Современное состояние российского внутреннего туризма и перспективы его развития в условиях финансовой нестабильности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Идрисова Н. Л., Девришбеков Н. Р. Современное состояние российского внутреннего туризма и перспективы его развития в условиях финансовой нестабильности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 791–795. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85159.htm.
Аннотация. В статье говорится о современном состоянии российского внутреннего туризма, указаны сдерживающие факторы развития туризма, такие как транспортная проблема, проблема отсутствия комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма России, слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, низкий уровень «культуры отдыха», низкий уровень сервиса, неравномерное развитие туризма и др. Сделаны соответствующие выводы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Идрисова Нателла Лукмановна,Кандидат экономических наук,старший преподаватель кафедрыСоциальнокультурного сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкалаinatella@mail.ru

Девришбеков Низами Рамазанович,Кандидат исторических наук, профессор кафедры Социальнокультурного сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. МахачкалаFeya2004_5@mail.ru

Современное состояние российского внутреннего туризма и перспективы его развития в условиях финансовой нестабильности

Аннотация.В статье говорится о современном состоянии российского внутреннего туризма, указаны сдерживающие факторы развития туризма такие как:транспортная проблема, проблема отсутствия комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма России, слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, низкий уровень «культуры отдыха», низкий уровень «культуры отдыха»,низкий уровень сервиса, неравномерное развитие туризма и др.Сделаны соответствующие выводы.Ключевые слова:туристская инфраструктура, въездной и выездной туризм, инвесторы, международные бренды, железнодорожный транспорт, кемпинги, культура отдыха, туристский регион, индустрия туризма, туроператоры, лечебнооздоровительный, экологический, культурнопознавательный туризм.

