Избыточный объем информации и его влияние на подростка: риски информационной свободы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Русакова Т. В., Усман Н. В. Избыточный объем информации и его влияние на подростка: риски информационной свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 941–945. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85189.htm.
Аннотация. Чем большей информацией мы владеем в той или иной области, тем быстрее на ее основании мы сможем продвигаться вперед. В этом смысле мы больше не похожи на человека, который пытается снова и снова изобрести велосипед. Однако – вот парадокс! – мы замечаем, что развивающийся быстрыми темпами мир не становится лучше, а человек, который теперь гораздо осведомленнее своих предков, оказался более уязвимым. В чем же причина подобного парадокса? И если психологическая устойчивость взрослого человека из-за избытка информации, буквально валящейся на него с голубых экранов телевизоров и компьютерных мониторов, порой оказывается под угрозой, то что же будет с подростком, чья психика находится еще в стадии развития? А ведь, согласитесь, технологический прогресс поставил обоих в равные условия: информационный поток отныне в свободном доступе как у взрослого, так и у ребенка. Каковы же риски подобной свободы? И как избежать угрозы информационного «запудривания» мозгов? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить в своей статье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Русакова Татьяна Владимировна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ № 16, г. Пермь1970rusa@mail.ru

Усман Наталия Викторовна,психолог, театр «Теотрон», г. Москваnataliausman@mail.ru

Избыточный объем информации и его влияние на подростка;риски информационной свободы

Аннотация.Чем большей информацией мы владеем в той или иной области, тем быстрее на ее основании мы сможем продвигаться вперед. В этом смысле мы больше не похожи на человека, который пытается снова и снова изобрести велосипед. Однако ‬вот парадокс! ‬мы замечаем, что развивающийся быстрыми темпами мир не становится лучше, а человек, который теперь гораздо осведомленнее своих предков, оказался более уязвимым. В чем же причина подобного парадокса? И если психологическая устойчивость взрослого человека изза избытка информации, буквально валящейся на него с голубых экранов телевизоров и компьютерных мониторов, порой оказывается под угрозой, то что же будет с подростком, чья психика находится еще в стадии развития? А ведь, согласитесь, технологический прогресс поставил обоих в равные условия: информационный поток отныне в свободном доступе как у взрослого, так и у ребенка. Каковы же риски подобной свободы? И как избежать угрозы информационного «запудривания»мозгов? Вот на эти вопросы мы попытаемсяответить в своей статье.Ключевые слова:избыточная информация, психологическая устойчивость,информационная западня, риски информационной свободы.

Мы живем в мире, которыйза последнее столетие изменился больше, чем за всю историюсуществования homo sapiens. Достаточно привести несколько примеров, чтобы понять насколько существенно смог изменить жизнедеятельность человекатехнологический прогресс.

Наступил век ускорения. И если раньшетребовались недели, чтобы доставить добрую весточку с одного конца земли на другой, то сегодня благодаря электронной почте мы делаем это меньше чем за секунду, одним нажатием клавиши.Таже самая картина происходит и в сфере транспорта. Теперь у нас есть самолеты. Ивместе с ними мы обрели уникальную возможность быстро и с комфортом перемещаться по небу, чтобы увидеть, наконец, множество прекрасных уголков нашей необъятной планеты.

А вспомните прежние архивные хранилища! ‬они занимали целые здания, внутренность которых была заставлена стеллажами с плотно уставленными на них коробочками,хранящими необходимую информациюв письменном виде. Нынеже мы видим, что подобные архивы изживают свой век, уступая место крохотным и ёмким, недорогими чрезвычайно удобным флешкартам.

Или, взять, к примеру, сотовуюсвязь. В отличии от акустических телефонов, она позволяет услышать голос друзей, находящихся за тысячу километров, и при этом не требует даже маломальского усилия с нашей стороны. То есть,вы можете позвонить другу не сходя с места,простопроведя пальцем по экрану размером три на шесть.

