Трудовые ресурсы и занятость в условиях нэпа на Южном Урале

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рослякова О. А. Трудовые ресурсы и занятость в условиях нэпа на Южном Урале // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 661–665. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85133.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам регулирования социальных процессов на рынке труда в период 1921–1927 годов в условиях новой экономической политики на территории Южного Урала. Автор приводит и анализирует фактический материал из архивных фондов, предлагаются формы и методы борьбы с безработицей, которые могут быть использованы в современных условиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рослякова Ольга Алексеевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и психологииНОУВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Оренбург

Трудовые ресурсы и занятость в условиях нэпана Южном Урале

Аннотация. Статья посвящена вопросамрегулирования социальных процессов на рынке труда в период 19211927годы в условиях новой экономической политики на территории Южного Урала. Автор приводит и анализирует фактический материал из архивных фондов, предлагаются формы и методы борьбы с безработицей, которые могут быть использованы в современных условиях.

Ключевые слова:рынок труда, профсоюзы, трудовое законодательство, социальное страхование, безработные, биржа труда, материальная помощь.

В настоящее время, в условиях глобального экономического кризиса, обострились проблемы в области регулирования социальных процессов, происходящих на рынке труда. Массовые сокращения и игнорирование правовых основ трудового права со стороны работодателя, порождает безработицу. Очевидно, что в подобных обстоятельствах, невозможно существовать без государственного регулирования рынка труда. Целью работы является рассмотрение основных правотворческих функций государства, основных методов, способов и форм, направленных на регулирования рынка труда в период новой экономической политики на Южном Урале.

К концу 1920 годаэкономическое положение Советской страны было очень тяжелым. Сказывались колоссальные военные разрушения, материальное и финансовое истощение, гибель миллионов людей. Объем продукции крупной промышленности сократился по сравнению с довоенным уровнем в 7раз, транспорт был парализован, хозяйственные связи между отдельными районами страны нарушились, общий ущерб народному хозяйству оценивался в размере около 40 млрд. золотых рублей. За время империалистической и гражданской войн страна потеряла более 12 млн. человек трудоспособного населения.Массовая гибель скота, разрушение сельхозинвентаря, ирригационных систем, жилых и хозяйственных построек вызвали рост числа беспосевных хозяйств, общее обнищание и запустение. Посевные площади в стране сократились почти на 15 млн. га, миллионы людей, снявшись с насиженных мест, кочевали в поисках незатронутых войной территорий. [1]Гражданская война нанесла огромный ущерб народному хозяйству Южного Урала. Наполовину сократились посевные площади, поголовье скота уменьшилось в среднем на 75%. Изза нехватки топлива и сырья бездействовали фабрики и заводы. Рабочие, не находя применения своему труду, а также спасаясь от голода, уходили в деревню или занимались изготовлением предметов домашнего обихода и переставали быть рабочими. Происходил процесс деклассирования рабочего класса. Росла безработица. Только в Челябинской губернии насчитывалось 8 568 безработных, [2] в Оренбурге –8474. [3]Зарплата на заводах Южного Урала составляла 3040% к довоенному уровню [4]. В связи с этим новая экономическая политика, которая начинает активно проводиться в начале 20х годов, существенно меняет стратегию трудового обеспечения. В условиях концентрации и сокращения производственнохозяйственных единиц, перевода промышленности на коллективное снабжение и рентабельность главное внимание органов Наркомтруда(НКТ)было обращено не на количество, а на качество рабочей силы. Поэтому Главкомтруд и его местные органы были ликвидированы, а органы НКТ подвергнуты существенной перестройке. На смену прежним отделам распределения рабочей силы с конца 1921 годаприходят вербовочные конторы и бюро. Вся деятельность по набору рабочих сосредоточивается в органах Наркомтруда. В связи с общей перестройкой методов организации рабочей силы были упразднены и специальные органы, занимавшиеся борьбой с трудовым дезертирством. Карательные меры периода гражданской войны заменялись методами товарищеского воздействия через дисциплинарные суды и профсоюзы.