Влияние компетентностного подхода в образовании на развитие общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эрштейн Л. Б. Влияние компетентностного подхода в образовании на развитие общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 751–755. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85151.htm.
Аннотация. В статье анализируется компетентностный подход в образовании, доказывается, что формирование компетентностей в школе невозможно, показаны реальные возможности компетентностного подхода в высшем образовании, приводится критический анализ формирования профессиональной компетентности в высшем образовании, высказывается мнение о невозможности и ненужности формирования профессиональной компетентности в высшем образовании. Показывается роль компетентностного подхода в развитии социума как такового, доказывается негативное влияние внедрения компетентностного подхода в образование на общество в целом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Эрштейн Леонид Борисович,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Информационных и управляющих систем, Института печати, СанктПетербургского университета технологии и дизайна, г. СанктПетербургleoleo1972@mail.ru

Влияние компетентного подхода в образовании на развитие общества

Аннотация.В статье анализируется компетентностный подход в образовании, доказывается, что формирование компетентностей в школе не возможно, показаны реальные возможности компетентного подхода в высшем образовании, приводитсякритический анализ формирования профессиональной компетентности в высшем образовании, высказывается мнение о не возможности и не нужности формирования профессиональной компетентности в высшем образовании.Показывается роль компетентногоподхода в развитиисоциума как такового, доказывается негативное влияние внедрения компетентного подхода в образование на общество в целом.Ключевые слова:Компетентность, педагогические стандарты, закон об образовании, формирование компетентностей.

Анализ образования в современной России, показывает, что одним из ведущих подходовв организации образованиявсех уровней стал компетентностный подход. Это подтверждается, как количеством научных публикаций, так и официальными документами министерства образования Российской Федерации. В настоящее время, не существует, видимо, ниодного исследователя в области проблем образования,не затронувшего в своей научной активности сущности и различные вопросы данного подхода. Однако, не смотря, на обилие устных разговоров, ведущихся практическими работниками образования и науки, высказывающими предельно критическое отношение к данному подходу, научных публикаций на эту тему практически не существует. Критиковать компетентностный подход,видимо,считается не модным и не приличным. Однако, на наш взгляд, повсеместное, бесконтрольное распространение данного подхода, создает большие проблемы как в реальной образовательной деятельности, так и педагогической науке, поддерживая у практических работников образования и без того не радужный образ данной научной дисциплины. В связи с этим, представляетсяважным ответить на три основных вопроса:

1. Что такое компетентность и каковы действительные возможности компететностного подхода. 2. Возможно ли, делить компетентность на бесконечное количество составляющих, как это происходит сейчас, и почему. 3. Существует ли реальная необходимость формирования компетентности (компетентностей) в профессиональном образовании и возможно ли это. Ответамна эти вопросы и будет посвящена данная работа. Сначала рассмотрим терминологию. В настоящее время в научных исследованиях получили распространение два термина: ©компетенцияª и ©компетентностьª. Различные авторы пытаются проводить самые разнообразные отличия данных терминов друг от друга, однако, в целом общий фон исследований показывает, что под словами ©компетенцияª и ©компетентностьª подразумевается одно и тоже, этого мы и будем придерживаться в нашей работе, иначе говоря, употребляя ©компетентностьª мы имеем в виду и ©компетенцияª. Нашим личным предпочтениемявляется использование слова ©компетентностьª. Данное слово, в обычной жизни употребляется по отношению к специалисту,владеющему своей профессиональной деятельностью на высоком уровне, умеющемувыполнять ее качественно, как бы это качество не понималось.Говоря, ©он (она) компетентный специалистª, обычные люди подразумевают, что данная личность является опытным, хорошо знающим свое дело, человеком. Такое понимание компетентности и будет нашим основным посылом. Данное понимание находит свое подтверждение в научных исследованиях. Еще в 1998 году, в своей работе ©Основы развивающего образованияª А. В. Долматов определил компетентность как ©общую способность эффективно действовать в определенных профессиональных ситуациях, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенных в результате обученияª[1, с.47]. Обратим внимание на то что, компетентность, исходя как из общего понимания, так и из данного определения является интегрированной способностью осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. Еще раз подчеркнем, ©осуществлять профессиональную деятельностьª. Посмотрим же в каком возрасте,и при каких обстоятельствах,предлагается формировать компетентности в образовании. Уже изучение стандарта образования в начальной школе показывает, что формирование компетентности является одним из результатов образования. Стандарт говорит:©В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который предполагает…гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности…Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:…. социальные компетенции…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности…компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействияв социуме…ª [4]. У объективного исследователя возникает простой и очевидный вопрос. Каким образом, в начальной школе возможно формирование каких либо компетентностей, если компетентности являются показателем уровня профессиональной деятельности?Какой профессиональной деятельностью, занимаются учащиеся начальной школы, что в качестве одной из целей их образования ставится формирование компетентностей?

