Проблема финансирования некоммерческих организаций на примере Республики Татарстан
Выпуск:
ART 85083
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дашина
Е.
И. Проблема финансирования некоммерческих организаций на примере Республики Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
411–415. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85083.htm.
Аннотация. В статье исследуются проблемы финансирования некоммерческих организаций на примере РТ. Государственные и муниципальные организации гарантированно финансируются за счет средств, получаемых в виде налогов, и испытывают исключительно косвенную зависимость от рынка. Изменения рыночных факторов могут потребовать корректировки планов или отказа от некоторых проектов; они не могут оказаться банкротами и исчезнуть. Поэтому им приходится следить за состоянием рынка и подчиняться его законам. НКО же зависят от факторов своего, специфического рынка и должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими НКО.
Текст статьи
Дашина Елена Ивановна,кандидат экономических наук, профессор кафедры банковского дела,НОУВПО«Университет управления «ТИСБИ», г. Казаньelena.dashina@mail.ru
Проблема финансирования некоммерческих организаций на примере Республики Татарстан
Аннотация.В статье исследуются проблемы финансирования некоммерческих организаций на примере РТ. Государственные и муниципальные организации гарантированно финансируются за счет средств, получаемых в виде налогов, и испытывают исключительно косвенную зависимость от рынка. Изменения рыночных факторов могут потребовать корректировки планов или отказа от некоторыхпроектов; они не могут оказаться банкротами и исчезнуть. Поэтомуим приходится следить за состоянием рынка и подчиняться его законам. НКО же зависят от факторов своего, специфического рынка и должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими НКО.Ключевые слова:некоммерческие организации, финансирование, благотворительные фонды, стейкхолдеры.
Некоммерческая организация (НКО) —организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.На территории Республики Татарстан, по данным ведомственного реестра некоммерческих организаций, по состоянию на 1 января 2013 года зарегистрированы 5595 некоммерческих организаций, из них 37 региональных отделений политических партий, 1594 религиозных организации, 2398 общественных объединений (1131 общественная организация, 17 общественных движений, 157 общественных фондов, в том числе 74 благотворительных, 9 общественных учреждений, 10 органов общественной самодеятельности, 11 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 9 общественных объединений с участием государства, 24 структурных подразделения, 42 национальнокультурные автономии, в том числе 17 региональных и 25 местных, 988 профсоюзов) и 1566 иных некоммерческих организаций (444 фонда, в том числе 185 благотворительных, 314 некоммерческих партнерств, 309 автономных некоммерческих организаций, 89 объединений юридических лиц, 337 учреждений, 17 территориальных общественных самоуправлений, 5 адвокатских бюро, 27 коллегий адвокатов, 1 адвокатская палата, 2 объединения работодателей, 1 нотариальная палата, 1 совет муниципальных образований, 7 негосударственных пенсионных фондов, 4 казачьих общества, 8 иных некоммерческих организаций).
Рис.1 Состав некоммерческих организаций
НКО, в отличие от государственных и муниципальных организаций, гарантированно финансируемых за счет средств, получаемых в виде налогов, должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими НКО. В области финансирования НКО в наибольшей степени зависят от факторов своего специфического рынка. Государственные и муниципальные организации испытывают лишь косвенную зависимость от рынка. Изменения рыночных факторов (например, уровня инфляции или учетной банковской ставки) могут потребовать корректировки планов или отказа от некоторых проектов. Такие учреждения не могут оказаться банкротами и исчезнуть. Однако это вполне может случиться с НКО. Поэтому им приходится следить за состоянием рынка и подчиняться его законам.Блок проблем, связанных с финансированием НКО:1.Недостаточное финансирование НКО и проблемыс его получением2.Вынужденность НКО изза недостаточного финансирования заниматься предпринимательской деятельностью негативно сказывается на основной уставной некоммерческой деятельности НКО3.Государство недостаточно поддерживает НКО: невозможно воспользоваться закрепленным в нормативноправовых актах правом НКО на получение в аренду помещений на льготных условиях4.В бюджетах не заложены средства на реализацию предусмотренных нормативноправовыми актами в отношении НКО и их клиентов льгот5.