Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи
Выпуск:
ART 85174
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бударина
К.
А.,
Малик
Е.
Н. Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
866–870. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85174.htm.
Аннотация. В своей статье авторы рассматривают основные элементы механизма формирования политической и гражданской культуры российской молодежи, факторы, влияющие на уровень политико-правового сознания молодого поколения, а также приведены его основные составляющие. Обоснована роль процесса политической социализации, который закладывает основы базовых знаний, суждений и установок. Авторы акцентируют внимание на условиях и факторах формирования политических предпочтений современной российской молодежи и ее социально-политических ориентаций. Аргументирована значимость этапа обучения в высшей школе в процессе формирования политической и гражданской культуры студенческой молодежи. Актуализированы мероприятия, ориентированные на повышение политической культуры современной молодежи.
Ключевые слова:
молодежь, политическая культура, гражданская культура, политическая социализация, политические ценности, правовые ориентации, студенты.
Текст статьи
Малик Елена Николаевна,канд. полит. наук, доцент; доценткафедры политологии, государственного и муниципального управления. Российскаяакадемиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орелmalik57elena@mail.ru
Бударина Ксения Александровна,
аспирант 1 курсакафедры политологии, государственного и муниципального управления. Российскаяакадемиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орел
Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи
Аннотация.В своей статье авторы рассматривают основные элементы механизмаформирования политической и гражданской культуры российской молодежи, факторы влияющие на уровень политикоправового сознания молодого поколения, а также приведены его основные составляющие. Обоснована роль процесса политической социализации, которыйзакладывает основы базовых знаний, суждений и установок. Авторы акцентируют внимание на условиях и факторахформирования политическихпредпочтенийсовременной российской молодежи и ее социальнополитическихориентаций. Аргументирована значимость этапа обучения в высшей школе в процессе формирования политической и гражданской культуры студенческой молодежи. Актуализированымероприятия, ориентированныена повышение политическойкультуры современной молодежи.Ключевые слова:политическая культура, гражданская культура, молодежь, политическая социализация, политические ценности, правовые ориентации, студенты.
Современная российская молодежь находится в стадии своего становления и освоения новых социальных ролей. Данная социальнодемографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и карьерные стратегии. Молодежь создает свое собственное политическое полесо своим мировоззрением, системой ценностей,ориентирамииидеалами.Политическаякультура молодых граждан отражает характер и степень политического и гражданскогоразвития данной личности и выступает как ценностное ядро общественной культуры. В данной связи проблема формирования механизма эффективной политической и гражданскойкультуры молодежистала, пожалуй, одной из самых актуальных проблем современного общества, поскольку российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложныхи неопределенныхусловиях политического, социального, экономического и правового развития.Социальнополитическое самоопределение и самореализация молодых гражданформируются в условиях трансформациивсех сфер жизнедеятельности общества. Мы разделяем мнение И.С. Кона, что определенная ступень развития, социальный статус, а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность определяют с одной стороны, способность выполнять те или иные социальные роли, а с другой, набор прав и обязанностей, закрепленный за данным возрастным слоем, определяют их самосознание и уровень притязаний.«Периодизация жизненного пути всегда включает нормативноценностный момент, указывающий на то, какие задачи должен решить индивид, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категории»[1].