Однако, дальше больше. Рассмотрим стандарт среднего образования, с 5 по 9 класс, цитируем дословно:©Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:…социальные компетенции…Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должныотражать:…развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора…формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста…формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ‬компетенции);..достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности…формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления….формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебноисследовательской и проектной деятельности;…Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ....воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную…ª[5]. Что понимается под компетентностью в стандарте, о какой профессиональной деятельности идет речь

едва ли знают и авторы самого стандарта?

Однако пойдем дальше, рассмотрим,чтопроисходитв 1011 классе. Стандарт говорит:©Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:...бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;...сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации...овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний...формирование компетенций обучающихся в области учебноисследовательской и проектной деятельности;...ª[6]. Вопросы все те же. Однако, здесь в стандарте за 1011 класс мы получаем ответ на вопрос о том откуда это все берется. ©Ключевые компетентностиª, термин этот согласно, например, монографии И. А. Зимней, принят советом Европы, как достижение результата образования молодого европейца [2, c.19]. Она же приводит список ключевых компетенций, коротко перечислим их здесь:©политические и социальные компетенции..., компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, компетенции..., относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией..., компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества..., способность учитьсяна протяжении жизниª[2, с.19]. В связи с вышеизложеным у нас возникаетодин вопрос. С каких это пор, Совет Европы, стал научноисследовательским институтом в области образования, и почему российское образование обязано следовать его рекомендациям? Однако, допустим мы не правы, и компетентность понимается нами не верно и,является чемто другим и стандарты правильно ставят цель формирования обозначенных компетентностей, даже у младших школьников. Закон об образовании не двусмысленно говорит, что достижение компетентностей является в настоящее время одним из основных целей образования [7, с.3]. В прошлом, образование имело цель достижение знаний, умений и навыков, получается, что в настоящее время произошло изменение целей образования, это не скрывается, об этом пишутся научные исследования, говорится на семинарах и конференциях. Однако, в педагогической науке едва ли не важнейшим принципом является принцип целецентричности, согласно которому цель образования, определяет основные характеристики образовательного процесса, такие как, организационные формы, содержание, методы и приемы обучения. Следовательно, если происходит изменение целей обучения, то должно происходить и изменение этих характеристик. Изменение целей мы наблюдаем как в стандартах, так ив законе об образовании. Однако, наблюдаем ли мы изменение перечисленных характеристик? Ничего подобного не происходит. Основной организационной формой обучения в школе, как была классноурочная формаобучения, так и осталась. Содержание образования принципиально не изменилось, да определенные изменения,безусловно,происходят,но они не носят серьезного характера. Вобщем виде, чему учили тому и продолжают учить. Методы и приемы, в условиях классноурочной формы обучения,тоже не изменились,у школьного учителя выбор не богат, в основном как учили, так и учат. Таковы факты. Создается вопрос, каким образом, достигается формирование всех этих многочисленных компетентностей, если сама система обучения не меняется? Когда учитель, имеющий ограниченные часы в области своего предмета, должен формировать социальную и прочие личностные компетентности, которые от него требует стандарт, когда он должен формировать ключевые компетентности и как ему это делать, если он связан по рукам и ногам обязательным содержанием образования? Честный взгляд на эту проблему, позволяет дать конкретный ответ. Формирование компетентностей без реального изменения образовательного процесса не возможно. А учитывая, что компетентность на самом деле является характеристикой профессиональнойдеятельности, а отнюдь не характеристикой процесса жизнедеятельности как такового, такая постановка вопроса является по сути бессмысленной. Хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Цели образования, определяют цели развития социальной системы как таковой. Если социальная система начинает обманывать своих граждан, формулируя не достижимые и выдуманные цели образования, то фактически образование лишается каких быто ни было целей. А это значит что едва ли не самый важный социальный институт перестает функционировать, ибо если образование лишено целей, то может работать вообще как угодно. Реально проконтролировать качество его работы не возможно, ибо отсутствует понимание того, что нуждается в проверке. Таким образом, декларация такой цели как формирование компетентностей в общем образовании лишает общее образование каких бы то ни было реально достижимых целей и делает образование фактически бессмысленным. Однако, посмотрим как обстоит дело в высшем образовании. Уж этот уровень образования направлен на формирование определенного качества владения профессиональной деятельностью. Но, анализ, показывает,что и здесь не все так просто. В настоящее время, преподаватели вузов в рабочей программе по каждой из дисциплин подробнейшим образом расписывают многочисленные компетенции, которые они формируют в результате обучениях данной дисциплине. Каких только компетенций там нет, их общее количество доходит до двух десятков и выше. Очевидно, авторы образовательных стандартов в высшем образовании считают,что овладев всеми этими компетентностями, выпускник автоматически получит и высокий уровень своей профессиональной компетентности. Однако, такой взгляд представляется в корне не верным. Как указывалось профессиональная компетентность, является интегративным качеством профессиональной деятельности, по сути,она представляет собой системное свойство этой деятельности. Коль скоро это так, то взгляды разработчиков стандартов противоречат одному из основных законов общей теории систем, согласно которому свойства системы не есть сумма свойств ее элементов, это называется эмерджентность, то есть целостность. В результате простым сложением всех формируемых компетентностей, профессиональную компетентность не получишь, взгляды стандарта являютсябольшой ошибкой. Вреальности нельзя делить профессиональную компетентность на бесконечное количество других компетентностей, и все это прописывание в рабочих программах является какойто не понятной бессмыслицей. Вместе с тем, согласно определению, компетентность формируется в результате профессиональной деятельности. В настоящее время, в высшем образовании практически завершен переход на двух уровневую систему обучения. Посмотрим, что говорит стандарт, например, подготовки в области педагогического образования квалификации бакалавр. ©Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научнопедагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателейª[3]. Но коль скоро, не известно какими видами профессиональной деятельности будут заниматься обучающиеся, как же можно формировать их профессиональную компетентность? Какой деятельностью должны заниматься обучающиеся?

