Современное состояние и перспективы развития территориального бренда Удмуртской Республики
Выпуск:
ART 85195
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рябая
С.
А. Современное состояние и перспективы развития территориального бренда Удмуртской Республики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
971–975. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85195.htm.
Аннотация. В XXI веке территориальный брендинг становится важным инструментом государственного управления, позволяющим обеспечить конкурентоспособность отдельных административных единиц страны. Разработка российских региональных брендов находится на стадии формирования, но некоторые регионы уже активно занимаются этим направлением. Для Удмуртской Республики в современных условиях особую важность приобретают вопросы формирования бренда и управления имиджем территории. Как такого территориального бренда «Удмуртская Республика» пока не существует. Но скоро он появится.
Ключевые слова:
территориальный бренд, брендинг территории, привлекательность территории, удмуртская республика
Текст статьи
Рябая Светлана Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры «История российской государственности» ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», г. Ижевскsaryaba@mail.ru
Современное состояние и перспективы развития территориального бренда Удмуртской Республики
Аннотация. В XXIвекетерриториальный брендинг становится важным инструментом государственного управления, позволяющимобеспечить конкурентоспособность отдельных административных единиц страны. Разработка российских региональных брендов находится на стадии формирования, но некоторые регионы уже активно занимаются этим направлением. Для Удмуртской Республики в современных условиях особую важность приобретают вопросы формирования бренда и управления имиджем территории. Как такого территориального бренда «Удмуртская Республика» пока не существует. Но скоро он появится.Ключевые слова:территориальный бренд, брендинг территории, привлекательность территории, Удмуртская Республика.
Брединг территорий относительно новое направление научных исследований, появившееся на рубеже XXIв. Среди авторов не существует четкого и единого определения понятия «бренд территории». Но существует достаточно большое количество теорий и концепций формирования и управления брендами территорий [1, 2, 3, 4, 5].Бренд территории –комплексный продукт функционирования как самой территории, так и её окружения. Комплексное функционирование всех сфер деятельности региона одновременно предполагает выделение основополагающего связующего звена, которым и становится бренд региона. В основе такого бренда лежит региональная (территориальная) идентичность, закрепляемая в экономической сфере (региональным производством конкурентоспособных товаров и услуг) и символическомпространстве (региональными символами, культивированием традиций существования территорий в истории). В этой связи бренд территории –это гармоничное сочетание социальнокультурной среды региона, его инфраструктуры, административного управления и бизнеса,инвестиционной привлекательности, культуры, памятников истории, привлекающих туристические потоки.Брендинг территории неразрывно связан с процессом повышения ее конкурентоспособности, так как бренд по своей природе является демонстрацией и гарантом конкурентных преимуществ. Основными задачами и функциями бренда территории являются: индивидуальность, уникальность, идентификация, лояльность целевой аудитории, известность и стабильный интерес к нему.Создание бренда региона –это не разовая акция, а постоянный процесс. Он носит сложный, продолжительный характер. Формирование имиджа региона предполагает учет общности его культурноисторических и пространственноприродных условий, полиэтнической и поликонфессиональной структуры его населения, а также необходимости взаимодействия как с внешней, так и с внутренней его средой. Однако брендинг –это наиболее эффективный инструмент активного позиционирования имиджа региона, процесс построения, развития и управления брендом, цель которого –создание сильного и конкурентоспособного региона.Формирование положительного имиджа региона предполагает активную совместную деятельность власти и бизнеса с привлечением в рабочую группу специалистов в области имиджа территории. Учитывая особую значимость проблем формирования имиджа региона, необходимо привлекать к ее созданию представителей бизнеса, администрации, населения и общественных организаций. В основе формирования имиджа региона должен лежать мониторинг особенностей потенциала территории и социальноэкономических целей развития региона, а в качестве конечной цели этого процесса целесообразно рассматривать достижение регионом устойчивого социальноэкономического развития.Работа с имиджем регионов Российской Федерации в настоящее время приобретает особо важное значение и актуальность в связи с ростом конкуренции между регионами за инвестиции, туристические потоки и кадровые ресурсы. При этом тема формирования территориального имиджа достаточно сложна, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Несмотря на значительный интерес к брендингу территорий в России, важно отметить, что данный процесс находится в самой начальной стадии. Мероприятия по брендингу городов и регионов в России по сравнению с мировыми образцами носят разрозненный характер, что не позволяет создать единый узнаваемый и эффективный образ территории.