Тезаурусный подход в интегративном образовательном пространстве дисциплин психолого-педагогического блока

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Москаленко Е. В., Морскова В. Ф. Тезаурусный подход в интегративном образовательном пространстве дисциплин психолого-педагогического блока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 576–580. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85116.htm.
Аннотация. Вᅟ статьеᅟ рассматриваютсяᅟ некоторыеᅟ проблемыᅟ межпредметнойᅟ интеграцииᅟ вᅟ образовательномᅟ пространствеᅟ психолого-педагогическогоᅟ циклаᅟ поᅟ педагогическомуᅟ направлениюᅟ наᅟ основеᅟ тезаурусногоᅟ подхода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Москаленко Елена Владимировна,магистрант 2года обучения,направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование»,ООП «Управление образовательной организацией», филиала КубГУ в г. СлавянскенаКубаниHelen345@mail.ru

Научный руководитель –Морскова Вера Фёдоровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Тезаурусныйподход

винтегративномобразовательномпространстведисциплинпсихологопедагогическогоблока

Аннотация.Встатьерассматриваютсянекоторыепроблемымежпредметнойинтеграциивобразовательномпространствепсихологопедагогическогоциклапопедагогическомунаправлениюнаосноветезаурусногоподхода.Ключевыеслова:образовательноепространство, межпредметнаяинтеграция, тезаурусныйподход

Актуальностьисследованияопределяетсятем, чтовусловияхинформационногобума, которыйхарактеризуетобразованиенашеговремени, передисследователемвозникаетпроблема: всостояниилионовладетьогромнымимассивамиинформациидлятого, чтобысделатьопределенныенаучныевыводы? Объективностьисследованияоказываетсяподвопросомнетольковтомилииномконкретномслучае, ноивцелом. Изучениеэтихпроцессовивытекающихизнихследствийприсохранениитребований, присущихнаучноориентированномузнаниюможетвестисьсприменениемразрабатываемоговпоследниегодытезаурусногоподхода. Результатыегоприменениявразличныхобластяхгуманитарногознанияпубликуютсяужеболее10лет. Такимобразом, тезаурусныйподходможноотнестиксовременным, соответствующимконцептуальнымметодикампоотбору, анализуиструктурированиюинформации [1].

Таким образом, естьвсеоснованияутверждать, чтопедагогическаятеорияипрактикасвидетельствуютобактуальнойпотребностивконцептуальномопределениифеномена тезаурусногоподходавинтегративномобразовательномпространствевсистемеобеспечениякачествапрофессиональнойподготовкиучителя, технологииегосозданияииспользования. Вэтомконтекстенамисделанвыбортемы—«Тезаурусный

подходвинтегративномобразовательномпространствепопсихологопедагогическомублоку». Объектисследования: интегративноеобразовательноепространствовпроцессеподготовкибакалавровпопедагогическомунаправлениюврамкахдисциплинпсихологопедагогическогоблока.[2,3].Предметисследования: тезаурусныйподходвинтегративном образовательномпространстве

попсихологопедагогическомублоку. Научнаяидеяисследованиясостоитв обоснованиипроцессапроектированияипрактическогоиспользованияресурсногопотенциала

