Регулирование инвестиционных процессов деятельности НКО в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Базаров Р. Т. Регулирование инвестиционных процессов деятельности НКО в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 406–410. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85082.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционных процессов некоммерческих организаций. Здесь рассмотрены законы, регулирующие инвестиционную деятельность. Особое внимание обращено на формирование целевого капитала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Базаров Рустам Торекульевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ, г.Зеленодольскrustam.baz.ru@mail.ru

Регулирование инвестиционных процессов деятельности НКО в России

Аннотация.Данная статья посвящена вопросам регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционных процессов некоммерческих организаций.Здесь рассмотрены законы, регулирующие инвестиционную деятельность.Особое внимание обращено на формирование целевого капитала.Ключевые слова:инвестиции, НКО, целевой капитал, государство, закон, фонд.

Некоммерческие организации —это организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, поэтому некоммерческие организации осуществляют инвестиционную деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.Актуальность данной статьи заключается в том, что количество некоммерческих организаций увеличивается с каждым годом, а инвестиционная деятельность осуществляется повсеместно.Каждый год в Российской Федерации появляется порядка 9000 некоммерческих организаций (см. табл.1)Таблица 1Число некоммерческихорганизаций, зарегистрированныхв Российской Федерации

ВсегоЗарегистрированы в 2011 годуЗарегистрированы в 2012 годуЗарегистрированы в 2013 годуНекоммерческие организации87028897489159290

Впервые понятие "некоммерческая организация", как субъекта правоотношений, было введено в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик от 31.05.91г.Сейчас используется ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций на территории РФ. В их число входят:

Конституция Российской Федерации (в редакции от 30 декабря 2008 г.)

Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2010 г.)

Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакцииот 28 декабря 2010 г.)

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции от 22 июля 2010 г.)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции от 29 декабря 2010 г) с учетом ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (в редакции от 25 ноября 2009 г.)

Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в редакции от 05 мая 2010 г.)

ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в редакции от 04 мая 2010 г.)Инвестиционная деятельность НКО осуществляется за счет средств целевого капитала.Целевой капитал некоммерческой организации

сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании

для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.Целевой капитал (эндаумент) создается за счет пожертвований и может инвестировать свои средства, доход с которых не облагается налогом на прибыль.Есть две модели создания целевого капиталаНКО(см. рис.1, рис.2)







Рис.1 Учреждение целевого капитала НКО

В данном случае некоммерческая организация формирует для себяцелевой капитал, т. е. является собственником целевого капитала и единственным получателем дохода от этого целевого капитала. Такая схема предусмотрена только для некоммерческой организации, наделенной правом собственности на имущество.Получателем дохода от целевого капитала некоммерческой организации собственника целевого капитала, не являющейся специализированной организацией управления целевым капиталом, является только данная некоммерческая организация.Такая схема установлена для некоммерческих организаций, не наделенных правом быть собственником какоголибо имущества.Управляющими компаниями могут быть исключительно коммерческие организации в организационноправовых формах хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО или ОАО), профессионально занимающиеся инвестиционной деятельностью, т. е. имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.В России за прошедшее с момента принятия федерального закона время было создано или находятся в процессе регистрации более60 организаций, имеющих возможность формировать целевые капиталы, из них чутьболее 30ти организациям уже удалось их сформировать(то есть собрать пожертвования и начать их инвестировать) Большинство из фондов целевых капиталов созданы для поддержки высших учебных заведений.ЖертвователиНКОУправляющая компанияСредства, составляющие целевойкапиталДоход от доверительногоуправления













Рис.2 Учреждениецелевого капиталачерез специализированный фонд

Для контроля использования целевого капитала предусмотрено обязательное создание в специализированном фонде в период формирования капитала специального органа управления –попечительского совета, состоящего из представителей жертвователей, получателей дохода от инвестирования целевого капитала, общественности и иных лиц.Члены попечительского совета обязаны обеспечивать надежность и сохранность инвестиций, а также следить за тем, чтобы они приносили достаточные доходы. Попечители не имеют права передавать эти обязанности третьему лицу и должны лично контролировать, как и куда инвестируются средства, какие при этом возникают административноуправленческие расходы, какие программы финансируются, кто является получателями дохода от целевого капитала и т.д. [2].Численность и состав совета определяются высшим органом управления фонда. В функции попечительского совета могут входить распределение доходов от инвестирования целевого капитала, контроль целевого расходования средств капитала и доходов от его инвестирования, а также иные вопросы, связанные с формированием и использованием целевого капитала.Согласно ст. 15 Закона о целевом капитале денежные средства, составляющие целевой капитал, в т. ч. иностранная валюта, могут быть размещены управляющей компанией только следующим образом:

в государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;

акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, предъявляемым при размещении средств Стабилизационного фонда РФ;

облигации и акции иных иностранныхэмитентов;

ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ;ЖертвователиНКО 1Управляющая компанияСпециализированный фондДоход от управленияцелевым капиталомСредства, составляющие целевойкапитал(в собственности(СОУЦК)НКО 2НКО 3

инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления фонда предусмотрена выплата дохода не реже одного раза в год;

инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;

инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;

объекты недвижимого имущества;

депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.Статья 17 Закона о целевом капитале устанавливаеттребования для компаний,управляющих целевым капиталом. В частности, компании обязаны при инвестировании целевого капитала соблюдатьпринципы надежности и диверсификации. Соблюдение таких принципов позволяет получить доходность от использования целевого капитала конечному получателю в соответствии со среднерыночной доходностью.Так,принцип надежности ориентируетуправляющую компанию на вложение средств целевого капитала либо в банковские депозиты в крупных и надежных банках, уровень доходности которых явно не достаточен, поскольку процентные ставки ниже уровня инфляции. Требование закона о соблюдении принципа диверсификации при размещении инвестиционной компанией средств целевого капитала направлено на обеспечение сохранности инвестиций в условиях стабильного фондового рынка и на сокращение возможных потерь в случае его нестабильного состояния.Законодательных ограничений по количеству инвестиционных портфелей у одного собственника целевого капитала нет.Также в Федеральном законе от 4 ноября 2014 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях» в статье 7.1 п.3.2 сказано, что «инвестирование временно свободных средств государственной корпорацииосуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок их предоставления и раскрытия.Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.»[4]Также это касается государственных компаний согласно Федеральному закону от 4 ноября 2014 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 7.2 п. 9.Владимир Яблонский, директор направления АСИ «Социальные проекты», прокомментировал законопроект о регулировании деятельности некоммерческих организаций,рассмотренный в первом чтении Государственной Думой: «Для НКО в России создаются условия в системе законодательных норм, при этом учитываются их возможности по формированию общественного мнения. В то же время, важно чтобы государство усиливало программы по снятию барьеров для российского бизнеса и стимулированию инвестиций в некоммерческий сектор. Они сейчас имеют огромный потенциал».Насегодняшний день грантополучателями являются 386 социально ориентированных НКО. В списке грантополучателей масса ветеранских, религиозных, образовательных организаций, объединений инвалидов итак далее. Среди видов поддержки—нетолько деньги, ноиконсультационные услуги, нерасшифрованная «имущественная поддержка» итак далее. Субсидии перечисляются через различные ведомства—тут ибюджеты районов, иведомственныеросписи.Для примера: молодежная общественная организация РТ«СозвездиеЙолдызлык» через различные источники «заработала» более 70млн. рублей. Финансовая помощь оказывалась, например, через министерство поделам молодежи, спорту итуризму РТ. В2012 годучерез это ведомство было перечислено сразу 20,7млн. рублей. Ав2013 году было несколько крупных траншей—суммы варьируются от200тыс. до22млн. рублей. Среди других крупных получателей можно отметить также региональную федерацию тенниса, которая в2013 году получила поддержку насумму около 100млн. рублей.Общественная организация «Творческий союз —Союз журналистов Республики Татарстан» получила два транша по751тыс. рублей иодин на175тыс. рублей. Организация писателей РТ«Татарский ПЕНцентр» получила немногим более 2 млн. рублей. Региональной общественной организации «Еврейская национальнокультурная автономия Республики Татарстан» оказана поддержка насумму около 2млн. рублей. РОО «Всемирный форум татарской молодежи» получила свыше 624тыс. рублей. Мусульманский приход вАксубаево профинансирован насумму более 230тыс. рублей через районный бюджет. Итак далее.Есть имиллионные суммы поддержки образовательным учреждениям—например, челнинское негосударственное образовательное учреждение (НОУ) «Общеобразовательная средняя школа №23«Менеджер» через министерство образования в2012 2013 годах профинансировано на5,7млн. рублей. Апомощь НОУ «Христианская школа» составила 4,3млн. рублей.Среди грантополучателей прошлого года значится, кпримеру, фондим. Анжелы Вавиловой. В2011 2012 годах указана финансовая поддержка в2,7млн. рублей через министерство здравоохранения РТ. В2013 2014 годах через минэкономики выделено 367тыс. рублей. Кроме того, минземимущество оказывает бессрочную имущественную поддержку, аминздрав—еще иконсультационную.Таким образом, мы предлагаем развитие государственной поддержки.Финансирование проектов НКО за счет средств бюджетов всех уровней может быть увеличено.Размещение государственного заказа в НКО на осуществление части социальных услуг, которые государство оказывает отдельным категориям граждан, и иные меры поддержки будут способствовать активному внедрению социальных инноваций и повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Ссылки на источники1.Базаров Р.Т., Роль некоммерческого сектора в социальноэкономическом развитии России // Вестник экономики, права и социологии –Казань, 2011 –192.Базаров Р.Т.Индекс потребительской уверенности: место и роль в Российской экономике.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 10, часть I, октябрь 2013, С. 151154. 3.Базаров Р.Т.Инвестиции в некоммерческие организации Республики Татарстан.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 5 (64), часть I, май 2014, С. 119122.4.Базаров Р.Т., Басырова Э.И., Синетова Р.Г., Проблемы международных отношений и глобального развития // Монография, Издательство ЦРНС, 2013, С. 210241.5. Базаров Р.Т., «К вопросу о совершенствовании процессов управления развитием инновационной экономики в России//Современные начные исследования. Выпуск №2/Под.ред. П. М. Горева и В.В. Утемова.Концепт.2014.Приложение №20. –URL:http://еkoncept.ru/ext/61.Гос.рег. Эл.№ ФС 7749965.ISSN2304120X.6. Базаров Р.Т., К вопросу финансирования некоммерческих организаций Республики Татарстан, Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №9, Институт стратегических исследований, г. Москва, 2014г.С. 119122.