Несколько лет назад появилось новое пространство, в котором формируется, продвигается и, самое главное, оценивается бренд любой территории –это Интернет. Никаких целенаправленных усилий по продвижению бренда Удмуртской Республики не предпринималось –в этом нетрудно убедиться, посмотрев статьи, находящиеся в Интернет. Но, тем не менее, образ Удмуртии в мировой паутине существует. Используя простейший вебанализ как инструмент оценки представления репутации региона и его бренда, оценим образ Удмуртской Республики в сети Интернет. Сформулировав запрос в поисковике Google: «Удмуртия», получаем 2млн160тыс. откликов, а на запрос «Удмуртская Республика» –1 млн 560тыс. Для сравнения возьмем другие регионы Российской Федерации: Татарстан –25 млн 700 тыс., Башкортостан –20 млн 600 тыс., Саха Якутия –9млн 470 тыс., Оренбургская область –3 млн 330 тыс. (анализ осуществлялся в декабре 2014 г.)Но особенно важно содержание сайтов. Если мы возьмем любой регионна родном языке соответствующей страны, то на их странице выпадают традиционные сайты –Википедия, место региона на карте и сайты, продвигающие регион, –история, достопримечательности, культура. Перелистывая страницы, выданные Google, по запросу «Удмуртия», мы находим Государственный Совет Удмуртской Республики, сайты различных министерств и ведомств Удмуртской Республики, сайты развлечений, новости и скандалы, погоду –брендовые сайты отсутствуют. Еще хуже будет, если мы наберем название нашего регионана иностранном языке –там нас практически нет –единицы откликов. Таким образом, можно сделать вывод, что Удмуртская Республика по сравнению с другими регионами России в сети Интернет слабо представлена и эту ситуацию нужно срочно исправлять, поскольку если ничего не делать, то ничего не появится. В рамках аудита нематериальных ресурсов для эффективного процесса дальнейшего брендинга территории необходимо уделить важное внимание анализу имиджа территории.Для проведения анализа существующего имиджа территории используется ряд методов:1)Опросы: социологические опросы населения; опросы экспертов.2)Фокусгруппы: метод оценки узнаваемости и впечатлений; метод семантических различий; метод построения карты оценок.3)Контентанализ. Он предполагает анализ качества рекламных материалов и публикаций, посвященных территории.Для того чтобы выявить существующий бренд Удмуртской Республики, автором статьибыло проведено познавательнопрактическое исследование среди населения Удмуртской Республики. Задачами исследования являлись изучение имиджевой характеристики Удмуртской Республики с позиции населения, выявление существующего бренда Удмуртской Республики, определение желаемых характеристик региона. В исследовании приняло участие 60 человек –население Удмуртской Республики в возрасте от 18 до 65 лет. Инструментом исследования явилась анкета –это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен был дать ответы. Респондентам предлагалось ответить на 14 вопросов, 13 из которых имеют варианты ответа, а один вопрос предполагал собственный вариант ответа. Безусловно, результаты данного анкетирования нельзя считать на 100 % объективными и достоверными, но проанализировав ответы респондентов, сделаем определенные выводы.На вопрос «Какие ассоциации у вас связаны с Удмуртской Республикой» было предложено респондентам выбрать три варианта ответа. По мнению респондентов Удмуртская Республика вызывает следующие ассоциации: родниковый край –58,8 %, военнопромышленный центр –50,0%, торговый центр –26,67 %, болото, провинция –23,33 %, промышленный центр –21,67 %, культурный центр –21,67%, спортивный центр –16,67 %, научный центр –3,33 %. Два человека (3,33 %) ответили, что у них не возникает никаких ассоциаций, связанных с Удмуртской Республикой.Среди отличий Удмуртской Республики от других регионов России опрашиваемые назвали природу (53,33 %), исторически закрытый характер территории региона (31,67 %), низкий уровень жизни (30,0 %), промышленность (23,33 %), большой потенциал (20 %).Мнения респондентов относительно имиджа Удмуртской Республики разделились. 32 человека (53,33 %) считают, что наиболее подходящий имидж для нашей республики –промышленный регион, деятельность которого ориентирована на военнопромышленный комплекс; 14 человек (23,33 %) считают Удмуртию малопривлекательным регионом для инвестиций; 10человек (16,67 %) –Удмуртская Республика –«неизвестный регион –маленький мирок, неизвестный и неинтересный никому»;4 человека (6,67 %) высказали мнение, что Удмуртия бесхозный регион.Респондентам было предложено ответить на открытый вопрос: «Ваше мнение о наиболее адекватном образе Удмуртской Республики» Были получены следующие варианты ответов:
родниковый край и военнопромышленный комплекс;
хорошо развитая отрасль сельского хозяйства с переработкой собственной продукции;
периферия;
обороннопромышленный край и образ центра дружбы народов;
один из кандидатов на ликвидацию как региона;
центр наукоемкого высокотехнологичного производства;
родниковый край России;
промышленная провинция;
культурный центр;
Оружейный центр;
развивающаяся республика с узнаваемым брендом.Исходя из результатов опросаможно сделать вывод, что среди респондентов чаще всего встречалось мнение, что наиболее адекватный образ Удмуртии связан с уже существующим промышленным потенциалом региона, развитым сельским хозяйством и брендом, который появился еще в советскую эпоху «Удмуртия –родниковый край». Основные направления позиционирования Удмуртской Республики показаны втаблице.