тезаурусногоподходавинтегративномобразовательномпространстведисциплинпсихологопедагогическогоблокавобеспечениикачестваподготовкиучителя. Даннаяпроблемаявляетсярелевантнойдляразвитияпедагогическойнауки, чтотребуетеетщательногонаучногоосмысленияиформулировкипроблемыисследования: какосуществлятьинтеграциюпедагогикиипсихологиивобразовательномпроцессе всистемеподготовкибакалавровпедагогикивконтекстесовременныхтребованийнаосноветезаурусногоподхода, направленныхнасовершенствованиекачестваподготовкиспециалистов? Решениеданнойпроблемыявляетсяцельюнашегоисследования. Всоответствиистемой, цельюипредметомнамиопределеныследующиезадачиисследования:1. Определитьосновныеметодическиеипедагогическиеусловия реализациитезаурусногоподходавинтегративномобразовательномпространствепопсихологопедагогическомублоку.2. Обосноватьзначениетезаурусногоподходавинтегративномобразовательномпространствепопсихологопедагогическомублокувсистемеобеспечениякачествапрофессиональнойподготовкиучителя, технологииегосозданияииспользования.3. Разработатьконцептуальнуюмодельинтегративноготезаурусавобразовательномпространствепопсихологопедагогическомублоку.Методологическаяосноваисследования.Нафилософскомуровнеметодологии: диалектическийметод, исходящийизпредставленийобобщихзаконахразвитияприроды, обществаичеловека.Наобщенаучномуровнеметодологии: системныйподходкизучениюпедагогическихявлений.Наконкретнонаучномуровнеметодологии: интегративноцелостныйподход, рассматривающийцелостностьмираичеловекакакприродного, духовногоисоциальногоявления.В исследовании учтеныииспользованымногиетруды, посвященныепроблемеформированияинтегративногообразовательногопространствавсоответствиисконцептуальнымиосновамитезаурусногоподходаи егореализациивпрофессиональномобразовании, рассматриваемыевработах И. А. Зимней, КарауловаЮ.Н.,ЛуковаВал.А., ЛуковаВл.А.,МорковкинаВ.В.,В. А. Сластенина идр[4,5,6,7].Методыисследования.Теоретическийанализфилософской, психологопедагогическойлитературыпопроблемамнауковедения, нормативныхдокументовпопрофессиональномуобразованию, учебнометодическойлитературыпопедагогикеипсихологии, обобщениепедагогическогоопыта, тестирование, анкетирование.Вниманиеисследователейвразличныхобластяхнаукикданнойформепредставлениязнанийпривлеклаконцепция, котораяставиттезаурусврядсамыхобщих, фундаментальныхпонятийсовременнойнауки. Согласноейвсепонятияестественногоязыка, служащиедляописанияокружающегомира, представляютсобойвсеобщийтезаурусмира, отражающийвесьуниверсумнашихзнаний.Наосновевсеобщеготезаурусаможносоставитьиерархиютезаурусовпоразличнымнаукам(проблемам, задачам). Приэтомкаждомуизтезаурусовбудетсоответствоватьсвойязыкнауки(проблемы, задачи).

Любойиндивидуумявляетсяносителеминформациииобладаетисходнымтезаурусом. Исходныйтезаурусопределяетвозможностиприемникасемантическойинформации, вследствиечегоизменяетсясамисходныйтезаурус. Оптимальностьпроцессапередачиинформациимеждуиндивидуумами(взаимопонимание) определяетсяобщностьюихисходныхтезаурусов, выражающейсявобщностиязыков.Следуетотметить, чтонесмотрянафундаментальностьданногопонятия, донастоящеговременинесуществуетегочеткогоиобщепринятогоопределения.Насегодняшнийденьученымиисследователямивобластипедагогикивыделеныследующиеразновидноститезаурусов:1) Понятийнопсихологическийтезаурусличности–запечатленныйихранимыйвпамятииндивидуумазапаспонятий, оценокинорм.

2) Информационнопоисковыйтезаурус–словарьсправочник, представляющийсобоймножестволексическихединиц(дескрипторов) информационнопоисковогоязыка, связанныхсемантическими(смысловыми) отношениямиипредназначенныйдляпоискасловпоихсмысловомусодержанию.

«Тезаурус» вэтимологическомзначении—сокровищница(отдр. греческого«thésaurós» сокровище, сокровищница, запас),авширокомсовременномсмысле—всясумманакопленныхзнаний.Внаучнойтерминологиинашеговремени—тезаурусобозначаетнекотороеособымобразомоформленноенакопление. ТеориятезаурусанаиболееполнопредставленавкнигеЮ.Н. Караулова«Лингвистическоеконструированиеитезауруслитературногоязыка» [8].Карауловдаетследующееопределениетезауруса: «Тезаурус

