Система формирования этнической толерантности как основы интеграции подростков-мигрантов в принимающее общество и предупреждения конфликтов с местным населением

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мурашёва С. В. Система формирования этнической толерантности как основы интеграции подростков-мигрантов в принимающее общество и предупреждения конфликтов с местным населением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 796–800. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85160.htm.
Аннотация. Статья посвящена системе работы с подростками-мигрантами, которая будет способствовать их адаптации и интеграции в принимающее общество, предупреждению конфликтов с местным населением. Система включает в себя мотивационно-ценностный, информационно-познавательный и деятельностно-практический компоненты, которые могут быть реализованы в различных формах работы с подростками-мигрантами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мурашёва Светлана Валерьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального управления и конфликтологии социального факультета Орловского государственного университета (ОГУ), г. Орелmurashova.svet@yandex.ru

Системаформированияэтнической толерантности как основы интеграции подростковмигрантов в принимающее общество и предупреждения конфликтов с местным населением

Аннотация. Статья посвящена системе работы с подросткамимигрантами, котораябудет способствовать их адаптации и интеграциив принимающее общество, предупреждению конфликтов с местным населением. Система включает в себя мотивационноценностный, информационнопознавательный и деятельностнопрактический компоненты, которые могут бытьреализованы в различных формах работы с подросткамимигрантами.

Ключевые слова: миграция, интеграция в принимающее общество, социальнопсихологическая напряженность, мигрантофобия, кризис идентичности, вынужденные мигранты, этническая толерантность.