С одной стороны, смотря на явные преимущества стремительного усовершенствования в области технологий(интернет, быстрое перемещение в пространстве, мобильная связь), можно сказать, что мы меняем мир к лучшему. Какникак человек теперь стал более мобильным и весьма информированным, а, следовательно, ‬чрезвычайно продуктивным. И это так. Чем большей информацией мы владеем в той или иной области, тем быстрее на ее основании мы сможем продвигаться вперед. В этом смысле мы больше не похожи на человека, который пытается снова и снова изобрести велосипед.Однако ‬вот парадокс! ‬мы замечаем, что развивающийся быстрыми темпами мир не становится лучше,ачеловек, который теперь гораздо осведомленнее своих предков, оказался более уязвимым. В чем же причина подобного парадокса?И если психологическая устойчивостьвзрослого человека изза избытка информации, буквально валящейся на него с голубых экранов телевизоров и компьютерных мониторов, поройоказывается под угрозой,то что же будет с подростком, чья психика находится еще в стадии развития? А ведь, согласитесь,технологический прогресс поставил обоих в равные условия: информационный поток отныне в свободном доступе как у взрослого, так и у ребенка. Каковы же риски подобной свободы?И как избежать угрозы информационного «запудривания» мозгов?

Вот на эти вопросымы попытаемсяответить в своей статье.

Мы уже поняли, чтоинформационный мир вследствие прогресса стал намного шире, глубже, богаче, но и во сто крат он стал запутаннее, поскольку информация не всегда достоверна, не всегда ценна, не всегда к месту; человек в буквальном смысле запутывается в информационных дебрях.Он перестает понимать, где правда, а где ложь, где вымысел, а где реальность.

Как замечательно Владимир Маяковский определил для крохисынасамый верный и чистый источник познания о добре изле: Крошкасын к отцу пришел,и спросила кроха:

Что такое хорошои что такоеплохо?

Без всякого сомнения, отец здесь выступает не столько в роли единственного информатора, сколько ‬колыбелью познания. И в этом есть рациональное зерно. Именно в семьеребенокучится избирать между правильным и неправильным поступком, между хорошим и плохим‬таким образом у него формируется волевая направленность, что в дальнейшем помогает ему избежать ложной информационной западни.

Давайте на секунду задумаемся о термине «информационная свобода личности».

В учебнике по социальной информатике информационная свобода личностихарактеризуется «возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.»iЗвучит, в общемто, неплохо, можно даже сказать ‬обнадеживающе. Особенно если учесть,что отныне любой человек (мы подчеркиваемслово «любой») может не только получать необходимые сведения через различного рода информационные ресурсы(это и СМИ, и интернет, и телевидение), но и сам сливать любуюинформацию, используятеже самые пути. И хорошо, если человек,передающий свои идеи, соображения и мысли, скажем, на странице какогонибудь интернетсайта, является человеком высоких моральных устоев. Потому что в ином случае его информация создаст определенные риски для неутверждённыхчитателей. И вот здесь, наверное, будет уместно затронуть тему избыточной информации, которая чаще всего не идет напользу ее обладателю, особенно, если этому обладателю отроду лет этак двенадцатьшестнадцать. Информация полезна только в том случае, когда она подана вовремя.Это как с пищей: она легко переваривается, если человек готов ее воспринять. Так вот пищи для ума это тоже касается. Вы же не дадите двухмесячному младенцукусок бифштекса?! Поэтому подростку лучше не перегружаться тяжелыми информационнымиразносолами. А то, что некоторые из них тяжелы для усваивания, яснее ясного.Посудите сами, взять, к примеру, интернет ‬самый популярный на сегодня источник информации ‬он в прямом смысле кишит недостоверной, сомнительной, маловероятнойинформацией. Каждый считает своим долгом выкинуть на просторы интернета все,что только взбредет в голову. А ведь достоверность определяется просто ‬долей реальности, которая составляет более 80 процентов от общей информации. Иесли еще недавно мы могли читать свежие новости только в печатных изданиях, да и то далеко не все новости освещались, многие их них находились под грифом «совершенно секретно», то теперь, зайдя в интернет, мы оказываемся в самой гуще событий и с легкостью можем узнать все обо всем. И не многие задумываются над тем, вполне ли можно доверять авторам публикаций.