этовсякийсловарь, которыйвявномвидефиксируетсемантическиеотношениямеждусоставляющимиегоединицами».В.В. Морковкин считаеттезауруслексическиминструментоминформационнопоисковыхсистем. Онсостоитизсловарятерминов, междукоторымиуказанысмысловыесвязи. Тезаурусдаеткомпактноеиобозримоепредставлениесемантическогопространстваязыкаисистемныхотношенийвнемипозволяетнаблюдатьуровневуюорганизациюлексики(рольключевыхсловвсегментациисемантическихполей). Онявляетсяприближеннойинтерпретациейлексическойсистемы, ееусредненноймоделью. Онпозволяетпредставитьсистемныеотношения, наблюдатьуровневуюорганизациюлексики, т.е. являетсяспособомпредставлениясемантическогопространства. Тезаурусявляетсяуниверсальноймодельютерминосистемылюбойобластизнаний, атезаурусотрасли–универсальноймодельютерминосистемыпредметнойобласти, иначеговоря, тезаурусописываетпредметноеполеконкретнойпредметнойобластикаксовокупностьтерминовипонятий.Вболееузкомсмысле«тезаурусомназываетсямножествосмысловыражающихэлементов(слов, словосочетанийит.п.) некоторогоязыкасзаданнымисмысловымиотношениями».Такимобразом,тезаурус–этознание, представленноеввидепонятийиотношениймеждуними, т.е. определеннымобразомструктурированноеиорганизованноезнание, т.е. максимальнополныйобъемлексики, организованнойпотематическомупринципусотражениемопределенногонаборабазовыхсемантическихотношений.Отсловарятезаурусотличаетсясодержаниемвсехтерминовдескрипторов, классифицированныхпосмыслу. Дескриптораминазываютсясловарныеединицыввидеслов, словосочетанийиликодов, называющиеклассусловнойэквивалентности, вкоторыйвключеныэквивалентныеиблизкиепосмыслуключевыеслова, покоторымможновыполнятьмеханическийпоискинформационныхдокументов.

Остановимсяподробнеенасодержаниивыделяемыхтерминоввинтегративномобразовательномпространствепсихологопедагогическогоблока.1.Втребованиификсированногосодержания(одномузнакусоответствуетоднопонятие) заключаетсяположениеотом, чтотерминдолжениметьограниченное, четкофиксированноесодержаниевпределахопределеннойтерминосистемывконкретныйпериодразвитияданнойобластизнания(последнееуточнениепредставляетсяважным, таккаксуглублениемзнаниясодержаниепонятияможетразвиватьсяистечениемвременитотжетерминможетполучитьиноезначение).Обычныесловауточняютсвоезначение, приобретаютразныесмысловыеоттенкивофразеологическомконтексте, всочетаниисдругимисловами. Контекстнаяжеподвижностьзначениядлятерминасовершеннонедопустима. Нужноподчеркнуть, чтоздесьсодержитсялогическоетребованиектермину

постоянствоегозначенияврамкахопределеннойтерминосистемы.2. Следующеетребование

точностьтермина. Подточностьюобычнопонимаетсячеткость, ограниченностьзначения. Этачеткостьобусловленатем, чтоспециальноепонятие, какправило, имеетточныеграницы, обычноустанавливаемыеспомощьюопределения

дефинициитермина. Сточкизренияотражениясодержанияпонятияточностьтерминаозначает, чтовегодефиницииестьнеобходимыеидостаточныепризнакиобозначаемогопонятия.Терминдолжентакже(прямоиликосвенно) отражатьпризнаки, покоторымможноотличитьоднопонятиеотдругого. Терминыобладаютразнойстепеньюточности. Наиболееточными(илиправильноориентирующими) представляютсямотивированныетермины, вструктурекоторыхособеннояркопереданысодержаниепонятияилиегоотличительныепризнаки, например: чувствительнаяповерхностьполупроводниковогодетектораионизирующегоизлучения, сплошностьвнешнейзоныдиффузионногослоя. Значениемножестванемотивированныхтерминовневыводитсяиззначениявходящихвнихтерминоэлементов

