Специфика организации русских народных подвижных игр с детьми 6–7 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Краснобаева Я. А. Специфика организации русских народных подвижных игр с детьми 6–7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1131–1135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85227.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает понятие «русские народные подвижные игры», определяет классификацию русских народных подвижных игр. Также статья раскрывает специфику организации русских народных подвижных игр с детьми 6–7 лет, педагогическое руководство над данным видом игр, роль детей в организации русских народных подвижных игр.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Краснобаева Яна Александровна, Студентка 4 курса Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировyana.krasnobaeva.93@mail.ru

Специфика организации русских народных подвижных игр с детьми 67 лет

Аннотация. Данная статья раскрывает понятие «русские народные подвижные игры», определяет классификацию русских народных подвижных игр. Также статья раскрывает специфику организации русских народных подвижных игр с детьми 67 лет, педагогическое руководство над данным видом игр, роль детей в организации русских народных подвижных игр.Ключевые слова: русские народные подвижные игры, дети подготовительной к школе группы

Русская педагогика рассматривала русские народные детские игры как необходимое содержание воспитания дошкольников. Русские народные подвижные игры это яркое выражение русского народа, отражение этноса в целом и истории его развития. Издавна в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять выдержку, творческую выдумку, волю и находчивость.Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Потребность детей в подвижных играх естественна, в них можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у детей большой интерес. Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А.Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.Существуют различные трактовки понятия «русские народные подвижные игры». Рассмотрим их подробнее.По мнению А.В. Кенеман, русские народные подвижные игры это традиционное средство педагогики, отражающее образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Русские народные подвижные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания детей[1].И.И. Шангина отмечает, что русские народные подвижные игры –это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. В них отражены традиции русского народа, его быт [2].И.Г. Гаврилова считает, что русские народные подвижные игры –это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность, как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы народного быта [3].Классификацию русских народных подвижных игр предложила Е.А.Тимофеева. По ее мнению, русские народные подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту;по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);по видам движений(игры с бегом, метание и т.д.)[4].Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игрызабавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, поорганизации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В старших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игрызабавы. Вместе с тем в работе с детьми подготовительной к школе группы широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.Э.Я. Степаненковасчитает, что сюжетные русские народные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или придуманный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, волка, гуся и т.д. (например, русские народные подвижные игры «Дракон», «Большая черепаха», «Воробушки и автомобиль»)[5].Несюжетные русские народные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Это игры с элементами соревнования или игрыэстафеты (русская народная игра«Выгони мяч»). Русские народныеподвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.По содержанию все русские народныеподвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.Далее рассмотрим специфику организации русских народных подвижных игр с детьми 67 лет.У детей 67 лет происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых в этом возрасте отличает довольно высокая возбудимость.Н.С. Ширяева отмечает, что у детей 67 лет возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения[6].По мнению В.Н. Кудрявцева, дети 67 лет, уже с меньшей помощью педагога, могут организовать русскую народную подвижную игру. Они могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему[7].Для вовлечения в русскую народную подвижную игру всех детей в подготовительной к школе группынеобходимо приложить немало усилий. Главной задачей педагога является обучение детей играть самостоятельно и активно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.Е.А. Тимофеева считает, что детям 67 лет уже доступны многие элементы и простейшие правила игры. У детей данного возраста все большее место начинают занимать игры, в которых результат зависит от взаимодействия нескольких играющих и их действий в соответствии с правилами. Это несложные игрыэстафеты, в которых ребенок заинтересован не только в своих личных результатах, но и в результатах всей команды (Русские народные игры «Горелки»и «Чье звено скорее соберется»)[4].