Подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию на Ставрополье в начале XX века
Выпуск:
ART 85172
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агеев
А.
В. Подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию на Ставрополье в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
856–860. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85172.htm.
Аннотация. Показаны основные этапы истории организации педагогических кадров по физическому воспитанию, процессы их становления и развития с учетом региональных особенностей.
Текст статьи
Агеев Алексей Викторович,кандидат исторических наук, доцент кафедры физической культуры, СевероКавказский федеральный университет, г. Ставропольaaw75@rambler.ru
Подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию на Ставропольев начале XX века
Аннотация.Показаны основные этапыистории организации педагогических кадров по физическому воспитанию, процессы их становления и развития с учетом региональных особенностей.Ключевые слова:курсы, история, воспитание, физическая культура, общество.
Уровень развития физической культуры и спорта, их место в жизни людей всегда зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, состояния науки и культуры.Обращение к проблеме изучения и анализа исторических процессов развития физкультурноспортивного движения, приобщения личности к физической культуре в России, в частности, на Ставрополье, а также связи этих процессов с взаимовлияющими факторами (государственная политика, пропаганда, информационная поддержка, методологическое содержание), будет способствовать преемственности социальнокультурного и педагогического опыта.Нарастание революционной борьбы, подъем общественно демократического движения оказывали значительное влияние на распространение физической культуры и спорта. Прогрессивные ученые, педагоги, врачи, общественные деятели настойчиво добиваются улучшения физического воспитания в школах, обогащают своими трудами его научно теоретические основы. Но они не находят должной поддержки в официальных правительственных кругах. Не признается ими и передовая для своего времени система физического образования П.Ф. Лесгафта.
В Новой Российской энциклопедии (2003 г.), имеется справка, сохранившаяся в архивах канцелярии, в которой отмечается, что в масштабах страны ©несколько улучшилась постановка физического воспитания, особенно в средней школе. О руководителях физическими упражнениями существующее мнение не высокое. 60% из них со средним образованием, но не имеющие специального. В основном это военные, члены гимнастических обществ, окончившие курсы за рубежом, или вообще без соответствующей подготовки. И все же одной из главных проблем физического воспитания оставалась нехватка квалифицированных учителей[1]. В крае занятия физическими упражнениями были не доступны широким массам, и в частности учащейся молодежи. Детские спортивные игры в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, Кисловодске под руководством лиц, окончивших курсы физического развития и воспитания детей у профессора П.Ф. Лесгафта в Петербурге, проводившиеся ежедневно в установленное время в период летнего сезона, были доступны лишь малочисленной части детей, имеющих преимущественно состоятельных родителей[2].
В 1912г.,Министерству народного просвещения было выделено 32400 рублей в течение четырех лет на подготовку учителей гимнастики, благодаря чему за пять лет было подготовлено 1330 преподавателей физического воспитания[3].Но вопрос о развитии сети учреждений, призванных готовить преподавателей физической воспитания, сохранял свою остроту. Это притом, что в начале ХХ века расширилась сеть школ городских и сельских.Управление кавказским учебным округом стало больше обращать внимание на подготовку учительских кадров, деятельность которых в итоге сыграла положительную роль в формировании и росте местной интеллигенции.
Летом 1912 г при Ставропольской мужской гимназии по распоряжению попечителя Кавказского учебного округа, организовываются гимнастические курсы для учителей и учительниц Северного Кавказа. Руководителями были назначены преподаватель гимназии Гавелко (гимнастика), и учитель семинарии Беневский (пение и детские игры)[4].
При управлении Кавказского учебного округа с 1 ноября по 31 декабря 1912 г. были организованы курсы для подготовки преподавателей гимнастики в средних учебных заведениях. Успешно окончившие курсы получали свидетельство предоставляющее им право преподавания гимнастики в средних учебных заведениях[5].
В 1914 г. организовываются курсы гимнастики для училищ Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей в г. Ставрополе на базе гимнастического зала первой мужской гимназии[6].