Слабая техническая оснащенность НКООсобую важность проблемы финансирования НКО приобретают при разработке стратегии развития и ее осуществлении. Влияние стейкхолдеров, обеспечивающих финансирование НКО, и конъюнктура рынка могут быть решающими факторами при определении стратегии. Например, некоторый частный колледж, бесприбыльная организация, предоставляющая образовательные услуги, является объектом внимания со стороны различных контролирующих сил: местной администрации, министерства образования, спонсоров, попечительного совета, профсоюза преподавателей и других подобных организаций. Колледж, таким образом, сталкивается с разрозненной группой стейкхолдеров, которые пытаются на него воздействовать. Такие воздействия могут быть противоречивыми и подталкивать деятельность колледжа в противоположных направлениях. Однако, так как критическим ресурсом для колледжа являются финансовые средства, очевидно, наибольшим влиянием на колледж будут обладать те стейкхолдеры, которые жертвуют (или предоставляют ему какимто другим образом) деньги.Государство и общественность практически не играют никакой роли в нахождении средств и их расходовании частными фирмами. Это не относится к бесприбыльным организациям. Им не разрешается или не рекомендуется заниматься многими видами деятельности. Возможности осуществления ими мер лоббирования ограничены (прежде всего, по финансовым причинам). Расходование средств в политических целях чаще всего запрещено, а поступление ресурсов тщательно проверяется налоговыми органами. Чтобы получить освобождение от налогов, НКО приходится доказывать, что они получили средства в виде пожертвований. Государственные органы и общественность в лице своих представителей проверяют бюджет НКО и на основании таких проверок выносят суждение, выполняет ли организация свою миссию. Поэтому топменеджер некоммерческой организации должен уделять пристальное внимание структуре поступлений и расходов. Последнее также требует, чтобы руководители НКО знали законы и нормы, регламентирующие финансовую деятельность некоммерческих организаций: наказание за их нарушение может быть очень суровым, вплоть до запрета деятельности.НКО могут получать финансирование из разнообразных источников: от федеральных и местных органов власти в виде вступительных взносов, пожертвований и т.д., а также от клиентов (например, в случае колледжа от учащихся, в случае наркологического центра от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, источники финансирования НКО можно разделить на те, которые обеспечиваются потребителями услуг (клиентами), и предоставляемые спонсорами.Коммерческая фирма полностью зависит от своих клиентов, которые обеспечивают ей объемы продаж товаров или услуг и, следовательно, доход. Поэтому при стратегическом планировании отношения с клиентами и потребителями выходят на первый план. Клиенты же или потребители услуг НКО (например, колледжа или лечебного центра) обычно оплачивают лишь небольшую часть расходов на предоставление этих услуг. Следовательно, влияние клиента на НКО или, что более важно, степень, в которой интересы клиента будут учитываться при принятии руководством НКО стратегических решений, может быть небольшой. Однако не стоит упрощать ситуацию и игнорировать интересы и значение внутренних стейкхолдеров для успеха финансирования НКО. Так, например, профессионализм врачей и медперсонала наркологического центра может существенно влиять на "спонсорское" финансирование и размер платы, вносимой клиентами центра. А увольнение лучших врачей центра, неудовлетворенных условиями работы и организационным климатом, сложившимся, например, вследствие использования администрацией авторитарных методов управления, может существенно отразиться на потоках как "спонсорских", так и "клиентских" поступлений финансовых средств.С другой стороны, НКО в силу специфики своей миссии ограничены в увеличении той составляющей своего бюджета, которая формируется за счет поступлений средств от клиентов в качестве оплаты потребляемых ими услуг. Часто решения в подобных случаях принимаются на основании не только коммерческих соображений и представляют собой трудноразрешимые дилеммы. Приведем некоторые примеры.Допустим, общественная организация "Юридические услуги населению" финансируется торговой корпорацией и предоставляет бесплатные юридические консультации пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Бюджет организации фиксирован и позволят нанять двух квалифицированных юристов, которые проводят прием населения. Клиентов организации так много, что иным требуется записываться на прием на несколько недель вперед. Руководство организации предложило спонсору внести изменения в Устав и разрешить брать минимальную плату за предоставляемые услуги, что позволило бы нанять еще одного юристаконсультанта. Перед корпорацией стоит непростой вопрос. Дело в том, что открытие "Юридических услуг" являлось частью PRкампании, призванной создать положительный имидж в глазах населения и за счет этого увеличить объем розничной торговли продтоварами. Так будут ли новые условия обслуживания населения способствовать достижению этой цели? Сразу не ответишь.