Анализ современной системы оплаты труда в муниципальном образовательном учреждении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Медушевская И. Е., Гусятникова А. Г. Анализ современной системы оплаты труда в муниципальном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 946–950. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85190.htm.
Аннотация. Исследована зависимость определения оплаты труда от базовых окладов, стимулирования и повышающих коэффициентов. Отражена региональная практика исчисления заработной платы работников школ согласно порядку, устанавливаемому Управлением образования города Пензы. Выявлены противоречия и проблемы реализации новой системы оплаты труда работников школьного образования. Предложены пути совершенствования практики расчета оплаты труда учителей средних образовательных школ в РФ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусятникова Алёна Геннадьевна,студентка Пензенского филиала

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пензаaljonagusjatnikova@rambler.ru

Медушевская Инна Евгеньевна,кандидат экономических наук, доцент, доценткафедры экономики и финансов Пензенского филиала

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пензаiem1616@mail.ru

Анализ современнойсистемыоплаты труда в муниципальном образовательном учреждении

Аннотация. Исследована зависимость определения оплаты труда от базовых окладов, стимулирования и повышающих коэффициентов. Отражена региональная практика исчисления заработной платы работников школ согласно порядку, устанавливаемому Управлением образования города Пензы. Выявлены противоречия и проблемы реализации новой системы оплаты трудаработников школьного образования. Предложены пути совершенствования практики расчета оплаты труда учителей средних образовательных школ в РФ.Ключевые слова: система оплаты труда в образовательной сфере, специфика система оплаты труда в образовательной сфере, оклад педагогических работников в системе среднегообразования, региональная практика начисления заработной платы педагогических работников, муниципальное образовательное учреждение.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что заработная плата работников бюджетной сферы является практически единственным источником их дохода, играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. Оплата труда является основным фактором, влияющим на производительность труда, а значит и на результат хозяйственной деятельности учреждения в целом.Объектом исследования является система оплаты труда в МБОУ СОШ г. Пензы Цельюработы является исследование современной системы оплаты труда в образовательной сфере, выявление её недостатков и предложение рационального варианта оплаты труда.В социально –экономической жизни общества заработная плата выполняет важную роль: служит в качестве личного дохода основным материальным источником жизнеобеспечения работников и их семей и в качестве совокупного платежного спроса –одним из факторов поддержания и развития производства. Специфика данного бюджетного учреждения в том, что финансирование идет в основном из местного бюджета (на выполнение муниципального задания) и субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий (проезд детей сирот, выплаты молодым специалистам). Так же в учреждении есть приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Фактороввнешней и внутренней среды, влияющих на размер оплаты труда, достаточно много, все они рассматриваются с различных позиций. Выделяют основную классификацию факторов, которые оказывают влияние на уровень заработной платы работника на рынке труда и внутри организации [1].

Таблица 1 Факторы, влияющие на размер оплаты труда

Внешние факторыВнутренние факторыТрудовое законодательствоДискриминация Государственное регулирование рынка трудаОбразование, квалификация, опыт работника, наличие категорииМинимальный размер оплаты трудаДостижения учеников Налоговая система регулирования заработной платыФинансовое положение организацииЭкономическая и политическая ситуация в странеДифференциацияРазвитость конкуренции на рынке трудаЦенность работы / должности для организацииПолитика местных органов власти в отношении системыоплаты трудамуниципальных бюджетных организацийОказание дополнительных платных услуг, доходы от которых могут направляться на заработную платуСоотношение спроса и предложенияна рынке труда, наличие безработицыВлияние профсоюзовМобильность рабочей силы

Согласно Постановлению Правительства РФ № 583,фонд оплаты труда включает:

основной фонд оплаты труда работников;

фонд компенсаций;

фонд стимулирующих выплат [2].Уровень заработной платы работников сферы образования находится в центре внимания не только в России, но и во многих странах Европы. Организацией экономического сотрудничества и развития опубликованы данные исследования за 2013 год, предметом которого стал уровень заработной платы преподавателей по всему миру. Таблица 2 Уровень заработной платы в мире по состоянию на 01.07.2013г.

№ п/пСтранаСредний размер оплаты труда в месяц, евроСредний размер оплаты труда в месяц в сфере образования, евро1Люксембург4230,004181,302Германия3994,703452,903Бельгия2894,103437,704Франция2845,102532,905Словакия2656,801015,106Россия900,20625,207Польша1421,10611,108Украина455,00440,009Белоруссия606,10267,5010Литва640,00232,0011Латвия669,00228,0012Болгария562,00112,00