Российская Федерация обладает значительным потенциалом развития, возможности которого в настоящее время не реализуются в полной мере. Политика государства в этой сфере должна быть направлена на рациональное освоение туристскорекреационных ресурсов, создание условий для развития туристской инфраструктуры, поддержку внутреннего и въездного туризма.Развитие туризма в России сдерживается целым рядом факторов, которые достаточно полно обозначен в многочисленных публикациях российских учёных и практиков. 1. Проблема средств размещения. В России отсутствует достаточное количество средств размещения особенно ориентированных на массового туриста, а также отмечается высокая стоимость действующих средств размещения.Особенно остро нехватка 3х звездочных гостиниц ощущается в Москве и Московской области, где гостиницы заполнены в среднем на 70–80%. Согласно Государственной программе Правительства Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 гг.» по уровню обеспеченности 4–5* гостиницами приблизилась к европейским столицам, по уровню обеспеченности гостиницами 2–3* и другими малобюджетными коллективными средствами размещения Москва значительно отстает от большинства мегаполисов. Средняя стоимость гостиничного номера в столице превышает 4000 рублей.Проблема заключается в том, что строительство новых гостиниц, особенно среднего класса, требует значительных затрат и длительных сроков окупаемости. Инвесторы охотнее вкладывают деньги в строительство жилых комплексов, учитывая, что сроки окупаемости подобных проектов значительно ниже.В то же время следует отметить, что некоторые регионы активно работают над устранением данной проблемы. В частности это регионы, в которых действует режим особых экономических зон туристскорекреационного типа (Алтайский край, Ставропольский край, Республика Бурятия и др.), а также Краснодарский край и другие территории, обладающие значительными природными ресурсами.В отношении высокой стоимости, предоставляемых средств размещения можно отметить, что данная проблема способствует популяризации отдыха российских граждан в Турции, Египте, Тунисе и других странах, отдых в которых зачастую значительно дешевле, чем на Черном море в России. Опросы ВЦИОМ за последние 5 лет показывают, что число отдыхающих на Черноморском побережье не растет —оно стабильно составляет 7% россиян. Так, стоимость размещения 1 человека в 3х звездочной гостинице с трехразовым питанием в Сочи 4000 руб. в сутки, таким образом, стоимость размещения на 10 дней составит 40 тыс. рублей, в то время как стоимость размещения в 4* отеле «все включено» в Тунисе на 10 дней составит в среднем 20 тыс. рублей на человека.Высокие цены приводят к распространению «теневых» гостиниц, владельцы которых ведут свой бизнес нелегально. Данный факт негативно влияет на имидж страны и существенно уменьшает доход регионов от налогообложения.Вместе с тем, по данным «Интерфакстуризм» в Москве в ближайшие 5 лет запланированы к открытию более 27 гостиниц под международными брендами с совокупным номерным фондом свыше 6,5 тыс. На сегодняшний день практически во всех «городах —миллионниках» функционируют либо строятся гостиницы под международными брендами, так в Москве в ближайшие 5 лет откроются около 30 гостиниц под международными брендами, также интерес гостиничных компаний представляют города курорты, в том числе, расположенные на Черном море, и древнерусские города.Еще одна проблема средств размещения —изношенный материальный фонд ряда гостиниц. Подобные средства размещения, как правило, строились в советское время и на данный момент многие из них не соответствуют современным рыночным требованиям и нуждаются в капитальном ремонте.Следует отметить, что с одной стороны классификация отелей способствует повышению качества гостиничной индустрии России, даёт определенные гарантии туристам при выборе средств размещения, но с другой стороны создаёт дополнительные бюрократические барьеры для владельцев объектов туриндустрии и дополнительные издержки, что может сказаться на уровне цен на услуги размещения.2. Транспортная проблема. Развитие въездного и внутреннего туризма во многом сдерживается высокими ценами на авиаперелёты внутри страны. В данном сегменте рынка отсутствуют предложения чартерных рейсов. Российский рынок практически закрыт для иностранных перевозчиков, что мешает развитию конкуренции и, следовательно, не дает возможности естественному регулированию цен. Альтернативный авиационному железнодорожный транспорт не всегда удобен, учитывая значительную протяженность нашей страны.Высокая стоимостьтранспортных услуг (авиа и железнодорожного транспорта), а также отсутствие инфраструктуры для путешествий автотранспортом, в том числе, низкое качество дорог, недостаточное количество придорожных кафе, гостиниц, стоянок, информационных указателей, низкийуровень сервиса и высокие цены за услуги, предоставляемые автотуристам —данные факторы существенно препятствуют развитию внутреннего туризма.Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2016 гг.», создание цивилизованных условий для автотуристов является одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма. Автопарк России за последние годы растет на 2,2–2,8 млн автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн туристов. 3. Проблема отсутствия комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма России. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» классификация является формой государственного регулирования туристской деятельности. В то же времяв данном федеральном законе не указано является ли классификация обязательной или добровольной. В настоящее время обсуждаются поправки к вышеуказанному закону в части обязательной классификации объектов туристской индустрии.4. Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, обусловленный, в том числе, низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства вМоскве и СанктПетербурге, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая.4. Низкий уровень «культуры отдыха». «Культура отдыха» («культура туризма») это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения принимающих туристов регионов (субъекты туризма).Культура отдыха предполагает осознание всеми субъектами туризма роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебнооздоровительных, рекреационных,познавательных, физкультурноспортивных, профессиональноделовых и других туристских целях.В современной России «культура отдыха» еще только зарождается.«Культура отдыха» подразумевает готовность населения принимающих регионов, а также работников туристской сферы к взаимодействию с туристами, обменом опытом, проявлением доброжелательности и гостеприимства, проявлению такта и толерантности, а также уважительное и бережное отношение туристов к посещаемым ими объектам и территориям, быту и обычаям местного населения, укладу их жизни.Данный аспект касается готовности местного населения принять, встретить или просто помочь туристам, приезжающим на отдых. Не во всех регионах России местное население адекватно реагирует на приезд отдыхающих, в некоторых случаяхоткрыто выражая свое недовольство.Зачастую причиной тому служит поведение туристов и ущерб, который они наносят окружающей среде, а также недопустимая манера поведения отдыхающих.5. Низкий уровень «культуры отдыха». «Культура отдыха» («культура туризма») это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения принимающих туристов регионов (субъекты туризма).6. Низкий уровень сервиса. Ситуация с качеством сервиса связана с историей развития гостиничного и туристического дела в советское время, когда необходимым условием было выполнение плана и обеспечение нужд государства в той или иной сфере.Проблема низкого уровня сервиса связана в том числе и с недостатком квалифицированных кадров. К числу причин данной проблемы можно относятся: низкая заработная плата в сфере внутреннего туризма, что вызывает отток кадров в другие отрасли;

несоответствие навыков, получаемых специалистами в учебных заведениях требованиям, предъявляемым работодателями. Один из путей решения данной проблемы —это подготовка квалифицированного управленческого персонала путем повышения участия работодателей в развитии профессионального туристского образования, в том числе с помощью увеличения объемов подготовки кадров в образовательных учреждениях по договорам с предприятиями различных форм собственности, малого и среднего туристского бизнеса.7. Слабое продвижение туристского продукта внутри страны. В настоящее время еще сохранилось восприятие россиянами отдыха внутри страны как непрестижного, во многих случаях данное мнение связано с отсутствием информациио возможностях отдыха в России, существующих предложениях на внутреннем рынке.Причиной тому служит слабая реклама и продвижение туристских дестинаций, а также недостаточное использование современных технологий, отсутствие единого портала туристических услуг, содержащего информацию о каждом регионе в области туристских дестинаций, средствах размещения, вариантов туристических маршрутов и комбинированных туров, путеводителей и советов туристам, планирующим путешествие в тот или иной регион.Учитывая, что зачастую туристические поездки внутри страны граждане России организуют самостоятельно, развитие информационных технологий важно не только в качестве оптимизации работы турфирмы, но и для упрощения получения информации, необходимой для организации туристической поездки внутри страны.8. Неравномерное развитие туризма. Туризм в России имеет очаговый характер, не все регионы работают на создание комплексного туризма, предусматривающего различные варианты отдыха в регионе на срок от 2 дней и более. Туристам интересно увидеть многогранный туризм, в настоящее время особенно популярны комбинированные туры.