И все же на Ставрополье, Северном Кавказе, и в целом по России развитие физической культуры и спорта было не достаточно востребовано. Об этом свидетельствует отсутствие образовательных кадров в данной сфере в высших и средних учебных заведениях, не было инвентаря и оборудования, не выделялось спецфинансирование для этих целей и т.д. Для удовлетворения потребности в педагогических кадрах Кавказского учебного округа на организованных краткосрочных курсах в Тифлисе, Кутаиси, Эриване, Владикавказе, Ставрополе за 19091911гг. более 500 человек прошли пятинедельное обучение. Общее число специалистов, предназначенных для учебных заведений Северного Кавказа составило 222 человека, квота для Кубанской области 110 человек, Ставропольской губернии 81 человек, терской области 31 человек[7] .
В 1912г. во Владикавказе и Грозном открываются двухнедельные и месячные курсы по подготовке учителей физической культуры. Перед ними была поставлена задача: оказание методической помощи руководителям и руководительницам, знакомых со строем, гимнастическими упражнениями и детскими играми с пением[8].
В первое десятилетие советской власти, на этапе развития нового общественного строя в России получила распространение иная система физической культуры, сообразно отвечающая политическим требованиям общества, составной частью которой она являлась.В послереволюционный период, врачебносанитарный отдел был одной из первых организаций, начавших практически решать вопросы подготовки кадров по физической культуре и разрабатыватьнаучнотеоретические и методические вопросы физического воспитания в стране. Врачебносанитарный отдел Государственной комиссии по народному образованию начал свою деятельность в декабре 1917 г. Позднее, с образованием Народного комиссариата просвещения, он был переименован в школьногигиенический отдел[9] .
Практическое осуществление этих задач проявилось в целом ряде мероприятий, проведенных отделом. Здесь разрабатываются программы курсов подготовки преподавателей физической культуры для школ, намечаются указания по проведению физической культуры в школах и других учреждениях, проводится контроль за их выполнением на местах[10].
Физическая культура рассматривалась как ©неотъемлемая часть общеполитического, культурного воспитания и образования, оздоровления массª, ее рекомендовалось включать в общий план деятельности соответствующих государственных и общественных организаций (профсоюзы, комсомол, школа, здравоохранение, Красная Армия). Работа по физической культуре не должна была обособляться от основной политики просветительской деятельности общественных организаций[11].
В целях увеличения кадров, хоть немного разбирающихся вфизической культуре, с 1го апреля 1925 года организовываются курсы помощников инструкторов, на которых обучалось 45 человек. Срок обучения составил 2,5 месяца.83По окончании обучения под их руководством стало работать 47 кружков, в которых занималось 1500 человек[12].
Изза нехватки отвечающих требованиям социалистической физической культуры специалистов, на Ставрополье вынуждены были прибегать к услугам ©профессионаловª. В 1925 г. президиум учебнотехнической комиссии краевого совета физической культуры постановил: ©Считать возможным допустить в качестве инструкторов по борьбе и тяжелой атлетике бывших профессионалов с непременным условием тщательного контроля над последними, чтобы они не вносили в занятия вредного профессионального уклонаª[13] .Такое разрешение получил Ставропольский совет физической культуры.Переподготовка инструкторов тормозилась недостатком литературы. Своих средств совет физической культурына подписку журналов не имело.
Специалистов в области физической культуры и спортакатастрофически не хватало. Существующие вузы и техникумы по их подготовке не удовлетворяли потребность огромной страны. Принимая во внимание полное отсутствие в г. Ставрополе квалифицированных специалистов советом по физической культуре принимались решения о приглашение таковых из Москвы, а также других крупных центров.
Подготовка и переподготовка физкультурных кадров к 40ым годам не утратила своего значения. Отсутствие кадров и не квалифицированность их по прежнемуограничивали рост массового физкультурного движения и повышения уровня занимающихся. Среди инструкторов и преподавателей порой были случайные люди, особенно в школах и на курортах.За изучаемый период на Ставрополье существовало множество курсов по подготовке и переподготовке физкультурных кадров. Сюда входили курсы:
для подготовки физоргов для колхозов;
школа тренеров по отдельным видам спорта;
курсы инструкторов по отдельным видам спорта;
курсы физоргов женщин для физкультурных коллективов горянок;
курсы обороны по переподготовке преподавателей физкультуры;
курсы для подготовки физоргов в МТС;
курсы для подготовки физкультурных коллективов из числа комсомольцев, мобилизованных по постановлению ЦК;
курсы для низовых коллективов в русских районах СевероКавказского края;
для низовых коллективов в совхозах и городах;
по лечебной физкультуре;
вечерние школы по повышению квалифицированных инструкторов без отрыва от производства[14].