Детям очень нравятся и различные игрызабавы. Двигательные задания в них выполняются в необычных условиях, часто включают элементы соревнования, например бег в мешках, « Петушиный бой», перетягивание каната. Выполняют такие задания часть детей или все дети, но поочередно; все остальные в это время являются зрителями. Е.А. Тимофеева выделяет следующую специфику организации русских народных подвижных игр с детьми 67 лет. Дети подготовительной к школе группы уже имеют достаточный двигательный опыт, самостоятельны и активны, но пока еще нуждаются в помощи и руководстве со стороны взрослого при организации русских народных подвижных игр[4].Подвижные игры проводятся ежедневно в разные режимные периоды. Основное время для проведения подвижных игр приходится на утреннюю и вечернюю прогулки.Также автор считает, что не следует организовывать коллективные игры и упражнения после занятия, требующегососредоточенного внимания. Целесообразно предоставить детям возможность поиграть самостоятельно, заранее организовав соответствующие условия, включающие подбор пособий, активизирующих самостоятельную деятельность детей.М.А. Доронина также считает, что игры для детей 67 лет подбирают в основном сами воспитатели, но их задача облегчается, так как дети уже знают много игр,разученных в предыдущей возрастной группе. Педагог обязательно обращает внимание на сложность двигательных заданий и правил, их соответствие знаниям и представлениям, индивидуальнымособенностям и желанием детей[5].Подготовка к игре и сборы на игру в этой возрастной группе уже не затрудняют ни воспитателя, ни детей.Для грамотной подготовки к проведению русских народных подвижных игр воспитателю важно знать их содержание и правила, уметь четко и ясно донести их до играющих. Создавая условия для проведения подвижных игр и упражнений, педагог должен опираться на самостоятельность и активность дошкольников, которые по указанию или просьбе взрослого могут подготовить необходимые пособия, разместить их в соответствии с требованиями проведения игры.Е.А. Тимофеева также считает, что объяснение игры детям 67 лет, в отличии от предыдущих групп, чаще всего организуется заранее, т.е. до ее проведения, а не по ходу. Первичное объяснение сложной русской народной подвижной игры обязательно сопровождается показом, проигрыванием наиболее трудных ее моментов[4].После объяснения дети сразу переходят к игре, а в ее процессе воспитатель уточняет то, что было недостаточно усвоено ими, объясняет, как не допустить нарушения правил.Автор также считает, что успешность игры во многом зависит от того, как дети поймут и запомнят правила. Они стремятся как можно быстрее воспроизвести все услышанное в действиях и часто, не дослушав объяснения, изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Тогда для концентрации внимания детей можно рассказать об игре в форме сказки, что воспринимается ими с большим интересом и способствует творческому исполнению ролей[4].Непосредственное участие воспитателя в играх детей подготовительной к школе группы необязательно. Он руководит ходом игры, напоминая правила и внимательно следя за их выполнением, подает сигналы, а также наблюдает за правильностью движений детей, регулирует физическую нагрузку, чередуя активные действия и отдых, своевременно переключая детей с одного вида деятельности на другой, постепенно повышая интенсивность движений, увеличивая расстояние, пробегаемое детьми.В отдельных случаях участие воспитателя в игре необходимо. Он может взять на себя самую ответственную роль и показать, как быстро должен действовать ловишка, чтобы поймать много детей, как правильно выполнять то или иное движение.Е.А. Тимофеева считает, что воспитателю важно овладеть разными способами распределения игровых ролей; при этом следует делать так, чтобы каждый ребенок мог исполнять ответственную игровую роль, например водящего, что помогает развитию способности правильно оценивать и свои силы, и силы товарищей[4].Для распределения ролей применяются считалкишутки, например: «Пчелы в поле полетели, закружили, загудели; сели пчелы на цветы, мы играем, водишь –ты!»Выбрать водящего можно и подругому. Дети встают в круг, воспитатель называет имя ребенка; тот должен назвать любое число до 10 и сказать, в какую сторону вести счет –вправо или влево. Ребенок идет по кругу и считает –тот, на ком счет оборвется, и будет водящим.Также педагог считает, что в руководстве подвижными играми особое место занимает подведение итогов: детей 67 лет интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Поэтому в конце игры педагог обязательно кратко подводит итоги, отмечает успехи детей, говорит, что выполнено хорошо и какие и кем нарушения были допущены.Оценка воспитателя должна быть обоснованной, аргументированной. Это поможет предупредить возможные неадекватные проявления в поведении детей, снять излишнюю возбужденность, азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой.Далее необходимо привести примеры