Важно заинтересовать туриста и предложить варианты отдыха в регионе на несколько дней или неделю, что послужило бы мотивацией посещения удаленных регионов.Вместе с тем, анализируя проблемы внутреннего туризма в целом, следует указать также и проблемы участников данной сферы туристских факторов, а именно внутренние проблемы организаций сферы туризма. Исследование, проведенное Российским экономическим университетом, выявило следующие проблемы характерные для большинства гостиничных, ресторанных и туристских предприятий на российском туристском рынке:

планирование деятельности объектов туриндустрии чаще всего повторяет сценарий развития предыдущего года, в результате чего отсутствуют кардинальные действия по укреплению своего положения при возрастающей конкуренции на рынке;

отсутствие возможности расширенного воспроизводства ресурсов предприятий приводит к обесценению их активов и падению их рыночной стоимости и ценности;

несоответствие цены и качества предоставляемых услуг приводит к низкой конкурентоспособности предоставляемого обслуживания и потере позиций на рынке;

неэффективное и нерациональное использование туристских ресурсов;

низкая производительность труда вызывает недопустимо высокие издержки, отражающиеся на результатах финансовохозяйственной деятельности, снижении рентабельности и ликвидности.В настоящее время государство принимает меры для стимулирования внутреннего и въездного туризма. Правительства РФ приняло концепцию федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма на 20112016 гг. Меры для развития туризма, принимаемые Правительством РФ, хорошо коррелируют с рекомендациями зарубежных экспертов:

необходимо проводитьширокую разъяснительную кампанию по развитию имиджа туризма, чтобы население осознало необходимость развития туризма и создаваемые им преимущества, затрагивающие все слои общества;

условием успешного развития туризма в России является долгосрочное планирование на федеральном уровне, разработка новой национальной политики развития туризма;

серьезное внимание следует уделить проведению маркетинговых мероприятий, особенно продвижению бренда «Россия»;требует усовершенствования национальная статистика, внедрение вспомогательного счета туризма;

ближайшей целью российского правительства должно быть обеспечение максимально возможного равенства в распределении выгод от сферы туризма между всеми регионами и слоями населения;