3. Требованиеоднозначноститермина. Терминнедолженбыть многозначным.Особеннонеудобнавданномслучаекатегориальнаямногозначность, когдавпределаходнойтерминосистемыоднаитажеформаиспользуетсядляобозначенияоперации иеерезультата. Упорядочиваятерминологию, т. е. фиксируязначениекаждоготерминаданнойсистемыпонятий, устанавливаютоднозначностьтермина.4. Терминнедолжениметьсинонимов. Синонимывтерминологииимеютдругуюприродуивыполняютиныефункции, чемвобщелитературномязыке. Подсинонимиейвтерминологииобычнопонимаютявлениедублетности(офтальмолог

окулист, бремсберг

спуск, генитив

родительныйпадеж). Междудублетаминеттехотношений, которыеорганизуютсинонимическийряд, нетэмоциональноэкспрессивных, стилистическихилиоттеночныхоппозиций. Онитождественнымеждусобой, каждыйизнихотноситсяпрямокобозначаемому. Синонимия(дублетность) особеннохарактернадляначальныхэтаповформированиятерминологий, когдаещенепроизошелестественный(исознательный) отборлучшеготерминаиимеетсянескольковариантовдляодногоитогожепонятия. Самопонятиесинонимиивтерминологиидонастоящеговременинеможетсчитатьсяобщепринятым.5. Терминдолженбытьсистематичным. Систематичностьтерминологиибазируетсянаклассификациипонятий, исходяизкоторойвыделяютсянеобходимыеидостаточныепризнаки, включаемыевтермин, послечегоподбираютсясловаиихчасти(терминоэлементы) дляобразованиятермина. Ссистематичностьютерминатесносвязанаегомотивированность, т. е, семантическаяпрозрачность, позволяющаясоставитьпредставлениеоназываемомтерминомпонятии. Систематичностьдаетвозможностьотражениявструктуретерминаегоопределенногоместавданнойтерминосистеме, связиназываемогопонятиясдругими, егоотнесенностикопределеннойлогическойкатегориипонятий.6. Краткостьтермина. Терминдолженбытькратким. Здесьможноотметитьпротиворечиемеждустремлениемкточноститерминосистемыи

ккраткоститерминов. Длясовременнойэпохиособеннохарактернообразованиепротяженныхтерминов, вкоторыхстремятсяпередатьбольшеечислопризнаковобозначаемыхими понятий. Намечаетсятенденциякусложнениюструктурытерминовсловосочетаний, появляютсядлинные, громоздкиеназвания, приближающиесяктерминамописаниям.

Обращаетсяособоевниманиенасистематизациюданных, составляющихтезаурус, инаихориентирующийхарактер. Именнотакаяхарактеристикатезаурусалеглавосновусодержанияэтогопонятиявобщегуманитарномтезаурусномподходе: тезаурус—этоструктурированноепредставлениеиобщийобразтойчастимировойкультуры, которуюможетосвоитьсубъект.Всвязисмощнымобновлениемтерминологиивобразованииобостряетсянеобходимостьсовершенствованиятерминологическойсистемынаукисопоройнаоценкусодержательнойкорректноститерминов, ихграмматикостилистическойнормативности, определениетенденцийразвитиятерминосистемы. Вобразовательномпроцессеобозначенотакоенаправлениеисследованийвтерминологическойобласти, какупорядочениепонятийнотерминологическогоаппаратанабазеструктурнологическогоитезаурусногоподходов. Входенашегоисследованиявыяснено, чтопредлагаемыйподходявляетсяэтапомобработкитерминологиипоопределеннымкритериямипризнакам, т.е. можетбытьэффективенприусловииинвентаризациитрадиционныхи, чтоособенноважно, новыхтерминов, проведениииханализа, установлениистепениихтерминологичности, разработкепринциповсистематизацииикритериевнормативности. Отсутствиестрогойсистемыиединообразияобразовательнойтерминологиив современнойпсихологопедагогическойнауке неотвечаетнисовременнойтенденциивмировойпедагогикекунификацииобразовательногопространства, которая, какправило, начинаетсясостандартизациитерминологии, нитребованиямсамойпрофессии, котораябазируетсянаточностиинформации.Интегративнаяобразовательнаятерминологиянепредставленадонастоящеговремениввидеупорядоченнойсистемы, котораясоответствовалабысовременномууровнюизапросампрактики [9,10]. Общейпроблемойвобластиобразованияявляютсянеразвитостьипротиворечивостьиспользуемогопонятийногоаппарата.Предъявлениевысокихтребованийктерминологииобусловленостремлениемиметьединуюуниверсальнуюсистемутерминов, выступающуюкакодноцелое, какединствозакономернорасположенныхинаходящихсявовзаимнойсвязичастей. Взаимнаяобусловленностьтерминовобъясняетсяналичиемсистемныхсвойстввцелом. Систематизацияисследуемыхтерминовболеецелесообразнанаосновесоответствияпедагогическимкатегориям.