Важно отметить, что происходящие в стране политические, экономические, социальныеи мировоззренческие преобразования не могут не оказыватьпреобладающеговоздействияна становление политической и гражданской активностимолодой личности, а такжена еегражданскоправовыеориентации. Таким образом, спецификаполитической культуры молодежи определенаее важнейшими характеристиками—возрастными, социальными, психологическими, нравственноэтическими, физиологическими, биологическими, а также условиямиразвития общества, в которых она формируется как субъект политической жизни.Политическая культура непосредственно оказывает влияние на политическое поведение и развитие политических процессов. На основе приведенной таблицы целесообразно проследить динамику формирования ценностных ориентации граждан, в том числе и молодежи, на различных этапах формирования государственной идеологии. (См. табл.1).Таблица 1Изменениеобщенациональных, идеологических, государственных, гражданских ценностей, целей поколений
Общенациональные ценностиДо 19171917 19611961 1991С 1991ИдеологическиеПравославиеМарксизмленинизмМарксизмленинизмЛиберализм западного образцаГосударственные СамодержавиеДиктатура пролетариатаРуководство КПССДемократия + мягкий тоталитаризмГражданскиеОтечество, народностьИнтернационализмПатриотизм«Общечеловеческие ценности, свободный человек»ЦелиСамодержавная власть династии РомановыхПостроение социализмаВ основном формирование коммунизма Формирование гражданского общества
Следует отметить, что на формирование политической культуры молодого поколения оказывают влияние ряд факторов:
макросреда (государство, классы, нации, культура) и микросреда (институционные общности, неформальные группы, отдельные личности); внутренние (генетически заданные), внешние (целенаправленные воздействия, случайные, спорадические воздействия) и др.Из этого следует заключить, что особенность молодежной политической культуры заключается прежде всего в том, что молодыелюдиготовыодновременно поддерживать и разделять традиции разного характера: вопервых, социалистические, на которых были воспитаны их родители, вовторых, национальные, сохранившиеся генетически;втретьих, традиции интернационального характера, включающие опыт международного общения и мировой культуры. Политическая культура молодежи как совокупность ценностных ориентаций и сформировавшихся позиций, представлена в следующих видах[2]:а)познавательная–молодым людям не хватает знаний о тех или иных политических действиях, призывах, лозунгах, и они не могут в полной мере дать правильную оценку политической идее;б)эффективная–сопричастность молодежи к политическим событиям;в)оценочная–когда для оценки политических действий требуются оценочные критерии.
Важно отметить, что формирование у молодежи политической культуры, гражданственности неразрывно связано с процессом политической социализации, которая закладывает основы базовых знаний, сужденийи представлений личностио политике, власти, государстве и т. д. (См. рис.1).
Рис.1. Основные показателипроцесса социализации молодежи
Процесс трансляции социального и политического опыта новым поколениям происходит в определённых институциональныхформах. Формирование политической культуры в ходе политической социализации начинается с семьи, при этом характер и достоверность пониманиямолодым человеком различных политических явлений и событий в большей степени определяется уровнем политической культуры его родителей и господствующими в семье политическими взглядами и ориентирами. Далее этот процесс продолжается в общеобразовательных и высших учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях из учебников, лекций, СМИ, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова, новостных событийи информации. Далее наступает момент, когда молодой гражданин может самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления. Последующим этапом приобщения молодого гражданина к политической культуре, а, следовательно, новым этапом его политической социализации, может быть участие в тех или иных политических партиях, организациях, движениях, политических процессах, в ходе политического самообразования и других формах деятельности. Успех формирования уровня политической культуры молодежи, по нашему мнению зависит от того, какие политические ценности выступают для нее приоритетными, и при каких обстоятельствахреализуется деятельность агентов и контрагентов политической социализации.Как отмечалось, политическую культуру молодых гражданхарактеризуют ихспецифические политические интересы,предпочтенияи установки. Под политическими интересами молодежи следует понимать те интересы, которые выступают важными в политической сфере и служат источником, побуждением, мотивом к политическимдействиям. Само осознание интересов происходит в процессе сопоставления политического статуса молодых гражданс другими группами или общностями. В структурном отношении политические интересы включают отношение молодежи ко всей совокупности политических отношений в обществе, к властным структурам, оценку их деятельности и практическую деятельность по реализации своих интересов. Учитывая вышесказанное, следует рассмотреть политическиепредпочтениясовременной российской молодежи и ее социальнополитическиеориентации. Среди предпочтений политических интересов и потребностей молодежи можно выделить основные их направления: 1) создание стабильной политической жизни общества для реализации своих жизненных планов (получение образования, трудоустройство, создание семьи и т. п.); 2) реализация прав и свобод молодежи в сочетании с гражданскими обязанностями и ответственностью; 3) обеспечение условий для реализации активной политической позиции; 4) право выдвигать молодежных политических лидеров в высшие структуры власти; 5) обеспечение права на получение достоверной информации о политических событиях, а также права на выступление в СМИ с изложением своих политических позицийи предпочтений; 6) влияниена принимаемые государственные и политические решения, на действия политических лидеров;7) права высказывать свои политические взгляды в полном соответствии с Конституцией страны и т. п.