Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бударина К. А., Малик Е. Н. Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 866–870. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85174.htm.
Аннотация. В своей статье авторы рассматривают основные элементы механизма формирования политической и гражданской культуры российской молодежи, факторы, влияющие на уровень политико-правового сознания молодого поколения, а также приведены его основные составляющие. Обоснована роль процесса политической социализации, который закладывает основы базовых знаний, суждений и установок. Авторы акцентируют внимание на условиях и факторах формирования политических предпочтений современной российской молодежи и ее социально-политических ориентаций. Аргументирована значимость этапа обучения в высшей школе в процессе формирования политической и гражданской культуры студенческой молодежи. Актуализированы мероприятия, ориентированные на повышение политической культуры современной молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малик Елена Николаевна,канд. полит. наук, доцент; доценткафедры политологии, государственного и муниципального управления. Российскаяакадемиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орелmalik57elena@mail.ru

Бударина Ксения Александровна,

аспирант 1 курсакафедры политологии, государственного и муниципального управления. Российскаяакадемиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орел

Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи

Аннотация.В своей статье авторы рассматривают основные элементы механизмаформирования политической и гражданской культуры российской молодежи, факторы влияющие на уровень политикоправового сознания молодого поколения, а также приведены его основные составляющие. Обоснована роль процесса политической социализации, которыйзакладывает основы базовых знаний, суждений и установок. Авторы акцентируют внимание на условиях и факторахформирования политическихпредпочтенийсовременной российской молодежи и ее социальнополитическихориентаций. Аргументирована значимость этапа обучения в высшей школе в процессе формирования политической и гражданской культуры студенческой молодежи. Актуализированымероприятия, ориентированныена повышение политическойкультуры современной молодежи.Ключевые слова:политическая культура, гражданская культура, молодежь, политическая социализация, политические ценности, правовые ориентации, студенты.

Современная российская молодежь находится в стадии своего становления и освоения новых социальных ролей. Данная социальнодемографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и карьерные стратегии. Молодежь создает свое собственное политическое полесо своим мировоззрением, системой ценностей,ориентирамииидеалами.Политическаякультура молодых граждан отражает характер и степень политического и гражданскогоразвития данной личности и выступает как ценностное ядро общественной культуры. В данной связи проблема формирования механизма эффективной политической и гражданскойкультуры молодежистала, пожалуй, одной из самых актуальных проблем современного общества, поскольку российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложныхи неопределенныхусловиях политического, социального, экономического и правового развития.Социальнополитическое самоопределение и самореализация молодых гражданформируются в условиях трансформациивсех сфер жизнедеятельности общества. Мы разделяем мнение И.С. Кона, что определенная ступень развития, социальный статус, а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность определяют с одной стороны, способность выполнять те или иные социальные роли, а с другой, набор прав и обязанностей, закрепленный за данным возрастным слоем, определяют их самосознание и уровень притязаний.«Периодизация жизненного пути всегда включает нормативноценностный момент, указывающий на то, какие задачи должен решить индивид, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категории»[1].

Важно отметить, что происходящие в стране политические, экономические, социальныеи мировоззренческие преобразования не могут не оказыватьпреобладающеговоздействияна становление политической и гражданской активностимолодой личности, а такжена еегражданскоправовыеориентации. Таким образом, спецификаполитической культуры молодежи определенаее важнейшими характеристиками—возрастными, социальными, психологическими, нравственноэтическими, физиологическими, биологическими, а также условиямиразвития общества, в которых она формируется как субъект политической жизни.Политическая культура непосредственно оказывает влияние на политическое поведение и развитие политических процессов. На основе приведенной таблицы целесообразно проследить динамику формирования ценностных ориентации граждан, в том числе и молодежи, на различных этапах формирования государственной идеологии. (См. табл.1).Таблица 1Изменениеобщенациональных, идеологических, государственных, гражданских ценностей, целей поколений