Учитывая факт того, что в современных условиях происходит постоянное изменение профессиональной деятельности будущих выпускников, формирование их профессиональной компетентности представляется не только не возможной,но и совершенно не нужной. Даже если это и будет достигнуто, они в любой момент времени могут по тем или иным причинам сменить профессию, или даже сферу профессиональной деятельности. Поэтому ставить в качестве цели формирование профессиональной компетентности в условиях перехода на двух уровневую систему обучения просто нет никакой необходимости. Однако, допустим что мы опять не правы, и необходимость есть. Допустим так же что вуз договорился с профессиональным объединением работодателей и определил те специальности (или ту специальность) по которой готовится будущий бакалавр (в реальности, вусловиях рыночной экономики такая ситуация представляется совершеннейшей фантастикой, но допустим). Зададим вопрос, а возможно ли формирование профессиональнойкомпетентности в условиях вуза?

Как уже говорилось, компетентность формируется в результате профессиональной деятельности. Спрашивается, разве студентв процессе обучения занимаетсяпрофессиональной деятельностью?Ответ однозначный, конечно нет, его основной деятельностью является деятельность учебная. Он учится. И даже внедрение современных образовательных подходов, таких как контекстный подход или ролевое обучение, по сути ничего не меняет. Вопервых, их практическое использование мало распространено (преобладают классические подходы к обучению) и вовторых, не везде возможно. Очевидно, что в процессе обучения студентов у них может формироваться только учебная компетентность, то есть способность к обучению на высоком уровне. Не всегда формируется, но,безусловно,можетформироваться, никаких видимых препятствий к этому мы не наблюдаем. Вместе стем, интересно и то какие еще компетентностиможно сформировать в процессеформирования учебной компетентности, назовем их ©субкомпетентностямиª или ©под компетентностямиªне в слове дело, если у когото есть более подходящий термин,мы с ним заранее согласны. Вопервых, этокоммуникативная компетентность

студенты в процессе своего обучения постоянно находятся в состоянии коммуникации, как с другими студентами, так и с преподавателям. Если организовать эту коммуникацию соответствующим образом, вполне можно сформировать коммуникативную компетентность, время и ресурсы для этого, на тех или иных дисциплинах найти реально. Вовторых, это компьютерная компетентность. То есть определенный,высокий уровень владения персональным компьютером. Почти все свои работы, студенты готовят с использованием современных информационнотехнологических средств и,прежде всего персонального компьютера, поэтому почти у всех из них формируется высокий уровень владения им.

