Аутсорсинг как технология муниципальных социальных функций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андрианов А. Ю. Аутсорсинг как технология муниципальных социальных функций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 871–875. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85175.htm.
Аннотация. Представленны аргументы использования современных инструментов на муниципальном уровне. Они могут стать особенно эффективными, поскольку изменения в городской жизни могут происходить намного быстрее, чем соответствующие изменения на региональном или национальном уровне. Аутсорсинг является одним из таких инструментов, использование, которого соответствует задаче достижения эффективности в области социальной сферы услуг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Андрианов Алексей Юрьевич,Кандидат экономических наук, доцент,ВлГУ, г. Владимирnirr1960@mail.ru

Аутсорсинг как технология муниципальных социальных функций

Аннотация.Представленны аргументы использованя современных инструментов на муниципальном уровне. Они могут стать особенно эффективны, поскольку изменения в городской жизни, могут происходить намного быстрее, чем соответствующие изменения на региональном или национальном уровне. Аутсорсинг является одним из таких инструментов, использование, которого соответствует задаче достижения эффективности в области социальной сферы услуг.Ключевые слова:аутсорсинг, эффективность, стратигическое планирование, кластерный, централизованный, децентрализованный подход.

Современные муниципальные образования,стоят перед необходимостью решения сложных проблем, поэтому не случайно, что в деятельность современных муниципалитетов вошли стратегическое планирование, социологические исследования, анализ эффективности бизнес процессов и другие технологии, пришедшие из мира бизнеса. В настоящее время выполнение муниципальными образования социальных функций можно назвать неудовлетворительным. Одной из причин такой ситуации является неэффективное использование в качестве ресурсной базы муниципальной собственности и некачественное самостоятельное хозяйствование. Так, основная часть социальных услуг для населения реализовывается только через муниципальные предприятия или муниципальные учреждения. Т.е. муниципальные образования принимают двоякую роль, становясь автоматическии собственниками, и заказчиками, что формирует определенные сложности в процессе управления отраслями муниципального хозяйства и часто приводит к созданию местных монополий. С одной стороны —в качестве заказчика услуг муниципальные учреждения заинтересованы в том, чтобы экономить бюджетные средства и развивать конкурентную среду в отраслях муниципального хозяйства, а с другой —как собственник, муниципальное учреждение заинтересованно в поддержке муниципального хозяйствующего сектора. Причем, интересы собственника занимают главенствующую позицию в деятельности органов местного самоуправления. .Внедрение в практику муниципального управлениятехнологий аутсорсинга и бенчмаркинга и их использование в методике социального заказа позволяет разрешить ряд проблем, решение которых другими средствами не представляется возможным.Аутсорсинг это организационное решение, состоящее в передаче стороннему подрядчику некоторых бизнесфункций или частей бизнеспроцесса предприятия. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнессистемы в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Аутсорсинг как экономический механизм в сфере бизнеса хорошо изучен и считаетсяодним из достижений менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность компании. Не случайно именно бизнес компании, чья успешность напрямую зависит от эффективности, первыми взяли аутсорсинг на вооружение, особенно активно эту форму используют вновь создаваемые малые и средние предприятия, которым особенно сложно приходится выживать в условиях жесткой конкуренции. Известный американский ученый Питер Дракер считает, что в ближайшее время большинству компаний придется столкнуться с ситуацией, когда40% их сотрудников будут непостоянными или работающими по временным контрактам, или получающими зарплату от контракторов, поставщиков, специалистов по аутсорсингу. В настоящее время наблюдается тенденция широкого использования аутсорсинга во всех отраслях и секторах экономики. Так, участниками и заказчиками лучших в 2002 году аутсорсинговых отношений, по версии журнала «Outsourcing Journal», являлись государственные учреждения, предприятия медицинской промышленности, финансовые компании, разработчики программного обеспечения.