Новая экономическая политика, возродив частично рынок труда и почву для конфликтов между рабочими и частными предпринимателями, потребовала глубокой перестройки работы органов труда и усилений их связи с профсоюзами. Сами профсоюзы переходили на добровольноечленство. Снова, как и в 1918 году,вводилось страхование работающих, налаживалась работа бирж труда и связанных с ними соответствующих отделов профсоюзов. На эти новые задачи ВЦСПС и Наркомтрудаобратили внимание Xи XIсъезды партии.Особое значение в новых условиях приобретала работа по регулированию рынка труда. Прежние методы (трудовая повинность, принудительная переброска рабочей силы и т. п.) заменялись подбором рабочей силы, на смену отделам учета и распределения вновь пришли биржи груда.Гражданская война, интервенция, разруха обострили проблемы безработицы. Наряду с сокращением важнейшихотраслей промышленности, государственного аппарата, ряды безработных пополнялись демобилизованными изармии, в их числе много было крестьян, не пожелавших возвращаться к сельскому труду и обосновавшихся в городах. Приток рабочей силы из деревень в19221925 годах в среднем по стране составлял 60% всех безработных.[5] Росло иабсолютное число зарегистрированных безработных. Так,в январе1922 года,в целом по стране они составляли 160 тыс., в января 1923 года 641 тыс., в январе 1924 года 1240 тыс., в июле 1924 года более 1344 тыс. человек. Среди безработных лица интеллектуального труда составляли в январе 1923 года 46,6%, в январе 1924 года 25%. В то же время значительную роль в увеличении безработицы среди специалистов медиков, учителей играло их нежелание работать в сельской местности, где условия жизни были более трудными, чем в городе.[6]Происходило вытеснение из производства женщин. Так в 1923 году безработные женщины составляли 53,49%.[7]Избыток взрослой рабочей силы вел к увеличению численности безработных среди подростков, в 19231925 годах они составляли в среднем на Южном Урале 13,3% к общей массе безработных. В Челябинске число безработных в 1922 году составили 8568 человек. [8]В Оренбурге безработных, зарегистрированных на бирже труда в 1922 году, числилось 15 730 чел., в 1923 году 14 664 чел., из них трудоустроено в 1922 году 10 057 чел., в 1923 году –6 054 человек. Работники умственного труда среди безработных составляли в 1922 году: медицинские работники 310 чел., культпросветработники 245 чел., в 1923 году, соответственно, медработников 435 человек, культпросветработников 314 человек. Из них трудоустроено в 1922 году медработников 149 чел., культпросветработников 100 чел., в 1923 году трудоустроено медработников 272 чел., культпросветработников 117 человек.[9]

Советское правительство оперативно руководилоработой по сокращению штатов, концентрации промышленности и переводу ее на хозяйственный расчет. В специальном постановлении СНК РСФСР за подписью В. И. Ленина от 28 ноября 1921 годаговорилось, что такая перестройка народного хозяйства—тяжелая,новынужденная мера. В постановлении подчеркивалось, что все рабочие и служащие, подпадавшие под сокращение, должны получать двухнедельное выходное пособие, исчисленное из их среднего заработка. [10] Партийные и профсоюзные организации должны были контролировать ход сокращения штатов, разъяснять трудящимся необходимость этой меры, делать все возможное для сохранения ценных работников, направляя их в случае закрытия предприятия на учебу или временные работы.В ряде случаев имело место огульное сокращение женщинработниц и подростков, не имевших достаточной квалификации. 20 февраля 1922 годаВЦСПС и НКТ РСФСР приняли совместное постановление, в котором указали, что при прочих равных условиях производительности труда и одинаковой производственной квалификации мужчины и женщиныработницы могут увольняться лишь на общих основаниях. При этом должно было отдаваться предпочтение одиноким женщинам и женщинам, имевшим детей до одного года. В случае же увольнения этой категории рабочих и служащих за ними и их малолетними детьми сохранялось жилье и детские места в яслях, детсадах и школах, содержавшихся за счет их бывших предприятий. [10]Особое местов трудовом законодательстве первых лет переходного периода занял вопрос о подростках и несовершеннолетних, подвергавшихся наибольшему сокращению как малоквалифицированная рабочая сила. В постановлениях партии и правительства, в директивах и циркулярах ВЦСПС и Наркомтруда подчеркивалось, что в целях сохранения в будущем необходимой для производства квалифицированной рабочей силы необходим особо осторожный подход при сокращении подростков. В постановлении СНК РСФСР от 21 октября 1921 года например, говорилось, что во всех случаях сокращения штатов следует придерживаться такой очередности увольнения несовершеннолетних: а) в первую очередь увольнять лиц, имевших семьи в деревне; б) во вторую —малолетних до 14 лет и от 14 до 16 лет, работавших на вредных производствах, а также малолетних и подростков, выполнявших неквалифицированную работу (кучера, рассыльные, чернорабочие и т. п.). Подростки, учившиеся в школах ФЗУ или работавшие в качестве учеников и подручных мастеров, увольнению по сокращению штатов не подлежали.