Принятое решение будет отражать интересы спонсоров, формирующих львиную долю бюджета НКО. Однако в случае наличия нескольких спонсоров их влияние на процесс принятия решений в НКО может определяться не строго в соответствии с их долями в бюджете организации, а угрозой изъятия своей доли. Это связано с инкременталистской природой большинства решений по финансированию.Проблемы финансирования встречаются и в деятельности благотворительных фондов.Благотворительные фонды Казани –являются одним из видов некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на устранение социальных, экологических, научных и культурных проблем. Такие фонды могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Финансирование может осуществляться двумя способами: за счет пожертвований или дивидендов от средств, являющихся имуществом организации.Благотворительные фонды Казани решают следующие задачи:1.Защищают права социально уязвимых слоев населения;2.Занимается улучшением экологической ситуации;3.Участвуют в просветительской деятельности.Большинство благотворительных фондов Казани направлены на оказание помощи детям. Средства этих фондов выделяются на дорогостоящее лечение несовершеннолетних с тяжелыми заболеваниями, обучение детей из неблагополучных семей и сирот, а также на закупку оборудования в медицинские учреждения и детские дома. К сожалению, среди проблем, с которыми сталкиваются благотворительные организации в РТ, кроме неблагоприятного налогового режима, наличия административных барьеров, нехватки профессиональных кадров, это освещение благотворительной деятельности в СМИ изза чего и вытекает проблема финансирования НКО. Имеется немало причин, в силу которых общественные благотворительные объединения заинтересованы в публикациях о своей деятельности. Необходимым условием эффективной деятельности общественных организаций является соотношение с активным позитивным отношением со стороны населения. Создание единого положительного образа благотворительности в огромной степени зависит от СМИ.В реальной жизни такая информация практически отсутствует даже в неполном объеме при общем негативном портрете благотворительных организаций, который формирует СМИ уже более десятилетия. Да и к тому же получается, что часть населения РТ знать не знает о существовании конкретного благотворительного фонда, что ведет к отсутствию источников финансирования НКО.В ходе проведенного анализа были выявлены проблемы финансирования НКО, на основе которых мы предлагаем следующие пути решения:1. Финансовое планирование. Задачами финансового планирования являются определение источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта, намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования, установление соотношения в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития, вскрытие резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, осуществление постоянного контроля за производственнофинансовой деятельностью некоммерческих предприятий, организаций, учреждений.2. Повышение самооценки, укрепление социальных связей и чувства сообщества, создание и трансляция ценностей, повышение доверия, продвижение ценностей гражданского общества.3. Сотрудничество НКО с волонтерскими группами. Наиболее продуктивно, когда активисты работают с НКО как с технологическим оператором.4. Создание и развитие новых экономических форм жизни НКОсектора. Необходимо на законодательном уровне создавать условия, которые сделают удобным и эффективным процесс независимого финансирования НКО. В частности, принципиально важно облегчить ведение НКО предпринимательской деятельности, отменив для организаций на упрощенной системе налогообложения раздельный учет коммерческой и некоммерческой деятельности.5. Приоритетом является повышение финансовой грамотности НКО, низкий уровень которой препятствует развитию экономики сектора и несет в себе существенные риски.Мы уверены, что, несмотря на значительные вызовы, НКО обладают огромным созидательным потенциалом и готовы выйти на новый уровень. Именно сейчас очень важно переосмыслить ключевые ценности, на которых зиждется некоммерческий сектор, взглянуть на привычные вещи поновому. Мы очень надеемся, что эта статья станет началом активной дискуссии о роли НКОсектора в обществе –дискуссии, которая должна помочь ему стать сильнее и устойчивее.