Общенациональные ценностиДо 19171917 19611961 1991С 1991ИдеологическиеПравославиеМарксизмленинизмМарксизмленинизмЛиберализм западного образцаГосударственные СамодержавиеДиктатура пролетариатаРуководство КПССДемократия + мягкий тоталитаризмГражданскиеОтечество, народностьИнтернационализмПатриотизм«Общечеловеческие ценности, свободный человек»ЦелиСамодержавная власть династии РомановыхПостроение социализмаВ основном формирование коммунизма Формирование гражданского общества

Следует отметить, что на формирование политической культуры молодого поколения оказывают влияние ряд факторов:

макросреда (государство, классы, нации, культура) и микросреда (институционные общности, неформальные группы, отдельные личности); внутренние (генетически заданные), внешние (целенаправленные воздействия, случайные, спорадические воздействия) и др.Из этого следует заключить, что особенность молодежной политической культуры заключается прежде всего в том, что молодыелюдиготовыодновременно поддерживать и разделять традиции разного характера: вопервых, социалистические, на которых были воспитаны их родители, вовторых, национальные, сохранившиеся генетически;втретьих, традиции интернационального характера, включающие опыт международного общения и мировой культуры. Политическая культура молодежи как совокупность ценностных ориентаций и сформировавшихся позиций, представлена в следующих видах[2]:а)познавательная–молодым людям не хватает знаний о тех или иных политических действиях, призывах, лозунгах, и они не могут в полной мере дать правильную оценку политической идее;б)эффективная–сопричастность молодежи к политическим событиям;в)оценочная–когда для оценки политических действий требуются оценочные критерии.

Важно отметить, что формирование у молодежи политической культуры, гражданственности неразрывно связано с процессом политической социализации, которая закладывает основы базовых знаний, сужденийи представлений личностио политике, власти, государстве и т. д. (См. рис.1).



Рис.1. Основные показателипроцесса социализации молодежи

Процесс трансляции социального и политического опыта новым поколениям происходит в определённых институциональныхформах. Формирование политической культуры в ходе политической социализации начинается с семьи, при этом характер и достоверность пониманиямолодым человеком различных политических явлений и событий в большей степени определяется уровнем политической культуры его родителей и господствующими в семье политическими взглядами и ориентирами. Далее этот процесс продолжается в общеобразовательных и высших учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях из учебников, лекций, СМИ, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова, новостных событийи информации. Далее наступает момент, когда молодой гражданин может самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления. Последующим этапом приобщения молодого гражданина к политической культуре, а, следовательно, новым этапом его политической социализации, может быть участие в тех или иных политических партиях, организациях, движениях, политических процессах, в ходе политического самообразования и других формах деятельности. Успех формирования уровня политической культуры молодежи, по нашему мнению зависит от того, какие политические ценности выступают для нее приоритетными, и при каких обстоятельствахреализуется деятельность агентов и контрагентов политической социализации.Как отмечалось, политическую культуру молодых гражданхарактеризуют ихспецифические политические интересы,предпочтенияи установки. Под политическими интересами молодежи следует понимать те интересы, которые выступают важными в политической сфере и служат источником, побуждением, мотивом к политическимдействиям. Само осознание интересов происходит в процессе сопоставления политического статуса молодых гражданс другими группами или общностями. В структурном отношении политические интересы включают отношение молодежи ко всей совокупности политических отношений в обществе, к властным структурам, оценку их деятельности и практическую деятельность по реализации своих интересов. Учитывая вышесказанное, следует рассмотреть политическиепредпочтениясовременной российской молодежи и ее социальнополитическиеориентации. Среди предпочтений политических интересов и потребностей молодежи можно выделить основные их направления: 1) создание стабильной политической жизни общества для реализации своих жизненных планов (получение образования, трудоустройство, создание семьи и т. п.); 2) реализация прав и свобод молодежи в сочетании с гражданскими обязанностями и ответственностью; 3) обеспечение условий для реализации активной политической позиции; 4) право выдвигать молодежных политических лидеров в высшие структуры власти; 5) обеспечение права на получение достоверной информации о политических событиях, а также права на выступление в СМИ с изложением своих политических позицийи предпочтений; 6) влияниена принимаемые государственные и политические решения, на действия политических лидеров;7) права высказывать свои политические взгляды в полном соответствии с Конституцией страны и т. п.Вместе с тем, специфика формирования политической культуры молодежи обусловлена разрушением в сознании российских граждан ценностей и идеологии советского прошлого и недостаточным уровнем патриотического и гражданского воспитания современной молодежи. Резкий спад в деятельности по формированию духовнонравственных ценностей подрастающего поколения произошел вследствие обострения кризисных явлений в эпоху перестройки и последующих демократических трансформацийв нашей стране. В результате в молодежной среде имеют местоявления деформации нравственных чувств, распространение культа материальных ценностей, преобладание прагматичной расчетливости и символического проявления любви к родной земле и Отечеству, что негативновлияет на духовное и гражданское развитие молодежи. В то же время социально значимые качества такие как:ответственность, толерантность,правосознаниеи патриотизм –прививаются вмолодежной среде достаточно сложнои не всегда целенаправленно.Следует обратить внимание на некий рост индивидуалистических настроений у молодых людей и уклонение от коллективистских начал построения гражданского общества. Кроме того, молодые люди считают, что «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью»лучше, чем «жить как все»