Такимобразом, обобщаясказанное, необходимоподчеркнуть, чтоинтегративный тезаурусвключаетосновныебазовыетермины, соответствующиеследующимкритериям: Термин – слово, словосочетание, обозначающее понятие специальнойобластипсихологопедагогическихзнаний, обладающийследующимипризнаками: любойтерминвходитвтерминологическуюсистемупсихологопедагогическогоблока; наличие дефиниции, т. е. краткого логического определенияпонятия, вкоторомотражаютсяотличительные, наиболее существенные признакиданногообъектах; терминусвойственнаоднозначность, моносемичность. отсутствиеэмоциональноэкспрессивныхзначений;

терминдолженобладатьопределеннымисистематизирующими свойствами (единообразиесловообразующихмоделей); терминнедолжениметьсинонимов; терминдолженбытьсемантическипрозрачен, быть кратким, удобным дляпроизношенияизапоминания; терминнедолжен быть перегружен малоупотребительными словами иноязычногопроисхождения.Тезаурусныйподход, состоящийвмоделированииязыкаправаввидеособойсемантическойструктуры, позволилвыявитьинформационносемиотическуюприродуобщей терминологиипсихологопедагогическогоблока. Единицытезауруса—этотермины, представленныесловамиилисловосочетаниями [11]. Всетерминытезаурусавыступаютвнемлибовкачестведескрипторалибовкачествеварианта(синонима) дескриптора. Вролидескрипторов, посложившейсяпрактикепостроениятезаурусов, выступаюттермины, обозначающиенекоторыепонятияпредметнойобластииудовлетворяющиепринципамобщеупотребительности, распространенности, краткостиитерминологическойточности. Внашемтезаурусе дескрипторы представленыотдельнымисуществительнымииименнымигруппами. Вариантами(синонимами) дескрипторовсчитаютсятермины, обозначающиетожепонятие,чтоидескриптор. Втезаурусесинонимамитакжемогутбытьотдельныеприлагательные, глаголыиглагольныегруппы. Дескрипторвсовокупностисеговариантами(синонимами) представляетвтекстеопределенноепонятиепредметнойобласти.Основноепоступлениетерминоввтезаурусобеспечиваетсяпроцедурой, котораясостоитиздвухэтапов. Напервомэтапепроводитсяобработкарабочихпрограммпопсихологопедагогическимдисциплинам: изнихвыделяютсясловаисловосочетания—кандидатывтермины. Приопределениитакихсловосочетанийучитываетсяихсинтаксическаяструктураилексическийсостав.Второй—этопросмотрвсехновых(ранееневстречавшихся) словисловосочетанийиотборизнихтерминов. Каждаясемантическаяобластьпредставляетсобойсовокупностьсловарныхстатей, построенныхпоотдельнымключевымпонятиям. Словарнаястатьятезаурусаотражаетсемантическоеполетермина, вкоторомпредставленысемантическиеотношения, связывающиерассматриваемыйтерминсдругимитерминамипредметнойобласти. Основуконцепциитезаурусасоставляетотказоттрадиционноголинейногопредставленияданныхзасчетсозданиясистемы, котораясодержалабысетьузловассоциативныхсвязейпонятий, организованныхвсемантическиеблоки. Структуризацияпонятий, выделенныхизтекстов рабочихпрограммпопсихологопедагогическомублоку, терминов(ключевыхсловисловосочетаний) какосноваэтойстратегии, проведеннаясучетомзадачаналитическогопоискаинформации, позволяетотражатьсистемуисформироватьсистемуосновныхпонятий. Впроцессеструктуризациипонятийвыявляютсяассоциативныесвязисинымисемантическимиузлами,т.е. образуютсятерминологическиесистемы. Такимобразом, понятия, объединенныевтерминологическиесистемы, являютсясредствомупорядочениязнаний, таккакобъясняютиуточняютотношениямеждупонятиями, создаваяусловиядляанализаисовершенствованияоптимальнойиунифицированнойтерминологии. Тезаурусдолженпредставлятьлогиколингвистическуюмодель, представляющуюязык психологииипедагогикивсистемноструктурированномвиде.