Особенно сегодня у нас популярно ругать бывших, давно умерших политических лидеров, таких как Ленин, Сталин и прочих. Да что там ругать!Выкидывают в интернет факты, не имеющие ничего общего с действительностью того времени, авторы даже не считают нужным поинтересоваться:а возможно ли, чтобы человек, живяв конце двадцатого столетия, смог, например, пользоваться открытиями и достижениями века двадцать первого?!

Поэтому чего только не найдешь в интернетстатьях о жизни и деятельностиболее или менее известных личностях.Ну и, соответственно, люди несведущиеи не ориентирующиеся восновных запасах исторических знаний,примут всю подануюинформацию за чистую монету. И более того ‬будут ее распространять, горячо отстаивать, защищать, класть в основу своего мировоззрениятолько потому, что они, видите ли,самолично прочиталиоб этом в интернете.

Еще одна горькая реальность интернетного пространства ‬это развлекательные сайты и форумы. Мало того, что они ориентированыначеловеческие слабостии развивают их до невероятных размеров, но помимо всего прочего ‬воруют уйму времени. Не так трудно надолго удержать у монитора человека за ахиллесову пяту, если знать где она находится. Всем же известно, что ахиллесова пята современного человека ‬это деньги, секс, власть, и игры. Впрочем, не современного только, но человека вообще. Паола Волкова ‬известныйроссийскийискусствовед ‬в своей лекции по истории искусства рассказывает преинтереснейшую историю, которая случилась 1952 году. Это произошло в Риме. Студенты исторического факультета решили объединиться, чтобы написать дипломную работуо надписях на скамейках Колизея (в то время его толькотолько расчистили). Они сфотографировали все рисунки и надписи, разделивих на несколькогрупп. Одна изгрупп состояла сплошь изпамятных автографов типа «здесь был Клавдий», вторая группа надписей содержала исключительно лирические нотки: «Антоний + Туллия = любовь», ну и третья группа включала в себя рисунки и надписи вроде тех, чтотеперешниеподростки оставляют на стенах общественных туалетов. Эта дипломная работа была напечатана в отдельном издании в 1956 году и потрясла весь мир, посколькувся эта скамеечная писанина лишний раз доказывает, что человек со времен Древнего Рима ничуть не изменился. Он стал более развитым в плане технологий, да! но он не стал совершеннее. Более того,если в Древнем Риме люди, ведомыесвоими инстинктами,искали зрелищна арене Колизея, то сегодня теже зрелища можно увидеть на аренеинтернета, только уже более изощренные. Прогресс, можно сказать, налицо!Немудрено что при таком раскладе не всякий взрослый может сохранить психологическую стабильность, что уж говорить о подростке.

В своей книге по возрастной психологии В. Мухинапишет‬«подростковый возраст ‬это самый короткий по астрономическому времени период. В этот короткийсрок подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.»‬Стоп. Как инициируети к чему инициирует? ‬Далее она говорит о предметном мире ‬мире вещей, которым пытается окружить себя подросток, доходя в своем стремлении ‬иметь как можно больше вещей ‬до фетишизма. И здесь мы снова сталкиваемся с проблемой избытка информации ‬«Современный подросток подпадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы…общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия вего развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.»‬пишет Мухина.iiТеперь понятно, почему «в современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого мечта малодоступная.» Ведь если следовать всему тому, что предлагает этот мир, то без сомнения рано или поздно запутаешьсяв информационных дебряхи обретешь «не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.»

Итак, каковы же основные риски информационной свободы?

Мы выделили былишь два основных:‬потенциальная возможность быть обманутым.‬растрата бесценного жизненного времени на ненужную информацию.

Что касается первого пункта, то избежать потенциального риска быть обманутым поможет правильно основание, которое мы закладываем в ребенка с самого детства. Это как раз тот самый период, когда крошкасын приходит к отцу и спрашивает о том, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь вступает в силу принцип, действующий уже тысячелетия: наставь юношу в начале пути,и он не уклониться от него до старости.Сегодня это подтвердити любой психолог. Наука ушла далеко вперед от народной мудрости, но попрежнему поет старую песню, только другими словами, более научными: фундамент для здорового развития личности закладывается от 0 до 7 лет.

