Специфика влияния субкультуры на личность подростка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кокорева Н. А., Медведева Н. И. Специфика влияния субкультуры на личность подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 666–670. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85134.htm.
Аннотация. Статья является результатом теоретического изучения различных современных субкультур и их влияния на личность подростка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кокорева Наталья Александровна, студентка 5 курса специальности «Педагогика и психология» ГОУ ВПО Ставропольский филиал «Московский государственный гуманитарный универститет им. М. А. Шолохова» г. Ставропольnatali.kokoreva92@yandex.ru

Медведева Нина Ильинична, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологопедагогического и естественнонаучного образования», ГОУ ВПО Ставропольский филиал «Московский государственный гуманитарный универститет им. М. А. Шолохова» г. Ставропольnigstav@mail.ru

Специфика влияния субкультуры на личность подростка

Аннотация.Статья является результатом теоретического изучения различных современных субкультур и их влияния на личность подростка.Ключевые слова:субкультура, виды субкультур, влияние субкультуры на личность подростка.

Изучение молодежных субкультур —одно из приоритетных направлений социальной, возрастной и педагогической психологии. За последние годы эта проблема стала одной из наиболее актуальных. Это объясняется тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения, обновления современного общества. Понятие «субкультура» в научной терминологии появилось лишь в 80е гг. XX в. Так, согласно П.С. Гуревичу, это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями и нормами» [1].Изучением подростковых субкультур занимаются специалисты различных областей науки: психологии, педагогики, социологии, культорологии ( С. И. Плаксий, Т. Б. Щепанская, С. И. Левикова, Ю. Г. Волков, Л. Г. Ионин, Б. С. Ерасов.). Проблемой влияния субкультуры на подростков занимались Ю. К. Александров, Ю. М. Антоян, И. П. Башкатов, В. Ф. Пирожков, В. Л. Васильев и др. Для того чтобы выявить специфику влияния субкультуры на развитие личности подростка, следует рассмотреть различные виды современных молодежных субкультурных течений. Каждое из направлений подростковых субкультур проявляет четко определенные, отличные от других особенности поведения. Субкультурное движение, которое появилось в конце 70 х гг. в Англии и актуально до сих пор —панки ( от англ. рunk–гнилой)[2].К основным ценностям панка можно отнести —нонкоформизм, индивидуализми нигилизм. Для внешнего вида панков характерны: черный цвет, рваные джинсы, косухи,банданы,тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо).Волосы красятся в необычные цвета[3].Главное в панкидеологии индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто ни государство, семья, или друзья —не должны навязывать ему свои ценности. Среди других обязательных и необязательных элементов идеологии —антирасизм, антисексизм, антинационализм, антигомофобия, вегетерианство, борьба за права животных, антифашизм[4].С другой стороны, панк как в Великобритании и США являлся в большей степени культурным бунтом, нежели социальным. Да и внешний вид панков скорее рассчитан напривлечение внимания и эпатаж. Поэтому говорить о социальном бунте вряд ли уместно, тем более применительно к России, где с конца 80х годов все новое воспринималось без какойлибо критики (и зачастую просто из любопытства), и впоследствии являлось своегорода культурным протестом против ценностей родителей и политики властей.Одна из самых долгоживущих субкультур —готы. Готы (от англ. goths —готы, варвары): молодежное движение, несущее мрачный, депрессивный оттенок выражения отношения к жизни. Приветствуют все, что относится к темной стороне бытия, связанной со смертью. Они близки по идеологии со своими прямыми предшественниками панками, только тотальный панковский нигилизм был смягчен и приобрел декадентские черты[5]. Ирокезы приобрели насыщенный черный цвет, хотя чаще уже зачесывались назад, собираясь в хвост, или же зачесывались на одну из сторон. Одежда тоже изменилась в сторону черного цвета, но позже стала сочетаться с другими дополнительными цветами[6].На ранней готической сцене часто и участники групп и фанаты носили рваные колготки, кофтысетки (готы используют и в настоящее время). Также можно отметить использование макияжа готами обоих полов.

