Сравнительный анализ отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева Е. Е., Телегина А. С. Сравнительный анализ отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 801–805. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85161.htm.
Аннотация. Статья посвящена сравнению отношения родителей к единственным, старшим, средним и младшим детям. На основе выводов эксперимента авторы предлагают проект коррекционной программы, направленной на улучшение отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеева Елена Евгеньевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургAlekseevaEE28@yandex.ru

Телегина Анна Сергеевна,бакалавр педагогики кафедры возрастной психологии и педагогики семьи ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», г. СанктПетербургteleginaanya@bk.ru

Сравнительный анализ отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения

Аннотация.Статья посвящена сравнению отношения родителей к единственным, старшим, средним и младшим детям. На основе выводов эксперимента авторы предлагают проект коррекционной программы, направленной на улучшение отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения. Ключевые слова: отношение, родительское отношение, порядок рождения.

Сегодня в стремительно изменяющемся мире гармоничные взаимоотношения между членамисемьи, в том числе между родителями и детьми играют огромную роль. Порядокрождения ребёнка может являться значимым фактором, обуславливающимособенности родительскодетских отношений. Изначально исследования, связанные с порядкомрождения ребёнка проводились в русле психоаналитической концепции. Уделялось внимание количествуи полусиблингов(кровных братьев и сестёр), промежуткам между рождением детей; обсуждалось, как психологическая позиция сиблинга, характеризуемая этими факторами, влияет на формирование у него отдельных личностных черти на взаимоотношения с людьми во взрослом возрасте.При этом отношение родителей чаще всего рассматривалосьчерез призму отношения матери к ребенку, немногочисленны исследования, в которых предметомизучения является порядок рождения как фактор, влияющий на отношение родителей к детям. Отношение, являясь компонентом общения, имеет психологический смысл в отражениичеловеком окружающей его действительности. Практически во всех определениях понятия «отношение»есть основа, которая задает двойственность родительского отношения: степень любвик ребенкуи его принятиеодновременно с требовательностью и контролем. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором ‬строгость и наказание. Вслед за А.Я. Варга под отношением родителейк детям мы понимаем многомерное образование, включающее интегральное принятие или отвержение ребёнка, степень близости родителя к ребёнку, форму и направление контроля за поведением ребёнка [1].

Необходимость изучения особенностей отношения родителей к единственным, старшим, средним и младшим детям связана с потребностью практики в оказании психологической помощи направленной наулучшениеотношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения, что и составило актуальность нашего исследования.

Цель исследования:проведение сравнительного анализа отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения и разработка проекта коррекционной программы. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:1.Подготовить диагностический комплекс методик для изучения отношения родителей к детями провести методики диагностического комплекса с младшими, средними, старшими и единственными детьми иихродителями.2.Обработать и проанализировать полученные данные с целью изучения отношения родителей к детямв зависимости от порядка их рождения.3.Разработать проект коррекционной программы «Улучшениеотношения родителей к детям в зависимости от порядкаихрождения». Объектисследования: отношение родителей к детям в зависимости от порядка их рождения.

Предмет исследования:порядок рождения как фактор, влияющий на отношение родителей к детям. Гипотеза исследования: существует специфика в отношении родителей к единственным,старшим, средним и младшим детям.Кединственным детям: родители склонны использовать партнёрские отношения, излишне концентрироваться на ребёнке и проявлять излишнюю заботу;к старшим детям: родители склонны к проявлению строгости и подавлению воли;к средним детям: родители склонны избегать конфликтов и подавлять агрессивность;к младшим детям: родители склонны к проявлениям раздражительности.Участники исследования: исследование проводилосьна базе государственного дошкольного образовательного учреждения № 83 общеразвивающего вида Красносельского района города СанктПетербурга. В исследовании принимали участие 82 человека: 42 родителя и 40 детей.Методики исследования:для изучения отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения нами были использованы три методики: адаптация опросника «Семейное интервью» (автор А. И. Захаров) [2],проективная методика «Рисунок семьи»[3], опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (авторы Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет)[4].Статистическая обработка данных проводилась при помощи компьютерной программы SPSS (статистический пакет для социальных наук) (версия 11.5 пакета SPSS for Windows).Былприменён вариант tкритерия: Independed Samples T Test (tкритерий для зависимых выборок) для сравнения средних значений двух выборок и определения статистической значимости их различия [5].РЕЗУЛЬТАТЫНа первом этапе мыанализировали особенности отношения родителей к единственным, старшим, средним и младшим детям. Было выявлено, что родители единственных детей излишне концентрируются на ребёнке: проявляют чрезмерную заботу, подавляют волю, исключают внесемейные влияния.Кроме этого родители единственных детей подавляют агрессивность и сексуальность своего единственного ребёнка, стремятся ускорить его развитие. В отношении средних детей родители используют вербализацию, уклоняются от конфликта, исключают внесемейныевлияния и проявляют чрезмерное вмешательство в мир ребенка.У родителей младших детей была выявлена эмоциональная дистанция по отношению к детям, помимо этого родители отмечали по отношению к младшим детям раздражительность и строгость. Особенностей в отношении родителей к старшим детям обнаружено не было. На втором этапе нами анализировались ответы и рисунки единственных, старших, средних и младших детей для уточнения особенностей отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения. Было обнаружено, что единственные дети чаще, чем другие по порядку рождения дети имели доверительные отношения с матерью и вместе с этим в рисунках отмечали чувство неполноценности в семейной ситуации.Старшие дети считали главным в их семье отца и не боялись наказания с его стороны. Средние дети также как и старшие признавали главенство отца в семье, но боялись в равной степени наказания со стороны матери и отца. В рисунках средних детей чаще, чем в рисунках других по порядку рождения детей отмечалась благоприятная семейная ситуация, что можно интерпретировать и как стремление средних детей к гармоничным семейным отношениям.Младшие дети также как и средние дети боялись в равной степени наказания со стороны матери и отца, но доверяли больше отцу, чем матери. В рисунках младших детей враждебность в семейной ситуации была выражена чаще, чем у других детей по порядку рождения. На третьем этапе мы выявляли достоверные различия между отношением родителей к единственным, младшим, средним и старшим детям. Было обнаружено, что существуют различия по шкале «Партнерские отношения» у родителей к старшим (13,3) и единственным (15,8) детям (p < 0,074) (рис. 1). С единственными детьми родители чаще находилисьв партнерских отношениях, чем со старшими детьми.