Таблица 1Направления позиционирования Удмуртской Республики
Характеристика регионаПодтверждение характеристикиОборонный край державыУдмуртия –опорный край державы потому, что на ее территории расположен целый ряд знаковых для обороннопромышленного потенциала страны производственных предприятий.Родниковый крайУдмуртия богата родниками.Первым назвал Удмуртию родниковым краем поэт Владимир Семакин. Неподалеку от Нылги есть деревня Родники. На севере Удмуртии неподалеку друг от друга расположены Удмуртские и Татарские Ключи. В Зуевы КлючиКаракулинского района едут верующие люди не только нашей республики: вода одного из этих ключей, по поверью, заживляет раны телесные, вода другого ключа –раны душевные. Еще в Удмуртии есть деревни Каменный Ключ в Вавожском и Можгинском и Тихий Ключ в Завьяловском районах. В Селтинском районе находится деревня Круглый Ключ, в Алнашском и Воткинском районах –Черный Ключ. В Шарканском, Кезском и Можгинском районах существуют деревни и вовсе с простым названием –Ключи.Развитый сельскохозяйственный регионАгропромышленный комплекс занимает важное место в народном хозяйстве Удмуртской Республики. В целом региональная специализация сельского хозяйства республики имеет преимущественно животноводческое направление. Растениеводство ориентировано на потребности животноводства: традиционно зерно производится на фуражные цели, большая часть сельскохозяйственных угодий используется для выращивания кормовых культур. Основными возделываемыми культурами являются зерновые, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лендолгунец и кормовые. Производство зерна имеет большое значение в экономике республики. Однако в связи с тем, что Удмуртия расположена в зоне рискованного земледелия, урожайность зерновых культур и объемы производства зерна по годам остаются нестабильными. Удмуртия относится к району благоприятных природноклиматических условий для возделывания картофеля и овощей. В сельскохозяйственном производстве животноводство занимает профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60 %. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство и птицеводство.Центр спортаПо данным Министерства спорта РФ на 1 января 2013 г. в Удмуртии функционировало 3037 спортивных объектов, в том числе 32стадиона, 60 бассейнов, 1382 плоскостных сооружения и 857 спортивных залов. В Удмуртии работает 63 детские спортивные школы, из них 10 СДЮШОР. В них занимается 44555 человек. Клубный спорт в регионе представлен: ФК «ЗенитИжевск», ХК «Ижсталь», ХКМ «ЗнамяУдмуртия», ЖГК «Университет», МФК «Прогресс» и другие. Базовыми видами спорта в Удмуртской Республике являются: биатлон, лыжные гонки, спорт лиц с поражением опорнодвигательного аппарата, спорт слепых (зимние виды), велоспорт (маунтинбайк, шоссе), пулевая стрельба, стендовая стрельба.Удмуртия является «родиной» многих олимпийских чемпионов: Г. Кулаковой (лыжные гонки), Т. Тихоновой (лыжные гонки), В.Медведцева (биатлон), М. Вылегжанина (лыжные гонки), И.Черезова (биатлон), Д. Япаров (лыжные гонки), Н. Талановой (биатлон), А. Кириленко (баскетбол), М. Феклистовой (стрельба) и др.Музыкальный центр РоссииУдмуртия является родиной П. И. Чайковского. 7 мая 2015 г. исполняется 175 лет со дня рождения этого великого русского композитора. Культурный центрВ августе –сентябре 2013 г. в Удмуртии состоялся Первый международный Бурановский фестиваль народной культуры, способный соперничать с крупнейшими европейскими этнофорумами и по масштабу, и по уровню представленных исполнителей.Туристический центрУ республики весьма впечатляющий, абсолютно конкурентоспособный туристический потенциал. Есть и культурные, и природные ресурсы, которые могут стать отличной приманкой для туристов. Удаленность от геополитического и экономического центра страны не только позволила Удмуртии сохранить этническое своеобразие ее жителей, но и серьезно усложнила привлечение сюда туристов.Удмуртская Республика принимает активное участие в формировании интерактивной информационнопоисковой системы «Живая карта России» –Интернетпроекта Министерства культуры РФ, направленного на поддержку внутреннего и въездного туризма в нашей стране, обеспечение потенциальных клиентов доступной, актуальной информацией о туристскорекреационном потенциале регионов.Примечание–таблица составлена авторомстатьи.
