Современное состояние и тенденции развития налоговой системы РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Реброва Т. А. Современное состояние и тенденции развития налоговой системы РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 571–575. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85115.htm.
Аннотация. Статья посвящается становлению налоговой системы в РФ, механизмам регулирования налоговой политики. Частично затронуты изменения в налоговом законодательстве, вступившем в силу с 01.01.2015 г.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Реброва Татьяна Александровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и психологии НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» филиал в г. Оренбург, г. ОренбургRebrovatanya@mail.ru

Современное состояние и тенденции развития налоговой системы РФ

Аннотация. Статья посвящаетсястановлению налоговой системы в РФ, механизмам регулирования налоговой политики. Частично затронуты изменения в налоговом законодательстве, вступившим в силу с 01.01.2015г.Ключевые слова:налоговая система, налоговая политика, налоги и сборы, налогоплательщики.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансовокредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано.Ввиду этого актуальность данной статьи бесспорна. Налоговая политика

комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социальноэкономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.Задачи налоговой политики сводятся к: 1)обеспечению государства финансовыми ресурсами; 2)созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; 3)сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.Можно выделить три типа налоговой политики.Первый тип

политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.Второй тип

политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится изпод налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.Третий тип

налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.[1]При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственноэкономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика этоне автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, это налоговая стратегия, а на текущий момент налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследуетследующие задачи:1)экономические

обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;2)социальные

перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;3)фискальные

повышение доходов государства;4)международные

укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге к экономическому кризису.Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общейстратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.Налоговая система

это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления. Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:Законодательство РФ;Законодательство субъектов РФ;Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.В целях совершенствования налоговой системы принято ряд документов, вступающие в силу с 01.01.2015гно не ранее чем по истечении 1месяца со дня ихофициального опубликования:

Федеральный законот 29 декабря 2014г.N465ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Поправки обусловлены реализацией мер по повышению мобильности трудовых ресурсов. Работодателям, привлекающим граждан для работы в регионах, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, оказывается финансовая поддержка из федерального и региональных бюджетов. За счет этих средств работодатели могут в свою очередь оказывать поддержку работникам, привлекаемым из других регионов. Поправками освобождены от НДФЛ доходы указанных работников в денежной и натуральной формах в рамках мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты (кроме выплат на возмещение стоимости проживания). Также прописан порядок учета работодателями полученных средств финансовой поддержки. Кроме того, уточнен порядок учета при налогообложении прибыли субсидий, полученных организациями, в том числе для покупки электроэнергии из энергосистем иностранных государств и у производителей Крымского федерального округа для ее дальнейшей реализации потребителям по установленным ценам (тарифам);[2].Федеральным законом от 29 декабря 2014г.N464ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрены налоговые льготы для организаций, занимающихся социальным обслуживанием граждан. Вопервых, освобождены от обложения НДС услуги поподдержке и соцобслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях соцобслуживания (независимо от их нахождения в трудной жизненной ситуации). Вовторых, указанным организациям временно, до 1 января 2020 г., дано право применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Прописаны условия использования данной льготы. В частности, организация должна быть включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации. Доля доходов от предоставления соцуслуг гражданам должна составлять не менее 90% от общего дохода. В штате организации должно быть не менее 15 сотрудников;[3].Федеральный законот 24 ноября 2014 г. N 366ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»предусматривает, что ставка НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных налоговыми резидентами России в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%.Устанавливаются ставки акцизов на 20152017гг.В отношении крепкой и слабоалкогольной продукции в 2015 и 2016гг. сохраняются размеры ставок акцизов, установленные на 2014г.В отношении табачной продукции ставки акцизов проиндексируют темпами, опережающими уровень инфляции. Предусмотрено увеличение адвалорных налоговых ставок на сигареты и папиросы при одновременной корректировке специфических налоговых ставок в целях выравнивания налоговой нагрузки на дешевые и дорогие виды сигарет и папирос.Прочие ставки на 2017г. проиндексируют с учетом индекса инфляции в 4,5%.В перечень подакцизных товаров включаются бензол, параксилол, ортоксилоли авиационный керосин. Одновременно в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола вводится система свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза. По керосину акциз будет уплачиваться лицами, включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации России и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта.Начиная с 2015г. предусматривается 15процентная индексация ставок водного налога. После достижения целевого уровня ставок начиная с 2026г. предусматривается ежегодная индексация ставок на коэффициентдефлятор.Ставку водного налога при добыче подземных вод (кроме промышленных, минеральных, а также термальных) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и(или) упаковки в тару будут применять с коэффициентом 10.Планируется поэтапно (за 3года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7раза за 3года на нефть, в 1,7

5раз на нефтепродукты в зависимости от вида) с одновременным увеличением ставки НДПИна нефть (в 1,7раза) и газовый конденсат (в 6,5раз).При этом предусмотрены одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2раза за 3года), а также предоставление налоговых вычетов из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами.В результате указанного «налогового маневра» произойдет сближение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в России и Казахстане, что в дальнейшем упростит процесс перехода к взаимной торговле в рамках ЕЭП без какихлибо тарифных и нетарифных ограничений;[4].Федеральный законот 4 ноября 2014 г. N348ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Поправки предусматривают введение института налогового мониторинга.Между налогоплательщиками, удовлетворяющими определенным критериям, и налоговыми органами будут заключаться соглашения о расширенном информационном взаимодействии. В результате налоговые органы получат доступ к данным налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика с целью контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов.Выделяют 3критерия.