об этом заявили 60% респондентов.Приэтомза последние 14лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась[4].(См. табл. 2). Интересны суждения молодых людей в отношении к свободе. 66% считают, что «свобода –это то, безчего жизнь теряет смысл». Правда, стоит отметить, что у молодых россиян несколько повысилась толерантность к несвободе, если ранее свобода была необходимым компонентом жизни для 71% молодежи, то сейчас этот процент равен 66%

Таблица 2

Отношения представителей молодогопоколения к альтернативным ценностным суждениям, %

Вариант суждений20102014Свобода —то, без чего жизнь человека теряет смысл7166Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня6570Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все6160Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно 5463Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс4951Надо проявлять гуманность, те,кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел 4637От меня мало что зависит. Важно, какая экономическая ситуация будет в стране3530Главное в жизни —материальное благополучие, а свобода второстепенна2934

Таким образом, российская молодежь достаточно практична. Она ценит материальный достаток, работу, стремится во всем положиться на себя. Особенностиментальности современной российской молодежи, во многом определяющиеее сдержанное отношение к любой идеологии и политике в целом, обусловливают ее конкретный выбор, мотивациюполитических предпочтенийиэлекторальные установки.

Учитывая специфику и лабильность сознаниямолодых людей, неустойчивость их политических ориентаций, молодежь необходимо политически воспитывать, чтобы онаосозналазначимость собственного положения в обществе и свою политическую силу.

Представляется важным выделить тенденции формирования политической культуры и гражданственности российской молодежи:Вопервых, молодежь не может спонтанно выработать необходимые качества политической культуры без поддержки со стороны органов государственной власти, а также постоянного влияния и политического воспитания агентов политической социализации;Вовторых, формированиеполитической культурыроссийских граждан, в том числе и молодого поколения, связан с такими политическими процессамикак: реформирование, пост реформирование, модернизация, Втретьих, большая часть молодежи стремится быть вне политики, она неактивна вобщественной деятельностии не видит себя в институтах гражданского общества.