[11]Учитывая,что отдельные постановления и циркуляры об охране труда подростков и несовершеннолетних не достигали цели,правительство выработалоспециальный Закон о броне подростков. В развитие резолюции XIсъезда РКП (б), указавшего на то, что необходимо добиться «забронирования по производствам нормального процента рабочихподростков»,ВЦИК принял 2 мая1922 годапостановление «Об установлении предельного минимума количества подростков в предприятиях».[12] Принятие этого постановления способствовало стабилизации молодежи в учреждениях и на промышленных предприятиях и установило обязательность ее обучения с целью получения профессии и квалификации.Для предприятий, обрабатывавших хлопок, шерсть и производивших оконное стекло,устанавливался восьмипроцентный минимум подростков, в бумажной, фанерной и деревообрабатывающей промышленности —шестипроцентный, в фарфорофаянсовой, цементной,огнеупорнокирпичной,шиферной,толевой, лесопильной, основной химической, промышленности по обработке шелка и в некоторых других отраслях —пятипроцентный и т. д.Наиболее высокий процент брони подростков был установлен в полиграфической и стекольной промышленности (12—13%), самый низкий—на заводах по обработке крупных кож (3%) и в частной промышленности (2%).Те предприятия, на которых количество подростков было ниже нормы, обязаны были увеличить число подростков даже за счет увольнения малоценных взрослых рабочих. Установление минимальных норм брони не лишало предприятия права иметь большее число подростков, их сокращение производилось лишь при общем сокращении числа рабочих пропорционально общему сокращению, но при сохранении процентной нормы.Точное количество подростков на каждом предприятии устанавливалось администрацией совместно с фабричнозаводским комитетом и ячейкой комсомола. Предприятия, на которых имелось менее 5% подростков, обязаны были произвести дополнительный набор молодежи через биржи труда. Если же на предприятии имелось более 5% подростков, то их «излишки» не увольнялись, а зачислялись на учебу во вторую очередь. Для подростков, подлежавших обучению, устанавливались 4 часа работы на производстве и 2 часа ежедневных теоретических занятий в школе.[11] Осенью 1922 годаСоветское правительство поручило Наркомтруду обобщить принятые в 1921 —1922 гг. законыотруде,заменивпервыйКЗОТ1918 годановым. К выработке нового Кодекса законов о труде были привлечены лучшие юристы, экономисты, партийные, советские и профсоюзные работники.9 ноября 1922 годаВЦИК принял постановление «О введении в действие Кодекса законов о труде 1922 года». С момента вступления Кодекса в силу (с 15 ноября 1922 года) отменялся КЗОТ 1918 года.Действие нового Кодекса распространялось на территорию РСФСР и всех союзных и автономных советских республик и областей. Новый КЗОТ закреплял основные завоевания рабочего класса в области труда и трудового законодательства: 8часовой рабочий день, жесткое ограничение сверхурочных работ, ежегодный отпуск (как минимум, двухнедельный), гарантии охраны труда для женщин и подростков. [13]Особое место в Кодексе отводилось социальному страхованию и мерам борьбы с безработицей. Этому вопросу была посвящена статья 176 КЗОТ и ряд других. Кодекс законов о труде 1922 годаучитывал все те громадные изменения, которые произошли с окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике. В годы войны, как уже отмечалось выше, государство полностью взяло на свое обеспечение всех нуждавшихся в материальной поддержке: система социального страхования была отменена и заменена системой социального обеспечения. С переходом к нэпу пришлось вновь вернуться к принципам, намечавшимся еще в конце 1917 года.Была восстановлена применительно к послевоенным условиям система социального страхования. Оно было распространено на все случаи временной нетрудоспособности, материнства, инвалидности, смерти, безработицы.

