Анализ рынка образовательных услуг во Владимирской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крылов В. Е., Якунина М. В. Анализ рынка образовательных услуг во Владимирской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 496–500. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85100.htm.
Аннотация. В статье на основании статистических данных анализируется состояние рынка образовательных услуг во Владимирской области. Наибольшее внимание уделено программам среднего и высшего профессионального образования. Рассчитываются основные показатели, характеризующие рынок образовательных услуг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Крылов Василий Евгеньевич,Кандидат физикоматематических наук, доцентФГБОУ«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г.Владимирwek_70@mail.ru

Якунина Марина Владимировна,Кандидат экономических наук, доцентФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г.Владимирmarinavladimir3@rambler.ru

Анализ рынка образовательных услуг во Владимирской области

Аннотация.В статье на основании статистических данных анализируется состояние рынка образовательных во Владимирской области. Наибольшее внимание уделено программам среднего и высшего профессионального образования. Рассчитываются основные показатели, характеризующие рынок образовательных услуг.Ключевые слова:образовательная услуга, рынок образовательных услуг, образовательная обеспеченность.

Современный этап экономического развития России характеризуется бурным развитием информационных технологий, наукоемких производств, ростом конкуренции на рынке труда. Конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в значительной степени определяется качеством трудовых ресурсов. Залогом экономического роста является способность общества культивировать знания, применять их на практике. Указанные факторы указывают на все возрастающую роль образования.Наиболее полное определение образовательной услуги приведено в [1]. Согласно ему, образовательную услугу можно определить с трех позиций: потребителя, работодателя и государства.Во –первых (позиция потребителя), образовательная услуга –это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителями по установленной форме и программе.Во –вторых, это процесс профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации)кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развитии в изменяющихся рыночных условиях.В третьих –это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупности личностного и интеллектуального потенциала общества.Перечислим особенности образовательной услуги:

сезонность;

высокая стоимость;

относительная длительность оказания;

отсроченность выявления результатов;

зависимость результатов от условий будущей работы и жизни;

необходимость дальнейшего сопровождения услуги;

невозможность перепродажи;

необходимость лицензирования;

конкурсный характер услуги;

молодой возраст потребителей услуги.Образовательная услуга (как и любой другой товар) реализуется на рынке. Под рынком образовательных услуг понимаетсярынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и предложение различных образовательных учреждений.Рассмотрим некоторые показатели рынка образовательных услуг во Владимирской области.Залогом успешности развития рынка образовательных услуг является благополучная демографическая ситуация в регионе. Основные демографические показатели Владимирской области в 2010 –2013 годах приведем в таблице 1(данные взяты из [2]).Таблица 1

2010201120122013Численность населения1–всего, человек1441129143193214217421413321в том числе:



Городское1119314111107811038331097805Сельское321815320854317909315516Из общей численности –население в возрасте, человек



моложе трудоспособного(015 лет)206956209747213384213459трудоспособном (мужчины 1659 лет, женщины 1654 лет)860431844319826032825366старше трудоспособного373742377866382326383015Числородившихся(без мертворожденных)15542156171647715740Естественный прирост, убыль()10540894573327919Миграционный прирост, убыль()7832522858502На 10 тыс. населения приходитсямиграционного прироста, убыли()5,41,820,03,5

Демографическая ситуация в январе 2014 года характеризовалась уменьшением естественной убыли населения по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года на 196 человек или на 21%. Число родившихся увеличилось на 2,6% и составило 1280 человек, умерших сократилось на 7,5%. Коэффициент естественной убыли по области 6,1 на 1000 человек населения (в январе 2013 года 7,7). Таким образом, врегионе за последние 3 года происходит миграционная убыль населения, то есть наблюдается отрицательная динамика изменений коэффициента миграционного прироста. Следовательно, Владимирская область не является регионом, в котором происходит накопление человеческого капитала, а является регионом теряющим кадры.Это является тревожной тенденцией для рынка образовательных услуг.Способствовать улучшению демографическойситуациив области должно постановление Губернатора Владимирской области от 6 сентября 2012г. № 1000 "О долгосрочной целевой программе «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2013—2015 годы». Объем финансирования Программы составит более 2 миллиардов рублей. Реализация Программы позволит переориентировать сознание граждан на традиционные семейные ценности и популяризировать многодетные семьи, сократить коэффициент естественной убыли населения, увеличить удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортомдо 32%, увеличить продолжительность жизни населения до 68,1 года.Система образования и профессиональной подготовки Владимирской области насчитывает свыше 1,5 тысячи государственных и муниципальных, а также негосударственных образовательных учреждений, в которых обучается и воспитывается более 400 тыс. человек или 25% всего населения региона. В настоящее время в области функционируют 620 учреждений дошкольного воспитания, 548 школ, лицеев, гимназий, 91 учреждение среднего специального образования,26 высших учебных заведений и их филиалов (государственных 15, негосударственных 11). Численность обучающихся по программам СПО в 2009 –2012 годах(тысяч человек)представлена в таблице 2.Таблица2

