Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левицкая Л. В., Макурин А. А. Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1136–1140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85228.htm.
Аннотация. В статье анализируется современный подход к проблеме формирования интернет-зависимости вследствие социальной самоизоляции личности, которая, в свою очередь, может выступать одновременно и как предпосылка, и в то же время как следствие возникновения данного типа аддикции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макурин Антон Алексеевич,Студент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г.Владимирrazex9@yandex.ru

Левицкая Линда Викторовна,Кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимирlindavladi@yandex.ru

Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

Аннотация.В статье анализируется современный подход к проблеме формирования Интернетзависимости вследствие социальной самоизоляции личности, которая, в свою очередь, может выступать одновременно и как предпосылка и в то же время, как следствие, возникновения данного типа аддикции. Ключевые слова:Интернетзависимость, социальная самоизоляция, дезадаптация личности.

Новые электронные технологии –современный универсальный и многофункциональный инструмент развития человека и общества. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Трудно представить молодёжь XXIвека без сети Интернет. Сегодня нет, пожалуй, другого доступного источника информации, который бы привлекал своей яркостью, многообразием и обилием предоставляемых ресурсов. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке илиутруждать себя походами по магазинам. Всюнеобходимую информацию можнополучить, не отходя от экрана собственного монитора.Есть у Интернета ещё один большой плюс: возможность свободного общения молодых людей, поиск старых и новых друзей.Однако,указанные его свойства таят в себе и опасность: onlineигры, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, воздействуя на неокрепшую психику и подсознание. Человек погружается в виртуальный мир: забывает про друзей, школьные и домашние обязанности. Реальность отступает на второй план. Так формируется Интернетзависимость –навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети. Всемирная организация здравоохранения причислила Интернетзависимость к категории патологических пристрастий, способствующих разрушению личности.

Феномен интернет

зависимости привлекает внимание исследователей сети, учёных, средства массовой информации.Наработкипоследних лет свидетельствует о сверхувлечённости подростков Интернетом, нередко о злоупотреблении им, а в ряде случаев и явной зависимости от виртуальной среды.

Одним из первых о технологической зависимости человека от компьютера и возникновении виртуальной зависимости заговорил и обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, ранее изучавший особенности поведения игроков в азартные игры. Однако задолго до негофантаст К. Саймак в предисловии к роману "Город" предупреждал: "Нет ничего дурного в технике как таковой, дурно лишь наше бездумное увлечение ею. Мы обожествляем машины; в какомто смысле мы продали им свои души. ...Существуют другие, высшие ценности, помимо тех, что несет с собой технический прогресс. ...Под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность" [8].Непосредственно термин в 1995 г. «интернетзависимость» ввёл ньюйоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под нимне столько медицинскуюпроблемунаподобие алкогольной или наркотической зависимости, сколько поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Интернетзависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности ивыступающей предметом специальных исследований. Особую роль в анализе данной проблемы должна занимать категория одиночества. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной возникновенияИнтернет

зависимости,является, безусловно,одним из ее факторов.В современной теории и практике существуютразличные типологии одиночества.Предпосылкой их возникновения стала задача определенияприродыдефицита социальных отношений, а также выявления характеристиксоциального положения личности, обуславливающихее одиночество. Одна из такого родатипологий принадлежит Р. Вейсу.Согласно его взглядам, существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество". Это состояния эмоциональной и социальной изоляции.Социальное одиночествовыражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей.Эмоциональное (психологическое) одиночествоР.Вейсрассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, отсутствие друзей.

С точки зрения различных социологических и социальнопсихологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие Интернет

зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и др.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.Так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Вопервых, это возможность анонимного общения, что в некотором смысле является относительной ценностью современности. Во