Ссылки на источники1.Базаров Р.Т.Индекс потребительской уверенности: место и роль в Российской экономике.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 10, часть I, октябрь 2013, С. 151154. 2.Базаров Р.Т.Инвестиции в некоммерческие организации Республики Татарстан.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 5 (64), часть I, май 2014, С. 119122.3. Базаров Р.Т., «К вопросу о совершенствовании процессов управления развитием инновационной экономики в России//Современные начные исследования. Выпуск №2/Под.ред. П. М. Горева и В.В. Утемова.Концепт.2014.Приложение №20. –URL:http://еkoncept.ru/ext/61.Гос.рег. Эл.№ ФС 7749965.ISSN2304120X.4. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учебное пособие. —М.: Юристъ, 2010. —320 с.5. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. –М.: Дело и Сервис, 2011. –400 с.6. Шиткина И.С.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций \Гражданин и право. №4 2012г.
Проблема финансирования некоммерческих организаций на примере Республики Татарстан
Аннотация.В статье исследуются проблемы финансирования некоммерческих организаций на примере РТ. Государственные и муниципальные организации гарантированно финансируются за счет средств, получаемых в виде налогов, и испытывают исключительно косвенную зависимость от рынка. Изменения рыночных факторов могут потребовать корректировки планов или отказа от некоторыхпроектов; они не могут оказаться банкротами и исчезнуть. Поэтомуим приходится следить за состоянием рынка и подчиняться его законам. НКО же зависят от факторов своего, специфического рынка и должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими НКО.Ключевые слова:некоммерческие организации, финансирование, благотворительные фонды, стейкхолдеры.
Некоммерческая организация (НКО) —организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.На территории Республики Татарстан, по данным ведомственного реестра некоммерческих организаций, по состоянию на 1 января 2013 года зарегистрированы 5595 некоммерческих организаций, из них 37 региональных отделений политических партий, 1594 религиозных организации, 2398 общественных объединений (1131 общественная организация, 17 общественных движений, 157 общественных фондов, в том числе 74 благотворительных, 9 общественных учреждений, 10 органов общественной самодеятельности, 11 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 9 общественных объединений с участием государства, 24 структурных подразделения, 42 национальнокультурные автономии, в том числе 17 региональных и 25 местных, 988 профсоюзов) и 1566 иных некоммерческих организаций (444 фонда, в том числе 185 благотворительных, 314 некоммерческих партнерств, 309 автономных некоммерческих организаций, 89 объединений юридических лиц, 337 учреждений, 17 территориальных общественных самоуправлений, 5 адвокатских бюро, 27 коллегий адвокатов, 1 адвокатская палата, 2 объединения работодателей, 1 нотариальная палата, 1 совет муниципальных образований, 7 негосударственных пенсионных фондов, 4 казачьих общества, 8 иных некоммерческих организаций).
Рис.1 Состав некоммерческих организаций
НКО, в отличие от государственных и муниципальных организаций, гарантированно финансируемых за счет средств, получаемых в виде налогов, должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими НКО. В области финансирования НКО в наибольшей степени зависят от факторов своего специфического рынка. Государственные и муниципальные организации испытывают лишь косвенную зависимость от рынка. Изменения рыночных факторов (например, уровня инфляции или учетной банковской ставки) могут потребовать корректировки планов или отказа от некоторых проектов. Такие учреждения не могут оказаться банкротами и исчезнуть. Однако это вполне может случиться с НКО. Поэтому им приходится следить за состоянием рынка и подчиняться его законам.Блок проблем, связанных с финансированием НКО:1.Недостаточное финансирование НКО и проблемыс его получением2.Вынужденность НКО изза недостаточного финансирования заниматься предпринимательской деятельностью негативно сказывается на основной уставной некоммерческой деятельности НКО3.Государство недостаточно поддерживает НКО: невозможно воспользоваться закрепленным в нормативноправовых актах правом НКО на получение в аренду помещений на льготных условиях4.В бюджетах не заложены средства на реализацию предусмотренных нормативноправовыми актами в отношении НКО и их клиентов льгот5.Слабая техническая оснащенность НКООсобую важность проблемы финансирования НКО приобретают при разработке стратегии развития и ее осуществлении. Влияние стейкхолдеров, обеспечивающих финансирование НКО, и конъюнктура рынка могут быть решающими факторами при определении стратегии. Например, некоторый частный колледж, бесприбыльная организация, предоставляющая образовательные услуги, является объектом внимания со стороны различных контролирующих сил: местной администрации, министерства образования, спонсоров, попечительного совета, профсоюза преподавателей и других подобных организаций. Колледж, таким образом, сталкивается с разрозненной группой стейкхолдеров, которые пытаются на него воздействовать. Такие воздействия могут быть противоречивыми и подталкивать деятельность колледжа в противоположных направлениях. Однако, так как критическим ресурсом для колледжа являются финансовые средства, очевидно, наибольшим влиянием на колледж будут обладать те стейкхолдеры, которые жертвуют (или предоставляют ему какимто другим образом) деньги.