продвижение идеи ответственности за сохранение природной, социальной и культурной среды.Сегодня, в условиях ослабления российского рубля, существенного подорожания зарубежных направлений для российского выездного туризма, а также недоверия к выездному туристическому рынку после банкротства ряда крупных российских туроператоров, для россиян, особо привлекательным становится внутренний туризм. В конце лета 2014 года рост показателей организованного внутреннего туризма вРоссиисоставил рекордные 25%. Основной целевой аудиторией туристического сектора РФ является средний класс. Теперь же, с учетом падения рубля, представитель среднего класса, тративший на сезонный отдых с семьей за границей 3040% зарплаты, будет вынужден отдать 5560% зарплаты ровно за те же предложения. Это принципиальный момент в политике накопления личного капитала большинства российских граждан. Поэтому можно ожидать, что летом 2015 года спрос на внутренний туризм в России может вырасти на 30% по сравнению споказателями прошлого года. Надо, чтобы Россия стала привлекательным туристским регионом не только как известный в мире центр культуры, не только как страна богатая памятниками истории и природы, но и с точки зрения материальных затрат отдыхающих. Очевидно, что необходимо активно формировать новый привлекательный образ страны как территории комфортной для отдыха и оздоровления. В этой связи серьезное внимание следует уделить проведению маркетинговых мероприятий, особенно продвижению бренда «Россия».Несмотря на то, что индустрии туризма уделяется все большее внимание как со стороны правительства на федеральном и региональном уровнях, так и со стороны бизнеса, потенциальных инвесторов и все большего количества россиян, показатели внутреннего туризма России относительно низкие.По данным ВЦИОМ за период с 2007 по 2013 гг. более половины населения страны, а именно 52–58% россиян во время своего отпуска оставались дома и никуда не выезжали.Слабую активность населения в сфере организованного внутреннего туризма подтверждает и структура продаж турагентства в Москве: 85% заграничные туры и 15% российские. Причиной тому служат существующие проблемы в данной отрасли в отношении средств размещения, транспортной сфере, кадров и маркетинговой составляющей, а также государственного регулирования. По мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, необходимо подтолкнуть туроператоров к тому, чтобы они больше работали на направлениях внутреннего туризма. Министерство внесло в правительство предложение о более существенном разграничении туроператоров на разные категории: туроператоры занимающееся выездным туризмом должны будут нести существенную финансовую ответственность и гарантии. Ну, а для туроператоров занимающихся внутренним туризмом порог входа на рынок будет значительно низким. То есть в сегодняшних условиях необходимо законодательно сделать экономически выгодной для российских туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали дешевые туры по России.Ассоциация туроператоров России считает целесообразным проработать предложения о субсидировании за счет средств федерального бюджета части программ туроператоров, направленных на продвижение туров по России, и предлагает рассмотреть возможность предоставления государственной гарантии туроператорам при кредитовании на развитие деятельности в сфере внутреннего и въездного туризма. Порядок и условия предоставления госгарантии должны быть установлены государством и соблюдать требования российского законодательства, в том числе антимонопольного. По мнению специалистов Федерального агентства по туризму, финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.В целях развития внутреннего туризма и повышения доступности отдыха для малообеспеченных слоев населения Ассоциация туроператоров России предложила стимулировать спрос на внутренний туризм вычетом из подоходного налога россиян 13% от стоимости туристской путевки. Тем самым государство, не производя прямых расходов на субсидии и льготы, сможет оказать реальную поддержку российским курортам и поддержать отечественную индустрию отдыха.В целом правительству нужно разработать концепцию стимулирования операторов, работающих на рынках внутреннего и въездного туризма.Органам местного самоуправления следует подготовить предложения по созданию на своих территориях объектов туристской инфраструктуры с учетом имеющихся достопримечательностей, возможностей муниципального образования и частных инвесторов. Это позволит внести реальный вклад в социальноэкономическое развитие муниципальных образований, будет способствовать притоку инвестиций, увеличению числа рабочих мест, доходов бюджета.Необходимо развивать такие виды туризма, как детскоюношеский, самодеятельный, лечебнооздоровительный, экологический, культурнопознавательный, следует практиковать семейные путешествия по стране, по своему региону.Одним из важных направлений формирования интереса к территориям России может стать этнокультурный туризм. Именно традиции, обычаи, культура народов России могут повысить уровень внутреннего въездного туризма.Исключительно велико социальное, культурновоспитательное и познавательное значение внутреннего туризма для подрастающего поколения. Молодёжь должна знать свой родной край, надо, чтобы путешествия по стране, родному краю духовно обогащали её, радовали, наполняли яркими впечатлениями, чтобы юноши и девушки увидели своими глазами живую историю страны, родного края, накопленную нашими предками веками. Поэтому в современном виде внутренний туризм должен стать курсом истории России, её этнографии, архитектуры, эстетики. Внутренний туризм должен стать массовым. Именно массовость общедоступного внутреннего туризма перекроет его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличит занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Подводя итоги, можно сделать вывод, что внутренний туризм сложное многогранное явление, развитие которого зависит от совокупности множества факторов, начиная от стабильности в мире и заканчивая самосознанием отдельного гражданина России.

Ссылки на источники1.Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. –Минск: Современная школа, 2013. –383 с.2.Здоров, А. Б. Экономика туризма: учебник по специальности "Менеджмент организации" / А. Б. Здоров. –Москва: Финансы и статистика, 2011. –266 с.3.Квартальнов, В. А. Туризм: учебник для образовательных учреждений туристского профиля / В. А. Квартальнов. –Москва: Финансыи статистика, 2012. –335 с.4.Каурова, А. Д. Организация сферы туризма: учебное пособие / А. Д. Каурова. –Москва. –СанктПетербург: Герда, 2011. –368 с.5.Туризм: макроэкономика и микроэкономика / С. А. Быстров, М. Г. Воронцова. –Москва. –Санкт–Петербург: Герда, 2008. –464 с.6.Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие / Д. С. Ушаков. –РостовнаДону: Феникс: МарТ, 2010. –446 с.7.Экономика туризма: учебник / Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. –Москва: Финансы и статистика: ИнфраМ, 2012. –446 с.8.Экономика и предпринимательство в социально–культурном сервисе и туризме: учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. –Москва: ЮНИТИДАНА, 2009. –398 с.9.Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие / Московская академия туристского и гостиничноресторанного бизнеса. –Москва: Кнорус, 2007. –565 с.10.Экономика отрасли: туризм: учебное пособие / Е. А. Замедлина, О. Н. Козырева. –Москва: АльфаМ: ИнфраМ, 2011. –203 с.