В данной связи, отметимрядбазовых мероприятий, ориентированныхна повышение политической и гражданскойкультуры молодежив условиях трансформации российскогообщества[5]:организация региональныхимежрегиональных, общероссийскихконференций по проблемам совершенствования правовогои политического просвещения граждан, прежде всего молодого поколения; 

создание Интернетпортала по вопросам правовойпропаганды, обучения и воспитания граждан;



организация и проведение социологических исследований по вопросам правовой культурымолодежии отдельных социальных групп;создание на базе вузов «Юридической клиники»;

проведение ежегодной олимпиады среди школьников, учащихся и студентов на лучшее знание федерального и регионального законодательства, нормотворческой базы;

проведение ежегодного конкурса рефератов среди школьников и студентов по различным отраслям политологии, права, государственного управления;

активное привлечение СМИи СМКк работе по правовому и политическому просвещению населения области к организации правовых консультаций с использованием возможностей интернет, телевидения, радио, газет и журналов.

Нельзя не отметитьтот факт, что наиболее активной частью населения выступает студенческаямолодежь, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ее политическая социализация получила позитивную ориентацию. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении студенческой молодежи должны стать воспитание и формирование гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм, установоки ценностей. Именно обучениев высшей школе выступает,на наш взгляд, одним из важных этапов в формировании политикоправовой культуры молодого гражданина.В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях из учебников, лекций, конспектов, СМИ, с реальной жизнью. Здесь речь идет о критический подход к оценке достоверности слова и информации. Следует признать, что «через вторичные институты социализации молодежи –национальная система образования всех уровней, органы государственного управления делами молодежи специальной компетенции, силовые структуры в части привлечения молодежи к государственной службе, политические партии, общественные объединения, имеющие и выполняющие соответствующие уставные цели, и осуществляется основное социальное (государственное) целенаправленное воздействие на процесс социализации молодежи, а следовательно, и реализацию той или иной части государственной молодежной политики»[6].Образование является важнейшим фактором, способствующим формированию личности, имеет решающее значение длясокращения культурного разрыва между различными социальными слоями, что обеспечивает единство и целостность общества. В совершенствовании политическойкультуры молодежи важен не формальный уровень образования и не только знания как таковые. Главенствующую роль здесь играют нравственные и культурные аспекты института образования.

Работа по формированию и повышению уровня политической и гражданскойкультуры молодежи должна вестись постоянно, и являться одним из приоритетов при выстраивании образовательного и воспитательного процесса. Тогда мы будем говорить о построении целостной системы политического образования, правового просвещенияи воспитания российскоймолодежи в духе гражданственностии патриотизма.В заключении следует подчеркнуть, что трансформации социальных практик предъявляют к молодым гражданам новые требования: они должны быть способны не только отстаивать свои права, но и выполнять свои гражданские обязанности.Именно в таких условиях у молодежи должны быть сформированы должные политические и нравственноценностные ориентации, соответствующие формы гражданскогоповедения, высокий уровень политическогосознания, политическойи правовой социализации, способствующие осуществлению социальных и профессиональных ожиданий, направленные на легитимные формы преодоления кризисных состояний российского общества. Политическое образование и политическая культура молодежи во многом определяют ее возможность и способность к реализации своих гражданских прав. Политически культурного человека отличают четкие установки на политические институты и структуры, на нормативную систему, отдельные политические роли, на политических лидеровс учетом их рейтинга и авторитета. Такого человека характеризует устойчиваягражданская и моральнаяпозиция, толерантнаяориентация, сдержанность в поведении, непримиримость к агрессивному невежеству и экстремизму.Содержание и направленность этого процесса во многом определяют дальнейшее участие молодого поколения в преобразованиях и совершенствовании общественной системы России.

Ссылки на источники1.Кон И.С.Психология ранней юности. –М., 1989. –С. 17.2.Карпенко О.М. , Ламанов И.А. Молодежь всовременном политическом процессе в России, М. 2006. –С. 5253.

3.Мельников А.В. Политическое участие молодежи: актуальные проблемы идентификации ценностных предпочтений// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3(33). –С.124.4.Малик Е.Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России.Монография. Орел. –Издательство ОРАГС, 2009. –С.109.5.Меркулов П.А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России (вторая половина XIXв. –начала XXв.). Монография. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС. 2014 –С.106.