Горестный ум (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и ее воплощение на русской сцене)

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельникова С. И. Горестный ум (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и ее воплощение на русской сцене) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 926–930. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85186.htm.
Аннотация. Статья посвящена одному из судьбоносных сюжетов в развитии русской литературы и театра. В статье исследована пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте биографии драматурга, а также в контексте ее оценки выдающимися деятелями русской литературы – А. С. Пушкиным, И. А. Гончаровым, А. А. Блоком и другими. В статье выявлены художественные линии, связывающие хрестоматийно известную пьесу с современностью. В финале дана краткая сценическая история комедии «Горе от ума» в России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МельниковаСветлана Ивановна,Доктор искусствоведения, профессор,декан факультета экранных искусств,заведующий кафедрой драматургии и киноведения СанктПетербургского государственного института кино и телевидения, г. СанктПетербургsmelnikova@list.ru

Горестный ум (комедияА.С. Грибоедова«Горе от ума»и ее воплощение на русской сцене)

Аннотация.Статья посвящена одному из судьбоносных сюжетов в развитии русской литературы и театра. В статье исследована пьеса А.С. Грибоедова "Горе от ума" в контексте биографии драматурга, а также в контексте ее оценки выдающимися деятелями русской литературы А.С. Пушкиным, И.А. Гончаровым, А.А. Блоком и другими. В статье выявлены художественные линии, связывающие хрестоматийно известную пьесу с современностью. В финале дана краткая сценическая история комедии "Горе от ума" в России.Ключевые слова:история русской литературы и театра,контекстуальный анализ драматического произведения,сравнительноисторический метод исследования пьесы,связь классической пьесы "Горе от ума" с современностью.

Посвящаетсягодулитературы в России

Пожалуй, не сыщется в России человека, который не знал хотя бы парыстрочек из «Горя от ума» Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часовне наблюдают», «Шел в комнату ‬попал в другую», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»…Стихи из знаменитойкомедииГрибоедова, как предвещалПушкин,«вошли в пословицу» и до сих пор сохраняют неподдельную свежесть.

Комедия «Гореот ума» занимает особое место в истории русской литературы и театра. Ни до, ни после нее Грибоедову не удалось сочинить ничего подобного. Более того, это редкоепроизведение, котороепережило и своего создателя, и первых,и всех последующих критиков (таких, как Пушкин и Белинский, Гончаров и Добролюбов, Достоевский и Блок), не потеряв современности звучания. Думается, секрет кроется в необычной личности самого драматурга, природе его талантаи в обстоятельствах рождения пьесы «Горя от ума».«Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! ‬сокрушалсяПушкин. ‬Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»[1]. Даже Пушкин, современник Грибоедова,сетовал на отсутствие элементарных биографических фактов. Это очень важное обстоятельство, которое долгое время затрудняло понимание истоков творчества великого комедиографа и природу его замысла.Сорок лет назад среди советских литературоведов возник нешуточныйспор по поводу годарождения драматурга.В энциклопедияхуказываются разные даты, причем со знаком вопроса. Загадочное исчезновение документов, пропажадневников и писем породили множество слухов и эффектных версий жизни и смерти Александра Сергеевича Грибоедова. Может быть, именно поэтому в большинстве учебников главы о Грибоедовепрописаны с очевиднымидеологическим нажимом (вольнодумец, декабрист, обличитель). Желание заключить его биографию и судьбу в жесткие рамки концепции привели к созданию скучного одномерного клише. «Полтора школьных века заучивали общественнополезные монологи: о помещике,обменявшем крепостных на собак; о Максиме Петровиче, упавшем наземь перед императрицей; о французике из Бордо и французсконижегородском говоре, иронизировали великие литераторы П.Вайль и А. Генис.За всей этой социальной яростью потерялся истинный, свой голос героя»[2].Кто из школьников по собственной воле станет после этого перечитывать«Горе от ума»?А сделать этостоит. Хотя бы потому,что таинственная, не познаннаясовременникамиипотомками жизнь Грибоедова породила столь же загадочное произведение.Снимдо конца не разобрался Пушкин, в немусомнился Достоевский, затогорячо приветствовал Блок: «Горе от ума…я думаю ‬гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайнаона! И родилась она в какойто сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик… написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных»[3].