русских народных подвижных игр с детьми 67 лет.Русская народная подвижная игра «Охотники и зайцы». Педагог предлагает детям сыграть в подвижную игру «Охотники и зайцы». При положительном ответе детей, воспитатель объясняет правила игры. Затем дети самостоятельно выбирают двух «охотников», которые берут в руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети–«зайцы», они сидят в своей «норке». «Охотники» обходят вокруг этой «норки», притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки. На слова воспитателя: "Зайчик прыгскок в зелёный лесок", зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них целятся мячиками под ноги. В кого попадут–те дети становятся охотниками.Для детей данной возрастной группы важен результат игры, и поэтому они стараются как можно дольше продержаться на игровом поле. Для этого дети придумывают различные извороты, чтобы избежать попадения мяча, особо внимательно следят за действиями водящих и какбы заранее стараются предугадать траекторию полета мяча.Далее приведем пример русской народной игры без применения мяча.«Караси и щука».Для данной игры дети с помощью считалки выбирают водящего. Водящий будет выполнять роль «щуки». Остальные дети –«караси». «Щука» должна уйти на один конец игрового поля, а «караси» на другой. По сигналу педагога, «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» их ловит. Пойманные «караси» берутся за руки и, встав поперек, образуют так называемую «сеть». Теперь оставшиеся «караси» должны перебегать на другую сторону через «сеть». Водящий стоит за сетью и старается поймать игроков. Когда пойманных карасей становится восемьдевять, они образуют корзиныкруги, через которые нужно пробегать. Когда пойманных карасей становится больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который будут пробегать оставшиеся играющие. В итоге побеждает тот, кто остается последним, не пойманным. Ему и будет поручена роль водящего.Во время наблюдения за детьми в процессе подвижной игры «Караси и щуки» (в подготовительной группе дошкольной образовательной организации) было отмечено, что дети данной возрастной группы хорошо знают правила игры и следят за тем, чтобы эти правила выполняли все без исключения дети.Важно также отметить, что дети подготовительной к школе группы адекватно воспринимают свои некоторые неудачи в подвижной игре и не проявляют заметного расстройства.Для детей данной возрастной группы можно предложить также русскую народную подвижную игру «Удочка».Для данной игры дошкольники могут также самостоятельно выбрать водящего, использовав для этого считалку или по собственному желанию ребенка. Остальные дети встают в круг. Водящему выдают скакалку, которая и будет его «удочкой». Он должен водить этой «удочкой» по кругу, стараясь поймать как можно больше игроков. Первый ребенок, которого поймает водящий, должен будет заменить его и продолжить игру.Данная русская народная подвижная игра способствует формированию ловкости у детей подготовительной к школе группы посредством того, что дети захотят подольше оставаться «рыбками» и будут старательно проявлять быструю реакцию на изменяющиеся игровые условия.Таким образом, педагогу потребуется немало усилий, чтобы дети заинтересовались русскими народными подвижными играми. Проводит различные занятия, знакомство с культурой русского народа. Дети подготовительной к школе группы более старательные, чем малыши, и могут помочь воспитателю в подготовке игры.

Ссылки на источники1.КенеманА.В. Физическая подготовка детей 67 лет к занятиям в школе / под ред. В.И.Ильинича. М. : Издательский дом «Академия», 2000–231 c[Дата обращения 20.02.2015];2.ШангинаИ.И. Русские дети и их игр.М. :Издательский дом «Искусство», 2000.–296 с. [Дата обращения 20.02.2015];3.ГавриловаИ.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. М.:Издательский дом «ДетствоПресс», 2008.–160 с.–[Дата обращения 25.02.2015];4.ТимофееваЕ.А. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 2.–М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009.–112 с. [Дата обращения 26.02.2015];5.СтепаненковаЭ.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.–2е изд., испр.–М.: Издательский центр «Академия», 2006.–368 с. [Дата обращения 20.02.2015];6.Ширяева,Н.С. Этнопедагогические технологии изучение жанра традиционных игр на уроках народного творчества (Киров)/ Н.С.Ширяева// Человек и образование. №1. (30). 2012–с.6265 [Дата обращения 25.02.2015]7.Кудрявцев В.Н. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998,№ 11. [Дата обращения 25.02.2015];