Использование арттерапии в коррекционно-педагогической работе по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Селякова Ю. В. Использование арттерапии в коррекционно-педагогической работе по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 296–300. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85060.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; выделяются уровни самоконтроля эмоциональных состояний. Предлагается комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием метода арттерапии для коррекции эмоциональных нарушений у данной категории детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования,ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецibuchilova@yandex.ru

Селякова Юлия Владимировна,бакалавр,ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецgursa2711831@rambler.ru

Использование арттерапии в коррекционнопедагогической работе по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация.В данной статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; выделяются уровни самоконтроля эмоциональных состояний. Предлагается комплекс коррекционноразвивающих занятий с использованием метода арттерапии для коррекции эмоциональных нарушений у данной категории детей. Ключевые слова:дети старшего дошкольного возраста, задержка психического развития, эмоциональная сфера, арттерапия.

Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивнокоммуникативном поведении.Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития является особенно значимым, поскольку любой дефект сопровождается изменениямиэмоционального состояния ребенка.Проблемами диагностики эмоциональной сферыдетей с задержкой психического развития занимались Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина(1984)[1];В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг(1990)[2];Т.Н. Павлий (2000)[3];У.В.Ульенкова,Е.Н.Васильева (2001)[4];И.И. Мамайчук (2001)[5];С. Г.Шевченко(2001)[6]; В.Б. Никишина (2004)[7];О.В. Защиринская (2007)[8];С.С. Попова (2011)[9]

и др.Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие педагоги и психологи такие, как Е.Н. Лебедева(2004) [10];А.И Копытин,Свистовская Е.Е.(2007) [11];Л.Д. Мардер (2007)[12];С.Г. Рыбакова (2007)[13]и др.рассматривают искусство и художественнотворческую деятельность, а именно арттерапию. Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы.Применение элементов арттерапии в специальном образовании рассматривается в работе Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А. Добровольской. Авторы рассматривают арттерапиюкак совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путём стимулирования художественнотворческих проявлений осуществлять психокоррекцию [14].Итак, проблема развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием арттерапии в коррекционнопедагогической работе является в настоящее время актуальной и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на сегодняшний день.Цель исследования:изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и раскрыть влияние арттерапии на ее развитие.Исследование проводилось в г. Череповце на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 131», «Россияночка», в период с сентября 2014 г. по ноябрь 2014 г. В эксперименте приняли участие 10 детей шести семилетнего возраста с заключением ПМПК «задержка психического развития».

Основными методами исследования эмоциональных проявлений у детей являлись наблюдение за детьми в процессе занятий, игр и режимных моментов и анкетирование родителей. В качестве дополнительной, подтверждающей результаты наблюдения за детьми и результаты анкетирования родителей, был использован проективный тест «Рисунок семьи». Обобщённые результаты по всем методикам представлены в таблице 1.

Таблица 1Уровни развития навыков самоконтроля за эмоциональными состояниями

Уровни развития навыков самоконтроля за эмоциональными состояниямиКоличество детейПримечанияНизкий

3Эмоциональные проявления (радость, гнев, страх, печаль) наблюдаются часто, при этом эмоции ярко выражены. Ребенок не может сдерживать такие эмоциональные проявления, как крик, плач, либо чрезмерный смех. Характерна повышенная эмоциональная подвижность, неустойчивость. Средний

4Эмоциональные проявления (радость, гнев, страх, печаль) носят эпизодический характер. Выраженность эмоций не сильная. Ребенок не всегда может контролировать свое эмоциональное состояние, сдерживать крик, плач, либо чрезмерный смех. Характерна эмоциональная напряженность.Высокий

3Ребенок может адекватно выражать свое эмоциональное состояние и контролировать его проявления.Эмоциональный фон положительный.