Вместе с тем, специфика формирования политической культуры молодежи обусловлена разрушением в сознании российских граждан ценностей и идеологии советского прошлого и недостаточным уровнем патриотического и гражданского воспитания современной молодежи. Резкий спад в деятельности по формированию духовнонравственных ценностей подрастающего поколения произошел вследствие обострения кризисных явлений в эпоху перестройки и последующих демократических трансформацийв нашей стране. В результате в молодежной среде имеют местоявления деформации нравственных чувств, распространение культа материальных ценностей, преобладание прагматичной расчетливости и символического проявления любви к родной земле и Отечеству, что негативновлияет на духовное и гражданское развитие молодежи. В то же время социально значимые качества такие как:ответственность, толерантность,правосознаниеи патриотизм –прививаются вмолодежной среде достаточно сложнои не всегда целенаправленно.Следует обратить внимание на некий рост индивидуалистических настроений у молодых людей и уклонение от коллективистских начал построения гражданского общества. Кроме того, молодые люди считают, что «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью»лучше, чем «жить как все»
об этом заявили 60% респондентов.Приэтомза последние 14лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась[4].(См. табл. 2). Интересны суждения молодых людей в отношении к свободе. 66% считают, что «свобода –это то, безчего жизнь теряет смысл». Правда, стоит отметить, что у молодых россиян несколько повысилась толерантность к несвободе, если ранее свобода была необходимым компонентом жизни для 71% молодежи, то сейчас этот процент равен 66%
Таблица 2
Отношения представителей молодогопоколения к альтернативным ценностным суждениям, %
Вариант суждений20102014Свобода —то, без чего жизнь человека теряет смысл7166Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня6570Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все6160Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно 5463Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс4951Надо проявлять гуманность, те,кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел 4637От меня мало что зависит. Важно, какая экономическая ситуация будет в стране3530Главное в жизни —материальное благополучие, а свобода второстепенна2934
Таким образом, российская молодежь достаточно практична. Она ценит материальный достаток, работу, стремится во всем положиться на себя. Особенностиментальности современной российской молодежи, во многом определяющиеее сдержанное отношение к любой идеологии и политике в целом, обусловливают ее конкретный выбор, мотивациюполитических предпочтенийиэлекторальные установки.
Учитывая специфику и лабильность сознаниямолодых людей, неустойчивость их политических ориентаций, молодежь необходимо политически воспитывать, чтобы онаосозналазначимость собственного положения в обществе и свою политическую силу.
Представляется важным выделить тенденции формирования политической культуры и гражданственности российской молодежи:Вопервых, молодежь не может спонтанно выработать необходимые качества политической культуры без поддержки со стороны органов государственной власти, а также постоянного влияния и политического воспитания агентов политической социализации;Вовторых, формированиеполитической культурыроссийских граждан, в том числе и молодого поколения, связан с такими политическими процессамикак: реформирование, пост реформирование, модернизация, Втретьих, большая часть молодежи стремится быть вне политики, она неактивна вобщественной деятельностии не видит себя в институтах гражданского общества.
В данной связи, отметимрядбазовых мероприятий, ориентированныхна повышение политической и гражданскойкультуры молодежив условиях трансформации российскогообщества[5]:организация региональныхимежрегиональных, общероссийскихконференций по проблемам совершенствования правовогои политического просвещения граждан, прежде всего молодого поколения;
создание Интернетпортала по вопросам правовойпропаганды, обучения и воспитания граждан;
организация и проведение социологических исследований по вопросам правовой культурымолодежии отдельных социальных групп;создание на базе вузов «Юридической клиники»;
проведение ежегодной олимпиады среди школьников, учащихся и студентов на лучшее знание федерального и регионального законодательства, нормотворческой базы;
проведение ежегодного конкурса рефератов среди школьников и студентов по различным отраслям политологии, права, государственного управления;
активное привлечение СМИи СМКк работе по правовому и политическому просвещению населения области к организации правовых консультаций с использованием возможностей интернет, телевидения, радио, газет и журналов.
Нельзя не отметитьтот факт, что наиболее активной частью населения выступает студенческаямолодежь, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ее политическая социализация получила позитивную ориентацию. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении студенческой молодежи должны стать воспитание и формирование гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм, установоки ценностей. Именно обучениев высшей школе выступает,на наш взгляд, одним из важных этапов в формировании политикоправовой культуры молодого гражданина.В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях из учебников, лекций, конспектов, СМИ, с реальной жизнью. Здесь речь идет о критический подход к оценке достоверности слова и информации. Следует признать, что «через вторичные институты социализации молодежи –национальная система образования всех уровней, органы государственного управления делами молодежи специальной компетенции, силовые структуры в части привлечения молодежи к государственной службе, политические партии, общественные объединения, имеющие и выполняющие соответствующие уставные цели, и осуществляется основное социальное (государственное) целенаправленное воздействие на процесс социализации молодежи, а следовательно, и реализацию той или иной части государственной молодежной политики»[6].Образование является важнейшим фактором, способствующим формированию личности, имеет решающее значение длясокращения культурного разрыва между различными социальными слоями, что обеспечивает единство и целостность общества. В совершенствовании политическойкультуры молодежи важен не формальный уровень образования и не только знания как таковые. Главенствующую роль здесь играют нравственные и культурные аспекты института образования.