Попробуем разобраться с этой поразительной характеристикой, в которой парадоксыобъясненыпарадоксами.Поэт, прозаик и критик Владислав Ходасевич проницательно заметил: «Люди, родившиеся в России приблизительно между 1785 и 1815 годами, развивались необычайно рано и проходили свой жизненный путь с быстротой, которую объяснить отчасти даже и затруднительно»[4]. Эта мысль хотя бы отчасти объясняет феноменальный старт юного Грибоедова: в 11 лет(или около этого)он поступил в московский университет,через три годабыл произведен вкандидаты словесных наук, после чего начал учебу на юридическом факультете, черездва года получив степень кандидата прав. До 1812 года изучалматематику и естественные науки. Он владелфранцузским, немецким, английскими итальянскимязыками. Ивсе этов товремя, когда «все учились понемногу чемунибудь и какнибудь»! Грибоедов ста, таким образом,одним из самых образованных людей своего времени, резковыделившись из общества молодых московских дворян.В университете он полюбил театр:там действовала довольно сильная любительская труппа. Первое его драматическое произведение ‬стихотворная пародия на знаменитую трагедию Озерова «Дмитрий Донской».Грибоедов назвал пьесу«Дмитрий Дрянской» и посвятил сваре между русской и немецкой профессурой. Как писал близкий друг Грибоедова Степан Бегичев, в этой пьеске «много юмора и счастливых стихов»[5]. Но до искусства было покадалеко…Высшую ученую степень Грибоедов не получил ‬наступил1812ыйгод. Он рвался на поле боя, будучи зачисленным корнетомв московский гусарский полк. Мечта его не сбывалась: полк переехалсначала в Казань, в сторонуот военных действий,потомещедальше. Тогда Грибоедов пустился во все тяжкие и лихо гусарил вместе с товарищами. Рассказывали, что однажды, будучи не приглашенным на бал, он ворвался на лошади на второй этаж барского особняка,поразив всех гостей.

Вдругой раз заиграл в церкви, подменив органиста, «Камаринскую»… Хулиганство это было вызвано не столько общим настроением бесшабашного веселья, царившего в полку, скольконедовольством юного Грибоедова, лишенного какой бы то ни было возможности проявить себя. Ему так и не удалось поучаствовать в военной кампании, тогда как его друзья возвращались одни за другим из Европы с рассказами о военных подвигах, повзрослевшие и испытавшие многое.

Ему казалось, что онвыпал из времени, затормозил в нем, тогда как другие пронеслись мимо со скоростью ветра.Так рождался глубокий внутреннийразлад,ощущение бессилия от невозможностисамореализации.В 1817 году Грибоедов был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. В Петербурге для него началась другая жизнь: он сблизился с Чаадаевым, Пушкиным, Кюхельбекером, познакомилсяс издателями, драматургами, актерами. Заразительная театральная атмосфера захватила его, он сочинилнесколько комедий ‬«Молодые супруги» (1815), «Притворная неверность» (1818), в соавторстве с Хмельницким и Шаховским ‬комедию «Своя семья, или замужняя невеста» (1817). Ни одна из этих симпатичных, при этом весьма скромных по художественным результатам пьес не предвещала появления«Горя от ума».«Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств, проницательно замечал Пушкин.

Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургоми с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединенных, неусыпных занятиях»[1]. Жизнь на Востоке подарилаГрибоедову вдохновение для создания шедеврав виде «Горя от ума», чудо в лице юной жены Нины Чавчавадзе и мучительную смерть от рукобезумевших от ярости персов.В течение восьми лет он прожил огромную жизнь, став классиком русской литературы, счастливейшим из мужчин и трагическим героем Истории…«Случайность» «Горя от ума», которуюотметилБлок, заключается не только в том, что пьеса эта стоит совершенным особняком в творчестве самого Грибоедова. Она по многим параметрам отличается и от многих других, также ставших классическими. Вопервых, она написана стихами ‬яркими, сочными, звучными, выдающими московский склад речи той поры. Онихнаписаны книги, их феноменальную запоминаемость до сих пор разгадывают литературоведы.Вовторых, она глубокотеатральна. Недаром российские антрепренеры XIXвека, набирая труппу, «раскладывали»ее на персонажей из «Горяот ума»:еслихватало актеров на каждую из ролей, то можно было открывать сезон и рассчитывать на успех. Значит, драматург точнейшим образом точно угадал и художественно воплотилтеатральные амплуа (герой, героиня, субретка, старикотец, резонер и т.д.). Втретьих, при внешнейклассической простоте и графичности (действие происходит в течение суток, в одном лишь доме Фамусова),«Горе от ума» трактуется совершенно поразному тонкими и талантливыми писателями,поэтами, литераторами,режиссерами, театроведами, читателямии зрителями.Наконец, пьеса очевидно не устаревает. Это ее качество было подмечено еще Гончаровым: «Комедия «Горе от ума» держится какимто особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью отдругих произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могиламистарых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когданибудь и его черед»[6]. Слова эти были сказаны почти 125 лет назад,при этомзвучат сегодня современно, как никогда. Как нипытались многочисленные ревнители литературных стилей вписать «Горе от ума» в пределыкакоголибо направления или течения, так и не смогли: пьеса заметно ширерамок классицизма,романтизма, «мольеризма», реализма и прочих «измов». Вопределении жанра литературоведы и театроведы тоже расходятся: комедия?комедиядрама?драма?трагикомедия? Нет определения, которое бы вобрало в себя богатейшую художественную ткань грибоедовской комедии. «Гореот ума» одна из самых русских пьес. В ней очень сильна национальная основа, выраженная и в речевомукладе, и в самом способе разговора о жизни, и во взгляде на русского человека и его проблемыПо этой пьесе можно восстановить историю дворянского быта начала XIXвека, понять суть взаимоотношений людейтогдашнего общества. «Грибоедовская Москва»

своеобразный сгусток реалий той поры, доведенный талантливым пером Грибоедова до выразительнейшей объемной картины. Драма Чацкого вызревает в московском высшем обществе как противостояние двух разных миров ‬старого и нового. Старый мир посвоему притягателен, он стабилен и уютен: вспомним вальяжного благодушного Фамусова в мягком халате, шуструю служанку Лизу,неспешный уклад барского дома, в который ранним утром врывается Чацкийи в конечном итоге его безжалостно разрушает.Этотмирсочинен изподробностей, живых, узнаваемыхи цепких. Здесь драматически активнывнесценическиеперсонажи, которые оживаютв рассказах персонажей сценических:как же обойтись без мадам Розье и танцмейстера Гильоме, вальяжного вельможиМаксима Петровича и вездесущей княгиниМарьи Алексеевны! Здесьза каждым угадывается биография, тип личности, общественный темперамент.