Кодекс о трудеподтвердил переход к денежной оплате труда, гарантируя минимум оплаты, государство давало возможность повышать его за счет внутренних ресурсов предприятий, находившихся на хозрасчете. При заключении коллективных договоров оговаривались условия для подъема материальной заинтересованности работников. Так, на 1 июля 1923 года с предприятиями в Оренбургской губернии было заключено 121 коллективный договор. [6]Работодатели обязаны были страховать работников на случай болезни. В противном случае работодатель долженлечить наемного рабочего за свой счет и выплачивать зарплату во время болезни. Средний размер пособия в СССР в 1924 1925гг. по данным НКТ составлял от 7,67 до 11,98 рублей, средняя зарплата составляла по стране 24 рубля.[14] В Оренбургской губернии средняя зарплата рабочих и служащих в 1924 году была 35 рублей, в 1925 году 45 рублей в месяц; работники умственного труда получали 32 рубля 50 копеек. [15]Наряду с развитием крупной промышленности большую роль в увеличении трудовой занятости населения играла мелкая кустарная промышленность. Государство поощряло ее развитие, оказывало помощь сырьем, кредитами. Исключительно важное значение имело и то, что в кустарной промышленности проходили производственное обучение подростки, состоявшие на учете биржитруда. В Оренбургской губернии на 1 января 1924 года из зарегистрированных 2 473 безработных было 108 подростков, на 1 мая 1924 года из 8000 человек безработных 1433 подростка. Из их числа создавались артели: швейников 65 чел., металлистов 35 чел., сапожников 26 чел., разнорабочих 150 чел., булочников 6 чел., лоточников 17 человек. С 1 января по 1 июня 1924 года 3870 безработным было выдано пособий на сумму 19 645 рублей. [16] К 1927 году в Оренбургской губернии насчитывалось 41 165 кустарей, занятых пуховязальным промыслом, в мукомольной, кожевенной, кузнечной промышленности. В 1927 году ВЦСПС утвердил положение об обеспечении безработных. Размер пособия для Iкатегории квалифицированных рабочих и лиц умственного труда составлял –1/3среднего заработка, для IIкатегории 1/4, для IIIкатегории (неквалифицированные работники) —1/5часть зарплаты. Для нетрудоспособных инесовершеннолетних членов семьи, находившихся на иждивении безработного, устанавливалась надбавка. [17] Повысилась и заработная плата рабочим и служащим. Так, если во IIквартале 1925/26 годах средний дневной заработок рабочего составлял 2 рубля 17 копеек, то в Iквартале 1926/27 годах 2 рубля 50 копеек, среднемесячная зарплата служащих соответственно 80 рублей 09 копеек и 80 рублей 52 копейки.[18] Особое внимание уделялось охране труда. В 1925/26 годах было израсходовано 5 975 рублей на мероприятия по улучшению условий труда в г. Оренбурге. В 1927году на учете оренбургской биржи труда числилось 5 595 безработных: металлистов, кожевников, слесарей, строителей. Всвязи с закрытием завода «Орлес» стало больше безработных среди рабочих деревообработчиков. Особую группу составляли работники умственного труда, их насчитывалось 1422 человека. Немало безработных было среди работников просвещения: 48 учителей, 21 воспитатель. Имелись также безработные врачи 3 чел., фельдшеров 18 человек.[19]Другим распространенным средством оказания помощи широкому кругу безработных (преимущественно неквалифицированных) были общественныеработы, проведение которых способствовало санитарному благоустройству городов. Увязка общественныхработ с плановыми работами хозорганов проводилась, как правило, по линии коммунального хозяйства (расчистка полуразрушенных зданий, устройство дорог и подъездных путей, осушение болот и т. п.).В 1923 году таким видом работ было охвачено около тысячи безработных. Оплата за работу производилась,как деньгами, так и продовольствием. В 1923 году оренбургской комиссией на общественные работы было выделено 1000 рублей деньгами и на 30 тыс. продуктами, 10 тыс. было выделено для приобретения детского питания.[20]Кроме того, от комиссии помощи голодающим было получено 82 тыс. пудов хлеба. Благодаря этому были проведены общественные работы по очистке городских улиц от мусора и разрушенных зданий, различные земляные работы, связанные с устройством дорог, мелиорация некоторых земель и др. Всего на общественных работах принимали участие свыше 2 тыс. человек, проработавших в общей сложности 24 396 человекодней. Еще около тысячисельских безработных привлекались для перевозки народнохозяйственных грузов, ими были проработаны 44 661 человекодень и 6067 гужедней.