Работа по формированию и повышению уровня политической и гражданскойкультуры молодежи должна вестись постоянно, и являться одним из приоритетов при выстраивании образовательного и воспитательного процесса. Тогда мы будем говорить о построении целостной системы политического образования, правового просвещенияи воспитания российскоймолодежи в духе гражданственностии патриотизма.В заключении следует подчеркнуть, что трансформации социальных практик предъявляют к молодым гражданам новые требования: они должны быть способны не только отстаивать свои права, но и выполнять свои гражданские обязанности.Именно в таких условиях у молодежи должны быть сформированы должные политические и нравственноценностные ориентации, соответствующие формы гражданскогоповедения, высокий уровень политическогосознания, политическойи правовой социализации, способствующие осуществлению социальных и профессиональных ожиданий, направленные на легитимные формы преодоления кризисных состояний российского общества. Политическое образование и политическая культура молодежи во многом определяют ее возможность и способность к реализации своих гражданских прав. Политически культурного человека отличают четкие установки на политические институты и структуры, на нормативную систему, отдельные политические роли, на политических лидеровс учетом их рейтинга и авторитета. Такого человека характеризует устойчиваягражданская и моральнаяпозиция, толерантнаяориентация, сдержанность в поведении, непримиримость к агрессивному невежеству и экстремизму.Содержание и направленность этого процесса во многом определяют дальнейшее участие молодого поколения в преобразованиях и совершенствовании общественной системы России.
Ссылки на источники1.Кон И.С.Психология ранней юности. –М., 1989. –С. 17.2.Карпенко О.М. , Ламанов И.А. Молодежь всовременном политическом процессе в России, М. 2006. –С. 5253.
3.Мельников А.В. Политическое участие молодежи: актуальные проблемы идентификации ценностных предпочтений// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3(33). –С.124.4.Малик Е.Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России.Монография. Орел. –Издательство ОРАГС, 2009. –С.109.5.Меркулов П.А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России (вторая половина XIXв. –начала XXв.). Монография. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС. 2014 –С.106.
Бударина Ксения Александровна,
аспирант 1 курсакафедры политологии, государственного и муниципального управления. Российскаяакадемиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орел
Специфика механизма формирования политической и гражданской культуры современной российской молодежи
Аннотация.В своей статье авторы рассматривают основные элементы механизмаформирования политической и гражданской культуры российской молодежи, факторы влияющие на уровень политикоправового сознания молодого поколения, а также приведены его основные составляющие. Обоснована роль процесса политической социализации, которыйзакладывает основы базовых знаний, суждений и установок. Авторы акцентируют внимание на условиях и факторахформирования политическихпредпочтенийсовременной российской молодежи и ее социальнополитическихориентаций. Аргументирована значимость этапа обучения в высшей школе в процессе формирования политической и гражданской культуры студенческой молодежи. Актуализированымероприятия, ориентированныена повышение политическойкультуры современной молодежи.Ключевые слова:политическая культура, гражданская культура, молодежь, политическая социализация, политические ценности, правовые ориентации, студенты.
Современная российская молодежь находится в стадии своего становления и освоения новых социальных ролей. Данная социальнодемографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и карьерные стратегии. Молодежь создает свое собственное политическое полесо своим мировоззрением, системой ценностей,ориентирамииидеалами.Политическаякультура молодых граждан отражает характер и степень политического и гражданскогоразвития данной личности и выступает как ценностное ядро общественной культуры. В данной связи проблема формирования механизма эффективной политической и гражданскойкультуры молодежистала, пожалуй, одной из самых актуальных проблем современного общества, поскольку российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложныхи неопределенныхусловиях политического, социального, экономического и правового развития.Социальнополитическое самоопределение и самореализация молодых гражданформируются в условиях трансформациивсех сфер жизнедеятельности общества. Мы разделяем мнение И.С. Кона, что определенная ступень развития, социальный статус, а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность определяют с одной стороны, способность выполнять те или иные социальные роли, а с другой, набор прав и обязанностей, закрепленный за данным возрастным слоем, определяют их самосознание и уровень притязаний.«Периодизация жизненного пути всегда включает нормативноценностный момент, указывающий на то, какие задачи должен решить индивид, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категории»[1].