Мировой опыт показывает —внедрение аутсорсинга потенциально позволяет сэкономить 10–50% бюджетных средств за счет увеличения конкуренции в секторе заказов. Анализ тенденций развития аутсорсинга показал, что данная технология активноиспользуется в государственных органах различных стран: аутсорсинг выступает как одна из стратегических альтернатив для совершенствования повседневной деятельности государственных организаций. Используя аутсорсинг, государственные органы стремятся в первую очередь повысить эффективность и качество исполнения административных и управленческих процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также высвободить ресурсы и сократить издержки на осуществление отдельных видов работ. Аутсорсинг может стать ответом на вопрос, как обеспечить снижение затрат при сохранении высокого качества выполнения работы. При этом международный опыт свидетельствует, что широкому распространению аутсорсинга препятствуют законодательные ограничения, изменения в политическом курсе, ограниченные бюджетные ресурсы, сопротивление инизкая мотивация самихгосударственных служащих.Существуют следующие подходы к организации аутсорсинга, которые могут быть использованы муниципальными образованиями при реализации социальных функций: Кластерный подход —объединение муниципальных органов для организации совместных действий по аутсорсингу. Управление берут на себя отдельные органы (специализированные агентства в сферах финансов, кадровой политики и т. д.). Преимуществомданного подхода является эффект масштаба, недостатком —сложности управления. Централизованный подход —управление политикой аутсорсинга в рамках единой уполномоченной организации в рамках муниципального образования (управление по осуществлению муниципального заказа продукции и услуг). Преимуществом является единая политика аутсорсинга, недостатком —отсутствие индивидуального подхода и гибкости. Децентрализованный подход —независимое создание индивидуальных стратегий использования аутсорсинга для каждогооргана. Выбор того или иного подхода к проведению аутсорсинга зависит от его целей, условий, затрат. К основным направлениям аутсорсинга можно отнести повышение качества исполнения функций и снижение издержек на исполнение функций.Рассмотрим причины, по которым компании прибегают к аутсорсингу и сравним их с условиями работы муниципальных структур, оказывающих услуги населению. Причинами являются:возрастающее усложнение бизнеспроцессов; стремление получить максимальное качество выполнения бизнесфункций, но при этом сократить собственные издержки; возможность высвободить ресурсы и сосредоточиться на основной деятельности, ее совершенствовании и развитии.Процедуры аутсорсинга позволяют:уменьшить необходимость инвестиций в неосновные фонды; гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения) и др.обеспечить поиск поставщика с заданным уровнем качества;решить проблему недозагруженных производственных мощностей;увеличить скорость прохождения решений в системе управления;сократить численность штата компании; сократить накладные расходы на обучение сотрудников, информационную поддержку и др.; Аутсорсинг выгоден когда[1]:компания принимает стратегическое решение сосредоточить ресурсы на основном виде деятельности;компания переживает период внутренних перемен (реструктуризация, реорганизация, процесс слияния, поглощения). Передача в этот момент части внутренних функций является наиболее безболезненным путем решения задач, стоящих перед организацией;бизнес растет и нагрузки на отдельные функции увеличиваются пропорционально с ним. У компании, использующей аутсорсинг, отпадает необходимость нанимать дополнительный персонал и оборудовать рабочие места.крупные компании часто сталкиваются с тем, что стоимость неосновных бизнеспроцессов становится непропорционально высокой;компания испытывает недовольство тем уровнем сервиса, который оказывают внутренние службы;спрос неравномерен –с помощью аутсорсинга можно справиться с колебаниями производства, переложив на внешнего поставщика часть нагрузки.По данным ряда исследований к настоящему времени в коммерческом секторе уже сложились устойчивые направления, в которых использование аутсорсинга себя хорошо зарекомендовало. Среди них комплексные функции организации (управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика, внедрение и сертификация систем управления качеством), выполнение простейших работ (уборка производственных и офисных помещений, проведение ремонтных работ оборудования, зданий, сооружений, изготовление несложных изделий, заготовок, утилизация устаревшего оборудования, местные перевозки), выполнение периодических работ. Наиболее часто аутсорсингу подлежат информационные технологии, ведение бухгалтерии, расчет заработной платы, административная поддержка, обслуживание корпоративной собственности, организация питания и уборки офиса, служба безопасности.

Ссылки на источники1.В. Вайнштейн. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cioworld.ru/analytics/review/824/ 42k –25. [Датаобращения21.01 2015].