Таким образом, в Удмуртской Республике уже существуют бренды в традиционных секторах специализации –это бренды, связанные с использованием природных ресурсов, и культурноисторического потенциала территории. Именно их следует рассматривать в качестве основы для формирования и развития ключевой компетенции: на федеральном и международном уровне сложившегося «бренда» республики и города Ижевска, –оружейной столицы России, тесно связанного с именем М. Т. Калашникова[6, с. 353]. Перспективным и взаимоувязанным со сложившимся образом города Ижевск является «бренд» биатлонного комплекса им. Демидова. Для целей развития познавательного туризма имеются хорошие предпосылки использования имени Г. А. Кулаковой и П. И. Чайковского.Среди основных рекомендаций по расширению территориального бренда Удмуртской Республики можно выделить следующие, наиболее значимыенаправления:•Формирование образа Удмуртской Республики в сети Интернет. Главный принцип успешного бизнеса: «делаем –рекламируем –продаем» применительно к туристическому бренду территории звучит аналогично: «выявляем привлекательное –создаем условия –рекламируем –продаем». А к инвестиционному бренду территории «определяем нужное и возможное –создаем условия –рекламируем –продаем». Необходимо создать информационный портал, в котором содержится: парадная экскурсия по Удмуртии (видеоряд); тематические экскурсии по региону (видеоряд); фото достопримечательностей Удмуртии; описание достопримечательностей, национальный колорит. Весьма существенной является практическая информация: авиабилеты и гостиницы (покупка и бронирование), рестораны и кафе (кухня); транспорт и музеи.•Строительство международного аэропорта Ижевска –критически важный элемент конкурентоспособности региона. Проект на начальной стадии включает в себя реконструкцию терминала для внутренних рейсов и строительство международного терминала. В перспективе следует рассмотреть увеличение взлетнопосадочной полосы, чтобы аэропорт мог принимать широкофюзеляжные самолеты. Проект реализуем по схеме частногосударственного партнерства, с привлечением крупных инвесторов. Проект реализуется в несколько этапов, горизонт реализации –2025 г. В перспективе, вокруг аэропорта может сформироваться кластер деловой и торговой недвижимости. Аэропорт, как ворота в Республику Удмуртия, может также стать современным культурновыставочным пространством. Внутренние помещения могут быть декорированы с использованием национальных мотивов. Данный подпроект является малобюджетным, простым, но пока не реализован ни в одном городе страны, кроме, в некоторой степени, Новосибирска. •Развитие гастрономического туризма в регионе. Проект направлен на повышение привлекательности региона и повышение качества жизни через серию подпроектов, направленных на создание местной кухни и продвижение региона как места гастрономического туризма. Это позволяет капитализировать деловой туризм в регионе, создать рынки сбыта для сельских территорий и фермеров, развивать потребительские рынки, а также привлекать инвесторов в сфере сельского хозяйства. Проект может включать в себя следующие подпроекты: Шарканские рыжики;Рыбка сорога;Кумышка и пощатэм;Пельмени (в Ижевске отсутствует место, где их можно поесть);Местная линейка молочных продуктов;Табани с разными припеками;Воткинские конфеты;Местные алкогольные бальзамы и настойки;Шанежки;Развитие бренда «Бурановская кухня»;Развитие местного крафтового пивоварения; Проведение ежегодного гастрономического фестиваля (местная кухня, фермерские продукты);Местная кухня как основа для уличного быстрого питания;Пельменные в национальном стиле;Ресторан национальной удмуртской кухни.•В настоящее время, строительство этнопарков является достаточно модным трендом в России. В рамках проекта на основе архитектурноэтнографического музеязаповедника «Лудорвай», предлагается создать на территории Удмуртии этнопарк, посвященный культуре удмуртов. Кроме понятных задач привлечения туристов, этнопарк также решает задачи развития конгресстуризма, формирования местных брендов в сфере продуктов питания и сувениров, выстраивания механизмов поддержки для местных ремесленников.На наш взгляд, используя имеющийся потенциал, Удмуртия может подать заявку для участия в конкурсе на проведение Зимней универсиады2023 г. на своей территории. Выбор региона может быть обусловлен, в первую очередь, желанием и возможностью Удмуртской Республики провести студенческие игры. Столица региона является одним из центров студенчества в Приволжском федеральном округе, где располагается Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Удмуртский государственный университет, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевская государственная медицинская академия[7].Для проведения Зимней Универсиады в Удмуртии предполагается задействовать следующие спортивные объекты: Ледовый дворец спорта «Олимпиец», Ледовый дворец «Ижсталь». Республиканский стрелковоспортивный комплекс им. Генерала А. М. Демидова, спортивнооздоровительный лыжный комплекс имени Г. А. Кулаковой, спортивный комплекс «Чекерил», спортивнотуристический комплекс «Нечкино».В ходе Универсиады могут быть проведены соревнования по 8 обязательным видам спорта и двум дополнительным:биатлон;горнолыжный спорт;керлинг;лыжные гонки;лыжное ориентирование;сноуборд;фигурное катание;фристайл;хоккей с шайбой;шорттрек.По опыту Казани, подобный проект является мощным стимулом развития для города и региона: строятся средства размещения, проводится благоустройство городской среды, ремонтируется городская инфраструктура.Кроме того, наличие соответствующих амбиций у региона значительно повышает его рейтинг.Таким образом, сегодня каждый регион конкурирует за финансовые, материальные, человеческие ресурсы. Удмуртия –не исключение, но главный акцент в разработке и расширении территориального бренда нужно делается на привлечении людей, инвестиций и интересных идей, которые можно реализовать. Именно расширение территориального бренда, сопутствующих мероприятий позволяет региону решить существующие проблемы. Но следует помнить, что брендинг мест –явление новое. Именно поэтому возникает множество проблем в данной сфере. Но главное в этом нелегком деле –это открытость, активное вовлечение региональных властей, участие бизнеса и общественности.
Ссылки на источники1.Баженова Е. Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Terraeconomicus. –2013. –Т. 11. –№3. –Ч. 2. –С. 120–125. 2.Кукина Е. Н. Брендинг территорий: сущность и принципы разработок // Известия Волгоградского государственного технического университета. –2011. –Т. 4. –№ 11. –С. 204–209. 3.Нагимов А. Р. Брендинг территории как современный и эффективный инструмент ее развития // Europeansocialscienaejournal. –2013. –№ 112. – С. 389–395. 4.Родионова Н. К., Громова Е. Ю. Территориальный бренд как инструмент повышения конкурентоспособности региона. URL: http://www.actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/economics/rodionova.pdf (дата обращения: 03.01.2015).5.Шапкина Ю. В. Бренд территории: некоторыерезультаты терминологического анализа // Социальноэкономические явления и процессы. –2012. –№ 56. –С. 152–155. 6.Рябая С. А. Территориальный бренд Удмуртской Республики: проблемы формирования и возможные пути решения // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сборник научных статей. –Казань: Издво Казанского гос. унта, 2014. –С. 352353.7.Рябая С.А. Территориальный брендинг: современное состояние и перспективы развития (на примере Удмуртской Республики). URL: http://www.scienceforum.ru/2015/21/10482 [Дата обращения: 23.02.2015].
