использование результатов интеллектуального труда выступает качества монопольного владельца, следовательно он вправе устанавливать размер стоимостного выражения на результаты интеллектуального труда.

Исходя из приведенного довода,можно прийти к следующему выводу: правовое регулирование оборота нематериальных активов как результата интеллектуальноготруда в глобальном информационном обществе приобретает комплексный характер, так как, с одной стороны, необходимо урегулировать отношения между правообладателем и покупателем этих прав, с другой стороны, необходимо защитить интеллектуальные права правообладателя для недопущения интеллектуального воровства, т.е. необоснованного присвоения результатов интеллектуального труда. И тогда необходимо сформировать в глобальном информационном обществе институт интеллектуального труда.

В заключении к настоящей статье, можно сказать следующее –для эффективного и своевременного совершенствования материального производства в глобальном информационном обществе необходимо снизить стоимостное выражение результатов интеллектуального труда и тогда интеллектуальный продуктне будет являться дефицитным сырьем для производственных предприятийи организаций глобального информационного общества.

Ссылки на источники1.Всемирная конвенция об авторском правеот 06.09.1952 (пересмотренная в Париже 24.071971)// www.copyright.ru: портал по интеллектуальной собственности, авторскому праву, смежным правам,патентному праву, регистрации прав. URL: http://www.copyright.ru/library/megdunarodnie_akti/copyright/vsemirnaya_konventsiya_avtorskom_prave/2.Мирская Е.З. Р. Мертон и этос классической науки, Философия науки, № 11, 2005 г.// www.intelros.ru: Портал журнального клуба ИнтелРос. URL: http://www.intelros.ru/readroom/filosofiyanauki/filosofiyanaukivyp8/8375rmertoniyetosklassicheskojnauki.html3.Коротков А.В. Преодоление цифрового неравенства как информационная стратегия современного общества // dslib.netбиблиотека диссертаций URL: http://www.dslib.net/zhurnalistika/preodoleniecifrovogoneravenstvakakinformacionnajastrategijasovremennogo.html