Готическое мировоззрение это особый романтичнодепрессивный взгляд на мир, отражающийся в поведении (замкнутость, склонность к депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).Стремление к красоте, любви, справедливости, глубокому творчеству[6].Среди молодежи сейчас широкое распостранение получила субкультура эмо. Это сленговое определение субкультуры, которое является сокращением от англ. существительного emotion

эмоция. Эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов, а также стиль одежды, причесок, макияжа и украшений[3]. В данной субкультуре размыты рамки между полами: мальчики похожи на девочек а девочки похожи на мальчиков. Видимо, по причине использования в одежде стиля унисекс. В. Козлов, первым написавший в России книгу об эмо, пришел к заключению: что эмокультура подходит для людей депрессивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически.Эмокультура —подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных подростков. Многие из них не только одеваются в соответствующем стиле и слушают соответствующую музыкум(эмогруппы), но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи о депрессии, одиночестве, непонимании со стороны окружающего мира, достаточно вечные, в общемто темы, но подобный творческий порыв в любом случае идет подросткам на пользу[4, С339 340]. Для субкультуры эмо характерна эстетизация смерти и аутодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, использовании пирсинга, нанесении татуировок. Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность[4].Невозможно не заметить и реакцию общественности на представителей субкультуры эмо. Все насмешки, карикатуры над эмо появлялись с большой интенсивностью за последние несколько лет, когда количество подростков эмо на улицахи в школах стало таким, что их больше нельзя было не замечать. Парней в эмокультуре стали обвинять в гомосексуализме изза их андрогинного стиля одежды и открытого выражения эмоций, которые как считает большинство людей, должны быть присущи только девочкам. Насмешкам подвергаются пвевдосуицидальные настроения некоторых эмокидов, которые царапают себе запястья, чтобы это выглядело как попытка суицида[4].В интернете появляются сайты, объединяющие противников эмокультуры, авторы сайтов призывают боротьсяс эмо т.е срывать эмоконцерты —избивать зрителей, закидывать их пустыми бутылками, мукой и пр. Все чаще на улицах эмокиды подвергаются нападениям гопников и скинхедов, которым не нравится внешний вид чувствительных подростков[4]. Скинхеды (от англ. "skin" –кожа и "head" голова). Их нетрудно выделить из толпы: бритые головы, полностью черная одежда, брюки, заправленные в ботинки. Деятельность скинхедов носит ярко выраженный уголовный характер: хулиганство, вандализм ,массовые беспорядки, умышленное причинение вреда здоровью, убийство и др. Они называют себя поразному: фашиками, фашистами, наци, нацистами, Национальным фронтом и относят к последователям Адольфа Гитлера. В основе этого движения лежат политические аспекты расовой теории фашизма. Широкоприменяются такие методы агитации молодежи, как проведение концертов нацгрупп, издание периодической литературы, создание интернетсайтов, призывы к участию в акциях праворадикальных политических партий («Российское национальное единство» (РНЕ) и других неофициальных объединений). Среди атрибутов правых скинхедов можно выделить: значки, нашивки, татуировки и разные внешние элементы, содержащие фашистскую символику, кельтские кресты, национальный флаг, государственную символику.Антифашисты ультралевое крыло скинхедов.Основными представителями являются: красные скинхеды (red skins). Возникли как противостояние фашистским и националистическим неформальным молодежным организациям. Помимо расизма борются против сексизма (угнетения женщин), гомофобии (преследования сексменьшинств). Внешние признаки схожи с атрибутами правых скинхедов.