Разработанныйтерминологическийаппаратиметодикаисследованияинтегративногообразовательногопространствапсихологопедагогическогоблокаимеетреальнуюперспективуприменениявучебномпироцессе.Тезаурусныйподходобеспечиваетпредставлениепсихологическойипедагогическойтерминологиивформализованномвиде, счеткойэкспликациейидетальнойхарактеристикой, чтоявляетсянеобходимымусловиемдляадекватногоизученияиусвоенияэтойтерминологиивпроцессепрофессиональнойподготовкибакалавров. Тезаурусноемоделированиетерминологииимеетогромныеперспективыразвитиявсферекомпьютеризациилексикографии. Всовременныхусловияхпоискановогокачествапедагогическогообразованияпроцессподготовкиспециалистанауровнеинтеграциинатезауруснойосноверассматриваетсякакцелостныйпроцесспрофессиональноличностногостановлениябудущегопедагога.Интегративныйподходнатезауруснойоснове являетсятеоретическойосновойуправлениякачествомобразования впроцессеподготовкибакалавровпопедагогическомунаправлению, котораяможетслужитьсовременнойтеоретикометодологическойстратегиейпостроения учебногопроцесса.

Методологическиеоснованияинтегративногоподходанатезауруснойоснове, вобравшеговсебяглавныепринципытеорииинтеграцииобразования, теоретикометодологическиеосновыпедагогическойинтеграции, технологическиерезультатыинтеграциисодержанияобразования, опытинтеграциишкольногообразования

доказываютнаучнуюсостоятельностьвыбранногоподхода, междисциплинарностьегоосновныхположений, востребованностьегорезультатов.Проведенноеисследованиепозволяетсделатьзаключение, чтотезаурусныйподходвинтегративномобразовательномпространстве

кактеоретическаяосновауправлениякачествомобразования впроцессеподготовкибакалавровпопедагогическомунаправлениюпозволяетсоздатьусловиядлястановлениястудентавцелостностиегопрофессиональнойи исследовательскойсферахсамореализации.

Ссылки на источники1.Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического ВУЗа в системе непрерывного профессионального образования (технологический аспект): монография [Текст] / А.В. Шумакова. –М.: Илекса; Ставрополь: СГПИ, 2007. –244 с.2.Беспалько, В. П. Системнометодическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В.П.Беспалько, Ю. Г. Татур. –М. : Высшая школа, 1989. –144 с.3.ВершининаН.А. Особенности понятийнотерминологической системы методики обучения. [Текст]: Монография/Н.А.Вершинина. –СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 20084.Жукова Н.М. Интеграция психологопедагогической подготовки педагога // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск: Свердловский инженернопедагогический институт, 1990. С. 5670.5.Закон об образовании Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. (Концепция досрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 г. (проект)). –URL: http://www. smolin.ru6. Морковкин В.В. Идеографические словари. М., 1970.7. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Тезаурусный подход: исходные положения. // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», № 9. 2008 –Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. // http://www.zpujournal.ru/ezpu/2008/9/.8. Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Термины и терминологические сочетания: основные характеристики. // Журнал научнопедагогической информации. 2010. № 2. [Электронный ресурс] / http://www.paedagogia.ru/2010/4002/102zemlyanayapavlicheva.9. Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Терминологические словари и тезаурусы. // Журнал научнопедагогической информации. 2010. № 4. [Электронный ресурс] / http://www.paedagogia.ru/2010/4104/104zemlyanayapavlicheva.

10. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М., 1981.11. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. —М. : Издательский центр "Академия", 2008. —352 с.