Важно отметить, что происходящие в стране политические, экономические, социальныеи мировоззренческие преобразования не могут не оказыватьпреобладающеговоздействияна становление политической и гражданской активностимолодой личности, а такжена еегражданскоправовыеориентации. Таким образом, спецификаполитической культуры молодежи определенаее важнейшими характеристиками—возрастными, социальными, психологическими, нравственноэтическими, физиологическими, биологическими, а также условиямиразвития общества, в которых она формируется как субъект политической жизни.Политическая культура непосредственно оказывает влияние на политическое поведение и развитие политических процессов. На основе приведенной таблицы целесообразно проследить динамику формирования ценностных ориентации граждан, в том числе и молодежи, на различных этапах формирования государственной идеологии. (См. табл.1).Таблица 1Изменениеобщенациональных, идеологических, государственных, гражданских ценностей, целей поколений
Общенациональные ценностиДо 19171917 19611961 1991С 1991ИдеологическиеПравославиеМарксизмленинизмМарксизмленинизмЛиберализм западного образцаГосударственные СамодержавиеДиктатура пролетариатаРуководство КПССДемократия + мягкий тоталитаризмГражданскиеОтечество, народностьИнтернационализмПатриотизм«Общечеловеческие ценности, свободный человек»ЦелиСамодержавная власть династии РомановыхПостроение социализмаВ основном формирование коммунизма Формирование гражданского общества
Следует отметить, что на формирование политической культуры молодого поколения оказывают влияние ряд факторов:
макросреда (государство, классы, нации, культура) и микросреда (институционные общности, неформальные группы, отдельные личности); внутренние (генетически заданные), внешние (целенаправленные воздействия, случайные, спорадические воздействия) и др.Из этого следует заключить, что особенность молодежной политической культуры заключается прежде всего в том, что молодыелюдиготовыодновременно поддерживать и разделять традиции разного характера: вопервых, социалистические, на которых были воспитаны их родители, вовторых, национальные, сохранившиеся генетически;втретьих, традиции интернационального характера, включающие опыт международного общения и мировой культуры. Политическая культура молодежи как совокупность ценностных ориентаций и сформировавшихся позиций, представлена в следующих видах[2]:а)познавательная–молодым людям не хватает знаний о тех или иных политических действиях, призывах, лозунгах, и они не могут в полной мере дать правильную оценку политической идее;б)эффективная–сопричастность молодежи к политическим событиям;в)оценочная–когда для оценки политических действий требуются оценочные критерии.
Важно отметить, что формирование у молодежи политической культуры, гражданственности неразрывно связано с процессом политической социализации, которая закладывает основы базовых знаний, сужденийи представлений личностио политике, власти, государстве и т. д. (См. рис.1).