[21]Общественные работы, как и организация коллективов безработных, проводились в течение всего восстановительного периода. За это время для проведения общественных работ в целом по СССР было отпущено 29,7 млн. руб. Продолжались они и в реконструктивный период. Эти формы борьбы с безработицей сыграли важную роль в оказании материальной поддержки безработным. В разное время общественными работами было охваченоот 40 до 50% всех безработных Южного Урала.Безработные получали также значительную материальную помощь. В 1923/24 г.г.органами социального страхования СССР было отпущено на выдачу пособий по безработице 18 млн. руб., в 1924/25 г.г.—30 млн. руб., в 1925/26 г.г.—46 млн. руб.[22] Размер пособия в месяц в среднем по стране составлял к концу восстановительного периода 26—30% отсредней заработной платы, но вразных местностях колебался в зависимостиот средней зарплаты трудящихся той или иной местности и категории, к которой относились безработные. По данным органов соцстраха КАССР, пособие по безработице во второй половине 1925 г. составляло: у безработных 1й категории—от 15 до 22 руб., у безработных 2й категории—от 10 до 15 руб. при средней зарплате рабочих и служащих 80 руб. В 1925 г. социальным страхованием была охвачена примерно половина безработных из членов профсоюзов и около 1/3общей численности безработных Киркрая. [23].Существенную помощь своим членам —безработным оказывали профессиональные союзы. Профсоюзные пособия были единовременными и не превышали, как правило, 3—5 руб., но и это было определенным подспорьем в скромном бюджете безработного. Кроме того, безработные члены союзов пользовались пособием от своих профсоюзов Средний месячный размерпособия колеблется от 3 до 8 рублей.[24]

Таблица 1Динамика изменения размера пособия безработным членам профсоюзовв 19241925гг.

1924 год1925 год

ОктябрьДекабрьФевральАпрельИюньАвгустЧисло безработных,получившихпособия970211998141961494410907101354Средний размер пособия7507507507507501260

Для безработных, не имевших крова, организовывались домаобщежития, при которых обычно имелись баня и столовая. Создавались и специальные столовые для безработных, где обеды отпускались по льготной цене или даже совершенно бесплатно. Обеды в столовых для безработных состояли, как правило, из двух блюд с одним фунтом хлеба стоимостью 20 коп.—на 9 коп. ниже себестоимости. В первом полугодии 1925 г. только в Оренбурге и Уральске ночлегом и питанием в домахобщежитиях пользовались 500 безработных. [24]Помощь безработным оказывалась также путем выдачи им льготных билетов для возвращения на родину. Особенностью Киргизской АССР было то, что здесь имелось особенно много безработных, прибывавших из Центра, Сибири и других районов страны. В начале 1925 г., например, на Ташкентской бирже труда приезжие безработные составляли 57%.В 1924—1925 гг. по предложению Наркомтруда СССР и РСФСР была значительно усилена информационная работа местных органов труда. В периодической печати систематически публиковались сообщения о наиболее пораженных безработицей городах и местностях, с тем чтобы предупредить наплыв безработных в этирайоны. В то же время делались первые попытки регулирования притока рабочей силы на восстанавливавшиеся фабрики и заводы.Численность безработицы к концу восстановительного периода несколько снизилась. Так, в Киркрае, по данным 6 бирж труда, на 1 августа1924 г. числилось 19 544 безработных. 49,2% всех безработных составляли чернорабочие, 27 —работники интеллектуального труда, 15,8—индустриальные рабочие, 8 —работники транспорта и связи. Мужчинбезработных было 60,9, женщин —39,1 % Из приведенных данных видно, что индустриальная группа безработных составляла примерно 20%, неквалифицированные рабочие —около 50%. Эти факты говорят о том, что основная масса безработных —вчерашние крестьяне, выходцы из деревни. Обращает на себя внимание высокий процент безработных женщин, близкий к проценту женщин безработных в центральных районах страны. В то же время удельный вес безработных индустриальной группы в Казахстане был значительно ниже, чем во многих промышленно развитых районах СССР. [25].Безработица тяжело сказывалась не только на самих безработных и их семьях, но и на работающих, подрывая у некоторых из них уверенность в завтрашнем дне, в правильности курсаправительства. Антисоветские элементы использовали трудности советской власти, провоцировали безработных на хулиганские выступления, вели контрреволюционную агитацию.