Государство и общественность практически не играют никакой роли в нахождении средств и их расходовании частными фирмами. Это не относится к бесприбыльным организациям. Им не разрешается или не рекомендуется заниматься многими видами деятельности. Возможности осуществления ими мер лоббирования ограничены (прежде всего, по финансовым причинам). Расходование средств в политических целях чаще всего запрещено, а поступление ресурсов тщательно проверяется налоговыми органами. Чтобы получить освобождение от налогов, НКО приходится доказывать, что они получили средства в виде пожертвований. Государственные органы и общественность в лице своих представителей проверяют бюджет НКО и на основании таких проверок выносят суждение, выполняет ли организация свою миссию. Поэтому топменеджер некоммерческой организации должен уделять пристальное внимание структуре поступлений и расходов. Последнее также требует, чтобы руководители НКО знали законы и нормы, регламентирующие финансовую деятельность некоммерческих организаций: наказание за их нарушение может быть очень суровым, вплоть до запрета деятельности.НКО могут получать финансирование из разнообразных источников: от федеральных и местных органов власти в виде вступительных взносов, пожертвований и т.д., а также от клиентов (например, в случае колледжа от учащихся, в случае наркологического центра от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Таким образом, источники финансирования НКО можно разделить на те, которые обеспечиваются потребителями услуг (клиентами), и предоставляемые спонсорами.Коммерческая фирма полностью зависит от своих клиентов, которые обеспечивают ей объемы продаж товаров или услуг и, следовательно, доход. Поэтому при стратегическом планировании отношения с клиентами и потребителями выходят на первый план. Клиенты же или потребители услуг НКО (например, колледжа или лечебного центра) обычно оплачивают лишь небольшую часть расходов на предоставление этих услуг. Следовательно, влияние клиента на НКО или, что более важно, степень, в которой интересы клиента будут учитываться при принятии руководством НКО стратегических решений, может быть небольшой. Однако не стоит упрощать ситуацию и игнорировать интересы и значение внутренних стейкхолдеров для успеха финансирования НКО. Так, например, профессионализм врачей и медперсонала наркологического центра может существенно влиять на "спонсорское" финансирование и размер платы, вносимой клиентами центра. А увольнение лучших врачей центра, неудовлетворенных условиями работы и организационным климатом, сложившимся, например, вследствие использования администрацией авторитарных методов управления, может существенно отразиться на потоках как "спонсорских", так и "клиентских" поступлений финансовых средств.С другой стороны, НКО в силу специфики своей миссии ограничены в увеличении той составляющей своего бюджета, которая формируется за счет поступлений средств от клиентов в качестве оплаты потребляемых ими услуг. Часто решения в подобных случаях принимаются на основании не только коммерческих соображений и представляют собой трудноразрешимые дилеммы. Приведем некоторые примеры.Допустим, общественная организация "Юридические услуги населению" финансируется торговой корпорацией и предоставляет бесплатные юридические консультации пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Бюджет организации фиксирован и позволят нанять двух квалифицированных юристов, которые проводят прием населения. Клиентов организации так много, что иным требуется записываться на прием на несколько недель вперед. Руководство организации предложило спонсору внести изменения в Устав и разрешить брать минимальную плату за предоставляемые услуги, что позволило бы нанять еще одного юристаконсультанта. Перед корпорацией стоит непростой вопрос. Дело в том, что открытие "Юридических услуг" являлось частью PRкампании, призванной создать положительный имидж в глазах населения и за счет этого увеличить объем розничной торговли продтоварами. Так будут ли новые условия обслуживания населения способствовать достижению этой цели? Сразу не ответишь.Принятое решение будет отражать интересы спонсоров, формирующих львиную долю бюджета НКО. Однако в случае наличия нескольких спонсоров их влияние на процесс принятия решений в НКО может определяться не строго в соответствии с их долями в бюджете организации, а угрозой изъятия своей доли. Это связано с инкременталистской природой большинства решений по финансированию.