Активные методы и формы обучения и их роль в развитии УУД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Н. М. Активные методы и формы обучения и их роль в развитии УУД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 786–790. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85158.htm.
Аннотация. В статье рассматривается развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. На основе активных методов обучения на уроках физики и во внеурочной деятельности умения высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с командой и учителем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семененко Надежда Михайловна,Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томскschool25@tomsk.net

Активные методы и формы обученияиихроль вразвитие УУД

Аннотация. В статьерассматривается развитие личностив системе образованиячерез формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.На основеактивных методов обучения на уроках физики,и во внеурочной деятельности, умениявысказывать своё предположение (версию)и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с командойиучителем.Ключевые слова:УУД, ключевые компетенции, от действия к мысли,УУД,целеполагания,активные методы обучения.

В настоящеевремявРоссииидетпроцессформированияновойдидактическоймоделиобразования. На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения, основанныенареализациидеятельностногоикомпетентностногоподходов. Насовременном уровне развития общества, обучающиеся должны непросто овладеть определенной суммой знаний, умений инавыков, ноиуметь самостоятельно ихдобывать, анализироватьуспешно, использовать для самореализации т.к. главная задача современной школы,раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.Иногда получается, что человек, получивший высокий балл наэкзамене, неможет реализовать свои знания напрактике, т.к. ненаучился работать самостоятельно, применять ихвразных жизненных ситуациях.Перед общеобразовательными учреждениямивстаёт вопрос о том, какой образовательный идеалзакладывать в целеполагание.Это, прежде всего:активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно,умение ориентироватьсяв разных социальных средах, обладание ключевыми компетенциями –поколения развитых самостоятельных личностей.Развитие личностив системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД),ключевых компетенций. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия кмысли.Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоенияновых знаний, умений и компетентностей,т.е.уменияучиться. Достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия, т.е. формирования четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,в группе сверстниковстроить продуктивное взаимодействиес ними и учителем. Этомуспособствуютактивные методы обучения (АМО). Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. АМО опирается в основном на диалог, предполагающий свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А. Вербицкий раскрывает сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процессак развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.М. Новик выделяетотличительные особенности активного обучения:* принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;* достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс,активность должна быть в течение всего занятия;* самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.Постоянное взаимодействие обучающихся и учителя с помощью прямых и обратных связей.Активные методы обучения –это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы,деятельностномподходек обучению,рефлексии. Активное обучениеиспользует такие системы методов, которыенаправленыне на изложениеучителем готовых знаний,а на самостоятельноеовладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.Активные методы обучения базируются на экспериментально установленныхфактах , что в памяти человека запечатлеваетсядо 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, активные методы обученияпозволяют:*обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не подготовленных; *подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя; *установить непрерывный контроль надпроцессом усвоения учебного материала.

Активные методы обучения методы, в которыхактивную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим обучающимся и индивидуальным средствам обучения, как компьютер, рабочая тетрадь или учебник.Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.В настоящее времяяиспользуются в учебновоспитательном процессеметоды активного обучения: проблемный, диалоговый , исследовательский, метод проектов; опорных сигналов, критических ситуаций;

Проблемное обучение—создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.Анализ конкретных ситуаций—один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, развивает способность к анализужизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и найти решение.Семинардискуссияобразуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, обучающиеся учатсявыражать свои мысли в докладах , выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать. Во время семинарадискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.Мозговой штурм. Его цель —организация коллективной мыслительной деятельности по поискунетрадиционных путейрешенияпроблем. Использованиеметодамозгового штурма в учебном процессе позволяет решить:• творческое усвоение школьниками учебного материала;• связь теоретических знаний с практикой;• активизация учебнопознавательной деятельности обучаемых;• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;• формированиеопытаколлективноймыслительнойдеятельности.Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интересобучающихся. Деловая игра —метод имитации ситуаций, моделирующихдеятельность путем игры, по заданным правилам. Одним из ее вариантов являются ролевые игры, в которыхразыгрывается по ролям содержания учебного материала на уроках. В них вовлекаются все обучающиеся класса. Деловая игра позволяет формировать ключевые компетентности учебнопознавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.Метод проектовориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую,предполагает решение какойто проблемыОбучающиеся выполняют проекты: исследовательские,творческие,информационные,практико

ориентированные.

Главная цельпроекта –формированиеключевых компетенций.В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1этап первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия.2этап –контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование ,вопросы. 3этап –формированиеумений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей.Суть активных методов обучения,направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимисязадач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Смолкин А.М. предложил классификацию методов активного обучения, он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебнопознавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационнымэто все способы активизации познавательной деятельности на уроках.Имитационныеметоды делятся наигровыеинеигровые. К игровым относятсяпроведение деловых игр, игрового проектирования , а к неигровым–анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач .Активные формы уроков –это такие формы организации учебновоспитательного процесса, которые способствуютиндивидуальному, групповому, коллективному изучению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучающихся и учителя. Если на уроках используются активные методы, можно добитьсяактивизации учебного процесса, роста его эффективности.Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов.Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебнометодические разработки для самостоятельной работы обучаемых.С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом активных методов обучения–это обучение деятельностьюстановится,развитие личностив системе образованиячерез формирование универсальных учебных действий (УУД)и ключевых компетенций.

Ссылки на источники1.Бабанский Ю.К.Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. РостовнаДону, 1986.2.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсуЛ.1993.3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академический проект, 2007. 231 с.4.Методология учебного проекта” –М.: МИПКРО,2000 год,автор Полат Е.С. ИОСО РАО5.http://reriholga.ucoz.kz/index/aktivnye_metody_obuchenija/02076.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/90822/1/?diplomaktivnyiemetodyiobucheniya7.http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Aktivnyemetodyobuchenija/Aktivnyemetodyobuchenija.html8.http://library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/359/u_course.pdf9.http://www.moiuniversitet.ru/list/ecourses/listmod10.http://libsib.ru/pedagogika/protsessobucheniya/metodiobucheniya