Советское государство видело всю опасность безработицы и требовалоот органов Наркомтруда, соцстраха, профсоюзов всемерного улучшения их работы, искоренения бюрократизма, болееэнергичных мер в борьбе с безработицей.В 1923—1925 гг. было обращено внимание на улучшение посреднической работы бирж труда. Осенью 1923 г. они впервые начали привлекать нанимателей к подбору рабочей силы. Убедившись в целесообразности этой меры, НКТ СССР в своем постановлении от 24 июня 1924 годаипредоставил нанимателям право участия в подборе рабочей силы во всех случаях, независимо от числа и квалификации требуемой рабочей силы. Подбор ее производился соответствующими профсекциями бирж труда при непосредственном участии нанимателя или уполномоченного им лица 7 августа 1924 годаНКТ СССР принял постановление «О снятии с учета некоторых категорий безработных и прекращении регистрации последних». С учета снимались малоценные с производственной точкизрения элементы, в то же время подтверждалось сохранение на учете остальных категорий безработных: членов профсоюзов, лиц, окончивших специальные учебные заведения и школы фабзавуча, демобилизованных воинов.[26]Отмена обязательности найма рабочей силы через биржи труда развязывала инициативу хозорганов и самих безработных, ослабляла формализм, бюрократизм и волокиту, имевшие место на ряде бирж труда. Постепенно список должностей, по которымбезработные имели право сами подыскивать себе работу, все больше расширялся, и к концу 1924 годана учете бирж труда остался совсем небольшой круг безработных.Осенью 1924 годаначалась реорганизация бирж труда с целью превращения их в чисто посреднические органы. Все предыдущие годы в основе работы бирж труда лежал принцип обязательности найма через биржу. Исключение делалось только при найме работников высшей квалификации, совпартработников, руководящих работников и некоторых специалистов, но все вместе они не составляли и 3% от общего числа принимаемых через биржу труда. Новые принципы работы посреднических органов Наркомтруда существенно изменяли действующее законодательство по найму рабочей силы. Отныне статьи 5 и 6 КЗОТа 1922 годав смысле обязательности найма через биржи труда теряли свою силу.На местах реформа бирж труда проходила в самом конце 1924 —начале 1925 года.Так, коллегия НКТ КАССР 10 декабря 1924 годапризнала целесообразным упразднить в КАССР принцип обязательности найма через биржи труда для всех категорий рабочей силы и предложила всем губернским отделам труда ликвидировать прежние биржи труда к 15 января 1925 года.Взамен бирж труда создавались посреднические бюро, а там, где их не было, нанимателям предоставлялось право принимать рабочих и служащих на работу помимо органов труда и без их последующей регистрации.[27]В январе —марте 1925 годав Оренбурге, Петропавловске, Семипалатинске и других городах КАССРбыли созданы посреднические бюро и конторы.Активно участвовали профсоюзы и в предоставлениибезработным материальной помощи. По новым правилам,введенным в 1927 году, пособия выдавались в следующемобъеме:Квалифицированным рабочим —в размере 33%к средней заработной плате в данной местности; полуквалифицированнымрабочим и служащим —25;неквалифицированнымрабочим со стажем 3 года —20%. Кроме того, выдавались надбавки на иждивенцев: 15%пособия на одного человека, 25% —на двух, 35% —на трех и более человек. Общая сумма пособия и надбавок не должна была превышать 50% прежнего оклада безработного.[28]Пособие по соцстраху выдавалось в течение 6месяцев, для квалифицированных рабочих разрешалось продлевать этот срок до 9 месяцев. Если после 3месячного перерыва безработному не удавалось найти работу, он мог снова подать заявление о зачислении его на пособие. После двух лет безработицы пособие не выдавалось, так как органы НКТ справедливо считали, что человек, который в течение двух лет не мог попасть на работу, не стремится это сделать и не является настоящим безработным.