Были выявлены различия в отношении родителей к средним и младшим детям по шкале «Уклонение от конфликта». По полученным данным родители в большей степени старалисьизбежать конфликта со средними (12,75) детьми, нежели с младшими (10,5) (p < 0,052) (рис.2).

1212,51313,51414,51515,516парт отнРис 1. Отношение к единственным и старшим детям по шкале "Партнёрские отношения"едст02468101214укл конфлРис. 2. Отношение к средними младшим детям по шкале "Уклонение от конфликта"срмлПомимо этого было выявлено различие в отношении родителей к единственным и младшим детям по шкале «Подавление воли». Родители подавляливолю младшего ребенка в большей степени, (14,7) нежели единственного (12,8) (p<0,075) (рис. 3).



Больше всего различий выло выявлено при сравнении отношения родителей к единственным и средним детям(рис. 4).



Достоверные результаты были получены по двум шкалам «Уклонение от конфликта» и «Подавление агрессивности».Сравнение результатовродителей по шкале«Уклонение от конфликта» показало, что родители чаще идут на компромисс со средними детьми (12,75), чем с единственными (10,7) (p< 0, 071). Сравнение результатов по шкале «Подавление агрессивности» позволило увидеть, что родители исследуемой выборки подавляют в большей степени средних детей (14,6) нежели единственных (12,2) (p<0,068).На четвёртом этапепо результатам констатирующего эксперимента нами был разработан проект коррекционной программы, направленный на улучшение отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения. Задачи коррекционной программы: 1.Разработать памятки для родителей по воспитанию детей в зависимости от порядка их рождения2.Развивать умение родителей разрешать конфликтные ситуации со средними и единственными по порядку рождения детьми.11,51212,51313,51414,515подавл волиРис. 3. Отношение к единственным и младшим детям по шкале "Подавление воли"едмл0246810121416активнконфлзаботаагресРис. 4. Отношение к единственным и средним детям по шкалам "Развитие активности", "Уклонение от …едср3.Обучатьсредних и единственных по порядку рождения детей адекватному реагированию на конфликтные ситуациии выражению агрессивности.4.Оптимизировать отношениеродителей к детямв зависимости от порядка их рождения.Коррекционная программа включает в себя 2 блока:

1 блок психопрофилактическая работа с родителями:психологическое просвещение родителей по поводу особенностей отношения к детям в зависимости от порядка их рождения. Родителям младших, средних, старших и единственных детей предоставлениепамяток в виде семи правил по воспитанию детей в зависимости от порядка их рождения. Семь правил для родителей среднего ребёнка1.Старайтесь обращать больше внимания на среднего ребёнка, он, как никто из детей в этом нуждается.2. Говорите среднему ребёнку о том, что вы его любите, особенно это важно в период, когда в семье появится младший ребёнок.3. Учите среднего ребёнка заботиться о младшем ребёнке.4. Проявите терпение к нарушениям в поведении среднего ребёнка, возможно, что таким образом он хочет обратить ваше внимание на себя.5. Хвалите среднего ребёнка за роль миротворца во взаимоотношениях со старшим и младшим ребёнком. Умение успокоить, поддержать и адаптироваться к различным ситуациям пригодится в жизни.6. Будьте внимательны к внутреннему миру среднего ребёнка, его переживания по поводу того, что его в семье не замечают, могут иметь негативные последствия.7. Позаботьтесь о том, чтобы у среднего ребёнка было своё личное пространство, свои игрушки, своя комната и т.д., ему важно уметь проявлять свою индивидуальность. Семь правил для родителей единственного ребёнка1. Учите своего единственного ребёнка заботиться о других людях.2. Упражняйте единственного ребёнка в терпимости к другим людям, будьте в этом для него примером.3. Учите делиться с другими людьми, испытывая радость от этого. 4. Возлагайте те надежды на своего единственного ребёнка, которые соответствуютего возможностям. 5. Организуйте жизнь единственногоребёнка так, чтобы он вступал в различные контакты с разными детьми.6. Помогите подружиться вашему единственному ребёнку с другим ребёнком.7. Поощряйте активность своего единственного ребёнка, предоставляйте возможности испробовать свои силы, преодолетьпрепятствия и трудности.Семь правил для родителей старшего ребёнка1. Возлагайте на старшего ребёнка только такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями. Отвечать за младшего ‬это для старшего ребёнка слишком большая ответственность, с ней и не всякий родитель справится.2. Помогите старшему ребёнку оставаться ребёнком, а не приобретать раньше времени взрослые черты поведения.3. Говорите старшему ребёнку о том, что вы его любите, особенно ему не хватает ваших подтверждений в любви в период появления в семье младшего ребёнка.4. Исключите излишнюю требовательность, строгость и не подавляйте волю старшего ребёнка, это вызывает у него чувство незащищённости.5. Проявляйте терпение, объясняя неправоту поведения старшего ребёнка; он сам всё поймёт со временем.6. Если заметили отрицательные черты в своём старшем ребёнке, не торопитесь «выходить на тропу войны» с ними, присмотритесь к себе, вполне вероятно, что это ваши недостатки.7. Будьте последовательны при воспитании старшего ребёнка, не бойтесь исправлять допущенные ошибки.Семь правил для родителей младшего ребёнка1. Воспитывайте чувство ответственности у младшего ребёнка, включайте младшего ребёнка в каждодневную жизнь семьи.2. Оберегайте младшего ребёнка от слишком рискованных поступков.3. Старайтесь меньше акцентировать внимание на позиции «младшенького», младший ребёнок умеет извлекать для себя пользу в виде всяческих поблажек; оказывайте ему помощь только в тех случаях, когда она ему необходима.4. Учите младшего ребёнка самостоятельности, умению преодолевать препятствия и обходиться без помощи и поддержки окружающих его близких людей.5. Помогите младшему ребёнку поверить в возможность занять любую позицию, в том числе и лидера в группе сверстников.6. Позаботьтесь о том, чтобы у младшего ребёнка было своё личное пространство, свои игрушки, своя комната и т.д. 7. Научите младшего ребёнка заботиться о комто, кто ещё больше, чем он нуждается в заботе, поручите ему заботиться о престарелых членах семьи, о домашних животных и др.2 блок психокоррекционная работа с родителямии детьми:проведение цикла коррекционных занятий, который расcчитан на 10встреч. Для повышения эффективности работы рекомендуется проводить встречи 12 раза в неделю.1 этап. Работа с родителями:проведение занятий (3 занятия) направленных на умение родителей разрешать конфликты в семье.2 этап. Работа с детьми: проведение занятий со средними и единственными детьми с целью обучениядетей адекватному выражению агрессивности и адекватному реагированию на конфликтные ситуации(3 занятия).3 этап. Работа с детьми и родителями:проведение занятий по оптимизацииотношения родителейк детям в зависимости от порядка их рождения(4 занятия). Выводы: 1.Родители единственных детейизлишне концентрируются наребёнке, проявляют чрезмерную заботу, подавляют волю ребёнка, исключают внесемейные влияния, подавляют агрессивность и сексуальность ребёнка, стремятся ускорить его развитие. У единственных детей выражены доверительные отношения с матерью, вместе с тем единственные дети отмечают чувство неполноценности в семейной ситуации. Отношение родителей к старшим детямформирует у них чувство неполноценности в семье. Родители в отношении средних детейиспользуют вербализацию и уклоняются от конфликта, исключают внесемейные влияния и проявляют чрезмерное вмешательство в мир ребенка.Родители младших детей проявляют раздражительность и строгость. Младшие дети считают отца главным в семье и больше ему доверяют; боятся в равной степени наказания со стороны матери и отца, отмечая враждебность в семейной ситуации.2.Отношение родителей к средним и единственным детям отличается амбивалентным характером. 3.Необходимо проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы,направленной на улучшение отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения, при этом особое внимание необходимо уделять отношению родителей к единственным и средним детям.

Ссылки на источники1.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения:Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 1986.‬С. 6 2.Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. ‬СПб.: Речь, 2008. ‬С. 2182193.Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20214.Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин ‬М., 2001, Т.2., С.1301435.Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. ‬С. 145 153