Миграция является одной из важных проблем народонаселения и рассматривается не толькокак простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс,затрагивающий многие стороны социальноэкономической жизни. Весь путь, пройденныйчеловечеством с древнейших времен и до наших дней, непременно сопровождался территориальными перемещениями, переселениями людских масс в поисках лучших условий длясуществования.Со второй половины XX века миграционные процессы обрели поистине глобальные масштабы,охватив все континенты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественнойжизнедеятельности. По данным различных исследований, каждый шестой житель нашей планетыпроживает на территории, не являющейся его исторической родиной. Миграция стала одним изглавных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Как следствие,резко возросла социальнопсихологическая напряженность, особенно в сфере межгрупповых, вчастности межэтнических отношений.По объему миграции наша страна оказалась на третьемместе в мире, после Германии и США, принимая в среднем загод по 781 тысяче мигрантов. Переселение людей в стользначительных масштабах в сочетании с нерешенностьюпроблем жизнеобеспечения значительной части россиянсущественно обостряет социальноэкономическую и политическую ситуацию в стране. Наряду с позитивным влиянием на демографическую обстановку последствия миграционных процессов становятся источниками социальнойнапряженности и дестабилизации экономической и политической сферы[1].К числу проблем, с которыми сталкиваются мигранты на новом месте жительства, относятся нетолько традиционные социальные и юридические аспекты нормативноправового регулированиястатуса, проблемы трудоустройства, жилищного и социальнобытового обустройства мигрантов, но исложнейшие социальнопсихологические проблемы интеграции мигрантов в принимающееобщество. Они представляют собой сложный, многоаспектный и часто длительный процесс,связанный с переживанием мигрантами перемен, культурных различий, изоляции и депривации.В условиях радикальной трансформации и модернизации российского общества социальныеинституты, действующие в сфере регулирования миграционных процессов, в первую очередьориентированы на осуществление функций контроля и надзора, в связи с чем острейшие вопросыпрофилактики конфликтов и интеграции мигрантов в принимающее общество уходят на второйплан. Данное обстоятельство не позволяет находить своевременные и адекватные решенияобозначенных проблем, тем самым существенно снижая уровень адаптированности мигрантов итолерантности принимающего общества.Миграция в сознании российского населения связывается главным образом с жизненными угрозами: экономическими, этнополитическими, социальными. В социальном портрете мигранта, созданном «напуганным»массовым сознанием, присутствует много черт маргинальных слоев населения: безработных, криминальныхлиц, бомжей.Население России «страдает» мигрантофобией,воспринимает миграцию преимущественно как внешнююи иноэтничную по отношению к доминирующему национальному большинству регионов. На этой основенаблюдается отторжение мигрантов основной массойместных жителей.В миграционном потоке в РоссийскуюФедерацию подростки составляют около четвертивсех прибывающих переселенцев. Миграционныепроцессы приводят к возникновению целогокомплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и требуют своегодетального и безотлагательного решения.Важнейшими среди них являются:1.психологические стрессы, связанные свынужденной сменой местажительства (подростки, всилу своей зависимости от взрослых, всегда являютсявынужденными мигрантами) и нарушениемструктуры привычных культурнокоммуникативных,родственносемейных, природнотерриториальных идругих связей;2.кризис идентичности, рассогласование в системеценностей и социальных норм;3.общая неудовлетворенность различнымисторонами жизнедеятельности и самим собой;4.адаптация прибывающих детей и подростков ктребованиям российской системы образования,отсутствие необходимых условий и качестваобразования;5.трудности интеграции в новую для несовершеннолетнегосредуобщения, и как следствие, нередко возникающиесостояния отчужденности и отверженности,тревожности и психической напряженности,агрессивности и повышенной конфликтности и др.[2]Основными психологическими новообразованиями подросткового возрастаявляются: личностное самоопределение,включающее самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию;сознательная регуляция своих поступков;умение учитывать чувства, интересыдругих людей и ориентироваться на них всвоем поведении, проявление «чувствавзрослости».