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что уровень заработной платы работников образования в России существеннониже уровня развитых Европы [3].По состоянию на 1 сентября каждого года образовательное учреждение составляет тарификационный список, в котором рассчитывается месячная заработная плата каждого педагогического работника. Любые изменения, связанные с оплатой труда (изменение нагрузки, стимулирующих выплат, повышение базового оклада и т.д.), оформляются приказом по школе и указываются в дополнительных соглашениях, которые делаются на каждого работника. Порядок исчисления заработной платы работников школы устанавливается Управлением Образования города Пензы. Заработная плата учителя формируется из нескольких составляющих. Должностной оклад учителей рассчитывается исходя из базового оклада (в зависимости от должности), к которому применяются повышающие коэффициенты (за стаж, обучение на дому, квалификацию, образование). К должностному окладу прибавляется сумма компенсационных выплат и доплат, которые устанавливаются за: совмещение профессий, вредные условия труда, проверку тетрадей, классное руководство и т.д., а так же сумма стимулирующих выплат (учебные достижения учащихся, призовые места по олимпиадам, результаты ЕГЭ и ГИА, участие во внеурочной деятельности и т.д.). Данные выплаты устанавливаются учреждением самостоятельно на основе разработанных положений данного учреждения. Размеры базовых окладов последний раз увеличились в октябре 2013 года на 5,5%. Таблица 3 Размеры базовых окладов педагогических работников [47]

Категория работниковУстановление базового оклада, руб.Учитель5064Преподаватель ОБЖ5064Воспитатель4948Педагог дополнительного образования (ПДО)4831Педагогпсихолог4948Педагогорганизатор4831Инструктор по физкультуре4712Социальный педагог4831Учитель логопед5064

В настоящее времябазовый оклад составляет меньше минимально прожиточного минимума, поэтому учреждению приходится производить дополнительные выплаты. Так, МРОТ в 2013 г. составлял 5205 руб., в 2014 г. –5554 руб., на 2015 г. –5965 руб. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается [8].Рассмотрев практику начисления заработной платы МБОУ СОШ г. Пензыв динамике за три последние года, получены данные, по которым, сравнивая заработную плату нескольких категорий учителей за анализируемый период, можно сделать вывод, что она идет в сторону увеличения за счет повышения базовых окладов, изменения повышающих коэффициентов и стимулирующих выплат (разные категории учителей получают разную заработную плату). Дляоплаты труда педагогических работников не мало важным является уровеньобразования. По данным видно, что у работников, имеющих высшее профессиональное образование оплата труда значительно выше, чем у работников со средним и начальным профессиональным образованием.Таблица 4

Анализ заработной платы учителей МБОУ СОШ г. Пензыза три года, руб.

Педагогический работник2012 год2013 год2014 годУчитель иностранных языков16669,8716858,6722911,25Учитель начальных классов8479,4913017,6017694,20Воспитатель5307,995562,3410768,33Педагог дополнительного образования5697,206731,137201,57

Анализируя среднюю заработную плату МБОУ СОШ г. Пензыза 20122014гг., можно сказать, что с каждым годом уровень заработной платы постепенно увеличивается, но наблюдаются значительный разрывмежду минимальной и максимальнойзаработной платой [9], о чем свидетельствуют данные таблицы 5.Таблица 5 Средняя заработная плата педагогических работников за 20122014гг., руб.

Год Средняя заработная плата педагогических работниковМинимальный размер заработной платы педработникаМаксимальный размер заработной платы педработников201214 9758 02822 885201319 6129 88826 1931 полугодие 201422 10714 55235 522

Статистическиеданныео средней заработной плате работников образовательных учреждений общего образования,взятым по стране, региону, области и МБОУ СОШг. Пензыпредставлены в таблице 6 [10].

Таблица 6 Уровень средней заработной платы работников образовательных учреждений общего образованияв различных регионах, руб.

Средняя оплата труда в сфере общего образования2013 год2014 годв Российской Федерации29 03830 694в Приволжском федеральном округе22 83624 341в Пензенской области2127522051в МБОУ СОШ г. Пензы19 61222 107