2009201020112012Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования –всего, тыс. человек20,319,919,318,6

В таблице 3представлена численность студентов высших учебных заведений (на начало года, человек).

Таблица3

Численность студентов –всего20092010201120122013Всего5731257630536034942645291в том числе обучавшихся на отделениях:



Очных2356221693192401732616241очнозаочных (вечерних)1837172214591216824Заочных3191334215329043088428226

Статистические данные показывают, что численность студентов за 5 лет уменьшилась на 21%. Важным показателем состояния рынка образовательных услуг является образовательная обеспеченность –численность студентов на 10000 человек населения. Расчеты показывают, что образовательная обеспеченность неуклонно снижается. В 2010 году онабыларавна40, в 2011 –37, в 2012 –35, а в 2013 году –32. По сравнению с 2010 годом, в 2013 году образовательная обеспеченность снизилась на 20%. Для программ среднего специального образования этот показатель еще ниже. Так, в 2013году он составил менее13 человек на 10000 человек населения.Рассмотрим степень соответствия спроса на специалистов во Владимирской области и выпускников средних и высших учебных заведений.Количество специалистов, выпущенныхгосударственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования по группам специальностей в 2013году (человек)представлено в таблице 4.

Таблица 4

Выпущено специалистов –всего4451в том числе по группам специальностей:

гуманитарные науки547образование и педагогика273Здравоохранение442культура и искусство193экономика и управление1268сфера обслуживания35сельское и рыбное хозяйство89энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника173металлургия, машиностроение и материалообработка291транспортные средства276электронная техника, радиотехника и связь24автоматика и управление141информатика и вычислительная техника279химия и биотехнология32воспроизводство и переработка лесных ресурсов38технология продовольственных продуктов и потребительских товаров160строительство и архитектура190

В таблице 5приведены данные выпуска специалистов высшими учебными заведениями по группам специальностей и направлениям подготовки в 2013году (человек).Таблица 5

Выпущено специалистов –всего11104из них по направлениям подготовки:

физикоматематические науки70естественные науки55гуманитарные науки2808социальные науки143образование и педагогика945культура и искусство131экономика и управление4572информационная безопасность29сфера обслуживания25энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника146металлургия, машиностроение и материалообработка369транспортные средства211приборостроение и оптотехника212электронная техника, радиотехника и связь243автоматика и управление224информатика и вычислительная техника306химическая и биотехнология75строительство и архитектура456безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды84