Подростковый период очень важен в развитии «Яконцепции», в формировании самооценкикак основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние напроцесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Необходимопостоянно учитывать самоценность подросткового возраста и, в то же время, постепенно ибезболезненно помогать подросткумигранту социализироваться, достигатьуровнязрелой, социально компетентной личности в новых социокультурных условиях[2].Социальнопсихологические особенности подростков как вынужденных мигрантов проявляются в том, что личность подростка, балансируя между двумя культурами, не овладевает вдолжной мере нормами и ценностями ни одной из них; часто испытывает внутриличностныеконфликты, симптомами которых являются дезорганизованность, неудачливость, отчужденность, недоверчивость, подозрительность, озлобленность, отчаяние, агрессивность; подросткаммигрантам присуще чувство одиночества. Достигнув подросткового возраста, детимигрантысталкиваются с совершенно иной социальной ситуацией: взрослеющие одноклассники все чащеотвергают их, подчеркивая их «инаковость».Это вызывает чувство стыда, ущербностии приниженности, что приводит к ответнойагрессии со стороны детей из семеймигрантов.Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формированиярефлексивного отношения к «своему» и«чужим» этносам, поэтому предупреждениеконфликтов и формирование этническойтолерантности в подростковой среде рассматривается как основа для осуществлениявыбора будущих поколений в пользу мирногососуществования народов[4].Западная традиция изучениямигрантов насчитывает несколько десятков лет. Европейскиеисследователи проявляют активный интерес к сравнительному анализу проблем миграции.Несколько исследовательских групп занимаются этой тематикой в Германии, Нидерландах, Франции.В России интерес ученых к проблемам подростковмигрантов возник около десяти лет назад. Сегодня этиисследования проводятся в Екатеринбурге, Ульяновске, СанктПетербурге, Москве. В центре внимания в первую очередь находятся проблемы интеграции иноэтничных несовершеннолетних, приехавших в Россию.Изменения, которые произошли и происходят в мире, побудили ученых поновому взглянуть намиграционную проблему, причем оценить ее с точки зрения самых различных аспектов.Монографии, статьи в научных журналах дают основание предполагать, что проблемой миграциизанимаются очень серьезно и целенаправленно. В этой области знаний сегодня известны работымногих ученых, среди них Ю.В. Арутюнян, В.С. Айрапетов, А.И. Дробижева, В.Г. Мошняга,В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский, Ш.Т. Тощенкои другие. Социальнопсихологический аспектадаптации русских мигрантов в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой, влияниемиграционных процессов на межнациональные отношения ‬Р.А. Костиным, вопросы социальнойадаптации вынужденных мигрантов раскрывает В.С. Айрапетов[3].В целом большинство работ сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом совершенно отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с интеграцией, поддержкой и защитой детеймигрантов. Вэтой связи как исключение выступает научнаяшкола членакорреспондента РАО профессораЕ.В. Бондаревской, где представлен спектр работпо созданию новой отрасли мирового ирегионального образования ‬педагогики работыс детьмимигрантами.Таким образом, проблема внедрения системы работы с подросткамимигрантами по их интеграции в принимающее общество и предупреждению конфликтов с местным населением являетсяактуальной, новой и малоизученной в России. В данном случае не стала исключением и Орловскаяобласть.На миграционную обстановку в Орловской области влияет высокая степень привлекательностирегиона для иностранцев в силу ряда факторов геополитического и социальноэкономическогохарактера, основными из которых являются:• выгодное географическое положение,• благоприятные климатические условия,• близость к столице;• возможности экономического и аграрногопотенциала региона;• наличие большого количества учебных заведений.В Орловской области миграционные процессысостоят из пяти потоков:• межгосударственная миграция,• вынужденная миграция из стран СНГ и Балтии,• межрегиональная миграция,• трудовая миграция из стран СНГ,• внутриобластная миграция.В область не прекращается поток иностранцев. В основном это те, кто желает остаться напостоянное место жительство. За последние 3 года было принято 8 тысяч положительных решений оприобретении иностранцами гражданства Российской Федерации. По состоянию на начало 2014года на территории области постоянно проживают 1700иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 39 % больше по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.В Орловскую область традиционно прибывают мигранты из стран, ранее входивших в составСССР. Среди них преобладают выходцы из Узбекистана, Украины, Молдовы, Армении, Таджикистана,Азербайджанской Республики, Беларуси (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество иностранных граждан, проживающих в Орловской области (начало 2014 года)