Современное состояние и перспективы развития территориального бренда Удмуртской Республики
Аннотация. В XXIвекетерриториальный брендинг становится важным инструментом государственного управления, позволяющимобеспечить конкурентоспособность отдельных административных единиц страны. Разработка российских региональных брендов находится на стадии формирования, но некоторые регионы уже активно занимаются этим направлением. Для Удмуртской Республики в современных условиях особую важность приобретают вопросы формирования бренда и управления имиджем территории. Как такого территориального бренда «Удмуртская Республика» пока не существует. Но скоро он появится.Ключевые слова:территориальный бренд, брендинг территории, привлекательность территории, Удмуртская Республика.
Брединг территорий относительно новое направление научных исследований, появившееся на рубеже XXIв. Среди авторов не существует четкого и единого определения понятия «бренд территории». Но существует достаточно большое количество теорий и концепций формирования и управления брендами территорий [1, 2, 3, 4, 5].Бренд территории –комплексный продукт функционирования как самой территории, так и её окружения. Комплексное функционирование всех сфер деятельности региона одновременно предполагает выделение основополагающего связующего звена, которым и становится бренд региона. В основе такого бренда лежит региональная (территориальная) идентичность, закрепляемая в экономической сфере (региональным производством конкурентоспособных товаров и услуг) и символическомпространстве (региональными символами, культивированием традиций существования территорий в истории). В этой связи бренд территории –это гармоничное сочетание социальнокультурной среды региона, его инфраструктуры, административного управления и бизнеса,инвестиционной привлекательности, культуры, памятников истории, привлекающих туристические потоки.Брендинг территории неразрывно связан с процессом повышения ее конкурентоспособности, так как бренд по своей природе является демонстрацией и гарантом конкурентных преимуществ. Основными задачами и функциями бренда территории являются: индивидуальность, уникальность, идентификация, лояльность целевой аудитории, известность и стабильный интерес к нему.Создание бренда региона –это не разовая акция, а постоянный процесс. Он носит сложный, продолжительный характер. Формирование имиджа региона предполагает учет общности его культурноисторических и пространственноприродных условий, полиэтнической и поликонфессиональной структуры его населения, а также необходимости взаимодействия как с внешней, так и с внутренней его средой. Однако брендинг –это наиболее эффективный инструмент активного позиционирования имиджа региона, процесс построения, развития и управления брендом, цель которого –создание сильного и конкурентоспособного региона.Формирование положительного имиджа региона предполагает активную совместную деятельность власти и бизнеса с привлечением в рабочую группу специалистов в области имиджа территории. Учитывая особую значимость проблем формирования имиджа региона, необходимо привлекать к ее созданию представителей бизнеса, администрации, населения и общественных организаций. В основе формирования имиджа региона должен лежать мониторинг особенностей потенциала территории и социальноэкономических целей развития региона, а в качестве конечной цели этого процесса целесообразно рассматривать достижение регионом устойчивого социальноэкономического развития.Работа с имиджем регионов Российской Федерации в настоящее время приобретает особо важное значение и актуальность в связи с ростом конкуренции между регионами за инвестиции, туристические потоки и кадровые ресурсы. При этом тема формирования территориального имиджа достаточно сложна, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Несмотря на значительный интерес к брендингу территорий в России, важно отметить, что данный процесс находится в самой начальной стадии. Мероприятия по брендингу городов и регионов в России по сравнению с мировыми образцами носят разрозненный характер, что не позволяет создать единый узнаваемый и эффективный образ территории.Несколько лет назад появилось новое пространство, в котором формируется, продвигается и, самое главное, оценивается бренд любой территории –это Интернет. Никаких целенаправленных усилий по продвижению бренда Удмуртской Республики не предпринималось –в этом нетрудно убедиться, посмотрев статьи, находящиеся в Интернет. Но, тем не менее, образ Удмуртии в мировой паутине существует. Используя простейший вебанализ как инструмент оценки представления репутации региона и его бренда, оценим образ Удмуртской Республики в сети Интернет. Сформулировав запрос в поисковике Google: «Удмуртия», получаем 2млн160тыс. откликов, а на запрос «Удмуртская Республика» –1 млн 560тыс. Для сравнения возьмем другие регионы Российской Федерации: Татарстан –25 млн 700 тыс., Башкортостан –20 млн 600 тыс., Саха Якутия –9млн 470 тыс., Оренбургская область –3 млн 330 тыс. (анализ осуществлялся в декабре 2014 г.)