В группу с низким уровнем развития навыков самоконтроля за эмоциональными состояниямибыли отнесены дети, у которых ярко выраженыгнев и агрессия физической и вербальной направленности, являющимисянормой в отношениях с окружающими. Также в эту группу попали дети с ярко выраженным проявлением страха, которыйвозникает при выполнении задания, при общении с незнакомыми людьми, в темной комнате или при встрече с собакой, а также радости, возникающей у дошкольников при внесении новой игрушки, как реакцииребенка на баловство сверстника и т.д.Дети не могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как крик, плач, чрезмерный смех. Характерна повышенная эмоциональная подвижность, неустойчивость.В группу со средним уровнем развития навыков контроля за эмоциональными состояниямиотносятся дети, у которых выражение гнева, агрессии физической и вербальной направленности, а также проявление страха, печали, радости непродолжительны, носят ситуативный характер.Гнев может выступать как ответная реакция на идентичные проявления со стороны сверстников (отнимают игрушки, дразнят, сверстники не принимают в игру и т.д.). Страх, беспокойство возникаютпри выполнении задания; при общении с незнакомыми людьми; в темной комнате или при встрече с собакой. Печаль, грусть могут быть вызваны непринятием в игру; трудностями при выполнении задания; наказанием, порицанием взрослым. Радость у детей может быть вызвана успешностью выполнения задания; похвалой со стороны взрослого; совместной игрой со сверстником или взрослым; встречей с близким человеком; получением новой игрушки или подарка. Эмоциональные проявления у детей выражаются в громком смехе, плаче, крике, топанье ногами, хлопаньем в ладоши и т.д. В группу свысоким уровнем развития навыков контроля за эмоциональными состояниямипопали дети,которые могут адекватно выражать свое эмоциональное состояние и контролировать его проявления.У этих детей наблюдается положительный эмоциональный фон.Следует отметить, что дети, относящиеся к первой и второй группам, в той или иной степени испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми; не умеют регулировать свои эмоциональные проявления (крик, плач, либо чрезмерный смех); дошкольники отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной напряженностью и выраженным чувством страха.Всё вышесказанное обосновывает необходимость коррекционнопедагогической работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Целькоррекционнопедагогической работы –развитие способностиу детей старшего дошкольного возраста с ЗПРосознавать и контролировать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоциональное состояние других.В связи с этим были поставлены следующие задачи:1. Познакомить детей с основными эмоциями.2. Обучить детей умению различать основные эмоции.3. Способствовать развитию умения у детей адекватно выражать свое эмоциональное состояние.4. Развивать у дошкольников способность понимать эмоциональное состояние другого человека.5. Развивать способности у детей к согласованному взаимодействию. 6. Способствовать снижению эмоционального напряжения у детей.7.Формировать у дошкольников позитивные качества личности (доверия к людям, чувство эмпатии, доброты, взаимопомощи, сопереживания и т. д.).8. Формировать способность у детей к саморегуляции.Следует отметить, что коррекционная работа с применением арттерапии опирается на принципы, сформулированные А.И. Копытиным [11]:1. Принцип использования разнообразных материалов. Предполагает использование разнообразных изобразительных материалов с целью самовыражения с их помощью.2. Принцип создания условий. Работа с изобразительными материалами должна быть организована в определенных условиях (кабинет психотерапевта), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному самовыражению.3. Принцип посредничества. Работа с изобразительными материалами должна проводиться в присутствии специалиста, обладающего достаточными навыками изобразительной деятельности и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» автора со своей изобразительной продукцией.4. Принцип использования специфических приёмов в арттерапевтической работе. Арттерапевтическая деятельность предполагает использование специалистом определенных приёмов, помогающих осознать отражённое в изобразительной продукции содержание внутреннего мира.Организация коррекционнопедагогической работы с использованием элементов арттерапии должна осуществляться в помещении (кабинете), в котором подобрано оборудование и созданы специальные условия: хорошее освещение; столы и стулья по росту детей; небольшой ковёр для того, чтобы можно было свободно сесть или лечь детям; магнитофон с аудиозаписями;место для выставки детских работ; клеёнки для предохранения столов; влажные и сухие салфетки; тазик для мытья рук (если в кабинете нет раковины). Коррекционнопедагогическая работа по развитию эмоциональной сферы у детей осуществляется на психокоррекционных занятиях и основывается на методологических принципах единства диагностики и коррекции развития, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Разработанные методические рекомендации коррекционнопедагогических мероприятий включают материалытаких авторов, какЮ.Е. Веприцкая [15],Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина [16],С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник[17],Н.Л. Кряжева[18], Е.Н. Юрчук[19].Система коррекционнопедагогических мероприятий по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР, осуществляется поэтапно:Iэтап: ориентировочный;IIэтап: реконструктивный;IIIэтап: заключительный.На каждом этапе выделены направления коррекционнопедагогической работы:Iэтап: Ориентировочный. Цель: Знакомство с основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть).Коррекционнопедагогическая работа на данном этапе ведется в трех направлениях:1. Ознакомление детей с основными базовыми эмоциями (радость, страх, злость, грусть).2. Развитие способности у детей различать основные эмоции.3.Развитие способности у детей освоения навыков установления контактов со сверстниками.IIэтап: Реконструктивный.Цель: Развитие умения различать основных эмоций (радость, страх, злость, грусть).Коррекционнопедагогическая работа на данном этапе ведется в четырех направлениях:1.Обучение дошкольников умению адекватно выражать свое эмоциональное состояние.2. Обучение дошкольников умению передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, жесты, интонацию). 3. Обучение детей умению контролировать свои эмоции.4. Снятие эмоционального напряжения.IIIэтап: заключительный.Цель: Рефлексия эмоций.Коррекционнопедагогическая работа на данном этапе ведется в четырех направлениях:1. Закрепление у детей полученных знаний об основных эмоциях (радость, страх, злость, грусть).2. Развитие умения у детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.3. Закрепление умения у детей гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.4. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей.В процессе работы следует использовать следующие методы и приёмы: специально подобранные упражнения, игры и этюды, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать своё; обучение навыкам взаимодействия и общения с другими людьми; элементы арттерапии (изотерапия; сказкотерапия, музыкотерапия); элементы психогимнатики;элементы игротерапии; беседу.Используются различные формы организации детей: на занятии –подгрупповая по 56 человек, в совместной деятельности с детьми –коллективная и индивидуальная.Психокоррекционныйкомплекссостоит из 16 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительность каждого 2530 минут.Подготовительный этап коррекционнопедагогической работы включает в себя 6 занятия; основной этап –7 занятий и в заключительный этап включено 3 занятия.Занятия имеют общую структуру: Часть 1. ВводнаяЦель установление эмоционального контакта между всеми участниками, настрой детейна совместную работу.