На сегодняшний день в России не существует какоголибо подразделения илиотдела, деятельность которого была бы посвящена именно проблемам детеймигрантов какотдельной категории населения. В государственных органах и подведомственных им учрежденияхзанимаются либо мигрантами вообще, либо проблемамидетей в целом. Будучи мигрантами, детимигранты попадают в зону ответственности организаций, занимающихся миграцией (УправленияФедеральной миграционной службы); будучи детьми ‬в зону ответственности организаций, работающих с детьми (Органов управления образованием, Центров социальнойпомощи семье и детям, образовательных учреждений, Комиссий по делам несовершеннолетних,Уполномоченного по делам ребенка и др.). Сталкиваются в своей деятельностис проблемой детеймигрантов также органы здравоохранения, социальной политики, медицинскиеучреждения, учреждения соцзащиты.Учет мигрантов является сложной задачей. Каждая организация, которая занимается работой смигрантами, ведет свою статистику. Однако эти цифры практически невозможно соотнести друг сдругом: данные разных ведомств несопоставимы, даже статистика одного и того же ведомствапорой не сходится с данными, предоставленными годом ранее.Разные организации в соответствии со своими целями ведут учет по разным основаниям.Имеющиеся на сегодняшний момент статистические сведения о миграции представляют собойагрегированную статистику. В лучшем случае представляются данные по регионам. В настоящеевремя практически все статистические сведения в сфере миграции являются недоступными дляаналитики.Над решением проблем детеймигрантов в Орловской области работают многие исполнительные органы государственной власти(Схема 1).