Но особенно важно содержание сайтов. Если мы возьмем любой регионна родном языке соответствующей страны, то на их странице выпадают традиционные сайты –Википедия, место региона на карте и сайты, продвигающие регион, –история, достопримечательности, культура. Перелистывая страницы, выданные Google, по запросу «Удмуртия», мы находим Государственный Совет Удмуртской Республики, сайты различных министерств и ведомств Удмуртской Республики, сайты развлечений, новости и скандалы, погоду –брендовые сайты отсутствуют. Еще хуже будет, если мы наберем название нашего регионана иностранном языке –там нас практически нет –единицы откликов. Таким образом, можно сделать вывод, что Удмуртская Республика по сравнению с другими регионами России в сети Интернет слабо представлена и эту ситуацию нужно срочно исправлять, поскольку если ничего не делать, то ничего не появится. В рамках аудита нематериальных ресурсов для эффективного процесса дальнейшего брендинга территории необходимо уделить важное внимание анализу имиджа территории.Для проведения анализа существующего имиджа территории используется ряд методов:1)Опросы: социологические опросы населения; опросы экспертов.2)Фокусгруппы: метод оценки узнаваемости и впечатлений; метод семантических различий; метод построения карты оценок.3)Контентанализ. Он предполагает анализ качества рекламных материалов и публикаций, посвященных территории.Для того чтобы выявить существующий бренд Удмуртской Республики, автором статьибыло проведено познавательнопрактическое исследование среди населения Удмуртской Республики. Задачами исследования являлись изучение имиджевой характеристики Удмуртской Республики с позиции населения, выявление существующего бренда Удмуртской Республики, определение желаемых характеристик региона. В исследовании приняло участие 60 человек –население Удмуртской Республики в возрасте от 18 до 65 лет. Инструментом исследования явилась анкета –это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен был дать ответы. Респондентам предлагалось ответить на 14 вопросов, 13 из которых имеют варианты ответа, а один вопрос предполагал собственный вариант ответа. Безусловно, результаты данного анкетирования нельзя считать на 100 % объективными и достоверными, но проанализировав ответы респондентов, сделаем определенные выводы.На вопрос «Какие ассоциации у вас связаны с Удмуртской Республикой» было предложено респондентам выбрать три варианта ответа. По мнению респондентов Удмуртская Республика вызывает следующие ассоциации: родниковый край –58,8 %, военнопромышленный центр –50,0%, торговый центр –26,67 %, болото, провинция –23,33 %, промышленный центр –21,67 %, культурный центр –21,67%, спортивный центр –16,67 %, научный центр –3,33 %. Два человека (3,33 %) ответили, что у них не возникает никаких ассоциаций, связанных с Удмуртской Республикой.Среди отличий Удмуртской Республики от других регионов России опрашиваемые назвали природу (53,33 %), исторически закрытый характер территории региона (31,67 %), низкий уровень жизни (30,0 %), промышленность (23,33 %), большой потенциал (20 %).Мнения респондентов относительно имиджа Удмуртской Республики разделились. 32 человека (53,33 %) считают, что наиболее подходящий имидж для нашей республики –промышленный регион, деятельность которого ориентирована на военнопромышленный комплекс; 14 человек (23,33 %) считают Удмуртию малопривлекательным регионом для инвестиций; 10человек (16,67 %) –Удмуртская Республика –«неизвестный регион –маленький мирок, неизвестный и неинтересный никому»;4 человека (6,67 %) высказали мнение, что Удмуртия бесхозный регион.Респондентам было предложено ответить на открытый вопрос: «Ваше мнение о наиболее адекватном образе Удмуртской Республики» Были получены следующие варианты ответов:
родниковый край и военнопромышленный комплекс;
хорошо развитая отрасль сельского хозяйства с переработкой собственной продукции;
периферия;
обороннопромышленный край и образ центра дружбы народов;
один из кандидатов на ликвидацию как региона;
центр наукоемкого высокотехнологичного производства;
родниковый край России;
промышленная провинция;
культурный центр;
Оружейный центр;
развивающаяся республика с узнаваемым брендом.Исходя из результатов опросаможно сделать вывод, что среди респондентов чаще всего встречалось мнение, что наиболее адекватный образ Удмуртии связан с уже существующим промышленным потенциалом региона, развитым сельским хозяйством и брендом, который появился еще в советскую эпоху «Удмуртия –родниковый край». Основные направления позиционирования Удмуртской Республики показаны втаблице.