Основными отличиями являются наличие красных шнурков на ботинках и красных подтяжек на брюках, широко используется символика коммунистической партии СССР. Однако принципиального отличия от «правых скинхедов» при выражении своей принадлежности это сообщество не имеет[3].Следовательно, обшей чертой объединяющей всех скинхедов является пристрастие к насилию. Восприятие образа жизни, ценностей представлений, даже внешнего облика других этнических и субкультурных групп происходит с позиции сравнения «их» с «нами». Степень их «неправильности» определяется тем, насколько «они» непохожи на «нас»[7]. Группы скинхедов обычно жестко централизованы, могут употреблять ПАВ (психоактивные вещевста) для достижения агрессивного состояния, однако особенностью является то, что время от времени в этой среде возникает тенденция к полной трезвости и спортивному образу жизни (для увеличения физической силы и боеспособности).Еще одно направление неформального движения —фанаты, которые представляют собой почитателей какойлибо спортивной команды ( футбольной или хоккейной) или эстрадного ансамбля. Некоторые из спортивных фанатов действительно являются настоящими поклонниками своих кумиров, других больше привлекает возможность драки с фанатами соперничающей команды. Среди фанатов часто оказываются подростки, уже знакомые с действием дурманящих веществ и склонные к употреблению спиртных напитков. Они могут подталкивать других к употреблению наркотиков иалкоголя. Поэтому данные группы можно рассматривать как группы высокого риска в отношении аддиктивного поведения[1].Также фанаты многих футбольных команд близки к крайнему национализму или даже фашизму, что объединяет их с представителями других субкультур, например, скинхедов.Еще одним мощным фактором, негативно воздействующим на личность и поведение подростка, является криминальная субкультура. Возникнув, она охватывает своим влиянием подрастающее поколение. Криминалитет привлекателен для подростковой среды в связи с её возрастными особенностями (с отчуждением от официальных норм). Криминальная субкультура может стимулировать развитие противозаконного поведения личности и являться механизмом «воспроизводства» преступности среди подростков. Согласно статистике, молодежь большую часть преступлений совершает в составе преступных групп. В таких группах снижен страх наказания, возрастает агрессия и жестокость, понижается уровень критичности к происходящему и к себе[1, c. 7].В качестве негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка может выступать приобщение к употреблению наркотиков. Франсуаза Дольто считает, что подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для употребления наркотиков: душевное беспокойство, эмоциональная неустойчивость и физический дискомфорт, характерные для данного возраста, налет ритуальности и таинственности, который способствует употреблению наркотиков, социальное давление разных подростковых групп, поиски самоидентификации —таковы факторы, способствующие тому, что подросток начинает пробовать наркотики[8]. Подтверждением данного тезиса может служить недавняя волна отравлений спайсами, (курительными смесями), прокатившаяся по многим регионам страны.Среди пострадавших было немало подростков и юношей. Нам не известно, являлись ли они членами субкультур,или нет, но известны последствия. Можно сказать, что наркотизация молодежи продолжается. Теперь героин и другие тяжелые наркотики, заменили спайсы, ничуть не менее безобидные. По данным Евгения Ройзмана спайсы вызывают мгновенное привыкание и способны вызвать смерть за один прием. В 2013 году смертность от передозировок психотропными и наркотическими веществами в России вновь выросла с 7855 до 8652 (это гдето 10%). В 2012 году она выросла с 6606 до 7855, т.е. зауказанные годы идет рост[9]