Схема 1. Эксперты, чья деятельность непосредственно связана с разрешением проблем подростковмигрантов в Орловской области

В Центре социальной помощи семье и детям работает служба социальной помощи семьяммигрантов, воспитывающим детей. Эта служба была специально создана для оказания помощимигрантам с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Специалисты Центраоказывают правовую, организационную и социальную поддержку, чтобы облегчить интеграциюсемей мигрантов. Специалисты отмечают, что в своей работе они нередко сталкиваются снегативным отношением общества к мигрантам и с низкой мотивацией семей мигрантов насовместнуюработу со специалистами социальных служб.По заключениям психологов Центра, подросткимигранты испытывают чувство неуверенности, тревожности, изоляции, беспомощности, страха преследования, беспокойства и неопределенности относительно своего будущего.Эксперты из службы социальной помощи семьям мигрантов обратили внимание на проблемыподростковмигрантов, связанные с изучением русского языка в школе, освоением школьной программы, интеграцией в принимающее общество, предупреждением конфликтов с местным населением.В России существует целый перечень нормативныхправовых актов, устанавливающих основы правового положениядетейиностранцев:Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон РФ «О беженцах», Федеральный закон РФ «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию», Федеральный закон РФ «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О гражданствеРоссийской Федерации», Федеральный закон РФ «О правовомположениииностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства вРоссийской Федерации», Федеральный закон РФ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Несмотря на это в Российской Федерации отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий положение детеймигрантов. В российском законодательстве не закреплено понятие «мигранты». Разными нормативными правовыми актами устанавливаются определения «иностранных граждан», «лиц безгражданства» и «ребенка». Таким образом, под понятие «ребенокмигрант» подпадает иностранный гражданин и лицо без гражданства до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).Отсутствие достаточной правовой основы для защиты подростковмигрантов не должно отражаться на их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. При этом принадлежность ребенка к этническомубольшинству или меньшинству играет существенную роль. Дети из семей этнического большинствадружат как между собой, так и с иноэтничными школьниками. Число иноэтничных друзей уподростков зависит от того, сколько иноэтничных детей учится в школе. Иноэтничные школьникистремятся дружить с другими детьмимигрантами. При этом, как правило, не образуютсямоноэтнические коалиции. Школьники выбирают себе друзей с похожим жизненным опытом, вкоторый включается недавний переезд, трудности с изучением языка.В дружеских отношениях в школе формируются представления о самом себе, о своейпринадлежности к определенной группе. Но поскольку в школе редко можно встретить достаточноечисло детей одной национальности, то дети дружат с теми, кто их окружает. Дети формируютпредставления о группе своих друзей в зависимости от того, кто туда попал. Для успешной адаптации и интеграции подростковмигрантов в принимающее общество и предупреждения конфликтов с местным населением в образовательной организации должна быть внедрена следующая система формирования этнической толерантности (Схема 2).



Схема 2. Система формирования этнической толерантности

В зависимости от того, какой компонент будет реализовыватьсяв работе с подросткамимигрантами, предусматриваются различные формы работы.Мотивационноценностный компонентвключаетв себя создание позитивной установки натолерантное отношение к другим личностям, ценностную ориентацию на сохранение собственныхкультурных традиций и уважение к традициям других народов, формирование потребности впредупреждении конфликтов.В рамках мотивационноценностного компонента могут осуществлятьсяследующие формы работы:создание «говорящих стен», «агентства рекламы толерантности и бесконфликтности», проведение«пятиминуток этнотолерантности», занятий клуба «Мы выбираем толерантность», организациявыставок.«Говорящие стены»Цель сформировать у подростков мотивацию толерантного отношения к представителям другой национальности, их культуре, стимулировать возникновение интереса ксобственной национальной культуре.В школах есть места, мимо которых много раз в день проходят учащиеся. На этих местах могут бытьразмещены регулярно обновляемые экспозиции из пословиц, афоризмов, по вопросам терпимогоотношения друг к другу, предупреждения конфликтов. Высказывания создаютэффект установки,направленной на развитие потребности в толерантности и бесконфликтном поведении.Например, высокиймотивационный эффект имеютследующие пословицы и афоризмы:• В чужой монастырь со своим уставом не ходят (русская пословица).• Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено (японская пословица).• Когда находишься в Риме, поступай как римлянин (английская пословица).• В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь(итальянская пословица)

«Агентство рекламы толерантности и бесконфликтности»Цель ‬мотивация толерантного и бесконфликтного поведения с помощью современных формобучения.Учащиеся самостоятельно могут создаватьрекламу принципов толерантного поведения, качеств толерантной личности.