В течение 1927—1928 гг. материальная помощь по безработицепостоянноувеличивалась:расширялся контингент безработных и формыматериальнойпомощи. Несмотря на продолжавшийся рост числа безработных, попрежнемуоколо 50%всехбезработныхполучали пособие по соцстраху, аеслиучесть ещедругиевиды помощи, то в целом поддержкой государства и профсоюзов пользовалисьоколо60%всех безработных.В 1925/26 гг. всреднем по стране получали материальную помощь 510,7 тыс.человек, в 19261927 гг.–709 тыс., в 1927/28 гг.–более 870 тыс. Из .этогоколичества примерно 2/3безработных получали денежные пособия по соцстраху, а остальные —специальные виды помощи (обучение, участие в общественных работах, коллективах безработных и др.)По отношению ко всему бюджету социального страхования обеспечение безработных составляло в 1925/26 гг. 9% бюджета, в 1926/27 г.—7,8%,в 1927/28 гг.—около 13%. Число безработных, состоявших на пособии Центрального управления социального страхования, увеличилось с 1 апреля 1927 г. по 1 апреля 1928 г. с 542 до 889 тыс. человек.[28]Помимо материальной безработным оказывалась также натуральная помощь. Сюда входило пользование ежедневным бесплатным или удешевленным обедом, предоставление ночлега нуждавшимся безработным, выдача литеров на льготный проезд для возвращения на родину и др. В целом по стране за пять лет, с 1922 по 1927 годы, биржами туда, в общей сложности, было зарегистрировано около 20 млн. безработных, из которых около 15 млн. было трудоустроено на постоянную или временную работу. По линии общественных работ с 1923 по 1927 годы биржи труда оказали помощь 400 тыс. безработным.[25]Каковы основные причины безработицы?Основная масса безработных прибывала именно из деревни, из бедняцких семей. Неудовлетворительная техника крестьянского хозяйства, трехполье, примитивный и изношенный крестьянский инвентарь, недостаток земли —все это толкало сельское население на поиск дополнительного заработка. В восстановительный период на заработки ежегодно отправлялись в среднем 1,3—1,5 млн. крестьян, из них около 300 тыс., перебиваясь случайными заработками, в конце концов оседали в городах.На эту особенность местной безработицы обратил внимание Iсъезд губернских отделов труда КАССР (16—21 сентября 1923 г.), который предложил в межсезонье обращать особое внимание на положение безработного крестьянского населения.[29]Помимо миграции сельского населения были и другие причины, игравшие немалую роль в образовании городской безработицы. Большинство исследователей выделяют при этом рост нового рабочего поколения в городах. При 22,5миллионном городском населении ежегодный прирост в городах составлял 350 тыс. человек, однако подорванная промышленность не могла поглотить, весь этот прирост рабочей силы. В довоенное время численность подростков в промышленности достигала 11%,. в годы гражданской войны —14%, а в годы восстановительного периода она не могла быть выше 5—7% общего числа рабочих. В результате численность безработных подростков уже в первые годы нэпа достигла 140 тыс. человек.[30]Немаловажной причиной появления городской безработицы были закономерные изменения в общественном строе, происшедшие в результате Октябрьской социалистической революции. Эти изменения, как известно, привели к тому, что представители бывших эксплуататорских классов и слоев, лишившись своих прежних источников дохода, вынуждены были регистрироваться на биржах труда в качестве безработных. Вместе с ними оказались без работы и средств к существованию десятки тысяч людей, которые обслуживали их в прежнее время.