И. С. Кон обращает внимание на то, что помимо вреда для здоровья наркотизм практически неибежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он сам начинает совершать все болеесерьёзные правонарушения[10].Е. Н. Волков, говорит о том , что поводом для зависимости могут быть не только вещества и процессы —еда, наркотики, различные виды экстремального спорта и т.д., так и мировоззренческие доктрины в сочетании с групповыми отношениями. Последние по его мнению, и создают основу для социальных (культовых) зависимостей[10]. По данным результатов исследований данный автор выделил следующие пагубные последствия участия в деструктивной группе: потеря воли и контроля над своей жизнью; развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (инфантильность); неспособность завязывать дружественные отношения вне группы или наслаждаться гибкими (непринужденными, нежесткими) связями; ухудшение физического состояния; ухудшение психологического состояния[10].Помимо этого, участие в деструктивной группе несет в себе отчуждение —отделение от семьи, общества, изменение ценностей; а изоляция в свою очередь, приводит к невозможности или отсутствию желания проверять информацию, которая предоставляет группа и сверять её с реальностью. А также феномен «мы» зависимость от групповых ценностей в ущерб индивидуальным и одобрение аморального поведения[11]. Кроме того, когда подросток принимает систему ценностей, существующую в неформальном объединении, может измениться его мировоззрение. Каждый конкретный набор ценностей специфичен для каждой из неформальных групп. Под влиянием таких ценностей происходит романтизация саморазрушения, поддержка всех действий, направленных на разрушение связей с социумом т. е. фактически отрицание реальности. Можно отметить и отсутствие временной перспективы, которая должна быть обращена в будущее. Смысл существования искажается, и в итоге становится таковым: направленность не в будущее, а на то, что происходит сейчас, в данный момент, что по мнению авторов, затрудняет возможности адаптации в социуме т.к у подростка нет опоры в будущем, не к чему стремиться, ставить цели и преодолевать препятствия на пути к их достижению. Следует сказать об обесценивании жизни как таковой: от ироничного отношения до одобрения суицидального поведения. Определяя себя как члена какойлибо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самомосознания, с одной стороны, и с другой начинает приводить себя в «соответствие с группой». Принадлежность к группе требует от человека соблюдения её норм и правил, т.е стереотипно группового поведения. Глубокая и длительная включенность в нефомальное движение подразумевает изменение системы ценностей, мировосприятия, что создает трудности при последующем возвращении в социум. Резюмируя содержание статьи, следует отметить, что современные молодежные субкультуры, описанные выше, в целом оказывают негативное влияние на личность подростка. К примеру, свою асоциальность подчеркивают скинхеды, злоупотребляя алкоголем и проповедуя насилие во всех его формах, не исключая фашизма. Еще одной агрессивной и оппозиционной по отношению к общей культуре общества является контркультура футбольных фанатов, где часто возникают «фанатские войны»и столкновения с силами правопорядка, нередки случаи употребления спиртных напитков и наркотических веществ.Субкультуры могут иметь положительное влияние для подростка если она помогает ему справиться с тревожностью, разобраться в себе и своих проблемах,найти свой круг общения и помочь в самореализации. Из всех рассмотренных субкультур, здесь на место таковой может претендовать субкультура готов. Она не несет в себе агрессии или девиации. В современной России большинство подростков, принадлежащих к субкультурным течениям, относятся к эмокидам. Здесь негативное влияние проявляется в формировании посредством идей движения аполитичной, конформной, пассивной личности, неспособной справляться с реалиями жизни.Эмокультура пропагандирует аутодеструктивное и суицидальное поведение. И хотя, по некоторым данным [4],суицидальные признаки и разговоры являются демонстративными, однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам подростков такие игры могут нанести психологическую травму и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмокультуры, замедляет процесс взросления и формирования самоконтроля. В то же время, нужно учитывать, что пребывание подростка в субкультуре не может быть постоянным —он находится в субкультуре, познает её, ищет пути для саморазвития, общения и творчества. Он может разочароваться и уйти из субкультуры, которая возможно не соответствовала его представлениям о ней. Подросток позврослеет, и его ценности и мировоззрение станут более устойчивыми, и он потеряет к ней интерес. Сами субкультуры тоже непостоянны, они могут существовать непродолжительное время, подвержены влияниям моды. Субкультура может быть модной, актуальной какоето время и иметь множесто последователей, и перестать быть таковой, после чего число её членов заметно сокращается.Таким образом, каждое неформальное объединение оказывает определенное влияние на личность подростка, идентифицирующего себя как члена данного субкультурного течения, но можно отметить и общие тенденции негативного влияния: а именно, агрессивное или аутодеструктивное поведение, мода на аддиктивный образ жизни, приверженность ценностям криминального мира и совершение правонарушений.

Ссылки на источники1.Егоров А. Ю.Расстройства поведения у подростков: клиникопсихологические аспекты. СПб.:Речь, 2005. 435 с.2.Мюллер В. К. Англорусский словарь. М.: Эксмо, 2010. 1200 с.3.Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. –СПб., 1998. Т.2 –С. 236.4.Козлов В. А. Реальная культура: от альтернативы до эмо. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. 352с.5.Готическая субкультура. Зарождение. URL:http:// www. gothic.net 6.Готическая субкультура в странах Европы.URL: // www. exlibris.ng.ru7.Семечкин Н. И.Психология социального влияния. СПб.:Речь, 2004.304 с.8.Дольто Ф. На стороне подростка/ пер. с фр. А. К. Борисовой. Екатеринбург: УФактория, 2006, 368 с. 9.Наркотики.ру. Смертность от наркотиков: официальная статистика глазами Евгения Ройзмана.URL://narkotiki.ru�5_46317.htm10.Кон И. С.Психология ранней юности: кн.для учителя. М.: Просвещение 1989. 255 c.URL://http://www.pedlib.ru11.Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости/под науч.ред. Е. Н. Волкова. СПб.: Речь,2008. 392 с.