«Пятиминутки этнотолерантности»Цель ‬сформировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, научить находить компромисс в решении конфликтных противоречий, развивать навыки предупреждения конфликтов.«Пятиминутки этнотолерантности» это короткие, регулярные беседы на волнующие учащихся темы, например:

• «Что такое толерантность?»;• «Черты характера толерантного человека»;• «Мы выбираем толерантность»;• «Быть современным быть толерантным!»;• «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?».Выставкаплакатов «Наша истинная национальность ‬это человечество»Цель популяризация идей о необходимости толерантного отношения к представителямдругих национальностей, предупреждения конфликтов между представителями различныхнародов.Для выставки подростками могут подбиратьсяи изготовлятьсяплакаты, демонстрирующиенеобходимость толерантного отношения друг к другу. Клуб «Мы выбираемтолерантность»Цель познакомить подростков и взрослых с понятием «толерантность», выявитьосновные черты толерантной личности, сформировать правильное представление отолерантном поведении (уважении друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разныхнародов, интернационализме, коммуникативной культуре, взаимопонимании), о необходимостипредупреждения конфликтов.Например, врамках заседаний клуба могут проводитьсябеседы на различные темы:• «Толерантность спасет мир»;• «Проблема толерантности в зеркале русских пословиц и поговорок»;• «Мы разные, но мы обогащаем друг друга за счет непохожести»;• «Толерантность как норма человеческого сознания и поведения»;• «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой»;• «Учимся ценить индивидуальность»;• «Эти вредные конфликты» и другие.Информационнопознавательный компонентвключаетв себя знакомство с основными способами предупреждения конфликтов, принципами толерантного поведения, особенностями культуры,традиций, обычаев различных наций и народов.Реализация информационнопознавательного компонента может обеспечиватьсяв процессе проведения дебатов, игрпутешествий в историю культуры стран и народов мира, тренингов и упражнений, деловых игр, классных часов, лекций и бесед с родителями и подростками мигрантами.Дебаты «Обратная сторона толерантности (геноцид, расизм, ксенофобия)»Цель ‬познакомить подростков с различными видами интолерантного поведения по отношению к мигрантам, способствовать формированию у учащихся умения научно аргументировать свою точку зрения.Дебаты представляют собой особую форму дискуссии, которая ведется по определеннымправилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу необходимости толерантного отношения друг к другу, предупреждения конфликтов, пытаясь убедить жюри в своей правоте.В дебатах участвуют 2 команды, одна из которых поддерживает основной тезис, а вторая опровергает его. В командах работают спикеры (основные выступающие) и провокаторы (авторы «провокационных» вопросов). Спикеры начинают обсуждение и отвечают на вопросы провокаторов:ихцель раскрыть тему с разных точек зрения, дать импульс обсуждению.Свое мнение высказывают эксперты, затем в игру вступают члены команд. В итоге все собравшиеся должны прийти к единому, компромиссному решению. В финале представители каждой команды (аналитики) дают общий анализ дебатов, оценивают работу команд. Позиция, высказываемая в ходе дебатов, может не совпадать с личным мнением участников дебатов.Играпутешествие «Палитра языков и культур»Цель ‬знакомство подростков с традициями, обычаями и культурой различных стран и народов мира.Участники игрыпутешествия в историю культуры стран и народов мира могут «побывать» в разныхуголках мира (в тематических гостиных). Пребывание в каждой гостиной ‬это самостоятельнаяигровая развивающая программа, включающая знакомство с особенностями и традициями различных наций и народов. В заключение игрыпутешествия участников организуется веселый яркий спектакль, который объединяет всех персонажей из разных стран.Тренинг «Принадлежность к нескольким культурам»Цель познакомить подростков с трудностями, связанными с осознанием собственнойкультурной и национальной идентичности.Ведущий рассказывает, что многие люди в обществе имеют идентичность, состоящую из элементов нескольких культур. Это может быть проблематично в некоторых ситуациях, но может быть иобогащающим ресурсом. Люди могут испытывать неуверенность в себе и запутаться, в какой культуре они чувствуют себя увереннее. Однако не только мигранты могут чувствовать себя такимобразом. Люди живут в постоянно изменяющемся мире. В той или иной мере они все подверженытрудностям, связанным с осознанием собственной идентичности.Ведущий делит участников на небольшие группы. Задание ‬«найти» человека в России или вдругой стране, известного или неизвестного, который принадлежит сразу к нескольким культурам.Это могут быть те, кого называют сегодня мигрантами в нашей стране, или россияне, принадлежащие к какимлибо субкультурам. Ведущий интересуется: может ли принадлежность сразу к нескольким культурам быть позитивна/негативна для них? Как, по мнению участников, они сами себя ощущают? Как воспринимают их другие люди в обществе?Группы представляют результаты своей работы аудитории. После следует обсуждение:• Как вы думаете, каково это ‬принадлежать сразу к нескольким культурам? Тяготит ли эта принадлежность или нет?• Каким образом принадлежность к несколькимкультурам может быть ресурсом? Может ли этоиспользоваться позитивно? Может ли это дать человекувласть?• Ожидается ли в России от молодых людей, которые принадлежат к нескольким культурам, какиелибо особенные условия для их поведения вобществе? Если да, то какие и почему? Должны ли онисоблюдать поставленные им условия?• Что мы узнали о себе самих?Тренинг «Дети мигрантов ‬на перепутье»Цель познакомить подростков с трудностями, которые могут возникнуть у носителейсразу нескольких культур.Участники делятся на небольшие группы. На чистом листе бумаги проводят черту, деля егонадвое. Ведущий объясняет, что цель данного упражнения ‬обсудить различия между тем, чему ониучатся в школе/обществе, и тем, чему они учатся дома и внутри своей этнической группы. Какпозитивные, так и негативные вещи должны быть упомянуты.Участники представляют результаты своей работы аудитории.После этого на обсуждение выносятся следующие вопросы:• Трудно ли было выполнять это упражнение? Думали ли Вы раньше об этой проблеме? Почемуда/почему нет?• Позитивно ли принадлежать к двум/нескольким культурам? Можете ли Вы привести примеры,иллюстрирующие это?• Каким образом этот ресурс (принадлежность) может использоваться в повседневной жизни?• Почему то, чему мы учимся дома, может отличаться от того, чему мы учимся в школе? Как мыс этим справляемся? Трудно ли справляться с этой разницей?• Каким образом Вы используете свое право выбирать?Упражнение «Паутина предрассудков»Цель познакомить подростков с понятиями «предрассудки», «стереотипы»,продемонстрировать, что чувствует человек, являющийся объектом стереотипов ипредрассудков, выявить спектр предрассудков и стереотипов по отношению к людям разныхнациональностей.В центр садится человек, который вживается в роль того, кому оказали недоверие. Каждыйможет подойти и, обматывая участника клубком ниток, проговорить стереотип, предрассудок,связанный с национальностью, образом жизни, занятием, до тех пор пока тот не сможетпошевелиться. Затем важно спросить, как чувствовал себя человек, сидящий на стуле, и участники, которые «навешивали» стереотипы, предрассудки.В рамках информационного компонента возможно проведение круглых столовна темы:• Подростки и межнациональные конфликты;• Толерантность сегодня: за и против;• Толерантность ‬гармония многообразия и др.Деятельностнопрактическийкомпонентдолжен включатьв себя практическое применениеподростками умений и навыков толерантного поведения, предупреждения конфликтов.Реализация деятельностнопрактического компонентаможет обеспечивалатьсяв процессе проведенияпраздников, фестивалей, семинаровпрактикумов, конкурса презентаций.