Здесь возникает естественный вопрос: а что делать, если фундамент вовремя не заложили, иум подростка подвергся глубочайшемузаблуждению? Позвольте ответить на этот вопрос чуть позже, уже после того, как поговорим о том, как избежать растраты драгоценных минут.

Надеюсь, все мы понимаем, что воспитание, которое мы даем нашим детям, лишь тогда достигнет нужногорезультата, когда в итоге перерастет в самодисциплину. Самодисциплина и самоконтроль ‬вот родные детушкивоспитания.И если наши собственные дети, после всего того что мы в них вложили, не научатся самодисциплине, то грошцена такомувоспитанию. Мы говоримо самодисциплине только потому, что именно самодисциплинапомогает правильно расставлять приоритеты.А этоозначает, что воспитанные согласно правилам дети во взрослом возрасте смогут отложить в сторону второстепенное, ненужное, неполезное. Таким образом они избегают глупой растраты своей жизни. Некоторые могли бы сейчас намвозразить, дескать, здесь возникает другая опасность‬правильные дети боятся и не умеют развлекаться. Но так ли это? Ведь правильно расставленные приоритеты не исключают отдыха.Человек, умеющий отличать главное от второстепенного, в первую очередь понимает, что для всего есть свое время. Есть время для развлечений, есть время для общения, есть время для труда.

Теперь вернемся на мгновенье к нашему вопросу: что делать, если фундамент не заложили, и ум подростка подвергся заблуждению?

Все просто ‬перейдите сразу ко второму пункту ‬научите его правильно расставлять приоритеты.Научите его отличать полезное от вредного, важное от не важного, срочное от не срочного.Помогите ему понять, что истинное знание ‬не есть информированность, как некоторые до сих пор считаютипопадают впросак. Однакоиширокий кругозор не исключает настоящих знаний.

Люди, чрезмерно жаждущие блеснуть умом, чаще всего пытаются это сделатьнахватавшисьверхушекчитаявикипедию. Это и делает их уязвимыми. Вопервых, потому что никогда еще бахвальство, тщеславие, леность не могли сделать человека сильным.Мы говорим«леность», потому чтоленостьвсякий раз хочет получить все и сразу без лишних затрат, в отличиеот трудолюбия. Вовторых, при мимолетном знании легко обмануться.Помните, мыупоминалио 80ти процентах доли реальности, которые делают информацию достоверной? Теперь представьте, что человек обладает знанием о какомлибо предмете всего лишь на пять процентов, допустим, его знания слишком малы, тогда вероятнее всего его будет легко обмануть и при меньшем проценте доли реальности.В данном случае, на наш взгляд,объективность, включающая в себя как глубину познаний, так и широту, есть самый надежный блокиратор для сомнительных источников информации.

Напоследок, чтобы не заканчиватьна минорной нотке,хотелось бы вернуться к понятию «избыточная информация». Надо сказать, вней есть не только отрицательные стороны, но и положительные ‬это широта.Например, если мы захотим когдалибо сделать великие открытия, то нам, конечно, предстоит идти в глубинупознания, но при этом не стоит оставлять без внимания и открывшиеся широкие возможности узнать чуть больше, чем могут дать библиотечные многотомники. И этому способствуют массовые информационные ресурсы, и интернет в том числе. Ведь кто знает, возможно наш товарищ по интернетфоруму может оказаться в ближайшем будущем великим ученым, знания которого помогут подняться к вершинам премудрости и нам.

Ссылки на источники1.Колин К.К. К60Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. ‬М.: Академический проект; М.: Фонд«Мир», 2003. ‬432 с.

iКолин К.К. К60Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. ‬М.: Академический проект; М.: Фонд«Мир», 2003. ‬432 с. ‬[электронный ресурс] URL: http://bookre.org/reader?file=755127http://bookre.org/reader?file=755127&pg=288

288289 с. [дата обращения 21.01.2015]

iiВаш психолог, сайт[электронный ресурс] URL:http://www.vashpsixolog.ru/teenager/3/72characteristicsofadolescence:Источник: Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество"‬[дата обращения 21.01.2015]