Можно сделать вывод, что заработная плата учителей в школе в 2013 году самая низкая, а 2014 году незначительно превысила среднюю заработную плату по области. Самую высокую заработную плату получают учителя в Чукотском автономном округе, где средняя начисленная заработная плата за 2013год составляет 70191 рубль, а самую низкую в Республике Дагестан –17135 рублей[10].Сравнивая статистические данные, можно сделать вывод, что Пензенская область является одной из низкооплачиваемых областей по уровню оплаты труда в образовании в РФ. Уровень средней заработной платы за 2013 год составляет 20649 рублей, за 2014 год составляет 21 834 рубля.На сегодняшний день основной проблемой реализации новой системы оплаты труда является разработка и формулировка четких критериев эффективности, отвечающих основным принципам, зафиксированным в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений: объективность, предсказуемость, адекватность, своевременность, прозрачность. Стимулирование должно отражатьтолько те критерии, которые не входят в должностные обязанности работника, а предполагают развитие и улучшение качества оказываемых услуг. А также должен действовать понятный алгоритм расчета стимулирующих выплат: на входе –показатели труда, на выходе –размер его стимулирующей выплаты.Разработка критериев должна осуществляться индивидуально для каждого типа образовательного учреждения и учитывать его особенности и специфику.Введенная новая оплата труда в системе образования со стимулирующими выплатами привела к росту коррупции, «показухи» и фактически превратила образовательные учреждения в «частные лавочки», где администрация вводит свои правила, издавая локальные акты.Введенная система оплатытруда по баллам является фактически возможностью для нечестных руководителей законно «грабить» своих сотрудников[11].Врезультате новой системы оплаты премии устанавливаются произвольно. Формально по закону распределением стимулирующих выплат и начислением баллов занимается комиссия, выборная сотрудниками учреждения, но на самом деле администрация.Также недостатком является то, что проводимая аттестация работников в бюджетных учреждениях в основном носит формальный характер,так как не всегда отражают реальный уровень квалификации педагогических работников.Необходимо, чтобы оплата труда сотрудников образовательных учреждений придерживалась несколько принципов:1.Сотрудник, который работает с детьми, должен получать высокую оплату труда.2.Премии, надбавки должны быть строго регламентированы и едиными для всей системы образования.Необходимо установить предельный максимум оплаты труда, чтобы не было большой разницы по отношению к минимальной оплате труда.По мнению самих учителей школ, современная система оплаты труда не продумана и содержит в себе множество недостатков, которые крайне негативно скажутся на системе образования, качестве предоставляемых образовательных услуг.Неэффективность самого института образования –много контролирующих органов, загруженность отчетами, проверками и т.д.Несмотря на серьезное повышение уровня зарплат педагогического состава, российские учителя до настоящего времени остаются одной из самых социально незащищенных слоев российского общества. Уровень заработной платы в сфере образования значительно ниже средней заработной платы по стране, а также ниже уровня оплаты педагогов стран Европы. При этом наблюдается значительная разница между зарплатами работников образовательной сферы внутри страны. Следовательно, Правительством РФ не было сделано самое главное, а именно –устранение диспропорции в заработных платах учителей по стране.Также наблюдается дифференциация по оплате труда различных категорий работников сферы образования. Работники сферы дополнительного образования оплачиваются гораздо ниже всех остальных категорий работников.Для устранения проблем в сфере оплаты труда необходимопровести следующие мероприятия.1.Повысить размер реальной оплаты труда педагогов, довести его до среднероссийского уровня. С точки зрения защиты интересов учителей заслуживает внимания переход на гарантированный часовой размер минимума оплаты труда.2.Устранение резких диспропорций в заработных платах учителей за счет формирования стимулирующих выплат и доплат за счет средств от платных услуг.3.Производить поощрительные выплаты по результатам прохождение аттестации педагогов.4.Разработать справедливые для всех условия получения стимулирующих выплат, разрабатывать критерии эффективности работы учителя коллегиально, учитывая специфику каждого сотрудника.Само муниципальное бюджетное учреждение вправе стимулировать своих сотрудников за счет внебюджетных средств. В силах школы увеличить и разнообразить спектр оказания платных образовательных услуг. Возможно открыть группы углубленной подготовки по основным предметам сверх основной образовательной программы, группы изучения второго иностранного языка и др. Проведение занятий в платных группах оплачивается дополнительно, к тому же из этого фонда можно стимулировать и поощрять тех педагогических работников, которые раскрывают творческий потенциал молодежи. Директора школ могут привлекать спонсоров, меценатов и др. для пополнения фонда заработной платы за счет их пожертвований.Применение всех указанных мероприятий будут способствовать повышению эффективности системы оплаты труда в образовательной сфере.

Ссылки наисточники1.Скворцова, В. А. Микроэкономика: учеб. пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов под ред. д.э.н., проф. В. А. Скворцовой.–Пенза : Издво ПГУ, 2014. –310 с. –(Экономическая аудитория). 2.Официальный сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф. (дата обращения: 22.11.2014).3.EUROMAG. Все о Европе URL: http://www.euromag.ru/(дата обращения: 15.11.2014).4.Положение о системе оплаты труда работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения № 66 г. Пензы на 20142015 учебный год № 10 от 29.08.2014г.5.

Положение о выплатах стимулирующего характера работникам МБОУ СОШ № 66 г. Пензы на 20142015 учебный год № 10 от 29.08.2014г.6.

Положение о доплатах за дополнительные виды и объемы работ работникам МБОУ СОШ № 66 г. Пензы на 20142015 учебный год № 10 от 29.08.2014г.7.

Положение за специфику работы и работы в особых условиях труда по МБОУ СОШ № 66 г. Пензы на 20142015 год № 10 от 29.08.2014г.8.О минимальном размере оплаты труда: федеральный закон от 19.06.2000г. № 82ФЗ (ред. от 02.12.2013г.).9.Гусятникова, А. Г. Система оплаты труда работников школьного образования: региональная практика, проблемы и пути их решения/ А.Г. Гусятникова, И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. –2014. –№ 1. –С. 91107.10.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 30.11.2014).11.Окшина, Е.В. Сравнительный анализ разных систем оплаты труда учителя / Е.В. Окшина // Сибирский торговоэкономический журнал . –2011. –№. 12. –С. 6065.