Основные процедуры работы: ритуал приветствия, игры с именами, «вхождение в сказку», разминка (12 упражнения).Часть 2. ОсновнаяЦель: коррекция имеющихся проблем, недостатков у детей. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, психогимнастика, игротерапия,элементы сказкотерапии, арттерапии:изотерапии, музыкотерапии. Часть 3. Заключительная

Цель –закрепление положительных эмоций; подведение итога занятия.Основные процедуры работы: упражнения на мышечную релаксацию; мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения); ритуал прощания.Содержание программы психокоррекционных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 6 7 лет с задержкой психическогоразвития представлено в таблице 2.





Таблица 2Содержание программы психокоррекционных занятий

Этапы работы, цель, задачиКоличество занятийМетоды и приёмы работыIэтап: ОриентировочныйЦель: Знакомство с основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть, удивление).Задачи:1.Способствовать сплочению и раскрепощению детей в группе.2.Развивать навыки сотрудничества, взаимной эмпатии и доброжелательности.3.Познакомить детей с основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть).4.Развиватьспособность у детей различать основные эмоции.5. Формировать умения у детей графически отображать эмоциональные состояния.6.Развивать способность детей прочувствовать и оценить данное эмоциональное состояние и вербализовать его.7. Снять эмоциональное имышечное напряжение.6Занятие 1. Тема: «Давайте познакомимся»1.Упражнение «Давайте познакомимся»2.Упражнение «Дружба начинается с улыбки».3. Задание «Обсуждение правил занятия»4. Упражнение «Море волнуется»5. Коллективное рисование на тему: «Дереводружбы» (техника –рисование ладошками, с использованием материала гуашь с зубной пастой, большой лист бумаги). Звучит детская песенка «Улыбка», слова М. Пляцковского.6. Упражнение «Клубочек»7. Этюд на расслабление «Сон»Занятие 2.Тема: «Эмоция радости»1.Упражнение «Подари улыбку»2.Этюд «Встреча с другом»3. Упражнение «Найди веселого друга»4. Знакомство с пиктограммой «радость»5.Игра «Собери портрет»6. Коллективное рисование на тему «Поляна радости»(техника –рисование сухими листьями). Рисование под музыку.7. Релаксационный комплекс «Тихое озеро».Занятие 3.Тема: «Эмоция грусти»1.Упражнение «Пружинки». 2.Чтение стихотворенияВ.Орлова:Кто кого обидел первый?3.Беседа «Что такое обида»4. Тренинговое упражнение «Изобрази обиду»5. Знакомство с пиктограммой «грусть»6. Рисование обиды (техника –кляксография) под музыку.7. Релаксационное упражнение «Небо».Занятие 4.Тема: «Эмоция гнева»1.Игра «Снежный ком»2. Доверительная беседа на тему «Почему человек злится»3.Знакомство с пиктограммой «гнев»4. Этюд «Гневная гиена»5. Рисование «Гнев в цвете»6. Релаксационное упражнение «Тухтибидух».Занятие 5.Тема: «Эмоция страха»1.Игра «Солнечный зайчик»2.Игра «Гусилебеди»3. Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Живая шляпа»4.Знакомство с пиктограммой «страх»5. Психогимнастика «Лисенок боится»6. Рисование «Мой страх»(использование различных изобразительных материалов).7. Релаксация «Свеча»Занятие 6.Тема: «Эмоция удивления»1.Упражнение «Мое настроение»2.Чтение «Истории про Гномов»3. Знакомство с пиктограммой «удивление»4. Упражнение «Мое удивленное настроение»5. Рисование «Удивление» (использование различных изобразительных материалов).6. Релаксационное упражнение «Потянулись –сломались».IIэтап: Реконструктивный Цель: Развитие умения различать основные эмоции(радость, страх, злость, грусть, удивление).Задачи:1.Обучать дошкольников умению адекватно выражать свое эмоциональное состояние.2. Обучать дошкольников умению передавать заданноеэмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, жесты, интонацию). 3. Обучать детей умению контролировать свои эмоции.4. Развивать чувство эмпатии.5. Снять эмоциональное и мышечное напряжения.