Таблица 1Направления позиционирования Удмуртской Республики
Характеристика регионаПодтверждение характеристикиОборонный край державыУдмуртия –опорный край державы потому, что на ее территории расположен целый ряд знаковых для обороннопромышленного потенциала страны производственных предприятий.Родниковый крайУдмуртия богата родниками.Первым назвал Удмуртию родниковым краем поэт Владимир Семакин. Неподалеку от Нылги есть деревня Родники. На севере Удмуртии неподалеку друг от друга расположены Удмуртские и Татарские Ключи. В Зуевы КлючиКаракулинского района едут верующие люди не только нашей республики: вода одного из этих ключей, по поверью, заживляет раны телесные, вода другого ключа –раны душевные. Еще в Удмуртии есть деревни Каменный Ключ в Вавожском и Можгинском и Тихий Ключ в Завьяловском районах. В Селтинском районе находится деревня Круглый Ключ, в Алнашском и Воткинском районах –Черный Ключ. В Шарканском, Кезском и Можгинском районах существуют деревни и вовсе с простым названием –Ключи.Развитый сельскохозяйственный регионАгропромышленный комплекс занимает важное место в народном хозяйстве Удмуртской Республики. В целом региональная специализация сельского хозяйства республики имеет преимущественно животноводческое направление. Растениеводство ориентировано на потребности животноводства: традиционно зерно производится на фуражные цели, большая часть сельскохозяйственных угодий используется для выращивания кормовых культур. Основными возделываемыми культурами являются зерновые, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лендолгунец и кормовые. Производство зерна имеет большое значение в экономике республики. Однако в связи с тем, что Удмуртия расположена в зоне рискованного земледелия, урожайность зерновых культур и объемы производства зерна по годам остаются нестабильными. Удмуртия относится к району благоприятных природноклиматических условий для возделывания картофеля и овощей. В сельскохозяйственном производстве животноводство занимает профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60 %. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство и птицеводство.Центр спортаПо данным Министерства спорта РФ на 1 января 2013 г. в Удмуртии функционировало 3037 спортивных объектов, в том числе 32стадиона, 60 бассейнов, 1382 плоскостных сооружения и 857 спортивных залов. В Удмуртии работает 63 детские спортивные школы, из них 10 СДЮШОР. В них занимается 44555 человек. Клубный спорт в регионе представлен: ФК «ЗенитИжевск», ХК «Ижсталь», ХКМ «ЗнамяУдмуртия», ЖГК «Университет», МФК «Прогресс» и другие. Базовыми видами спорта в Удмуртской Республике являются: биатлон, лыжные гонки, спорт лиц с поражением опорнодвигательного аппарата, спорт слепых (зимние виды), велоспорт (маунтинбайк, шоссе), пулевая стрельба, стендовая стрельба.Удмуртия является «родиной» многих олимпийских чемпионов: Г. Кулаковой (лыжные гонки), Т. Тихоновой (лыжные гонки), В.Медведцева (биатлон), М. Вылегжанина (лыжные гонки), И.Черезова (биатлон), Д. Япаров (лыжные гонки), Н. Талановой (биатлон), А. Кириленко (баскетбол), М. Феклистовой (стрельба) и др.Музыкальный центр РоссииУдмуртия является родиной П. И. Чайковского. 7 мая 2015 г. исполняется 175 лет со дня рождения этого великого русского композитора. Культурный центрВ августе –сентябре 2013 г. в Удмуртии состоялся Первый международный Бурановский фестиваль народной культуры, способный соперничать с крупнейшими европейскими этнофорумами и по масштабу, и по уровню представленных исполнителей.Туристический центрУ республики весьма впечатляющий, абсолютно конкурентоспособный туристический потенциал. Есть и культурные, и природные ресурсы, которые могут стать отличной приманкой для туристов. Удаленность от геополитического и экономического центра страны не только позволила Удмуртии сохранить этническое своеобразие ее жителей, но и серьезно усложнила привлечение сюда туристов.Удмуртская Республика принимает активное участие в формировании интерактивной информационнопоисковой системы «Живая карта России» –Интернетпроекта Министерства культуры РФ, направленного на поддержку внутреннего и въездного туризма в нашей стране, обеспечение потенциальных клиентов доступной, актуальной информацией о туристскорекреационном потенциале регионов.Примечание–таблица составлена авторомстатьи.
Таким образом, в Удмуртской Республике уже существуют бренды в традиционных секторах специализации –это бренды, связанные с использованием природных ресурсов, и культурноисторического потенциала территории. Именно их следует рассматривать в качестве основы для формирования и развития ключевой компетенции: на федеральном и международном уровне сложившегося «бренда» республики и города Ижевска, –оружейной столицы России, тесно связанного с именем М. Т. Калашникова[6, с. 353]. Перспективным и взаимоувязанным со сложившимся образом города Ижевск является «бренд» биатлонного комплекса им. Демидова. Для целей развития познавательного туризма имеются хорошие предпосылки использования имени Г. А. Кулаковой и П. И. Чайковского.Среди основных рекомендаций по расширению территориального бренда Удмуртской Республики можно выделить следующие, наиболее значимыенаправления:•Формирование образа Удмуртской Республики в сети Интернет. Главный принцип успешного бизнеса: «делаем –рекламируем –продаем» применительно к туристическому бренду территории звучит аналогично: «выявляем привлекательное –создаем условия –рекламируем –продаем». А к инвестиционному бренду территории «определяем нужное и возможное –создаем условия –рекламируем –продаем». Необходимо создать информационный портал, в котором содержится: парадная экскурсия по Удмуртии (видеоряд); тематические экскурсии по региону (видеоряд); фото достопримечательностей Удмуртии; описание достопримечательностей, национальный колорит. Весьма существенной является практическая информация: авиабилеты и гостиницы (покупка и бронирование), рестораны и кафе (кухня); транспорт и музеи.