За период 1944 г., различными физкультурными организациями края принято на работу 57 инвалидов Великой Отечественной войны, в основном на руководящие должности. В 1943 г., работали 30 инвалидов в учебных заведениях края[15].
Подавляющее большинство военруков нуждалось в значительной помощи по вопросам теории и методики физического воспитания. Особое значение приобретал вопрос повышения квалификации военруков по военнофизической подготовке. Однако эта работа по существу не была организована. Причиной тому была и большая текучесть. В большинстве учебных заведениях края военруки сменились 34 раза, а в некоторых школах 57 раз. Очевидно, что при таком положении, организовать учебу военруков было невозможно[16].
Через курсовые мероприятия различных ведомств края в 1943 г. было подготовлено 415 общественных инструкторов ГТО, 235 инструкторов по рукопашному бою и маршевой подготовке, 60 помощников инструкторов по лечебной физкультуре.Инструктора по комплексу ГТО готовились в основном для неполных средних и средних школ края, инструктора рукопашного боя и маршевой подготовки для учебных подразделений Всевобуча. Закреплено было на работе в физкультурных коллективах организаций, госпиталей, школах и подразделений Всевобуча 643 общественных инструктора[17]. В деле подготовки общественных инструкторов физкультуры в 1943 г. совершенно не были организованы курсы подготовки председателей советов физкультуры, инструкторов по отдельным видам спорта и спортивных судей. В результате немалую роль в слабой спортивносекционной работе, проведении плохо организованных спортивных соревнований сыграл именно факт недостатка в общественных тренерах и судьях по видам спорта. Занятость имеющихся квалифицированных судей по спорту не давало возможности их использования в качестве преподавателей на семинарах по подготовке судей. Более того, все квалифицированные судьи одновременно являлись руководящими физкультурными работниками края и преподавателями вузов. В 1943 г. наблюдалась слабая подготовка общественных инструкторов физкультуры, отсутствие организованных курсов подготовки председателей советов физкультуры, инструкторов по отдельным видам спорта и спортивных судей. В результате немалую роль в слабой спортивносекционной работе, проведении плохо организованных спортивных соревнований сыграл именно факт недостатка в общественных тренерах и судьях по видам спорта. Отсутствовала в крае и литература по судейству и правилам соревнований по видам спорта. И тем не менее к концу 1943 г. были получены правила соревнований по волейболу, баскетболу, вольной борьбе. По неполным данным в крае находилось 103 судьи по видам спорта, из них только 19 первой и второй категории[18] .
Отсутствие хорошо налаженной физкультурноспортивной деятельности в коллективах являлось результатом организационных недостатков, некомпетентности и бессистемности работы физкультурных работников состав, которых постоянно менялся.Процесс становления и развития педагогических кадров физического воспитания в Ставропольском крае, несмотря на общий прогрессивный характер, можно охарактеризовать как сложный и противоречивый.Прогрессивным явилось формирование местного центра подготовки специалистов по физической культуре с высшей квалификацией. Так в1947 г. Министерством просвещения Российской Федерации в Ставропольском государственном педагогическом институте был открытфакультет по подготовке учителей физической культуры.Формирование местного центра подготовки специалистов высшей квалификации значительно улучшило впоследствии обеспечение физического воспитания Ставропольцев.Историкопедагогическое исследование процесса становления и развития физкультурноспортивного движения обусловлено специфическими социокультурными условиями исторического развития России. Наша страна прошла неординарный путь. Особенностями этого пути является постоянная политическая, идеологическая, социальноэкономическая нестабильность, погруженность России в состояние войн, разрухи и долгих восстановительных периодов.Между тем, Россией накоплен огромный опыт организации и развития массового физкультурноспортивного движения. Наиболее значимые исторические пути приобщения к физической культуре в России были связаны не только с организациейсамостоятельнойи инициированной государством физкультурноспортивной деятельностью вклубахи спортивных обществах, но и с поиском оптимальных программ физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Это отражалось в создании разнообразных школ и методов физического воспитания. Объективная оценка опыта прошлого с позиций современного научного знания позволит выявить вневременные его (опыта) основания, сохранившие и сохраняющие свое значение в настоящее время. Одним из механизмов наследования иценностнойоценки социальнокультурного и педагогического опыта является традиция, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого[19].