вторых, Интернет дает возможность для реализации представлений, фантазий с обратнойсвязью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире. Наконец, втретьих,чрезвычайно широкая возможность поиска и неограниченного доступа к любой информации. Киберпространство предоставляет пользователю неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям. Немаловажнои то, что в результате использования Интернета у человека возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности одну из базовых в системе потребностей человека.Предпосылками формирования Интернет –зависимости у детей школьного и подросткового возраста могут выступать причины и потребности из самых разных сфер личностного взаимодействия. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие: недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье;восприятие Сети как среды, которая может предоставить эмоциональную поддержку, в отличие от реального окружения, где такой отклик получить труднее;желание быть понятым;отсутствие контроля со стороны родителей;неумение налаживать контакты с окружающими;отсутствие друзей;сложности с успеваемостью в школе;отсутствие серьёзных увлечений, интересов, хобби и др.В соответствие с тем, какие цели преследует пользователь, выделяются три основных типа Интернет зависимости:1. Навязчивый веб–серфинг бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какойлибо, зачастую ненужной информации;2. Пристрастие к виртуальному общению –большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;3. Игровая зависимость –навязчивое увлечение сетевыми играми.В современных научных исследованиях введено понятие "компьютерные аддикты",которое обозначает людей, длительное и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, что в результате приводит к психосоциальной депривации. Подобные отклонения были обнаружены у геймеров, просиживающих ежедневно за компьютером по восемнадцать часов. В таких случаях у компьютерного аддикта могут развиться приступы панического страха, общая депрессия, суицидальные попытки.Кроме того, исследования показывают, чтоигровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности. Страсть к игре используется людьми как средство ухода от серьезных социальных проблем.Особенно актуальна данная проблема в детском и подростковом возрасте ввиду тех психологических особенностей личности, характеризующих специфику возрастов. Можно выделить категории подростков, чьи индивидуальные особенности, определяют его принадлежность к группе риска в контексте проблемы формирования Интернет

зависимости. Вопервых, это подростки, полагающие, что от них мало, что зависит вэтой жизни. В неудачах они, как правило, винят других или коварное стечение обстоятельств; мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем и не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Вовторых, подростки с низкой самооценкой, которые с помощьюигры стремятся самоутвердиться,либо почувствовать себя героемпобедителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.Втретьих, подростки с высокой степенью внушаемости, то есть готовностью подчиниться чужой воле. Вчетвертых, подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности, а также открытости и контактности в общении со сверстниками. Наконец, дети, мечтавшиестать лидерами, но так и не завоевавшие данного статуса. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Как правило, те, кто становятся Интернет зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная.опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.Интернетзависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.Рассматривая результаты мониторинга на игровую зависимость, который проводился в трёх учебных заведениях г.Москвы,мы видим следующее: 58% школьников осознают актуальность проблемы игровой зависимости,28% не видят под игроманией проблемы, 50% считают игроманию болезнью.Ровно половина опрошенных (50%) уверены, что проблема игромании не коснётся их лично.63% считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании.При этом 74% считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не сознают, что зависят от них.57% опрошенных считают, что для борьбы с игровой зависимостью недостаточно волевого усилия.48% не хотят проводить большее количество времени за компьютером,однако 45% регулярно используют Интернет для развлечения и общения. На основании проведённого мониторинга можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информированности оданном социальнозначимом заболевании.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу о том, что Интернет является привлекательным средством ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций.Степень погруженияв виртуальностьопределяет степень десоциализации личности. Данные процессы прямопропорциональны.Подверженные компьютерной зависимости люди, теряют социальные навыки.Реальный мир становится все сложнее: он пугает, отталкивает, его правила сложно понять и это образует замкнутый круг.

В особо тяжелых случаях, человек превращается в затворника, не покидающего своей квартиры или даже комнаты.Данное явление, очень сильно распространено в Японии. Для обозначения людей, ставших частью этого замкнутого круга, предложен новый термин «Хикикомори»(яп. 引き篭もり, разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»),которыйобозначаетподростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.Многие люди испытывают стресс, взаимодействуя с окружающим миром, однако только у хикикомори это приводит к таким патологическим явлениям как полная, длительная самоизоляция. В некоторых случаях они годами могут не покидать своей квартиры или даже своей комнаты. Обычно у них очень узкий круг друзей, или вообще их нет.Несмотря на то, что хикикомори предпочитают не покидать помещений, некоторые по случаю выбираются наружу. Самоизоляция от общества обычно начинается постепенно. Попавшие в число хикикомори люди могут внешне казаться несчастными, они теряют друзей, становятся эмоционально беззащитными, застенчивыми и необщительными.Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивнокомпульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра. Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию. Сува и Хара (2007) в своём исследовании пишут, что из 27 изученных случаев в 17 наблюдались психические расстройства и только 10 не имели явных отклонений.Синдром хикикомори также потревожным расстройством личности,также известном как социофобия [12].Китай –единственная страна в мире, где уже появилось 400 лагерей для подростков, оказавшихся на грани психического сдвига изза сотен часов проведенных за компьютером.Первые такие лагеря возникли в Китае в 2008г. и с тех пор там погибло 12 подростков.Методы применяются армейские, условияполувоенные, активно работают психологи. Но, по статистике, в центре профессора Тао Рано удалось излечить 70% геймзависимых подростков. Китай первым классифицировал геймзависимость как клиническое расстройство. В США существует лишь одна клиника,где лечат обычными медикаментозными методами. В России создана Лига безопасности Интернета, помогающая родителям блокировать некоторые сайты,и это всё. И это при том, что уже около 70% наших подростков предпочитают реальной жизни виртуальную.Интернет