Резко повысило безработицу в этот период усиленное предложение труда со стороны женщин. Собственно говоря, этот фактор проявил себя еще в годы империалистической и особенно гражданской войны, когда женщины заменили на предприятиях ушедших на фронт мужчин. В 1917 годупо сравнению с 1913 годомчисло женщин в промышленности увеличилось на 10%, с окончанием войны и демобилизацией Красной Армии начался обратный процесс. Численность женщин в промышленности с 40,6% (1918 г.) понизилась до 28%[30].Увеличила безработицу также демобилизация армии. В условиях мирного времени отпала необходимостьставитьпод ружьёмногомиллионную армию, и ежегодно сотни тысяч бывших бойцов и командиров возвращались в родные места или просто оседали в городах, пополняя списки безработных на биржах труда.В общей сложности на учеты бирж труда ежегодно становилось до 3 млн. человек, а так как биржи труда направляли на работу в среднем около 2,5 млн. граждан, то безработица в итоге не уменьшалась, а росла. При этом наблюдалась огромная текучесть рабочей силы, каждый год поступало на работу 60 —80% первоначального состава работавших и почти столько же (или чуть меньше) увольнялось. На их место принимались другие, таким образом на биржах труда все времяпроисходила смена безработных.Из сказанного выше вытекает, что важнейшиминструментом регулирования рынка труда в условиях безработицы в первые годы советской власти были биржи труда. НЭП был вынужденной политикой возвращения к реализму. Вместе с ним вернуласьк жизни и система занятности. Снова появились рыноктруда, биржи,восстановлены система помощи безработным, их обучение, экспертиза профессиональной трудоспособности. Появились деньги, на которые можно было купить товары, а не получать их по карточкам. Россия нэповская дала меру опыт великолепно налаженной системы оказания посредничества для получения настоящей, хорошо оплачиваемой работы по специальности и оказания социальной помощи тем, кто не мог, в силу какихто причин, найти работу. Сейчас, когда наша страна переживает сложный экономический кризис, возникает необходимость учета рынка труда, который выполняет функции основного регулятора движения рабочей силы. Поэтому исторический опыт нэпа приобретает огромное значение.

Ссылки на источники1.Сборник статистических сведений по Союзу СССР. 1918 –1923 г.г. –М., 1924.2.Объединенный Государственный архив Челябинской области (Далее: ОГАЧО.)Ф. 138. Оп.1. Д.340. Л.18.3.Государственный архив Оренбургской области (Далее: ГАОО.)Ф.1. Оп.1. Д.706. Л.26.4.ОГАЧО. Ф.77. Оп.1. Д.443. Л.94.5.Вестник труда. 1922. №2. С.11. 6.Государственный Архив Российской Федерации(Далее: ГАРФ.) Ф.5551. Оп.24. Д.21. Л.153.7.Известия ЦК РКП(б). 1923. №5. С.75.8.ОГАЧО. Ф.138. Оп.1. Д.346. Л.18.9.Статистический сборник по Оренбургской губернии за 1923 г. Оренбург, 1923. –С.24 25.10.Известия ВЦИК. 1922. –16 декабря.11.Сборник важнейших декретов, постановлений и распоряжений правительстваСССР иРСФСР за 1924 г. –М., 1925.–С.100 –101.12.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумовЦК. Т.2 –М, 1970. –С.358.13.Кодекс законов о труде 1922 г. –М., 1923.14.Правда. 1926. –24 сентября.15.Центр документации новейшей истории Оренбургской области. (Далее: ЦДНИОО.)Ф.1. Оп.1. Д.624. Л.7. 16.ЦДНИОО. Ф.1. Оп.1. Д.497. Л.124.17.Смычка(Орган Оренбургского губкома ВКП(б). 1927. №11. С.2.18.Смычка. 1927. №119. С.4.19.Смычка. 1927. №133. С.3 4.20.ГАОО. Ф.190. Оп.1. Д.58. Л.71.21. Центральный Государственный архив Республики Казахстан. ( ЦГАРК. ) Ф.5. Оп.5. Д.65. Л.66 –67.21.Вопросы труда. 1927. №10. С.110 –111. 22.История социалистической экономикиСССР. Т 2.–М.,1976. –С. 447.23.ЦГАРК. Ф.83. Оп.2. Д.4. Л.1 2.24.Отчет губернского совета профсоюзов 7 Оренбургскому губернскому съездупрофсоюзов. Оренбург, 1925. С.30 –31.25.Известия ЦИК. 1924. 27 июля.26.ЦГАРК. Ф.5. Оп.5. Д.43. Л.24.27.Гиндин Я. Борьба с безработицей и план рабочей силы. –М., 1927. С.43.28.Степная правда (Оренбург). 1922.23 сентября.29.Гинзбург Л. Как бороться с безработицей. –М.–Л., 1927. С.21 –24.