Фестиваль «Планета толерантности»Цель воспитание у подростковмиролюбия, потребности и готовности ковзаимодействию с людьми независимо от ихнациональной, социальной, религиознойпринадлежности, взглядов, мировоззрения,стилей мышления и поведения, воспитаниенравственных, эстетических принципов,которые объединяют людей.Гости праздника могут познакомитьсяс обычаяминародов мира. Участники представляют содержательные презентации о странах мира,демонстрируютсцены из жизни народов,песни, танцы, стихотворения. Готовятся стенды и газеты.Праздник «Диалог культур»Цель:• расширить и углубить знания подростков о поликультурности и многонациональности окружающего мира;• создать условия для сохранения у детеймигрантов интеллектуальных и эмоциональныхконтактов сродной культурой;• познакомить подростков с национальными традициями и обычаями других народов;• способствовать воспитанию интернационализма, чувства взаимопомощи другдругу, уважения к людям разных национальностей.В начале мероприятия проводится анонсирование тех культур, которые представлены:русской, узбекской, армянской, таджикской и т.д. Культура ‬это не только еда, одежда и песни. Это иобраз мыслей, и быт, способы общения.Группы подростков ‬представителей какойлибо национальности ‬заранее получаютдомашние задания:• подготовить презентацию об истории своей национальности (дать историческую справку, подобрать изображения флага, герба, продемонстрировать особенности архитектуры, изображение национального костюма, фотографии известных деятелей этой национальности);• приготовить рассказ о национальной кухне, некоторые блюда;• подобрать произведения народноготворчества: стихотворения или песни, пословицы и поговорки, сказки.На этапе знакомства каждая группа представляет сначала визуальный материал, касающийсякакойто одной из национальностей. После представления всех презентаций каждая творческаягруппа получает задание найти общие элементы в представленном материале.На кулинарном этапе следуют рассказы о национальной кухне, представление блюд, угощений.После проводится музыкальный этап, на котором предполагается исполнение народных песен.Например, русскую песню поют все. Песня армянской культуры сначала представляется на родномязыке, а затем следует перевод. Текст узбекской песни раздаетсявсем участникам, и они помогаютее петь основной группе. Предполагается включение всех участников мероприятия в творческоепение.Игровой этап предполагает озвучивание национальных пословиц и поговорок, обсуждение ихвоспитательного смысла, сопоставление пословиц из различных культур.После следует игра «Угадай, какой народ автор сказки».На рефлексивном этапе каждый участник может высказать своё мнение о мероприятии, собственные ощущения от общения с представителями другой национальности.Семинарпрактикум «Толерантность: объединяем усилия»Цель ‬изучить понятие «толерантность», принципы толерантности, определить чертытолерантной личности, обсудить проблемы формирования толерантности и предупрежденияконфликтов у подростков.Семинарпрактикум проводится с привлечением родителеймигрантов, преподавателей школ,педагоговпсихологовЦентра социальной помощи семье и детям. В рамках семинара обсуждаютсяактуальные вопросы необходимости терпимого отношения друг к другу, предупрежденияконфликтов между представителями различных национальностей и местным населением.

Таким образом, необходимо активно внедрять в практику системупо формированию этнической толерантности у подростковмигрантов, котораяспособствует их адаптации и интеграции в принимающее общество и предупреждению конфликтов с местным населением.

Ссылки на источники1.Бауэр Е. А. Научнопрактические основы психологопедагогического сопровождения социальнопсихологической адаптации подростковмигрантов: дис. ... дра псих. наук: 19.00.07 / Е. А. Бауэр. ‬М., 2012. ‬С. 50.2.Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. ‬СПб.: ПраймЕврознак, 2002. ‬С. 138. 3.Положение детей мигрантов в СанктПетербурге. ‬М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. ‬С. 16.4.Гукаленко О. В. Теоретикометодологические основы педагогической поддержки и защиты учащихсямигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. … дра пед. наук: 13.00.01 / О. В. Гукаленко. ‬Ростов н/Д, 2000. ‬С. 3. 5.Егизарьянц А.А. Психологопедагогические условия формирования этнонациональной толерантности подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А. А. Егизарьянц. Армавир, 2005. ‬С.15.