Ссылки на источники1.1.Новая Российская энциклопедия. М., 2003. С.662. 2.2.Мансуров И.И. Указ. соч. С.9.3.Чистяков А.Л. Возникновение и пути становления спортивных обществ и клубов в Российской Империи (социальнопедагогический аспект): Дисс. …канд.пед.наук, Малаховка,1999. Л.984.ГАСК.Ф.15.Оп.2.Д.3269.Л.19.5.Там же.Оп.3.Д.80.Л.3.6.Там же.Оп.2.Д.3354.Л.8. 7.Шинбулатов В.М. Профессиональное физкультурное образование в Дагестане: прошлое, настоящее, будущее //Теория и практика физической культуры.Махачкала, 1997, №1.С.20.8.Горские ведомости. 1912.9.Очерки по истории физической культуры: Сб. / Ред.сост. Ф.И.Самоуков, В.В.Столбов. М., 1967.С.7.10.10.Очерки по истории физической культуры. С.9.; Основные постановления, приказы и инструкции советской физической культуры и спорта 19171957гг. / Сост. И.Г Чудинов.М.,1959. С. 57.11.11.Столбов В.В. История физической культуры М., 1989.С.114.12.12.ГАСК. Ф.Р.3131. Оп.1. Д.2.Л. 43.13.13.Мансуров И.И.Физкультура и спорт Ставрополья. С.2314.14.ГАСК.Ф.Р. 1852. Оп. 1.Д. 401. Л. 109.15.15.Советский Юг. 1927 от 11, 13 августа.16.Мансуров И.И.Физкультура и спорт Ставрополья.С.30.17.17.Горская беднота. 1932 от 1 июля.18.Кисловодский коммунар. 1932 от 9 июля.19.Волкова И.В. Педагогические основы развития физкультурноспортивного движения в России: Автореф. дра.пед.наук. Нижний Новгород, 2011. 520 с.
Подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию на Ставропольев начале XX века
Аннотация.Показаны основные этапыистории организации педагогических кадров по физическому воспитанию, процессы их становления и развития с учетом региональных особенностей.Ключевые слова:курсы, история, воспитание, физическая культура, общество.
Уровень развития физической культуры и спорта, их место в жизни людей всегда зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, состояния науки и культуры.Обращение к проблеме изучения и анализа исторических процессов развития физкультурноспортивного движения, приобщения личности к физической культуре в России, в частности, на Ставрополье, а также связи этих процессов с взаимовлияющими факторами (государственная политика, пропаганда, информационная поддержка, методологическое содержание), будет способствовать преемственности социальнокультурного и педагогического опыта.Нарастание революционной борьбы, подъем общественно демократического движения оказывали значительное влияние на распространение физической культуры и спорта. Прогрессивные ученые, педагоги, врачи, общественные деятели настойчиво добиваются улучшения физического воспитания в школах, обогащают своими трудами его научно теоретические основы. Но они не находят должной поддержки в официальных правительственных кругах. Не признается ими и передовая для своего времени система физического образования П.Ф. Лесгафта.
В Новой Российской энциклопедии (2003 г.), имеется справка, сохранившаяся в архивах канцелярии, в которой отмечается, что в масштабах страны ©несколько улучшилась постановка физического воспитания, особенно в средней школе. О руководителях физическими упражнениями существующее мнение не высокое. 60% из них со средним образованием, но не имеющие специального. В основном это военные, члены гимнастических обществ, окончившие курсы за рубежом, или вообще без соответствующей подготовки. И все же одной из главных проблем физического воспитания оставалась нехватка квалифицированных учителей[1]. В крае занятия физическими упражнениями были не доступны широким массам, и в частности учащейся молодежи. Детские спортивные игры в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, Кисловодске под руководством лиц, окончивших курсы физического развития и воспитания детей у профессора П.Ф. Лесгафта в Петербурге, проводившиеся ежедневно в установленное время в период летнего сезона, были доступны лишь малочисленной части детей, имеющих преимущественно состоятельных родителей[2].