Рис.1. Основные показателипроцесса социализации молодежи
Процесс трансляции социального и политического опыта новым поколениям происходит в определённых институциональныхформах. Формирование политической культуры в ходе политической социализации начинается с семьи, при этом характер и достоверность пониманиямолодым человеком различных политических явлений и событий в большей степени определяется уровнем политической культуры его родителей и господствующими в семье политическими взглядами и ориентирами. Далее этот процесс продолжается в общеобразовательных и высших учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях из учебников, лекций, СМИ, с реальной жизнью. Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова, новостных событийи информации. Далее наступает момент, когда молодой гражданин может самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления. Последующим этапом приобщения молодого гражданина к политической культуре, а, следовательно, новым этапом его политической социализации, может быть участие в тех или иных политических партиях, организациях, движениях, политических процессах, в ходе политического самообразования и других формах деятельности. Успех формирования уровня политической культуры молодежи, по нашему мнению зависит от того, какие политические ценности выступают для нее приоритетными, и при каких обстоятельствахреализуется деятельность агентов и контрагентов политической социализации.Как отмечалось, политическую культуру молодых гражданхарактеризуют ихспецифические политические интересы,предпочтенияи установки. Под политическими интересами молодежи следует понимать те интересы, которые выступают важными в политической сфере и служат источником, побуждением, мотивом к политическимдействиям. Само осознание интересов происходит в процессе сопоставления политического статуса молодых гражданс другими группами или общностями. В структурном отношении политические интересы включают отношение молодежи ко всей совокупности политических отношений в обществе, к властным структурам, оценку их деятельности и практическую деятельность по реализации своих интересов. Учитывая вышесказанное, следует рассмотреть политическиепредпочтениясовременной российской молодежи и ее социальнополитическиеориентации. Среди предпочтений политических интересов и потребностей молодежи можно выделить основные их направления: 1) создание стабильной политической жизни общества для реализации своих жизненных планов (получение образования, трудоустройство, создание семьи и т. п.); 2) реализация прав и свобод молодежи в сочетании с гражданскими обязанностями и ответственностью; 3) обеспечение условий для реализации активной политической позиции; 4) право выдвигать молодежных политических лидеров в высшие структуры власти; 5) обеспечение права на получение достоверной информации о политических событиях, а также права на выступление в СМИ с изложением своих политических позицийи предпочтений; 6) влияниена принимаемые государственные и политические решения, на действия политических лидеров;7) права высказывать свои политические взгляды в полном соответствии с Конституцией страны и т. п.Вместе с тем, специфика формирования политической культуры молодежи обусловлена разрушением в сознании российских граждан ценностей и идеологии советского прошлого и недостаточным уровнем патриотического и гражданского воспитания современной молодежи. Резкий спад в деятельности по формированию духовнонравственных ценностей подрастающего поколения произошел вследствие обострения кризисных явлений в эпоху перестройки и последующих демократических трансформацийв нашей стране. В результате в молодежной среде имеют местоявления деформации нравственных чувств, распространение культа материальных ценностей, преобладание прагматичной расчетливости и символического проявления любви к родной земле и Отечеству, что негативновлияет на духовное и гражданское развитие молодежи. В то же время социально значимые качества такие как:ответственность, толерантность,правосознаниеи патриотизм –прививаются вмолодежной среде достаточно сложнои не всегда целенаправленно.Следует обратить внимание на некий рост индивидуалистических настроений у молодых людей и уклонение от коллективистских начал построения гражданского общества. Кроме того, молодые люди считают, что «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью»лучше, чем «жить как все»
об этом заявили 60% респондентов.Приэтомза последние 14лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась[4].(См. табл. 2). Интересны суждения молодых людей в отношении к свободе. 66% считают, что «свобода –это то, безчего жизнь теряет смысл». Правда, стоит отметить, что у молодых россиян несколько повысилась толерантность к несвободе, если ранее свобода была необходимым компонентом жизни для 71% молодежи, то сейчас этот процент равен 66%
Таблица 2
Отношения представителей молодогопоколения к альтернативным ценностным суждениям, %
Вариант суждений20102014Свобода —то, без чего жизнь человека теряет смысл7166Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня6570Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все6160Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно 5463Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс4951Надо проявлять гуманность, те,кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел 4637От меня мало что зависит. Важно, какая экономическая ситуация будет в стране3530Главное в жизни —материальное благополучие, а свобода второстепенна2934
Таким образом, российская молодежь достаточно практична. Она ценит материальный достаток, работу, стремится во всем положиться на себя. Особенностиментальности современной российской молодежи, во многом определяющиеее сдержанное отношение к любой идеологии и политике в целом, обусловливают ее конкретный выбор, мотивациюполитических предпочтенийиэлекторальные установки.
Учитывая специфику и лабильность сознаниямолодых людей, неустойчивость их политических ориентаций, молодежь необходимо политически воспитывать, чтобы онаосозналазначимость собственного положения в обществе и свою политическую силу.
Представляется важным выделить тенденции формирования политической культуры и гражданственности российской молодежи:Вопервых, молодежь не может спонтанно выработать необходимые качества политической культуры без поддержки со стороны органов государственной власти, а также постоянного влияния и политического воспитания агентов политической социализации;Вовторых, формированиеполитической культурыроссийских граждан, в том числе и молодого поколения, связан с такими политическими процессамикак: реформирование, пост реформирование, модернизация, Втретьих, большая часть молодежи стремится быть вне политики, она неактивна вобщественной деятельностии не видит себя в институтах гражданского общества.