И не потому бунтует Чацкий, что этот мирскуден,неинтересен или лишенсмысла, апотому, что время его прошло. На пороге ‬другие люди, другие понятия, другие установки, другие взаимоотношения и ценности.По крайней мере, именно так кажется Чацкому. Это момент смены формаций, который всегда переживается крайне болезненно.Чацкий ‬самый загадочный герой пьесы.«Чацкий совсем не умный человек ‬но Грибоедов очень умен»[1], считал Пушкин. Потом, правда, признался: «Может быть, я в ином ошибся»[1]. Но таких мнений немного. У большинства просвещенных читателей Чацкий вызвалсимпатию и искреннее восхищение. Аполлон Григорьев, тонкий и глубоко образованныйкритик, счел Чацкого «возвышенной натурой».Этот герой«ненавидит ложь, зло и тупоумие, как человек вообще, а не как условный «порядочный человек» и смело отличает всякую ложь, хотя бы его и не слушали… Пора отречься от дикого мнения, что Чацкий ‬ДонКихот»[7]. Остроумие героя, его желчный язык напоминаютсамого Грибоедова, который никогда не лез за словом в карман и не щадил своих собеседников. Он предпочиталязвительные шутки, потому что ирония и сарказм давали возможность выразить свое отношение к миру, выдать неприятие его устоев.Чацкий, ворвавшийся в пьесу «с корабля на бал», создаетсобственный темпоритм, заметно ускоряя и преображая действие, которое сего появлениемдвижется стремительно и «толкает» вперед всех персонажей. Он входит в пьесу полным надежд и окрыленным, а выходит опустошенным и разбитым: «Это шекспировский тупик умного, несчастного, глубоко и тонко чувствующего человека»[2]. При этом судьба его не завершена ‬Грибоедов бросает героя в момент жесточайшего кризиса, из которого можно выйти поразному. Читателю и зрителю вслед за режиссеромпостановщиком комедиипредстоит самостоятельно решить судьбу Чацкого. Грибоедовский финал намеренно открыт, и это тоже необычно.Абсолютно новым психологическим и общественным типом предстал в пьесе Молчалин. Именно он представляет собою ту опасную формацию мелких чиновников, которая расплодилась, стремительно размножилась в России в невероятных количествах, практически не модифицировавшись с тех пордо наших дней. Эти люди противостоят Чацкому исподтишка, но всемерно. Изза нихтак трудно проводить любыепреобразования в обществе,в котором сила противодействия столь эффективна.И без них не существует ни одного общества в современном мире, они ‬его оплот, основа, гарантия стабильности. Тогда как Чацкие ‬разрушители, насмешники, будоражащие общественное сознание. Они ‬залог обновления любого общества.Софья, которая находитсяв пьесе междуэтими персонажами,вызывает не менее серьезные расхождения в толкованиях, нежели Чацкий. Пушкин выразился о ней нецензурно (скорее всего, полагаю, от досады на себя за то, что не понял), другие обвиняли ее в душевной и умственной ограниченности, не позволившейей полюбить Чацкого. Третьи, как Гончаров, признавали в ней «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости»[6]и сравнивали ее с пушкинской Татьяной Лариной. В пьесе так много воздуха, она настолько свободна в своем течении, что эти разночтениятолько подтверждают ее гениальность.На все вопросы такого рода будут отвечать читатели итеатр, и окажется, что «Горе от ума» совершенно бездонное произведение.Трагическая гибель Грибоедова оборвала и его жизнь, и его творчество. Остались в истории его «Горе от ума» и дивные вальсы, которые с удовольствием заучивают и исполняют на публичных концертах юные пианисты. Предчувствуя гибель, он просил жену предать земле его прахв Тифлисе, в Грузии. Нина Чавчавадзе похоронила его вмонастыре святого Давида.На памятнике Грибоедову высеченыпронзительные слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»… Пьеса Грибоедова «Горе от ума» была закончена в 1824 году. Фрагменты комедии (целиком ее запретила показывать цензура) были показаныв Петербурге (1829) и Москве (1830), при этомуспеха не имели.Сценическая слава «Горя от ума» началась 5 февраля 1830 года, когда третье действие комедии было сыграно в Петербурге в бенефис актрисы А.М. Каратыгиной, а 26 января 1831 года пьеса была там же поставлена целиком. Цензор А.В. Никитенко сделал запись в своем дневнике: «Эту пьесу играют каждую неделю. Театральная дирекция, говорят, выручила от нее кучу денег. Все места всегда бывают заняты, и уже в два часа накануне представления нельзя достать билета ни в ложи, ни в кресла»[8]. Первоначальный цензурный запрет подогревал интерес к ней просвещенной публики.В 1831 году в Москве в постановке «Горя от ума» приняли участиегениальные русские актеры П.С. Мочалов в роли Чацкого и М.С. Щепкин в роли Фамусова. Пока чтооба актера не смогли до конца понять сложный замысел Грибоедова, оставшись в пределах бытовой комедии.При этом оба были чрезвычайно выразительны и сценичны.Пьеса почти без перерывов постоянно шлаи в императорских театрах, и в провинциальных. Множество актеров прошли через нее, набираясь сценического опыта. Со временем определились два пути толкования «Горя от ума»: бытовое и героикоромантическое. Доминировало, как правило, то, которое соответствовало общим эстетическим поискам времени. Чацкого играли ведущие артисты на роль «героялюбовника», одного из ведущих театральных амплуа:А.П. Ленский, М.Т. ИвановКозельский, М. И. Дальский, Н.П. РощинИнсаров, А.И. Южин., Ю.М. Юрьев и другие крупные актеры.Переломным моментом в сценической истории «Горя от ума» стало рождение в России режиссерского театра. Поставленнаяоснователем режиссерского театра в России К.С. Станиславским в Московском Художественном театре (1906), пьеса обрела глубину и силу звучания не отдельных ролей, но целостного художественного образа. В этой постановке были важны все без исключения персонажи. Центрспектаклясоставляло противостояние Чацкого в исполнении В.И Качалова и Фамусова К.С. Станиславского. На сцене МХАТА пьеса былапоставленачетырежды.Особняком в этом ряду стоят две редакции пьесы, сделанные В.Э. Мейерхольдом под названием «Горе уму» (1928 и 1935). Подлинным автором спектаклясталрежиссер, для которого текст пьесы стал «отправным пунктом для создания особого театрального целого», по мнению критика П.А. Маркова.Очевиднымпрорывом в области постижения этой пьесы стала постановка Г.А. Товстоногова в БДТ им. Горького (1962). Этот спектакльоказалсянеобычайно современным, созвучным глубиннымвеяниям времени и в то жевремя художественно полноценным, объемным, эмоционально заразительным. Чацкий в исполнении С.Юрского, Софья Т.Доронина, Молчалин ‬К. Лавров, сыгранные актерами свежо, непосредственно и в то же время глубоко, стали участниками сложнейшей личной и общественной коллизии.Неслучайно постановка трудно проходила цензурные препоны, она не раз принималась чиновникамипартийцами, которые не без оснований опасались пагубного влияния на сознание зрителей. Влияние было колоссальным. Спектакль до сих пор, как живой, стоит перед глазами всех, кто его видел и помнит.Комедия «Горе от ума» постоянно ставилась в Малом театре в Москве и в Александринском в Петербурге