В 1912г.,Министерству народного просвещения было выделено 32400 рублей в течение четырех лет на подготовку учителей гимнастики, благодаря чему за пять лет было подготовлено 1330 преподавателей физического воспитания[3].Но вопрос о развитии сети учреждений, призванных готовить преподавателей физической воспитания, сохранял свою остроту. Это притом, что в начале ХХ века расширилась сеть школ городских и сельских.Управление кавказским учебным округом стало больше обращать внимание на подготовку учительских кадров, деятельность которых в итоге сыграла положительную роль в формировании и росте местной интеллигенции.
Летом 1912 г при Ставропольской мужской гимназии по распоряжению попечителя Кавказского учебного округа, организовываются гимнастические курсы для учителей и учительниц Северного Кавказа. Руководителями были назначены преподаватель гимназии Гавелко (гимнастика), и учитель семинарии Беневский (пение и детские игры)[4].
При управлении Кавказского учебного округа с 1 ноября по 31 декабря 1912 г. были организованы курсы для подготовки преподавателей гимнастики в средних учебных заведениях. Успешно окончившие курсы получали свидетельство предоставляющее им право преподавания гимнастики в средних учебных заведениях[5].
В 1914 г. организовываются курсы гимнастики для училищ Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей в г. Ставрополе на базе гимнастического зала первой мужской гимназии[6].
И все же на Ставрополье, Северном Кавказе, и в целом по России развитие физической культуры и спорта было не достаточно востребовано. Об этом свидетельствует отсутствие образовательных кадров в данной сфере в высших и средних учебных заведениях, не было инвентаря и оборудования, не выделялось спецфинансирование для этих целей и т.д. Для удовлетворения потребности в педагогических кадрах Кавказского учебного округа на организованных краткосрочных курсах в Тифлисе, Кутаиси, Эриване, Владикавказе, Ставрополе за 19091911гг. более 500 человек прошли пятинедельное обучение. Общее число специалистов, предназначенных для учебных заведений Северного Кавказа составило 222 человека, квота для Кубанской области 110 человек, Ставропольской губернии 81 человек, терской области 31 человек[7] .
В 1912г. во Владикавказе и Грозном открываются двухнедельные и месячные курсы по подготовке учителей физической культуры. Перед ними была поставлена задача: оказание методической помощи руководителям и руководительницам, знакомых со строем, гимнастическими упражнениями и детскими играми с пением[8].
В первое десятилетие советской власти, на этапе развития нового общественного строя в России получила распространение иная система физической культуры, сообразно отвечающая политическим требованиям общества, составной частью которой она являлась.В послереволюционный период, врачебносанитарный отдел был одной из первых организаций, начавших практически решать вопросы подготовки кадров по физической культуре и разрабатыватьнаучнотеоретические и методические вопросы физического воспитания в стране. Врачебносанитарный отдел Государственной комиссии по народному образованию начал свою деятельность в декабре 1917 г. Позднее, с образованием Народного комиссариата просвещения, он был переименован в школьногигиенический отдел[9] .
Практическое осуществление этих задач проявилось в целом ряде мероприятий, проведенных отделом. Здесь разрабатываются программы курсов подготовки преподавателей физической культуры для школ, намечаются указания по проведению физической культуры в школах и других учреждениях, проводится контроль за их выполнением на местах[10].
Физическая культура рассматривалась как ©неотъемлемая часть общеполитического, культурного воспитания и образования, оздоровления массª, ее рекомендовалось включать в общий план деятельности соответствующих государственных и общественных организаций (профсоюзы, комсомол, школа, здравоохранение, Красная Армия). Работа по физической культуре не должна была обособляться от основной политики просветительской деятельности общественных организаций[11].
В целях увеличения кадров, хоть немного разбирающихся вфизической культуре, с 1го апреля 1925 года организовываются курсы помощников инструкторов, на которых обучалось 45 человек. Срок обучения составил 2,5 месяца.83По окончании обучения под их руководством стало работать 47 кружков, в которых занималось 1500 человек[12].