зависимый человек теряет чувство реального времени, игнорирует близких и друзей, перестает регулярно есть и пить, теряет сон. Взамен он получает иллюзию близости с идеальными друзьями, чувство вседозволенности, всемогущества, неограниченной свободы. Все, что отвлекает от Интернета, начинает мешать и раздражать. То есть –вся остальная жизнь.Из бесед с родителями и детьми вырисовывается главная проблема, уводящая в виртуальный мир –одиночество. Что советуют психологи? Снизить эмоциональное напряжение в семье. Подростку ненавистен мир ссор, упреков, в лучшем случае –равнодушия. Он должен убедиться, что в наружном мире есть хоть чтото, к чему вообще стоит возвращаться[2].Как уже упоминалось, подростку самому зачастую надоедает каждодневное «сидение перед монитором» и ощущения,полученные им в реальной жизни, например на концерте, будут в разы ярче его виртуального опыта, главное ухватится за эти чувства и периодически давать новый заряд положительных эмоций, иначе подросток вернется к своему «другу».Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент российской интернет

аудитории, проблема интернет

зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение [1]. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Таким образом,мы видим, что проблема социального одиночества и интернет –зависимость связаны друг с другом. Эта проблема очень серьёзна и всё громче стучится в дверь. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Основной принцип ослабления и лечения зависимости замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. Эффективным методом борьбы с Интернетзависимостью является метод использования различных контролирующих программ.Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.Если человек дозрел до решения освободиться от зависимости, надо установить для себя временные рамки работы за компьютером. Нужно расширить круг общения с приятными людьми и ходить на какиенибудь курсы, будь то языковые группы, аэробика, бассейн,уроки игры на музыкальных инструментах и т.д. Отличный способ отправиться в путешествие. При желании покончить с зависимостью, даже со стороны самого пострадавшего, сделать это ему в одиночку очень трудно. Он должен ощутить поддержку со стороны родных, они в свою очередь должны вытащить его изза компьютера, посредством интересного времяпровождения.

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живойприродой, творческие увлечения,как правило,выводят человека из зависимости.Очень важно понимать, что Интернет –как и любая другая вещь, может приносить, как благо, так и вред, нужно лишь уметь им пользоваться.

Ссылки на источники1.Анохина,Н. Советы родителям / Н.Анохина// Семья и школа.2013.№12.С.1011.2.Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета/ Войскуновский А.Е. // Психологический журнал.

2004.Т.25.№ 1.C.90100.3.Зимянина, Н. Обречённые рабы клавиатуры /Н.Зимянина // Чудеса и приключения.2014.№9.С.18214.Игромания //Нарконет.2014.№5.С.26285.Интернет зависимое поведение подростков //Нарконет.2014.№3.С.26276.Компьютер «за» и «против» // Не будь зависим.2014.№5.С.42437.Лобанова, А.Н.Скажи нет игромании!/А.Н.Лобанова //Нарконет.2014.№8.С.26298.Цой,Н.А. Феномен Интернетзависимости и одиночество /Н.А.Цой //Социологические исследования.2011.№12.С.981079.Корытникова,Н.В. Интернетзависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий /Н.В.Корытникова// Социологические исследования.2010.№6. С.7079.10.Рассказова, Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У.Солдатова, Е.И.Рассказова // Психологический журнал.2013.т.34.№4,с.7988.11.Фадеева,С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / C.В.Фадеева // Социальная педагогика.2012.№1.С.119125.12.Хикимори [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения: 24.02.2015)