Проблемы финансирования встречаются и в деятельности благотворительных фондов.Благотворительные фонды Казани –являются одним из видов некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на устранение социальных, экологических, научных и культурных проблем. Такие фонды могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Финансирование может осуществляться двумя способами: за счет пожертвований или дивидендов от средств, являющихся имуществом организации.Благотворительные фонды Казани решают следующие задачи:1.Защищают права социально уязвимых слоев населения;2.Занимается улучшением экологической ситуации;3.Участвуют в просветительской деятельности.Большинство благотворительных фондов Казани направлены на оказание помощи детям. Средства этих фондов выделяются на дорогостоящее лечение несовершеннолетних с тяжелыми заболеваниями, обучение детей из неблагополучных семей и сирот, а также на закупку оборудования в медицинские учреждения и детские дома. К сожалению, среди проблем, с которыми сталкиваются благотворительные организации в РТ, кроме неблагоприятного налогового режима, наличия административных барьеров, нехватки профессиональных кадров, это освещение благотворительной деятельности в СМИ изза чего и вытекает проблема финансирования НКО. Имеется немало причин, в силу которых общественные благотворительные объединения заинтересованы в публикациях о своей деятельности. Необходимым условием эффективной деятельности общественных организаций является соотношение с активным позитивным отношением со стороны населения. Создание единого положительного образа благотворительности в огромной степени зависит от СМИ.В реальной жизни такая информация практически отсутствует даже в неполном объеме при общем негативном портрете благотворительных организаций, который формирует СМИ уже более десятилетия. Да и к тому же получается, что часть населения РТ знать не знает о существовании конкретного благотворительного фонда, что ведет к отсутствию источников финансирования НКО.В ходе проведенного анализа были выявлены проблемы финансирования НКО, на основе которых мы предлагаем следующие пути решения:1. Финансовое планирование. Задачами финансового планирования являются определение источников и объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности субъекта, намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования, установление соотношения в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития, вскрытие резервов использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, осуществление постоянного контроля за производственнофинансовой деятельностью некоммерческих предприятий, организаций, учреждений.2. Повышение самооценки, укрепление социальных связей и чувства сообщества, создание и трансляция ценностей, повышение доверия, продвижение ценностей гражданского общества.3. Сотрудничество НКО с волонтерскими группами. Наиболее продуктивно, когда активисты работают с НКО как с технологическим оператором.4. Создание и развитие новых экономических форм жизни НКОсектора. Необходимо на законодательном уровне создавать условия, которые сделают удобным и эффективным процесс независимого финансирования НКО. В частности, принципиально важно облегчить ведение НКО предпринимательской деятельности, отменив для организаций на упрощенной системе налогообложения раздельный учет коммерческой и некоммерческой деятельности.5. Приоритетом является повышение финансовой грамотности НКО, низкий уровень которой препятствует развитию экономики сектора и несет в себе существенные риски.Мы уверены, что, несмотря на значительные вызовы, НКО обладают огромным созидательным потенциалом и готовы выйти на новый уровень. Именно сейчас очень важно переосмыслить ключевые ценности, на которых зиждется некоммерческий сектор, взглянуть на привычные вещи поновому. Мы очень надеемся, что эта статья станет началом активной дискуссии о роли НКОсектора в обществе –дискуссии, которая должна помочь ему стать сильнее и устойчивее.
Ссылки на источники1.Базаров Р.Т.Индекс потребительской уверенности: место и роль в Российской экономике.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 10, часть I, октябрь 2013, С. 151154. 2.Базаров Р.Т.Инвестиции в некоммерческие организации Республики Татарстан.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 5 (64), часть I, май 2014, С. 119122.3. Базаров Р.Т., «К вопросу о совершенствовании процессов управления развитием инновационной экономики в России//Современные начные исследования. Выпуск №2/Под.ред. П. М. Горева и В.В. Утемова.Концепт.2014.Приложение №20. –URL:http://еkoncept.ru/ext/61.Гос.рег. Эл.№ ФС 7749965.ISSN2304120X.4. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учебное пособие. —М.: Юристъ, 2010. —320 с.5. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. –М.: Дело и Сервис, 2011. –400 с.6. Шиткина И.С.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций \Гражданин и право. №4 2012г.