Изза нехватки отвечающих требованиям социалистической физической культуры специалистов, на Ставрополье вынуждены были прибегать к услугам ©профессионаловª. В 1925 г. президиум учебнотехнической комиссии краевого совета физической культуры постановил: ©Считать возможным допустить в качестве инструкторов по борьбе и тяжелой атлетике бывших профессионалов с непременным условием тщательного контроля над последними, чтобы они не вносили в занятия вредного профессионального уклонаª[13] .Такое разрешение получил Ставропольский совет физической культуры.Переподготовка инструкторов тормозилась недостатком литературы. Своих средств совет физической культурына подписку журналов не имело.
Специалистов в области физической культуры и спортакатастрофически не хватало. Существующие вузы и техникумы по их подготовке не удовлетворяли потребность огромной страны. Принимая во внимание полное отсутствие в г. Ставрополе квалифицированных специалистов советом по физической культуре принимались решения о приглашение таковых из Москвы, а также других крупных центров.
Подготовка и переподготовка физкультурных кадров к 40ым годам не утратила своего значения. Отсутствие кадров и не квалифицированность их по прежнемуограничивали рост массового физкультурного движения и повышения уровня занимающихся. Среди инструкторов и преподавателей порой были случайные люди, особенно в школах и на курортах.За изучаемый период на Ставрополье существовало множество курсов по подготовке и переподготовке физкультурных кадров. Сюда входили курсы:
для подготовки физоргов для колхозов;
школа тренеров по отдельным видам спорта;
курсы инструкторов по отдельным видам спорта;
курсы физоргов женщин для физкультурных коллективов горянок;
курсы обороны по переподготовке преподавателей физкультуры;
курсы для подготовки физоргов в МТС;
курсы для подготовки физкультурных коллективов из числа комсомольцев, мобилизованных по постановлению ЦК;
курсы для низовых коллективов в русских районах СевероКавказского края;
для низовых коллективов в совхозах и городах;
по лечебной физкультуре;
вечерние школы по повышению квалифицированных инструкторов без отрыва от производства[14].
За период 1944 г., различными физкультурными организациями края принято на работу 57 инвалидов Великой Отечественной войны, в основном на руководящие должности. В 1943 г., работали 30 инвалидов в учебных заведениях края[15].
Подавляющее большинство военруков нуждалось в значительной помощи по вопросам теории и методики физического воспитания. Особое значение приобретал вопрос повышения квалификации военруков по военнофизической подготовке. Однако эта работа по существу не была организована. Причиной тому была и большая текучесть. В большинстве учебных заведениях края военруки сменились 34 раза, а в некоторых школах 57 раз. Очевидно, что при таком положении, организовать учебу военруков было невозможно[16].
Через курсовые мероприятия различных ведомств края в 1943 г. было подготовлено 415 общественных инструкторов ГТО, 235 инструкторов по рукопашному бою и маршевой подготовке, 60 помощников инструкторов по лечебной физкультуре.Инструктора по комплексу ГТО готовились в основном для неполных средних и средних школ края, инструктора рукопашного боя и маршевой подготовки для учебных подразделений Всевобуча. Закреплено было на работе в физкультурных коллективах организаций, госпиталей, школах и подразделений Всевобуча 643 общественных инструктора[17]. В деле подготовки общественных инструкторов физкультуры в 1943 г. совершенно не были организованы курсы подготовки председателей советов физкультуры, инструкторов по отдельным видам спорта и спортивных судей. В результате немалую роль в слабой спортивносекционной работе, проведении плохо организованных спортивных соревнований сыграл именно факт недостатка в общественных тренерах и судьях по видам спорта. Занятость имеющихся квалифицированных судей по спорту не давало возможности их использования в качестве преподавателей на семинарах по подготовке судей. Более того, все квалифицированные судьи одновременно являлись руководящими физкультурными работниками края и преподавателями вузов. В 1943 г. наблюдалась слабая подготовка общественных инструкторов физкультуры, отсутствие организованных курсов подготовки председателей советов физкультуры, инструкторов по отдельным видам спорта и спортивных судей. В результате немалую роль в слабой спортивносекционной работе, проведении плохо организованных спортивных соревнований сыграл именно факт недостатка в общественных тренерах и судьях по видам спорта. Отсутствовала в крае и литература по судейству и правилам соревнований по видам спорта. И тем не менее к концу 1943 г. были получены правила соревнований по волейболу, баскетболу, вольной борьбе. По неполным данным в крае находилось 103 судьи по видам спорта, из них только 19 первой и второй категории[18] .