В данной связи, отметимрядбазовых мероприятий, ориентированныхна повышение политической и гражданскойкультуры молодежив условиях трансформации российскогообщества[5]:организация региональныхимежрегиональных, общероссийскихконференций по проблемам совершенствования правовогои политического просвещения граждан, прежде всего молодого поколения;
создание Интернетпортала по вопросам правовойпропаганды, обучения и воспитания граждан;
организация и проведение социологических исследований по вопросам правовой культурымолодежии отдельных социальных групп;создание на базе вузов «Юридической клиники»;
проведение ежегодной олимпиады среди школьников, учащихся и студентов на лучшее знание федерального и регионального законодательства, нормотворческой базы;
проведение ежегодного конкурса рефератов среди школьников и студентов по различным отраслям политологии, права, государственного управления;
активное привлечение СМИи СМКк работе по правовому и политическому просвещению населения области к организации правовых консультаций с использованием возможностей интернет, телевидения, радио, газет и журналов.
Нельзя не отметитьтот факт, что наиболее активной частью населения выступает студенческаямолодежь, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ее политическая социализация получила позитивную ориентацию. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении студенческой молодежи должны стать воспитание и формирование гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании социальных институтов на основе правовых норм, установоки ценностей. Именно обучениев высшей школе выступает,на наш взгляд, одним из важных этапов в формировании политикоправовой культуры молодого гражданина.В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих гуманитарных дисциплин. Постепенно у молодого человека проявляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях из учебников, лекций, конспектов, СМИ, с реальной жизнью. Здесь речь идет о критический подход к оценке достоверности слова и информации. Следует признать, что «через вторичные институты социализации молодежи –национальная система образования всех уровней, органы государственного управления делами молодежи специальной компетенции, силовые структуры в части привлечения молодежи к государственной службе, политические партии, общественные объединения, имеющие и выполняющие соответствующие уставные цели, и осуществляется основное социальное (государственное) целенаправленное воздействие на процесс социализации молодежи, а следовательно, и реализацию той или иной части государственной молодежной политики»[6].Образование является важнейшим фактором, способствующим формированию личности, имеет решающее значение длясокращения культурного разрыва между различными социальными слоями, что обеспечивает единство и целостность общества. В совершенствовании политическойкультуры молодежи важен не формальный уровень образования и не только знания как таковые. Главенствующую роль здесь играют нравственные и культурные аспекты института образования.
Работа по формированию и повышению уровня политической и гражданскойкультуры молодежи должна вестись постоянно, и являться одним из приоритетов при выстраивании образовательного и воспитательного процесса. Тогда мы будем говорить о построении целостной системы политического образования, правового просвещенияи воспитания российскоймолодежи в духе гражданственностии патриотизма.В заключении следует подчеркнуть, что трансформации социальных практик предъявляют к молодым гражданам новые требования: они должны быть способны не только отстаивать свои права, но и выполнять свои гражданские обязанности.Именно в таких условиях у молодежи должны быть сформированы должные политические и нравственноценностные ориентации, соответствующие формы гражданскогоповедения, высокий уровень политическогосознания, политическойи правовой социализации, способствующие осуществлению социальных и профессиональных ожиданий, направленные на легитимные формы преодоления кризисных состояний российского общества. Политическое образование и политическая культура молодежи во многом определяют ее возможность и способность к реализации своих гражданских прав. Политически культурного человека отличают четкие установки на политические институты и структуры, на нормативную систему, отдельные политические роли, на политических лидеровс учетом их рейтинга и авторитета. Такого человека характеризует устойчиваягражданская и моральнаяпозиция, толерантнаяориентация, сдержанность в поведении, непримиримость к агрессивному невежеству и экстремизму.Содержание и направленность этого процесса во многом определяют дальнейшее участие молодого поколения в преобразованиях и совершенствовании общественной системы России.
Ссылки на источники1.Кон И.С.Психология ранней юности. –М., 1989. –С. 17.2.Карпенко О.М. , Ламанов И.А. Молодежь всовременном политическом процессе в России, М. 2006. –С. 5253.
3.Мельников А.В. Политическое участие молодежи: актуальные проблемы идентификации ценностных предпочтений// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3(33). –С.124.4.Малик Е.Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России.Монография. Орел. –Издательство ОРАГС, 2009. –С.109.5.Меркулов П.А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России (вторая половина XIXв. –начала XXв.). Монография. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС. 2014 –С.106.