Если,организовать обучение использованию персональнымкомпьютером, делая акцент, на тех или иных моментах, которые могут проходить мимо студентов, то можно сформировать реальный уровень ихкомпьютерной компетентности. Втретьих,это сама учебная компетентность, то есть способность осуществлять образовательную и самообразовательную деятельность как таковую. Практически при обучении любой дисциплине, преподаватель может (а на наш взгляд и должен) объяснять студентам,как лучше изучать данную дисциплину. Далеко не у всех студентов, стихийно формируется учебная компетентность(некоторые и после окончания вуза учиться совершенно не умеют), но у многих да. Если акцентировать обучение на этом вопросе, уровень учебной компетентности можно существенно повысить. Вчетвертых, это компетентность прохождения контрольных мероприятий. Каждый студент в процессе обучения учится сдавать экзамены и зачеты, проходить собеседование (в случае устных экзаменов). Почти у всех студентов такая компетентность формируется стихийно, но если,опять же акцентировать на ней внимание в процессе обучения, ее уровень может стать достаточно высоким. Кажется это и все. Вероятно,можно сформировать и некоторые другие субкомпетентности, в зависимости от специфики обучения, например, для математиков компетентность в математическом анализе, для биологов чтото другое, и так далее. В любомслучае исследование этого вопроса нуждается в дополнительном специальном исследовании, суть которого будет состоять в том, какие конкретно субкомпетентностеймогут формироваться в процессе учебной деятельности студентов по получению тех или иных специальностей и изучению направлений. Как бы то ни былоформированиеэтих и указанных субкомпетентностей, не будет формированием профессиональной компетентности будущих выпускников, так их будущая как профессиональная деятельность будет иметь свою специфику, не сводящуюся к совокупности сформированных субкомпетентностей. Наличие этих субкомпетентностей, безусловно,будет влиять на формирование будущей профессиональной компетентности, но само по себе не ей являться не будет. При этом необходимо особо подчеркнуть, тот факт, что данные субкомпетентности, не являются составляющей учебной компетентности, а,как и она сама формируются в результате учебной деятельности. Постановка таких целей как формирование компетенций в профессиональном образовании, как и в случае общего образования, делает сам институт профессионального образования бессмысленным просто потому что нет возможности проконтролировать качество подготовки будущих специалистов. Думается нет нужды останавливаться на том, что такая ситуация фактически приводит к ухудшению качества работы всех институтов социума, а значит негативно влияет на всю социальную систему как таковую и на жизнь людей в ней. Существенно снижается уровень здравоохранения, производства, управления социальной системой и качество функционирования всех иных институтов социума. Именно это мы и наблюдаем в последние годы в современной России. И видится, что не в последнюю очередь такая ситуация связана с повсеместным внедрением компетентностного подхода в образование.Таким образом,сделаем основные выводы. 1.Формирование компетентностей в общем образовании является принципиально не возможным, потому что обучение в школе не является профессиональной деятельностью.2.Если понимать компетентность иначе чем уровень профессиональной деятельности, то формирование компетентностей в школе не возможно, так как, несмотря на поставленную цель их формирования, не произошло изменения форм, методов и приемов обучения.3.Профессиональная компетентность не может быть разделена на бесконечное количество компетентностей, так как, это противоречит закону эмерджентности общей теории систем.4.Профессиональная компетентность не может быть сформирована в условиях вуза, потому что в процессе обучения в вузе студенты занимаются учебной,а не профессиональной деятельностью.5.В условиях вуза нет необходимости формировать профессиональную компетентность потому,что в современном мире, учащиеся часто меняют не только специальность,но и сферы деятельности, следовательно,профессиональная компетентность, будет скорее мешать,нежели помогать им в жизни, так как привяжет их к данной конкретной профессии.6.В процессе обучения, возможно,сформировать у студентов определенные субкомпетенции, связанные с особенностями обучения в данной конкретной специальности и общими особенностями деятельности характерными для обучения.7.Внедрение компетентного подхода в образование фактически лишает общее и профессиональное образование реальных целей, негативным образом влияя на развитие всей социальной системы как таковой.

Ссылки на источники1.Долматов А.В., Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креатив. педагогики / А.В. Долматов. ‬ Воен. унт связи. ‬СПб.: ВУС, 1998. ‬196 с.2.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. . М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.42с.3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению педагогическое образование [Электронный документ] (http://минобрнауки.рф/документы/1909) Проверено 22.10.20144.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(14 кл.) [Электронный документ](http://минобрнауки.рф/документы/922) Проверено 22.10.20145.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (59 кл.)[Электронный документ](http://минобрнауки.рф/документы/938) Проверено 22.10.20146.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (1011 кл.)[Электронный документ](http://минобрнауки.рф/документы/2365) Проверено 22.10.20147.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[Электронный документ] (http://минобрнауки.рф/документы/2974) Проверено 22.10.2014