Первый совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, должна составлять не менее 300млнруб. Это сумма без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу ТС.Второй суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за тот же год должен составлять не менее 3млрдруб.Третий совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31декабря того же года должна составлять не менее 3млрдруб.Налогоплательщик при этом сможет обращаться в налоговый орган за его мотивированным мнением по неоднозначным вопросам налогообложения. Выполнение такого мотивированного мнения исключит вину налогоплательщика в нарушении налогового законодательства.Заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1июля. Проведение мониторинга начинается с 1января соответствующего года и оканчивается 1октября следующего.В период действия соглашения будет ограничена возможность проведения выездных налоговых проверок;[5].Федеральный законот 29 ноября 2014г. N382ФЗ«О внесении изменений в частипервую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Ранее НДФЛ не облагались доходы от продажи недвижимости, которая находилась в собственности 3года и более. Согласно поправкам данный срок применяется при соблюдении одного из 3условий. Право собственности оформлено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника. Имущество получено по приватизации. Недвижимость передана по договору ренты. В остальных случаях минимальный срок владения объектом для освобождения от НДФЛ составляет 5лет.Дополнительно введен понижающий коэффициент 0,7 к кадастровой стоимости недвижимости, если доходы от ее продажи меньше, чем кадастровая стоимость по состоянию на 1января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, умноженная на 0,7. Однако положение не применяется, если кадастровая стоимость на указанную дату не определена.Теперь НДФЛ не уплачивается с благотворительной помощи, получаемой от всех организаций (а не только от некоммерческих, как ранее) детьмисиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на 1члена не превышают прожиточного минимума.Введен еще один местный налог торговый сбор. Он касается таких видов деятельности, как торговля через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов (кроме магазинов при автозаправках), нестационарной сети,а также отпуск товаров со склада.Ставки сбора определяются в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь.Однако они не могут превышать расчетную сумму налога, уплачиваемую в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3месяца;[6].Федеральный законот 4 октября 2014 г. N 284ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». Поправки касаются исчисления и уплаты ряда имущественных налогов.Основные изменения затрагивают налог на имущество физлиц. С 2015г. вводится исчисление указанного налога исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Все регионы должны будут перейти на взимание налога с кадастровой стоимости до 1января 2020г.В отношении жилых домов (в том числе недостроенных), жилых помещений, гаражей, хозстроений площадью не более 50кв.м ставка налога составит 0,1%. Причем местные власти получают право уменьшать ее до нуля или увеличивать, но не более чем в 3раза.В отношении объектов стоимостью более 300млнруб. и нежилых помещений установлена ставка налога в размере 2%.Допускается дифференциация налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, местонахождения.Сохраняются существующие налоговые льготы. Однако они предоставляются только по 1объекту каждого вида (по выбору налогоплательщика). При этом льготы не распространяются на объекты, используемые в предпринимательской деятельности, нежилые помещения и объекты стоимостью более 300млнруб.Помимо льгот предусматриваются вычеты (не облагаемые налогом метры). В отношении квартиры вычет составляет 20кв.м, комнаты 10кв.м, жилого дома 50кв.м. Местным властям дано право увеличивать размеры указанных вычетов.Чтобы не допустить резкого повышения налоговой нагрузки на граждан, в течение первых 4лет взимания налога по новым правилам его сумму будут исчислять с применением понижающих коэффициентов.Отметим, что ранее предполагалось ввести единый налог на недвижимость физлиц (строения и земельные участки), который также планировалось рассчитывать из кадастровой стоимости.Помимо этого поправками уточняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. В частности, расширяется перечень таких объектов. В него включаются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.Кроме того, предусмотрены изменения в порядке взимания земельного налога. В частности, освобождены от налогообложения участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Регулируется порядок исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода;[7].

и другие немаловажные законы, касающие изменений в налоговой системе.Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем —получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей[8].Характерными чертами налоговой системы РФ являются:1.

Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефтеи газодобыча, финансовая деятельность, металлургия —ставка единого социального налога 26% весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.2.

Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансовохозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.3.

Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

Ссылки на источники1.

ПаськоО.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. канд. экон. наук. М., 2010. 178с.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]2.

Федеральный законот 29 декабря 2014г.N465ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». http://basegarant.ru/70830750.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]3.

Федеральным законом от 29 декабря 2014г.N464ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» http://nalog. garant.ru/fns/nk/1/block_20001.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]4.Федеральный законот 24 ноября 2014 г. N 366ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" http://basegarant.ru/70782826.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]5.

Федеральный законот 4 ноября 2014 г. N348ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». http://basegarant.ru/70807530.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]6.

Федеральный законот 29 ноября 2014г. N382ФЗ «О внесении изменений в частипервую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». http://basegarant.ru/70754265.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]7.

Федеральный законот 4 октября 2014 г. N 284ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». http://basegarant.ru/70754268.[Дата обращения 02.02.2015 г. ]8.

АбрамовМ.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.—2012. —№9..[Дата обращения 02.02.2015 г. ]