7Занятие 7.Тема: «Эмоцияи чувства»1.Упражнение «Связующая нить»2.Игра «Собери портрет»3. Этюд «Встреча с другом»4. Упражнение «Копилка трудностей»5. Коллективный рисунок на тему: «Наше настроение» (использование различных изобразительных материалов). Рисование под музыку.6. Упражнение «Похвалилки»7. Релаксационный комплекс «Полёт в облаках».Занятие 8.Тема: «Путешествие на Остров Радости»1. Игра «Волшебный мешочек»2. Рассматривание пиктограмм3. Упражнение «Зеркало»4.Рисование «солнечных картинок» (техникарисование пальчиками; ватными палочками, с использованием материала гуашь, большой лист бумаги). Рисование под музыку. 5 Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».Занятие 9.Тема: «Путешествие на Остров Плакс»1.Упражнение «Волшебные картинки»2. Упражнение «Зеркало»3. Рисование грустных лиц жителей Острова Плакс (использование различных изобразительных материалов) под музыку.4. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».Занятие 10.Тема: «Путешествие на Удивительный Остров»1. Упражнение «Волшебные картинки»2. Упражнение «Вырази удивление»3. Рассматривание пиктограмм4.Упражнение «Зеркало»5.Рисование на тему: «Автопортрет» (использование различных изобразительных материалов).6.Релаксационное упражнение «Водопад».Занятие 11.Тема: «Путешествие на Страшный Остров»1.Упражнение «Передай улыбку».2. Упражнение «Волшебные картинки»3. Чтение отрывка сказки С. Михалкова «Три поросенка»4. Рисование «Чего я боюсь» (использование различных изобразительных материалов)под музыку.5. Уничтожение страхов (смять, растоптать, порвать и выбросить рисунок)6. Упражнение «Покажи страх»7. Релаксационный комплекс «Водопад».Занятие 12.Тема: «Путешествие на Остров Злюк»1. Упражнение «Передай улыбку».2. Игра «Клеевой дождик».3.Рассматривание картинок, с изображением сердитых людей и животных.4. Чтение сказки про Кляксу.5. Беседа с детьми по сказке.6.Упражнение «Представление Кляксы».7.Рисование на тему: «Превращения кляксы» (техника –кляксография).8.Игра «Толкалки».9.Релаксационный комплекс «Сон на берегу моря».Занятие 13.Тема: «Волшебный мир эмоций»1.Упражнение «Определи эмоцию». 2. Игра «Подбери пару»3. Упражнение «Герои сказок».4.Этюд «Цветок».5. Коллективное рисование на тему: «Самый сказочный инебывалый, самый волшебный цветок!» (техники рисование пальчиками, ладошками, кляксография с помощью трубочки, пробками, ватными палочками).6. Игра «Маска»7.Релаксационный комплекс «Сон на берегу моря»IIIэтап: ЗаключительныйЦель: рефлексия эмоций.Задачи: 1. Закреплять у детей полученные знанияоб основных эмоциях (радость, страх, удивление, злость, грусть).2. Развивать умения у детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.3. Закреплять умения у детей гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.4. Отрабатывать умение графически изображать эмоциональные состояния.5. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.