•Строительство международного аэропорта Ижевска –критически важный элемент конкурентоспособности региона. Проект на начальной стадии включает в себя реконструкцию терминала для внутренних рейсов и строительство международного терминала. В перспективе следует рассмотреть увеличение взлетнопосадочной полосы, чтобы аэропорт мог принимать широкофюзеляжные самолеты. Проект реализуем по схеме частногосударственного партнерства, с привлечением крупных инвесторов. Проект реализуется в несколько этапов, горизонт реализации –2025 г. В перспективе, вокруг аэропорта может сформироваться кластер деловой и торговой недвижимости. Аэропорт, как ворота в Республику Удмуртия, может также стать современным культурновыставочным пространством. Внутренние помещения могут быть декорированы с использованием национальных мотивов. Данный подпроект является малобюджетным, простым, но пока не реализован ни в одном городе страны, кроме, в некоторой степени, Новосибирска. •Развитие гастрономического туризма в регионе. Проект направлен на повышение привлекательности региона и повышение качества жизни через серию подпроектов, направленных на создание местной кухни и продвижение региона как места гастрономического туризма. Это позволяет капитализировать деловой туризм в регионе, создать рынки сбыта для сельских территорий и фермеров, развивать потребительские рынки, а также привлекать инвесторов в сфере сельского хозяйства. Проект может включать в себя следующие подпроекты: Шарканские рыжики;Рыбка сорога;Кумышка и пощатэм;Пельмени (в Ижевске отсутствует место, где их можно поесть);Местная линейка молочных продуктов;Табани с разными припеками;Воткинские конфеты;Местные алкогольные бальзамы и настойки;Шанежки;Развитие бренда «Бурановская кухня»;Развитие местного крафтового пивоварения; Проведение ежегодного гастрономического фестиваля (местная кухня, фермерские продукты);Местная кухня как основа для уличного быстрого питания;Пельменные в национальном стиле;Ресторан национальной удмуртской кухни.•В настоящее время, строительство этнопарков является достаточно модным трендом в России. В рамках проекта на основе архитектурноэтнографического музеязаповедника «Лудорвай», предлагается создать на территории Удмуртии этнопарк, посвященный культуре удмуртов. Кроме понятных задач привлечения туристов, этнопарк также решает задачи развития конгресстуризма, формирования местных брендов в сфере продуктов питания и сувениров, выстраивания механизмов поддержки для местных ремесленников.На наш взгляд, используя имеющийся потенциал, Удмуртия может подать заявку для участия в конкурсе на проведение Зимней универсиады2023 г. на своей территории. Выбор региона может быть обусловлен, в первую очередь, желанием и возможностью Удмуртской Республики провести студенческие игры. Столица региона является одним из центров студенчества в Приволжском федеральном округе, где располагается Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Удмуртский государственный университет, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевская государственная медицинская академия[7].Для проведения Зимней Универсиады в Удмуртии предполагается задействовать следующие спортивные объекты: Ледовый дворец спорта «Олимпиец», Ледовый дворец «Ижсталь». Республиканский стрелковоспортивный комплекс им. Генерала А. М. Демидова, спортивнооздоровительный лыжный комплекс имени Г. А. Кулаковой, спортивный комплекс «Чекерил», спортивнотуристический комплекс «Нечкино».В ходе Универсиады могут быть проведены соревнования по 8 обязательным видам спорта и двум дополнительным:биатлон;горнолыжный спорт;керлинг;лыжные гонки;лыжное ориентирование;сноуборд;фигурное катание;фристайл;хоккей с шайбой;шорттрек.По опыту Казани, подобный проект является мощным стимулом развития для города и региона: строятся средства размещения, проводится благоустройство городской среды, ремонтируется городская инфраструктура.Кроме того, наличие соответствующих амбиций у региона значительно повышает его рейтинг.Таким образом, сегодня каждый регион конкурирует за финансовые, материальные, человеческие ресурсы. Удмуртия –не исключение, но главный акцент в разработке и расширении территориального бренда нужно делается на привлечении людей, инвестиций и интересных идей, которые можно реализовать. Именно расширение территориального бренда, сопутствующих мероприятий позволяет региону решить существующие проблемы. Но следует помнить, что брендинг мест –явление новое. Именно поэтому возникает множество проблем в данной сфере. Но главное в этом нелегком деле –это открытость, активное вовлечение региональных властей, участие бизнеса и общественности.
Ссылки на источники1.Баженова Е. Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Terraeconomicus. –2013. –Т. 11. –№3. –Ч. 2. –С. 120–125. 2.Кукина Е. Н. Брендинг территорий: сущность и принципы разработок // Известия Волгоградского государственного технического университета. –2011. –Т. 4. –№ 11. –С. 204–209. 3.Нагимов А. Р. Брендинг территории как современный и эффективный инструмент ее развития // Europeansocialscienaejournal. –2013. –№ 112. – С. 389–395. 4.Родионова Н. К., Громова Е. Ю. Территориальный бренд как инструмент повышения конкурентоспособности региона. URL: http://www.actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/economics/rodionova.pdf (дата обращения: 03.01.2015).5.Шапкина Ю. В. Бренд территории: некоторыерезультаты терминологического анализа // Социальноэкономические явления и процессы. –2012. –№ 56. –С. 152–155. 6.Рябая С. А. Территориальный бренд Удмуртской Республики: проблемы формирования и возможные пути решения // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сборник научных статей. –Казань: Издво Казанского гос. унта, 2014. –С. 352353.7.Рябая С.А. Территориальный брендинг: современное состояние и перспективы развития (на примере Удмуртской Республики). URL: http://www.scienceforum.ru/2015/21/10482 [Дата обращения: 23.02.2015].