и до революции,и в послереволюционный, и в постперестроечный периоды. Среди сценических версий пьесы последних десятилетийможноотметить постановкирежиссеров А. Праудина в Александринском театре (1992), С. Женовача в Малом театре (2000).

В 2015 году, которыйобъявленГодом литературы в России, особенно важно напомнить о бессмертной комедии "Горе отума", герой которой смело и отчаянно, не надеясь на успех, идет против течения, против всех ради ценностей, которые он исповедует.Стоит перечитать эти хрестоматийныестрочки. которые звучат сегодня столь же современно, как и тогда, когда Грибоедових сочинял.Инет никаких сомнений в том, что пьеса ждет своего нового, быть может, революционного прочтения.

Ссылки на источники1.Пушкин А.С.Собрание сочинений в десятитомах, М.Л. 1936.Том 4:С. 408; Том 10: С. 120.С.121.2.Вайль П., ГенисА. Родная речь, М., 1991. С. 39. С.403.Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах, М., 1971. Том 5: С. 152.4.ХодасевичВ.Ф.Избранная проза. НьюЙорк, 1982. С. 49.5.А.С. Грибоедова в воспоминаниях современников. М., 1980. С.24.6.Гончаров И.А.Собрание сочиненийв восьми томах, М., 1955. Том 8: С. 7.7.Гончаров И.А. Собрание сочинений в восьми томах, М., 1955. Том 8: С. 28. 8.Григорьев А. Литературная критика. М., 1967. С. 495.9.Никитенко А.В. Дневник. Т.1. М., 1955. С. 102.