Статистические данные по выпуску специалистов (таблицы 4и 5) показывают, что в регионе подготовлено больше всего специалистов со средним образованием в области экономики и управления (28,49% от выпуска по направлениям СПО и 41,17% по направлениям подготовки ВПО и 37,54% в общем объеме выпускников), гуманитарных наук (12,29% от выпуска по направлениям СПО и 25,29% по направлениям подготовки ВПО и 21,57% в общем объеме выпускников) и образования и педагогики (6,13% от выпуска по направлениям СПО и 8,51% по направлениям подготовки ВПО и 7,83% в общем объеме выпускников).Если рассматривать динамику числа выпускников, то по всем направлениям подготовки наблюдается спад выпуска. Если в 2011 году по программам ВПО было выпущено 11378 специалистов, то в 2012 –11104, что на 2,4% меньше. Выпуск специалистов государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования сократился на 7,67% в 2012 году (4451 специалист) по сравнению с 2011 годом (4820 специалистов).Отметим, что во Владимирской области не выпускается специалистов по программам ВПОпо следующим группам специальностей: здравоохранение; сельское и рыбное хозяйство; воспроизводство и переработка лесныхресурсов.Показателем спроса на специалистов в области является структура валового регионального продукта. В 2013году она была следующей: промышленность 35,1%, торговля 9,5%, транспорт 9,3%, сельское хозяйство 9,1%, строительство 4,4%, связь 3,1%.Указанные направления следует развивать в регионе в первую очередь. Сравним данные с показателями выпуска специалистов(в сумме по программам среднего и высшего образования). Имеем: промышленность 46,07%, торговля 1,42%, транспорт 3,13%, сельское хозяйство 0,59%, строительство 4,15%, связь 1,91%. Видим преизбыток выпуска специалистов в промышленности, а также острый дефицит выпуска специалистов в областях сельского хозяйства и связи.Постановлениями Губернатора области ([3], [4]) утвержденыперечни 18 остродефицитных специальностей (Таблица 6) и 24 остродефицитных профессий, востребованных региональным рынком труда.Таблица 6

п/пНаименованиеспециальностей1.Технология машиностроения2.Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника3.Дошкольное образование4.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)5.Теплоснабжение и теплотехническое оборудование6.Агрономия7.Ветеринария8.Зоотехния9.Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий10.Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования11.Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)12.Обработка металлов давлением13.Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения14.Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции15.Литейное производство черных и цветных металлов16.Технология производстваи переработки пластических масс и эластомеров17.Земельноимущественные отношения18.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Многимиз остродефицитных профессий, представленных в таблице 5, не обучают как по программам среднего, так и высшего профессионального образования.В настоящее время система профессионального образования выполняет главную роль в формировании человеческого капитала в регионах, закладывает на перспективу основу для эффективного регионального социально экономического развития. И от того насколько эта система будет конкурентоспособна во многом будет зависеть успешное социально экономическое развитие региона.Безусловно, важным показателем качества образовательных услуг, является уровень профессорско –преподавательского состава. Соответствующие данные приведены в таблице 7.Таблица 7

2008/092009/102010/112011/122012/13Государственные высшие учебные заведенияОсновной (штатный) персонал –всего19531977185517841748Из основного (штатного) персонала имеют:



ученую степень



доктора наук171184165172172кандидата наук9971001956945937ученое звание



профессора140148132135130Доцента702681655646623

Статистические данные показывают высокий кадровый уровень высших и средних специальных учебных заведений.Подведем итоги. Структура рынка образовательных услуг во Владимирской области неоднородна. С одной стороны, наблюдается избыток будущих специалистов в области экономики. Это может привести к безработице. С другой стороны, в областине ведется или ведется в незначительном объеме подготовка по остродефицитным специальностям. Особенно следует отметить такие специальности, как здравоохранение, сельское и лесное хозяйство.Преодоление указанного дисбаланса позволит улучшить экономическую ситуацию в регионе, снизить уровень безработицы, снять недостаток специалистов.В статье мы не рассматривали образовательных услуг по программампрофессиональной переподготовки и повышения квалификации. Пока эта ниша рынка образовательных услуг окончательно не сформирована. Несомненно, за этим направлением стоит большое будущее.

Ссылки на источники1.Банслова В.Б. Особенность образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителейна рынке образовательных услуг/ Банслова. СПб: СПбГИЭА, 2009. –С.8.2.Регионы России. Социальноэкономические показатели 2013. [электронный ресурс]. URL:http//www.gks.ru(дата обращения 17.05.2014)/3.Об утверждении перечня остродефицитных профессий, востребованных Областным рынком труда ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 сентября 2009 года N 7854.Об утверждении перечня остродефицитных профессий, востребованных Областным рынком труда.Постановление Губернатора Владимирской обл. от 25.02.2013 N 200 "Об отраслевом заказе на подготовку кадров для отдельных сфер экономики Владимирской области на 2013 2016 годы" (вместе с "Перечнем востребованных рабочих профессий, рекомендуемых к открытию вучреждениях профессионального образования Владимирской области, реализующих образовательные программы начального профессионального образования, в соответствии с заявленной организациями потребностью")