Отсутствие хорошо налаженной физкультурноспортивной деятельности в коллективах являлось результатом организационных недостатков, некомпетентности и бессистемности работы физкультурных работников состав, которых постоянно менялся.Процесс становления и развития педагогических кадров физического воспитания в Ставропольском крае, несмотря на общий прогрессивный характер, можно охарактеризовать как сложный и противоречивый.Прогрессивным явилось формирование местного центра подготовки специалистов по физической культуре с высшей квалификацией. Так в1947 г. Министерством просвещения Российской Федерации в Ставропольском государственном педагогическом институте был открытфакультет по подготовке учителей физической культуры.Формирование местного центра подготовки специалистов высшей квалификации значительно улучшило впоследствии обеспечение физического воспитания Ставропольцев.Историкопедагогическое исследование процесса становления и развития физкультурноспортивного движения обусловлено специфическими социокультурными условиями исторического развития России. Наша страна прошла неординарный путь. Особенностями этого пути является постоянная политическая, идеологическая, социальноэкономическая нестабильность, погруженность России в состояние войн, разрухи и долгих восстановительных периодов.Между тем, Россией накоплен огромный опыт организации и развития массового физкультурноспортивного движения. Наиболее значимые исторические пути приобщения к физической культуре в России были связаны не только с организациейсамостоятельнойи инициированной государством физкультурноспортивной деятельностью вклубахи спортивных обществах, но и с поиском оптимальных программ физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Это отражалось в создании разнообразных школ и методов физического воспитания. Объективная оценка опыта прошлого с позиций современного научного знания позволит выявить вневременные его (опыта) основания, сохранившие и сохраняющие свое значение в настоящее время. Одним из механизмов наследования иценностнойоценки социальнокультурного и педагогического опыта является традиция, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого[19].
Ссылки на источники1.1.Новая Российская энциклопедия. М., 2003. С.662. 2.2.Мансуров И.И. Указ. соч. С.9.3.Чистяков А.Л. Возникновение и пути становления спортивных обществ и клубов в Российской Империи (социальнопедагогический аспект): Дисс. …канд.пед.наук, Малаховка,1999. Л.984.ГАСК.Ф.15.Оп.2.Д.3269.Л.19.5.Там же.Оп.3.Д.80.Л.3.6.Там же.Оп.2.Д.3354.Л.8. 7.Шинбулатов В.М. Профессиональное физкультурное образование в Дагестане: прошлое, настоящее, будущее //Теория и практика физической культуры.Махачкала, 1997, №1.С.20.8.Горские ведомости. 1912.9.Очерки по истории физической культуры: Сб. / Ред.сост. Ф.И.Самоуков, В.В.Столбов. М., 1967.С.7.10.10.Очерки по истории физической культуры. С.9.; Основные постановления, приказы и инструкции советской физической культуры и спорта 19171957гг. / Сост. И.Г Чудинов.М.,1959. С. 57.11.11.Столбов В.В. История физической культуры М., 1989.С.114.12.12.ГАСК. Ф.Р.3131. Оп.1. Д.2.Л. 43.13.13.Мансуров И.И.Физкультура и спорт Ставрополья. С.2314.14.ГАСК.Ф.Р. 1852. Оп. 1.Д. 401. Л. 109.15.15.Советский Юг. 1927 от 11, 13 августа.16.Мансуров И.И.Физкультура и спорт Ставрополья.С.30.17.17.Горская беднота. 1932 от 1 июля.18.Кисловодский коммунар. 1932 от 9 июля.19.Волкова И.В. Педагогические основы развития физкультурноспортивного движения в России: Автореф. дра.пед.наук. Нижний Новгород, 2011. 520 с.