3Занятие 14.Тема: «Настроение моих друзей»1.Упражнение «Разные эмоции». 2. Игра «Бобазоопарк»3.Упражнение «Аах!»4. Игра «Нехорошая история»5. Чтение стихотворения Е. Серова «Нехорошая история»6. Игра «Настроение по цвету».7.Коллективное рисование «рисование по кругу».8.Игра «На что похоже настроение».9.Релаксационное упражнение «Лицо загорает».Занятие 15.Тема: «Мы и эмоции»1.Упражнение «Пять картинок» 2.Упражнение «Разные эмоции»3. Беседа4. Сказка о самообладании5.Коллективная работа на тему «Веселое облако» (техника –обрывная аппликация) под музыку6.Упражнение «Театрмасок»7. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики».Занятие 16.Тема: «Самый лучший Мастер общения»1.Упражнение «Пять картинок».2.Упражнение «Разные эмоции».3.Игра «Одуванчик»4.Игра «Подарок»5.Коллективное рисование на тему: «Волшебный рисунок» (рисование при помощи клубка ниток).6.Упражнение «Доброе слово».7.Этюд «Встреча с другом»8. Релаксационное упражнение «Небо».

Итак, психокоррекционный комплекс, разработанный нами, состоит из 16 занятий, который включает в себя специально подобранныеупражнения, игры и этюды, направленные на развитие эмоциональной сферы у дошкольников, а также на снятие эмоционального и физического напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать своё. В работе также предлагается использовать различные методы и приёмы психокоррекции в сочетании с арттерапией: сказкотерапию, игротерапию, психогимнастику и релаксационный тренинг.

Ссылки на источники1.Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. –М.:Педагогика, 1984.

256 с.2.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. –М.:ИздательствоМосковского университета, 1990.

198с.3.ПавлийТ. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. // Дефектология,2000. № 4.

С.3642.4.Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо коррекционных групп в дошкольном учреждении. // Дефектология, 2001. №5.

С. 35 43.

5.Мамайчук И.И. Психологическаяпомощьдетямспроблемамивразвитии –СПб.: Речь, 2001. –224 с.6.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г. –М.: АРКТИ, 2001.

224 с.7.НикишинаВ.Б.Практическаяпсихологиявработесдетьмисзадержкойпсихическогоразвития:пособиедляпсихологовипедагогов. М.:Владос,2004. –126с.

8.ЗащиринскаяО.В.Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия.

СПб.: Речь, 2007.

168 с.

9.Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый,2011. №1С.221224.10.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. –М.: Классикс Стиль, 2004.

72 с.11.Копытин А. И., СвистовскаяЕ.Е. Арттерапия детей и подростков. М.: КогитоЦентр, 2007.

197 с.

12.Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арттерапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –М.: Генезис, 2007.

178 с.13.Рыбакова С.Г. Арттерапия для детей с задержкой психическогоразвития. –СПб.: Речь, 2007. –144 с.14.Медведева Е.А.,

Левченко И.Ю.,

Комиссарова Л.Н.,

Добровольская Т.А.Артпедагогикаиарттерапиявспециальномобразовании.–М.: Академия, 2001. –248 с.15.ВеприцкаяЮ.Е. Развитие внимания и эмоциональноволевой сферы детей 46 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. –Волгоград: Учитель, 2010.

123 с.16.ДанилинаТ.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.В мире детских эмоций. М.:Айриспресс, 2004. 160 с.17.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. –

М.: Генезис, 2002. 208 с.

18.КряжеваН.Л.Мир детских эмоций 57 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

160с19.Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008.

128 с.